Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические по изучению дисциплины «Реинжиниринг бизнес-процессов» (Специальность 080801-«Прикладная информатика в экономике»)

 

             

Указания методические по изучению дисциплины «Реинжиниринг бизнес-процессов» (Специальность 080801-«Прикладная информатика в экономике»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Д. МИЛЛИОНЩИКОВА


Кафедра «Прикладная информатика»

Л.Р. Магомаева

Методические указания по изучению дисциплины «Реинжиниринг бизнес-процессов»

(Специальность 080801-«Прикладная информатика в экономике»)

Грозный, 2009

Составитель

Магомаева Лейла Румановна, доцент кафедры «ПИ», к.э.н.

Рецензент

Тасуева Т.С. доцент кафедры «Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности», к.э.н.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании

кафедры «Прикладная информатика»

Протокол № 6 от «__24 апреля 2009 г.

©Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Грозненский государственный нефтяной институт

имени академика М.Д. Миллионщикова», 2009

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины, сфера профессионального использования…4

2. Для изучения данной дисциплины студент должен знать………………..5

3. Перечень основных тем дисциплины………………………………………5

3.1. Тема 1. Основные понятия реинжиниринга бизнес-процессов….5

3.2. Тема 2. Организационная структура компании, основанная на управлении бизнес-процессами……………………………………………….7

3.3. Тема 3. Информационные технологии, поддерживающие управление бизнес-процессами……………………………………………….9

3.4. Тема 4. Технология реинжиниринга бизнес-процессов………...11

3.5. Тема 5. Структурный анализ бизнес-процессов…………………13

3.6. Тема 6. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ABC – Activity-Based Costing)………………………………………………17

3.7. Тема 7. Имитационное моделирование бизнес-процессов……..19

3.8. Тема 8. Компонентная технология реинжиниринга бизнес-процессов………………………………………………………………………21

4. Для проведения итогового контроля необходимо……………………….23

4.1. Изучить вопросы ………………………………………………………...23

4.2. Выполнить следующее типовое задание.……………………………….26

Список использованной литературы ………………………………………..28

1. Цели и задачи дисциплины, сфера профессионального применения

Цель:

Целью курса «Реинжиниринг бизнес-процессов» (РБП) является изучение студентами проблематики использования технологии бизнес-реинжиниринга в реорганизации деятельности предприятий на основе современных информационных технологий, теоретических основ моделирования бизнес-процессов и организационно-методических вопросов проведения работ по реинжинирингу бизнес-процессов.

Задачи:

В результате изучения курса студент должен:

· знать концептуальные основы применения технологии бизнес-реинжиниринга в реорганизации деятельности предприятия, требующие изменения организационной структуры на основе внедрения интегрированных корпоративных информационных систем;

· уметь использовать методы и инструментальные средства структурного, функционально-стоймостного и имитационного моделирования бизнес-процессов и формирования решений по их реорганизации;

· приобрести навыки в организации работ по реинжинирингу бизнес-процессов для конкретных проблемных областей: управления товародвижением предприятия, обслуживанием клиентов в банках, в страховых компаниях и налоговых службах и др.

Сфера профессионального использования:

Знания и навыки, полученные в результате данной дисциплины, могут быть применены в работе информатика-экономиста в качестве системного аналитика, участвующего в составе команд реинжиниринга бизнес-процессов.

Данная дисциплина необходима для использования в профессиональной деятельности экономистов.

Данное методическое пособие призвано сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки по совершенствованию и реинжинирингу бизнес-процессов.

2. Для изучения данной дисциплины студент должен знать:

Для изучения дисциплины требуются знания базовых экономических и правовых дисциплин: «Основы бизнеса», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Бухгалтерский учет», «Финансовый анализ», «Экономика и статистика», «Теория организации», «Менеджмент предприятия и организации», «Маркетинговые исследования», «Инновационный менеджмент».

Изучение дисциплины основывается на дисциплинах прикладной информатики: «Информационные технологии», «Базы данных», «Интеллектуальные информационные системы», «Электронные системы управления документооборотом», «Основы Интернет-экономики», «Проектирование информационных систем», «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий».

3. Перечень основных тем дисциплины

3.1. Тема 1. Основные понятия реинжиниринга бизнес-процессов

Цель изучения: Раскрыть предмет и метод курса «Реинжиниринг бизнес-процессов».

Понятие бизнес-процесса. Раскрывается структура бизнес-процесса, как совокупность взаимосвязанных операций, интегрирующих сквозные материальные, финансовые и информационные потоки через организационную структуру предприятия (компании).

Необходимость и цели реинжиниринга бизнес-процессов. Показываются недостатки управления отдельными ресурсами и обосновываются пути повышения эффективности управления предприятия через процессное управление всеми взаимосвязанными ресурсами.

Раскрывается концепция всеобщего управления качества и непрерывного улучшения процессов. Дается понятие реинжиниринга бизнес-процессов, как реорганизации деятельности предприятия на основе изменений организационной структуры и внедрения современных информационных технологий.

Критерии эффективности организации бизнес-процессов. Раскрывается содержание критериев минимизации сроков и издержек реализации бизнес-процессов, гибкости организации бизнес-процессов с учетом динамичности изменений потребности рынка.

Условия успеха реинжиниринга бизнес-процессов. Рассматриваются социальные, экономические, технологические, организационные факторы успешного проведения РБП, а также области применения РБП.

Принципы реорганизации бизнес-процессов. Раскрывается сущность интеграции функций управления, «горизонтального» и «вертикального» сжатия бизнес-процессов, универсализации и множественности вариантов технологии, высокой адаптивности к потребностям рынка, распараллеливания выполнения работ, сокращения административного контроля.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать отличительные характеристики технологии реинжиниринга бизнес-процессов, принципы и области применения РБП;

• уметь определить критерии эффективности и ограничения применения технологии РБП.

При изучении темы 1 необходимо:

• читать учебное пособие [1] параграф 1.1. стр. 5-9; учебник [2] параграф 11.1;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: взаимосвязь операций бизнес-процесса; ориентация организации бизнес-процесса на потребности клиента; интеграция материальных, информационных, финансовых потоков; командный характер исполнения бизнес-процесса.

Для самооценки темы 1ответить на вопросы:

1. Что такое бизнес-процесс и чем управление бизнес-процессами отличается от управления ресурсами?

2. Что такое реинжиниринг бизнес-процессов и чем он отличается от концепции всеобщего управления качеством?

3. Какие задачи решает реинжиниринг бизнес-процессов?

4. Назовите основные последствия проведения реинжиниринга бизнес-процессов.

5. Назовите области применения реинжиниринга бизнес-процессов.

6. Каковы условия успеха реинжиниринга бизнес процессов?

7. Назовите основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов.

3.2. Тема 2. Организационная структура компании, основанная на управлении бизнес-процессами

Цель изучения: Освоить принципы построения организационной структуры предприятия, основанные на управлении бизнес-процессами.

Виды бизнес-процессов. Раскрывается классификация бизнес-процессов по характеру деятельности: товародвижения (операционной), инфраструктуры (вспомогательной), развития (перспективной). Рассматриваются особенности организации бизнес-процессов в зависимости от типа обслуживания клиентов: массового, серийного, единичного; непрерывного и дискретного. Разбираются точки привязки заказа в организации бизнес-процесса: «заказ стандартной продукции», «заказ на сборку», «заказ на материалы и сборку», «заказ на проект». Описываются особенности организации бизнес-процессах в зависимости от метода планирования: MPS - производственный план-график, MRP - определение потребности в материальных ресурсах, S1C - статистический контроль запасов, JIT - поставки точно в срок.

Системы управления качеством. Показываются отличия внутренних, внешних текущих и потенциальных клиентов. Рассматриваются договорные отношения клиентов и владельцев процессов. Раскрываются требования ISO 9000 к стандартизации бизнес-процессов, процедура сертификации системы управления качеством.

Типы организационных структур предприятия. Раскрываются отличительные особенности функциональной (линейно-штабной) и матричной организационных структур, процессных и ресурсных подразделений. Даются принципы организации процессных команд, функциональные обязанности владельцев и менеджеров ресурсов и процессов. Рассматриваются договорные отношения владельцев-процессов, владельцев-ресурсов и исполнителей процессов. Описываются формы предприятий, ориентированные на управление бизнес-процессами: многомерные, сетевые, виртуальные, интеллектуальные организации.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать отличительные характеристики организационной структуры предприятия, ориентированной на управление процессами, а также особенности ее построения в зависимости от типа организации бизнес-процесса;

• уметь определять типы бизнес-процессов и клиентов, выделять владельцев процессов и ресурсов, определять функциональные обязанности и договорные отношения участников бизнес-процесса, формулировать требования к системе управления качеством.

При изучении темы 2 необходимо:

• читать учебное пособие [1] параграф 1.1. стр. 5, параграф 1.2 стр. 9 -11; учебник [2] параграф 11.1;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: экономические отношения и договорный характер взаимодействия участников бизнес-процесса, стандартизация требований к организации бизнес-процессов.

Для самооценки темы 2 ответить на вопросы :

1. Перечислите основные виды бизнес-процессов.

2. Как отличается организация бизнес-процесса в зависимости от типа обслуживания клиента?

3. Чем отличаются внешние и внутренние клиенты бизнес-процессов?

4. Чем отличаются линейно-штабная и матричная организационные структуры?

5. Чем отличаются функции владельцев процессов и владельцев ресурсов?

6. Как формируется процессная команда?

7. Какие аспекты отражаются в договорах на выполнение бизнес-процессов?

8. Какие требования предъявляют стандарты серии ISO9000 к организации бизнес-процессов?

9. В чем заключается сущность процедуры сертификации системы управления качеством?

10. Чем отличаются организационные формы предприятий: многомерные, сетевые, виртуальные, интеллектуальные организации?

3.3. Тема 3. Информационные технологии, поддерживающие управление бизнес-процессами

Цель изучения: Освоить принципы применения и выбора информационных технологий в организации управления бизнес- процессами.

Корпоративные информационные системы. Раскрываются принципы использования клиент-серверных архитектур и распределенных баз данных для интеграции функций управления.

Системы поддержки принятия управленческих решений. Раскрываются принципы использования систем управления знаниями, экспертных систем, информационных хранилищ, систем математического и имитационного моделирования для выбора варианта организации бизнес-процесса.

Системы управления рабочими потоками (Workflow). Раскрываются принципы использования систем управления рабочими потоками для оперативного управления и мониторинга выполнения бизнес-процессов.

Системы электронного бизнеса. Раскрываются принципы использования систем электронного бизнеса для организации взаимодействия партнеров по бизнесу и территориально распределенных подразделений корпорации.

Организационные формы предприятий, на основе управления бизнес-процессами. Раскрываются вопросы создания цепочек поставок и виртуальных предприятий.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать назначение информационных технологий для организации взаимодействия участников бизнес-процесса, оптимизации его выполнения;

• уметь выбирать информационные технологии в зависимости от решаемых задач организации бизнес-процесса.

При изучении темы 3 необходимо:

• читать учебное пособие [1] параграф 1.1. стр. 5, параграф 1.2. стр. 11-16; учебник [2] параграф 11.1., глава 12, учебное пособие [3,4] глава 1;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: активный характер информационных технологий, управляющих выполнением бизнес-процессом, влияющих на трансформацию организационных форм предприятия.

Для самооценки темы 2 ответить на вопросы:

1. Какие информационные технологии и как они обеспечивают информационную интеграцию функций управления?

2. Какие информационные технологии и как они обеспечивают оперативное управление бизнес-процессами?

3. Какие информационные технологии и как они обеспечивают оптимизацию выполнения бизнес-процессов?

4. Как информационные технологии и как они влияют на изменение организационных форм предприятий?

5. Какие информационные технологии и как они влияют на изменение характера взаимодействия предприятий?

3.4. Тема 4. Технология реинжиниринга бизнес-процессов

Цель изучения: Освоить методы организации работ по реинжинирингу бизнес-процессов на различных этапах, взаимодействия участников РБП

Этапы реинжиниринга бизнес-процесов. Раскрывается последовательность этапов РБП и содержание каждого из этапов: постановка проблемы и выделение бизнес-процессов - идентификация бизнес-процессов, исследование существующей организации бизнес-процессов - обратный инжиниринг - проектирование новых бизнес-процессов - прямой инжиниринг, разработка новой организационной структуры и корпоративной информационной системы - реализация проекта, обучение персонала, наладка и опытная эксплуатация информационной системы - внедрение проекта.

Участники проекта реинжиниринга бизнес-процессов. Формулируются функциональные обязанности участников РБП на различных этапах РБП: лидера проекта (менеджера верхнего уровня управления), регламентирующего комитета (контрольно-распорядительного органа), методологического центра (координирующего и обеспечивающего органа), команд реинжиниринга (смешанных групп экспертов предприятия и консультантов), менеджеров процессов (будущих ключевых исполнителей).

Идентификация бизнес-процессов. Формулируется миссия предприятия. Определяются ключевые факторы успеха. Выделяются бизнес-процессы. Проводится оценка бизнес-процессов по ключевым факторам успеха на основе методов анализа иерархий и их ранжирование с учетом ограничений на ресурсы. Рассматриваются методы проведения семинаров руководителей по идентификации бизнес-процессов. Раскрывается состав документации на организацию работ по РБП: смета, календарный план-график, техническое задание.

Обратный инжиниринг. Рассматриваются методы сбора информации об организации бизнес-процессов, состав аналитического документа с предложениями и рекомендациями о проведении РБП.

Прямой инжиниринг. Рассматриваются требования к «идеальной» и «реальной» моделям бизнес-процессов, методы «мозгового штурма» и статического и динамического моделирования бизнес-процессов.

Реализация проекта РБП. Рассматривается вопросы использования CASE-технологий для разработки организационной структуры, информационной системы и подготовки документации проекта, адаптации тиражируемых информационных систем на основе компонентной технологии, разработки системы материального стимулирования работников предприятия.

Внедрение проекта РБП. Показываются особенности комплексного тестирования новой организации бизнес-процессов, обучения персонала и доработки документации

Изучив данную тему, студент должен:

знать последовательность работ по реинжинирингу бизнес-процессов и их выполнения различными категориями участников РБП;

уметь определять типы бизнес-процессов и клиентов, выделять владельцев процессов и ресурсов, определять функциональные обязанности и договорные отношения участников бизнес-процесса, формулировать требования к системе управления качеством;

приобрести навыки постановки проблем реинжиниринга бизнес-процессов и выделения бизнес-процессов для РБП.

При изучении темы 4 необходимо:

• читать учебное пособие [1] параграфы 2,1., 2,2. стр. 17 - 22; учебник [2] параграф 11.2;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: параллельность организации перепроектирования организационно-экономической и информационной систем на основе выделения ключевых бизнес-процессов.

Для самооценки темы 4 ответить на вопросы:

1. Перечислите этапы реинжиниринга бизнес-процессов.

2. Что такое миссия предприятия? Приведите примеры.

3. Что такое ключевые факторы успеха предприятия? Приведите примеры.

4. Как классифицируются, выделяются и ранжируются бизнес-процессы? Приведите примеры.

5. В чем заключается сущность обратного инжиниринга?

6. В чем заключается сущность прямого инжиниринга?

7. Чем отличаются идеальная и реальная модель проектируемого бизнес-процесса?

8. Какие работы выполняются при создании новой организационно-экономической и информационной системы?

9. Какие методы и средства используются для реинжиниринга бизнес-процессов и проектирования информационной системы?

10. Как осуществляется внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов?

11. Какова организационная структура проекта РБП?

3.5. Тема 5. Структурный анализ бизнес-процессов

Цель изучения: Освоить выбор и применение методов структурного анализа бизнес-процессов, используемых на этапах обратного и прямого инжиниринга.

Основные элементы бизнес-процесса. Описываются компоненты бизнес-процессов: бизнес-функции и бизнес-объекты. Рассматриваются виды бизнес-функций: интерактивные, автоматические, ручные. Приводится классификация бизнес-объектов:

· материальные объекты (продукты, услуги, материалы, полуфабрикаты);

· информационные объекты (документы, показатели, реквизиты, файлы);

· финансовые объекты (платежи, перечисления, расчеты);

· ресурсы (оборудование, запасы, состояние счетов, базы данных, автоматизированные рабочие места);

· субъекты (исполнители - подразделения и персонал, клиенты, бизнес партнеры).

Функциональный подход к моделированию бизнес-процессов.

Раскрывается декомпозиция бизнес-процессов на бизнес-функции и бизнес-объекты. Рассматривается использование диаграмм рабочих потоков (workflow) и ER-диаграмм для построения модели предприятия.

Даются принципы выделения бизнес-функций и методы их реорганизации: объединение функций, распараллеливание процессов, перераспределение обязанностей, автоматизация операций.

Рассматриваются методы назначения работ исполнителям с установкой полномочий доступа к информационной системе. Устанавливаются точки временного и пространственного прерывания бизнес-процессов через использование хранилищ материальных ценностей и информации.

Дается характеристика функционально-ориентированных инструментальных программных средств моделирования бизнес-процессов: Design/IDEF, BPWin, ERWin, ARIS Toolset, Natural Engineering Workbench.

Объектно-ориентированный подход к моделированию бизнес-процессов. Раскрываются принципы выделения прецедентов использования бизнес-процессов в зависимости от характера внешних факторов, инициирующих бизнес-процессы. Прецеденты использования бизнес-процессов подразделяются на базовые и альтернативные процессы. Для прецедентов использования бизнес-процессов разрабатываются схемы состояний и взаимодействия бизнес-объектов. Дается характеристика объектно-ориентированных инструментальных программных средств моделирования бизнес-процессов: UML, Natural Engineering Workbench, Rational Rose, OOWin, ARIS Toolset.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать особенности подходов к моделированию бизнес-процессов, их достоинства и недостатки, области применения;

• уметь структурировать бизнес-процессы в нотациях функционально-ориентированного и объектно-ориентированного подходов;

• приобрести навыки использования инструментария программных средств статического моделирования бизнес-процессов.

При изучении темы 5 необходимо:

• читать учебное пособие [1] параграфы 2.3. стр. 23 - 28, главу 3 стр. 29 - 35, главу 5 стр.44 -56; учебник [2] главу 2;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: параллельность организации перепроектирования организационно-экономической и информационной систем на основе выделения ключевых бизнес-процессов.

Для самооценки темы 5 ответить на вопросы:

1. Перечислите основные компоненты обобщенной модели бизнес-процесса.

2. Чем отличаются методы функционального и объектно-ориентированного моделирования бизнес-процесса?

3. Какие методологии позволяет комбинировать применение различных методов моделирования бизнес-процессов?

4. Что такое функциональная модель бизнес-процесса?

5. Какие конструктивные элементы используются для построения функциональной модели?

6. Как представляется поток материальных, информационных, финансовых объектов?

7. Как трактуется и представляется управление выполнением функций?

8. Как представляются исполнители бизнес-процессов?

9. Как отражается использование информационной системы в бизнес-процессе?

10.Что такое ICOM метки и как они используются?

11 .Что такое туннельные дуги и как они используются?

12Что такое главный путь бизнес-процесса и как он отражается?

13.Как трактуются и представляются разветвления и соединения путей бизнес-процесса?

14.Как трактуются и представляются циклы в бизнес-процессе?

15.В чем сущность объектно-орентированного подхода к моделированию бизнес-процессов и информационной системы?

16. Какие конструктивные элементы используются в объектно-ориентированной модели бизнес-процесса и информационной системы?

17.Какие виды моделей используются в объектно-ориентированном подходе к РБП?

18. Каково назначение модели прецедентов использования?

19.Каково назначение объектной модели?

20.Каково назначение модели взаимодействия объектов?

21.Как соотносятся объектно-ориентированные модели бизнес-процессов и информационной системы?

3.6. Тема 6. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов ( ABC - Activity - Based Costing )

Цель изучения: Освоить применение методов вычисления стоимостных затрат по функциям, используемых в статическом анализе эффективности организации бизнес-процессов и обоснования выбора проектных решений на этапах обратного и прямого инжиниринга.

Сущность функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов.

Раскрываются понятия: центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций, стоимостные объекты, операции, ресурсы. Определяется двухступенчатая схема отнесения затрат ресурсов на стоимостные объекты и ее отличия от традиционной одноступенчатой схемы. Дается характеристика инструментальных программных средств функционально-стоимостного анализа: специализированных средств Design/IDEF, ARIS Toolset; Easy ABC Plus и встроенных средств типовых информационных систем BAANIV и R/3.

Вычисление стоимостных затрат бизнес-процессов.

Раскрываются виды операций бизнес-процесса: добавляющие и не добавляющие стоимость операции, внутренние и внешние операции. Рассматриваются критерии отнесения затрат по использованию ресурсов на операции бизнес-процесса. Рассматривается вычисление стоимостных затрат бизнес-процессов в соответствии с декомпозицией процессов по принципу «снизу-вверх».

Отнесение затрат на стоимостные объекты.

Раскрываются виды стоимостных объектов: продукция, услуги, группы продукции и услуг, клиенты, типы клиентов. Рассматриваются критерии отнесения затрат бизнес-процессов на стоимостные объекты в зависимости от их типа.

Применение методов функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов.

Раскрывается цель применения функционально-стоимостного анализа по сокращению наиболее дорогостоящих операций в результате автоматизации бизнес-процессов, привлечения бизнес-партнеров, аренды основных средств и др. Показываются условия применения функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов при диверсификации или позаказном характере деятельности предприятия. Выявляется роль использования информации из бухгалтерской и производственоно-сбытовой информационной системы для формирования критериев отнесения затрат.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать особенности функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов, их достоинства и недостатки, области применения;

• уметь определять критерии отнесения затрат на бизнес-процессы и стоимостные объекты, проводить расчеты и анализ затрат на бизнес-процессы;

• приобрести навыки использования инструментария программных средств функционально-стоимстного анализа бизнес-процессов.

При изучении темы 6 необходимо:

• читать учебное пособие [1] главу 4 стр. 36 – 40;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: двухступенчатость отнесения затрат на стоимостные объекты через бизнес-процессы.

Для самооценки темы 6 ответить на вопросы:

1. Что такое функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов?

2. В чем заключается сущность двухступенчатой схемы расчета затрат стоимостных объектов?

3. В чем заключается основное назначение стоимостного анализа функций?

4. Как связаны центры затрат, прибыли и инвестиций с функционально-стоимостным анализом?

5. Как определяются стоимостные затраты на выполнение функций (процессов)?

6. Как определяются стоимостные затраты на изготовление продуктов (оказание услуг)?

7. Как формируются критерии отнесения затрат ресурсов на стоимость бизнес-процессов и затрат бизнес-процессов на стоимостные объекты?

3.7. Тема 7. Имитационное моделирование бизнес-процессов

Цель изучения: Освоить применение методов имитационного моделирования бизнес-процессов, используемых в динамическом анализе эффективности организации бизнес-процессов и обоснования выбора проектных решений на этапах обратного и прямого инжиниринга.

Назначение имитационной модели бизнес-процессов.

Описывается применение основных типов имитационных моделей при обосновании вариантов реорганизации предприятия: многопродуктовые модели, модели с кооперативными связями, модели с накоплением ресурсов, с настройкой на особенности заказа (типа клиента). Дается характеристика инструментальных программных средств имитационного моделирования: ReThink, I think, Piligrim, Workflow-Analyser, РДО и др.

Построение имитационной модели.

Рассматриваются основные блоки имитационной модели: генерация (создание)/уничтожение объектов, выполнение/задержка операции, ветвление процесса, копирование/слияние объектов, добавление/удаление объектов в списках, хранение/извлечение объектов. Показывается задание входных параметров: интенсивности формирования рабочих объектов по различным законам распределения, временных и стоимостных параметров выполнения операций, мощности (емкости) используемых ресурсов.

Постановка имитационного эксперимента.

Раскрываются критерии эффективности организации бизнес-процессов: среднее время цикла выполнения процесса и операций с учетом непроизводительных затрат времени на ожидание освобождения ресурсов, коэффициенты использования ресурсов, пропускная способность операций, средние издержки процесса, динамика поступления денежных средств. Рассматриваются сценарии имитационных экспериментов: манипулирование использованием ресурсов и последовательностью операций, моделирование в режиме "Что если?"

Анализ результатов имитационного моделирования бизнес-процессов.

Рассматривается генерация статистических данных и их табличное и графическое представление. Описывается организация статистической обработки результатов экспериментов. Даются методы анализа результатов моделирования.

Изучив данную тему, студент должен:

знать особенности динамического анализа бизнес-процессов, их достоинства и недостатки, области применения;

• уметь строить варианты имитационной модели бизнес-процессы, проводить имитационные эксперименты для различных сценариев, проводить анализ результатов имитационных экспериментов для выбора наиболее эффективных вариантов организации бизнес-процессов;

приобрести навыки использования инструментария программных средств имитационного моделирования бизнес-процессов.

При изучении темы 7 необходимо:

· читать учебное пособие [1] главу 6 стр. 57 - 76, учебное пособие [3] главу 5;

· акцентировать внимание на следующих понятиях: виды моделей организации бизнес-процессов: многопродуктовые модели, модели с кооперативными связями, модели с накоплением ресурсов, с настройкой на особенности заказа (типа клиента), сценарии имитационных экспериментов.

Для самооценки темы 7 ответить на вопросы:

1. В чем заключается назначение имитационной модели бизнес-процесса?

2. Какие применяются основные виды имитационных моделей бизнес-процессов?

3. Что такое имитационный эксперимент и каковы основные его типы?

4. Какие основные типы статистических данных генерируются в ходе имитационного эксперимента по моделированию бизнес-процесса?

5. Каковы функциональные возможности ППП ReThink по имитационному моделированию бизнес-процессов?

6. Каковы конструктивные элементы ReThink по разработке имитационной модели?

7. Как представляется в процессах: разветвление и соединение путей, использование хранилищ, контейнерных объектов, установление ассоциаций объектов, копирование объектов и атрибутов?

8. Как задается ввод исходных данных в имитационную модель?

9. Какие используются средства по выводу результатной информации имитационного моделирования?

3.8. Тема 8 . Компонентная технология реинжиниринга бизнес-процессов

Цель изучения: Освоить применение методов компонентной технологии реинжиниринга бизнес-процессов, позволяющей настраивать корпоративную информационную систему на особенности управления бизнес-процессами конкретного предприятия.

Сущность компонентной технологии реинжиниринга бизнес-процессов. Раскрываются сущность адаптации компонентов типовых организационно-экономических решений и корпоративных информационных систем к особенностям конкретного предприятия. Описываются особенности выполнения этапов реинжиниринга бизнес-процессов при использовании компонентной технологии как эволюции организационно-экономической системы. Дается характеристика модельно-ориентированных инструментальных программных средств реализации компонентной технологии реинжиниринга бизнес-процессов: Enterprise Modeler (BAANIV), Business. Reengineering

Организация основных компонентов модели предприятия. Рассматривается организация компонентов модели предприятия в репозитории системы: бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов, организационной структуры. Применение бизнес-правил в контроле целостности модели предприятия и параметрической настройке программного обеспечения информационной системы. Задание ролей исполнителей бизнес-процессов.

Технология конфигурации бизнес-процессов из компонентов. Рассматриваются виды моделей предприятия: базовая, референтная, проектная модели. Раскрывается последовательность преобразования базовой или референтной модели в проектную модель, проектной модели в референтную модель. Определяются фазы реинжиниринга и внедрения информационной системы. Описывается схема конфигурации автоматизированных рабочих мест исполнителей бизнес-процессов на основе проектной модели.

Изучив данную тему, студент должен

знать особенности применения компонентной технологии реинжиниринга бизнес-процессов, их достоинства и недостатки, области применения;

уметь строить модели предприятия, привязку компонентов типовых организационно-экономических и программных решений к модели предприятия, конфигурацию автоматизированных рабочих мест исполнителей бизнес-процессов;

приобрести навыки использования инструментария программных средств моделирования и конфигурации бизнес-процессов типовых информационных систем.

При изучении темы 8 необходимо:

• читать учебное пособие [3] параграф 1.4, главу 6 , учебник [2] параграф 13.3;

• акцентировать внимание на следующих понятиях: репозиторий компонентов, базовая модель, референтная модель, проектная модель, контроль целостности модели предприятия на основе бизнес-правил, параметрическая настройка компонентов, роли исполнителей в исполнении операций, конфигурация автоматизированных рабочих мест исполнителей бизнес-процессов.

Для самооценки темы 8 ответить на вопросы:

1. Определите последовательность этапов применения компонентной технологии реинжиниринга бизнес-процессов.

2. В чем заключается сущность адаптации типовых организационно-экономических решений к особенностям организации бизнес-процессов предприятия?

3. Что такое базовая, референтная и проектная модели предприятия?

4. Как связаны между собой модели бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов и организационной структуры?

5. Как используются бизнес-правила в конфигурации бизнес-процессов и параметрической настройке?

6. Как устанавливаются роли исполнителей для выполнения бизнес-процессов?

7. Что такое фазы внедрения информационной системы и эволюционный инжиниринг?

4. Для проведения итогового контроля необходимо :

4. 1. Изучить вопросы

1. Понятие бизнес-процесса.

2. Классификация бизнес-процессов.

3. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов (РБП).

4. Цели РБП.

5. Принципы РБП.

6. Критерии эффективности РБП.

7. Условия успеха в проведении РБП.

8. Критические факторы успеха РБП.

9. Организационные структуры компаний, основанных на принципах РБП.

10. Владельцы бизнес-процессов и владельцы ресурсов.

11. Команды и менеджеры бизнес-процессов.

12. Экономические отношения между подразделениями.

13. Информационные технологии, используемые в РБП.

14. Роль распределенной базы данных в управлении бизнес-процессами.

15. Роль экспертной системы в управлении бизнес-процессами.

16. Роль системы управления рабочими потоками в РБП.

17. Управление логистическими цепочками.

18. Виртуальные предприятия.

19. Назначение динамического анализа бизнес-процессов.

20. Сценарии динамического анализа бизнес-процесса.

21. Этапы РБП.

22. Идентификация бизнес-процессов.

23. Обратный инжиниринг.

24. Прямой инжиниринг.

25. Реализация и внедрение проекта РБП.

26. Управление РБП.

27. Участники РБП.

28. Состав и функции команд РБП.

29. Методы РБП. Инструментальные программные средства РБП.

30. Использование CASE-технологий создания информационной системы.

31. Методы организации бизнес-процессов в ERP-системах.

32. Технология структурного анализа бизнес-процессов.

33. Классификация методологий структурного анализа бизнес-процессов.

34. Декомпозиция бизнес-процессов.

35. Функционально-ориентированный подход к моделированию бизнес-процессов.

36. SADT-методология моделирования бизнес-процессов (Design/IDEF).

37. Объектно-ориентированный подход к моделированию бизнес-процессов.

38. Назначение функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов.

39. Технология функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов.

40. Центры ответственности.

41. Виды стоимостных объектов.

42. Этапы отнесения затрат на стоимостные объекты.

43. Факторы использования ресурсов и функций.

44. Технология динамического анализа бизнес-процессов.

45. Критерии динамического анализа бизнес-процессов.

46. Понятие динамической имитационной модели бизнес-процесса.

47. Назначение динамического анализа бизнес-процессов.

48. Сценарии динамического анализа бизнес-процесса.

49. Динамическое моделирование вариантов организации бизнес-процессов.

50. Динамическое моделирование использования ресурсов в бизнес-процессах.

51. Компонентная технология РБП.

52. Системы управления качеством на основе РБП.

53. Методы управления проектами в РБП.

54. Организация работы проектных групп в РБП.

4.2. Выполнить следующее типовое задание

Последовательно выполнить этапы реинжиниринга бизнес-процессов компании:

1. Идентификация проблемной области:

• описание фирмы: миссия и цели на рынке, сегменты рынка, выпускаемая продукция и услуги, поставщики, партнеры, посредники, каналы распространения продукции;

• ключевые факторы успеха (качество, цена, издержки, ориентация на клиента, сроки, доступность, обслуживание, гарантия и т.д. – всего 7-8 факторов);

• идентификация перепроектирумых бизнес-процессов: оценка по ключевым факторам успеха по 10 балльной шкале, расчет интегрированной оценки, установление приоритета (в виде таблицы);

• неформальное описание отличительных особенностей новых процессов от существующих;

• определение возможностей предприятия: степень квалификации персонала фирмы, техническая оснащенность производства и т.д.;

• описание возможных сценариев развития предприятия: появление новых технологий, ресурсов, изменение поведения клиентов, партнеров, конкурентов;

• определение рисков, связанных с обеспечением финансовых ресурсов, надежностью партнеров, экономической и политической обстановкой.

2. Обратный реинжиниринг - модель существующей организации

бизнес-процессов:

· функциональная модель;

· функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов с выводом результатов в таблицу Excel;

· объектно-ориентированная модель информационных процессов;

· имитационная модель бизнес-процессов с выводом графиков о времени и стоимости выполнения процесса, загрузки ресурсов, производительности системы;

3. Прямой инжиниринг - модель новой организации бизнес-процессов:

· функциональная модель;

· функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов с выводом результатов в таблицу Excel;

· объектно-ориентированная модель информационных процессов;

· имитационная модель бизнес-процессов с выводом графиков о времени и стоимости выполнения процесса, загрузки ресурсов, производительности системы.

4. Выводы:

Какие усовершенствования процесса повысили эффективность бизнеса и насколько (в целом и по отдельным операциям)?

Перспективы развития проекта реинжиниринга бизнес-процессов (какие передовые технологии можно использовать в будущем? Какая должна быть идеальная модель бизнес-процесса?).

Варианты задания:

Разработать проект реинжиниринга бизнес-процессов для одной из следующих предметных областей:


1. Туристическая фирма.

2. Молокозавод.

3. Мебельная фабрика.

4. Кредитование в банке.

5. Проведение выставок.

6. Нефтеснабжение.

7. Страхование.

8. Рекламное агентство.

9. Строительная фирма.

10.Фирма по подбору кадров.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: МЭСИ, 2000.-106 с.

2. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем/ Под ред. Тельнова Ю.Ф. -М: Финансы и статистика, 2000.-180 c.

3. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. - М.: СИНТЕГ, 2002. - 214 с.

4. Тельнов Ю.Ф. Практикум по курсу «Реинжиниринг бизнес-процессов». - М: МЭСИ, 2000. - 20с.

5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. - М: Финансы и статистика, 1997. - 332 с.

6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжинринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. 332с.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.-480с.

Дополнительная литература

1. Автоматизация управления предприятием/ Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н, Рыбников А.И., Титовский И. Н. - М.: ИНФРА-М, 2000. -239 с.

2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 774 с.

3. Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». - М.: СИНТЕГ, 2006. - 316 с.

4. Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. - М.: ИЗДАТ, 2004. -124 с.

5. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. - М.: Изд.-торговый дом «Русская Редакция», 1999. - 288 с.

6. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.:ИНФРА-М, 1997.-327 с.

7. Марка Д.А., МакГоун К. Методология структурного анализа и проектирования / Пер.сангл. - М.: 1993.- 240 с.

8. Маклаков СВ. BPWin и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГМИФИ, 2000. - 256 с.

9. Медынский В.Г., Ильдеменов СВ. Реинжиниринг инновационного предпринимательства - Учеб. пособие для вузов/Под ред. Проф. В .А. Ирикова. - М: ЮНИТИ, 1999. - 414 с.

10.Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. / Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. - 224 с.

11.Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. - М: Радио и Связь, 2003. – 124с.

12.Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. - М: Мир, 2005.-191с.

13.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800с. Н.Шеннон Р. Имитационное моделирование - искусство и наука. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978.- 302с.

Интернет - ресурсы

1. http://www.sas.com

2. http://www.tern.ru

3. http://www. Gensym.com

4. http://www.argussoft.ru

5. http://www.vest.msk.ru

6. http://www.tora-centre.ru

7. http://www.it.ru

8. http://www.baan.ru

9. http://www.sap-ag.de

10. http://www.sag.de