Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Актуальность программы, цели и задачи структура программы курса Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы Календарный учебный график программы обучения

 

             

Актуальность программы, цели и задачи структура программы курса Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы Календарный учебный график программы обучения

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора Проректор по педагогическому

Департамента общего образования образованию СВФУ

Минобрнауки России

________________С.М. Брызгалова _______________М.П. Федоров

«05» марта 2012 г. «03» марта 2012 г.

ПРОГРАММА

обучения преподавателей и специалистов высшего и общего образования по работе с одаренными детьми и подростками 5-7, 8-9 и 10-11 классов в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования по гуманитарному профилю

(Русский язык и литература)

Якутск-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность программы, цели и задачи ……………………………..3

2. Структура программы курса……………………………………………4

3. Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы……………………………………………..8

4. Календарный учебный график программы обучения………………..10

5. Компетентностно-ориентированный учебно-тематический план программы обучения на основе модульного принципа……………………10

6. Контрольные задания и задания для самостоятельной работы……..17

7. Методические указания по изучению модулей………………………..21

8. Контроль и оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности…………………………………………………………………….60

9. Источники информационного сопровождения………………….…….60

1. Актуальность программы, цели и задачи

Среди целей и задач образовательной политики наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной самореализоваться в современном мире, обладающей ценными знаниями и способностью их применять.

Цель работы учителя-предметника с одаренными детьми – своевременное выявление одаренности, развитие и углубление неординарных способностей ребёнка, а также его профильная направленность. Задачи высшей школы – ведение научно-просветительской работы, формирования представления о путях развития одаренности, обеспечение методической поддержки учителей, работающих с одаренными детьми, а также способными детьми, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей
Данная программа по развитию одаренности у детей и подростков в школе ориентирована на учителей русского языка, составлена с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, примерных программ основного общего образования по русскому языку и литературе. Здесь рассмотрены наиболее актуальные вопросы преподавания в современных условиях: компетентностный подход, обеспечивающий формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, лингвистической и языковой компетенций; особое внимание уделено стилистической компетенции как неотъемлемой составляющей коммуникативной.

Программой предусмотрено сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения содержания программы и практической работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику работы с одаренными и способными детьми и подростками.

Цель: повышение уровня профессиональной, научно-исследовательской, общекультурной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми по направлениям «Русский язык», «Литература»

Задачи:

- овладение навыками анализа типичных ошибок при составлении и выполнении олимпиадных заданий по русскому языку и литературе, выборе тем для научного исследования школьников;

- освоение требований к составлению и экспертированию программ элективных курсов, технологией разработки моделей внеурочной деятельности в школе;

- разработка модели индивидуальных образовательных траекторий школьников.

2. Структура программы

В программе отражена система работы с одаренными детьми по следующим направлениям

· Классно-урочная деятельность

- углубление и расширение предлагаемого школьного материала;

- использование нетрадиционных уроков: урок-суд, конкурс знатоков, урок-композиция, смотр знаний, лекции (способные дети выступают в роли чтецов, докладчиков, экскурсоводов);

- применение занимательных заданий с цель выявления и поддержания интереса к предмету;

- использование современных педагогических технологий: творческие мастерские, проектная деятельность, ИКТ и т.д.

-дифференцированная система тренировочных упражнений и домашних заданий;

В обучении одарённых детей важную роль играют индивидуализированные задания. Они должны основываться на исходном уровне знаний, умений и навыков; видах одарённости; интеллектуальных умениях; предпочтительных когнитивных интересах. Можно предложить индивидуализированные задания четырёх видов: обязательные (назначенные учителем), альтернативные (выборочные), приведённые учителем для добровольного выполнения, добровольные задания, тему которых предлагают сами ученики. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, в результате этого при анализе условий задания он активизируется более обычного, при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения заданий, он может испытать свободу выбора. Можно предположить, что задания добровольного характера повышают вероятность возникновения инсайта, интуитивно-логического осмысления желаемого, порождения проблем и проектирования их разрешения. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане последовательности их приведения, объёма, сложности, обратной связи.

- личностно-ориентированный подход;

- создание творческих групп по выполнению индивидуальных заданий: учащиеся могут объединяться в «киностудии», «рекламные агентства», «PR-агентства», «издательства» для выполнения творческих работ в различных жанрах: эссе, очерки, зарисовки, устные журналы, фэнтези, легенды, грамматические сказки, сценарии, видеоролики, репортажи. Такие формы работы помогают школьникам в их дальнейшем профессиональном самоопределении.

· Внеурочная деятельность

- элективные курсы по интересам учащихся

- недели русского языка

- подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, марафонам

(Всероссийская олимпиада школьников, Интернет-олимпиады, «Русский медвежонок. Языкознание для всех», Олимпиада по основам наук в Уральском Федеральном округе, «Познание и творчество» (номинации «Я знаю русский язык», «Золотые россыпи», интеллектуальная игра «Тайны слова» (ФЛФ СВФУ)).

Предлагается примерная программа подготовки школьников к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по русскому языку, в основу которой положен принцип спиралевидного развития (обращение к одной и той же теме несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса)

- подготовка к НПК, исследовательская деятельность учащихся

Очное участие

в г. Якутск

- «Языкознание для всех»

- НПК «Шаг в будущее»

За пределами РС (Я)

- Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура» (г.Обнинск)

- Конкурс им. Вернадского

Заочно:

- Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио»

- Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (Москва)

- Конкурс имени Д.С. Лихачева.

Индивидуальное обучение .

Разработка индивидуальных образовательных траектории, которые включают в себя несколько образовательных маршрутов.

· Профильное и предпрофильное обучение.

Увлечение предметом, способности к языкам и литературе, творческая и академическая одаренность, лидерские качества определяют направление будущей профессиональной деятельности выпускника. Посещая занятия элективных курсов, факультативов и часов развития, учащиеся 8-11 классов «удовлетворяют» с вою жажду познания, углубляют и расширяют представления и знания в определенной научной области.

· Развитие коммуникативной компетенции:

- стилистической компетенции

- ораторского искусства

· Портфолио учащихся.

Портфолио способствует повышению мотивации школьников, наглядно демонстрирует школьникам уровень их успешности. Портфолио должно содержать не только грамоты и дипломы, но и газетные публикации, материалы Интернет-сайтов, ивные и творческие работы учащихся, сводные ведомости успеваемости по годам, краткие психолого-педагогические характеристики.

Общее количество часов

Подготовка к олимпиаде

Урочная деятельность

Подготовка к НПК

Всего

5-7кл.

8-9 кл.

10-11 кл.

5-7 кл.

8-9 кл.

10-11 кл.

5-7 кл.

8-9 кл.

10-11 кл.

Психолого-педагогическое сопровождение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Русский язык

4

6

6

8

6

3

33

Литература

1

3

4

3

3

6

2

3

3

21

ИТОГО:

7

11

12

13

11

11

4

5

5

72

3. Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы

В результате прохождения программы курсов повышения квалификации обучающиеся должны совершенствовать следующие компетенции:

Профессиональные:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

Научно-исследовательские:

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности;

- способность организовать научное руководство локальными исследованиями на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления ов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

Общекультурные :

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

- умение использовать основные положения и методы гу­манитарных наук в профессиональной деятельности;

– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

4. Календарный учебный график программы обучения

Дата проведения курсов повышения квалификации

Время

Место проведения

1

6 апреля 2012

9.00 – 18.00

ГУК СВФУ

2

7 апреля 2012

9.00- 18.00

ГУК СВФУ

3

8 апреля 2012

9.00 – 18.00

ГУК СВФУ

4

9 апреля 2012

9.00 – 18.00

ГУК СВФУ

5

10 апреля 2012

9.00 – 13.00

ГУК СВФУ

6

11 апреля 2012

9.00 – 13.00

ГУК СВФУ

7

12 апреля 2012

9.00 – 13.00

ГУК СВФУ

8

13 апреля 2012

9.00 – 13.00

ГУК СВФУ

9

14 апреля 2012

9.00 – 13.00

ГУК СВФУ

5. Компетентностно-ориентированный учебно-тематический план программы обучения на основе модульного принципа

В данной программе предусмотрена работа по следующим направлениям:

Обеспечение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе

1.1. Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах нового поколения

1.2. Тенденции обновления языкового образования, способствующего формированию и развитию языковой компетенции

1.3. Характеристика коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности

1.4. Формирование, развитие и совершенствование культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения русскому языку

2.1. Методы и приемы повышения мотивации к изучению предмета русский язык и литература

2.2. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

2.3. Урок-практикум (основные структурные типы урока, урок-практикум традиционного типа, урок-практикум, предполагающий самостоятельную работу на всех этапах)

2.4. Семинар в системе уроков по русскому языку

2.5. Развитие творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях по русскому языку

2.6. Сочетание традиционных и активных форм урока

2.7. Учебная лингвистическая задача

Формирование стилистической компетенции учащихся на уроках русского языка

3.1. Понятие стилистической компетенции

3.2. Основные приемы формирования стилистической компетенции на уроках русского языка при изучении разделов науки о языке.

Внеурочная деятельность по предмету

4.1 Элективные курсы по интересам учащихся

4.2. Система работы по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, марафонам

4.3. Работа в системе ШКОЛА-ВУЗ по подготовке учащихся к НПК

Индивидуальное обучение.

5.1. Разработка индивидуальных образовательных траектории, которые включают в себя несколько образовательных маршрутов.

Профильное и предпрофильное обучение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

5.1. Модуль 1. Психолого-педагогическое сопровождение учителей

для работы с одаренными и способными детьми

Наименование разделов дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

практ.зан.

1.1.

Вводная лекция. Кто он, одаренный ребенок?

2

2

Тестирование,

1.2.

Основные подходы к психологии одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей.

2

2

1.3.

Содержание профессиональной компетентности учителя, работающего одаренными детьми.

2

2

1.4.

Как научить учащихся думать. Логика. Диалектика. Глобализм. Синергетика. Эвристика.

4

2

2

1.5.

Деятельность учителя по психолого-педагогическому сопровождению как средство самореализации в работе с одаренными детьми.

4

2

2

1.6.

Разработка психолого-педагогического проекта «Как учить? Чему учить? (принципы обучения одаренных детей).

4

2

2

ИТОГО:

18

12

6

5.2. Наименование курса: Развитие одаренности у детей и подростков по направлению «Русский язык » (5-7 класс)

Наименование разделов дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

практ.зан.

2.

Модуль 2.

Урочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 5-7 классов

5

4

1

Разработка

урока

2.1.

Углубление и расширение курса «Русский язык» в 5-7 классах

1

1

2.2.

Занимательные задания на уроках русского языка

1

1

2.3.

Пропедевтический курс стилистики

2

1

1

2.4.

Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка

1

1

3.

Модуль 3.

Внеурочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 5-7 классов

3

2

1

Экспертирование программ;

3.1.

Элективные курсы по русскому языку для учащихся 5-7 классов

2

1

1

3.2

Школа юного филолога

1

1

4

Модуль 4. Портфолио учащихся

2

1

1

ИТОГО:

8

5

3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса: Развитие одаренности у детей и подростков по направлению «Русский язык» (8-9 класс)

Наименование разделов дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

практические

2

Модуль 2

Урочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 8-9 классов

3

Разработка

урока.

Разработка индивидуального плана обучения конкретного школьника.

2.1

Углубление и расширение курса «Русский язык» в 8-9 классах

1

2.2

Развитие ораторских способностей школьников

1

2.3

Дифференцированное обучение

1

3

Модуль 3

Внеурочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 8-9 классов

3

Экспертирование олимпиадных заданий по русскому языку. Составление олимпиадных заданий. Экспертирование тем для НПК

3.1

Подготовка к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по русскому языку (методика работы над заданиями опознавательно-объяснительного и сопоставительного типов)

1

3.2

Подготовка к НПК по филологическим наукам (русский язык)

1

1

ИТОГО:

6

3

3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса: Развитие одаренности у детей и подростков по направлению «Русский язык» (10-11 класс)

Наименование разделов дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

практические

1

Модуль 1 Профилизация на уроках русского языка

1

Разработка

урока

1.1

Создание творческих групп

1

1.2

Дифференцированное обучение

2

Модуль 2

Внеурочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 5-7 классов

2

Экспертирование программ;

2.1

Исследовательская деятельность по русскому языку

0,5

2.2

Подготовка к олимпиаде

0,5

2.3

Развитие ораторских способностей

1

итого

3

3

5.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(Литература)

5-7 классы

Наименование разделов дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

практические

1

Модуль 1

Урочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 5-7 классов

3

1

0,5

Разработка

урока

1.1.

Углубление и расширение курса «Русская литература» в 5-7 классах

0,5

1.2.

Занимательные задания на уроках литературы

0,5

1.3.

Пропедевтический курс стилистики (лексико-семантическая группа)

0,5

1.4.

Личностно-ориентированный подход в преподавании литературы

1

2

Модуль 2

Внеурочная деятельность педагога по развитию одаренности учащихся 5-7 классов

2

Экспертирование программ;

2.1.

Элективные курсы по литературе для учащихся 5-7 классов

0,5

0,5

2.2

Школа юного филолога

0,5

итого

5

6. Контрольные задания и задания для самостоятельной работы

Модуль I . Психолого-педагогическое сопровождение учителей для работы с одаренными и способными детьми

1. Написать эссе « Кто он, одаренный ребенок?»

2. Подготовить статью по теме «Психолого-педагогическое сопровождение как средство самореализации в работе с одаренными детьми.

3. Разработать проект «Как учить? Чему учить? (принципы обучения одаренных детей)

Направление «Русский язык»

Определите тип олимпиадного задания и уровень его сложности, класс, для которого оно может быть рекомендовано

1. Сколько общих звуков в словах СВОЙ и ОВСЯНЫЙ?

2. Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

- Для каждой собаки наступит ее день

- Не стоит пороха и дроби

3. Приведенные ниже слова – устаревшие, но 4 устарели по одной причине, а 1 – по другой. Какое? Как называются эти слова? В каком разделе русского языка вы найдете ответы на эти вопросы? БОЯРИН, ВЕЧЕ, АРМЯК, ЯМЩИК, ЧЕЛО.

4. Расшифруйте популярные сегодня аббревиатуры.

БОМЖ, ЕЭС, ЖКХ, НТВ, ОМОН

Ответы

1. Общий звук 1, это Й

2. Будет и на нашей улице праздник. Овчинка выделки не стоит. Игра не стоит свеч.

3. Слово ЧЕЛО является архаизмом. Оно устарело, т.к. его заменило другое слово – «лоб». Остальные слова историзмы. Они устарели, потому что исчезли понятия, ими обозначавшиеся.

4. без определенного места жительства; Европейское экономическое сообщество; жилищно-коммунальное

1. Найдите ошибки и устраните их.

- Просьба при входе в кафедру одевать сменную обувь.

- Прибывшая бригада «скорой помощи» с переломами и тяжелой травмой головы госпитализировала пострадавшего мотоциклиста.

- Сумка упала под рельсы проезжающего поезда.

Ответы

1. В первом предложении две ошибки: слово «кафедра» употребляется с предлогом НА, неверно употреблено слово «одевать».

Просьба при входе на кафедру надевать сменную обувь.

Во втором предложении нарушен порядок слов

Прибывшая бригада «скорой помощи» госпитализировала пострадавшего мотоциклиста с переломами и тяжелой травмой головы.

В третьем предложении неверно употреблен пространственный предлог. Произошло наложение форм «на рельсы» и «под поезд»

Сумка упала на рельсы под проезжающий поезд.

1. Разговорным вариантом какого сочетания является форма ЧОЙ-ТО в названии спектакля «А чой-то ты во фраке?» по рассказу А.П. Чехова «Предложение»? Какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении?

2. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие.

Ответы

1. Форма ЧОЙ-ТО является редуцированным вариантом сочетания ЧЕГО ЭТО, а не ЧТО ЭТО, т.к. слово ЧТО произносится в СРЛЯ через звук Ш. Таким образом устраняется зияние (сочетание нескольких гласных звуков подряд).

Направление «Литература»

1. Выберите из перечисленных тем те, которые не содержат проблемы:

А. «Я помню чудное мгновенье…» (по творчеству А.С.Пушкина)

Б. Функции эпитета в стихотворении И.А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»

В. Метафора как средство художественной изобразительности в поэзии С. Есенина.

Г. Благородное сердце Васи (по рассказу Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»).

2. Выберите из перечисленных тем те, которые заключают проблему слишком широкого содержания:

А. Идейное наследие Ф.М. Достоевского.

Б. Процесс символизации в лирическом тексте.

В. Функции сновидений в творчестве И.С.Тургенева.

Г. Трансформация библейского мифа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

3. Разбейте данный постулат на три темы для исследовательского проекта:

Мифологические мотивы в творчестве А.С.Пушкина.

4. Найдите ошибки в формулировке тем:

А. Использование театральных приемов при формировании нравственных ценностей (Л.Н.Толстой «Петя Ростов»).

Б. Художественная деталь в творчестве А.П.Чехова (на материале малой прозы писателя).

В. Актуализация цвета в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка.

Г. Внутренний мир подростка в пьесах Л.Разумовской.

5. Исключите из нижеперечисленных тем те, которые не могут обусловить актуальности исследования:

А. Тема патриотизма в творчестве А. Ахматовой.

Б. Чеховские традиции в пьесе Л.Петрушевской «Три девушки в голубом».

В. Тема рока в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Г. Традиции немецкого романтизма в лирике Ф.И.Тютчева (на материале…)

6. Найдите правильное обоснование актуальности темы «Проблемы хронотопа в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого»:

А. Нет литературы по данной теме исследования.

Б. Недостаточное количество критической литературы по творчеству Л. Улицкой.

В. С этой точки зрения роман писателя еще не рассматривался.

Г. Интерес к хронотопическим связям в эпическом тексте актуализировался.

7. Выберите гипотезу, не относящуюся к данной теме исследования «Функции ремарок в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»:

А. Ремарки в пьесе А. Вампилова – паратекст, т.е. вспомогательный текст, имеет значение второго основного текста.

Б. Авторские ремарки в пьесе организуют сценическое действие и совмещают два временных плана.

В. В пьесе А. Вампилова использован парадоксальный прием, т.к. диалоги актуализируют монолог главного героя.

Г. Ремарка в пьесе А. Вампилова фиксирует переход от одного временного плана к другому и служит способом создания эффекта отчуждения.

7. Методические указания по изучению модулей

7.1. Направление «Русский язык»

Задание

Рекомендуемая литература

Тема

1

Разработать задания по русскому языку, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельный подход / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Раздел 3. – М.: МГОУ, 2005. – 141с.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

2

Разработать и проанализировать измерительные материалы, контролирующие уровень сформированности языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции

Формирование языковой, лингвистической и общекультурной компетенций

3

Составление заданий по разделам науки о языке, способствующих формированию стилистической компетенции:

- фонетическая стилистика

- лексическая стилистика

- морфологическая стилистика

- словообразовательная стилистика

- синтаксическая стилистика

Матвеева А.Д. Из опыта пропедевтического изучения стилистики в 5 классе // Гуманитарные науки в начале XXI века: межвуз. сб. науч. ст - Якутск, 2007 - С. 50-53

Матвеева А.Д. Приемы достижения юмористического эффекта в текстах на начальном этапе обучения стилистике //Русское слово и словесность в РС (Я): материалы научно-методической конференции. Часть 1 – Якутск:, 2007. – С. 34-35

Матвеева А.Д. Стилистическое использование лексических микросистем при изучении раздела «Лексика» в 5-6 классах // Современные подходы к изучению русского языка и литературы: сб. науч.-метод. тр. – Якутск: Дани Алмас, 2007. – С. 49-56

Матвеева А.Д. Особенности формирования стилистической компетенции на уроках русского языка в 5-6 классах // Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-21 ноября 2008 г. Часть II. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. – С. 193-196

Матвеева А.Д. К вопросу о необходимости формирования стилистической компетенции // Формирование личности в современном обществе: теория, практика, опыт: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 26 марта 2009 г. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2009 – С. 156-159.

Формирование стилистической компетенции

4

Выполнение контрольной работы

- «Дидактический материал к разделу «Стилистическое использование лексических микросистем»

- Дидактический материал к разделу «Фоностилистика»

Семинарские занятия. Практические работы.

5

Контрольная работа по стилистике

6

Проверить письменную работу ученика (сочинение) по критериям

Образцы сочинений представлены в разделе «Контрольные работы»

Формирование профессиональных компетенций как личностно-ориентированное обучение.

7.2. Методические рекомендации для подготовки к олимпиаде

Система подготовки участников олимпиад:

— базовая школьная подготовка по предмету;

— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тьютора-наставника (ментора, научного руководителя), имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. В данном случае важна подготовка к олимпиаде как целостная система.

— подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

— элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей. Например, предложить сделать анализ и интерпретацию художественного текста, обращая внимание на его отдельные элементы;

— индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения;

— использование диагностического инструмента. Например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы либо предложить интеллектуальную игру типа «Своя игра»;

— уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Например, дать определенное задание (выявить систему образов в художественном тексте), но не предлагать алгоритма выполнения данного задания;

— использовать учителю (руководителю) все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент (работу) в школьном кабинете и т.д.

7.2.1. Примерные программы по подготовке к олимпиадам

по русскому языку

Тема

Количество часов

всего

лекции

практические

5-7 класс Решение задач опознавательно-объяснительного характера

1

Фонетика. Орфоэпия

1

1.1.

Классификация гласных и согласных звуков

1

1.2.

Правила постановки ударения в русском языке

2.

Морфемика. Словообразование.

1

2.1

Типы аффиксов: формообразущие и словообразовательные

1

2.2

Способы словообразования в русском языке

3.

Лексика. Фразеология

1

3.1

Лексические микросистемы (антонимы, синонимы, омонимы, паронимы)

3.2

Приметы исконно-русских и заимствованных слов

3.3

Пласты лексики русского языка

4

Синтаксис и пунктуация

1

4.1

Особенности выражения подлежащего и сказуемого

1

4.2

Второстепенные члены предложения

4.3

Грамматические и речевые ошибки, способы их устранения

1

ИТОГО

4

8-9 класс Решение задач сопоставительного типа

1

Фонетика

1.1

Фонетические пропорции

1

1.2

Диалектные особенности русских говоров

1

2.

Историческая грамматика

1

2.1

Упрощение групп согласных.

2.2

Этимологический анализ слова. Народная этимологизация. Деэтимологизация.

1

2.3

Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

1

3

Языки мира

4

Переводы древнерусских текстов

1

ИТОГО

6

10-11 класс.

Решение заданий исследовательского и комбинированного типов

1

Историческая грамматика

2

1.1

Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка

1

1.2

Особенности употребления падежей в древнерусском языке

1

1.3

Особенности древнерусских синтаксических конструкций

2

Морфемика. Словообразование

2

2.1

Синонимия. Антонимия и омонимия морфем

1

2.2

Морфонологические явления на стыке морфем

3.

Лексика

2

3.1

Понятие о лексико-семантической группе

1

3.2

Понятие о компонентном анализе слова

4

Синтаксис

1

4.1

Особенности структуры и семантики сложного предложения

1

4.2

Сложные синтаксические конструкции

1

5

Чтение и перевод древнерусских текстов

1

6

Основы ораторского искусства

1

6.1

Подготовка и представление докладов

1

ИТОГО

6

7.2.2. Олимпиадные задания для учащихся 8-9 класса

1. Прочитайте слова и обратите внимание на постановку ударения в них. Почему в этих существительных ударение в разных местах? Опишите акцентологическую модель (модель постановки ударения) этих слов.

Филолог, некролог, аналог, каталог, антрополог, зоолог.

2. Какие слова в ряду не будут однокоренными. Свой ответ обоснуйте .

Ракета, ракетка, ракетный, ракетой, ракетчик, ракита.

3. Определив состав слов, найдите «лишнее», обоснуйте свой ответ, определите способ образования остальных слов.

настил, навет, налет, нарост

4. Можно ли утверждать, что слова ВЕДЬМА и НЕВЕСТА являются однокоренными? Свой ответ обоснуйте.

5. Вы, конечно, слышали выражение «с гулькин нос ». Оно употребляется в значении «мало, недостаточно, немного». Как появилось это выражение?

6. Прочтите соответствующие друг другу слова двух родственных языков – русского и сербохорватского:

лев – лав; снег – снег; размер – размер; ветер – ветар; грозен – грозан.

Сравните данные пары слов, определите, как будет по-сербскохорватски ВЕК и БОРЕЦ? Аргументируйте свое мнение .

7. Слова каких частей речи могут заканчиваться на – Я? Приведите примеры (допустимы любые формы слова).

8. Разберите по составу слова обуть, вынуть, расстилался, думая.

9. Фонетический принцип русской орфографии подразумевает, что слова пишутся так, как слышатся. Какие правила «попадают» под этот принцип? Приведите примеры.

10. Компьютерная программа приняла слово кровать за глагол и проспрягала его. Что ввело компьютерную программу в заблуждение и как выглядела форма 1 лица единственного числа настоящего времени этого «глагола»?

11. Напишите сочинение-миниатюру «Мое любимое время года». Проанализируйте его с точки зрения употребленных средств художественной выразительности.

Ответы

1. В существительных на –ЛОГ в одушевленных ударение падает не на –ЛОГ (филолог, антрополог, зоолог), у неодушевленных – на –ЛОГ (некролог, каталог), аналог – исключение.

2. Не являются однокоренными слова ракетк а и ракита , потому что имеют другое значение, а также слово ракетой , так как это форма слова ракета.

3. В слове навет нет приставки на; к тому же все остальные слова образованы от глаголов бессуффиксным способом

4. Слова являются этимологически родственными. На это родство указывают фонетическое и смысловое сходства

5. Буквально оно обозначает «с голубиный клюв». Ясно, что у голубя «нос» небольшого размера. Слово гулькин , таким образом, является притяжательным прилагательным от существительного гулька , которое образовано от слова гуля – «голубь». Само же существительное гуля возникло на основе звукоподражательного подзывания гуль-гуль.

6. На месте русского Е в одних случаях пишется «е», а в других – «а». Это связано с чередованием: снег – снега, размер – размера (без изменений); лев – льва. грозен – грозно (чередование с нулем звука).

Век – века : следовательно, по-сербскохорватски век

борец – борца : значит, по-сербскохорватски – борац

7. Имена существительные (змея), имена прилагательные (большая), глаголы (мчался), полные причастия (сделанная), деепричастия (играя), наречия (нехотя), имена числительные (пятая), местоимения (себя), предлоги (благодаря), союзы (хотя).

8. обуть (об-у-ть), вынуть (вы-ну-ть) в слове нет корня, расстилался (рас-стил-а-л--ся), думая (дум-а-я) (нет окончания)

9. Например, И-Ы после приставки (сыграть, взимать)

10. ТЬ – окончание инфинитива. –ова- - суффикс глагола несовершенного вида, следовательно, компьютерная программа должна была просклонять слово «кровать» как глогол на –ова-. который в форме первого лица единственного числа оканчивается на – ую – КРУЮ.

1. Образуйте форму множественного числа от следующих существительных:

длина, толщина, широта, высота, количество, качество, лист

2. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный.

Не слишком ли суров А.С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье – почему же позор?

3. Из приведенного списка языков исключите те, которые не являются славянскими. Дополните список 2-3 своими примерами

польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.

4. Компьютерная программа приняла слово кровать за глагол и проспрягала его. Что ввело компьютерную программу в заблуждение и как выглядела форма 1 лица единственного числа настоящего времени этого «глагола»?

5. Как правильно написать предложение

(П, п)уэрто(-)(Р, р)иканцы, жители острова (П, п)уэрто(-)(Р, р)ико, верны (П, п)уэрто(-)(Р, р)иканским обычаям.

Сформулируйте правила, которыми вы при этом руководствовались.

6. Образуйте возможные патронимы 9названия жителей0 от наименования городов: Архангельск, Киров, Кировск, Курск, Москва, Псков, Санкт-Петербург.

7. Определите значения заимствованных слов: органайзер, фетиш, картридж, логотип, маркетинг, электорат.

8. Чем отличается графолог от графомана ?

9. Почему говорят «заварить кашу», когда хотят сказать о начале какого-то хлопотливого и длительного дела?

10. Вы, конечно, слышали выражение «с гулькин нос ». Оно употребляется в значении «мало, недостаточно, немного». Как появилось это выражение?

11. Красное слово, красная девушка, красное солнышко … Немало в русском языке устойчивых сочетаний, в которых используется прилагательное красный в старом значении – «красивый». Но откуда же появились выражения проходить красной нитью , красная строка ? Что они значат?

12. определив состав слов, найдите «лишнее», обоснуйте свой ответ, определите способ образования остальных слов.

настил, навет, налет, нарост

13. Восстановите словообразовательную цепочку:

предусмотрительный ←… ← усмотреть ← …

…← возобновить←…←новый

14. Существует ли связь между словами дергать, дорога, деревня ? Свой ответ обоснуйте.

Ответы

1.Слова длина и толщина не имеют формы множественного числа; ширина – широты, высота – высоты, количество – количества, качество – качества; форма слова листья зависит от значения – листы (бумажные), листья (березовые.

2.Слово «позор» употреблено в устаревшем значении «вид», «зрелище», корень –зор- сохранился в словах узреть, зрение.

3. итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский

4. ТЬ – окончание инфинитива. –ова- - суффикс глагола несовершенного вида, следовательно, компьютерная программа должна была просклонять слово «кровать» как глогол на –ова-. который в форме первого лица единственного числа оканчивается на – ую – КРУЮ.

5. Название острова Пуэрто -Рико пишется через дефис. как и все сложные географические названия, каждая из частей при этом должна записываться с прописной буквы. Существительное пуэрториканцы , образованное от сложного географического названия и обозначающее жителей, пишется слитно и со строчной буквы, однако в данном предложении оно будет писаться с прописной, так как стоит в начале предложения. Прилагательное пуэрто-риканский, образовнное от сложного сущетсвительного. пишущегося через дефис, также сохраняет в написании дефис. Оно записывается со строчных букв. так как является относительным, а не притяжательным прилагательным.

6. Архангелогородец, кировец, кировчанин, курянин, москвич, псковитянин, петербуржец.

7. органайзер – блокнот-дневник для разного рода деловых и личных записей. заметок. писем.

фетиш – 1) у древних народов предмет суеверного поклонения; 2) объект слепого поклонения.

картридж – угольный патрон для ксерокса и принтера;

логотип – специально разработанное. оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы;

маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос;

электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских. президентских или муниципальных выборах.

8. Графолог – специалист, исследующий почерк человека с целью определить его характер. Графоман – человек с болезненным пристрастием к сочинительству.

9. Оказывается слово каша в этом выражении употреблено в значении «свадьба, свадебный пир». Иногда в эти свадебные каши втягивались целые города. Летопись, например, рассказывает о необычной свадьбе Дмитрия Донского. В те времена было принято заваривать свадебную кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской не пожелал ехать к нижегородскому князю – отцу невесты, а князь, в свою очередь, не захотел устраивать свадьбу в Москве, откуда был родом шестнадцатилетний жених. Выход был найден – кашу заварили между двумя городами – в Коломне.

10. Буквально оно обозначает «с голубиный клюв». Ясно, что у голубя «нос» небольшого размера. Слово гулькин , таким образом, является притяжательным прилагательным от существительного гулька , которое образовано от слова гуля – «голубь». Само же существительное гуля возникло на основе звукоподражательного подзывания гуль-гуль.

11. История их происхождения такова. «Красной мыслью проходит эта мысль через все произведение», - говорим мы, имея в виду главную идею, пронизывающую сочинение. Выражение это пришло из Англии после того, как в 1776 году во все канаты английского флота стали вплетать красную нить. Красной строкой называют начальную строку с отступом, на ней первую букву в старину обычно рисовали красной краской.

12. В слове навет нет приставки на; к тому же все остальные слова образованы от глаголов бессуффиксным способом

13. предусмотрительный ← предусмотреть ← усмотреть ← смотреть

возобновление ← возобновить← обновить ←новый

14. Слова являются этимологически родственными. На это родство указывают фонетическое и смысловое сходства.

Дергать – образовано с помощью суффикса –ати от основы дьрг -. которая является образованием от корня, выступающего также в драть . Дорога образовано с помощью суффикса –г (а) от той же основы. что и дор – расчищенное место, дьрати – «драть». Деревня – изначально «место, очищенное от леса, земли, пашни». Опосредованно связано с драть .

7.3.1. Разбор олимпиадных заданий и алгоритм их решения

по литературе

Для примера разберем демоверсию Северо-Восточной олимпиады школьников. Состоит она из трех заданий, первое носит больше историко-литературный характер, второе задание предполагает работу с поэтическим произведением, третье задание проверяет умение и навыки работы с прозаическим текстом.

Задание 1. Задания с выбором нескольких ответов (6 заданий по 5 баллов)

1. Комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» насыщена образами-символами. Определите, какие из перечисленных символов НЕ встречаются в данной пьесе.

1) вишнёвый сад

2) звук лопнувшей струны

3) стук топора

4) стук часов

5) крик чайки

2. Укажите всех героев одного автора:

1) Башмачкин

2) Мармеладов

3) Штольц

4) Чичиков

5) Тузенбах

3. Отметьте все правильные утверждения

1) А.С. Пушкин мог встретиться с И.А. Гончаровым

2) В.В.Маяковский мог прочитать «Тихий Дон» М. Шолохова

3) Николай Второй мог быть личным цензором А.С. Пушкина

4) Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского

5) Н.А. Некрасов мог высказать свое мнение по поводу рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

4. В каких из перечисленных мест не происходит действие романа М.А. Булгакова «Мастер а Маргарита»?

1) Ялта

2) Петроград

3) Москва

4) Киев

5) Ершалаим

5. Выберите из списка героев тех, у кого нет ни братьев, ни сестер:

1) Родион Раскольников

2) Аркадий Кирсанов

3) Илья Обломов

4) Андрей Болконский

5) Евгений Онегин

6. В истории литературы есть немало прозаических произведений разных авторов, названия которых состоят из двух слов, соединенных союзом «И». Отметьте, в творчестве каких авторов есть такие произведения, изучаемые по школьной программе:

1) А.С. Пушкин

2) Л.Н.Толстой

3) И.С. Тургенев

4) Б.Н. Пастернак

5) М.А. Шолохов

Как видно, решение такого рода заданий предполагает знание текстового материала, и большой трудности не представляет, поэтому специально и подробно на разборе данного задания останавливаться не стоит. Единственное на что необходимо обратить внимание, это правильно разобрать формулировку каждого тестового вопроса.

Задание 2. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений, найдите тождество или различие авторского замысла.

Пророк М.Ю.Лермонтов

С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, -
В меня все ближние мои
Бросали бешенно каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.

Завет Предвечнаго храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда ж чрез шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец - хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Пророк А.С.Пушкин

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрой змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

1826

Это задание носит больше практический (аналитический) характер и требует от ребенка знаний и умений литературоведческого и лингвистического анализа.

Тема

Содержание (алгоритм анализа)

Комментарий

Часы

Сравнительно-сопоставительный анализ художественного произведения.

1.Сравнить по очереди каждое стихотворение. Выявить главную мысль (проблему).

2.Сопоставить способы выражения идеи произведения в обоих стихотворениях.

3.Составить таблицу тождества и различия элементов стихотворений, начиная с заглавия и заканчивая анализом строфики.

Необходимо обратить внимание ребенка, что общность названия предполагает два пути для анализа произведения: либо имеется общность замысла, либо общность заглавия предполагает смысловую полемику. Также следует сделать акцент, что стихотворение М.Ю.Лермонтова написано позже пушкинского, в год своей смерти.