Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

по дисциплине «Концепции современного естествознания». Тема: «Концепция ноосферы и её научный статус»

 

             

по дисциплине «Концепции современного естествознания». Тема: «Концепция ноосферы и её научный статус»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Тема: «Концепция ноосферы и её научный статус».

Выполнил: студент гр. ЮФСПЗ – 2010

Воробьев Артем Александрович

Проверила: к.ю.н., доцент

Мелешина Светлана Николаевна

г. Екатеринбург 2011г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3 – 4

2. Концепция ноосферы В.И. Вернадского……………………………4 – 6

3. Мнения других авторов……………………………………………..6 – 8

4. Научный статус ноосферы………………………………………….9 – 12

5. Заключение………………………………………………………....13 – 14

6. Список литературы……………………………………………………...15

Введение.

Существование биосферы Земли как определенной природной системы выражается в первую очередь в круговороте энергии и веществ при участии всех живых организмов. Идея этого круговорота была изложена в книге немецкого натуралиста Я. Молешотта. А предложенное в 80-х годах XIX века, подразделение организмов по способам питания на три группы: автотрофные, гетеротрофные и миксотрофные, немецким физиологом В.Пфеффером (1845- 1920), было крупным научным обобщением, способствующим пониманию основных процессов обмена веществ в биосфере. Начало учения о биосфере обычно связывают с именем знаменитого французского натуралиста Ж.Б.Ламарка(1744-1829), который предложил термин "БИОЛОГИЯ". Определение "БИОСФЕРА" впервые было введено австрийским геологом Э.Зюссом в 1875 году, в его работе по геологии Альп. Однако подробного освещения роли биосферы у Зюсса нет. Значительно более широкое представление о биосфере мы встречаем у В.И.Вернадского (1863- 1945).

В.И. Вернадский - один из величайших ученых, основатель геохимии, биохимиии, радиогеологии и создатель научной школы. В.И.Вернадский был тонким ценителем фактов, ученым, крайне требовательным к тому, чтобы естественнонаучные гипотезы отражали объективную реальность материального мира, закономерности, связанные с физико-химическими, геологическими, биохимическими и иными материальными процессами. Его концепции всегда были отточены громадным опытом естественнонаучной, профессиональной работы.

Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере - и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Шаг за шагом исследуя геохимические и биогеохимические процессы, Вернадский подходит к коренным проблемам энергетики и термодинамики взаимодействия "живого" и "косного" вещества планеты и далее, углубляясь в биологическую роль человечества, сознания, трудовой деятельности, обращается к естественно - историческим закономерностям социально - экономического развития общества. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы.

Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, осуществление перехода ее в ноосферу. Под ноосферой в настоящее время понимают сферу взаимодействия природы и общества.

Концепция ноосферы В. И. Вернадского.

В.И.Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловили переход биосферы в новое состояние - ноосферу.

Термин «ноосфера» был предложен в 1927 году французским математиком и философом Э. Леруа. «Noos» - древнегреческое название человеческого разума.

В своей книге "Научная мысль как планетное явление", В.И. Вернадский ввёл новые понятия, такие как "живое вещество" и "косное вещество" , а так же "биокосное природное тело" , которым является и сама биосфера." Эволюционный процесс живых веществ непрерывно в течение всего геологического времени охватывает всю биосферу и различным образом, менее резко, но сказывается на ее косных природных телах. Уже по одному этому мы можем и должны говорить об эволюционном процессе самой биосферы, происходящем в инертной массе ее косных и живых природных тел, явно меняющихся в ходе геологического времени."- писал Вернадский.

Вернадский подчеркивал: "Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней".

Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу концепции Вернадского - " Научная мысль - единая для всех, и та же научная методика, единая для всех, сейчас охватили все человечество, распространились во всей биосфере, превращают ее в ноосферу".

Понятие "биосферы", т. е. "области жизни", введено было в биологию Ламарком (1744-1829г.г.) в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом (1831-1914г.г.) в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

"В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. Это установлено сейчас, мне кажется, без сомнений пока для всех так называемых "земных планет", т. е. для Венеры, Земли и Марса." – Писал В.И. Вернадский в книге "Несколько слов о ноосфере".

Мнения других авторов.

Ноосфера, в понимании П.Тейяра де Шардена (1881–1955г.г.) , представляет собой качественно новое состояние концентрации сознания, которое образует особую пленку или сферу духа, «мыслящий пласт», покрывающий Землю. Подобно биосфере, это — еще одна земная оболочка, покров, разворачивающийся «над миром растений и животных— вне биосферы и над ней». Это не просто мириады крупинок мысли, а единая мыслящая оболочка, образующая субстанцию мысли, в которой множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте единого мышления. Ноосфера, следовательно, не простая сумма индивидуальных рефлектирующих сознаний людей, а качественно новый сверхиндивидуальный феномен, охватывающий целиком все человечество. Поэтому ноосфера как целое больше, чем простая сумма образующих его элементов.

Именно в ноосфере, по П.Тейяру де Шардену, и призван осуществляться новый этап эволюции: "Существо, являющееся объектом своих собственных размышлений в результате этих вечных возвращений по собственным следам внезапно обретает способность возноситься в новую сферу. Новый мир рождается наяву. Абстрагирование, логика, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть ни что иное, как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно П.Тейяру де Шардену, из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область Омеги").

Академик В.Г. Нестеров считает, что вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался, вызывается и будет вызываться тем, – пишет он, – что природа, вопреки некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов и форм организмов".

Мнение известного исследователя Рудольфа Константиновича Баландина несколько иное: "Биосфера не переходит на более высокий уровень сложности, совершенства, а упрощается, загрязняется, деградирует (небывалая скорость вымирания видов, разрушение лесных зон, страшная эрозия земель...). Она переходит на более низкий уровень, т.е. в ней наиболее активной преобразующей и регулирующей силой становится техновещество, совокупность технических систем, посредством которых человек - преимущественно невольно - переиначивает всю область жизни".

Киевский учёный – биолог В.А. Межжерин считает, что человечество неотвратимо движется к "апокалипсису": «…В роли творца Антимира выступает не «высший разум», а человеческий интеллект. Под подлинным миром, имеющим статус объективного, человек начинает понимать то, что сам творит, вместо того, чтобы видеть его в том, что его сотворило. В результате человек подменил «высший разум» своим интеллектом, совершил грехопадение, ведущее его прямой дорогой к Апокалипсису».

Лауреат Нобелевской премии Алвин Тоффлер — представитель достаточно странной профессии, он «историк будущего». И его прогнозы не отличаются особенным оптимизмом: человек, считает Тоффлер, будет пытаться найти спасение от информационной цивилизации, которую сам же и создал. Забраться в раковину, ни о чем не думать, никого не видеть и не слышать — вот мечта, которая определит поведение человека XXI века. Современное человечество живет в эпоху стремительных перемен, создающих качественно новую цивилизацию. Старое деление мира на капиталистический и коммунистический, на Север и Юг ныне теряет значение. Но вместе с тем возникают и новые водоразделы, новые дисбалансы.

«Новый водораздел» в мире, как его представляет А. Тоффлер , будет проходить между «быстрыми» и «медленными» экономиками. «Быстрые» будут и далее наращивать темпы своего развития не только с помощью новых производственных технологий, но и благодаря более быстрому осуществлению всех управленческих операций и сокращению времени для принятия решений, в том числе в сфере инвестиций, разработки идей и их воплощения в жизнь, ускорению оборота капитала, обработки информации и всего массива знаний и их прохождения через весь экономическим механизм.

Опасность растущего отрыва «быстрых» экономик от «медленных» реальна. Тем, кто стремится не допустить своего дальнейшего отставания, следует прежде всего уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности, учесть необходимость постоянной нацеленности на ускорение развития, считает А. Тоффлер. Компьютеризация с использованием самых передовых мировых достижений, развитие современных систем связи и ликвидация информационной изоляции от остального мира — необходимые элементы курса, направленного на то, чтобы не отстать от ускоряющего свой бег развития глобальной экономики.

Научный статус ноосферы.

В книге "Научная мысль как планетное явление" В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.

В целом, предложенный В.И. Вернадским научный подход к изучению всех природных явлений в рамках биосферы – области нахождения живых организмов, вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом) переходе биосферы в новое состояние ноосферу – является вопросом философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в рамках которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

В абстрактной форме неизбежность перехода к ноосфере предвидел и Тейяр де Шарден. И во второй половине XX века появилась физическая теория, доказавшая это предсказание.

Наиболее часто употребляемое название этой науки - синергетика . Ей удалось ответить на два кардинальных философских вопроса: как объяснить появление нового в мире, управляемом детерминистическими законами, и в чем причина необратимости всего происходящего.

Единство мира впервые проявилось в физике после создания специальной теории относительности.

Человечество увидело связь таких фундаментальных понятий как пространство и время, ранее представлявшихся априорно разнородными. Теория Большого Взрыва представила всю Вселенную, как единую систему, эволюционирующую во времени.

Причем эта система является по определению замкнутой (изолированной).

Неизбежным логическим следствием этой модели является взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.

Ноосферная концепция проективной эволюции социоприродного Универсума оказалась не только созвучной вековым чаяниям человечества о гармоничной социальной жизнедеятельности людей в благоприятных природных условиях, но и позволила предвидеть, дать объяснение и предложить конкретные пути решения ряда современных практических проблем, подтвердив тем самым свой научный статус и эвристический потенциал. Особенно зримо это проявилось с обострением так называемых современных глобальных проблем.

Одними из первых, кто не только стали всерьез говорить о глобальных проблемах человечества, но и привлекли к ним общественное внимание, стали учёные и общественные деятели из так называемого Римского Клуба. Эта международная неправительственная организация была создана в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста, предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.). Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из более чем 50 стран мира. На ежегодных собраниях, симпозиумах, семинарах заслушиваются доклады, которые являются предметом обсуждения.

В 1992 г. прошла Конференция по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро. В конференции приняли участие главы и высокопоставленные должностные лица 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представителей местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. В результате встречи в Рио было принято 5 документов:

1. Рио-де-жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей. Рио-де-жанейрские принципы включают следующие идеи: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды, на благо нынешних и грядущих поколений.

2. Повестка дня на ХХI в. — исторический документ на 700 страницах, содержащий программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Повестка дня на ХХI в. предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Всем отводится своя роль: правительству, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, женщинам, молодёжи и детям. В Повестке дня на ХХI в. предусмотрено финансирование всех сторон и аспектов программы устойчивого развития. Всего на цели устойчивого развития предполагается затрачивать 565 млрд. долларов ежегодно.

3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов.

4. Конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентрации газов, вызывающих парниковый эффект.

5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

По этим причинам более уместно говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям “экологического императива”, пойти на самоограничение в потреблении, в желаниях? Ответ на этот вопрос сможет дать только история. Таким образом, переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, т. е. вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности.

В настоящее время благодаря развитию науки и информационных систем всё большее число людей информируются о грядущих изменениях глобального, а может и космического масштаба. В Москве существует Международная академия ноосферы. Она может служить платформой для концентрации исследований в области становления ноосферы.

Заключение.

Тему ноосферы я выбрал для а не случайно. Изучая естествознание, я стал понимать, что нельзя жить только сегодняшним днём, надо смотреть вперёд. Нужно создать все условия для того, чтобы наши дети и их дети смогли выжить на Земле, а возможно и перенести жизнь на другие планеты.

Естествознание главным образом помогает увидеть, как возникла жизнь, её развитие, и понять, что нужно для сохранения самого главного – нашего дома, биосферы.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом” ) науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. В нашей стране идеи ноосферы органично связаны с революционной перестройкой социалистического общества.

Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т.п. — все это и есть слагаемые ноосферы.

Сейчас термин «ноосфера» приобрел известную популярность. Из области философских исследований он перекочевал на страницы публицистических и пропагандистских изданий, его к месту и не к месту склоняют на радио и телевидении, его можно встретить даже в бульварных листках. Все это вызывает обоснованную тревогу: как бы этот термин, а вместе с ним и саму идею не постигла судьба понятия «экология», превратившегося в результате расхожего применения в многозначное, аморфное понятие с множеством предикатов, не имеющих никакого реального смысла и содержания.

Устремленность в будущее, таким образом, — характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

Список литературы.

1. В.И. Вернадский "Размышления натуралиста. - Научная мысль как планетное явление". М.,Наука,1977.

2. Сб. "Биосфера" ст. "Несколько слов о ноосфере" М.,Мысль,1967.

3. "В.И.Вернадский. Материалы к биографии" М., изд-во "Молодая гвардия",1988.

4. Зеркало недели. № 13 (234) Суббота, 3 - 9 Апреля 1999 г.

5. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва 2006.