Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

по физике атомная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации

 

             

по физике атомная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная школа» Шегарский район Томская область

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ

ПО ФИЗИКЕ

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ОБЩЕСТВО. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Выполнил: Шипулин Артем, ученик 9 класса

Руководитель: Гагарина Любовь Алексеевна, учитель физики

п. Победа 2010

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..стр.3

2. Основная часть …………………………………………………..стр.5

2.1. Атомная энергетика……………………………………...стр.5

2.2. Ядерное оружие………………………………………….стр.9

2.3. Авария на Чернобыльской АЭС………………………..стр.10

2.3.1.История Чернобыльской катастрофы………………стр.10

2.3.2.Устройство реактора…………………………………стр.12

2.3.3.Последствия аварии………………………………….стр.13

2.4. Воздействие атомных станций на окружающую среду…..стр.14

2.5. Радиационная обстановка в Томской области…………….стр.15

2.6. Авария на радиохимическом заводе Сибирского химического

комбината…………………………………………………….стр.17

2.7.Общественное мнение………………………………………..стр.18

3.Заключение……………………………………………………………стр.19

4. Литература……………………………………………………………стр.20

Введение

Энергетика - важнейшая отрасль народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Это основа экономики государства. Развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием природных ресурсов нашей планеты, с потреблением энергии во все возрастающих масштабах. Но большинство ресурсов не возобновляется, по крайней мере, в заметных количествах. Это повышает ответственность людей перед грядущими поколениями за бережное и рациональное использование ресурсов планеты, возможно меньшее загрязнение ее всевозможными отходами.

Проблему «энергетического голода» не решает и использование энергии так называемых возобновляемых источников (энергии рек, ветра, солнца, морских волн, глубинного тепла Земли), так как они могут обеспечить в лучшем случае только 5 – 10% наших потребностей. В связи с этим в середине ХХ века возникла необходимость поиска новых источников энергии.

В США работы по овладению атомной энергией велись в поисках нового вида разрушительного оружия под эгидой военных. Работами по созданию атомной бомбы руководил американский физик Роберт Оппенгеймер. Первый испытательный взрыв бомбы произошел в пустыне в районе Аламогордо утром 16 июля 1945 года. 6 августа того же года атомная бомба была сброшена на Хиросиму, 9 августа – на Нагасаки. Мир вступил в атомную эру .

В СССР работы над атомной энергией начались в 1943 году под руководством выдающегося советского ученого И. В. Курчатова. В трудных условиях небывалой войны советские ученые решали сложнейшие научные и технические задачи, связанные с овладением атомной энергией. 25 декабря 1946 года под руководством И.В.Курчатова впервые на континенте Европы и Азии была осуществлена цепная реакция. В Советском Союзе началась и эра мирного атома.

27 июня 1954 года в подмосковном городе Обнинске вошла в строй первая в мире атомная электростанция (АЭС).

В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит атомная энергетика. Развитие атомной энергетики зависит от уровня общемировых энергетических потребностей.

Атомная энергетика - область техники, основанная на использовании реакции деления атомных ядеp для выработки теплоты и пpоизводства электpоэнергии.

Выбранная тема в настоящее время очень актуальна, поэтому мне захотелось углубить знания по данному вопросу.

Цель: Расширение кругозора об истории развития ядерной энергетике, экологических проблем возникающих при эксплуатации атомных электростанций (АЭС).

Задачи:

· Выяснить каковы преимущества имеют АЭС перед другими видами электростанций;

· Выяснить существование техногенных воздействий на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций;

· Изучить общественное мнение о развитии атомной энергетики;

· Развивать навык работы с дополнительной литературой.

· Подготовить презентацию.

2. Основная часть

2.1. Атомная энергетика

До 1940 года многие ученые считали, что ядерная физика представляет чисто научный интерес, не имея при этом никакого практического применения.

Так, в 1937 году Резерфорд утверждал, что получение ядерной энергии в более или менее значительных количествах, достаточных для практического использования, никогда не будет возможным.

Однако уже в 1942 году в США под руководством Энрико Ферми (рис.1) был построен первый ядерный реактор. Первый европейский реактор был создан в 1946 году в Советском Союзе под руководством Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960) - выдающегося советского физика, академика, трижды Героя Социалистического труда (рис.2).

Рис. 2 - Курчатов И.В. Рис.1 – Э.Ферми

Применение ядерной энергии для преобразования ее в электрическую впервые было осуществлено в нашей стране в 1954 году. В городе Обнинске была введена в действие первая атомная электростанция (АЭС) мощностью 5000 кВт (рис.3). Современные АЭС имеют в сотни раз большую мощность. Энергия, выделяющаяся в ядерном реакторе , использовалась для превращения воды в пар, который вращал затем связанную с генератором турбину.

По такому же принципу действуют введенные в эксплуатацию Нововоронежская, Ленинградская, Курская, Кольская и другие АЭС. Реакторы этих станций имеют мощность 500-1000МВт.

В 1990г. атомными электростанциями (АЭС) мира производилось 16% электроэнергии. Такие электростанции pаботали в 31 стpане и стpоились еще в 6 стpанах. Ядерный сектор энергетики наиболее значителен во Фpанции, Бельгии, Финляндии, Швеции, Болгаpии и Швейцаpии, т.е. в тех странах, где недостаточно природных энергоpесуpсов.

АЭС имеют ряд преимуществ перед другими видами электростанций.

· Основное преимущество заключается в том, для работы АЭС требуется очень небольшое количества топлива (энергия, заключенная в 1 г урана, равна энергии, выделяющейся при сгорании 2,5 тонн нефти). В связи с этим эксплуатация атомных электростанций обходится значительно дешевле, чем тепловых. Атомные электростанции строятся, прежде всего, в европейской части страны. Ядерные реакторы не потребуют дефицитного органического топлива и не загружают перевозками угля железнодорожный транспорт.

· Второе преимущество АЭС (при правильной их эксплуатации) заключается в их экологической чистоте по сравнению с ТЭС. Атомные электростанции не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания. Однако, размещение АЭС в густонаселенных областях таит в себе потенциальную угрозу. В выбросах АЭС, содержатся радиоактивные газы и частицы. Но большая часть радиоактивных ядер довольно быстро распадаются, превращаясь в нерадиоактивные.

Что же касается электростанций, работающих на угле, то именно они являются одним из основных источников поступления в среду обитания человека долгоживущих радионуклонов. Дело в том, что в угле всегда содержатся микропримеси радиоактивных элементов, которые выносятся с продуктами сгорания, осаждаясь на прилегающей местности и накапливаясь на зольных полях возле ТЭС.

Например, на зольных полях Рефтинской ТЭС, расположенной в 80 км от Екатеринбурга, за время ее работы накопилось до 7 кг урана, тория, радия и других радиоактивных изотопов.

Кроме того, используемое на ТЭС природное органическое топливо (уголь, нефть, газ) содержит от 1,5 до 4,5% серы. Образующийся при сгорании топлива сернистый ангидрит, даже пройдя через фильтры и системы очистки, частично выбрасывается в атмосферу. Вступая в контакт с атмосферной влагой, он образует раствор серной кислоты и вместе с дождями выпадает на землю. Такие кислотные дожди наносят огромный ущерб растительности, разрушают структуру почвы и значительно меняют ее состав (для восстановления которого необходима не одна сотня лет).

Неблагоприятные экологические последствия связаны и с использованием энергии рек. Эти последствия заключаются в отчуждении больших площадей земли (в связи со строительством водохранилищ и образованием вследствие этого болот), гибелью рыбы в результате перекрытия рек и т.д. Для строительства электростанций достаточной мощности, преобразующих энергию солнца и ветра, тоже требуются огромные территории.

Что же касается ядерной энергетики, то она не сопровождается вышеперечисленными негативными явлениями. Но это вовсе не означает, что АЭС не порождают серьезных проблем.

В настоящее время квалифицированная критика ядерной энергетики концентрируется вокруг трех ее принципиальных проблем:

· Содействие распространению ядерного оружия;

· Захоронение радиоактивных отходов и демонтажей отслуживших свой срок АЭС (срок их службы около 20 лет, после чего восстановление станций из-за многолетнего воздействия радиации на материалы конструкций невозможно);

· Возможность аварий. АЭС проектируются с расчетом на максимальную безопасность персонала станций и населения. Опыт эксплуатации АЭС во всем мире показывает, что биосфера надежно защищена от радиоактивного воздействия предприятий ядерной энергетики в нормальном режиме эксплуатации. Однако взрыв четвертого реактора на Чернобыльской АЭС показал, что риск разрушения активной зоны реактора из-за ошибок персонала и просчетов в конструкции реакторов остается реальностью, поэтому принимаются строжайшие меры для снижения этого риска. Ядерные реакторы устанавливаются на атомных подводных лодках и ледоколах.

Первая проблема может быть решена только в рамках мирового сообщества. Большой вклад в ее решение вносит деятельность Международного агенства по атомной энергии при ООН (МАГАТЭ), созданного в 1957 г. Для контроля за нераспространением ядерного оружия и безопасным применением ядерной энергии в мировых целях.

Вторая проблема – обезвреживание радиоактивных отходов сводится в основном к трем задачам:

1. К совершенствованию технологий с целью уменьшения образования отходов при работе реакторов;

2. К переработке отходов для их консолидации (т.е. скрепления, связывания) и уменьшения опасности от распространения в окружающей среде;

3. К надежной изоляции отходов от биосферы и человека за счет создания могильников разных типов.

Для выполнения поставленных задач в проектах АЭС предусмотрены установки для отверждения жидких отходов. На Санкт-Петербургской, Тверской и многих других АЭС они уже действуют; на остальных – подготовлены к внедрению или проходят опытно – экспериментальную проверку.

Кроме того, на заводах по переработке ядерного топлива производится остеклование отходов. Газообразные отходы подвергаются очистке.

Что касается третьей проблемы безопасности АЭС, деятельность МАГАТЭ направлена на разработку стандартов безопасности (касающихся выбора мест размещения АЭС, их проектирования, эксплуатации и пр.), консультирование стран – членов МАГАТЭ по проблеме создания программы помощи состоящим в ней странам в случае аварий, по оказанию содействия развивающимся странам по вопросам безопасности и т.п.

Проводимый экспертами МАГАТЭ анализ происшедших на атомных станциях аварий, выдача рекомендаций по их профилактике, внедрение в практику современных методов анализа безопасности и многие другие меры содействуют выравниванию и повышению в целом уровня безопасности АЭС в мире.

2.2. Ядерное оружие

Неуправляемая цепная реакция с большим коэффициентом размножения нейтронов осуществляется в атомной бомбе. Для того чтобы происходило почти мгновенное выделение энергии (взрыв), реакция должна идти на быстрых нейтронах (без применения замедлителей). Взрывчатым веществом служит чистый уран или плутоний.

При взрыве бомбы температура достигает десятков миллионов кельвин. При такой температуре резко повышается давление и образуется мощная взрывная волна (рис.5). Одновременно возникает мощное излучение. Продукты цепной реакции при взрыве бомбы сильно радиоактивны и опасны для живых организмов.

Атомные бомбы были применены США в конце мировой войны против Японии. В августе 1945 года были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

В термоядерной (водородной) бомбе источником энергии, которая необходима для термоядерного синтеза, служит взрыв атомной бомбы (урановой или плутониевой), помещенной внутри термоядерной. В нашей стране основные идеи создания термоядерного взрыва были выдвинуты

А.Д. Сахаровым.

Рис.4 – Ядерный взрыв. Рис.5 - А.Д. Сахаров

С появлением ядерного оружия победа в войне стала невозможной. Ядерная война способна привести человечество к гибели, поэтому народы всего мира настойчиво борются за запрещение ядерного оружия.

И.В.Курчатов выступал за запрещение производства и испытаний атомного оружия, за развитие мирного использования атомной энергии. Он не раз повторял, что бомбы – это только необходимость, а наша цель – мирный атом.

2.3. Авария на Чернобыльской АЭС

2.3.1.История Чернобыльской катастрофы

Ночь 26 апреля 1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Была отключена вся система безопасности энергоблока, и он перешёл в неуправляемое состояние. Операторы пытались стабилизировать ситуацию, но было уже поздно. И вот, ровно в 1 час 24 минуты ночи раздались два взрыва на 4 реакторе, и он начал гореть (рис. 6).

Рис. 6 - Взрыв на Чернобыльской АЭС Рис. 7 - После аварии

Через пять минут на месте уже были пожарники. К утру им удалось локализировать пламя и потушить его. Но самое страшное было ещё впереди. Четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию (рис.7).

А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. Некоторые люди получили такие дозы облучения, которые привели к немедленной смерти. 28 апреля колонна из 1100 автобусов вывезла из Припяти, Чернобыля и других населённых пунктов зоны отчуждения всех жителей. Им позволили взять с собой только удостоверения личности и немного еды. Жизнь в радиусе 30 км от Чернобыля замерла.

А тем временем, на ЧАЭС работа шла полным ходом. Необходимо было после того, как реактор догорел, сбросить все обломки урана и графита с крыш и собрать их по всех территории.

Воспоминания оператора четвертого энергоблока Олега Генриха, для которого ночью с 26 на 27 апреля шла обычная смена:

“ Вдруг пол под ногами закачался, посыпалась штукатурка, изо всех щелей полилась вода, исчез свет. Казалось, что вместе с залом провалился в преисподнюю. Окончательно прийти в себя заставил жуткий крик товарища: защищаясь от раскаленного пара, бившего из вентиляционной трубы, тот закрыл лицо руками. Кожа с его пальцев слезала, словно обожженная бумага. Было жутко. Из заваленного помещения выползали по-пластунски. Где-то вдалеке маячил свет одинокой аварийной лампочки. Что именно произошло, не догадывались. Только очутившись на улице и взглянув на свой энергоблок со стороны, поняли, какая жуткая авария произошла. Над станцией стоял пятидесятиметровый ионный столб, освещавший дьявольским светом развороченное здание. По сравнению с этим свечением пламя пожара, начинавшегося на станции, казалось слабенькой церковной свечкой”.

В первые дни к реактору нельзя было подойти, поскольку температура в нём достигала 5 тысяч градусов. В это время над АЭС висело радиоактивное облако, которое разносил ветер. Облако три раза обогнуло земной шар, в результате много радиации разнеслось по всей Европе. Тем временем, ликвидаторы пытались хоть как-то пригнать облако к земле. С вертолёта его бомбили песком, поливали водой. Но всё было малоэффективно, и в воздухе оказалось 77 кг радиоактивных веществ. А это равносильно тому, как на АЭС сбросили бы сотню(!) атомных бомб, причём одновременно.

Когда реактор выгорел, нужно было собрать все обломки урана и графита. Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества, сбрасывали их в сгоревший реактор.

После зачистки местности начались работы по сооружению над реактором саркофага (огромной коробки) с целью недопущения дальнейшей утечки радиации. Сейчас реализуется проект “Укрытие”, по которому четвёртый реактор полностью опустят под землю, и он навсегда перестанет представлять угрозу.

Радиоактивному загрязнению подверглись значительной мере Гомельская, Могилевская области Белоруссии, районы Киевской и Житомирской области Украины, часть Брянской, Смоленской областей России. Всего загрязненными оказались 11 областей, в которых проживает 17 млн. человек. Радиоактивные частицы с воздушными потоками достигли отдельных районов Кавказа, Сибири, Средней Азии.

2.3.2.Устройство реактора

Ядерный реактор – это устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.

Управление ядерной реакцией заключается в регулировании скорости размножения свободных нейтронов в уране, чтобы их число оставалось неизменным. При этом цепная реакция будет продолжаться столько времени, сколько это необходимо, не прекращаясь и не приобретая взрывного характера.

На рис. 8 изображены основные части реактора. В активной зоне находится ядерное топливо в виде урановых стержней и замедлитель нейтронов - в данном случае вода.

Рис.8 - Устройство ядерного реактора

Активная зона окружена слоем вещества, отражающего нейтроны (отражатель) , и защитной оболочкой из бетона, задерживающей нейтроны и другие частицы.

Для управления реакцией служат регулирующие стержни , эффективно поглощающие нейтроны. При их полном погружении в активную зону цепная реакция идти не может. Для запуска реактора регулирующие стержни постепенно выводят из активной зоны до тех пор, пока не начнется цепная реакция деления ядер урана.

Образовавшиеся в процессе этой реакции нейтроны и осколки ядер, разлетаясь с большой скоростью, попадают в воду, отдавая часть кинетической энергии, замедляются. Вода – нагревается, а замедленные нейтроны опять попадают в урановые стержни и участвуют в делении ядер.

Активная зона реактора посредством труб соединяется с теплоприемником, образуя первый замкнутый контур. Насосы обеспечивают циркуляцию воды в этом контуре. При этом вода, нагретая в активной зоне за счет внутренней энергии атомных ядер, проходя через теплоприемник, нагревает воду в змеевике второго контура, превращая ее в пар. Таким образом, вода в активной зоне реактора служит не только замедлителем нейтронов, но и теплоносителем, отводящим тепло. Образовавшийся пар вращает турбину, которая в свою очередь приводит во вращение ротор генератора электрического тока. Отработанный пар поступает в конденсатор и превращается в воду. Затем весь цикл повторяется.

Ядерное топливо, уран, состоит из атомов, обладающих особенными свойствами – радиоактивностью.

Радиоактивность - это способность некоторых химических элементов (урана, тория, радия, калифорния и др.) самопроизвольно распадаться и испускать невидимые излучения. Такие элементы называют радиоактивными.

Благодаря ядерной реакции выделяется громадное количество тепла. (Кусок урана величиной с ладонь содержит больше энергии, чем целый железнодорожный состав каменного угля). Турбины расположены в здании над реактором. Сверху реактор закрыт крышкой. Взрывная сила в реакторе ЧАЭС была такова, что эту крышку выбило, и всё внутри начало гореть.

2.3.3.Последствия аварии

От тяжелейшей формы лучевой болезни в короткий срок скончалось 17 человек, более 4 тыс. человек погибло за это время (официально), более 10тыс. больных.

В настоящее время принята национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных аварией на ЧАЭС, официально признано, что пороков развития у новорожденных возросло на 18%. Даже после Хиросимы и Нагасаки не было такого.

Примерно в 3 раза увеличилось число онкологических заболеваний. Нарушение формулы крови и отклонение в щитовидной железе - теперь обыденность. Есть в республике Беларусь специальной детдом, где живут мутанты с самыми различными генетическими отклонениями.

2.4. Воздействие атомных станций на окружающую среду

Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Обычно говорят, что имеются физические, химические, радиационные и другие факторы техногенного воздействия эксплуатации АЭС на объекты окружающей среды.

Наиболее существенные факторы:

· Локальное механическое воздействие на рельеф – при строительстве;

· Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;

· Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;

· Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Возникновение мощных источников тепла в виде водоемов – охладителей при эксплуатации АЭС обычно заметным образом изменяет микроклиматические характеристики прилежащих районов. Движение воды в системе внешнего теплоотвода, сбросы технологических вод, содержащих разнообразные химические компоненты оказывают травмирующее воздействие на популяции, флору и фауну экологических систем (рис. 9).

Рис.9 - Воздействие атомных станций на окружающую среду

Особое значение имеет распространение радиоактивных веществ в окружающем пространстве.

Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации атомных станций. Перенос радиоактивности в окружающей среде.

2.5. Радиационная обстановка в Томской области

Радиационную обстановку в области формировали следующие факторы и события:

· Глобальные выпадения радионуклидов, обусловленные ранее проводившимися ядерными испытаниями в атмосфере США, Великобританией, Францией, Китаем и СССР на полигонах;

· Загрязнение территории техногенными радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года;

· Загрязнение атмосферы естественными радионуклидами вследствие работы угольных котельных и ТЭЦ;

· Загрязнение окружающей среды техногенными радионуклидами вследствие эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла и др.

Радиационная обстановка на территории области в значительной мере сформирована в результате прохождения облаков взрывов, проведенных в атмосфере:

1. На Семипалатинском полигоне (по крайней мере 7 ядерных испытаний);

2. Ядерных испытаний на Северном полигоне (Новая Земля) – 4 взрыва;

3. На Тоцких учениях 14 сентября 1954 года (между Самарой и Оренбургом), когда на высоте 350 м взорвана атомная бомба. Облако взрыва и пыль, поднятая с Земли на высоту 15 км, рассеялись со сносов в восточном направлении;

4. Испытания ядерных устройств в Китае в район озера Лобнор;

5. Деятельностью СХК (Сибирского химического комбината), работой теплоэлектростанций и т.д.

В настоящее время радиационная обстановка на территории Томской области, по сравнению с прошлыми годами, улучшается в результате:

1. Естественных процессов самоочищения природной среды от радиоактивного загрязнения;

2. Остановки 3 реакторов на СХК и уменьшения объемов радиохимического производства;

3. Нормализации радиационной обстановки на следе загрязнения от аварии на СХК 6 апреля 1993 года.

В то же время работы по радиационному мониторингу показали, что содержание цезия -137 в почвах юга Томской области в 2 – 5 раз превышают среднее значение по России и по Алтайскому краю. Основные очаги радиоактивного загрязнения территории области сосредоточены в 30-километровой зоне СХК. В будущем необходима организация контроля радиоактивного загрязнения в зоне влияния СХК и др.

2.6. Авария на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината

6 апреля 1993 года в 12 часов 58 минут по местному времени на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината в результате взрыва был разрушен один из аппаратов по экстракции урана и плутония. Сила взрыва была такова, что оказалась пробита крышка бетонного каньона, где располагался аппарат – виновник, кроме того, ударная волна вынесла 4 бетонных плиты перекрытия толщиной в метр, вышла в монтажный зал, разрушила шлакоблочную плиту и дала выброс на промышленную площадку. При взрыве значительная часть плутония и других радиоактивных веществ была выброшена в атмосферу.

Рис. 11 - Запрещающий знак Рис.12 –Сибирский химический комбинат

За пределы завода и санитарно-защитной зоны ушли газы, вылетевшие в 150-метровую трубу. Радиоактивному загрязнению подверглись промышленная площадка и ряд производственных помещений, а также территория в северо – восточном направлении: хвойные леса (более 90% площади загрязнений), а также сельскохозяйственные угодья предприятия «Сибиряк». Радиоактивное облако накрыло и две деревни – Наумовка и Георгиевка.

По официальным данным, в результате аварии подверглись радиоактивному облучению 1946 человек, из которых 160 человек находились во время аварии в непосредственной близости от места аварии, 20 человек принимали участие в тушении пожара и 1920 человек выполняли работы по ликвидации последствий аварии.

Самое интересное, что руководство комбината и Северска в первые часы после аварии отрицали ЧП.

У жителей области в поставарийный период наблюдался массовый «томско – чернобыльский синдром», который не излечен до конца до сих пор.

2.7.Общественное мнение

Исторически сложилось так, что после Чернобыля и последовавшего развала советской системы атомщикам приходится считаться с вышедшим на широкую арену общественным мнением. В числе главных противников атомной энергетики после Чернобыльской аварии самым активным образом выступают экологи, “Гринпис”, социально-экологический союз и другие организации. Это и протесты против ядерных испытаний в конце 80-х годов, и требования закрыть АЭС, и митинги протеста против планов строительства новых ядерных энергоблоков и ввоза в страну для переработки отработавшего (облученного) ядерного топлива (ОЯТ), и многие другие акции, направленные против Росатома.

Использование “чернобыльской карты” в политических целях усугубляет остроту проблемы. Эта тема у всех на слуху. Чернобыль является камнем преткновения в диалоге с населением по всем вопросам, касающимся будущего ядерной энергетики.

Хотя, как показывают факты, вклад радиационных рисков в общие риски для жизни и здоровья человека чрезвычайно мал:

• доля выбросов предприятий атомной энергетики в загрязнении природной среды составляет 0,6%;

• вклад атомной отрасли в общепромышленном сбросе сточных вод – 4,6%;

• удельный вес атомной отрасли в суммарный объем ежегодно образующихся и накопленных токсичных химических отходов составляет 1,1%;

• доля атомной отрасли в общей площади нарушенных земель в России не превышает 1%, а земель, пострадавших от радиоактивного загрязнения в общей площади земель в России, находящихся в состоянии экологического кризиса, не превышает 0,3 -0,4%;

• доля лесов, погибших от радиационного поражения за всю историю атомной энергетики, составляет 0,3-0,4% от масштабов ежегодной гибели лесов в стране.

Заключение

Энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии.

Мировые энергетические потребности в ближайшие десятилетия будут интенсивно возрастать. Какой-либо один источник энергии не сможет их обеспечить, поэтому необходимо развивать все источники энергии и эффективно использовать энергетические ресурсы.

Достижения в области физики атомного ядра открыли человечеству возможность использования энергии, освобождающейся в некоторых ядерных реакциях. Одна из таких реакций – цепная реакция деления ядер урана – сегодня широко используется в реакторах на атомных электростанциях.

Однако в ходе изучения данной темы я выяснил, что атомная энеpгетика остается предметом острых дебатов. Стоpонники и пpотивники атомной энеpгетики pезко pасходятся в оценках ее безопасности, надежности и экономической эффективности. Кроме того, шиpоко pаспpостpанено мнение о возможной утечке ядеpного топлива из сфеpы пpоизводства электpоэнеpгии и его использовании для пpоизводства ядеpного оpужия.

Я думаю, что использование ядерной энергии в народном хозяйстве неизбежно, т.к. вызвано истощением невоспроизводимых топливных ресурсов (нефть, газ, уголь), усложнением и удорожания их добычи и транспортировки.

Ядерное горючее считается в настоящее время самым экономичным. Атомные станции обладают высокой степенью защиты. Но страшная трагедия на ЧАЭС, которая откликнется еще не на одном поколении наших людей, говорит о том, что особого внимания требует обеспечения высокой эксплуатационной надежности АЭС, их безаварийной работы. Ядерная энергия коварна, не терпит неграмотных действий по отношению к себе.

На ближайшем этапе развития энергетики в ХХI в. ядерная энергетика с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах останется наиболее перспективной.

Литература

1. Ф.М. Дягилев «Из истории физики и жизни ее творцов» - М.: Просвещение, 1986.

2. Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева и др. «География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.» - Томск, 2003.

3. А.С. Енохин, О.Ф. Кабардин и др. «Хрестоматия по физике» - М.: Просвещение, 1982.

4. О. Иовлева, газета «Вечерка» от 10.04.2010г.; статья «17 лет после аварии».

5. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика 11 кл.» - М.: Просвещение, 2004.

6. А.В. Перышкин, Е.В. Гутник «Физика 9 кл.» - М.: Дрофа, 2005.

7. Интернет – ресурсы.

Рецензия

на экзаменационный по физике «Атомная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации».

Автор а: Шипулин Артем, ученик 9 класса МОУ «Побединская СОШ» Шегарского района Томской области.

Развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием природных ресурсов нашей планеты, с потреблением энергии во всё возрастающих масштабах. Но большинство ресурсов не возобновляется. Даже использование энергии рек, ветра, солнца, глубинного тепла Земли не могут обеспечить энергией всех потребителей.

Актуальность выбранной темы автор видит в том, что проблему «энергетического голода» может решить атомная энергетика.

Однако в ходе изучения данной темы автор выяснил, что атомная энергетика остается предметом острых дебатов. Сторонники и противники атомной энергетики резко расходятся в оценках ее безопасности, надежности и экономической эффективности. В работе приведены примеры применения ядерной энергетики: трагедия на Чернобыльской АЭС, авария на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината, применение атомной бомбы США против Японии. Несмотря на это автор считает, что развитие ядерной энергетики остаются наиболее перспективной.

Оформление а не во всех случаях соответствует требованиям:

· Не пронумерованы страницы;

· В тексте нет ссылок на иллюстрации;

· В разделе «Литература» не указаны сайты Интернет – ресурсов.

В целом, несмотря на незначительные недочеты в оформлении, можно сказать, что «Атомная энергетика и общество. Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации» заслуживает оценки «отлично».

Учитель физики МОУ «Побединская СОШ»: ___________/Л.А. Гагарина/