Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы По дисциплине Литература

 

             

Указания методические по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы По дисциплине Литература

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Жигулевский радиотехнический техникум"

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № ____

от “_____”______________200_ г.

Председатель ___________ Г.А. Верещак

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080110.51, 230106.51, 190604.51, 151001.51, 080113.51

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_____________________ Г.М. Санникова

«___» ____________ 200_ г.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

По дисциплине Литература

Курс Первый

Для специальности (код и наименование специальности)

080110.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

230106.51 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей;

190604.51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

151001.51 Технология машиностроения;

080113.51 Страховое дело (по отраслям);

Преподаватель Верещак Г.А.

2009 / 2010 учебный год


Виды самостоятельной работы

1

Устное выступление (сообщение)

2

Доклад

3

Конспект

4

Рецензия

5

Аннотация

Преподаватель: _____________________ ( Верещак Г.А. )

“___” ______________ 2009 г.

Методические указания по подготовке устного выступления (сообщения).

« …чтобы выступление было интересным,

выступающему самому должно быть

интересно выступать»

( Д. Лихачев)

  1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи ( о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, продумать выводы и обобщения ).
  1. Вспомните слова А.С. Пушкина об одной из героинь своих сказок: « А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.
  1. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении. (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).
  1. Вся речь, особенно е начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
  1. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях – посредством жестов, скупых, но выразительных.
  1. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.
  1. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете наблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.
  1. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Методические указания по подготовке доклада.

Доклад – это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад – наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем можно выделить основной тезис, основное положение, которое надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. *

  1. Доклад готовится заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.
  1. В зависимости от главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить.
  1. Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями. Важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, заранее подготовить логические переходы, иметь в запасе примеры, аргументы.
  1. В докладе уместны слова: следует, нужно, необходимо, должно быть. Однако надо всячески избегать таких, например, слов: вот, это, это самое, так, ну, того, э-э-э, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать и др.

*Справка:

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Методические указания по подготовке конспекта.

Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

  1. В первую очередь прочитайте весь текст, определите его главную мысль, отберите

материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.

  1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.
  1. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет принято правильно и главное в нем не исчезнет.
  1. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.
  1. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное ( то, что при конспектировании может быть сокращено).
  1. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.
  1. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и подумайте:

- удовлетворяет ли вас его общий план;

- хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;

- удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемого текста;

- верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях.

8 . Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты.

Методические указания по составлению рецензии .

Рецензия - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения спектакля, концерта, кинофильма.

  1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.
  1. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.
  1. Укажите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.
  1. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.
  1. Ваша общая оценка прочитанного.
  1. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

Методические указания по составлению аннотации.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание ( обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Образец:

Жуков В. П., Жуков А.В.

Школьный фразеологический словарь русского языка. –3 –е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.

В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.