Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по проведению смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных лагерей г. Новосибирска в 2009 году «Новосибирские летние каникулы»

 

             

Рекомендации методические по проведению смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных лагерей г. Новосибирска в 2009 году «Новосибирские летние каникулы»

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ г. НОВОСИБИРСКА

ГОУ ВПО «НОВОСИБИР CКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧСЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ «Юниор»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных лагерей г. Новосибирска в 2009 году

«Новосибирские летние каникулы»

Новосибирск

2009г.

Сборник включает в себе авторские методические материалы:

· Технологическую карту проведения смотра-конкурса

· Методические материалы по каждой номинации

· Материалы для проведения общественно-профессиональной экспертизы

· Программы проведения тематических дней и выездных экспертных площадок

· Информационные материалы в помощь организаторам отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи

Авторы:

Т.А.Ромм, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ИИГСО НГПУ

Е.В. Богданова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ИИГСО, заместитель директора ИИГСО НГП по воспитательной работе.

Рецензенты:

С.А.Нелюбов, кандидат педагогических наук, доцент,
заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска

Л.А. Черкашина, начальник отдела Главного управления образования мэрии Новосибирска

А.Л. Куравский, директор ДТД УМ «Юниор»

А.А. Доронина, заместитель директора ДТД УМ «Юниор» по научно-методической работе

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Вступление к «Новосибирским каникулам»…………………………….

Технологическая карта проведения смотра-конкурса………….

Заявка на участие в смотре конкурсе……………………………………

Номинация «Новые горизонты»……………………………………………..

Номинация «Радуга творчества»…………………………………

Номинация «Открытый проект»………………………………………..

Номинация «Территория успеха»……………………………………………………

Информационные материалы…………………………………………….

Об организации смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных лагерей г. Новосибирска «Новосибирские каникулы» в 2009 году.

Сергей Александрович Нелюбов ,
кандидат педагогических наук, доцент,
заместитель начальника
Главного управления образования
мэрии Новосибирска

Итоги организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков г. Новосибирска в 2008 году и задачах летней оздоровительной кампании 2009 года.

«Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»

Ф. Вольтер

I . Летние каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков. Организация летнего отдыха служит сохранению и укреплению здоровья детей, является профилактической мерой снижения детской заболеваемости, вносит вклад в укрепление здоровья нации, имеет важное значение как элемент социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует развитию трудовых навыков, расширению кругозора и круга общения детей.

Летняя оздоровительная кампания требует от исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений организационно-управленческих решений, существенных финансовых затрат. Это связано с подготовкой материально-технической базы лагерей, обеспечением безопасности детей, необходимостью совершенствовать содержательную деятельность обучающихся в летний период. Важно создать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формирования лидерских качеств, реализовать их возможности с учетом интересов, желания и потребности. Решают эту задачу прежде всего органы управления образованием, руководители образовательных учреждений.

Основные задачи по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2008 были достигнуты:

1. Большинством детских оздоровительных лагерей приняты необходимые меры:

- по обеспечению безопасного образовательного пространства;

- по соблюдению санитарных норм и правил пожарной безопасности;

- по обеспечению учреждений доброкачественной питьевой водой, проведена противоклещевая обработка всех детских оздоровительных лагерей и т.д.

2. Организован отдых, оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, в приемных семьях и опекаемых детях.

3. Сохранены и получили дальнейшее развитие все основные виды и форм отдыха, оздоровления и занятости детей.

4. Впервые в целях выявления и поддержки инновационной, социально-значимой деятельности программ в учреждениях образования города Новосибирска, стимулирования творческого подхода педагогических коллективов к разработке проектов и программ нового поколения, обеспечивающих духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, безопасности, предоставления услуг в сфере отдыха, оздоровления, занятости обучающихся, воспитанников в феврале – апреле 2008 года был проведен городской конкурс социально-значимых проектов.

Для подготовки кадров к летней оздоровительной кампании:

· проведено обучение начальников и вожатых загородных оздоровительных лагерей, начальников лагерей с дневным пребыванием;

· санитарно-гигиеническое обучение.

В целях совершенствования работы детских оздоровительно-образовательных учреждений, повышения творческой активности педагогов в создании условий для развития личности ребенка в летний период, получения детьми качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления объявлен VII городской смотр-конкурс на лучшую организацию работу детских оздоровительных учреждений города Новосибирска.

До начала летней оздоровительной кампании был выпущен специальный Вестник управления образования мэрии, посвященный подготовке к летнему отдыху, оздоровлению и занятости детей и подростков.

Особое внимание и контроль со стороны городской межведомственной комиссии осуществлялся за подготовкой лагерей, заездами детей с разрешения межведомственной комиссии, организованными перевозками обучающихся и воспитанников.

Для оперативного решения текущих задач в управлении образования мэрии работал штаб «Лето». Особенностью его работы стало совместное решение проблем организации лета специалистами и экономистами отделов (управлений) образования районов с приглашением специалистов надзорных органов. Штаб начал работать с 14 мая 2008 года.

Управленческие усилия, координация деятельности всех заинтересованных ведомств позволили в 2008 году охватить организованными формами отдыха и труда 110105 обучающихся (75763 обучающихся в отрасли «образование», 34342 - в отрасли «физическая культура»). Для сравнения: в 2006 году - организованными формами отдыха и труда охвачено 99125 обучающихся, в 2007 г - 99799 человек.

63,9 % или 48408 обучающихся, от общего числа учащихся, занятых летом, охвачены организованным отдыхом и оздоровлением с питанием ( в 2006 году – 56502 школьника, 57%; в 2007 году – 48262 -48% ).

II . Отдых и занятость детей в городе.

К числу устойчивых позитивных тенденций относится возросшее внимание к детям из малообеспеченных, многодетных семей, находящихся в трудной ситуации. Социально значимым и малозатрадным направлением организации оздоровления детей и подростков летом 2008 года являлись оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.

Они работали на базе 198 образовательных учреждений, в них отдохнуло 25941 школьник. Это составляет 30,0 % от числа учащихся 1-8 классов (в 2006 и 2007 году соответственно: 207 лагерей, 25535 учащихся, 29,6 % и 209 лагерей, 26604 обучающихся, 31,2%). Снижение числа детей, отдохнувших в лагерях с дневным пребыванием, объясняется, в целом, снижением количества обучающихся в образовательных учреждениях. В дни осенних каникул планируется работа лагерей дневного пребывания при 109 образовательных учреждениях с охватом 4145 детей.

Наибольшее число отдохнувших в лагерях дневного пребывания детей в течение всего лета в: Советском – 40,4%, Дзержинском – 39,4% и Заельцовском – 37,5% районах - охват учащихся от 1-8 классов.

Позитивной тенденцией является сохранение финансирование для 815 учащихся социально незащищенных слоев населения лагерей дневного пребывания из городского бюджета. 11,0 % обучающихся получали торговую наценку на питание для малообеспеченных семей.

Впервые в этом году выделены финансовые средства на подготовку лагерей дневного пребывания детей. Из городского бюджета на ремонт классных комнат, приобретение игрового и спортивного инвентаря были выделены 2100,0 тыс. рублей . Такое финансирование требуется сохранить и впредь.

Кроме этого, за счет средств городского бюджета для лагерей дневного пребывания выделены денежные средства на:

- приобретение медицинских аптечек;

- санитарно-гигиеническое обучение работников летних образовательных учреждений;

- проезд учащихся города, находящихся в лагерях дневного пребывания, на экскурсии, в парки, кинотеатры.

Трудовое лето 2008 года началось для несовершеннолетних подростков города Новосибирска 5 июня проведением VI слета трудовых отрядов подростков «Здравствуй лето трудовое» в Центральном парке.

Третий год в ходе летней оздоровительной кампании организована работа районных ремонтных бригад (610 подростков ) и трудовых отрядов по месту жительства (1400 учащихся ) совместно с органами ТОС. Были определены 71 базовое образовательное учреждение и созданы трудовые отряды по месту жительства. Питание этих школьников финансировалось из средств городского бюджета (27 рублей в день на одного ребенка). Ребята оказали помощь в ремонте школьной мебели, строительстве спортивных площадок, покраске малых форм на спортивных площадках, а также работали на благоустройстве территорий образовательных учреждений и близлежащих микрорайонов (высаживали рассаду цветов и ухаживали за ними, убирали скошенную траву, занимались вырезкой кустарников, приводили в порядок детские площадки).

Традиционно органы управления образования, образовательные учреждения города совместно с Центром занятости населения г. Новосибирска осуществляли временную трудовую занятость подростков .

Так, были определены 201 базовое образовательное учреждение, выделены 1043,3 дополнительные штатные единицы. Определен механизм взаимодействия образовательных учреждений с Центром занятости. Средства на индивидуальное трудоустройство несовершеннолетних предусмотрены в бюджете города и Центре занятости населения г. Новосибирска (2,4 млн. рублей – городской бюджет и 2,3 млн. рублей – федеральный бюджет).

В результате такой работы в течение лета 2008 года в образовательных учреждениях города были трудоустроены 2478 старшеклассников.

Руководители образовательных учреждений, родители отмечают высокий социальный эффект и острую востребованность подростками данной занятости. Благодаря индивидуальному трудоустройству несовершеннолетних образовательные учреждения смогли провести ремонт спортивных площадок, микрорайонов, классных комнат и многое другое.

Кроме того, было организовано индивидуальное трудоустройство подростков на предприятиях, в организациях и учреждениях через родителей. Данной формой было задействовано 9490 обучающихся. Наибольшее число трудоустроенных подростков в Кировском (5638 человек), Ленинском (1199) и Первомайском (670) районах.

Всего в летний период было трудоустроено 13978 подростков.

22 октября 2008 года в клубе «Отдых» был проведен VI фестиваль «Трудовичок – 2008» под девизом «Учеба и труд – рядом идут!». Здесь собрались те ребята, которые работали летом на ремонте школ, классных комнат, спортивных площадок, уборке территорий и многое другое. После завершения выступлений подростков им были вручены памятные подарки и проведена дискотека.

В образовательных учреждениях (без финансирования) была организована работа 575 ремонтных бригад с охватом 12642 школьника и 718 бригад по благоустройству, в которых трудились 19139 подростков. Это форма работы необходима для образовательных учреждений, т. к. решает вопросы благоустройства школьных территорий, ремонта классных кабинетов, школьных спортивных площадок.

III . Отдых детей за городом.

В течение лета 2008 года в 35 детских оздоровительных лагерях отдохнули 22257 детей и подростков. Потребность в путевках для детей в загородные оздоровительно - образовательные лагеря удовлетворена (в 2007 году работали 40 лагерей, в них отдохнули 18752 обучающихся, в 2006 году в 32 лагерях отдохнули 19808 человек).

В 2008 году на подготовку и ремонт муниципальных загородных оздоровительных лагерей, укрепление спортивной базы муниципальных загородных оздоровительных лагерей выделено из городского бюджета 38 млн. 516 тысяч рублей (4 млн.728 тыс. рублей на подготовку и 30 млн.788 тыс. рублей на ремонт), из областного бюджета 1 млн. 820 тыс. рублей .

Большую работу по подготовке ДОЛ «Смена» и «Сказка» провели коллективы детских домов № 6, 12. На ремонт и восстановление социально-значимых объектов жизнеобеспечения, благоустройство территории ДОЛ «Смена» и «Сказка» освоено 13,5 миллионов рублей .

Особенно популярны и востребованы школьниками, педагогами были профильные лагеря, которые решали широкий круг задач воспитания, развития творчества детей, углубление знаний по интересующим школьника проблемам. Используя бюджетные, внебюджетные средства, помощь родителей была организована работа 237 профильных лагерей и смен. Их диапазон достаточно широк: от лагерей-экспедиций до спортивно-оздоровительных смен, в которых отдохнуло 8019 школьников.

Следует отметить, что наиболее активно был организован данный вид отдыха и занятости в Заельцовском, Первомайском и Советском районах.

Впервые в целях развития социальной, творческой активности, создания условий для проявления инициативы, стимулирования творческого подхода педагогических коллективов к разработке проектов и программ нового поколения, обеспечивающих предоставления услуг в сфере отдыха, оздоровления, занятости обучающихся, воспитанников в феврале – апреле 2008 года был проведен городской конкурс социально-значимых проектов. На конкурс поданы документы 52 профильных смен от образовательных учреждений всего города.

На основании решения экспертной комиссии по подведению итогов конкурса социально-значимых проектов победителями стали 18 профильных смен, в том числе Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», Городской детский морской центр «Флагман», Кадетская школа-интернат «СКК», Дом детского творчества «Кировский», Центр развития творчества детей и юношество Заельцовского района, Центр воспитательной работы «Культурно-спортивный центр «Пашинский», Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Кировский» и т.д. Прошли 21 городская профильная смена на базе ДООЛ «Березка», «Созвездие ЮНИОР», «Пионер», «Кировский», «Гренада».

По-прежнему, приоритетным для бюджета является отдых детей-сирот из детских домов и школ-интернатов. На отдых детей – сирот (729), детей из приемных семей (188) и опекаемых детей (192) из бюджета города выделено 8,9 млн. рублей (2006г – 6 млн. 485 тыс. рублей).

Сибирский кадетский корпус, детские дома № 6, 12 отдыхали в своих лагерях «Гренада», «Смена», «Сказка».

Отдых детей-сирот был, в основном, организован два и более сезонов за счет удешевления стоимости путевки в муниципальных лагерях и привлечения дополнительных источников финансирования. Своевременно был проведен конкурс загородных оздоровительных лагерей на приобретение путевок для отдыха детей-сирот.

С целью поддержки юных талантов, подготовки детей к обучению в школе организовано участие воспитанников детских домов № 1, 6, 7, 8, 13 и детей из приемных семей в профильных сменах, проведенных на базе ДОЛ «Олимпиец» и «Дзержинец».

Большую организационную работу и высокий уровень обеспечения летней оздоровительной кампании отделами опеки и попечительства администраций Калининского, Ленинского и Октябрьского районов города Новосибирска и директорами детских домов № 7, 9, 15.

В летней оздоровительной кампании приняло участие 59 муниципальных учреждений комитета по делам молодежи города Новосибирска. Количество охваченных детей и подростков в кружках и секциях по месту жительства в летний период составило 12350 человек (35,28 %). На площадках при центрах дополнительного образования и в лагерях дневного пребывания отдохнуло и оздоровилось 4630 детей. Трудоустроено подростков через отделы по делам молодежи, культуры, спорта, районные службы занятости, предприятия города, ТОСы 330 человек , по линии Новосибирского штаба студенческих строительных отрядов 6000 бойцов из них 2500 волонтеров.

Впервые в Новосибирске были созданы 20 экологических отрядов для очистки берегов и прибрежных зон (Озеро «Безымянное», р. Тула, р. Каменка, р. Плющиха, р. Обь) на базе учебных заведений города и центров дополнительного образования (НТЖТ, НТТП, НИЭМ). Общее количество бойцов экологических отрядов 525 человека.

Значимым мероприятием в летний период была Международная Детская Сибириада – 2008 «Спорт-искусство-интеллект», в которой приняло участие более 2200 спортсменов из городов Сибири и Дальнего Востока, города-побратима Саппоро, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

Одной из активных форм занятости детей в летний период была организация спортивно-массовых мероприятий по месту жительства среди детей и подростков проводимая муниципальным учреждением дополнительного образования «Спортивный город». Проведено 599 спортивно-массовых мероприятий с участием более 27000 детей и подростков.

Оздоровительные учреждения в летний период 2008 года были полностью укомплектованы медицинскими работниками согласно штатному расписанию. Медицинские кабинеты оснащены в достаточной мере медикаментами и оборудованием. В загородных оздоровительных учреждениях было организовано питание в соответствии с установленными требованиями, в лагерях дневного пребывания отмечался недостаток рыбы, творога, свежих овощей и фруктов.

В летний период зарегистрировано 959 случаев заболевания детей, в том числе соматическая заболеваемость 700 случаев, травмы – 238 случаев, инфекционная заболеваемость – 21 случай, укусы клещами – 12 случаев.

Медицинскими работниками была проведена большая санитарно-просветительская работа (прочитано 649 лекций, проведено 3167 бесед, выпущено 247 санитарных бюллетеней, проведено 266 дней здоровья).

Эффективность оздоровления детей и подростков в летний период 2008 года составила 97,5%.

Несмотря на позитивные тенденции в проведении летней оздоровительной кампании 2008 года, остается ряд проблем от укрепления и развития материально- технической базы ДОЛ, до внедрения инновационных форм содержания отдыха, оздоровления детей Новосибирска.

Поэтому приоритетными задачами организации лета в 2009 году мы видим:

- создание безопасных условий для организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков г. Новосибирска;

- сохранение и развития сети и структуры различных форм труда и отдыха детей и подростков г. Новосибирска;

- создание условий для оздоровления детей и подростков из категорий, находящихся в трудном жизненном положении;

- развитие временной занятости подростков, нуждающихся в трудоустройстве, прежде всего детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей из семей безработных граждан, многодетных и неполных семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;

- усиление государственно-общественного контроля за соблюдением норм и правил безопасности жизнедеятельности детей, расходованием бюджетных и иных средств, укреплением и сохранением материально-технической базы детских оздоровительных лагерей всех форм собственности;

- ремонт и своевременную подготовка детских загородных и городских оздоровительных лагерей к летней оздоровительной кампании 2009 года.

Общественно-профессиональный подход к экспертной деятельности в сфере летнего отдыха детей

Елена Владимировна Богданова ,
заместитель директора ИИГСО НГПУ

по воспитательной работе;

ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

ИИГСО НГПУ

Не первый год в городе Новосибирске проходит смотр – конкурс детских образовательно-оздоровительных лагерей. За это время были апробированы различные подходы, позволяющие оценить деятельность того или иного лагеря, накоплен значительный опыт проведения самого смотра-конкурса. Этот сложившийся высокий профессиональный уровень, позволяет двигаться дальше, вперед. Смотр-конкрс лета 2009 года тому подтверждение. Отличительных особенностей смотра-конкурса лета 2009 можно выделить две.

Во-первых, это «равное соревнование». Возможности, задачи и ресурсы лагерей дневного пребывания, действующих на базах городских школ и загородных лагерей различны, именно это учтено в программе смотра-конкурса 2009 года. Выделено пять номинаций, позволяющих конкурировать лагерям, находящимся в относительно равных условиях: городские лагеря, муниципальные лагеря, лагеря детских-домов, профильные смены.

Во-вторых, это уход только от оценки программ и деятельности лагерей членами жюри в сторону общественно-профессиональной экспертизы. С.Л.Братченко выделяет следующие функции экспертизы:

· Функция проясняющая, то есть она должна помочь участникам понять больше и глубже, чем они понимали до этого, прежде всего в собственной деятельности;

· Функция развивающая, так как экспертиза – это не просто констатация, но выявление возможностей и потенциала для дальнейшего развития;

· Функция оценочная, это самая «банальная» и необходимая функция любой экспертизы;

· Функция легализации, то есть признания, поддержки и распространение опыта.

Экспертиза будет тем более эффективной, чем полнее реализованы ее функции. Для этого важно использовать именно общественно-профессиональную экспертизу. Её сущность с одной стороны состоит во включении всех участников смотра-конкурса в экспертную деятельность: самоэкспертиза, проводимая коллективом лагеря; общественная экспертиза коллег и профессиональная экспертиза членов жюри.

С другой стороны это разработанность самой процедуры проведения общественно-профессиональной экспертизы, позволяющей на основании оценки экспертов увидеть степень похожести представленных программ и проектов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в условиях городского лета, а также выявить специфические, отличительные черты отдельных программ и проектов.

Представленные в методических рекомендациях бланки экспертных заключений по каждой номинации и карты самоанализа, направлены на изменение позиции лагерей - участников смотра-конкурса и предоставление им возможности быть экспертами собственной деятельности и деятельности коллег.

Технологическая карта проведения смотра-конкурса

Для удобства ориентации в сроках проведения той или иной номинации смотра; соотнесения сроков, если учреждение принимает участие в нескольких номинациях, нами составлена технологическая карта смотра-конкурса. Она представляет собой общую программу проведения смотра-конкурса, программы отдельных номинаций, сроки и базу их проведения.

Программа проведения смотра-конкруса

сроки

место

Старт смотра-конкурса

17 мая 2009

ДТДУМ «Юниор»

Номинация

«Новые горизонты»

Защита программ

11 июня 2009

ДТДУМ «Юниор»

Творческая площадка «Новосибирск. Каникулы. Лето

18 июня 2009

Парк ДТДУМ «Юниор»

Аналитическая карта

25 июня – 1 июля 2009

ДТДУМ «Юниор»

Номинация «Радуга творчества»

Защита программ

июль

Проведение акции

июль

Творческая защита акции

июль

Номинация «Открытый проект»

проект

июль

Защита проекта

июль

Номинация «Территория успеха»

Защита программы

Июль - август

ДТДУМ «Юниор»

Подведение итогов смотра-конкурса

15 сентября 2009

ДТДУМ «Юниор»

Заявка на участие в смотре- конкурсе

Заявка на участие в смотре-конкурсе включает в себя характеристику учреждения и обоснование выбора номинации. Заявка подается образовательным учреждением до 10 июня 2009 года в рабочую группу смотра-конкурса: ДТДУМ «Юниор», ул. Кирова 44\1, тел. 217-86-29, Ковалева Инна.

Бланк заявки на участие в смотре-конкурсе:

1. Полное название программы (проекта)

2. Автор программы (проекта)

3. Руководитель программы (проекта)

4. В какой номинации принимаете участие

5. Адрес организации

6. Телефон

7. Форма участия

8. Название программы (проекта)

9. Основная идея программы (проекта)

10. Сроки проведения

11. Количество смен

12. Место проведения

13. Кадровое обеспечение (количество взрослых, задействованных в подготовке и реализации проекта)

14. Общее количество детей-участников за сезон

15. География участников

16. Условия участия в проекте

17. Социальные партнеры в организации и проведении лагеря (смены)

18. Особая информация и примечания

Номинация «Новые горизонты лета»

Для городских лагерей с дневным пребыванием смотр проводится в два этапа. На 1 этапе (районном) участвуют все желающие. По итогам районных смотров определяются победители, которые выходят в общегородской этап. Общегородской этап состоит из трех туров: теоретического, методического и аналитического.

Первый (теоретический) тур представляет собой открытую защиту программ и проектов деятельности лагеря летом 2009 года, которые уже начали свою реализацию. Презентация программ проходит в форме публичной защиты средствами общественно-профессиональной экспертизы, которая предполагает участие в экспертной деятельности всех участников публичной защиты: и членов жюри конкурса (профессиональная экспертиза), и самих участников конкурса (общественная экспертиза), и самоэкспертиза, осуществляемая авторами представляемой программы. Результатом экспертной деятельности является заполненный протокол Экспертного заключения.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОГРАММУ (ПРОЕКТ) ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Образовательное учреждение ____________________________________________________

Авторы ______________________________________________________________________

Кто представлял программу (проект)______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Экспертное заключение сделано на основании _____________________________________

Параметры оценки

Оценки

3

2

1

0

примечания

Актуальность программы (проекта)

Учет возможностей и потребностей микросреды

Взаимосвязь программы лета и воспитательной деятельности школы

Конкретность заявленных цели и задач

Возможность их достижения в условиях городского лета

Теоретическое обоснование представленной программы (проекта)

Механизм реализации программы (проекта)

Этапы реализации

Соответствие форм и приемов работы поставленной цели

Привлечение детей к реализации программы

Внешнее взаимодействие – партнерские связи в реализации данной программы

Ресурсное обеспечение программы (проекта)

Имеются необходимые организационные ресурсы для реализации программы (проекта)

Имеются необходимые кадровые ресурсы для реализации программы (проекта)

Имеются необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для реализации программы (проекта)

Оценка результативности программы (проекта)

Четко представлены ожидаемые результаты

Представлены результаты разного уровня:

Педагогические

Методические

Организационные

Представлены способы определения достижения результатов

Четко определено как могут полученные результаты быть использованы в дальнейшей организации деятельности учреждения

Главные достоинства программы (проекта )__________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Слабые стороны программы (проекта )__________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Предложения по реализации программы (проекта )____________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основной вывод эксперта:

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата_________________________ Эксперт ___________________________

Второй (методический) тур смотра-конкурса для городских лагерей с дневным пребыванием предполагает презентацию деятельности лагеря на городской творческой площадке «Новосибирск. Каникулы. Лето». Площадка включает в себя творческое взаимодействие педагогов и детей, где каждый лагерь участник смотра-конкурса представляет свой вариант организации досуговой деятельности.

Третий (аналитический) тур смотра-конкурса для городских лагерей с дневным пребыванием направлен на анализ результативности и эффективности реализованной программы или проекта. Он включает в себя представление жюри конкурса Карты самоанализа лагеря, отражающей количественный и качественный анализ реализованного в течение летнего сезона программы или проекта.

КАРТА

для проведения самоанализа

___________________________________________________________________________

(полное название лагеря)

1.

Начальник и заместитель начальника пребывания

Образование и педагогический стаж

Опыт работы в лагере

2.

Педагогический состав сотрудников лагеря

(воспитатели, педагоги дополнительного образования, вожатые)

Образование и педагогический стаж

Опты работы в лагере

3.

Привлеченные сотрудники из других образовательных учреждений

Название учреждения

Опыт совместной деятельности лагеря и данного учреждения

4.

Учащиеся школы, работающие в качестве помощников воспитателя

Отбор и подбор учащихся для работы

Система подготовки учащихся

5.

Программам деятельности лагеря (название, аннотация)

Преемственность программы воспитательной деятельности школы и лагеря

Преемственность программы деятельности лагеря в течение последних лет

6.

Традиционные воспитательные дела, проводимые в течение смены

(название, аннотация)

Способ подготовки

Степень участия детей

7.

Новые воспитательные дела, появившиеся этим летом

(название, аннотация)

Способ подготовки

Степень участия детей

8.

Деятельность детского самоуправления (форма, название, аннотация)

Способ формирования

Сферы деятельности

9.

СМИ лагеря (газета, сайт, листовки, календарь) – название, вид, аннотация

Периодичность выхода, механизм работы

Степень участия детей

10.

Творческие клубы, объединения, кружки (названия, аннотация)

Направленность, руководитель

Количество детей

11.

Диагностические исследования, проводимые в течение смены (какие)

Направленность

Количество участников

12.

Количество детей за одну смену, количество смен

Сохранность контингента детей

Причины ухода

13.

Результативность деятельности лагеря

(укажите, по каким критериям и каким образом она отслеживается)

Сильные стороны деятельности лагеря (Этим летом нам удалось…)

Слабые стороны деятельности лагеря (Хотелось бы, чтобы ….)

14.

Внешнее взаимодействие

(с какими учреждениями и по поводу чего строится взаимодействие)

Препятствия, с которыми столкнулись в работе

(Основными трудностями этого лета являются….)

Возможности для преодоления

Номинация «Радуга творчества»

Для муниципальных загородных лагерей смотр проводится в два тура.

Первый тур включает в себя презентацию и защиту программы деятельности лагеря в летний сезон 2009 года в форме тематического мастер - класса. Тематика круглого стола связана с реализацией в России в 2009 году Года молодежи. Муниципальный детский загородный лагерь, участвующий в смотре-конкурсе представляет в выступлении на круглом столе деятельность лагеря по одному из трех направлений:

· Старшие подростки в лагере;

· Развитие созидательной гражданской активности детей и подростков в условиях лагеря;

· Форма организации познавательного досуга

Второй тур включает в себя участие лагеря в реализации игровой акции. Акция направлена на:

· Демонстрацию практической деятельности муниципальных лагерей в рамках смотра-конкурса;

· Предоставление возможности свободного выбора самопрезентации деятельности муниципальных лагерей;

· Организацию творческого взаимодействия детей и педагогов, участвующих в акции;

Игровая акция задает направления деятельности, каждый лагерь участник смотра-конкурса самостоятельно выбирание содержание, форму и механизм реализации представленного направления.

Номинация «Открытый проект»

Данная номинация представлена для всех видов детских городских и загородных лагерей, независимо от организационно-правовой основы, подчинения. Она проходит в два тура: заочный и очный.

На первом (заочном) туре детские оздоровительные лагеря подают заявку на участие в смотре конкурсе по одному из направлений:

· Мой дом – Новосибирск!;

· Старшие подростки в лагере;

· Здоровье, спорт, интеллект;

· Я – гражданин России;

· 210-летие А.С. Пушкина.

Далее в течение смены в условиях лагеря разрабатывается и реализуется в рамках выбранного направления проект, имеющий следующее содержание.

Содержание проекта (основные требования)

Титульный лист. Он должен запоминаться. Он служит визитной карточкой вашей программы. Он должен содержать следующие пункты:

· Название программы – должно быть броским и кратким.

· Организация-исполнитель – название организации, выполняющей программу, ее адрес, телефон

· Руководитель программы – указывается Ф.И.О, звание, должность, адрес, телефоны, номер факса, адрес электронной почты (E-mail). Руководитель должен быть один.

· Авторы программы

· География – указывается район, где будет проходить работа по программе.

· Срок выполнения программы.

Аннотация содержит ясное и краткое описание сути программы.

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в данном проекте и как этот проект соотносится с целями и задачами вашей организации.

Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель – для чего реализуется данный проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Механизм реализации . Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по программе и календарный план.

На втором очном этапе смотра - конкурса состоится круглый стол с презентацией реализованных проектов. К презентации допускаются проекты, реализованные на базе детских загородных лагерей летом 2009 года.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ______________ ___________________________________________________

Образовательное учреждение ____________________________________________________

Авторы ______________________________________________________________________

Кто представлял программу (проект)______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Экспертное заключение сделано на основании _____________________________________

Параметры оценки

Оценки

3

2

1

0

примечания

Постановка проблемы

связь задач, выполняемых организацией, с проблемами, которые собирается решить посредством проекта

четко определен весь круг проблем, над которыми собираются работать

Убедительность и аргументация в доказательстве выполнимости решения проблемы, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами

подтверждение насущности проблемы с помощью дополнительных материалов – статистических данных, профессионалов, работающих в данной области и др.

Цели и задачи

Из раздела ясно, что получится в результате выполнения программы, какие изменения произойдут в существующей ситуации

Цели и задачи вытекают из постановки проблемы.

По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.

Цели достижимы и результаты поддаются измерению.

Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта. .

Указан срок достижения целей.

Язык ясен и четок.

Постановку задач авторы не путают с методами их решения

Методы. Механизм реализации

Из раздела ясно, что было сделано, кто это осуществлял действия, как они были осуществлены, когда и в какой последовательности, какие ресурсы были привлечены.

Указывается набор мероприятий, которые были выполнены в срок в пределах общей стоимости программы.

В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы.

Понятны причины выбора именно таких мероприятий

Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.

Ясен состав разработчиков.

Описываются состав и обязанности исполнителей программы.

Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача - метод

Оценка и отчетность

Из раздела ясно, как оценивался результат в конце, достигла ли ваша программа цели, и как вы контролировали процесс выполнения программы.

Каков план оценки степени достижения целей (насколько точно достигнуты цели).

Каков план оценки и корректировки методов в процессе работы по программе (как контролировался процесс)

Достаточно ясно, кто проводил оценку и как эти люди отбирались.

Четкость установленных критериев успеха программы.

Описывается, как отбирались данные, и процесс их анализа.

Объясняется, какие способы анализа были применены.

Указывается форма отчетности.

Главные достоинства программы (проекта )__________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Слабые стороны программы (проекта )__________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Предложения по реализации программы (проекта )____________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основной вывод эксперта:

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата_________________________ Эксперт ___________________________

Номинация «Педагогика лета»

Номинация «Территория успеха» предлагается для опытных педагогических коллективов ДОЛ имеющих победы в предыдущих конкурсах. Участники номинации представляют теоретическую и практическую деятельность в каникулярное время, отражающие систематическую деятельность данного коллектива по реализации какой либо авторской (инновационной) педагогической идеи.

Педагогический коллектив защищает перед экспертами программу по реализации авторской идеи.

Возможные направления деятельности лагеря:

· организация деятельности временных объединений дополнительного образования детей (кружков, детских студий, творческих мастерских и т.п.);

· проведение конкурсов, выставок детского творчества, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми;

· организацию воспитательной работы по направлениям (гражданско-патрио­тическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественно-твор­ческое и др.);

· организацию различных форм общественно полезного и педагогически целесообразного труда детей, включая самообслуживание;

· организацию спортивных мероприятий внутри учреждения;

· систему подготовки кадров и повышение квалификации для работы в период летней оздоровительной кампании;

· адекватность и эффективность форм и методов работы с категориями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке государства (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

· оздоровительная работа в лагере (спортивно-массовой, медобслуживания, профилактической, учет состояния здоровья детей и т.д.) и др.

· Теоретико-методический , включающий в себя обоснование основных подходов к организации отдыха и оздоровления воспитанников детских домов в условиях загородного лагеря (форма проведения – круглый стол, дискуссия, обмен мнениями, защита программы и т.д. на усмотрение лагеря)

· Практико-технологический, направленный на демонстрацию практических приемов и форм организации отдыха и оздоровления воспитанников.

Информационные материалы

Полезные сайты:

http://www.planerochka.org/ - сайт для вожатых и организаторов летнего детского отдыха

http://zerkalenok.ru/ - методические материалы и разработки из опыта работы лагеря «Зеркальный»

http://imppulse.ru/- сайт вожатского отряда "Импульс" (г. Зеленоград) и детского лагеря "Волна" (г.Конаково)

http://summercamp.ru - страницы деятельности лагеря в форме азбуки «Лагерь от А до Я»

http://www.pedobsh.ru/leader/ - журнал «Вожатый века» Педагогического общества России и Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», ежеквартальное общественно-педагогическое издание.

http://links.zerkalenok.ru/ - сотни ссылок для вожатых на любой вкус и по разным направлениям.

http://www.vozhatyi.ru – сайт о вожатых и для вожатых

Полезная литература

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Academia, 2005. - 336 с.

2. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. - М.: Академия развития, 2003. - 256 с.

3. Вульфов Б. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

4.

5. Вульфов Б. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

6. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций/ Б.З. Вульфов. – М., 2001. – 192 с.

7. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Классный руководитель. - 2002. - N 2. - С. 22-26.

8. Демакова И. Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога // Классный руководитель. - 2002. - N 5. - С. 108-124.

9. Досуг школьника. / Шмаков С.А. - Липецк, 1993. – 234 с.

10. Ее Величество - игра. / Шмаков С.А. - М.:Магистр, 1992. – 452 с.

11. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. / Лутошкин А.Н. - М., 1986. – 345 с.

12. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. / Шмаков С.А. - М.,1997. – 456 с.

13. Каникулы: игра, воспитание. / Газман О.С. - М., 1998. – 345 с.

14. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 2001. - 204 с.

15. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков. – М, 2001. – 256 с.

16. Уроки детского досуга. / Шмаков С.А. - М.,1993. – 415 с.

17. Учимся, играя: Метод. Пособие. / Шмаков С.А. - ЦГЛ, 2003. - 128 с.

18. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел. / Афанасьев С.П., Коморин С.В. - Костромин, 1998. – 367 с.

19. Что делать с детьми в загородном лагере / Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. - М.: МЦ "Вариант", 2002. - 224 с.

20. Энциклопедия коллективных творческих дел. / Иванов И.П. - М., 1989.Барышникова Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996. – 476 с.