Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические и темы курсовых работ для студентов направления 040100 «Социальная работа» Института дистанционного образования

 

             

Указания методические и темы курсовых работ для студентов направления 040100 «Социальная работа» Института дистанционного образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

__________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДО

_______________А.Ф. Федоров

«____» ______________ 2007 г.

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По предмету «П рогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Методические указания и темы курсовых работ

для студентов направления 040100 «Социальная работа»

Института дистанционного образования

Томск 2007


ББЛ 60.5

Л 84

Защита курсовой работы по предмету «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»: методические указания для студентов направления 040100 «Социальная работа» ИДО / Сост. Г. К. Гульбин. ‑ Томск: Изд. ТПУ, 2007. – 15 с.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры философии «____»____________ 2007 года.

Зав. кафедрой д. ф. н., профессор _____________ А. А. Корниенко

Аннотация

Методические указания по «Курсовые работы по прогнозированию, проектированию и моделированию в социальной работе» предназначены для студентов направления 040100 «Социальная работа». Курсовые работы по прогнозированию, проектированию и моделированию в социальной работе выполняются в____семестре.

Приведены требования к содержанию курсовых работ по указанному предмету для всех студентов данного направления и примерная тематика выполняемых работ. Даны методические указания по оформлению результатов прохождения практики.



1. Введение

Методические указания являются руководством для студентов и руководителя курсовой работы, содержат необходимые сведения о порядке организации, проведения и аттестации курсовой работы. Студенты получают сведения, позволяющие убедительно и аргументировано представить и полнее освоить учебно-научный материал по данной дисциплине.

Написание, представление курсовой работы и ее защита должны получить должное внимание со стороны студента. должна быть проработана как с теоретической и практической сторон, так и защищена должным образом.

Курсовые работы по направлению 521100 «Социальная работа» является важной составной частью учебного плана подготовки студентов. Курсовые работы относятся к форме промежуточного контроля в обучении студентов высших учебных заведений, этапом к итоговому этапу в нем: написанию и защите выпускной квалификационной работы.

2. Цели и задачи курсовой работы

является самостоятельным исследованием по выбранной теме. Темы курсовых работ предоставляются кафедрой и не позднее 1,5 месяцев доводятся до студентов.

К студентам, пишущим курсовые работы по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», предъявляются следующие требования:

1) свободное владение материалом;

2) умение сбора материала, отбора литературы, касающейся изучаемой темы;

3) умение подготовить и правильно оформить работу;

4) иметь представления о позициях ученых по выбранной теме;

5) умение обосновать выводы по собранному материалу.

углубляет и закрепляет знания, умения и навыки исследовательской работы, полученные в ходе обучения по специальным дисциплинам. Поэтому положительной стороной курсовой работы является использование в ней учебной литературы, монографий и статей известных ученых и специалистов, статистических материалов, периодики. Выбор темы определяется интересом студента к ней. Тема имеет определенную область изучения, не допускается расширение вынесенного на изучение названия работы. Главное направление в выборе темы – помощь изучению студентом проблемы «Прогнозирования, проектирования и моделирования социальной работы».

После записи на курсовую работу студент получает консультацию научного руководителя и формулирует тему с учетом интересов студента, согласовывает план курсовой работы, определяет этапы работы и порядок предоставления ее для проверки. Необходимая помощь и консультация будут оказаны.

3. Структура и содержание курсовой работы

включает:

титульный лист,

,

оглавление,

введение,

основная часть, состоящая из нескольких глав, разделов,

заключение,

список литературы,

приложения.

В е излагается актуальность, цели и задачи курсовой работы. Объем а 0,5 – 1 страница.

Во введении указывается актуальность избранной темы, дается емкая характеристика используемых источников и литературы, предмет и объект исследования, краткая постановка проблемы, определение цели и задач, которые должны быть решены, структура курсовой работы с указанием названий глав и кратким содержанием этих глав. Общий объем введения 2-3 страницы.

Основная часть состоит из нескольких глав (2-3 как правило), каждая из которых выделяется разделами. Содержание каждой главы должно соответствовать названию главы и логически взаимосвязанным: в каждой главе должна решаться одна из поставленных задач. Основная часть работы может иметь теоретическую и практическую часть. Обязательно теоретическое рассмотрение понятий, проблем избранной темы, выявление точек зрения по ее вопросам, перспектив решения и т. п. Практическая часть как правило раскрывает формы существующих учреждений социальной работы, нормативные документы деятельности в прогнозировании, проектировании и моделировании в ней, использованные материалы практики на предприятиях, имеющих плановую социальную работу, отчеты органов управления разного уровня, проведенные собственные наблюдения социальной работы с различными группами населения. Обязательны обоснованные выводы по главам работы.

Заключение должно содержать краткую информацию о предмете исследования, содержании проведенной работы и главные выводы, сделанные студентом об актуальности курсовой работы, репрезентативности ее источников и литературы, выполнении задач для достижения поставленной цели этой работы.

Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты, монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Особое внимание уделяется периодической печати, которая отражает проблематику, затронутую в курсовой работе.

В приложении помещается табличный материал, на основе которого сделаны обобщения, дополнительная информация, полный текст некоторых нормативных документов, отчетов и т.п. Для имеющих архивные или нормативные документы, диаграммы, схемы, рисунки после списка литературы формируется приложение, которое имеет собственную нумерацию.

Работа должна быть написана ясно и грамотно, не допускается газетный стиль изложения, содержание выполненной работы углубляет уровень знания изучаемой студентом проблемы, показывает знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим курсовую работу. Корректность и уважительность к предшественникам, отсутствие излишней наукообразности, разделение своей позиции и авторов, идеи которых используются, украшают курсовую работу. Заимствованные идеи следует отмечать ссылкой на автора этой идеи или источник информации. Показатели, статистические данные, используемые для написания курсовой работы, используются со ссылкой на источник.

4. Требования к оформлению курсовой работы

предоставляется на листах А-4, на одной стороне листа, через 1,5 интервала, шрифт14. Объем работы должен быть в пределах 2-х печатных листов, что означает приблизительно 40 – 48 страниц машинописного текста.

Абзацы в тексте с красной строки. Титульный лист является первым, но без обозначения нумерации (смотри Приложение 1). Нумерация обозначается на последующих страницах текста курсовой работы. На титульном листе номер не ставится, но он включен в нумерацию. Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Номер соответствующей главы ставится в начале заголовка.

Заголовок пишут с прописной буквы. В конце заголовка точка не ставится. Не подчеркивать заголовки, нумерация страниц выполняется арабскими цифрами.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Каждая таблица имеет заголовок и номер, нумерация таблиц сквозная по всей курсовой работе. Иллюстрации, схемы, диаграммы обозначаются понятием «рисунок». Рисунки также нумеруются арабскими буквами и обязательно имеют название. Если в работе всего один рисунок, то он не нумеруется и слово «рисунок» не ставится, но название рисунка обязательно, например: Виды экспертных методов.

Следует выбрать один из способов цитирования: подстрочные сноски или ссылки на литературу, указанную в списке, с указанием номера по списку и страницы в источнике. Первый вариант – подстрочные сноски – при цитировании источника требует отметки после фразы, а внизу страницы указывается источник информации. В подстрочнике возможны дополнительные пояснения, информация цитирования. Очень распространенным является способ оформления сносок с использованием составленного списка источников и литературы. Для этого при цитировании достаточно указать номер цитируемого издания и страницу в нем. Например: Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» [9,19].

5. Составление и оформление списка источников и литературы

Наиболее распространенным способом составления списка литературы является алфавитный. Алфавитный порядок предполагает составление списка источников и литературы в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, названия источника или литературного издания. При этом работы одного автора располагаются в хронологическом порядке, например: 1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993. – 240с.

Существуют систематический способ составления списка литературы иного порядка. Список возглавляют официальные нормативные документы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов РФ, Кодексы, указы, постановления и распоряжения органов власти, материалы съездов политических партий и общественных движений, материалы конференций общественных организаций. Затем указываются статистические сборники, ежегодники Центральных статистических управлений, материалы областных учреждений и архивов. Затем расставляются источники и литература в алфавитном порядке, особенно те, на которые сделаны сноски в тексте курсовой работы. В этом списке указываются статьи специальных научных изданий, научные монографии, учебные пособия, сведения из газет и журналов, словари и справочники. Такой порядок позволяет сразу представить читающему курсовую работу нормативную базу студента.

Указанные в списке источники и литература должны быть записаны в соответствии с правилами библиографического описания. Образец оформления списка литературы дан в Приложении 5.

На втором курсе студенты обязаны изучить и включить в список источников и литературы 20 – 25 изданий. Подробно об особенностях использования источников и литературы студент консультируется с научным руководителем. Руководитель может дать консультации по узкому вопросу использования источников и литературы, и по смежным с темой вопросам.

6. Порядок представления и защиты курсовых работ

, оформленная соответствующим образом, должна быть сдана научному руководителю. хранится на кафедре. Научный руководитель сообщает студенту о допуске к защите в соответствующий назначенный день. Руководитель может дать рекомендации по построению доклада.

не переписывается, и не допускается ее повторная защита. Допущенная к защите может быть оценена положительной оценкой. Оценкой «удовлетворительно» оценивается работа, в целом правильно раскрывающая вопросы темы, правильно оформленная. Итоговая оценка «хорошо» проставляется студенту, выполнившему качественную курсовую работу, выводы и положения которой хорошо обоснованы и логически взаимосвязаны, текст курсовой работы не содержит грамматических ошибок и журналистского стиля. Оценка «отлично» проставляется студенту, проведшему качественное исследование, сделавшему качественный доклад на защите и ответившему на вопросы, оформление работы должно быть безупречным.

Защита курсовой работы начинается в конкретный день с доклада студента о проведенном исследовании. Доклад должен включать обоснование выбора темы исследования, цель и задачи, структуру работы и основные выводы. Длительность доклада 5-7 минут. Доклад нужно излагать спокойно, четко проговаривая предложения, желательно своими словами. Рекомендуется подготовить наглядные материалы (рисунки), проясняющие основные идеи курсовой работы, ее важные моменты. После доклада студент отвечает на вопросы присутствующих преподавателей и студентов. Возможна критика или одобрение, может выступить научный руководитель. Затем студент может взять заключительное слово или отказаться от него. Длительность заключительного слова 1-2 минуты. Его содержание связывается с ответом на выступления в ходе защиты курсовой работы, пожеланиями совершенствования учебного процесса.

После определения итоговой оценки объявляется результат защиты, в случае неполучения оценки повторная подготовка и защита переносится не менее чем на месячный срок или ранее - по решению руководства кафедры.

7. Темы курсовых работ

1. Автоматизация проектирования.

2. Возможности социальной кибернетики.

3. Женская занятость и проектирование демографической политики.

4. Игровые методы проектирования в сфере культуры.

5. История зарубежного прогнозирования и планирования.

6. История отечественного прогнозирования и планирования.

7. Комплексное планирование развития регионов.

8. Математические модели социальных технологий.

9. Методологические и логические аспекты прогнозирования.

10. Методы социального прогнозирования.

11. Образ жизни как объект социального проектирования.

12. Опыт структурного анализа социальных систем.

13. Основы нормативно-правового проектирования.

14. Планирование социальной работы с женщинами и модели самозащиты женщин.

15. Принципы проектирования миграционного поведения.

16. Проблема объекта в системном проектировании.

17. Прогнозирование и управление нововведениями.

18. Проектирование женского предпринимательства в России.

19. Проектирование в социальной работе.

20. Проектирование социального образования.

21. Проектирование социальной поддержки женщин в сфере занятости.

22. Проектирование социальной работы с детьми.

23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.

24. Системный подход в проектировании

25. Современные информационные технологии в социальной работе.

26. Социокультурное проектирование.

27. Социальное государство и планирование социальной работы.

28. Социальные нормативы и социальное планирование.

29. Социальное прогнозирование.

30. Социальное проектирование в сфере семейной политики.

31. Социальное проектирование в России в прошлом и современности.

32. Социальное проектирование и социальные инновации.

33. Социальное проектирование и управление общественным развитием.

34. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов.

35. Финансирование социальной работы и его проекты.

36. Целевое планирование в социальной сфере.

Приложения

Прил.1.

Образец оформления титульного листа а

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет – Институт дистанционного образования

Специальность – 040101 «Социальная работа»

Кафедра – Философии

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

по учебной дисциплине

«Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Студент гр. З-11А50 Бл. ____________ И. О. Фамилия

Руководитель

(должность, учёная степень, звание) ____________ И. О. Фамилия

(подпись, дата)

Белово 2006

Прил.2.

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет – Институт дистанционного образования

Специальность – 040101 «Социальная работа»

Кафедра – Философии

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

по учебной дисциплине

«Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Студент гр. З-11А60 АС ____________ И. О. Фамилия

Руководитель

(должность, учёная степень, звание) ____________ И. О. Фамилия

(подпись, дата)

Анжеро-Судженск 2006

Прил.3.

Образец оформления содержания курсовой работы

Содержание

Содержание 2

3

Введение 5

1. Граждане пожилого возраста как объект прогнозирования 7

1.1. Основные понятия прогнозной работы с пожилыми как

социально-демографической группой 7

1.2. Социальные проблемы пожилых и их прогнозирование 10

1.3. Перспективные направления социальной работы с пожилыми

в прогнозной деятельности с ними 14

2. Социальное прогнозирование в отношении пожилых граждан 17

2.1. Прогнозирование системы социального обслуживания

граждан пожилого возраста в России 17

2.2.Методы прогнозирования социальной работы в отношении

граждан пожилого возраста 23

Заключение 27

Список использованных источников и литературы 29

Приложение А. Программы реабилитационных мероприятий ветеранов 31

Прил.4.

Образец оформления а (на иностранном языке)

ABSTRACT

The work “Methods of Social Forecasting” is devoted to an important theme in the discipline “The Forecasting, projecting and modeling in the Social Work”. Author is interesting in this actual theme of social science in exploration social problems. Forecasting in social work helps to save resources and time for social organizations and social state in a whole. The work “Methods of Social Forecasting” is actual theme of contemporary social investigation.

The object of the work is a social forecasting. The subject of my work is methodology of social Forecasting. The great strength of this investigation is the author’s familiarity with work of the Employment Center and its methods.

The aim of the work is to master methods of a social forecasting. To achieve this aim author of this work solves some tasks. The first task of the educational and scientific work is to define main notions of the investigation. The second task is to describe main methods of social forecasting. And the third task of the work is to define perspective methods from them for social work.

The structure of the work “Methods of Social Forecasting” includes an Introduction, two Parts, Conclusion and List of Sources and Literature. The Introduction contains characteristics of actuality of the work, information about sources and literature, object and subject, goal and tasks in it. The first Part “The theoretical foundation of social forecasting” is devoted to defining of main notions of this theme and characteristics of methods in social investigation. The second Part is devoted to investigation of main methods of social forecasting and perspective methods of social investigation for social work. The Conclusion unites significant outputs and ideas of the work. Researcher has made very important contribution to own scientific preparation of a future diploma work. The List of Sources and Literature contains 25 items and the work has a representative sources and literature.

Прил.5.

Образец оформления списка источников и литературы

Список использованных источников и литературы

1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993. – 240с.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 352с.

3. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: курс лекций. – М.: Пед. об-во России, 2001. – 389с.

4. Благотворительные учреждения Российской империи: в 4-х т. – СПб., 1900.

5. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – Т.3.

6. Ботьева О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2002. – 141с.

7. Волгин Н. А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – 416с.

8. Капица С. П., Курдюмов С. А., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. – 255с.

8. Карпова Ю. И. Введение в социологию инноватики: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192с.

9. Колесникова Н. И. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2002, – 250с.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2003. – 208с.

11. Социально-экономические модели в современном мире и в России: В 2-х кн./ Междунар. ассоциация акад. Наук. РАН; Под ред. К.И Микульского. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 911с.

12. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика – психология – прогнозирование): 2 –е изд. – М.: Мир, 2004. – 367с.

13. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. Академии: Флинта, 2003. – 240с.

14. Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. Учебное пособие. М.: Аcademia. - 2002. – 112с.

15. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York, 1973. – 757с.

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По предмету «П рогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Методические указания и темы курсовых работ

Составитель: Геннадий Константинович Гульбин

Рецензент:

А.А. Корниенко., доктор философ. наук, зав. кафедрой

философии ГФ ТПУ

Подписано к печати

Формат 60х84/16. Бумага ксероксная.

Плоская печать. Усл.печ.л. . Уч. –изд.л. .

Тираж экз. Заказ . Цена свободная.

ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ №1 От 18.07.94.