Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические к курсовому проектированию по дисциплине

 

             

Указания методические к курсовому проектированию по дисциплине

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

филиал в г. Воскресенске

Кафедра менеджмента


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированию по дисциплине

«Анализ финансово-экономической

деятельности предприятия»

для студентов 5 курса дневного отделения

по специальности 080507 «Менеджмент организации».

Воскресенск – 2011

Составитель : к.т.н., профессор кафедры менеджмента, заслуженный

экономист Московской области

Ольга Анатольевна Белимова

Рецензент : директор института финансового менеджмента

Государственного университета управления, д.э.н.,

профессор В.К.Крылов

Ответственный

редактор: доцент, зав.кафедрой менеджмента В.А. Сибаев

Ответственный

за выпуск: зам.директора по учебной работе филиала МГОУ в

г. Воскресенске, почетный работник высшего образования РФ

А.А. Петрухин

Данные методические указания являются 2-ым изданием, переработанным и дополненным, подготовлены для выполнения курсовой работы студентами 5 курса дневного отделения по дисциплине «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия». Разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом Министерства образования по специальности 080507 «Менеджмент организации», учебным планом и учебной рабочей программой по дисциплине.

Структура и содержание методических указаний сформированы согласно УМК (учебно-методического комплекса) по «Анализу финансово-экономической деятельности предприятия», рассмотренного на заседании кафедры менеджмента 30 августа 2010 г (протокол №1) и утвержденного научно-методическим Советом филиала МГОУ 31 августа 2010 г (протокол № 2/10)

Компьютерный набор: лаборант кафедры менеджмента Е.В. Лазаренко

Пояснительная записка

Первое издание методических указаний к курсовому проектированию по дисциплине «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» для студентов 5 курса дневного отделения специальности «Менеджмент организации» было разработано и выпущено в 2003 году. За прошедший период в филиале МГОУ в г. Воскресенске было пять выпусков по специальности, каждый из которых использовал данный методический материал при выполнении курсовой работы. В условиях рыночной экономики роль и значение экономического анализа невозможно переоценить. На его основе и по его результатам формируются и обосновываются управленческие решения.

Поэтому студенты должны владеть всеми современными методами анализа, и в первую очередь теми, что соответствуют ситуациям и требованиям рынка. А они со временем изменяются и в то же время теряют свою актуальность и целесообразность, что отразилось и на исходных данных к выполнению курсовой работы. И в первую очередь это касается Приложений 1, 2, где они были изложены по 10 вариантам . Возникла необходимость не только увеличить количество вариантов до 20 , но также и скорректировать большой объем информации о плановых и фактических данных отчетного года и фактических данных предыдущего периода. Это позволит каждому студенту индивидуально уделить внимание вопросам практического применения рассмотренных методов экономического анализа. Во время выполнения курсовой работы они смогут на основе исходных данных производить расчеты экономических показателей, осуществлять сравнительный и факторный анализ по рассматриваемым временным периодам, а также сформулировать заключительные выводы об экономическом состоянии условно-выбранного предприятия и перспективах его дальнейшего совершенствования и развития.

Введение

В системе самостоятельной работы студентов по освоению отдельных дисциплин важное место отводится курсовому проектированию, к которому относится выполнение курсовой работы . В соответствии с действующими учебными планами курсовые работы обязательны для всех специальностей высших учебных заведений и предусматриваются, как правило, по основополагающим (общепрофессиональным и специальным) дисциплинам, к которым относится и «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия».

– это самостоятельная учебная работа, выполняемая студентом вуза в течение учебного года (курса обучения) по одной или нескольким основным дисциплинам учебного плана под руководством преподавателя. Она содержит элементы теоретического исследования фактического материала и направлена на закрепление основ знаний по данной дисциплине или комплексу учебных дисциплин. Учебная дисциплина «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» изучает методические основы анализа и методику комплексного анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленение их на составные части и изучении их во всём многообразии связей и зависимостей.

Субъекты экономического анализа, а это работники экономических служб предприятия, финансовых органов, страховых, аудиторских и других фирм, должны хорошо себе представлять не только макроэкономические процессы, но знать и понимать возможности и условия конкретных экономических ситуаций.

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов развития, ценовой политики существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для того чтобы вырабатываемые решения были эффективными и оперативными, менеджерам всех уровней необходима истинная информация о финансово-

хозяйственной деятельности своего предприятия (фирмы, организации).

В условиях рыночной экономики целью любого производства является прибыльное функционирование организации, поэтому продолжают существовать лишь те, которые получают от работы высший экономический эффект. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Поэтому на каждом предприятии необходимо выявить наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т.п. для их устранения. В связи с этим в настоящее время значительно возрастает роль анализа хозяйственной деятельности предприятий, основная цель которого – выявление и устранение недостатков в деятельности предприятия, поиск и вовлечение в производство неиспользуемых ресурсов .

Овладение методикой комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия является составной частью профессиональной подготовки менеджеров всех уровней. Но анализировать деятельность фирмы, организации, предприятия должны уметь все его работники – рабочие, специалисты (экономисты, бухгалтеры, технологи, механики и др.), руководители всех рангов, служб и подразделений. Анализ хозяйственной деятельности необходим на любом предприятии – государственном, совместном, акционерном, подрядном или основанном на иной форме собственности .

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест . Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учёта и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия является связующим звеном между учётом и принятием управленческих решений . В процессе деятельности его учётная информация проходит аналитическую обработку : проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с плановыми заданиями, с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные мощности, перспективы и др. Таким образом, с помощью Анализа финансово-экономической деятельности предприятия достигается осмысление, понимание информации; разрабатываются и обосновываются управленческие решения . Следовательно, анализ финансово-экономической деятельности можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Анализ финансово-экономической деятельности предприятия включает в себя все стороны деятельности предприятия: его техническое развитие, организацию производства и управления, оценку динамики производства и реализации продукции, использование трудовых ресурсов, финансовые результаты деятельности предприятия и т.д. В целом, «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» как наука представляет собой систему специальных знаний , связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов, повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Дисциплина «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» изучается на 4-5 курсах дневного отделения, а выполняется на последнем курсе обучения перед выходом на дипломное проектирование. по данной дисциплине является очень важным учебным этапом работы студентов – выпускников, так как анализ финансово-экономической деятельности предприятия составляет более 50% содержания расчётно-пояснительной записки дипломного проекта и в первую очередь является основой для разработки его проектной части. Во время изучения дисциплины студент приобретает знания о методике формирования аналитических таблиц, навыки производить расчёты всех отклонений, влияние факторов на рассматриваемые экономические показатели и результаты хозяйственной деятельности.

Также в процессе обучения студенты познают сущность, методику и последовательность текстового анализа и иллюстрированного его сопровождения, что делает результаты анализа более доходчивыми, доступными и наглядными для обсуждения.

В процессе курсового проектирования студенты приобретают навыки работы с литературой прикладного характера, со статистической отчётностью хозяйственных объектов, со справочной и методической литературой, а также с отраслевыми справочниками и сборниками материалов о положении дел в отрасли за анализируемые периоды.

При выполнении курсовой работы студенты учатся отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать экономические выводы и предложения. Подготовка курсовой работы предусматривает знание студентами таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Экономика предприятия», «Организация и планирование на предприятии», «Статистика», «Бухгалтерский учёт» , который помимо чисто учётных функций, обеспечивает достаточно большой объём первичной управленческой информации .

Особенностью курсовой работы по дисциплине «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» является необходимость обработки и систематизации первичной управленческой информации для определения влияния различных факторов, поиска потерь и упущенных выгод и возможных направлений улучшения деятельности предприятия (фирмы) с соответствующим количественным обоснованием.

Основной целью курсовой работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по применению методов экономического анализа деятельности предприятия в условиях становления и развития рыночных отношений с помощью которых менеджер может анализировать состояние дел своего предприятия, разрабатывать варианты управленческих решений и давать оценку как качества этих решении, так и степени достижения поставленных перед предприятием целей .

В связи с этим в курсовой работе каждого студента должны найти отражение формирование основных экономических показателей работы фирмы (предприятия, организации), анализ технического развития предприятия, анализ производства и реализации выпускаемой продукции, анализ использования трудовых ресурсов, анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Умение обрабатывать подобранные материалы и сделанные расчёты во время курсового проектирования позволяет студенту подготовить подробную аналитическую записку о работе рассматриваемого предприятия и закладывает практическую основу для прохождения преддипломной практики и осуществления в дальнейшем дипломного проектирования.


Исходя из основной цели курсового проектирования, студент должен в курсовой работе проанализировать конкретные ситуации по выбранным направлениям и проблемам дисциплины «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия». Для этого необходимо :

1) детально ознакомиться с представленными методическими указаниями, рекомендуемой литературой и курсом лекций по изучаемой дисциплине;

2) обработать теоретический и исходный материал, связанный с определённым направлением, применительно к конкретной ситуации;

3) сделать анализ собранного материала в сложившейся ситуации;

4) выполненный посредством аналитических таблиц анализ в обязательном порядке сопровождать текстовыми экономическими выводами и иллюстрационным материалом (схемы, диаграммы, графики и т.д.);

5) предложить (принять) решение по определённой проблеме с соответствующим количественным обоснованием и определением возможных направлений улучшения деятельности базового предприятия.

Основные разделы курсовой работы являются самыми важными в функционировании предприятия и поэтому предложены студентам для разработки из огромного количества видов комплексного анализа хозяйственной деятельности. Все основные разделы курсовой работы в цифровом отношении логически взаимосвязаны между собой, так как формируются и рассчитываются на основе исходных данных по вариантам, приведённым в Приложении 1-5 которые являются условными, не характеризуют какое-либо предприятие и не могут быть справочным материалом для внешнего анализа. Студентам предлагается 20 вариантов , включающих большой объём информации о плановых и фактических данных отчётного года, а также информацию о фактических данных предыдущего года индивидуально по каждому варианту. Это позволяет вести сравнительный анализ деятельности базового предприятия не только за определённый период, но и в динамике.

Студент выбирает тот номер варианта курсовой работы, который соответствует его порядковому номеру в журнале успеваемости по группам.

выполняется одновременно с аудиторным изучением дисциплины «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия». Задание на курсовое проектирование выдаётся на второй неделе после начала 9 семестра. Руководитель курсовой работы проводит консультации в согласованное время для решения возникающих вопросов и осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы.


по анализу хозяйственной деятельности должна содержать как теоретическую часть поставленной в работе проблемы и её оценку, так и расчётно-аналитическую часть, заканчивающуюся конкретными рекомендациями по выявлению и использованию ресурсов повышения эффективности производства. Данная должна состоять из пояснительной записки и графического (иллюстрированного) материала , который дополняет каждый анализ во всех основных разделах работы.

Пояснительная записка имеет следующую структуру:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы.

Во введении должна быть обоснована актуальность и необходимость аналитической деятельности на предприятии (фирме, в организации); выделена значимость проводимого экономического анализа в деятельности Вашего предприятия, а так же должны быть определены цели и задачи курсовой работы . Введение не должно превышать 3-4 страниц.

В основной части представляются теоретическое и практическое решения поставленных во введении задач. Рекомендуется следующие этапы решения поставленных задач, которые являются одновременно разделами основной части курсовой работы:

В первом разделе должны быть отражены основные экономические показатели работы предприятия (фирмы, организации), дающие его общую характеристику.

В последующих разделах выполняется анализ экономической деятельности на предприятиях по особоважным, выбранным данными методическими указаниями направлениям:

во втором – «Анализ производства реализации выпускаемой продукции на предприятии»;

в третьем – «Анализ использования трудовых ресурсов предприятия»;

в четвёртом - «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия».

Согласно теоретическому курсу по изучаемой дисциплине студентам

надо четко знать установленную схему выполнения каждого анализа о хозяйственной деятельности любого предприятия (организации).

Она выглядит следующим образом:

Цель анализа


Для написания основной части используются плановые и отчётные данные согласно индивидуального варианта для каждого студента. Во всех разделах основной части должны быть применены как теоретические основы и понятия, изучаемые в программе курса, так и экономико-математические расчёты, а также методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя деятельности предприятия.

В заключении – формируются конкретные выводы по анализу хозяйственной деятельности предприятия. В этой части работы также даются рекомендации, предложения по выявлению резервов повышения эффективности производства.

Список используемой литературы содержит наименования тех источников, которые студент использовал при написании курсовой работы и, на которые имеются ссылки в тексте. Список литературы составляется в следующем порядке: специальная литература в алфавитном порядке авторов, а при отсутствии последних – по первой букве названия; нормативно- справочная литература, ведомственная и др. По каждому источнику указываются автор, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и объём в страницах. Рекомендуется использовать литературу за последние 5 лет.

В структуре курсовой работы самый большой удельный вес составляет основная часть , состоящая из четырёх разделов.

Содержание разделов основной части курсовой работы должно быть представлено следующим образом:

Раздел I . «Формирование основных экономических показателей работы предприятия (фирмы, организации)».

Каждое предприятие, фирма или организация ежемесячно подводят итоги своей производственно-хозяйственной деятельности с целью получения экономической характеристики показателей работы для принятия правильных и обоснованных управленческих решений по осуществлению дальнейшей работы данного предприятия. На многих предприятиях полученные материалы сводятся в специальную форму, где отражаются плановые и отчётные данные за рассматриваемый период и нарастающим итогом; приводятся фактические данные за соответствующий период предыдущего года и выполняются расчёты темпов роста и прироста показателей, % выполнения плановых заданий за рассматриваемые отрезки времени, выводятся все сравнительные отклонения. Данные расчеты позволяют и практическим работникам, а в данном случае - студентам, дать текстовую экономическую характеристику работы своей организации и в дальнейшем использовать полученные сведения для выполнения подробного анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Показатели экономической деятельности формируются не только по промышленному предприятию, фирме (в организации), но и по регионам, районам, областям. Пример показателей социально-экономического положения отдельного района на определённую дату см. Приложение 6 .

Основными источниками информации для составления показателей работы предприятия являются:

1) плановые задания (прогнозы, расчёты), разработанные на основе маркетинговых исследований рынка;

2) данные текущего учёта предприятия, систематизированные в отчётности;

3) статистическая отчётность о деятельности промышленного предприятия за предыдущие периоды.

Отчётность предприятия бывает месячной, квартальной и годовой. Система отчётных показателей позволяет не только анализировать выполнение намеченных плановых заданий предприятия и определять темпы их изменения, но и даёт возможность вести справочный анализ за различные периоды времени деятельности, а также изучать работу в сопоставлении с другими родственными по характеру деятельностями предприятия. В данном разделе студентам необходимо на основе исходных данных по вариантам (см. Приложение 1-5 ):

1) Составить форму «Основные экономические показатели работы предприятия» и занести туда все цифровые данные;

2) Выполнить все расчёты недостающих показателей, вывести результативные оценки и абсолютные (относительные) отклонения;

3) По окончании формирования показателей деятельности предприятия дать текстовую экономическую характеристику работы данного объекта исследования.

В разделе 1 формируется таблица основных экономических показателей работы предприятия (таблица 1) . В процессе работы они пополняются полученными в результате расчетов данными. Часть показателей формируется на основе исходных данных по вариантам, приведенным в Приложении 1-5.

Таблица 1.

№ п/п

Наиме-нование показа-телей

Ед.

изм

Отчётный год

Фактически за соответствую-щий период предыдущего года (в ед.изм)

Темпы роста отчёт-ного года к предыдущему (в %%)

Отклонения (+,-) отчётн.года к предыдущему

план

факт

% вып-ия плана

Отклонения (+,-)

Абсолют-ное (ед.изм)

Относительное (в %%)

Абсолют-ное (ед.изм)

Относительное (в %%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

К основным экономическим показателям относятся : выпуск продукции в натуральном выражении и в заданном ассортименте; валовая, товарная и реализуемая продукция; численность работающих и рабочих; фонд их заработной платы и средняя зарплата; полная себестоимость продукции; прибыль от реализации продукции и её рентабельность; балансовая прибыль; выработка продукции на 1го работающего и 1го рабочего и т.д. В исходных данных представлены не все данные для формирования их в соответствующую форму, поэтому студентам нужно выполнить необходимые расчёты объёмных показателей, используя полученные теоретические знания при изучении других экономических дисциплин, и выполнении анализа хозяйственной деятельности в данной работе.

Объёмными показателями плана и отчёта на предприятии являются валовая, товарная, реализованная продукция, а в ряде отраслей – нормативно-чистая продукция. Последняя применяется очень редко в условиях рынка.

Валовая продукция – это стоимость изделий и работ, включая незавершённое производство, произведенных за определённый отрезок времени.

Товарная продукция . По подавляющему большинству элементов она совпадает с составом валовой продукции. Но в товарную продукцию не входят:

1) изменение остатков незавершённого производства, инструментов и полуфабрикатов собственной выработки;

2) стоимость переработанного (давальческого) сырья заказчика;

3) внутрихозяйственный оборот;

Таким образом, под товарной продукцией мы понимаем готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера, имеющие силу товара .

Реализуемая продукция (объём продаж) определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке).

Может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.

Чистая продукция – это стоимость реализованной продукции без учёта материальных затрат.

Поскольку в данной курсовой работе на предприятиях предусмотрено только два вида изделия, анализ динамики выпуска и реализации продукции можно выполнить по данным, представленным в таблице 1 «Основные экономические показатели работы предприятия» . Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период (месяц, квартал, год) производится сопоставлением фактических данных с плановыми данными по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.

Темпы роста показателей рассчитываются отношением фактических показателей отчётного года к предыдущему и исчисляются в процентах.

Абсолютное отклонение – это разница между фактическими и плановыми данными, если оно рассматривается при сравнении с планом, и разница между фактическими данными отчётного и предыдущего года (если анализируются два года).

Относительное отклонение (темпы прироста) характеризует прирост или падение определённых показателей в процентах. Определяется разницей между процентом выполнения плана и 100%, или разницей между темпом роста и 100% в зависимости от использования периода сравнения экономических показателей.

Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приёмов проведения анализа.

Аналитическая таблица – форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, она используется на всех этапах анализа. Образцы аналитических таблиц и аналитического заключения представлены в Приложениях 7 и 10.

Рисунки, графики и т.д. представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, цилиндров, кругов) или условно-хозяйственных фигур (см. Приложения 9,12,13,14,15 ).

Для формирования аналитических заключений (выводов) нужно пользоваться Приложениями 8 и 11.

В курсовой работе студентам в каждом разделе необходимо текстовую часть сопровождать графической частью (желательно в цветном отображении).

Таким образом, в конце I раздела студенты представляют иллюстрированное сопровождение выполнения основных показателей работы предприятия. Этому разделу наиболее характерны графики, или столбиковые диаграммы.

Раздел II . «Анализ производства и реализации выпускаемой продукции на предприятии».

Основным лозунгом рыночной экономики является следующее высказывание: «Современное предприятие должно производить такой объём продукции, который оно сможет продать, т.е. реализовать». В связи с этим, при проведении данного анализа на первой план выходит анализ объёма реализации.

При выполнении каждого раздела работы нужно в первую очередь обращать внимание на цены, в которых необходимо выполнить тот или иной анализ. Например, таблица 2 «Анализ выполнения плана по реализации продукции» – в плановых ценах, аналогично и таблица 4 «Анализ выполнения плана по ассортименту продукции».

Аналитическая таблица составляется сл. образом:

Таблица 2.

2.1. Анализ выполнения плана по реализации продукции (тыс.руб).

№ стр.

Наименование показателей

Отчётный год (в плановых ценах)

% выполнения плана

Отклонение (+,-):

план

факт

Абсолютное (в ед.изм)

Относительное (в%%)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Объём выпуска продукции.

2.

Запас готовой продукции на складе:

2.1.

На начало года.

2.2.

На конец года.

3.

Отгрузка продукции.

4.

Остаток товаров отгруженных:

4.1.

На начало года.

4.2.

На конец года.

5.

Объём реализованной продукции.

В процессе анализа реализации продукции необходимо изучать изменение не только в объёме товарной продукции, но и в объёме её реализации, так как от объёма продаж (реализации) зависят финансовые результаты работы предприятия, его финансовое состояние и т.д. На изменение объёма реализации влияют и изменение отгрузки продукции, и изменение остатков товаров, отгруженных потребителям на начало и конец анализируемого периода.

При выполнении данного анализа нужно в текстовой части рассчитать и описать влияние на реализацию продукции всех перечисленных факторов.

2.2. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой тарифных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что сразу же повлечёт за собой спад производства. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. Также особое внимание надо обращать на выполнение обязательств по госзаказу, по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. Для проведения данного анализа рекомендуется таблица 3 .

Таблица 3.

Анализ выполнения договорных обязательств, тыс.руб.

Период

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

на квартал

с нач.года

за квартал

с нач.года

за квартал

с нач.года

1

2

3

4

5

6

7

I. квартал

II. квартал

III. квартал

IV. квартал

Итого за год

х

х

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объёмом поставки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объём.

2.3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и номенклатура продукции.

Номенклатура – это перечень наименований изделий, работ, услуг.

Ассортимент – перечень наименований, изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учётом изменения коньюктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции учитываются:

1) спрос на данную продукцию;

2) наиболее эффективное использование трудовых, технических, технологических и финансовых ресурсов.

В процессе анализа студентом изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции (используя исходные данные и основные экономические показатели работы предприятия) по сравнению с планом и предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменений как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия.

Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений . Уже ясно, что объективно все эти изменения должны быть в первую очередь подчинены интересам и требованиям рынка. Но при этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т.е. оно также должно стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную и низкорентабельную продукцию. Анализ в этом направлении осуществляется при помощи таблицы 4 .

Таблица 4.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, т.руб.

Процент выполнения плана

Объём продукции, зачтённый в выполнение плана по ассортименту, т.руб.

Процент выполнения плана по ассортименту

план

факт

1

2

3

4

5

6

А

Б

Итого

Анализ ассортимента продукции базируется на изучение динамики и выполнения плана по перечню изделий, изготавливаемых на предприятии. Существуют три метода , по которым определяют коэффициент выполнения плана по ассортименту. Студентам при работе над этим разделом курсовой работы, и в частности над этим анализом, нужно описать теоретическую основу всех трёх методов и согласно расчётов применить один из них (подходящий к индивидуальному варианту) на практике. Обобщающую характеристику в ассортименте даёт отношение продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту к плановому объёму производства продукции. В выполнении плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного . По уровню этого коэффициента можно судить об изменении в ассортиментной политике предприятия. При осуществлении данного анализа аналитическую таблицу 5 . можно сформировать и с учётом сравнения ассортимента с предыдущим годом.

Таблица 5.

Анализ изменения ассортимента продукции отчётного года по сравнению с предыдущим.

Виды проду-кции

Ед.изм

Фактически произведено

Стоимость фактически выпущенной продукции за отчётный год в действую-щих оптовых ценах, г.р.

Средняя оптовая цена, действо-вавшая в отчётном году, руб (гр.5:гр.4)× 1000

Стоимость фактически выпущенной продукции за предыдущий год в ценах отчётного года, тыс.руб (гр.3×гр.6): 1000

Стоимость факти-чески выпущен-ной продукции за отчётный год в пределах выпуска предыду-щего года, тыс.руб.

Процент изменения ассорти-мента продук-ции отчетного года по сравне-нию с предыду-щим

за предыду-щий год

за отчётный период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

гр.5, но не

Б

более гр.7.

Итого

×

×

×

×

Процент выполнения по ассортименту выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом представляет собой отношение итога графы 8 к итогу графы 7. Величина среднего процента ассортимента продукции меньше 100 свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом.

2.4. Анализ качества продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением .

По результатам социологического опроса потребителей показатель «качество продукции» занимает (совместно с ценой продукции) лидирующее место на рынке, т.к. на современном этапе развития экономики все потребители отдают предпочтение высококачественной продукции. Качество выпускаемой продукции определяется не только потребностями рынка, но и производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов. Если таковое отсутствует, то это приводит к несвоевременной реализации продукции, что в свою очередь наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям – потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности. В работе над этим анализом студентам необходимо описать все существующие показатели качества продукции (обобщающие, индивидуальные, косвенные), выделить их сущность и подчеркнуть значение каждого. Для практического анализа качества продукции должны использоваться исходные данные, приведённые в приложениях об удельном весе сертифицированной и экспортной продукции в общем объёме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах. Для оценки и анализа динамики качества продукции предприятия рекомендуется таблица 6 .

Таблица 6.

Анализ показателей качества продукции.

№ п/п

Показатели

Ед. изм

Предыдущий год

Отчётный год

Темпы роста

Отклонения (+,-)

абсолютное

относительное

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Объём продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов), из неё:

т.р

1.1.

Объём сертифицированной продукции (без экспортной)

т.р

1.2.

Объём сертифицированной экспортной прод-ции.

//

1.3.

Объём забракованной продукции.

//

1.4.

Объём зарекламированной продукции

т.р

1.5.

Объем прочей продукции

//

2

Удельный вес в общем объёме продукции:

%

2.1.

сертифицированной продукции;

//

2.2.

экспортной продукции;

//

2.3.

забракованной продукции;

//

2.4.

зарекламированной продукции.

%

2.5.

прочей продукции

2.5. Анализ фондовооружённости и электровооружённости труда.

Факторами повышения экономической эффективности производства наряду с увеличением объёма производства продукции и улучшением её качества большую роль играет техническое развитие самого предприятия, совершенствование организации труда и обеспеченность его всеми необходимыми условиями.

Внедрение новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации с целью увеличения объёма производства продукции и повышения производительности труда приводят к росту основных производственных фондов предприятия, укреплению его материально-технической базы. В связи с этим, с каждым годом растёт доля ОПФ, приходящихся на одного работающего. Следовательно, повышается фондовооруженность труда , которую определяют как отношение стоимости ОПФ к среднесписочной численности ППП (промышленно-производственного персонала).

Также техническое развитие производства сопровождается увеличением потребления электроэнергии на производственные цели. При этом возрастает количество потреблённой энергии в среднем на 1 рабочего, т.е электровооруженность труда , которую определяют как отношение количества потреблённой электроэнергии на производственные цели к среднесписочному числу рабочих. Поскольку в нашей стране тарифы на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) постоянно растут, увеличение потребления электроэнергии должно сопровождаться экономным его использованием. Насколько экономно используется электроэнергия, можно проследить по показателю удельного её расхода на единицу выработанной продукции (при наличии возможности определения такого показателя) или на 1 т.руб объёма продукции. Этот показатель должен иметь тенденцию к снижению , тогда рост электровооружённости труда можно считать рациональным и эффективным. Для анализа этих показателей используется таблица 7 .

Таблица 7.

Анализ фондовооружённости и электровооружённости труда.

№ п/п

Показатели

Ед. изм

Предыду-щий год

Отчётный год

Относительное отклонение (+,-)

план

факт

% выполнения плана

к плану

к предыду-щему году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Среднегодовая стоимость ОПФ

т.руб

2

Количество потреблённой эл.энергии на производственные цели

тыс.

квт/час

3

Объём продукции

т.руб

4

Среднесписочная численность ППП

Чел.

5

Среднесписочная численность рабочих

Чел.

6

Выработка продукции на 1-го работающего ППП

т.руб

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

Выработка на 1-го рабочего

т.руб

8

Фондовооружен-ность труда

т.руб

9

Электровооружён-ность труда на 1-го рабочего

квт.

час

10

Удельный расход электроэнергии на 1 тыс.руб объёма продукции

квт/час

При заполнении данной таблицы особенно надо обратить внимание на единицы измерения показателей по строкам 7-10.

Раздел III . «Анализ использования трудовых ресурсов предприятия».

Объём выпуска продукции на предприятии во многом зависит от обеспеченности рабочей силой и эффективности её использования. Трудовые показатели нельзя анализировать только как факторы, влияющие на объём производства или себестоимость выпускаемой продукции. Их необходимо рассматривать самостоятельно и более обстоятельно. К трудовым ресурсам государства относится та часть населения страны, которая обладает соответствующими физическими данными, профессиональными знаниями и навыками труда по необходимым специальностям, и может быть использована в качестве рабочей силы в н/х. Анализ использования трудовых ресурсов, как и любой другой анализ хозяйственной деятельности предприятия, имеет свои цели, основные задачи и информационное обеспечение. При изложении данного раздела курсовой работы студенты должны дать характеристику показателям, используемым в анализе трудовых показателей и выполнить практически, предложенные в методических указаниях его наиболее важные направления.

3.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением количества фактических работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. При необходимости в аналитическую таблицу вводят фактические данные по численности предыдущего года. Также необходимым показателем для данного анализа является удельный вес персонала по категориям (иначе, структура персонала). В соответствии с действующим законодательством предприятия самостоятельно определяют общую численность работников, их профессиональный и квалифицированный состав, утверждают штаты. При этом надо иметь ввиду, что если в существующей статистической отчётности предприятия не приводится подробная расшифровка по категориям работающих, необходимо использовать данные первичного учёта и составить аналитическую таблицу 8.

Таблица 8.

Анализ численности персонала предприятия в динамике

№ стр.

Категория персонала

Предыду-щий год

Отчётный год

Темпы роста отч.года к предыду-щему

Отклонения (+,-) отч.года к предыду-щему

Уд.вес персонала

(в %%)

план

факт

Выполнение плана %

абсолютное

относительное

преды-дущего года

отчёт-ный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Среднесписочная численность всего персонала, чел.

1.1

В том числе ППП, из него:

1.1.1

рабочие

1.1.2

служащие

2.

Непромышленный персонал, чел.

В аналитическом заключении по данному анализу надо сделать конкретный вывод об обеспеченности данного предприятия персоналом.

3.2. Анализ движения персонала на предприятии.

Для характеристики и движения персонала рассчитывают и анализируют сл. показатели:

1) коэффициент оборота по приёму;

2) коэффициент оборота по выбытию;

3) коэффициент текучести кадров;

4) коэффициент постоянства состава персонала.

Коэффициенты движения персонала не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчётного года с показателями предыдущего года или лучше за ряд лет (например, за 3 года, как предусмотрено методическими указаниями по дипломному проектированию, выпущенными КЭ ВФ МГОУ). Методика определения всех коэффициентов изложена для студентов дневного отделения в дисциплине «Экономика предприятия». После осуществления их расчётов за рассматриваемый период необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение штатов, нарушение трудовой дисциплины, в связи с выходом на пенсию и т.д. и т.п.).

В процессе анализа особенное внимание необходимо уделить текучести кадров , которая играет немалую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры , длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определённую деловую атмосферу в коллективе и активно влияют на уровень производительности труда . Для изучения причин текучести кадров следует периодически проводить социологические исследования и наблюдения с целью изучения происходящих изменений в качественном составе рабочих, руководителей и специалистов, т.е. в квалификации, стаже работы, специализации, образовании, возрасте и т.п. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах за счёт более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создаёт новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность персонала по категориям и профессиям и источники их привлечения.

Резерв увеличения выпуска продукции за счёт создания дополнительных рабочих мест определяется умножением их прироста на фактическую среднегодовую выработку одного работника:


Р ВП – резерв увеличения выпуска продукции;

Р КР – резерв увеличения количества рабочих мест;

ГВФ – фактическая среднегодовая выработка работника.

Анализ движения персонала проводится по результатам анализа таблицы 9 .

Таблица 9.

Анализ показателей движения рабочих кадров предприятия.

Показатели

№ строки

Предыдущий год

Отчётный год

Темпы роста, %

Относительное отклонение, %

1

2

3

4

5

6

Среднесписочная численность рабочих, чел

1

Принято рабочих – всего

2

Выбыло рабочих – всего, в том числе:

3

- в связи с сокращением численности

4

- по собственному желанию

5

Продолжение таблицы 9

- уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины

6

Коэффициенты:

- оборота по приёму

- оборота по выбытию

- текучести кадров

- постоянства состава персонала;

7

8

9

10

3.3. Анализ баланса рабочего времени.

Мы знаем, что производительность труда измеряется объёмом продукции, выработанной в единицу времени. Поэтому рост производительности труда во многом зависит от эффективности использования рабочего времени путём снижения потерь рабочего времени. На предприятиях ежегодно составляется баланс рабочего времени, причём отдельно для работников, работающих по непрерывному графику и для работников, работающих по графику 5-ти дневной рабочей недели.

В процессе предусмотренного анализа нужно сопоставить в расчёте на 1-го рабочего фактически отработанное рабочее время и неявки отчётного года с показателями предыдущего года в разрезе причин. Данные анализа свести в предлагаемую таблицу 10 .

Таблица 10.

Анализ баланса рабочего времени на одного среднесписочного рабочего (дни).

№ п/п

Показатели

Предыду-щий год

Отчётный год

Фактическое абсолютное отклонение: (+,-)

Темпы роста, %

план

факт

от плана

от предыдущего года

по плану

факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Календарное время

2.

Неявки на работу – всего, в т.ч:

2.1

ежегодные отпуска

2.2

отпуска без сохранения заработной платы;

2.3

отпуска по учёбе

2.4

отпуска по беременности и родам

2.5

неявки по болезни

2.6

др.неявки, разрешённые законом

3.

Отработанное время

3.4. Анализ фонда зарплаты и премияотдачи промышленно-производственного персонала (ППП).

Заработная плата является частью национального дохода страны, распределяемого в соответствии с количеством и качеством затраченного труда . От оплаты труда зависит рост реальных доходов и уровень материального благосостояния работников. Любой труд человека должен оплачиваться согласно затратам труда и квалификации работника. Для этого предприятие само определяет формы и системы оплаты труда работников, вводит различные доплаты (за совмещение профессий, увеличение объёма выполняемых работ и т.д.). При этом доплаты могут выплачиваться без каких-либо ограничений, за счёт и в пределах экономии фонда зарплаты высвобождённых работников. Любое предприятие должно использовать оплату труда как важнейшее средство стимулирования роста его производительности, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции и укрепления трудовой дисциплины. Именно для этого предприятие самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда работников, не допуская уравнительности.

Обязательно при стимулировании труда на предприятии используется премиальная система, которая действует на основании «Положения о премировании», являющаяся обязательным приложением к коллективному договору, заключённому между работодателями, с одной стороны, и работниками предприятия, с другой. От эффективности премиальной системы можно судить по ряду показателей: премияотдача, рентабельность премии, их экономичность и др .

Премияотдача определяется отношением объёма продукции в действующих ценах к сумме выплаченных премий по категориям персонала предприятия.

Рентабельность премий – это отношение суммы полученной прибыли к сумме выплаченных премий.

Данные показатели должны иметь тенденцию к возрастанию , а темпы роста премияотдачи должны опережать темпы роста производительности труда. Снижение размера премий свидетельствует о снижении роли премиальной системы в деятельности предприятий. Каким образом складывается материальное стимулирование на Вашем предприятии - можно будет увидеть из таблицы 11 по закрепленному варианту.

Таблица 11.

Анализ фонда зарплаты и премияотдачи ППП, тыс.руб.

№ п/п

Наименование показателей

Предыду-щий год

Отчётный год

Темпы роста отчетного года (%)

Отклонения: (+,-)

абсолют- ные

относительные

план

отчёт

по плану

к предыду-щему году

к плану

к предыду-щему

к плану

к преды-дущему

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Фонд зарплаты ППП

1.1

в т.ч рабочих:

Продолжение таблицы 11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2.

Объём продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов)

3.

Выплачено премий ППП

3.1

в т.ч рабочим

4.

Премияотдача по ППП руб/руб,

4.1

в т.ч рабочим

3.5. Анализ темпов роста производительности труда и средней зарплаты.

Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности производства нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты . Если этот принцип нарушается, то это приводит к перерасходу фонда зарплаты, повышению себестоимости вырабатываемой продукции, уменьшению прибыли, «проеданию» национального дохода страны, частью которого является и заработная плата. Соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платы может быть установлено по коэффициенту опережения роста, который рассчитывается как отношение процента роста производительности труда к проценту роста средней заработной платы . При опережающем темпе роста средней зарплаты над темпами роста производительности труда необходимо проанализировать состав фонда зарплаты по элементам , обратив особое внимание на выплаты, не связанные с объёмом производства . Для сохранения высокого уровня оплаты труда и конкурентоспособности продукции предприятие должно иметь более высокую производительность труда за счёт снижения трудовых затрат . Для выполнения этого анализа формируется таблица 12 .

Таблица 12.

Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.

№ п/п

Показатели

Предыдущий год

Отчётный год

Темпы роста отчетного года к предыдущему (%)

Относительное отклонение отчётного года к предыдущему (%)

план

факт

план

факт

по плану

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Объём продукции в действующих оптовых ценах, тыс.руб.

2.

Численность ППП (чел). в т.ч.

2.1

рабочих

3.

Фонд заработной платы ППП,

3.1

(т.руб) в т.ч рабочих

4.

Выработка на 1-го работающего ППП, руб.

Продолжение таблицы 12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5.

Выработка на 1-го рабочего, руб.

6.

Средняя зарплата 1-го работника ППП, руб.

7.

Средняя зарплата 1-го рабочего, руб.

8.

Средства фонда зарплаты на 1 рубль объёма продукции, коп.

9.

Коэффициент опережения на 1-го работающего ППП

*

*

*

*

*

10.

Коэффициент опережения на 1-го рабочего

*

*

*

*

*

* - данные графы не заполняются

Раздел IV . «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия».

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчётный период. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия, являются сумма прибыли и уровень рентабельности . Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, так как прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, пополнения оборотных средств и т.д. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, т.к. именно прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов . Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли .

Прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации (после уплаты НДС, акцизов и др. отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объём произведённой и реализованной продукции, но её качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т.д.

Одна из основных задач анализа – выявление резервов повышения финансовых результатов , в ходе которого дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

4.1. Анализ прибыли от реализации продукции.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. На объём прибыли от реализации продукции влияют 6 факторов: объём реализации продукции, её структура, уровень производственной себестоимости, уровень коммерческих расходов, уровень управленческих расходов, уровень среднереализационных цен . Прибыль от реализации напрямую зависит от объёма реализации : больше продали продукции – больше получили прибыль; меньше продали – соответственно – меньше прибыли;

Изменение структуры РП может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объёме её реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении уд. веса низкорентабельной или убыточной продукции – общая сумма прибыли снизится .

Уровень производственной себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов, и прибыли находятся в обратно-пропорциональной зависимости : производственная себестоимость или вышеперечисленные расходы возрослиприбыль соответственно снижается и наоборот .

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в пропорциональной зависимости: цены возросли – соответственно возросла и сумма прибыли и наоборот.

Анализ прибыли от реализации выпускаемой продукции выполняется как по итогам работы предприятия за месяц, квартал, отчётный год, так и за соответствующие периоды предыдущего года. На изменение прибыли от реализации в отчётном году, по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние такие факторы, как изменение цен на реализованную продукцию, изменение её себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объёма реализованной продукции, изменение структуры реализованной продукции.