Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Стоимость полного варианта работы 3900 руб

 

             

Стоимость полного варианта работы 3900 руб

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия в условиях конкурентной среды 6

1.1. Основные понятия и виды конкуренции 6

1.2. Возможные направления развития предприятия 18

1.3. Этапы разработки стратегии предприятия 23

Глава 2. Стратегический анализ ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» 31

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31

2.2. Анализ внутренней среды предприятия 34

2.2.1. Анализ основных технико - экономических показателей 34

2.2.2. Анализ структуры баланса и имущественного положения 36

2.2.3. Анализ использования оборотных средств 39

2.2.4. Анализ динамики выпуска и продаж готовой продукции 40

2.2.5. Анализ использования трудовых ресурсов 42

2.2.6. Анализ затрат на производство продукции 45

2.2.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 46

2.3. Анализ внешней среды 49

2.4. SWOT- анализ предприятия 51

Глава 3. Стратегия развития ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» 56

3.1. Основные направления развития предприятия 56

3.2. Расширение ассортимента выпускаемой продукции 57

3.3. Расчет экономической эффективности мероприятий 61

Заключение 69

Список литературы 72

Приложение 1.Бухгалтерский баланс ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2009 г.

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2009 г.

Приложение 3. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2009 г. Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (элементам затрат)»

Есть Расчеты в Excel


Введение

Условия конкурентной рыночной экономики требуют от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,

бизнес – планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства,

стратегических целей и планов развития в долгосрочной перспективе.

Объектом исследования в работе является предприятие ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6», предметом исследования – производственно-хозяйственная деятельность данного предприятия.

Целью данной дипломной работы является разработка стратегии развития предприятия в условиях конкурентной среды.

Реализация данной цели требует постановки следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия в условиях конкурентной среды;

- провести стратегический анализ деятельности предприятия;

- разработать стратегию развития предприятия.

Поставленные задачи раскрываются в 3 главах работы. Первая глава носит теоретический характер. В ней рассказывается об основных видах

маркетингового характера таких авторов, как Багиев Г.Л., Романов А.Н., Шеремет А.Д. и др.


Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия в
условиях конкурентной среды

1.1. Основные понятия и виды конкуренции

Термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах. По мнению Адама Смита, это поведенческая категория, когда

как соперничество среди многих фирм путем дифференциации продукта, можно

покупателей и продавцов

Следствием чистой конкуренции является то, что покупатели и продавцы принимают рыночную цену, так как они в одиночку не могут на нее воздействовать

ода от одного альтернативного вложения к другому в зависимости от происходящих изменений на рынке.

Идеализированные характеристики рынка совершенной конкуренции являются на в этих условиях, или, точнее, выстоять в конкурентной борьбе. На долгосрочном горизонте стираются различия между чистой и совершенной конкуренциями [19, с 60].

Эффективная конкуренция (или реальная) возникает, когда покупатели и продавцы оперируют независимо, даже если рынок не является чисто или ивности отраслей национальных экономик.

Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальный характер и структуру,

рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами [27, с 54]:

еди существующих предприятий зависит от множества факторов:

- числа

- ма.

Независимо от того, идет ли ожесточенная конкуренция или уровень

ены; во вторых – с точки зрения качества, в третьих, насколько сложно перейти на товары - заменители.

Как правило, чем ниже цена заменителей, чем выше их качество и планируемое продавцами, а также размер получаемой ими прибыли.

3. Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так расли.

Барьерами входа в отрасль могут быть:

- приверженность покупателей торговой марке (фирма новичок должна убедить

значительную долю изделий, выпускаемых предприятием, чем крупнее покупатели и чем больше количество изделий, которое они приобретают, тем больше их

урентная среда в отношении получения прибыли - это такая среда, в которой и поставщики и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших заменителей, входные барьеры выхода на рынок

рыночную цену для получения своего преимущества. Если фирмы-соперники сравнимы

о времени, которое труднопреодолимо для соперников. Фирмы, которые обладают проницательностью и объективными данными об «индивидуальности» кадрового состава каждой из конкурирующих фирм и их экономическом рынок получила название «боковой»).

1.2. Возможные направления развития предприятия

Организация постоянно двигается в своем стратегическом развитии. В самом

ми

же стадии цепочки создания ценности;

2. Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая

- асли с падением производства;

- организация имен как капитал, так и трудовые ресурсы, необходимые,

- я команда управляющих.

4. Конгломератная диверсификация. Стратегия включает вход компании в сферы товаров или услуг исторически сконцентрировалась в одной отрасли.

1.3. Этапы разработки стратегии предприятия

Процесс разработки стратегии включает в себя этапы анализа, собственно планирования (выбора) и реализации принятого решения.

На этапе вляется отличительной чертой стратегического управления. Следующая важная особенность стратегического менеджмента — его ориентация на

азвития предприятия представляет самостоятельную ценность для

а предыдущих этапов. Необходимо отметить, что в реальности процесс разработки стратегии может быть итеративным (циклическим). Так, определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды. Вместе с

бразом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в

В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые ресурсы, капитал, инфраструктура и т.д. Но по мере технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма – конкурентные преимущества. Это означает следующее [31, с.142]:

- преимущества перестали быть стратегическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии производства,

ут быть:

- монополия (на российском рынке это, например, монополия в энергетической сфере);

- одуктов, преимущества высокого ранга (связанные с наличием у предприятия высокой

потребительских предпочтений.


Глава 2. Стратегический анализ ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» создано путем преобразования государственного предприятия «N-ский завод ЖБИ-6» в процессе его приватизации, на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом N-ской области от 30.06

бетонных и бетонных изделий, товарных бетонов и растворов, а также. Кроме того, данное предприятие специализируется на выпуске деталей крупноблочных домов и доборных кирпичных домов.

Основным направлением деятельности предприятия является:

- изготовление и реализация товарных растворов и бетона, известковых смесей;

- выпуск и реализация железобетонных конструкций (плиты перекрытия, фундаментные блоки и т. п.), деталей домов;

- выполнение индивидуальных заказов по выпуску железобетона;

- предоставление клиентам организации автотранспортных услуг по доставке выпускаемой продукции.

Вся продукция предприятия прошла обязательную сертификацию и полностью

предприятия являются:

- ООО «GEO» - поставка гранита;

- ОАО «Речной

объекты, предоставление автотранспортных услуг по перевозке выпускаемой продукции.

среды предприятия.

2.2. Анализ внутренней среды предприятия

2.2.1. Анализ основных технико - экономических показателей

Рассмотрим основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2008-2009 г.г. на основании представленных в Приложении 1 и 2 (таблица 1).

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели работы
ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2008-2009 г.г.

Показатели

2008

2009

Отклонение

+/-

%

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что выручка от продажи продукции ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» в

- фондов увеличилась на 345 тыс. руб. или на 2,32%, что связано непосредственно с

- сновных фондов и говорит о том, что обеспеченность предприятия отдельными видами оборудования достаточно высока.

2.2.2. Анализ структуры баланса и имущественного положения

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» проводитс

Таблица 2

Уплотненный баланс – нетто ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2009 год (тыс. руб.)

Показатели

На 31.12.

2008 г.

На 31.12.

2009 г.

Отклонение, +,-

Темп роста, %

5

6

-3502

88.26

-3813

74.07

-1796

76.16

35

107.45

-1147

63.11

-905

74.81

311

102.06

345

102.32

0

100.00

-34

0.00

-3502

88.26

-2934

84.44

-36

0.00

-532

95.13

Из

проведем оценку экономического потенциала предприятия со стороны имущественного положения на основе приведенных данных (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Изменение имущественного положения ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

Показатели

На конец 2008 г.

На конец 2009 г.

Изменение

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Разница удельных весов, %

1

2

3

4

5

6

7

8

100

26316

100

3502

0

88.26

49.9

15210

57.8

-345

7.9

102.32

2.4

720

2.7

1

0.3

100.14

47.7

10386

39.5

3848

-8.2

72.97

25.3

5736

21.8

-1796

-3.5

76.16

10.4

1962

7.5

-1147

-2.9

63.11

12

2688

10.2

-905

-1.8

74.81

Из анализа видно, что:

-

- имущество предприятия к концу 2009 г. снизилось на 11,74% или 3502 тыс. руб.;

свидетельствует о низкой степени финансовой зависимости ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6».

2.2.3. Анализ использования оборотных средств

Большое значение для расчета аналитических коэффициентов имеет показатель

оборотных средств.

Показатели 8-2009 г.г. сведены в таблицу 5.

Таблица 5

Показатели эффективности использования оборотных средств ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2008-2009 г.г.

Показатели

2008 г.

2009 г.

Отклонение

расчетов, можно сделать следующие выводы:

- собственные оборотные средства за 2009 г. уменьшились на 3445 тыс. руб.;

- доля собственных оборотных средств снизилась на 10,8% и к концу 2009 г. составила только 1,9%, что является признаком снижения средств, вложенных

- деловой активности данного предприятия.

2.2.4. Анализ динамики выпуска и продаж готовой продукции

Объемы выпуска и продаж являются взаимосвязанными показателями, В условиях

Таблица 6

Динамика выпуска и продаж готовой продукции, расчет базисных и цепных темпов роста ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» в 2007-2009 г.г.

Рисунок 1 – Диаграмма выпуска и продаж готовой продукции ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» за 2007-2009 г.г.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы. За период 2007-2008 г.г. чество нереализованной продукции. Возможно, существует необходимость создания на предприятии маркетинговой службы.

2.2.5. Анализ использования трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы предприятия – совокупность групп работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его

нию со штатным расписанием, то есть плановыми показателями (таблица 7).

Таблица 7

Обеспеченность ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» трудовыми ресурсами в 2009 г.

Категория работников

Численность, человек

Процент обеспеченности

По штатному расписанию

На конец 2009 г.

В целом исследуемое предприятие обеспечено трудовыми ресурсами на 88,5

(таблица 8).

Таблица 8

Состав трудовых ресурсов ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» по возрасту, стажу работы, образованию в 2008-2009 г.г.

Группы работников

Численность работников на конец года, человек

Удельный вес,%

2008

2009

2008

2009

4,5

27,3

24,9

21,1

22,2

3,1

29,1

18,7

23,0

26,2

100

100

4,5

32,4

41,7

21,4

4,5

34,4

42,1

19,0

100

100

По трудовому стажу, лет:

до 5

от 5 до 10

от 10 до 15

от 15 до 20

свыше 20

22

79

174

66

33

18

84

163

63

30

5,8

21,2

46,5

17,7

8,8

5,0

23,5

45,5

17,6

8,4

Итого:

374

358

100

100

Проведенный анализ свидетельствует об удовлетворительном уровне квалификации

изе уделяется большое внимание (таблица 9).

Таблица 9

Анализ движения рабочей силы ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» в 2008-2009 г.г.

Показатель

2008

2009

Отклонение

+/-

%

101,6

81,1

161,2

90,4

96

85,7

169,2

83,8

Из таблицы 9 видно, что

на предприятии в 2009 г., сокращением и задержкой заработной платы, в результате чего возросла текучесть кадров.

2.2.6. Анализ затрат на производство продукции

Затраты на производство продукции является важнейшим показателем экономической

Таблица 10

Состав затрат на производство ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»
в 2008-2009 г.г.

Элементы затрат

Годы

Отклонение

2008

2009

Сумм, тыс. руб.

Удельных весов, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Оплата труда

26329

24,9

21437

29,2

-4892

4,3

Единый социальный налог (ЕСН)

12812

12,1

10415

14,2

-2397

2,1

Материальные затраты

53146

50,2

30236

41,2

-22910

-9,0

Из

В целом снижение затрат является следствием падения производственной деятельности предприятия в 2009 г.

2.2.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуется суммой полученной

финансовых результатов деятельности ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» в 2008-2009 г.г. представлен в таблице 11.

Таблица 11

Анализ состава, динамики финансовых результатов деятельности ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» в 2008-2009 г.г.

Показатель

2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Отклонение тыс. руб.

1

2

3

4

Отложенные налоговые обязательства

146

107

-39

Чистая прибыль (убыток)

4744

2527

-2217

Анализируя данную таблицу, мы видим, что на ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» происходит тенденция падения прибыли от как от продажи продукции продукции - на 347 тыс.

в целом баланс данного предприятия имеет отрицательные показатели. Снизилось значение собственного капитала на 2934 тыс. руб. При этом снизились и краткосрочные обязательства на 4,87% или на 532 тыс. руб., так как снизилось число кредитных сделок,

ости при внедрении более эргономичных технологий. По итогам работы предприятия следует

2.3. Анализ внешней среды

В г. N выпуском железобетонной продукции и товарных смесей занимается шесть предприятий – ОАО «ЖБИ-2», ООО «ЖБИ-3», ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6», ООО «ЖБИ-5

коммерческие организации. Всем им, без исключения, пришлось изменять номенклатуру

нке железобетонных изделий.

Потребителями продукции заводов ЖБИ являются строительные организации г. N и области, а также близь лежащих регионов: Москвы, Тулы, Воронежа.

факторов внешней.

2.4. SWOT- анализ предприятия

Одной из важнейших задач менеджмента любого предприятия является оценка внутренней среды и внешних возможностей и угроз предприятия. То есть менеджер.

SWOT–анализ представляет собой комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия. С его помощью можно оценить позицию предприятия на рынке.

Сила предприятия – это то, в чем предприятие преуспело, или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках,

ют друг друга, дать рекомендации, как использовать эти сильные стороны для достижения успеха.

Возможности или угрозы не только влияют на положение предприятия, но и указывают на необходимость изменений в стратегии. Стратегия должна, во-первых, быть нацелена на использование перспектив, соответствующим возможностям предприятия, а во-вторых, обеспечивать защиту от внешних угроз.

Важной частью SWOT-анализа является оценка слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз ему, а также выводы о положении предприятия и необходимости стратегических изменений.

Все сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы для ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» сведены в табл.12.

Таблица 12

Сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы для ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

Сильные стороны

Зависимость от естественных монополий: РАО «ЕЭС»; РАО «РЖД»; Газпром.

Все эти параметры SWOT-анализа можно объединить в матрицу (табл.13).

Таблица 13

Матрица SWOT- анализа ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

Угрозы (Т)

Возможности (О)

Основными «сильными» сторонами ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» являются:

.


Глава 3. Стратегия развития ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

3.1. Основные направления развития предприятия

Основываясь на рассмотренных в теоретической части данной работы, вариантах стратегического развития, анализе внутренней и внешней среды, SWOT- анализе,

Данная услуга оказалась настолько востребованной, что ее дальнейшее развитие станет одной из основных задач стратегического развития предприятия. В

Сложнее дело обстоит с кадрами рабочих специальностей. Эта проблема касается не только анализируемого предприятия, а строительного комплекса в целом. Поэтому руководство завода, приняло решение самостоятельно, через систему Учебных комбинатов, обучать новым специальностям,

онных блоков.

3.2. Расширение ассортимента выпускаемой продукции

Для дальнейшего успешного развития и улучшения финансовой деятельности предприятия необходимо внедрение производства керамзитобетонных блоков.

Применение стеновых блоков дает возможность увеличить полезную площадь помещения на 50% за счет уменьшения толщины стен. Несущая

-5С.

За один цикл продолжительностью 1,5-2 минуты можно отформовать три блока на установке «Гефест-макси».

Применение в данной установке виброплощадки и большего количества

3.3. Расчет экономической эффективности мероприятий

Расчет

ьных затрат для производства керамзитобетонных блоков на ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

№п/п

Наименование

Ед. шм.

Норма расхода

Цена руб/ед. изм.

Сумма руб. без НДС

1.

390

2.

70,50

3.

520,80

4.

19,7

1001,00

В пересчете на месячный выпуск материальные затраты составят:

560,

110 000

– 1 890,61 руб.

В среднем по году в месяц расходы по отоплению составят:

27 300 руб.: 12 мес. = 2275 руб.

5.3. Текущий ремонт:

14 000 руб. – оборудование;

12 500 руб. – здания.

Итого: 26 500руб.

5.4. Спецодежда:

костюм, рукавицы, ботинки -1100руб. / год на 1 чел.:

1 100 руб. х 12 чел. (2 см. х (5 раб-х + 1 мастер)): 12 мес. = 1100 руб.

5.5. Налоги, включаемые в стоимость:

- аренда земли - 8,22 руб. за 1 м2 площади в квартал;

8,22 руб. х 300 м2 = 2466 руб. в квартал;

2466 руб.: 3 = 822 руб. в месяц;

- налог на воду - 50,40 руб. в месяц.

Расчет производится, исходя из налоговой ставки по водному налогу, которая составляет 336 руб. за 1000 руб. м3 , и среднего расхода воды в месяц - 150 м3 на технологические и хозяйственно-бытовые нужды.

5.6. Общезаводские расходы:

Они

проекта.

В процессе дисконтирования обычно приводится приведение будущих затрат и результатов к настоящему времени. Коэффициент дисконтирования рассчитываются по следующей формуле:

αi = 1/(1+а)t , где

ai - коэффициент дисконтирования;

α—

Д i -

Таблица 15

Расчет NPV для инвестиционного проекта по организации
производства керамзитобетонных блоков на ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» для α = 0,01

тыс. руб.

Дi

Зi

αi

Дi αi

Зi αi

доходы

затраты

NPV

Другими показателями эффективности инвестиционного проекта являются индекс доходности (PI) и внутренняя норма доходности (ВНД, IRR).

Индекс доходности характеризуется отношением суммы приведенных эффектов к

Положительное значение чистого дисконтированного дохода определило уровень

ительное значение чистого дисконтированного дохода;

NPVo - значение первого отрицательного чистого дисконтированного дохода.

ВНД- показывает, какой процент дохода получается от реализации продукта.

блоков на ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» для α = 0,07

тыс. руб.

Дi

Зi

αi

Дi αi

Зi αi

доходы

затраты

NPV

1 месяц

0

0

1192,7

-1192,7

-1192,7

2 месяц

286,6

266,5

0

266,5

-926,2

3 месяц

286,6

249,3

0

249,3

-676,9

4 месяц

286,6

235,0

0

235,0

-441,9

5 месяц

286,6

217,8

0

217,8

-224,1

6 месяц

286,6

203,5

0

203,5

-20,6

Итого

1433

1172,1

1192,7

-20,6

Из таблицы 16 видно, что для α = 0,07 NPV отрицателен. Поэтому для определения ВНД

нормы доходности при различных значениях α по инвестиционному проекту организации
производства керамзитобетонных блоков на ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6»

α

0,01

0,05

0,06

0,07

NPV

167,6

42,5

13,89

-20,6

Тогда:

ВНД = 0,06+(0,07-0,06)х13,89/(13,89-(-20,6))=0,064 или 6,4% в месяц.

Таким образом, реализация данного проекта позволит получить ЗАО «N-ский завод ЖБИ-6» дополнительную прибыль, расширить ассортимент выпускаемой продукции,


Заключение

Условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его

рыночной экономики организация постоянно двигается в своем стратегическом развитии, имея при этом 2 варианта стратегического развития:

- оставить «все без изменений»;

- обеспечить внутренний рост;

- выработать Объемы выпуска и продаж готовой продукции снизилась за 2009 г. на 20%.

екта дается экономическое подтверждение и необходимость внедрения в производство нового вида производимой продукции – керамзитобетонных блоков.

Относительно небольшая величина собственных инвестиций в производство нового товара,

железобетонных изделий в регионе.


Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (с изм. и доп. от 5 августа 2009 г.)

2. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (утв. Минэкономики РФ 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982)

3. Строительные нормы и правила СНиП II-22-81 «Каменные и армокаменные конструкции» (утв. постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1981 г. № 292) (с изм. и доп. от 29 мая 2003 г.)

4. Банк В.Р., Тараскина А.В. Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2007. – 344 с.

5. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – М.: Ника-Центр, 2006. – 180 с.

6. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 285 с.

7. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. – Спб.: Питер, 2009. – 256 с.

8. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Экономистъ, 2008. – 296 с.

9. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2008. – 511 с.

10. Глумаков В.Н. и др. Стратегический менеджмент. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 186 с.

11. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Экономическая стратегия предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 544 с.

12. Гусаков В.А. и др. Ясная стратегия бизнеса. /Под ред. Абакумова М.Н. – М.: Вершина, 2009. – 360 с.

13. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. – Спб.: Питер, 2008. – 236 с.

14. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Омега-Л, 2009. – 350 с.

15. Жилкина А.М. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. – М.: Инфра-М, 2009. – 332 с.

16. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Юристъ, 2007. – 416 с.

17. Кох Р. Стратегия. – М.: Эксмо, 2007. – 224 с.

18. Кшитов О. Стратегия успешной компании. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2005. – 472 с.

19. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2009. – 236 с.

20. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Март, 2009. – 400 с.

21. Любушкин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 471 с.

22. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2008. – 224 с.

23. Машин М., Королева А. Комплексный подход к формированию системы стратегического планирования на предприятии //Управление персоналом. – 2007. - № 16.

24. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. – М.: Дашков и К, 2009. – 256 с.

25. Панкрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2010. – 464 с.

26. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. – М.: Эксмо, 2007. – 656 с.

27. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. — 452 с.

28. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 715 с.

29. Портер М. Конкуренция. — Киев: Вильямс, 2006. —608 с.

30. Просветов Г.И. Стратегия предприятия: задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 184 с.

31. Радиевский М. Организация производства: Инновационная стратегия устойчивого развития предприятия. – М.: Инфра-М, 2009. – 377 с.

32. Ридинг К. Стратегическое бизнес-планирование: динамическая система повышения эффективности. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 384 с.

33. Сухарев О.С. Стратегия эффективного развития фирмы. – М.: Экзамен, 2008. – 287 с.

34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело АНХ, 2008. – 448 с.

35. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический аналимз. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.