Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Главное управление образования и науки

 

             

Главное управление образования и науки

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Учебное оборудование в образовательных программах основного и общего среднего образования для преподавания физики

Челябинск

2004


Учебное оборудование в образовательных программах основного и общего среднего образования для преподавания химии /под ред. С.Г. Молчанова – Челябинск: Изд-во ИДПОПР, 2004. – 67 с.

Составитель: Шахматова В.В.. - методист лаборатории методики преподавания учебных предметов ОО «Естествознание»

© ЧИДПОПР, 2004


Содержание

Введение………………………………………………………………………………

4

1. Минимальные требования к оснащению учебного процесса в основной и средней(полной) общеобразовательной школе…………………………………….

5

2. Нормы приобретения оборудования……………………………………………

6

3. Виды учебного оборудования…………………………………………………..

6

4. Перечень учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) образования………………………

7

5. Учебное оборудование по физике для учреждений основного и среднего (полного) общего образования:

5.1. Приборы и принадлежности общего назначения…………………………….

19

5.2. Демонстрационное оборудование:

5.2.1. Измерительные приборы…………………………………………………..

23

5.2.2. Демонстрационное оборудование по механике………………………….

26

5.2.3Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике………………………………………………………………………

32

5.2.4.Демонстрационное оборудование электродинамике……………………….

36

5.2.5.Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике………

44

5.3.Лабораторное оборудование:

5.3.1. Оборудование для фронтальных работ:

5.3.1.1. Механика…………………………………………………………………..
47
5.3.1.2..Молекулярная физика и термодинамика…………………………………
49

5.3.1.3 .Электродинамика…………………………………………………………..

51

5.3.1.4. Оптика……………………………………………………………………..

54

5.3.2 Оборудование для практикума……………………………………………..

54

6. Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия………………………..

58

7. Размещение и хранение учебного оборудования………………………………

63

8. Учет оборудования и уход за ним………………………………………………

65

9. Библиография…………………………………………………………………

67


Введение

В соответствии с «национальной доктриной образования Российской Федерации» система образования призвана обеспечить:

· формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений

· подготовку высокообразованных людей и высокопрофессиональных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий

Решить эти задачи образования, как и многие другие, невозможно без создания современной материально-технической базы учебных заведений, основу которой составляют учебно-наглядные пособия, учебное оборудование и средства обучения. Ведь эффективность педагогического процесса среди прочих условий зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, от логического осмысления воспринятого, от практического применения осмысленного. Целью данного пособия является знакомство учителей общеобразовательных учреждений с минимальными требованиями к оснащению учебного процесса в основной и средней (полной) школе, видами учебного оборудования, примерным перечнем оснащения кабинета физики, а также напоминание о правилах хранения учета и ухода за оборудованием кабинета физики.


Минимальные требования к оснащению учебного процесса в основной и средней(полной) общеобразовательной школе

Общие цели по формированию и развитию у учащихся общеобразовательных учреждений научных знаний и умений по физике могут быть достигнуты, если обучение базируется на физическом эксперименте.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы:

· систематическая постановка демонстрационных опытов учителем;

· выполнение лабораторно-практических работ учащимися и др.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования (с учетом профилей), минимумами содержания, базисными программами основного и среднего общего образования. В основу отбора номенклатуры оборудования для основной школы положен следующий концептуальный подход: понятия и физические величины, вводимые в школьный курс физики, получают конкретный смысл при условии, что с ними связываются определенные приемы(способы, методы) наблюдения и/или измерения, иначе они не смогут найти применения в исследованиях реальных физических явлений и законов.

При подборе оборудования для старшей профильной школы учитывается необходимость наблюдения фундаментальных явлений, экспериментального подтверждения эмпирических законов и теоретических следствий.

В соответствии с этим подходом технология выявления необходимого и достаточного учебного оборудования определяется следующей логической цепочкой: выделение понятий в базовых программах – определение состава демонстрационных опытов и лабораторно-практических работ – определение состава учебного оборудования для их постановки – интеграция учебного оборудования и структурирование его списка по разделам как базисных, так и профильных программ.

Особенностью настоящих перечней является то, что они отвечают требованиям стандарта физического образования в основной и средней общеобразовательной школе и базисным учебным программам.

В целом перечни учебного оборудования для первоочередного приобретения – это совокупность взаимно согласованных учебных приборов, оборудования, принадлежностей и приспособлений, экранных и печатных пособий, призванная обеспечить изучение физических понятий, законов и теорий, предусмотренных стандартом на экспериментальной основе. В то же время это открытая система, поскольку одни компоненты перечня могут исключаться, другие, рожденные в передовом педагогическом опыте, в научных и промышленных лабораториях и освоенные промышленностью, включаться.

Открытый характер перечня означает также, что приборы и комплекты, имеющиеся в школах и вновь выпускаемые, но не включенные в настоящий перечень, являются заменой (аналогами) его элементов, если они обеспечивают адекватное экспериментальное изучение явлений, физических величин, законов, входящих в стандарты физического образования и базисные программы. Аналогами же являются изделия практически с одинаковыми функциональными возможностями, но выпускаемые различными предприятиями, а также отдельные приборы и приспособления промышленного и бытового назначения.

Нормы приобретения оборудования

В соответствии с образовательным стандартом физического образования выделены два уровня изучения физики в учреждениях основного и среднего (полного) общего образования: базовый и профильный.

Перечень оборудования составлен таким образом, что для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования (кроме специально обозначенных случаев).

Для фронтальных лабораторных работ приобретается не менее одного экземпляра (набора, комплекта) на двоих учащихся.

Оборудование для практикума приобретается в соответствии с выбранной учителем формой его проведения. Практикум проводится как с использованием оборудования для фронтального эксперимента, так и со специальным оборудованием, приведенном в отдельном разделе перечня.

Технические средства обучения приобретаются школой в зависимости от финансовых возможностей и распределяются администрацией по учебным кабинетам в зависимости от потребности, частоты использования.

Виды учебного оборудования:

1.Технические средства обучения

2. Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия

3. Приборы и принадлежности общего назначения

4.Приборы демонстрационные

5. Лабораторное оборудование

· оборудование для фронтальных лабораторных работ

· оборудование для практикума


Перечень учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений основного и среднего (полного) образования

Знаком * в столбце «№ п/п» обозначены более перспективные аналоги.

В столбце «Аналоги» указаны взаимосвязанные элементы. Оборудование-аналог из данного раздела обозначено одним числом, указывающим номер наименования; оборудование-аналог из другого раздела обозначено двум числами, первое из которых – номер раздела, второе – номер наименования (разделены черточкой). Если аналогов данного оборудования несколько, то они разделены знаком «;».

 

 

 

№ п/п

Наименование учебного оборудования

Аналоги

Общеобразовательные учреждения основного общего образования

Учреждения среднего (полного) общего образования

Уровни

образовательной программы

Базовый

Профильный

1

2

3

4

5

6

1. Технические средства обучения

1

Видеомагнитофон

+

+

+

2

Графопроектор

3

+

+

+

3

Диапроектор

+

+

+

4

Персональный компьютер

5

+

+

+

5

Телевизор

+

+

+

6

Устройство для зашторивания окон

+

+

+

7

Экран

+

+

+

8

Доска комбинированная

+

+

+

2. Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия

1

Комплект тематических таблиц

+

+

+

2

Комплект тематических материалов на прозрачных пленках

6; 10

+

+

+

3

Компьютерные обучающие программы

+

+

+

4

Подвижная карта звездного неба

+

+

5

Портреты выдающихся физиков

+

+

+

6

Слайд-альбомы

2; 10

+

+

+

7

Таблица «Международная система единиц»

+

+

+

8

Таблица «Шкала электромагнитных волн»

+

+

+

9

Учебные видеокурсы по физике

+

+

+

10

Комплект серий диапозитивов

+

+

+

3. Приборы и принадлежности общего назначения

1

Воздуходувка

+

+

+

2

Генератор звуковой частоты

+

+

+

3

Груз наборный на 1 кг

+

+

+

4

Источник переменного тока с регулируемым напряжением

(0–220 В, 6 А)

+

+

+

5

Источник постоянного тока с регулируемым напряжением

(0–60 В, 6 А)

+

+

+

6

Комплект электроснабжения кабинета физики

41-35-01

+

+

+

7

Комплект соединительных проводов

+

+

+

8

Комплект посуды и принадлежностей к ней

+

+

+

9

Комплект инструментов и расходных материалов (для учителя)

+

+

+

10

Машина электрофорная

4,4–9

+

+

+

11

Микрофон электродинамический

+

+

12

Насос вакуумный с тарелкой

+

+

+

13

Насос воздушный

+

+

+

14

Осветитель для теневого проецирования

+

+

+

15

Осциллограф электронный с принадлежностями

4,1–13

+

+

16

Плитка электрическая

+

+

+

17

Прибор «Воздушный стол» с принадлежностями

+

18

Редуктор с ручным приводом и принадлежностями к нему

+

+

+

19

Столики подъемные (2 шт.)

+

+

+

20

Трансформатор универсальный

+

+

+

21

Штатив универсальный физический

+

+

+

22

Усилитель низкой частоты

+

+

+

4. Приборы демонстрационные

4.1. Измерительные приборы

1

Амперметр с гальванометром демонстрационный

13; 20; 4.4–16

+

+

+

2

Барометр-анероид

+

+

+

3

Ваттметр демонстрационный

13; 20; 4.4–16

+

+

+

4

Весы с открытым механизмом и с гирями

+

+

+

5

Вольтметр с гальванометром демонстрационный

13; 20; 4.4–16

+

+

+

6

Гигрометр

13; 4.3–16

+

+

+

7

Гальванометр зеркальный

+

+

8

Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями

21

+

+

+

9

Динамометр чувствительный проекционный с принадлежностями

+

+

10

Дозиметр

+

+

+

11

Измеритель малых перемещений

+

+

12

Комплект ареометров (700-1400)

+

+

+

13 *

Компьютерная измерительная система

1; 3; 5; 6; 22; 24; 25

+

+

+

14

Манометр жидкостный демонстрационный

+

+

+

15

Манометр металлический

4.3–2;

4.3–4

+

+

+

16

Метр демонстрационный

+

+

+

17

метроном

+

+

+

18

Микроманометр с принадлежностями

+

+

+

19

Модель счетчика электрической энергии

+

+

+

20 *

Мультиметр цифровой демонстрационный

1; 5; 27

+

+

+

21

Набор динамометров пружинных

8

+

+

22

Психрометр

13; 4.3–4

+

+

+

23

Стробоскоп с принадлежностями

+

+

24

Счетчик-секундомер цифровой с датчиками

13

+

+

+

25

Тахометр демонстрационный

+

26

Термометр демонстрационный жидкостный

+

+

+

27

Термометр демонстрационный электрический

13

+

+

28

Цилиндр измерительный

+

+

+

4.2. Механика

1

Ведерко Архимеда

+

+

+

2

Гироскоп

+

3

Держатели со спиральными пружинами

+

+

+

4

Прибор для создания постоянной регулируемой силы

+

+

+

5

Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

+

+

+

6

Комплект пружин для демонстрации волн

+

+

+

7

Комплект приборов для изучения вращения твердый тел

+

8

Комплект «Вращение»

+

+

+

9

Комплект простых механизмов

13; 33; 39; 40

+

+

+

10 *

Комплект «Механика» для работы с компьютерной измерительной системой

25; 27; 28; 37

+

+

+

11

Комплект по гидро-, аэродинамике

+

12

Комплект «Давление» для работы с компьютерной измерительной системой

1; 29; 34; 42

+

+

+

13

Конус двойной, катящийся вверх

8

+

14

Маятник в часах

25

+

+

+

15

Маятник Максвелла

+

+

+

16

Машина гидравлическая с принадлежностями

+

+

+

17

Модель ветродвигателя

+

+

+

18

Модель ракеты

+

19

Набор по статике с магнитными держателями

+

+

20

Модель системы отсчета

+

+

+

21

Набор из трех шариков

25

+

22

Набор тел равной массы и равного объема

+

+

+

23

Пистолет баллистический

+

24

Прибор для демонстрации независимости действия сил

+

+

+

25

Комплект для изучения колебаний

14;21

+

+

+

26

Прибор для демонстрации волновых явлений

+

+

+

27

Прибор для демонстрации законов механики

10

+

+

+

28

Прибор для демонстрации закона сохранения импульса

10

+

+

+

29

Прибор для демонстрации давления в жидкости

12

+

+

+

30

Прибор для демонстрации атмосферного давления

+

+

+

31

Прибор для демонстрации невесомости

+

+

+

32

Призма наклоняющаяся с отвесом

+

+

+

33

Рычаг демонстрационный

9

+

+

+

34

Сосуды сообщающиеся

12

+

+

+

35

Стакан отливной

+

+

+

36

Трубка Ньютона

+

+

+

37

Тележки легкоподвижные с принадлежностями

+

+

38

Тележка самодвижущаяся

+

+

+

39

Трибометр демонстрационный

9; 10

+

+

+

40

Уровень демонстрационный

+

+

+

41

Центробежная дорога

+

42

Шар Паскаля

+

+

+

4.3. Молекулярная физика и термодинамика

1

Действующая модель паровой машины

+

+

2 *

Комплект «Тепловые явления» для работы с компьютерной измерительной системой

6; 7; 9; 10; 11; 12; 15; 16

+

+

+

3

Комплект для введения абсолютной температуры

+

+

4 *

Комплект приборов по молекулярной физике и термодинамике (КДТ)

1; 5; 6; 9; 11; 12; 13; 15; 18; 19; 21

+

+

5

Модель двигателя внутреннего сгорания

+

+

+

6

Модель для демонстрации давления газа

2–3

+

+

7

Модель для демонстрации распределения молекул по скоростям

2–3

+

+

8

Модель кристаллических решеток

+

+

9

Модель броуновского движения

2·–3

+

+

+

10

Модель опыта Штерна

2–3; 4.2–8

+

11

Набор капилляров

+

+

+

12

Огниво воздушное

4

+

13

Пластинка биметаллическая

4

+

+

+

14

Прибор для демонстрации броуновского движения

4

+

15

Прибор для демонстрации теплопроводности тел

2

+

+

+

16

Прибор для сравнения теплоемкости тел

2

+

+

17

Прибор для демонстрации видов демонстрации

+

18

Прибор для изучения газовых законов

4

+

+

19

Теплоприемники (пара)

+

+

+

20

Трубка для демонстрации конвекции в жидкости

2

+

+

+

21

Цилиндры свинцовые со стругом

4

+

+

+

22

Шар для взвешивания воздуха

+

+

+

23

Шар с кольцом

+

+

+

4.4. Электродинамика

1

Батарея конденсаторов

16

+

+

+

2

Батарея солнечная

16

+

+

+

3

Ванна электролитическая

+

+

4

Генератор негармонических колебаний

+

5

Набор по трехфазному току

+

6

Диод вакуумный

+

+

7

Звонок электрический демонстрационный

+

+

+

8

Индикатор индукции магнитного поля

+

9 *

Источник высокого напряжения (25 кВ)

3–10

+

+

+

10

Источники заряда пьезоэлектрический

17

+

11

Катушка дроссельная

16

+

+

+

12

Катушка для демонстрации магнитного поля тока (2 шт.)

16

+

+

+

13

Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов

+

+

+

14

Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн

+

+

+