Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по проведению в общеобразовательных учреждениях первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний 1 сентября

 

             

Рекомендации методические по проведению в общеобразовательных учреждениях первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний 1 сентября

Методические рекомендации

по проведению в общеобразовательных учреждениях первого урока

и мероприятий, посвященных Дню знаний 1 сентября

Приближается начало нового периода в деятельности общеобразовательных учреждений страны – начало 2009/2010 учебного года. Мощным импульсом к продолжению в новом учебном году целенаправленного процесса формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, гордости за достижения современной Беларуси, формирования бережного отношения к природе родного края является проведение первого урока 1 сентября .

В соответствии с республиканским планом мероприятий по проведению в 2009 году Года родной земли , утвержденного постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 97 и от 25 апреля 2009 г. № 537, первый урок и другие мероприятия Дня знаний 1 сентября необходимо посвятить Году родной земли и провести под названием ”Зямля бацькоў мая зямля“.

Любовь к Родине, родной земле – это исторически обоснованная и глубоко осознанная черта национального характера белорусов. Поэтому закономерно, что этот год объявлен Годом родной земли.

Самое значимое событие Года родной земли – 65-летие со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В союзе с другими народами СССР и антигитлеровской коалиции белорусы не просто победили, не просто отстояли свое право жить на родной земле, но и внесли огромный вклад в великую всемирно-историческую Победу над фашизмом. Победа принесла Беларуси общепризнанное право на полноценное участие в мировой политике, что воплотилось в подписании Белорусской Советской Социалистической Республикой Устава ООН и придании ей статуса страны – основателя данной организации. Подвиг наших отцов и дедов, огромные жертвы, принесенные на алтарь Победы, память о них – все это должно служить примером нынешнему поколению в единении народных сил, отстаивании интересов Отечества и сегодня.

В каждом регионе нашей страны, в каждом городе, поселке есть свои особенности, то неповторимое своеобразие, которое способствует формированию в человеке интереса и глубокой привязанности к малой родине. Наряду с динамичным развитием промышленности и сельского хозяйства в нашей стране сохранились поистине уникальные уголки природы. Белорусам есть чем гордиться и есть что показать миру.

Объявленный Годом родной земли, 2009 год призван стать временем переосмысления белорусами своих духовных традиций, природных богатств, исторического и культурного наследия. В этой связи уже в начале текущего года стартовало большое количество акций по пропаганде бережного отношения к природе, истории и культуре Беларуси, в течение года широко проводятся мероприятия гражданско-патриотической, социокультурной, экологической и краеведческой направленности.

Министерством образования Республики Беларусь в период с февраля 2009 года по май 2010 года проводится республиканская героико-патриотическая акция учащейся молодежи ”Великой Победе 65!“, в рамках которой предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование системы патриотического воспитания учащихся, пропаганду вклада белорусского народа в победу над фашизмом и миролюбивой внешней политики Республики Беларусь. В новом учебном году в рамках этой акции учащиеся общеобразовательных учреждений смогут принять участие в республиканском смотре-конкурсе музеев боевой славы учреждений образования, республиканском конкурсе ”Звездный поход“ по местам воинской славы, посвященном партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны.

В ходе первого урока необходимо обратить внимание учащихся на значимость их участия во втором этапе республиканской акции учащейся молодежи ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“, целью которой является совершенствование деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи посредством их активного включения во всестороннее изучение истории, культуры и природы своей малой родины, родного края. Целесообразно напомнить школьникам и ее основные направления: ”Мой род, мая сям’я“; ”Мая школа – часцінка майго жыцця“; ”Мая вёска, мой горад“; ”Мая радзіма – Беларусь“.

Вопросам охраны природы и окружающей среды должно быть уделено основное внимание на 1 уроке. Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с 1 сентября 2009 года объявлена общереспубликанская акция ”Кв i тней, мая Беларусь“ по посадке деревьев, аллей, посвященная Году родной земли. В Год родной земли каждый обязан позаботиться о своем доме, улице, городе или деревне, принять активное практическое участие в наведении порядка на земле, реализовать действенные меры по сохранению и приумножению природных ресурсов.

Следует также акцентировать внимание учащихся на других значимых республиканских мероприятиях экологической направленности , посвященных Году родной земли ( план Министерства образования Республики Беларусь по проведению в 2009 году и дополнения в план Министерства образования Республики Беларусь по проведению в 2009 году Года родной земли размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь в разделе ”Социальная и воспитательная работа“).

Особое место занимают республиканский экологический фестиваль ”Природа Беловежской пущи глазами детей“, посвященный 600-летию установления заповедного режима в Беловежской пуще, республиканский конкурс фотографий ”Экологические маршруты национальных парков“ и научно-практическая конференция юных экологов по изучению флоры и фауны особо охраняемых природных территорий.

Беларусь обладает красивой и живописной природой, богатым растительным и животным миром. Естественный растительный покров Беларуси занимает около 65 процентов территории страны. В стране насчитывается более 10 тысяч озер и 20 тысяч рек. Почти 40 процентов территории покрыто лесами. Важнейшая роль в сохранении разнообразия животных и растений в естественной среде их обитания принадлежит особо охраняемым природным территориям. В Беларуси функционируют национальные природные парки ”Беловежская пуща“, ”Браславские озера“, ”Припятский“, Березинский биосферный заповедник, а также более 80 государственных заказников республиканского значения, более 600 заказников местного значения, более 500 памятников природы.

В сентябре 2009 года будет отмечаться 600-летие установления заповедного режима в Беловежской пуще. Эта дата внесена в список памятных дат ЮНЕСКО и свидетельствует о том большом значении, которое придается сохранению этого древнего леса как у нас в республике, так и в мире в целом. Два года подряд в 2006 и 2007гг. на Международном форуме лидеров (в рамках профессионального конкурса ”Брэнд года“) государственное природоохранное учреждение ”Национальный парк ”Беловежская пуща“ получило золотую медаль в номинации ”Спадчына“. В апреле 2008 года на XI весенней ярмарке туристических услуг ”Отдых 2008“ Национальный парк ”Беловежская пуща“ награжден дипломом в номинации ”Лучший туристический объект Беларуси“.

Беловежская пуща – настоящая жемчужина природного наследия Европы. Это – эталон естественной природы, один из немногих сохранившихся в первозданном виде уголков континента, неповторимый, уникальный в современном мире. Это наше национальное достояние, которое мы должны беречь и хранить.

В Париже 22 июня 2009 года открылась фотовыставка, посвященная 600-летию установления заповедного режима в Беловежской пуще. Пять ее разделов были посвящены истории и сегодняшнем дне этого уникального уголка не только Беларуси, но и Европы. Одним из красивейших экспонатов выставки являлись фотографии символа пущи - величественных зубров. К открытию торжеств, посвященных 600-летию пущи, которые пройдут в сентябре, фотовыставка после путешествия по различным уголкам Беларуси, а также Российской Федерации будет постоянно экспонироваться в Национальном парке ”Беловежская пуща“.

Учащимся будет интересно узнать, что сейчас Национальный парк ”Беловежская пуща“ вышел на четвертое место в конкурсе природных чудес света, который организовала группа энтузиастов фонда New 7 Wonders Foundation. В нем участвует 261 природная достопримечательность из 222 стран. Природные объекты распределены по семи категориям: ландшафты, острова, горные образования, вулканы, национальные парки, леса, морские образования. В настоящий момент ведутся работы в поместье белорусского Деда Мороза. Там будет проводиться оснеживание и иллюминация, предполагается реконструкция вольеров и приведение в порядок территории. В Беловежской пуще появятся новые маршруты. Так, планируется, что в дальнейшем по ”царской дороге“ можно будет проехать в кабриолете или на карете. Помимо того, в Национальном парке ”Беловежской пуще“ будут построены центр экологического просвещения и новый музей природы. Концепция музея включает 9 разделов, в их числе разделы по истории, археологии, богатству пущи как природоохранного объекта и природоохранного учреждения.

Рекомендуемые формы и методы организации первого урока.

В работу общеобразовательных учреждений по организации и проведению первого урока, Дня знаний целесообразно включить представителей администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления, первичной организации ОО ”БРСМ“, преподавателей истории и социально-гуманитарных дисциплин, руководителей туристско-краеведческих клубов, кружков, музеев учреждений образования, ветеранов войны и труда, членов родительского комитета. Заблаговременно необходимо составить подробный план подготовки воспитательных мероприятий: подготовка для гостей приглашений на первый урок, соответствующее оформление учебного заведения, техническое и музыкальное оснащение, выпуск радиогазеты, тематических стендов, мультимедийных презентаций, подготовка обзора литературы, организация выставки результатов очередного этапа республиканской акции ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“ и т.д.

При проведении урока ”Зямля бацькоў – мая зямля“ важно опираться на знания, полученные школьниками на уроках литературы, истории, географии, экологии и др. Целесообразно использовать на уроке региональный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.). Министерство образования Республики Беларусь обращает внимание педагогических коллективов, что на сайте Академии последипломного образования http://www.academy.edu.by размещены методические и информационные материалы для проведения 1 сентября тематического урока ”Зямля бацькоў – мая зямля“ в помощь учителям-предметникам.

В День знаний целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики . Важным фактором патриотического и гражданского воспитания учащихся являются музеи, работающие в учреждениях образования. Именно музеи учреждений образования дают возможность воздействовать через факты, явления, образы на формирование культуры учащихся, воспитывать такие качества, как духовность, патриотизм, гражданский долг, личная ответственность. Усилит воспитательное воздействие на учащихся первого урока использование в процессе его подготовки и проведения собранных в школьных историко-краеведческих и этнографических музеях материалов по истории и культуре сел, городов, их социально-экономическому развитию в определенные периоды истории, о земляках, внесших свой вклад в историю родной страны. В музеях необходимо организовать тематические выставки, приуроченным к наиболее значимым событиям Года родной земли. Уместной будет экскурсия по родному городу, его улицам, в том числе по улице, на которой находится школа, значимым историко-культурным объектам.

В рамках мероприятий Дня знаний необходимо провести беседы, ”круглые столы“, организовать показ слайдов и видеофильмов, отражающих итоги проведения Года родной земли в общеобразовательных учреждениях, микрорайоне, городе с обсуждением возможных мероприятий, акций, интересных для учащихся в новом учебном году. Рекомендуется организовать посещение литературных, краеведческих, историко-этнографических музеев (их отделов), музеев природы, включая учреждение ”Государственный музей природы и экологии Республики Беларусь“ и музеи учреждений образования с целью изучения детьми и учащейся молодежью природного и культурного наследия, в том числе промыслов и ремесел. Будут актуальными экскурсии в 4 национальных парка, Березинский биосферный заповедник, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, старинные усадьбы-памятники природы, дендропарки, посещение экологических троп, памятников природы, ознакомление с работой 22 государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заказниками республиканского значения. (Справочная информация Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Формы работы с учащимися при проведении первого урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гражданственности и патриотизма, экологической культуры, бережного отношения к природному и историко-культурному наследию родного края, села, региона, страны, соответствовали возрасту учеников.

Для учащихся 1 классов Министерством образования подготовлены методические рекомендации по проведению 1 урока с использованием материала книги ”Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку“. (Опубликованы в ”Настаўніцкай газеце“ 6 августа 2009 года).

Для учащихся 2-4 классов можно провести урок-путешествие, урок-экскурсию, урок-соревнование, урок-игру, урок-встречу с интересными людьми, урок-устный журнал и др. Можно предложить учащимся викторины ”Что я знаю об истории своей страны (города, села)?“, ”Улицы моего родного города (села)“, ”Чем известна и знаменита Беларусь в мире?“, провести экскурсию по родному городу (поселку, селу), по одному из предприятий, находящихся на территории проживания учащихся, или предприятию-шефу, пригласить на первый урок выдающихся земляков, прославивших свой край трудовыми, ратными подвигами, достижениями в области культуры и искусства.

Для учащихся 5 -11-х классов целесообразно организовать викторину, соревнование, экскурсию, встречу с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, выпускниками учреждения образования, выдающимися жителями района и др. В 9-11 классах будут актуальными такие формы, как: деловая игра, создание и презентация ученических проектов, ”мозговой штурм“, дискуссия, дебаты, гостевой урок (встречи с представителями районной и городской администраций, депутатами городского (районного) Совета, ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками и педагогами общеобразовательных учреждений военных и послевоенных лет и др.

Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором могут быть представлены следующие элементы:

иллюстрированная карта Беларуси;

выставка книг о Беларуси;

фотографии исторических мест и природы Беларуси;

альбомы, стенды, репродукции картин на белорусскую тематику;

диски с записями песен о Беларуси;

творческие работы учащихся (ы, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.) о Беларуси;

портреты знаменитых деятелей истории и культуры Беларуси
(Е.Полоцкой, Ф.Скорины, Я.Купалы и др.).

Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайдов, фотографий, мультимедийных презентаций, широком использовании произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и т.п.

При подготовке первого урока может быть использована следующая литература: Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік для педагогаў агульнаадукацыйных устаноў і устаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г.П. Арлова. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі. – 2009. ‑ 144с.; Беларусь – страна твоего будущего. Книга для выпускника / авт.-сост. Н.Г. Ванина, Н.Н. Ганущенко, В.И. Ивченков. – Минск: «Пачатковая школа». – 2007. – 152 с.; Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Бутквич. – Минск: НИО. – 2007. – 280 с.; Маглыш, С.С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, кл. рук., воспитателей, рук. кружков / С.С. Маглыш, А.Н. Филиппов, В.А. Бахарев [и др.]; под ред. С.С. Маглыш. – Минск: ТетраСистемс. – 2008. – 368 с.

Приложение

Справочная информация

о выполнении республиканского плана мероприятий по проведению

в 2009 году Года родной земли в первом полугодии 2009 г.

Наведение порядка в использовании земель

В целях безусловной реализации мероприятий по проведению в 2009 году Года родной земли и выполнения широкого комплекса работ по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов 11 апреля 2009 года проведен республиканский субботник.

В рамках реализации мероприятий и заданий по проведению Года родной земли, во всех областях и районах республики был осуществлен комплекс практических работ по наведению порядка на земле, улучшению благоустройства населенных пунктов, созданию образцов ландшафтно-архитектурного обустройства территорий.

Осуществлен комплекс мер по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот 1803 га потенциально плодородных пустующих, заросших сорной растительностью земель, а также по дополнительному вовлечению 5062 га естественных луговых земель в поймах рек, бровок и откосов мелиоративных каналов для заготовки кормов.

В республике насчитывается свыше 1800 карьеров общей площадью около 6000 га, в том числе в сельскохозяйственных организациях для внутрихозяйственных нужд используется 1410 карьеров площадью 1341 га.

В настоящее время в среднем по областям республики на один внутрихозяйственный карьер приходится около 6 тыс. га земель сельскохозяйственной организации.

За первое полугодие 2009 года рекультивирован 81 карьер на площади 61,38 га, в том числе в Брестской области – 12 карьеров на площади 17 га, Витебской – 5/4,2, Гомельской – 10/8,5, Гродненской – 11/8,25, Минской – 35/19,1, Могилевской – 5/4,3 га соответственно.

В целях поддержания мелиоративных и водохозяйственных систем в надлежащем рабочем состоянии и обеспечения ими благоприятного водного режима для возделываемых сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях выполнена реконструкция и восстановление мелиоративных систем на площади свыше 4 тыс. га, реализованы агромелиоративные мероприятия на мелиорированных землях на площади свыше 1,1 тыс.га.

Рациональное использование ресурсов лесного фонда

Выполнено обустройство 374 площадок для стоянки автотранспорта в зонах и местах отдыха, изготовлены и установлены 333 малые архитектурные формы. На территории лесного фонда ликвидировано свыше 3190 несанкционированных свалок. Проведены мероприятия по очистке от захламленности на площади 20326 га, санитарные рубки выполнены на площади свыше 1000 га.

На площади свыше 2182 га выполнена посадка лесонасаждений в прибрежных полосах водных объектов, работы по лесоразведению выполнены на площади 4137 га.

Изготовлено и установлено 10810 аншлагов на противопожарную тематику.

Совершенствование технического и эстетического обустройства транспортных коммуникаций и сооружений и рационального использования земель

В первом полугодии 2009 года построены и введены в эксплуатацию 98 площадок отдыха вдоль автомобильных дорог, на существующих площадках отдыха установлено 11 общественных туалетов. Отремонтировано 111 и установлено 23 новых автопавильона. Выполнено архитектурное оформление 1170 существующих остановок и павильонов на автомобильных и железных дорогах.

Активизировалась работа по приведению в надлежащее состояние полос отвода автомобильных и железных дорог.

В полосах отвода железных дорог очищено от зарослей кустарника 822,2 га, от захламленности защитных лесонасаждений и естественных лесов - 306,5 га, произведена санитарная рубка на площади 203,17 га, рубка кустарника для улучшения защитных свойств насаждений на площади 86,8 га.

На автомобильных дорогах создано и оборудовано 42 пункта придорожного сервиса.

Свыше 500 площадок и места отдыха, вдоль автомобильных дорог доукомплектованы малыми архитектурными формами, мусоросборниками, общественными туалетами.

Улучшение художественно-эстетических качеств, форми рование благоприятной архитектурно-пространственной среды и совершенствование элементов комплексного благоустройства населенных пунктов

В республике обустроено 850 зон отдыха на водных объектах. К настоящему времени в зонах отдыха установлено 1236 предупредительных аншлагов и указателей при годовом задании 687, организовано около 168 км подъездных дорог, проездов или 88%, установлено свыше 1060 контейнеров для сбора отходов, оборудована 321 спортивная и игровая площадка, свыше 160 общественных туалетов.

В ходе подготовки к летнему сезону 2009 года на пляжах проведена уборка прилегающих акваторий, осуществлена подсыпка пляжей, очистка дна и береговой линии водоемов, сделана планировка территорий мест отдыха, выполнены ремонт и покраска пляжного оборудования, организованы кострища, установлены малые архитектурные формы, беседки, скамейки, определены места размещения торговых палаток, открыты пункты проката лодок и катамаранов.

Продолжаются работы по выносу потенциально опасных объектов-загрязнителей из водоохранных зон. Всего к выносу предусмотрен 41 объект, к настоящему времени выполнены работы по выносу 29 объектов-загрязнителей. Согласно утвержденных заданий по выносу потенциально опасных объектов из водоохранных зон в Витебской области (10 объектов) в настоящее время вынесено уже 18 потенциально опасных объектов.

Выполнены работы по приведению в надлежащее состояние 7491 мемориального комплекса, мест боевой и воинской славы, захоронений воинов и партизан Великой отечественной войны, а также захоронений в местах массовой гибели населения. Разработаны и реализованы мероприятия по комплексному обустройству 390 дворовых территорий, в том числе по устройству и совершенствованию внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, кустарников ограждений, открытых плоскостных и других спортивных сооружений, детских игровых площадок, оборудованию мест отдыха, озеленению, созданию малых архитектурных форм и других элементов благоустройства. Жилые территории обеспечиваются доступными парковочными местами, с начала 2009 года организовано новых 7 автостоянок и 78 автопарковок.

Совершенствование озеленения и цветочного оформления населенных пунктов

Во всех регионах республики выполнен комплекс работ по благоустройству и озеленению улиц, дворовых территорий, ремонту и реконструкции инженерных коммуникаций и реконструкции фасадов жилых домов.

С начала 2009 года посажено более 150 тысяч деревьев, более 230 тысяч кустарников, 32,5 млн. штук цветов, устроено 311 га газонов. На улицах городов создано 377 декоративных композиций.

Для городов Республики Беларусь на 99 % достигнуты показатели наличия малых ландшафтно – архитектурных форм, установленные Республиканским планом мероприятий. По ранее разработанным эскизам создано и установлено 1018 малых ландшафтно-архитектурных художественных форм и комплексов в городах, других населенных пунктах.

Завершаются работы по благоустройству 91 парка, 56 бульваров, 136 скверов.

Совершенствование системы обращения с коммунальными отходами в населенных пунктах и садоводческих товариществах

В настоящее время в республике сформирована и функционирует система сбора основных видов вторичных материальных ресурсов: отходов бумаги, картона, стекла, вторичных текстильных материалов, полимерных отходов. , включающая в себя сеть организаций Белкоопсоюза, Минжилкомхоза, ГО Организациями республики за шесть месяцев 2009 года собрано около 90 тыс. тонн отходов бумаги и картона, более 3,5 тыс.тонн полиэтилентерофтолата (ПЭТФ бутылки) и более 11 тыс. тонн отходов стекла.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 г. № 327 «О государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы», показатели по использованию вторичных материальных ресурсов до конца 2009 года определены в количестве не менее 15%, до конца 2010 года – не менее 25%, до конца 2011 года – не менее 35% и до конца 2012 года не менее 40% от общего объема образования твердых коммунальных отходов, с учетом достижения таких показателей в каждом административном районе.

Сохранение природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий и повышение их туристической привлекательности

Продолжается работа по реализации плана мероприятий по подготовке к празднованию в 2009 году 600-летия установления заповедного режима в Беловежской пуще. Завершается реконструкция официального сайта ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща», по окончании которой на сайте будут добавлены новые страницы, описывающие подробно структуру, деятельность, туристический потенциал ГПУ «НП «Беловежская пуща». К началу летнего сезона введен ряд туристических маршрутов (4 велосипедных «Звериный переход» (16 км), «Лесные тайны» (19 км), «Царская поляна» (10 км), «Большое путешествие» (27) и 1 пешеходный – «Заповедная дубрава» (свыше 2 км), разработана новая программа «Белорусские каникулы в Беловежской пуще», а также оформлены выставки: «Природа храм нерукотворный», «Сокровища Беловежской пущи», «Легкие Европы» и др.

На территории заказников отведено свыше 70 мест, предназначенных для размещения площадок временного хранения отходов, проведены работы по благоустройству мест, предназначенных для стоянок механических транспортных средств, отдельных палаток или палаточных городков, других мест отдыха, включая места для разведения костров.

Выполнены работы по очистке и ландшафтному обустройству территорий памятников природы на площади 267 га.