Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области

 

             

Рекомендации методические по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области

Департамент образования Новосибирской области

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год

Искусство

Духовно-нравственная культура

Новосибирск

НИПКиПРО

2008


ББК 74.202.2 М54

Содержание


Авторы-составители:

И. Ю. Мельникова, В. М. Никифорова, Арбузова, 3. С. Артамонова

(раздел «Образовательная область „Искусство"»),

Н. Н. Попова

(раздел «Духовно-нравственная культура»)

М 54 Методические рекомендации по реализации примерного базис­ ного учебного плана Новосибирской области (региональный ком­понент) на 2008/2009 учебный год. В 2 т. Т. II. Ч. 2. Образователь­ная область «Искусство». Духовно-нравственная культура [Текст] / авт.-сост.: И. Ю. Мельникова, В. М. Никифорова, Л. В. Арбузова, 3. С. Артамонова, Н. Н. Попова. — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО 2008. —■ 100 с. — ISBN 978-5-87847-454-2.

ISBN 978-5-87847-454-2

© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, опубликование, опубликование, 2008


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

Мельникова И. Ю., Никифорова В. М., Арбузова Я. В., Артамонова 3. С.

Минимум содержания образования регионального

компонента общего образования Новосибирской

области в рамках стандартов первого поколения

по искусству. VIII класс........................................................................... 14

Примерная образовательная программа

учебного курса регионального компонента

«Искусство родного края». VIII класс............... _................................. 14

Примерный учебный план........................................................................ 21

Примерный учебно-тематический план 21

Содержание программы 23

Список рекомендуемой литературы

по разделам курса «Искусство родного края» 32

Экскурсионные программы по Новосибирску 39

Приложение
Рекомендуемые примерные темы
для презентации творческих проектов 41

Общие методические рекомендации по реализации
минимума содержания образования регионального
компонента по искусству. Для общеобразовательных
учреждений Новосибирской области, реализующих стандарты
первого поколения на второй ступени образования.
«Искусство родного края». VIII класс.................................................... 43


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

Минимум содержания образования регионального компонента

общего образования

Новосибирской области

в рамках стандартов первого поколения

по искусству

VIII класс

Разработчикисотрудники кафедры ОО «Искусство» и «Технология» : заведующая кафедрой И . Ю . Мельникова , кандидат искусствоведения , профессор В . М . Никифорова , кандидат педагогических наук , доцент Л . В . Арбузова , методист 3. С . Артамонова

Знание классических произведе­ний, умение охватить их красоту и совершенство обязательное усло­вие образованности.

Д. С. Лихачев

Введение

Изначально интегративный междисциплинарный харак­тер курса обеспечивает естественный выход на систему формирования духовной составляющей личности ученика. Изучив основы мировой художественной культуры, выпускник сможет выделить значимые черты творческого наследия си­бирских авторов и зодчих, знакомясь с архитектурными и му­зейными экспонатами, созданными в различные историче­ские периоды.


Общие положения

Цель стандарта — отразить особенности художественно­го наследия Новосибирской области, своеобразие края и увидеть его связь с общероссийским и мировым пространст­вом. Изучение регионального компонента в рамках обозна­ченного учебного курса призвано содействовать обществен­ному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жиз­ни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.

Обязательный минимум определяет смысловые дидак­тические единицы, в которых отражено содержание обра­зования с учетом подхода к классификации видов искусства и их роли в развитии художественного наследия родного края.

В содержание предметных тем (дидактических единиц) введены ключевые составляющие, которые позволят увидеть мировоззренческие позиции, обеспечат социализацию, ин­теллектуальное и общехудожественное развитие обучаю­щихся, способствующее становлению ученика.

Обязательный минимум не устанавливает порядка (по­следовательности) изучения дидактических единиц и не оп­ределяет нормативы учебного времени. Учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента в соответст­вии со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения и т. п.).

Курс «Искусство родного края» изучается отдельно в рамках БУП для образовательных учреждений Новосибир­ской области, реализующих стандарты первого поколения на второй ступени образования основной и средней школы, в VIII классе.

На изучение предмета «Искусство» («Музыка» и «Изо­бразительное искусство») отведено 36 учебных часов.



ИСКУССТВО

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны до­полнительно способствовать овладению учащимися уже на­званными требованиями, заданными в деятельностной фор­ме обучения, с учетом содержания образования регио­нального компонента (этапы формирования художественной культуры, характеристика пространственных и временных видов искусства, знакомство с творчеством ведущих деяте­лей искусства и творческими объединениями в регионе).

Содержание регионального компонента не включается в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Оценка знаний и умений учащихся на уроках по региональному компоненту («Искусство родного края») будет осуществляться через пре­зентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов и оцениваться в режиме «зачёт - незачёт».

Настоящий стандарт РК Новосибирской области является переходным, он построен на основе нормативных докумен­тов 1998 - 1999 годов и стандарта первого поколения, приня­того в 2004 году.

VIII класс

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

Региональный компонент по искусству является дополне­нием федерального компонента и призван отразить художе­ственно-культурное развитие Сибири и родного края. Прин­ципы отбора содержания предмета «Искусство» устанавливают соотношение художественной культуры ре­гиона с мировой художественной культурой.

Основные подходы при реализации минимума со­держания образования регионального компонента :

— краеведческий подход — выявление историко-культурных связей данного края, создание эстетическо-


7


го и этнохудожественного пространства для развития самосознания школьника как члена этноса, при сохра­нении толерантности;

— содержательно-деятельностный подход — включе­
ние учащихся в активную учебную и художественно-
творческую проектно-исследовательскую деятельность;

— личностно-ориентированный подход — создание ус­
ловий для формирования готовности и потребности
личности к самообразованию, ориентации в современ­
ном информационном пространстве культуры и искус­
ства в рамках авторского проекта;

— практико-ориентированный подход с учетом условий
местности;

— интегративный подход предполагает не только внут-
рипредметную интеграцию и межпредметные связи, но
и устойчивый синтез эстетического, образно-
художественного познания мира. В отборе содержания
образования процесс интеграции призван обеспечить
целостность взгляда на окружающий мир, в контексте
которого видятся аспекты региональной жизни.

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН

История становления архитектурного облика Новосибирска

Генеральный план строительства города как градострои­тельный дизайн, его роль в формировании современного об­лика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н . Баландин .

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А . Д . Крячков , Б . А . Гордеев , В . М . Тептель , К . Е . Осипов и др .

Архитектурные ансамбли

Предметно-пространственная среда. Архитектурные со­оружения — один из показателей культурной составляющей


ИСКУССТВО

жизнедеятельности города и региона. Архитектурные ан­самбли центра города: здание областной администрации , первый стоквартирный жилой дом ; Городской торговый корпус ( Областной краеведческий музей ); здание Купече­ ского собрания ( театр «Красный факел» ); Дом Ленина ( фи­ лармония ); здание Сибревкома ( Новосибирский государст­венный художественный музей ); сквер Героев революции ; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне» , памятник Ленину ( многофигурная бронзовая композиция на площади Ленина ).

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники, городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.).

Храмы

Историческое наследие. Роль храма в организации жиз­ненного пространства жителей города и данной местности.

Главный храм города Новосибирска — Вознесенский ка­федральный собор (1913 г .). Собор Александра Невского (1895 г ., архитектор К . К . Лыгин ), часовня святителя Ни­колая Чудотворца (1916 г ., архитектор А . Д . Крячков ), со­боры и храмы Новосибирской области .

Места досуга

Культурные центры мегаполиса, его функции, особенно­сти архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: пар­ ковые зоны , зоопарк , детские , спортивные площадки , пляж и др .

Социально - жизненные объекты

Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР (автор А . А . Воловик ).

Жилые массивы .

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования.


ИСКУССТВО


Дизайн интерьера как микросреда человека.

Творчество ведущих архитекторов: В . П . Авксентюк — здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и при­городного комплекса в Новосибирске; В . В . Бородкин — де­ловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел и др.

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Истоки современного декоративно - прикладного творчества , развитие народных ремесел . Музеи

Новосибирский краеведческий музей , музей «Сибирская береста» , Новосибирский музей игрушки , Центр художест­венных ремесел «Сибирский вернисаж» .

Народные мастера

Купинский игрушечный промысел — чиняевская игрушка (£. Д . Дьякова , Т . С . Лысенко ).

Новосибирский государственный художественный музей

История создания и становления картинной галереи . Просветительская и образовательная функции картинной галереи .

Выставочный зал Союза художников

X. А . Аврутис , Н . Д . Грицюк . Г . Н . Трошкин , А . Г . Поздне - ев , С . Мосиенко и др .

Новосибирские художники - иллюстраторы

Ю . Е . Ефимов . Э . С . Гороховский , С . В . Калачев , А . Шу - риц .


МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУС (: тво

Система музыкального образования Сибири

Народная консерватоР™, музыкальные школы и учи­лища, учителя и учений составившие славу и гордость страны - мировая и всеР°ссийская известность: М . С . Ле - бензон , 3. Л . Брон , MB . Богуславский , В . Репин , М . Коно­ валов .

Народное творчество

Хоровые коллективы, ансамбли, исполнительские кол­лективы игры на русских народных инструментах: Музей си­бирского баяна и гармони им И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Ал^андра Заволокиных, Сибирский народный хор, ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой, ансамбпь «Рождество» под руководством О. Гуриной, ансамбль В Дсанова, коллективы и исполнители самодеятельных творчес^х объединений или групп в рай­онах Новосибирской области -

Сибирские композиторь 1

А . П . Новиков , Ю . П . Юкечев , А . Ф . Муров , Г . Н . Иванов ,

Г . Я . Гоберник и др .

Новосибирские композит °Ры Детям

О. Сереброва , С . Ранс ^, К . Журавлев .

Музыкальные коллектив 1

Новосибирской государственной филармонии

Новосибирский академи ческип симфонический оркестр ; личность дирижера А К ? ча ; оркестр русских народных ин­ струментов под руководством В . Гусева ; Камерный хор под управлением И Юдина уоровоп ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И Тюваева ; вокальный ансамбль под управлением П . Шаромоё ^ ансамбль ранней музыки « Insula magica » под управление " А . Бурханова ; «Биг - Бэнд» под



10


11


ИСКУССТВО


управлением В . Толкачева ; «Сибирский диксиленд» под управлением Б . Балахнина .

Музыкальные театры Новосибирска

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета , Новосибирский театр музыкальной коме­ дии : история создания , посещение .

ТЕАТР И КИНО

Новосибирск театральный

Общий обзор: из истории создания театров, посещение, обсуждение театральных постановок

Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел» , Новосибирский областной театр драмы , Новоси­бирский городской драматический театр под руково­ дством С . Афанасьева , Театр на «Левом берегу» .

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Новосибирская студия кинохроники

Из истории создания: первый кинотеатр в Новоси­бирске ; фильмы Ф . Махотина : «Виды города Новосибир­ска» , «Новониколаевские юбилейные торжества дома Ро­ мановых» , «Масленица в Новониколаевске» , «Прогулка от Новониколаевска до Бердска» .

Создание Западно - Сибирской студии кинохроники (1930 г .); первый звуковой номер журнала «Сибирь на экра­не» , первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г . Гре - бенкина ( первый руководитель Западно - Сибирского отде­ ления Союза кинематографистов СССР ).

Детская студия мультипликации

«Сибирский Фонд развития детского кино» ( руководи­тельПётр Анофриков ); детская киностудия «Поиск» .


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения и овладения стандартом регио­нального компонента ученик должен :

знать / понимать :

— основные направления и имена выдающихся пред­
ставителей различных видов искусства, работавших в
Новосибирской области в различные исторические пе­
риоды;

— памятники материальной и духовной культуры ре­
гиона, вошедшие в мировой художественный фонд;

— виды деятельности народных умельцев и представи­
телей самодеятельного творчества, прославивших
край, область, район, село (населенный пункт) или
школу;

уметь :

— выделять характерные черты творческого наследия
сибирских авторов, отражающие традиции художест­
венной культуры региона;

— работать с источниками информации, преобразовы­
вая ее в интеллектуальный продукт (, доклад,
презентация, проект и т. п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской и проектной дея­
тельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни :

— для определения путей своего культурного развития
или профессионального самоопределения;

— ориентации в классическом наследии и современном
культурном процессе через сопоставление его с регио­
нальными особенностями развития искусства;

— высказывания собственного суждения о представи­
телях искусства Сибири через анализ их произведений;

— организации личного и коллективного досуга.



12


13


Примерная образовательная программа учебного курса регионального компонента

«Искусство родного края» VIII класс

Разработчикисотрудники кафедры ОО «Искусство» и «Технология» : заведующая кафедрой И . Ю . Мельникова , кандидат искусствоведения , профессор В . М . Никифорова , кандидат педагогических наук , доцент Л . В . Арбузова , методист 3. С . Артамонова

Пояснительная записка

Народ, забывший свою культуру перестает существовать как нация. В. И. Ленин

Курс «Искусство родного края» составлен на основе стандарта регионального компонента Новосибирской облас­ти по предмету искусство и адресован учителям образова­тельной области «Искусство», классным руководителям общеобразовательных школ, школ художественно-эстетического цикла, гимназий, лицеев, работающих по БУП 2004 года. Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 36 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.


ИСКУССТВО

Цель курса : формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокуль­турных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулирова­ны задачи курса :

приобщение учащихся к художественным и эстети­
ческим ценностям родного края;

формирование способности к восприятию регио­
нальной культуры как неотъемлемой составляющей
мировой культуры и в результате — осознание ее цен­
ности уникальности и неповторимости;

воспитание уважения к культурному наследию ре­
гиона и мира в целом, что позволит учащимся успешно
адаптироваться в современном мире, выбирать инди­
видуальную модель социокультурного развития, орга­
низовывать личный досуг и включаться в самостоя­
тельное художественное творчество;

развитие у школьников системного взгляда на худо­
жественную культуру родного края, представления о ее
целостности, единстве и многообразии; вариативности
личных интерпретаций её феноменов, что может спо­
собствовать включению подростка в продуктивную, по­
исковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход , содержательно - деятельностный подход , личностно - ориентированный подход .

Основные принципы , определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант , территориальный принцип , прин­ цип интегративности .



14


15


Структура содержания программы «Искусство родно­ го края» представлена 4 модулями :

1. «Архитектура и дизайн».

2. «Музыкальное искусство».

3. «Декоративно-прикладное и изобразительное
искусство».

4. «Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро­сы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитек­турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек­торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество си­бирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив­но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен­ному художественному музею. Раскрывается творчество яр­ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз­никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игру­шечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии ки­нохроники и детской студии мультипликации.


ИСКУССТВО

Каждый из представленных разделов содержит теорети­ческие сведения и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.

Представленные в программе художественные объек­ ты и произведения искусства являются рекомендатель­ ными. Учитель может самостоятельно отобрать со­ держание образования из предложенного перечня, опираясь на реальные условия, имеющиеся средства обу­ чения, материальные и технические возможности ОУ и самого учителя.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа­лизации содержания образования с учетом внутрипредмет-ных связей, учет межпредметных связей , проектный под­ ход в организации учебно - познавательной деятельности .

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентиро-ванному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьни­ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша­тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо­дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно­ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа­тивного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны спо­собствовать овладению учащимися уже названными требо­ваниями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.



16


17


В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ» :

в разделе «архитектура и дизайн» ученик должен :

знать / понимать :

— основные направления в истории архитектуры
и имена выдающихся архитекторов, работавших в ре­
гионе;

— выдающиеся архитектурные памятники Новосибир­
ска и Новосибирской области, вошедшие в мировой
художественный фонд;

уметь :

— выделять характерные черты творческого наследия
сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие
традиции художественной культуры региона;

— показывать способность работать с различными ис­
точниками информации и преобразования ее в интел­
лектуальные продукты (, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни :

— для высказывания собственного суждения об архи­
тектурном облике родного города (села), его ярких
представителях;

— организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен :

знать / понимать :

— основные имена выдающихся представителей музы­
кального искусства — композиторов, исполнителей
в различных областях музыкального искусства;

— иметь представление о крупнейших музыкальных
центрах города Новосибирска и Новосибирской об­
ласти;

18


ИСКУССТВО

уметь :

— выделять характерные черты музыкального творче­
ского наследия сибирских авторов, отражающие тради­
ции художественной культуры региона;

— показывать способность работать с различными ис­
точниками информации и преобразования ее в интел­
лектуальные продукты (, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни :

— для определения путей своего культурного развития
или профессионального самоопределения; ориентации
в классическом наследии и современном культурном
процессе через сопоставление его с региональными
особенностями развития искусства;

— высказывания собственного суждения о творчестве
представителей музыкального искусства Сибири по­
средством художественного анализа их произведений;

— организации личного и коллективного досуга.

в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НОЕ ИСКУССТВО» ученик должен :

знать / понимать :

— основные направления и имена выдающихся пред­
ставителей декоративно-прикладного и изобразитель­
ного искусства, работавших в регионе в различные ис­
торические периоды;

— виды деятельности народных умельцев и представи­
телей самодеятельного творчества, прославивших
край, область, район, село (населенный пункт) или
школу;

уметь :

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (, доклад, презентация,

19


ИСКУССТВО


проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни :

— для определения путей своего культурного развития
или профессионального самоопределения;

— высказывания собственного суждения о творчестве
представителей декоративно-прикладного и изобрази­
тельного искусства города Новосибирска и Новосибир­
ской области в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен :

знать / понимать :

— основные театры и имена выдающихся театральных
представителей, работающих в регионе в различные
исторические периоды;

— историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь :

— показывать способность работать с различными ис­
точниками информации и преобразования ее в интел­
лектуальные продукты (, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни :

— для ориентации в классическом наследии и совре­
менном процессе становления художественной культу­
ры, сопоставляя его с региональными особенностями
развития искусства;

— высказывания собственного суждения о театральных
постановках;

— организации личного и коллективного досуга (посе­
щение театров).

Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.

20


Примерный учебный план

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1

Архитектура и дизайн

8

2

Музыкальное искусство

8

3

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

8

4

Театр и кино

8

5

Проектная и исследовательская деятель­ность учащихся. Защита творческих проектов

4

Итого

36

Примерный учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Архитектура и дизайн

9

6

3

1.1

История градостроительства

3

2

1

1.2

Архитектурные ансамбли

2

1

1

1.3

Храмы

1

1

1.4

Жилые массивы

1

1

1.5

Места досуга

1

1

1.6

Защита творческих проектов

1

1

21


ИСКУССТВО


п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 2. Музыкальное искусство

9

4

5

2.1

Из истории музыкальной культуры Новосибирской области

2

1*

1*

2.2

Народное музыкальное творчество

2

1*

1*

2.3

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

2

1*

1*

2.4

Музыкальные театры Новосибирска

2

1

1

2.5

Защита творческих проектов

1

1

Раздел 3. Декоративно - прикладное и изобразительное искусство

9

2

7

3.1

Истоки современного декоратив­но-прикладного творчества. Исто­рия развития народных ремесел

1

1

3.2

Музеи

2

2*

3.3

Народные мастера

1

1*

3.4

Новосибирский государственный художественный музей

2

1*

1*

3.5

Выставочный зал Союза художников

1

Г

3.6

Новосибирские художники-иллюстраторы

1

1*

3.7

Защита творческих проектов

1

1

Раздел 4. Театр и кино

9

3

6

4.1

Новосибирск театральный

4

1

3*


№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

4.2

Новосибирская студия кинохро­ники

2

1

1*

4.3

Детская студия мультипликации

2

1

1*

4.4

Защита творческих проектов

1

1

Итого

36

* Помеченные звездочкой занятия могут носить как теоретический, так и практический характер в зависимости от конкретных условий образова­тельного учреждения.

Содержание программы

Раздел 1

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 9 часов

Защита творческого проекта . 1 час . Тема 1.1: «История градостроительства»

3 часа

Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, гра­достроительный дизайн, его роль в формировании совре­менного облика Новосибирска. Летописец истории градо­строительства Новосибирска С. Н . Баландин .

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие



22


23


ИСКУССТВО


архитекторы: А . Д . Крячков , Б . А . Гордеев , Т . Я . Бардт , К . Е . Осипов и др .

Практическая работа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и ар­хитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новоси­бирской области.

Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения — один из показателей куль-" турной составляющей жизнедеятельности региона. Пред­метно-пространственная среда.

Примерный художественный материал

Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь НовосибирскаОбластной краеведческий музей , здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , здания 40- х годов застройки , здания XXI века ; площадь Свердлова , здания администрации Ново­ сибирской области , Новосибирского государственного ху­ дожественного музея ; первый 100- квартирнып жилой дом ., здания и постройки начала века ; сквер Героев революции ; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»Монумент Славы .

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

Практическая работа

Создание макета (зарисовки) малой городской скульпту­ры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)».


Тема 1.3: «Храмы»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Храмы как воплощение исторической памяти народа.

Роль храма в организации жизненного пространства жителей

города и данной местности.

Собор Александра Невского (1895 г ., архитектор

К . К . Лыгин ), Вознесенский кафедральный собор (1913 г .);

часовня святителя Николая Чудотворца , соборы и храмы

Новосибирской области .

Тема 1.4: «Места досуга»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной компо­зиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, дет­ские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы: А . А . Воловик ( Речной вокзал , гостиница