Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 12
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет»
Кафедра хирургических болезней №1
Методические указания для студентов 5-6 курсов
лечебного, стоматологического,
медико-профилактического и педиатрического факультетов
по выполнению самостоятельной работы.
Составили: проф. Иванов С.В.
доц. Голиков А.В.
доц. Иванов И.С.
Курск 2012
“Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования”: Г. Спенсер. Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной считается проблема обучения студентов собственно врачебному искусству. В истории высшего медицинского образования не было такого периода, когда эта проблема не была актуальна и не занимала умы лучших представителей профессорского корпуса всех без исключения стран, где существовала национальная система подготовки врачебных кадров. Россия вошла в число таких стран одной из последних в Европе - во второй половине XVIII века, однако спустя 100 лет смогла завоевать признание одного из ведущих мировых центров подготовки высоко квалифицированных и искусных врачей-практиков. Решающую роль в этом сыграла знаменитая реформа клинического преподавания, проведения на медицинских факультетах российских университетов в 40-х - 60-х годах XIX века. Самым важным заключительным этапом этой реформы является этап клинической подготовки в госпитальных клиниках, где учащиеся должны были в ходе ежедневной самостоятельной работы “с целой группой однородных больных” сформировать “полное и окончательное” представление о большинстве заболеваний, изучить возможные варианты их течения, а главное -приобрести собственный врачебный опыт и познакомиться с условиями реальной больничной практики. Последовательное освоение студентами трех перечисленных этапов клинической подготовки давало обучающимся все необходимые возможности как для постижения азов клинической медицины, так и для приобретения первого собственного опыта пиитической работы. Это обеспечивало решение главной задачи - наладить подготовку и выпуск врачей, способных сразу после окончания университета приступать к практической врачебной деятельности. Поэтому одной из форм самообразования в процесс обучения в КГМУ на клинических кафедрах вообще и хирургических в частности, продолжает оставаться самостоятельная работа студентов. Методические указания разработаны с учетом материала методических рекомендаций под редакцией проф. А.И. Лазарева, Л.И. Князевой, А.И. Конопля, И.И. Горяйнова “Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы”, Курск-2001. Целью самостоятельной работы студентов являются организационные мероприятия и методические приемы, направленные на развитие работы врача, умение работать с учебной, медицинской литературой, анализ объективных лабораторных, инструментальных данных. ъся Формы и методы самостоятельной работы студентов. 1.
Мы считаем основной формой самостоятельной работы дежурство в клинике, так как навыки в диагностике плановых и ургентных хирургических заболеваний, а также решение тактических вопросов в определении плана лечения являясь базой в формировании будущего специалиста. Студенты V-VI курсов принимая участие в осмотре больных в приемном отделении больницы, участвуют в назначении и выполнении врачебных манипуляций, анализируют первичные данные лабораторных, рентгенологических, инструментальных методов обследования. Работа в вечернее и ночное время в условиях многопрофильной больницы позволяет студенту выбрать хирургическое специализированное отделение для участия с дежурным хирургом в обходе, коррекции назначений, перевязках, подготовке больных с срочным и экстренным оперативным вмешательствам. Кроме того, данный вид деятельности требует oт студента умения выделять и анализировать информацию, получаемую от пациента при объективном обследовании, результатов обследования, умения работы с медицинской литературой для подтверждения собственных концепций, а также для написания истории болезни, где включаются пункты об этиологии, патогенезе и лечении определенной хирургической нозологии. Студент так же принимает активное участие в УЗИ, торакоскопии, бронхоскопии, баротерапии, лапароскопии, гастроскопии, ангиографии, ректороманоскопии, эхоэнцефалографии, цистографии. Объем в часах - 17-24 часов (письменный отчет).
Форма отчета: · Дата и время дежурства. · Отделение · Ф.И.О. дежурного хирурга · Вечерний обход в отделении: описание больных вызывающих наибольшие опасения. - Ф.И.О. больного. - Диагноз. - Жалобы - Краткий план лечения, тактика лечения. - Используемые препараты. - При выполнении больному операции на дежурстве – протокол операции. · Обход отделенческих больных находящихся в реанимационном отделении. План описания указан выше. · Участие в перевязке больных, уходе за больными. Ф.И.О. больного. Диагноз. Что выполнено. - Резюме. - Сколько больных в отделении, сколько из них в реанимации. - Сколько больных поступило по дежурству (фамилии). Сколько больных оперировано (фамилии). - PS. В отчете за дежурство должны быть описаны все больные, указанные в резюме. - Подпись дежурного хирурга. 2.
Доклады студентов по ам могут заслушиваться как на практическом занятии так и на заседании научного студенческого кружка, межгрупповой теоретической или научно-практической конференции (если доклад посвящен новому, актуальному, важному для практического здравоохранения вопросу). Каждый студент должен сделать не менее одного ивного сообщения. 5 курс - объем в часах - 4 часа (оценка доклада, а). Ориентировочный план а
- История вопроса. - Этиология и патогенез заболевания. - Классификация заболевания. - Методы диагностики (клинические, лабораторные, инструментальные) - Методы лечения: - Консервативные - Заключение. Объем а 10-12 машинописных листов.
6 курс - объем в часах - 12 часов (оценка доклада, а) Ориентировочный план а. История вопроса. Этиология и патогенез заболевания. Классификация заболевания. Методы диагностики (клинические, лабораторные, инструментальные) Дифференциальная диагностика. Описание атипичных форм заболевания. Методы лечения: Консервативные Оперативные Заключение. Объем а 15-20 машинописных листов.
3.
Написание истории болезни курируемого на цикле больного. Объем в часах - 10 часов (проверка и оценка качества работы).
4.
Подбор литературы и разработка библиографических указателей по всем темам учебного плана, его тематике научных исследований кафедры. Работа студентов в отделе научно-медицинской информации и патентном отделе являются Объем в часах - 10 часов (оценка качества работы).
5
. Подготовка больного к демонстрации на обходе доцента, профессора, на лекции, конференции, проведении заседаний кружка. Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).
6.
Решение ситуационных клинических задач. 7.
Обследование больных по тематике научных исследований кафедры. Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).
8.
Участие в патолого - анатомических, клинических конференциях. Объем в часах - 2 часа (оценка качества работы).
9.
Работа в архиве с последующим анализом историй болезни. 10.
Участие в работе кружка: теоретическое (подготовка докладов, обзоров или сообщений по результатам собственных исследований), практическое (участие в обходах, операциях). Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).
11.
Перевод научной медицинской информации. Объем в часах - 10 часов (оценка качества работы). 12.
Изготовление и техническое участие в подготовке учебно-методических пособий (таблиц, схем, слайдов, фото, фильмы, мультимедийных лекций), информационно-техническая помощь кафедре. Объем в часах - 20-100 часов (оценка количества и качества выполненной работы).
13.
Статическая обработка материалов научных исследований: собственных, сотрудников кафедры, совместных исследований. Объем в часах - 5 часов (оценка качества работы).
14.
Участие или проведения санитарно-просветительных бесед среди пациентов больницы. Объем в часах - 2 часа (оценка качества работы).
15.
Участие в созданий компьютерных данных по НИР. 16.
Выполнение курсовых и дипломных работ. Подготовка дипломной работы имеет целью: - систематизировать, укрепить и расширить теоретические и практические знания и умение применять их при решении конкретных научных и практических задач; - развивать навыки научной работы, помочь овладеть методикой эксперимента и клинического анализа; - повысить готовность студента к самостоятельной работе; - индивидуализировать обучение студентов, имеющих высокий уровень подготовки и высокую успеваемость путем постановки задания повышенной сложности. позволяет наиболее активно развивать творческое мышление студента, формирует навыки исследователя, вырабатывает умение анализировать данные литературы и результаты собственных исследований. Подготовка курсовой работы имеет целью: - углубить и расширить знания по изучаемой дисциплине; - развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы и давать рекомендации; - научить студента применять полученные знания для решения практических задач. К выполнению дипломной и курсовой работ допускаются студенты, успевающие по всем дисциплинам на "хорошо" и "отлично", имеющие средний балл не ниже 4.0. Преимущество при этом отдается студентам - активным членам студенческого научного общества. Одновременно студент может выполнять дипломную работу по одной специальности, а курсовую - только по одной дисциплине. Дипломная (курсовая) работа выполняется только одним студентом. При работе над ней студент проявляет максимум самостоятельности в рамках данного ему задания. На выполнение курсовых (5 курс) и дипломных (5-6 курс) исследований отводиться все время, выделенное на самостоятельную работу.
Управление самостоятельной работой студента осуществляет педагог кафедры - куратор группы на практических занятиях. При выполнении ургентных дежурств в клинике – только дежурный ассистент. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде письменных отчетов по форме и объему выполненной работы.
Курсовые и дипломные работы представляются к защите после апробации на заседании кружка, кафедры.
“Самое полезное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт Объемы самостоятельной работы в часах:
Курс, факультет
Осенний семестр
Весенний семестр
5 курс лечебный факультет 36 50 5 курс педиатрический факультет 19 46 5 курс медико-профилактический факультет. 19 17 5 курс лечебный факультет КМИ 36 50 6 курс лечебный факультет 40 30 6 курс медико-профилактический факультет. 19 10 3 курс стоматологический факультет КГМУ - 30 3 курс стоматологический факультет КМИ - 30
|