Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2007/2008 учебном году» Содержание

 

             

Рекомендации методические «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2007/2008 учебном году» Содержание


Методические рекомендации

«Особенности организации идеологической и воспитательной работы

в 2007/2008 учебном году»

Содержание

1. Введение. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 – нормативная основа воспитательного процесса в учреждениях образования.

2. Пути совершенствования идеологической работы в учреждениях образования.

3. Экономия и бережливость – забота каждого.

4. Социальная защита детства. Организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.

5. Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи.

6. Формирование здорового образа жизни обучающихся.

7. Повышение роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей. Подготовка молодежи к семейной жизни.

8. Роль конкурсов профессионального мастерства педагогов в совершенствовании воспитательной работы в учреждениях образования.

1. Введение. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 – нормативная основа воспитательного процесса в учреждениях образования

В 2006/2007 учебном году в учреждениях образования страны особое внимание уделялось формированию целостной системы воспитания и охраны детства, гражданскому и патриотическому воспитанию, профилактике социального сиротства, асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, обеспеченению государственной поддержки и защиты прав детей. Акцент в воспитательной работе был также сделан на активное вовлечение всех учащихся в общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность, формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед самим собой, обществом и государством.

С целью качественного совершенствования воспитательной работы Министерством образования Республики Беларусь разработаны и утверждены Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь[1] и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы[2] .

Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь являются основными документами, в которых закрепляются главные приоритеты воспитания в учреждениях образования с учетом основ идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, формулируются цели и задачи, раскрывается содержание и определяются эффективные формы и методы воспитательной работы. Реализация Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь призвана обеспечить непрерывность и преемственность образовательного процесса.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяет общие подходы к организации воспитания, условия становления гражданина, патриота, профессионала-труженика, семьянина. Целью воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы определяет основные направления воспитания и формы воспитательной работы в учреждениях образования. В целях ее реализации предусматривается разработка и выполнение областных и районных (городских) программ непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2007 – 2010 годы. В учреждениях образования для реализации данных программ разрабатываются перспективный и текущий планы воспитательной деятельности, утверждаемые руководителем учреждения образования, также могут разрабатываться и реализовываться комплексно-целевые программы по основным направлениям воспитательной деятельности, планы работы социально-педагогической и психологической службы, план работы педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями.

Целесообразно продолжить изучение Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в педагогических коллективах, на родительских собраниях, встречах со студенческим и молодежным активом.

2. Пути совершенствования идеологической работы в учреждениях образования

Обеспечение высокой эффективности идеологической работы с учащейся молодежью – одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами учреждений образования. Демонстрация достижений белорусского государства в социально-экономическом, политическом и культурном развитии, убедительное, на конкретных примерах, раскрытие сущности белорусского пути развития должны способствовать формированию у подрастающего поколения глубокого уважения к своему Отечеству, помогать будущим гражданам стать активными строителями сильной и процветающей Беларуси. Для учащейся молодежи целесообразно осмысление идей гуманизма и социальной справедливости, националь­ной идентификации и поликультурности, мира и ненасилия, здоро­вого образа жизни и безопасности человека[3] .

Государственная молодежная политика направлена сегодня на создание необходимых условий для наиболее полной реализации трудового, творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Государственные программы «Молодежь Беларуси» и «Молодые таланты Беларуси» предусматривают создание условий для развития творческого потенциала личности обучающихся, удовлетворение духовно-нравственных запросов, организацию быта и досуга молодежи. Работу с учащейся и студенческой молодежью в учреждениях образования страны необходимо ориентировать, прежде всего, на формирование у молодых людей глубокого осознания того, что им предстоит взять ответственность за будущее своей страны.

Эффективным средством идеологического воспитания является создание информационного пространства воспитательной работы и формирование информационной культуры личности обучающихся. В соответствии с этим рекомендуется как можно шире привлекать обучающихся к проведению единых дней информирования, информационных часов, других мероприятий общественно-политической направленности.

В учреждениях образования страны накоплен большой опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности и воспитательном процессе. Однако на сегодняшний день особого внимания требует развитие доступа учреждений образования в сеть Интернет. В отличие от городских школ, оснащенных современными компьютерами и имеющих выход в Интернет, в большинстве сельских школ этот ресурс в воспитательной работе не используется. Должна развиваться и корпоративная информационная среда, объединяющая несколько учебных заведений или все учебные заведения и органы управления образованием района (города), создаваться интернет-сайты учреждений образования, что крайне необходимо для обмена знаниями и опытом работы учреждений образования страны, освещения их воспитательной деятельности. Создание информационного сайта учреждения образования дает возможность наиболее полного использования Интернет-ресурсов, при этом важной особенностью должна являться доступность для учащихся этого источника информации. Официальный сайт учебного заведения должен содержать информацию, обеспечивающую работу с разными субъектами образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями, которые должны иметь возможность через сайт своевременно ознакомиться с нормативными доку­ментами, касающимися деятельности учебного заведения, уставом и программой его развития и др. При этом созданная автоматизированная система требует постоянной работы по обновлению содержащейся в ней информации. Задачей информационно-методического центра учебного заведения является пополнение сайта новинками в области воспитательной работы, использование информации региональных центров при местных администрациях. Также важно оперативно реагировать на запросы и давать компетентные ответы посетителям сайта.

Создание в учреждениях образования локальной сети дает возможность обеспечивать качественное методическое сопровождение воспитательного процесса, внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс. При этом администрации учреждений образования необходимо осуществлять постоянный педагогический контроль за функционированием локальной сети, проводить предварительную экспертизу размещаемой в ней информации. Важным направлением деятельности по созданию единой образовательной среды является оборудование автоматизированных рабочих мест для педагогов, специалистов социально-психологической и педагогической службы, работников библиотек учреждений образования. На современном этапе развития системы образования значительно повышается роль школьной библиотеки в информационном обеспечении образовательного процесса. Библиотека сегодня должна выступать в качестве информационного центра, обеспечивающего доступ, как к собственным, так и к внешним информационным ресурсам.

При наличии таких ресурсов в учреждении образования появляется возможность активного внедрения интерактивных форм работы с молодежью: Интернет-марафонов, Интернет-конференций, Интернет-проектов и др. Обращаем внимание всех педагогических работников, что на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) регулярно размещается информация воспитательного характера (о проведении конкурсов, семинаров, республиканских акций и др.), нормативные и методические материалы.

Академией управления при Президенте Республики Беларусь разработан самостоятельный сетевой информационно-образовательный Интранет-сайт, где размещаются актуальные материалы для проведения информационно-пропагандистской работы, единых дней информирования. В настоящее время в систему Интранет-сайта включены общеобразовательные учреждения г.Минска, активно включаются учебные заведения областных центров и сельских регионов. Включение общеобразовательного учебного заведения в рамки Интранет-системы позволяет значительно расширить возможности идеологической работы, улучшить ее информационно-аналитическое обеспечение.

В целях создания эффективного механизма оперативной обратной связи со студенческой молодежью, своевременного решения вопросов, связанных с учебной и внеучебной деятельностью, бытом студентов рекомендуется организовать работу телефонной «студенческой горячей линии», а также установить ящики для вопросов и предложений студентов, обеспечить адресные ответы на них.

Эффективной формой работы с учащейся молодежью являются лидерские программы, которые дают возможность всем ребятам развить свои природные качества, попробовать себя в роли организатора, сформировать лидерские навыки. Основные формы работы с обучающимися: пресс-клубы , политклубы , фестивали , лидерские программы в выездных лагерях , слеты лидеров и активистов детских и молодежных общественных объединений «БРПО» и «БРСМ».

Важно обратить внимание на развитие ученического и студенческого самоуправления , поддержку творческих проектов и инициатив (конкурсы «Лучший молодежный проект», «Трудовое лето», «Дебаты», «Студенческое радио», «Студенческий вестник» и др.). Обучение ученического и студенческого актива в школе «Лидер» позволит наилучшим образом развить у обучаюшихся организаторские способности, приобрести знания и опыт в вопросах государственного управления и политической деятельности; организовать работу по формированию высокого патриотического сознания и гражданской активности. Особое значение при этом отво­дится Белорусскому республиканскому союзу молодежи, деятельность которого призвана формировать у подрастающего поколения гражданственность и патриотизм, активную жизненную позицию, духовно-нравственные ка­чества, положитель­ные социальные ценности и идеалы. Первичным организациям ОО «БРСМ» сегодня целесообразно направить усилия на вовлечение молодежи в социально значимую деятельность, приобщение ее к активным занятиям физкультурой и спортом, на пропаганду здорового образа жизни, искоренение пьянства, наркомании, проституциии и правонарушений в молодежной среде. Преемственность в работе ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» призвана обеспечить Программа сотрудничества общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» и общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» на 2006–2008 годы, утвержденная постановлением Бюро ЦК ОО «БРСМ» от 26.01.2006 г. № 7. Основной целью Программы является создание на основе воспитательного потенциала и традиций этих организаций условий для совместной деятельности, способствующей всестороннему развитию детей и молодежи.

Сегодня необходимо формировать актив этих организаций через расширение октябрятского движения в начальной школе. 1-3 декабря 2006г. на XVII Республиканском слете общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» принято решение о возвращении младшим школьникам в возрасте от 7 до 10 лет исторически сложившегося на протяжении десятилетий названия «октябрята». Министерством образования разработаны и направлены на места методические рекомендации, которые определяют основные направления работы октябрятских групп, формы и методы работы с младшими школьниками.

За прошедший период в учреждениях образования страны проведена большая работа военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности . Обновляются и создаются школьные краеведческие музеи, музеи боевой и тру­довой славы, организуются разнообразные мероприятия, направленные на изучение государственной символики и геральдики. Возродилось шефство школьников над инвалидами войны и труда, проводятся «уроки мужества», «вахты памяти», «звездные эстафеты», военно-спортивные игры «Зарница», «Юный патриот», укрепляются шефские связи с воинскими частями. Традиционными стали уход за братскими могилами и памят­никами погибшим в годы войны, поисковая работа по истории родно­го края, соревнования допризывной молодежи, закладка парков, садов Победы, туристические походы по родному краю и др.

Наступающий учебный год знаменателен тем, что 23 февраля будет широко отмечаться 90-летие создания Вооруженных Сил. С 15 по 25 февраля 2008 года в учреждениях образования пройдет тематическая декада «Непобедимая и легендарная», в период которой учащиеся и студенты получат возможность поздравить военнослужащих на совместных праздниках, концертах в воинских частях, торжественных встречах с ветеранами и военнослужащими.

В новом учебном году при организации воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью необходимо как можно шире использовать возможности акций гражданско-патриотической и историко-краеведческой направленности : «За Беларусь!», «Вместе за сильную и процветающую Беларусь!», «Поделись теплом души своей», «Чистый город», «Весенняя неделя добра», «Служим Беларуси!», «Мой выбор» и др. Продолжается республиканская акция учащейся молодежи "Жыву ў Беларусі i тым ганаруся", мероприятия которой стали популярны среди обучающихся и педагогов учреждений образования страны. В рамках акции в нынешнем учебном году будут проводиться:

республиканский конкурс буклетов и справочно-информационных материалов по истории, краеведению и этнографии, состоянию окружающей среды местности;

республиканский смотр-конкурс информационных стендов о достопримечательностях малой родины, родного края.

Также будут подведены итоги объявленных ранее:

республиканского конкурса на лучший проект краеведческого маршрута «Мой край»;

республиканского конкурса музеев учреждений образования;

республиканского конкурса по составлению карт-схем малой родины;

республиканского конкурса исследовательских работ "Пазнай сваю Радзіму";

республиканского конкурса по благоустройству «Цвети мой край».

Следует усилить информационно-методическое сопровождение основных мероприятий акции на региональном уровне, содействовать вовлечению в них как можно большего числа учащейся молодежи и педагогов. С целью всестороннего исследования регионального культурно-исторического и природного наследия, его популяризации и сохранения, а также для совершенствования и развития туристско-краеведческой работы объявлен V этап Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции "Наш край". Знания, полученные учащейся молодежью в походах, на экскурсиях, слетах, конференциях, краеведческих чтениях и семинарах, будут продемонстрированы в ходе краеведческой олимпиады, районные и областные этапы которой пройдут в новом учебном году. Традиционно в мае для детей и учащейся молодежи пройдет республиканская Неделя туризма и краеведения.

Педагогическим коллективам следует уделить особое внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности, празднование которого в текущем году будет проводиться в г.Шклове Могилевской области. Эти мероприятия, а также первый урок, как и в прошлом учебном году, рекомендуется провести под общим названием «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». Красной нитью в содержании первого урока должно пройти знаменательное событие в истории нашей страны - 125-летие со дня рождения народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа. Приобщение к поэтическому наследию, богатству творческой индивидуальности Я. Купалы и Я. Коласа будет способствовать формированию у обучающихся таких качеств личности, как целеустремленность, преданность избранному делу, уважение к человеку труда, заботливое отношение к родной земле и ее богатствам, трудолюбие и скромность. В преддверии знаменательных событий можно провести поэтические чтения, книжные выставки, праздники, фестивали поэзии, тематические вечера, конкурсы и другие мероприятия, посвященные выдающимся творцам земли белорусской; организовать экскурсии в дом-музей Янки Купалы, литературно-мемориальный музей Якуба Коласа, мемориальный музей-усадьбу Акинчицы, на родину знаменитых поэтов. В возрождении литературных традиций Я.Купалы и Я.Коласа, других белорусских классиков, пропаганде социально значимых произведений современных писателей, в организации эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи значима роль общественного объединения «Союз писателей Беларуси».

Надежными помощниками педагогов, учащихся и студентов на протяжении всего периода своего существования являются литературно-художественные издания «Неман», «Полымя», «Маладосць», «Всемирная литература» и «Літаратура і мастацтва». Значительное место на страницах названных изданий занимает творчество белорусских писателей, являющееся неотъемлемым компонентом содержания школьных программ и программ ВУЗов по белорусской и русской литературе. Эти журналы регулярно публикуют ранее неизвестные широкому читателю материалы из жизни отечественных классиков, статьи, в которых авторитетные критики и литературоведы предлагают новое, с позиции сегодняшнего дня, прочтение произведений, давно вошедших в золотой фонд белорусской литературы. На их страницах ежемесячно появляются материалы по краеведению, истории Беларуси, печатаются очерки об известных писателях и музыкантах.

Среди последних проектов редакционно-издательского учреждения «Літаратура і Мастацтва», в которое входят издания «Неман», «Полымя», «Маладосць», «Всемирная литература» и «Літаратура і мастацтва», - конкурс «Сэрца – адкрытае дзецям» на лучший очерк по освещению деятельности преподавателей белорусского языка и литературы и конкурс сочинений (эссе) среди учащихся и студенческой молодежи страны «Мая Беларусь». Министерство образования просит активизировать подписку на эти государственные литературно-художественные издания библиотеками учреждений образования, что позволит сделать их более доступными как для преподавателей и педагогов, так и для учащихся и студентов.

11 июля 2007 г. подписана новая Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 годы.

Сотрудничество с Белорусской Православной Церковью осуществляется по таким направлениям как: духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся; милосердие и благотворительная деятельность; ознакомление с историческим и культурным наследием; забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры; поддержка семьи, детства; профилактика правонарушений, девиантного поведения учащихся и студентов; работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми. В ряде учреждений образования страны реализуются экспериментальные и инновационные проекты по воспитанию детей и учащейся молодежи на традициях православия.

Программой сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви предусмотрено проведение родительских конференций, освещающих вопросы подхода современной школы к традициям православной педагогики, нравственному воспитанию ребенка в семье и обществе.

Стало традицией ежегодное проведение церковно-образовательных Евфросиньевских педагогических чтений как республиканского, так и местного значения, способствующих возрождению и распространению отечественных педагогических традиций и опыта.

С 9 по 13 апреля 2007 года на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» прошла Х республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта на тему: «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и учащейся молодежи». Отличительной особенностью Х республиканской выставки стало широкое использование ее участниками современных информационных компьютерных технологий (видеофильмы, компьютерные презентации, фотогалереи, виртуальные музеи и др.). Самостоятельной частью экспозиций стали материалы республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». На выставке были представлены детские творческие работы: стихи, песни, летописи, рисунки, исследовательские проекты, фильмы, созданные в ходе акции, которые отличались инновационностью, самобытностью и целостностью. Широко освещалась работа школьных библиотек, музеев, детских и молодежных общественных объединений, организация занятости учащихся в шестой день. Все эти и другие материалы необходимо активно использовать в воспитательной практике в новом учебном году.

Учитывая накопленный положительный опыт проведения республиканских выставок, их значимость в активизации конкретных направлений деятельности и пропаганде лучшего опыта работы в апреле 2008 года на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» состоится XІ республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта на тему: «Нравственно-правовое и семейное воспитание, профилактика противоправного поведения учащейся молодежи». В связи с этим органам управления образованием и учреждениям образования необходимо организовать работу по подготовке и качественному отбору материалов, их своевременной доставке для представления на XІ республиканской выставке.

3. Экономия и бережливость – забота каждого

Важным направлением государственной политики в наши дни является обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости белорусского государства через создание в стране целостной системы экономии материальных ресурсов, повышение эффективности использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. На реализацию данной задачи направлена Директива Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 14.06.2007г № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». С целью выполнения данной Директивы в учреждениях образования страны необходимо организовать работу по разъяснению политики государства в области экономики, направленной на повышение благосостояния белорусского народа; внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания по формированию у обучающихся экономного и бережного отношения к использованию производственных и природных ресурсов; проведению информационных и воспитательных мероприятий, организации социально значимых акций, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта учащихся и студентов.

Режим повсеместной экономии и бережливости должен стать заботой каждого: от учащегося до студента, от педагога до родителя. С 1 сентября 2007 года в общеобразовательных учреждениях необходимо ввести занятия по интересам, факультативы, курсы по вопросам экономии и бережливости, рачительности и хозяйственности. Научно- методическим учреждением ”Национальный институт образования“ разработаны и размещены на его сайте www.nie.by следующие программы вариативного компонента:

программа занятий по интересам «Азбука Берегоши» для 2-4 классов;

программы факультативных занятий «Школа Берегоши» для 5 класса, «Основы энергоэффективности» для 6-7 классов, «Энергоэффективность: современное энергетическое производство» для 8 класса;

программа курса по выбору «Энергоэффективность: производственное и бытовое энергосбережение, энергопользование и экология» для 9-10 классов.

Данные программы, нацеленные на формирование у учащихся бережливости, экономности, готовности к рациональному природопользованию, потреблению, необходимо использовать в образовательном процессе, начиная с 2007/2008 учебного года.

4. Социальная защита детства. Организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

Идеология белорусского государства немыслима без идеи социальной справедливости, милосердия и социальной защищенности человека, в основе которой лежат народные традиции взаимопомощи. Поэтому неслучайно главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав обучающихся на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение.

В стране получила дальнейшее развитие и структурное оформление система защиты прав детей. На республиканском уровне целенаправленно действует Национальная комиссия по правам ребенка. В 114 отделах образования местных исполнительных и распорядительных органов представлены секторы или отделы по охране детства. На защиту прав конкретных категорий детей и оказание им помощи в прошедшем учебном году был направлен ряд республиканских и региональных акций: "Наши дети", "Детям из неблагополучных семей - внимание и заботу", "Подарим детям праздник", "Забота", "Подросток" и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 утверждено новое Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и ее состав, в соответствии с которым значительно повышен статус Национальной комиссии, расширены ее функции по обеспечению соблюдения прав и законных интересов детей. Новое Положение о Национальной комиссии по правам ребенка предусматривает введение уполномоченных Национальной комиссии по правам ребенка в каждой области и г. Минске. Члены комиссии осуществляют прием детей и взрослых по вопросам реализации прав детей, их защиты и поддержки.

Сегодня одной из актуальных задач является обеспечение детей необходимой информацией об их правах. Разобраться в серьезных правовых вопросах белорусским детям и подросткам поможет новый информационно-правовой портал. Начата работа над созданием первого в Беларуси правового интернет-сайта для детей и подростков. В создании сайта могут принять участие педагоги, учащиеся и их родители, отправив свои предложения на адрес электронной почты portal@ncpi.g ov.by.

Значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите прав детей, повышении ответственности родителей за их воспитание стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и приказа Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

Разработка нормативной правовой базы позволила законодательно закрепить и развить систему защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, профилактики неблагополучия детей и их семей. Повсеместно составляются и реализуются межведомственные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, созданы правовые основы вмешательства в семью в интересах детей, признанных нуждающимися в государственной защите. В управлениях и отделах образования сформированы и поддерживаются в актуальном состоянии банки данных о различных категориях семей и воспитывающихся в них детей.

Проводится систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию деятельности социально-педагогических учреждений как необходимого звена целостной системы защиты детства. Приняты меры по оптимизации и рационализации их сети и структуры. По состоянию на 01.07.2007г. работу по профилактике неблагополучия детей и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, осуществляют 95 социально-педагогических центров, включающих в свою структуру детские социальные приюты, 7 социально-педагогических центров, 41 самостоятельный детский социальный приют, социально-педагогические и психологические службы учреждений образования.

В последние два года наблюдается тенденция сокращения вновь выявленных детей-сирот практически во всем областях страны и г. Минске. С каждым годом увеличивается количество детей-сирот, устроенных на разные формы семейного воспитания. Всего за последние 5 лет на воспитание в семьи устроено 22,2 тыс. детей. Вместе с тем в организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите, имеются существенные проблемы. В ряде регионов страны не выработан четкий порядок отнесения детей к группе нуждающихся в государственной защите, и, как следствие, не утверждены конкретные планы оказания помощи детям и семьям, выводу их из данного состояния. Особую значимость приобретает создание отделов и секторов охраны детства, обеспечивающих анализ положения детей в регионе, формирование и реализацию региональной политики по охране детства.

Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского горисполкома необходимо активизировать работу по участию в мероприятиях в рамках Года ребенка, обеспечению безусловного и полного выполнения планов и программ, направленных на поддержку и защиту детства, реализацию Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», всех других нормативных правовых актов, обусловленных данным документом.

Совместно с органами внутренних дел, труда и социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних следует продолжить работу по наиболее раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего1 , основных показателей неблагополучия семьи2 ; признанию их нуждающимися в государственной защите, утверждению в установленном порядке индивидуальных планов помощи и межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также организовать учет детей, находящихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, в которых обучаются (воспитываются) несовершеннолетние, и отделах (управлениях) образования (социально-педагогических центрах) на уровне района (города). Необходимо усилить деятельность социально-педагогических центров с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, отразив это в функциональных обязанностях специалистов.

За последние годы произошло становление социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, вырос профессионализм ее специалистов, накоплен значительный опыт работы.

Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования – многофункциональный механизм. Она может включить в свой состав, кроме педагога-психолога и педагога социального, и других специалистов, имеющих прямое отношение к социально-психолого-педагогической деятельности, в частности, таких как педагог-организатор, дефектолог (логопед), медработник, юрист, методист, при этом введение этих специалистов в СППС подразумевает, прежде всего, выполнение деятельности, определяемой их должностными обязанностями. На основе Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования3 должно быть разработано и утверждено руководителем Положение о социально-педагогической и психологической службе конкретного учреждения образования.

Социально-педагогической и психологической службе учреждений образования принадлежит существенная роль и в обеспечении реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Именно она организует в учреждении образования работу с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства на качественно ином уровне, основными направлениями которой являются:

- тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье с целью выявления детей, нуждающихся в помощи, при этом каждое ведомство, в т.ч. и учреждения образования, реализуют свои возможности в этом направлении;

- признание детей находящимися в социально опасном положении. Согласно новой редакции инструкции, признание детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется решением педсовета или совета профилактики учреждения образования, в том числе социально-педагогического;

– составление и реализация планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении. План составляется и реализуется учреждением образования, где обучается и воспитывается ребенок. В его реализации принимают участие классный руководитель (куратор учебной группы), специалисты СППС, работники ИДН, другие специалисты и ведомства, а также родители. Ответственным за реализацию данного плана является руководитель учреждения образования;

– участие в реализации межведомственных планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, по выведению семьи из социально опасного положения, восстановлению детско-родительских отношений.

Современная социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования должна не только осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, но и развивать, поддерживать контакты с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, государственными и общественными организациями, благотворительными фондами в интересах эффективной поддержки детства.

Важно также разработать меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в каждом детском интернатном учреждении , профилактике случаев насилия и жестокого обращения с воспитанниками. Особое внимание педагогические коллективы интернатных учреждений должны уделять постинтернатной адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В новом учебном году следует пересмотреть программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, усилить ответственность интернатных учреждений за результат их реализации.

5. Профил актика противоправного поведения детей и учащейся молодежи

Воспитание патриота и гражданина невозможно без воспитания законопослушного человека, глубокого осознающего необходимость соблюдения законов своей страны и порядка, регламентированного этими законами. Во все времена состояние преступности среди подростков и молодежи являлось неотъемлемым элементом нравственно-правовой характеристики общества. В настоящее время положительной тенденцией является уменьшение детской безнадзорности, количества несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения. За 2006 г. уровень преступности несовершеннолетних в целом по стране снизился на 10,6 %. Сохранилась эта тенденция и в первом полугодии 2007 года.

В учреждениях образования следует уделять особое внимание решению проблемы нравственно-правового воспитания молодежи, требующей от педагогов глубоких знаний как его теоретико-методических основ, так и высокого уровня нравственно-правовой культуры.

Нравственно-правовое воспитание учащихся должно быть ориентировано на нормы поведения в обществе, когда право и законы нравственности становятся внешним регулятором социально значимой деятельности, а нравственно-правовая ответственность и нравственно-правовой самоконтроль – внутренним. При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать человека, обладающего нравственно-правовой культурой, если не поставить его в условия проявления соответствующих качеств в общественно значимой деятельности. Решению данной задачи должны способствовать все мероприятия, организуемые в учреждении образования, как традиционные: праздничные ритуалы («Посвящение в студенты», «Последний звонок» и др.), фестивали ученического и студенческого творчества, конкурсы знатоков нравственности и права, акции помощи ветеранам, пополнение экспозиций музеев, походы по местам боевой и трудовой славы, театральные и кинопросмотры, экскурсии и др., так и мероприятия инновационного характера – аукционы доброты и милосердия, правовые тренинги, тренинги нравственного самосовершенствования, конкурсы проектов, поисковые клубы и объединения, социально значимые акции студенческих строительных отрядов и т.д.

Опыт нравственных переживаний учащейся молодежи формируется в процессе благотворительной, волонтерской деятельности. Огромный нравственный потенциал заложен в работе учащихся и студентов с воспитанниками детских домов, социальных приютов, интернатов, детских дошкольных учреждений. Результатом каждого педагогического мероприятия должны стать позитивные изменения личностных качеств, отношений между педагогами и учащимися, психологического климата в классе (группе), учреждении образования.

Поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий по правовым проблемам. Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги , в частности: ситуационная игра по формированию навыков безопасного поведения «Как поступить?», деловая игра «Я поступаю на работу», тренинг «Сумей сказать «нет», театрализованные игры по мотивам народных сказок для учащихся начальных классов «Краденым сыт не будешь», «Колобок», а также на сюжеты из художественной литературы. В младшем школьном возрасте применяются игры, способствующие развитию чувства защищенности, терпимости, уверенности в себе, а также представлений о правилах поведения. В процессе правового воспитания старших учащихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы) и др.

Способствует правовому воспитанию учащихся также их участие в работе органов ученического самоуправления, периодическое издание малотиражных газет учреждения образования, оформление уголка права, создание специальных клубов (дискуссионных, защиты прав и интересов учащихся, природоохранительных, политклубов и т.д.) или отдельной секции знатоков права в действующем в учреждении образования клубе по интересам. Необходимо также активизировать деятельность советов профилактики учреждений образования, совершенствовать их организационно-методическое обеспечение.

Особое внимание должно уделяться обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся. Учреждениям образования необходимо более активно сотрудничать с организациями МЧС, МВД, Минздрава с целью привлечения внимания педагогов, родителей, общественности к проблеме формирования у учащихся навыков ответственного, безопасного поведения . Следует активизировать работу в данном направлении специалистов социально-психологической и педагогической службы учреждений образования. Профилактические мероприятия в учреждениях образования должны быть направлены на повышение уровня информированности обучающихся и освоение ими необходимых навыков безопасного поведения.

При проведении воспитательных мероприятий необходимо обращать внимание на формирование у обучающихся культуры мира и ненасилия, уважения к человеческому достоинству, общечеловеческим ценностям; овладение основами знаний в области международного гуманитарного права; выработку навыков бесконфликтного поведения, потребности совершать гуманные поступки и разрешать конфликтные ситуации в рамках правового поля. Рекомендуется использовать различные формы работы, отдавая предпочтение интерактивным: тематический информационный час, устный журнал, открытый микрофон, ток-шоу, брифинг, сократовская беседа, турнир ораторов, ролевая игра, свободный разговор, дебат-клуб, дискуссионные качели и др.

6. Формирование здорового образа жизни обучающихся

В настоящее время в Республике Беларусь большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни . Процесс воспитания в учреждениях образования должен быть направлен на формирование у учащихся потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как к важнейшей ценности, выработку отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них, на укрепление физического, психического и морального здоровья учащихся. В целях формирования здравосозидающего образа жизни учреждениям образования необходимо активно взаимодействовать с учреждениями системы здравоохранения, другими социальными институтами и общественными организациями.

Республиканская акция «Здоровый я – здоровая страна»1 направлена на формирование устойчивой мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом, совершенствование деятельности всех учреждений образования страны в формировании навыков здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо учитывать, что по-настоящему массовой акция станет только тогда, когда ее мероприятия будут проходить на всех уровнях образования - от дошкольных учреждений до вуза, привлекут к участию в них не только детей и учащихся, а также родителей и педагогических работников.

Каждая вторая суббота месяца объявлена Днем здоровья, с проведением в его рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей и др2 . Мероприятия республиканской акции «Здоровый я – здоровая страна» позволяют отслеживать разработанные показатели развития физической культуры и спорта, доведенные до всех регионов страны: охват учащихся систематическими занятиями спортом; привлечение учащихся к занятиям в кружках и секциях физкультурно-спортивной направленности; обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными специалистами физической культуры и др.

В последние годы значительно активизирована работа по развитию физической культуры и спорта среди учащейся молодежи. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2007-2010 годы приняты практические меры по нормативному обеспечению физического воспитания и спорта учащихся и студентов. Значительно расширена практика проведения республиканских физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Активизирована работа по пропаганде физической культуры и спорта среди сельских школьников. С этой целью совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Белтелерадиокампанией в 2006/2007 учебном году продолжены съемки и ежемесячные телевизионные трансляции детской игры "Вас вызывает Спортландия", в которых приняли участие школьники, проживающие на территориях агрогородков.

Совершенствуется система внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в шестой день школьной недели. В этих целях активно используются возможности 43 детско-юношеских клубов физической подготовки и 144 спортивных школ, в кружках и секциях которых регулярно занимаются спортом более 100 тыс. детей и учащихся.

Приняты меры по вовлечению школьников в систематические занятия в кружках и секциях, функционирующих на базе общеобразовательных учреждений. Всего на базе общеобразовательных школ функционирует 34650 кружков, в которых занимаются 533603 учащихся, в том числе спортивных секций — 13227 с общим охватом 226989 учащихся, что составляет более 60% от общего количества школьников. Работу в данном направлении необходимо продолжить и в новом учебном году, создавая в каждом регионе страны оптимальные условия для привлечения детей и учащейся молодежи к занятиям физкультурой и спортом. Более подробные методические рекомендации по физической культуре и спорту будут отдельное опубликованы в «Настаўніцкай газеце».

Пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся можно организовать как деятельность университета «Здоровье», работа которого будет направлена на проведение различных мероприятий, таких как молодежные форумы, лектории и кинолектории, дискуссионные трибуны, устные журналы, смотры-конкурсы на лучший класс (учебную группу, курс, факультет вуза) по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе; смотры-конкурсы сочинений, эссе, ов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических и студенческих плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня, туристические слеты и др.

Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая табакокурением. В структуре курящего населения страны второе и третье место занимают учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также студенты вузов. Курят многие школьники, что особенно недопустимо. Антитабачная профилактическая работа, проводимая в учреждениях образования, не носит устойчивого и системного характера.

В этой связи необходимо обеспечить эффективное выполнение требований нормативных правовых документов[4] и методических рекомендаций по недопущению и искоренению курения среди учащейся молодежи и работников учреждений образования. Среди обучающихся в течение учебного года можно провести акции: ко Дню борьбы с курением («Скажи курению нет!», «Мы выбираем Жизнь и Красоту», «Курить не модно, модно быть здоровым», «Алкоголь и здоровье – несовместимы», «Дыши свободно!», «Брось курить и выиграй!», «Вместе против рака – вместе в борьбе за жизнь», «Курение и спорт несовместимы», «Жизнь без табака», «Преодолей себя»), а также семинары, тренинги, тематические лектории: «Школа здоровья», «Искусство быть здоровым», «Спорт, молодость, здоровье» и др.

Эффективность работы по профилактике ВИЧ-инфекции характеризует уровень нравственного здоровья определенной возрастной группы. В последние годы в учреждениях образования сложилась система профилактики ВИЧ-инфекции и формирования навыков безопасного и ответственного поведения. Но основной упор в борьбе с ВИЧ-инфекцией по-прежнему делается на иформационно-просветительской составляющей. На эффективность профилактической работы в данном направлении влияет использование интерактивных форм обучения методам профилактики ВИЧ-инфекции. Кроме того, важным щитом в распространении ВИЧ-инфекции является обеспечение содержательного досуга и полезной занятости детей и молодежи в свободное от учебы время. Ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом необходимо приурочить акции: «Нет наркотикам!», «Наркотики – путь в бездну», «Остановить ВИЧ/СПИД», «Сохрани себя для жизни», «Молодежь против СПИДа» и др.

В учреждении образования полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по всем вопросам обучения, в том числе по вопросам ЗОЖ, практических советов для курящих, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.

Деятельность учреждений образования должна быть направлена на то, чтобы научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье; на создание в учреждении необходимых условий для формирования приоритета здорового образа жизни, привлечения внимания к данной проблеме семьи, других учреждений и организаций, широкой общественности.

7. Повышение роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей. Подготовка молодежи к семейной жизни.

Особый приоритет воспитательной работы – формирование культуры семейных отношений , повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135 утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 гг.1. Одними из основных задач программы являются: формирование у молодежи установок здорового образа жизни, самосохранительного и ответственного репродуктивного поведения; поддержка семьи и ее укрепление, повышение роли семьи и ее престижа в обществе; усиление ответственности отцов и матерей за воспитание детей; повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи; повышение эффективности системы предупреждения и разрешения проблем семейного неблагополучия, информированности населения по вопросам, связанным с формированием семьи, семейной жизнью, супружескими взаимоотношениями, воспитанием детей и др.

Сегодня невозможно заниматься воспитанием без взаимодействия с семьей и без воздействия на семью . Крайне важно развивать общественные инициативы родителей в форме клубов, советов, родительских конференций, проведения совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Необходимо более активно привлекать родительскую общественность к решению проблемы улучшения дисциплины в учреждениях образования, формирования у обучающихся культуры поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, уважительного отношения к труду педагогов. Достоин поддержки и развития опыт управления образования Минского облисполкома по проведению областного родительского собрания и созданию областного родительского совета.

Важное условие взаимо­действия педагогов и родителей — насы­щенность и полнота их контактов. Опросы родителей показывают, что одним из главных своих прав они считают право на информированность о деятельности образовательного учреж­дения. К сожалению, родительская обще­ственность порой не имеет полной и до­стоверной информации о режиме работы учреждений образования, основных и важных со­бытиях (собраниях, конференциях, празд­никах), о времени и месте проведения консультаций специалистами образова­тельного учреждения. В современной си­туации и педагогам, и родителям, и обучающимся необходима информация о новых тен­денциях в системе образования, о реали­зации образовательных стандартов, воз­можностях профессионального самоопределения выпускника учреждения образования.

Большая роль сегодня отводится повышению пе­дагогической культуры родителей, ко­торая является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенст­вования семейного воспитания. При этом конструктивное взаимодействие педагогов и администрации с ро­дителями и детьми возможно лишь на осно­ве диалога . Практика показывает, что особый интерес вызывают такие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей, как семейные клубы, семейные гостиные, родитель­ские вечера, встречи за «круглым сто­лом», творческие мастерские педагогов и родителей. Необходимо повсеместно восстановить «родительские университеты», как можно шире использовать активные методы обучения родителей.

С учетом сложившейся демографической ситуации в Республике Беларусь особое внимание педагогов должно быть уделено гендерному воспитанию детей и учащейся молодежи. Целью гендерного воспитания является формирование у обучающихся основ гендерной культуры: знаний о психофизиологических особенностях представителей обоего пола, понимания традиционного для национальной культуры образа мужчины и женщины, представлений о социально одобряемых качествах мальчиков-юношей-мужчин и девочек-девушек-женщин; о жизненном предназначении мужчин и женщин, их месте и роли в историческом процессе и современном обществе; принятия своей гендерной роли и готовности к ее исполнению; знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; критического отношения к гендерным стереотипам, осознания права личности на собственный выбор; представления о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола, а также толерантного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

Можно выделить следующие основные направления работы по формированию основ гендерной культуры обучающихся:

включение гендерного компонента в содержание учебных курсов как гуманитарного, так и естественно-математического циклов;

проведение факультативов и специальных курсов по выбору гендерной проблематики («Психологические особенности мужчин и женщин», «Мужчины и женщины в истории и современном мире», «Гендерное знание как путь к гармонии во взаимоотношениях полов», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект»);

организация исследовательской работы учащихся по изучению гендерных проблем;

культурно-массовая работа (проведение циклов или отдельных мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к представителям обоих полов, преодоление гендерных стереотипов и дискриминации по половому признаку);

информационно-пропагандистская работа (оформление стендов, посвященных гендерным проблемам, выпуск стенгазет, проведение тематических выставок литературы, конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, коллажей);

деятельность клубов, кружков и объединений по интересам гендерного направления («Я − настоящая женщина», «Хозяюшка», «Я − настоящий мужчина», «Я − глава семьи», «Мастер на все руки», «Искусство понимать друг друга», «Счастливая семья»);

индивидуальная работа с обучающимися и их родителями (психологическое и педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками, юристами, работниками правоохранительных органов).

С целью более эффективной подготовки учащейся и студенческой молодежи к семейной жизни в учреждениях образования необходимо расширять сеть факультативных курсов и курсов по выбору, направленных на подготовку к семейной жизни. При их разработке можно использовать изданное в декабре прошлого года пособие «Уроки будущим мужьям и женам»[5] . Эта тема должна найти более широкое отражение и в других курсах, но особенно во внеучебной воспитательной работе. Значительное внимание необходимо уделить научно-методическому сопровождению этого процесса: разработке и изданию методических пособий, учебной литературы, подготовке специалистов. Министерством образования предложено несколько вариантов программ факультативных курсов по обсуждаемой теме. Институтам повышения квалификации следует организовать целевую подготовку педагогов к работе в этом направлении.

8. Роль конкурсов профессионального мастерства педагогов в совершенствовании воспитательной работы в учреждениях образования

Сегодня важнейшей задачей деятельности учреждений образования и органов управлений образованием является создание необходимых условий для профессионального роста педагогов на протяжении всего периода работы в учебном заведении, с учетом их запросов, интересов и профессионализма. При этом потребность в повышении квалификации и развитии педагогического мастерства возникает тогда, когда ставятся новые, актуальные цели, выдвигаются новые требования, меняется характер деятельности, когда педагогические работники знакомятся с достижениями педагогической науки и практики, открывают для себя новые возможности в профессиональном совершенствовании, стремятся к поиску инновационных путей повышения качества воспитания детей и учащейся молодежи. Решению данных задач способствует ежегодное, начиная с 2000 года, проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, имеющих высокие результаты в воспитании[6] .

Целью конкурсов является стимулирование профессионального и личностного роста, поощрение педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в сфере воспитания, пропаганда лучшего опыта воспитательной работы, содействие внедрению в педагогическую практику новых воспитательных методик. Проведение республиканских конкурсов способствует не только выявлению и поддержке талантливых, творчески работающих в сфере воспитания педагогов, развитию их педагогической культуры, но и общественному признанию ценности, социальной значимости воспитательной работы, утверждению приоритета воспитания в образовательном процессе.

Большой общественный резонанс получили конкурсы, проведенные в номинациях «Педагог-воспитатель года» в 2005 году и «Педагог – организатор года» в 2006 году, которые помогли открыть новые имена талантливых организаторов воспитательной работы. Их опыт широко освещался на страницах педагогических изданий, был использован при разработке новых инструктивно-методических материалов. Ряд педагогов, успешно участвовавших в конкурсе, стали руководителями учреждений образования, их заместителями и методистами.

В 2007 году объявлен конкурс среди педагогических работников учреждений внешкольного воспитания и обучения. Особенностью конкурса этого года является то, что его участником может стать каждый педагогический работник: от руководителя кружка до руководителя внешкольного учреждения. В 2008 году состоится республиканский конкурс «Педагог-психолог года».

Министерство образования обращает внимание органов управления образованием, педагогических коллективов на то, что в сборнике нормативных документов за октябрь текущего года будут опубликованы подробные методические рекомендации, отражающие особенности организации идеологической и воспитательной в учебных заведениях разных типов.


[1] Опубликована в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №2 за 2007 г.

[2] Опубликована в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 11 за 2007 г.

[3] При разработке данного раздела методических рекомендаций использованы материалы пособия: Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь. В помощь идеологическому активу: пособие / Е.В. Матусевич, С.Г.Паречина; под общ. ред. проф. С.Н.Князева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

1 Согласно приложению 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47

2 Согласно приложению 1 к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 №270

3 Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 № 42

1 Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17.01.2007 № 25 «О проведении республиканской акции детей и молодежи «Здоровый я – здоровая страна»

2 Министерством образования разработаны и размещены на сайте www.minedu.unibel.by методические рекомендации по проведению Дня здровья в учреждениях образования

[4] Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2005 № 482 «О неотложных мерах по искоренению курения в учреждениях образования и на прилегающих территориях, а также требования к ограничению курения педагогических работников»; Рабочий план Министерства образования Республики Беларусь по реализации положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака на 2006-2010 годы; постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2007 «О мерах по укреплению здоровья учащихся и студентов»

1 Названная программа размещена на сайте Министерства образования www.minedu.unibel.by. Необходимо обеспечить доведение ее содержания до сведения трудовых коллективов и всех структурных подразделений, организовать безусловное выполнение мероприятий программы с учетом компетенции каждого учреждения и постоянный анализ хода ее реализации

[5] Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л.И.Смагина, А.С.Чернявская. – Минск: Кавалер Паблишерс, 2006.

[6]