Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»

 

             

Указания методические к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации»

Кафедра философии, этики, эстетики и медицинской

деонтологии с курсом политической социологии

Философия

методические указания к внеаудиторной самостоятельной работе

для студентов 2 курса, обучающихся по специальности

060101 – «лечебное дело»

Красноярск

2009

УДК

ББК

полочный индекс

Философия : методические указания к семинарским занятиям для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060101 – «лечебное дело»: Красноярск, типография КрасГМУ. – 2009 125 с.

Составители : В.И. Кудашов, О.Ф. Нескрябина, Н.В. Комова, В.В.Филимонов

Рецензенты :

Начальник кафедры философии Сибирского юридического института МВД РФ д.ф.н., профессор, подполковник Панюков А.И.

Заведующий кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева д.ф.н. профессор, член – корр. РАО Гендин А.М.

Заведующий кафедрой психологии и педагогики КрасГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого д.м.н., профессор Ковалевский В.А.

КрасГМУ

2009

Содержание

Тема № 1:

Философия, ее предмет и роль в обществе

Тема № 2:

Основной вопрос философии. Функции философии

Тема № 3:

Место и роль философии в медицине

Тема № 4:

Философия Древнего Востока. Индия

Тема № 5:

Философия Древнего Востока. Китай

Тема № 6:

Античная философия: натурфилософия древних

греков

Тема № 7:

Античная философия: Сократ, Платон

Тема № 8:

Античная философия: Аристотель, эллинизм

Тема № 9:

Философия Средневековья. (Арабская)

Тема № 10:

Философия Средневековья. (Западноевропейская)

Тема № 11:

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм

Тема № 12:

Натурфилософия эпохи Возрождения

Тема № 13:

Философия Нового времени. Френсис Бэкон

Тема № 14:

Философия Нового времени. Рене Декарт

Тема № 15:

Философия эпохи Просвещения

Тема № 16:

Немецкая классическая философия. И. Кант

Тема № 17:

Немецкая классическая философия: Гегель, Фейербах

Тема № 18:

Марксистская философия

Тема № 19:

Современная западная философия. Психоанализ Фрейда

Тема № 20:

Современная западная философия: позитивизм, экзистенциализм

Тема № 21:

Русская философия. Начало философии в России – XVIII век

Тема № 22:

Русская философия. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западник

Тема № 23:

Русская философия. А.И. Герцен. Народники. Анархисты

Тема № 24:

Русская философия. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев. А.А.Богданов. А.Д.Сахаров

Тема № 25:

Онтология – учение о бытии

Тема № 26:

Философское понятие материи. Способы и формы существования материи

Тема № 27:

Диалектика – учение о развитии

Тема № 28:

Философия сознания

Тема № 29:

Теория познания. Чувственное и рациональное познание. Практика

Тема № 30:

Теория познания. Диалектика истины

Тема № 31:

Проблема человека. Совокупность всех общественных отношений.

Тема № 32:

Проблема человека. Индивид, индивидуальность, личность

Тема № 33:

Философия общества. Общество как система. Социальные институты

Тема № 34:

Философия общества. Социальный прогресс

Тема № 35:

Философские основания культуры

Тема № 36:

Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины.

Тема № 37:

Биоэтика.

1. Тема № 1: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1.1. План семинарского занятия:

1. Мировоззрение его значение для человека. Компоненты мировоззрения.

2. Мифология и религия как формы общественного сознания, предшествующие философии.

3. Основные проблемы философии.

4. Структура философского знания.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Мировоззрение в жизни человека.

2. Мир и человек в мифах древности.

3. «Философия – сознание вслух» (Мамардашвили).

4. Философия – «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель).

Тематика докладов:

1. Мифы, их место в культуре (содержание любых 2-х мифов древнего мира).

2. Мифологическая, религиозная и научная картины мира.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия

1. Какие формы освоения действительности вы знаете?

2. Какое место в освоении мира занимает философия?

3. Раскройте смысл выражения «Философия – квинтэссенция культуры»?

4. Какое бывает мировоззрение? В чем его назначение?

5. Чем отличаются мифологическое и религиозное мировоззрение?

6. Какое место в жизни человека занимает мировоззрение?

7. Какие типы мировоззрения предшествовали философскому?

8. Назовите основные проблемы философии и ее разделы.

9. Что является предметом философии?

10. Какую роль играет философия в обществе?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

мировоззрение, культура, мудрость, мифология, религия, философия, онтология, гносеология, аксиология.

5. Рекомендации по УИРС

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какое из перечисленных определений мировоззрения правомерно?

А. Система взглядов на мир в целом;

Б. Комплекс представлений человека о мире и себе в нём;

В. Совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;

Г. Верны все определения.

2. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

А. Философия;

Б. Мировоззрение;

В. Наука.

3. Что такое «понимание» в философии?

А. Это истолкование, интерпретирование информации;

Б. Это процедура осмысления, выявление смысла, значения;

В. Это результат и процесс применения герменевтики;

Г. Это все вместе взятое.

4. Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

А. Чувственно-образная форма освоения действительностью;

Б. Абстрактно-понятийная форма освоения действительностью;

В. Теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

Г. Все ответы верны.

5. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы философии?

А. Философия себя скоро исчерпает;

Б. Роль философии будет неуклонно возрастать в жизни людей;

В. Философия станет уделом только одиночек-фанатиков;

Г. Философия сохранится только как мировоззрение.

6. Объектом философского исследования является

А. Человек и его место в мире;

Б. Социальные структуры;

В. Закономерности природного бытия;

Г. Мир как целостность.

7. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира были:

А. Религия;

Б. Философия;

В. Мифология.

8. Каково соотношение философии и идеологии?

А. Философия и идеология совпадают по содержанию;

Б. Философия и идеология независимы друг от друга;

В. В философии всегда есть идеологический аспект.

9. Предметом философии является

А. Человек;

Б. Общество;

В. Мир;

Г. Все названное.

10. Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?

А. Гераклит;

Б. Демокрит;

В. Пифагор ;

Г. Сократ.

11. Предметом философского исследования являются

А. Всеобщие законы и принципы;

Б. Благо;

В. Общественно-исторический процесс;

Г. Законы мышления.

12. Представления о мире и месте в нем человека называют:

А. Идеологией;

Б. Философией;

В. Мировоззрением;

Г. Наукой.

13. Существовало несколько сменявших друг друга исторических типов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:

А. Религиозное мировоззрение – 3

Б. Философское мировоззрение – 4

В. Жизненно-практическое – 1

Г. Мифологическое – 2

14. Учение о единой субстанции в основе мира – это

А. Плюрализм;

Б. Материализм;

В. Монизм;

Г. Дуализм.

15. Подберите понятие к определению: «Древнейшая форма общественного сознания, зародившаяся в первобытном обществе, как социально-духовный институт саморегулирования отношений между людьми»

А. Религия;

Б. Мораль;

В. Политика;

Г. Все вышеперечисленное.

16. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

А. Душа культуры;

Б. Учение о мудрости;

В. Любовь к мудрости;

Г. Форма теоретического мировоззрения.

17. Раздел философии – гносеология:

А. Учение о познании;

Б. Учение о ценностях;

В. Искусство.

18. Самой ранней мировой религией является:

А. Христианство;

Б. Ислам;

В. Буддизм.

19. Раздел философии – онтология:

А. Учение о бытии;

Б. Учение о методах познания;

В. Логика.

7. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.

2. Рычков А.К. Философия. – М., 2002.

3. Таранов П.С. Золотая философия. – М., 1999.

4. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 2: ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. План семинарского занятия:

1. Основной вопрос философии и его две стороны.

2. Материализм и идеализм.

3. Философский метод познания. Динамика и метафизика.

4. Функции философии. Философия и другие науки.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Основной вопрос философии.

2. Исторические формы диалектики.

3. Формы материализма в истории философии.

Тематика докладов:

1. Человек и мир с позиции идеализма.

2. Мир глазами материалиста.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Каковы функции философии?

2. В чем состоит методологическая функция философии?

3. Как соотносится между собой философия и наука?

4. Сформировать основной вопрос философии.

5. Чем отличается объективный идеализм от субъективного?

6. Что является главным опровержением агностицизма?

7. Основные принципы диалектики.

8. Противоположность диалектики и метафизики.

9. Функции философии.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

материализм, идеализм, агностицизм, диалектика, метафизика, аксиология.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Диалектика – это:

А. Наука о человеческом мышлении;

Б. Всеобщий метод познания мира;

В. Учение о противоречиях;

Г. Все вместе взятое.

2. Материализм – это

А. Принцип философского исследования;

Б. Учение о материальности мира;

В. Философское направление, утверждающее первичность материи;

Г. Провозглашение приоритета чувственных удовольствий.

3. Выберите в предложенных суждениях идеализм:

А. Сознание неразрывно связано с материей;

Б. Сознание есть продукт материи;

В. Сознание может существовать до и независимо от материи;

Г. Сознание не всегда адекватно отражает материю.

4. Представителем объективного идеализма является:

А. Дидро;

Б. Платон;

В.Беркли;

В. Кант.

5. Какую роль играет диалектика как метод познания в научной деятельности ученых-медиков?

А. Никакой;

Б. Определяющую: служит творческим ориентиром;

В. Мешает в научно-исследовательской деятельности;

Г. Помогает видеть ошибки.

6. Что означает философская концепция «агностицизм»?

А. Познавательная специфическая практика;

Б. Познание, не имеющее осмысленного решения;

В. Теория, отрицающая познаваемость мира;

Г. Все вместе взятое.

7. Список литературы:

Основная:

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Таранов П.С. Золотая философия. – М., 1999.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск,2007

1. Тема № 3: МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В МЕДИЦИНЕ

1.1. План семинарского занятия:

1. Философия и другие науки, их взаимосвязь.

2. Философское мировоззрение для врача.

3. Диалектика в медицинском познании и врачебной практике.

4. Философия и принципы теоретической медицины.

5. Социальная функция медицины.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Взаимосвязь философии и медицины.

2. «Врач-философ равен Богу» (Гиппократ).

3. Философия, ее функции и роль в деятельности врача.

Тематика докладов:

1. Человек – предмет изучения для философии и медицины.

2. Экологизация мышления медиков.

3. Социальная функция медицины.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Философия и другие науки – как взаимосвязаны?

2. Роль философии в формировании мышления врача (и др. специалиста).

3. Каким должно быть мировоззрение врача в XXI веке?

4. Философские принципы теоретической медицины.

5. Философия и другие науки, их взаимосвязь.

6. Чему учит философия будущих врачей?

7. Назовите философские принципы теоретической медицины.

8. Какую роль играет мировоззрение в жизни врача?

9. В чем социальная функция медицины?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журналов;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1 . Знать понятия:

интеграция, эволюционизм, целостность, динамизм, причинность, аксиология

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какое из перечисленных определений мировоззрения правомерно?

А. Система взглядов на мир в целом;

Б. Комплекс представлений человека о мире и себе в нём;

В. Совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;

Г. Верны все определения.

2. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

А. Философия;

Б. Мировоззрение;

В. Наука.

3. Диалектика – это:

А. Наука о человеческом мышлении;

Б. Всеобщий метод познания мира;

В. Учение о противоречиях;

Г. Все вместе взятое.

4. Что входит в понятие «философия медицины»?

А. Теоретическая основа современной медицины;

Б. Логико-гносеологическая база теории;

В. Умственное познание теории здоровья и болезни;

Г. Объемлет сущность, причину и следствие развития.

5. Какую роль играет диалектика как метод познания в научной деятельности ученых-медиков?

А. Никакой;

Б. Определяющую: служит творческим ориентиром;

В. Мешает в научно-исследовательской деятельности;

Г. Помогает видеть ошибки.

6. Философия медицины – это осмысление:

А. Биологических и физиологических начал;

Б. Биологических и социальных оснований;

В. Биологических и психологических условий и факторов жизни;

Г. Всех перечисленных параметров сохранения жизни.

7. Список литературы:

Основная:

1. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебное пособие по философии. – М., 2006 г.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. – М., 2005 г.

3. Хрусталев Ю.М., Царегородцев. Учебник. Философия науки и медицины. – М., 2005 г.

Дополнительная:

1. Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины: Учебник – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

1. Тема № 4: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ИНДИЯ

1.1. План семинарского занятия:

1. Социально-экономическая и культурно-историческая характеристика эпохи «Древняя Индия».

2. Веды. Структура и содержание.

3. Ортодоксальные философские школы Древней Индии.

4. Неортодоксальные философские школы Древней Индии.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Веды – энциклопедия древнеиндийского мировозренния.

2. Ньяя – древнейшая логическая школа.

3. Буддизм.

Тематика докладов:

1. Веды – энциклопедия древнеиндийского мировозренния.

2. Джайнизм – неортодоксальная даршана.

Тематика докладов:

Даосизм.

Школа ньяя.

Вайшешика.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Охарактеризовать особенности социально-классовой структуры Древней Индии.

2. Раскрыть основные черты древнеиндийского мировоззрения.

3. Дать характеристику Ведам.

4. Ортодоксальные школы Древней Индии.

5. Неортодоксальные школы Древней Индии.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, миф, религия, идеализм, диалектика, материализм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Веды – это:

А. Одно из главных философских понятий;

Б. Мощная и влиятельная религиозно-философская система;

В. Магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;

Г. Древнейшие письменные памятники индийской культуры.

2. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Кастовый строй получил классическое воплощение:

А. В Китае;

Б. В Вавилоне;

В. В Индии;

Г. В Египте.

3. Понятие «сансара» означает:

А. Вечную череду смертей и рождений всего сущего;

Б. Освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни;

В. Возможность воплотиться в качестве Бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида;

Г. Колесо, как символ формы Вселенной.

4. Понятие «мокша» означает:

А. Закон воздаяния за любое действие;

Б. Необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны;

В. Освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни;

Г. Внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека.

5. В каком из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии?

А. Самаведа;

Б. Атхарведа;

В. Яджурведа;

Г. Ригведа.

6. Чарвака – локаята – это:

А. Религиозная система;

Б. Материалистическая неортодоксальная школа;

В. Идеалистическая ортодоксальная школа;

Г. Магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия.

7. Философские тексты:

1. Веды. Космогонический гимн.

2. Дхаммапада. Учение Будды.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 5: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. КИТАЙ

1.1. План семинарского занятия

1. Социально-экономическая и культурно-историческая характеристика эпохи «Древний Китай».

2. Особенности древнекитайского мировоззрения.

3. Философские школы Древнего Китая.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

каждая древнекитайская школа анализируется отдельно и является темой а.

Книги «И-цзин» и «Шу-цзин».

Школа «Фа-цзя».

Моизм.

Тематика докладов:

1. Книги «И-цзин» и «Шу-цзин».

2. Понятие «Дао» в философии Конфуция.

3. Даосизм.

4. Конфуцианство.

5. Легизм.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика Древнего Китая.

2. Раскрыть основные черты древнекитайского мировоззрения.

3. Даосизм.

4. Конфуцианство.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, миф, религия, идеализм, диалектика, материализм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. В представлениях древних китайцев человек:

А. Должен следовать естественному ходу вещей;

Б. Тесно связан с природой;

В. Занимает срединное положение в мире;

Г. Находится над природой.

2. Основателем даосизма является:

А. Конфуций;

Б. Мо-цзы;

В. Лао-цзы;

Г. Хуэй Ши.

3. Понятие «жень» означает:

А. Эгоизм;

Б. Безразличие;

В. Человеколюбие;

Г. Мизантропия.

4. Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал:

А. Лао-цзы;

Б. Мэн-цзы;

В. Конфуций;

Г. Шень Бухай.

5. Конфуцианство – это:

А. Религиозно-мистическая система;

Б. Материалистическая философия;

В. Этико-политическая философия;

Г. Учение о загробном мире.

6. Форма государственного устройства Древнего Китая:

А. Демократия;

Б. Охлократия;

В. Восточная деспотия;

Г. Олигархия.

7. Философские тексты:

1. «ДАО ДЕ ДЗИН» (произведение философии даосизма).

2. «ЛУНЬ ЮЙ» – «ИЗРЕЧЕНИЯ» (Сборник воззрений Конфуция).

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Конфуций. Изречения. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск, 2007.

1. Тема № 6: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: НАТУРФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

1.1. План семинарского занятия:

1. Античная культура – «греческое чудо», начало европейской культуры и философии.

2. Натурфилософия Древней Греции. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен.

3. Гераклит. Начало диалектики.

4. Пифагор.

5. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Античная культура – «детство человечества».

2. Культура и цивилизация Древней Греции.

3. Мифология как один из источников рождения философского знания.

4. Натурфилософия. Возникновение зачатков наук.

5. Природа и Космос в философии древних греков.

6. Первоначала мира в представлениях философов милетской школы.

7. Древнегреческая диалектика.

8. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит).

9. Атомистика Демокрита и ее историческое значение.

10. Пифагор: «Я не мудрец, я любитель мудрости».

Тематика докладов:

1. Космические мифы древних греков.

2. Парменид: открытие бытия.

3. Эмпедокл: выдающийся медик и философ.

4. Анаксагор: учение об уме.

5. Апории Зенона Элейского.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы ее развития.

2. Сопоставьте мифологическое и философское мышление. В чем различие между ними?

3. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра.

4. Учение пифагорейцев о числах как основе мира.

5. Взгляды на движение Парменида и Зенона.

6. Атомизм Демокрита.

7. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?

8. Историческое значение античной философии.

9. Раскройте содержание понятия «диалектика» и выделите основные диалектические идеи античности.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

античность, полис, гражданин, агон, логос, натурфилософия, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, майевтика, космос.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

А. Они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование;

Б. Они опирались в понимании мира на представление о судьбе;

В. Они ставили развитие мира в зависимость от воли богов;

Г. Они обожествляли мировое первоначал.

2. В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?

А. В разных предметах исследования;

Б. В древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств;

В. В мифологических корнях изысканий Древнего Востока.

3. Как называют первых греческих философов?

А. «Математиками»;

Б. «Филологами»;

В. «Физиками»;

Г. «Политиками».

4. Первой философской школой Древней Греции считается

А. Элейская;

Б. Пифагорейская;

В. Аристотелевская;

Г. Милетская.

5. Натурфилософия – это

А. Философия природы;

Б. Синоним материализма;

В. Одна из философских категорий;

Г. Способ познания объективного мира.

6. Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

А. Как физическое вещество;

Б. Как определенную стихию;

В. Как тело первожертвы;

Г. Как овеществление первоначальной идеи.

7. Какой тезис принадлежит философу Фалесу?

А. «Познай себя»;

Б. «Все – из воды»;

В. «Все течет».

8. Анаксимен считал первоосновой всего сущего

А. Число;

Б. Огонь;

В. Воду;

Г. Воздух.

9. Первоначалом всего сущего в мире философ Гераклит признавал:

А. Огонь;

Б. Воду;

В. Число.

10. Кому из мыслителей принадлежит утверждение, что «все сущее есть число»?

А. 3енон;

Б. Пифагор;

В. Гераклит.

11. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?

а) Гераклит;

б) Сократ;

в) Анаксимандр.

12. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Демокрит.

13. В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

А. Пифагор видел в числе средство для математических построений;

Б. Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии;

В. Пифагор опирался на эзотерические восточные источники;

Г. Пифагор сделал число целью исследования.

14. Что лежит в основе бытия по Демокриту?

А. Вода;

Б. Воздух;

В. Атомы;

Г. Апейрон.

15. Какие характеристики отвечают пониманию бытия у греческого философа Демокрита

А. Бытие познается чувствами, а не разумом;

Б. Бытие – это бытие атомов;

В. Бытие – познается в понятиях;

Г. Бытие есть единое.

16. С именами Левкиппа и Демокрита связано учение:

А. О душе;

Б. О вечности мира;

В. Об атомах.

17. Древнегреческий полис – это...

А. Столица Древней Греции;

Б. Объединение метрополии и ее колонии;

В. Город – государство, гражданская община.

7. Философские тексты:

1. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ. О ПРИРОДЕ. Фрагменты.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Рычков А.К. Философия. – М., 2002.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. – М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 7: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СОКРАТ, ПЛАТОН

1.1. План семинарского занятия:

1. Жизнь Сократа.

2. Философия Сократа.

3. Платон – основоположник объективного идеализма.

4. Утопия Платона «Государство».

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Жизнь и философия Сократа.

2. Проблема человека в древнегреческой философии.

3. Мир идей Платона.

4. «Государство» Платона: что меня привлекает?

5. Медицина в Древней Греции.

6. Гиппократ – врач и философ.

Тематика докладов:

1. Основные проблемы философии софистов.

2. Сократический метод беседы.

3. Софист Пифагор.

4. «Клятва Гиппократа», ее созвучность нашему времени.

Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Назовите заслуги софистов.

2. Почему философия Сократа может быть определена как этический идеализм?

3. В чем заключается его этический рационализм?

4. Раскройте основные положения идеалистической философии Платона.

5. Как устроено общество в утопии Платона?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, софистика, человек, мораль, этика, познание, самопознание, диалектика, майевтика, демократия, благо, добродетель.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Каков главный критерий добродетели согласно греческим мыслителям?

А. Истина;

Б. Правда;

В. Мера;

Г. Неограниченность.

2. Основное умение, которое преподавали софисты – это

А. Грамматика и литературоведение;

Б. Навыки построений абстракций;

В. Умение мыслить по логическим правилам;

Г. Риторическая подготовка к гражданской деятельности.

3. Какова основная заслуга софистов?

А. Софисты выдвинули на первый план проблему «физиса»;

Б. Софисты выдвинули на первый план проблему – материи;

В. В принципе никаких проблем у них не было;

Г. Софисты выдвинули на первый план проблему человека.

4. «Человек – мера всех вещей» так считал

А. Аристотель;

Б. Сократ;

В. Протагор;

Г. Эпикур.

5. Из каких исторических источников мы знаем о Сократе?

А. Из мифов;

Б. Из произведений Платона и Ксенофонта;

В. Из письменного наследия Сократа.

6. «Я знаю, что ничего не знаю» ... Автор афоризма?

А. Пифагор;

Б. Фалес;

В. Сократ.

7. Как Сократ отвечает на вопрос – Что такое человек?

А. Это результат эволюции живого мира;

Э. Это тело;

В. Это – политическое животное;

Г. Это – разумная душа.

8. Какая проблема была в центре внимания у Сократа?

А. Проблема первоначала;

Б. Что такое «физиc»?

В. Какова природа (сущность) человека?

Г. Проблема бытия и небытия.

9. По своей сути метод Сократа является

А. Диалектическим;

Б. Метафизически;

В. Идиографическим;

Г. Дескриптивным.

10. В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

А. Сократ показывал невозможность достижения истины;

Б. Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство;

В. Сократ приводил собеседника к противоречию;

Г. Сократ доказывал возможность невозможного.

11. Метод Сократа называется

А. Майевтика;

Б. Майтрейя;

В. Мантика;

Г. Майолика.

12. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения?

А. Пифагор;

Б. Сократ;

В. Платон.

13. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

Б. Аристотель;

В. Эпикур.

14. Философия Платона – это:

А. Скептицизм;

Б. Субъективный идеализм;

В. Материализм;

Г. Объективный идеализм.

15. Какова природа платоновской идеи?

А. Идея нематериальна и неумопостигаема;

Б. Идея материальна, но неумопостигаема;

В. Идея материальна и умопостигаема;

Г. Идея нематериальна, но умопостигаема.

16. С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

А. Человеческого;

Б. Многообразного;

В. Умопостигаемого;

Г. Изменчивого.

17. Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

А. Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия;

Б. Платон доказал невозможность познания чувственного мира;

В. Платон разработал систему методов фундаментальных наук;

Г. Платон создал теорию временных модальностей.

18. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

А. Аристотель;

Б. Горгий;

В. Платон;

Г. Сократ.

19. Как Платон обосновывает бессмертие души?

А. Исходя из ложных знаний своего времени, о которых он не знал, что они ложны;

Б. Иначе душа не могла бы знать вечных идей;

В. Исходя из знаний древних мудрецов;

Г. Исходя из веры в Бога.

20 Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

А. Аристотель;

Б. Эпикур;

В. Сократ;

Г. Платон.

21 Платон считал, что познание мира – это:

А. Воспоминания бессмертной души;

Б. Познание чисел;

В. Познание себя.

22 Идея – «эйдос» стала центральной категорией учения этого философа:

А. Гераклит;

Б. Сократ;

В. Платон.

23. Кто признавал переселение душ?

А. Протагор;

Б. Платон;

В. Аристотель.

7. Философские тексты:

1. Платон. Государство. Книга седьмая.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 8: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ

1.1. План семинарского занятия:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Критика «теории идей» Платона.

3. Аристотель о движении материи, о соотношении материи и формы.

4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

5. Научные достижения эллинизма.

6. Значение античной философии.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Логика Аристотеля.

3. «Платон мне друг, но истина дороже».

4. Философско-этическое учение Эпикура.

Тематика докладов:

1. Учение Аристотеля о Вселенной.

2. Философские идеи стоиков.

3. Философские идеи Скептиков.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Выделите основные положения метафизики Аристотеля.

2. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

3. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

4. Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

5. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

6. Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

7. Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона?

8. Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

9. Почему Аристотель назвал человека существом «политическим»?

10. В чем главное отличие «Политики» Аристотеля от «Государства» Платона?

11. Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

12. В чем, по Аристотелю, назначение жизни человека?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

А. Сократ;

Б. Аристотель;

В. Демокрит.

2. «Человек – мера всех вещей» так считал

А. Аристотель;

Б. Сократ;

В. Протагор;

Г. Эпикур.

3. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

В. Аристотель;

В. Эпикур.

4. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

А. Аристотель;

Б. Горгий;

В. Платон;

Г. Сократ.

5. Кто первым определил философию как учение о первопричине?

А. Сократ;

Б. Платон;

В. Аристотель.

6. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»

А. Аристотель;

Б. Эпикур;

В. Цицерон.

7. Автор «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный:

А. Платон;

Б.Аристотель;

В. Фалес.

8. Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания?

А. Платон;

Б. Демокрит;

В. Аристотель.

9. Аристотель разработал основные законы:

А. Атомистического материализма;

Б. Логики;

В. Теологии.

10. Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

А. Умопостигаемом бытии;

Б. Природе;

В. Государстве;

Г. Душе.

11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

А. Пространство;

Б. Перводвигатель;

В. Материя;

Г. Стихия огня.

12. С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

А. Люди могут добиться блага только сообща;

Б. Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

В. Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Г. Политика определяет ход истории.

13. Есть три вида души: разумная, животная и растительная, считал философ

А. Платон;

Б. Аристотель;

В. Сократ;

Г. Гераклит.

14. Найдите правильное определение материи по Аристотелю:

А. Это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность;

Б. То же самое, что и небытие;

В. Это видимость, иллюзия наших органов чувств;

Г. Это сущность, субстанция.

15. Характерные черты философии античности:

А. Примат веры над знанием;

Б. Эстетическое мировоззрение;

В. Логика.

16. Эпоха эллинизма началась после:

А. Массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э.;

Б. Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э.;

В. Завоевательных походов Александра Македонского .

7. Философские тексты:

1. Аристотель. МЕТАФИЗИКА.

2. Аристотель. Никомахова этика.

3. Аристотель. Политика. Книга первая.

4. Из письма: «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ».

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 9: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (АРАБСКАЯ)

1.1. План семинарского занятия:

1. Социально-экономическая и культурно-историческая характеристика средневекового Арабского Халифата.

2. Мусульманский перипатетизм.

3. Ибн-Сина. Врач и философ.

4. Философия Ибн-Рушда.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Творчество Ибн-Рушда.

2. Ибн-Сина: врач и философ.

3. Арабский аристотелизм.

4. Тематика докладов:

1. Номинализм и реализм.

2. Позиция Авиценны в споре между реалистами и номиналистами.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика Средневековья.

2. Основные черты средневековой философии.

3. Этапы развития средневековой философии.

4. Как соотносятся философия и богословие?

5. В чем суть двойственности истины Аверроэса?

6. Происхождение мира в философском учении Ибн-Сины.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, теология, номинализм, реализм, идеализм, диалектика.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Теоцентризм – это:

А. Принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало;

Б. Такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог;

В. Философское учение о первичности материи;

Г. Всеобщий метод познания мира.

2. Креационизм – это:

А. Принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир;

Б. Учение о материальности мира;

В. Номинализм;

Г. Реализм.

3. Автор выражения «верю, потому что нелепо»

А. Иоан Скот Эриугена;

Б. Квинт Септимий Тертулиан;

В. Георг Вильгельм Фридрих Гегель;

Г. Авиценна.

4. Кто автор книги «Канон врачебной науки»?

А. Гиппократ;

Б. Гален;

В. Авиценна;

Г. Низами.

5. Пять доказательств бытия Бога разработал:

А. Ибн-Сина;

Б. Фома Аквинский;

В. Ибн-Ружд;

Г. Августин Блаженный.

6. Кто автор книги «О граде Божьем»?

А. Платон;

Б. Августин Блаженный;

В. Аристотель;

Г. Эпикур.

7. Что такое теология?

А. учение о Боге;

Б. родословная богов;

В. учение о Логосе;

Г. теория познания.

7. Философские тексты:

1. Ибн-Сина. Книга знаний.

2. Аль-Газали. Цель философов.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема 10: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ)

1.1. План семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика западноевропейского средневековья.

2. Основные черты западноевропейской философии.

3. Патристика. Августин Блаженный.

4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского.

5. Номинализм и реализм.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Социальные воззрения Августина Блаженного.

2. Томизм: прошлое и настоящее.

3. У. Оккам и его «бритва».

4. Философия Фомы Аквинского.

5. Поздняя схоластика.

Тематика докладов:

1. Августин Блаженный. «О граде Божьем».

2. Номинализм и реализм.

3. Августин Блаженный о добре и зле.

4. Доказательства бытия Бога Ф.Аквинским.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика западноевропейского Средневековья.

2. Каковы этапы средневековой философии?

3. Как соотносятся философия и богословие?

4. Соотношение философии и богословия у Фомы Аквинского.

5. Основные идеи патристики.

6. Схоластика.

7. Философия и богословие.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, теология, номинализм, реализм, идеализм, диалектика.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Теоцентризм – это:

А. Принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало;

Б. Такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог;

В. Философское учение о первичности материи;

Г. Всеобщий метод познания мира.

2. Креационизм – это:

А. Принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир;

Б. Учение о материальности мира;

В. Номинализм;

Г. Реализм.

3. Автор выражения «верю, потому что нелепо»

А. Иоан Скот Эриугена;

Б. Квинт Септимий Тертулиан;

В. Георг Вильгельм Фридрих Гегель;

Г. Авиценна.

4. Кто автор книги «О граде Божьем»?

А. Платон;

Б. Августин Блаженный;

В. Аристотель;

Г. Эпикур.

5. Что такое теология?

А. Учение о Боге;

Б. Родословная богов;

В. Учение о Логосе;

Г. Теория познания.

6. Пять доказательств бытия Бога разработал:

А. Ибн-Сина;

Б. Фома Аквинский;

В. Ибн – Рушд;

Г. Августин Блаженный.

7. Философские тексты:

1. Фома Аквинский. (Пять доказательств бытия бога).

2. Фома Аквинский. Сумма теологии.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 11: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ

1.1. План семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения.

2. Гуманизм.

3. Утопический социализм.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Литература и гуманизм в эпоху Возрождения.

2. Томас Мор. «Утопия».

3. Жизнь и творчество Томмазо Кампанеллы.

4. Н. Макиавелли. «Государь».

Тематика докладов:

1. Гуманизм. Основные черты.

2. Главные принципы утопического социализма.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Социальные источники гуманизма.

2. Социально-экономические условия возникновения утопического социализма.

3. Основные черты гуманизма.

4. В чем принцип пантеизма?

5. Основные идеи философии Макиавелли.

6. Социально-исторические условия возникновения утопического социализма..

7. Основные черты гуманизма.

8. Основные идеи утопического социализма.

9. Теоцентризм и антропоцентризм.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, идеализм, диалектика, антропоцентризм, гуманизм, материализм, утопический социализм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Эпоха Возрождения датируется:

А. XIV – XV вв;

Б. XIV XVI вв;

В. XV – XVI вв;

Г. XIII – XVIII вв.

2. Мировоззрением Возрождения являются:

А. Гуманизм;

Б. Гедонизм;

В. Индивидуализм;

Г. Теология.

3. Гуманисты подвергали критике:

А. Томизм;

Б. Патристику;

В. Христианское вероучение в целом;

Г. Моизм.

4. Кого из мыслителей эпохи Возрождения называют «последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени»?

А. Д.Алигьери;

Б. Л.Б.Альберти;

В. Н.Макиавелли;

Г. Дж.Бокаччо.

5. Идею упразднения частной собственности выдвинул:

А. Мишель Монтень;

Б. Томас Мор;

В. Марсилио Фичино;

Г. Никколо Макиавелли.

6. Томас Мор назвал книгу об идеальном государственном устройстве:

А. «Город Солнца» ;

Б. «О духе законов»;

В. «Утопия»;

Г. «Государь».

7. Пантеизм – это:

А. Признание первичности материи по отношению к сознанию;

Б. Признание того, что разум – главное орудие познания;

В. Обожествление природы;

Г. Человеколюбие.

7. Философские тексты:

1. Джованни Пико Делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.

2. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

3. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 2006.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

1. Тема № 12: НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. План семинарского занятия:

1. Натурфилософия Николая Кузанского.

2. Основные черты философии Джордано Бруно.

3. Парацельс – врач и философ.

4. Социальная философия.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию :

написание а, аннотация на журнальную статью.

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Пантеизм в философии Бруно.

2. «Государь». Н. Макиавелли.

3. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи.

Тематика докладов:

1. Философия Н. Кузанского.

2. Парацельс – врач и философ.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Сущность пантеизма.

2. Философия Н.Кузанского.

3. Основные идеи философии Дж. Бруно.

4. Социальная философия Н. Макиавелли.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, идеализм, диалектика, антропоцентризм, гуманизм, материализм, пантеизм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Пантеизм – это:

А. Признание первичности материи по отношению к сознанию;

Б. Признание того, что разум – главное орудие познания;

В. Обожествление природы;

Г. Человеколюбие.

2. Специфическими чертами натурфилософии Возрождения являются:

А. Атеизм;

Б. Дуализм;

В. Пантеизм;

Г. Плюрализм.

3. Какая основная идея философии Возрождения в первую очередь ставила акцент на человеке как центре мироздания?

А. Деизм;

Б. Антропоцентризм;

В. Гуманизм;

Г. Антисхоластизм.

4. Макиавелли был автором сочинения под названием:

А. «Похвала глупости»;

Б. «Государь»;

В. «Политика»;

Г. «Опыты».

5. Тезис «Единое есть все» принадлежит:

А. Леонардо да Винчи;

Б. Николаю Кузанскому;

В. Галилео Галилею;

Г. Иоганну Кеплеру.

6. Идеологом централизованного государства является:

А. Томас Мор ;

Б. Никколо Макиавелли;

В. Бернандино Телезио;

Г. Николай Коперник.

7. Философские тексты:

1. Никколо Макиавелли. Государь.

2. Мишель Эйкем де Монтень. Опыты.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990.

1. Тема № 13: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ФРЭНСИС БЭКОН

1.1. План семинарского занятия:

1. Особенности культурного и социально-экономического развития Европы эпохи Нового времени.

2. Научные открытия и достижения, научные общества.

3. Картина мира человека Нового времени.

4. Проблема метода научного познания как главная философская проблема эпохи.

5. Философия Ф.Бэкона. Эмпирикоиндуктивный метод познания.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание а, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы ов:

1. Мир глазами человека Нового времени.

2. Проблема метода научного познания в истории философии.

3. Научные и философские взгляды И. Ньютона.

4. Философия Ф. Бэкона.

5. Ф. Бэкон – родоначальник опытного естествознания Нового времени.

Тематика докладов:

1. Ф. Бэкон: «Новый Органон».

2. Ф. Бэкон: «Новая Атлантида».

3. Ф. Бэкон: «Великое восстановление наук».

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Назовите научные достижения Нового времени.

2. Охарактеризуйте метод научного познания Ф. Бэкона.

3. Какие «призраки» мешают человеку познавать?

4. Что такое деизм?

5. Каким видел мир человек в 17 веке?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать , изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

наука, научная революция, гелиоцентризм, метод, методология, эмпиризм, деизм, индукция.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Характерные черты философии Нового времени:

А. Примат веры над знанием;

Б. Научность;

В. Логичность.

2. Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема

А. Человека;