Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по написанию, оформлению письменных работ

 

             

Рекомендации методические по написанию, оформлению письменных работ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

МОСКВА 2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

УТВЕРЖДЕНЫ НА ЗАСЕДАНИИ

ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

протокол № 02-24-326 от 03.02.2010г.

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….4

I ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………….5

1. Титульный лист……………………………………………………………….6

2. Оглавление…………………………………………………………………….6

3. Введение……………………………………………………………………….6

4. Основная часть……………………………………………...…………………7

5. Заключение……….…...…………………………………………………….....7

6. Список использованной литературы…………………………………………7

7. Таблицы………………………………………………………………….……..8

8. Графики и схемы………………………………………………………..……..9

9. Приложения……………………………………………………….…………...9

10. Нумерация страниц…………………………………………………..………..9

11. Ссылки и сноски……………………………………………………..……….10

II . ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………..………………………………………………….12

III . ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ А .…....13

1. Подготовка и написание а…………………………………………...13

2. Оценка а…………………………………………………………..…..14

V I . ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………...…………………….……………………………………...…16

1. Подготовка и написание курсовой работы…………………………………16

2. Рецензирование и защита курсовой работы…………………….………….19

V . ПРИЛОЖЕНИЯ………..…..……………………….………………………20

1. Образцы оформления титульных листов… …………………………..…….20

2. Образец оглавления………………………………………………...…………22

3. Образцы библиографического описания……………………………...…….23

4. Образец оформления списка использованной литературы………………...25

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания предназначены для студентов Института профессиональных инноваций , которым предстоит в процессе учёбы в институте выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить своё обучение написанием и защитой дипломной работы.

Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса студенты осваивают приёмы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приёмы оформления результатов проведённых исследований в письменном виде.

Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в ИПИ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ различных видов. Контрольная работа предполагает выполнение ряда определённых преподавателем заданий; , а также семинарский доклад , – обстоятельное изложение хода исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом; рецензия, аннотация, являют собой результат аналитической переработки научной информации.

Методические указания знакомят с примерной структурой курсовой работы, а, контрольной и основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии и научно-исследовательских работ.

II ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Существуют универсальные требования к оформлению пись­менной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основную часть, состоящую из глав и параграфов или толь­ко из глав;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы отпечатывается через полтора интервала. Постраничные сноски оформляются через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое и нижнее – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм. В ИПИ принято оформление материалов в следующем электронном формате: набор –Word 6.0, Word 7.0, шрифт: Times New Roman, 14 кегль (для сносок и нумерации страниц 10 кегль). Страницы нумеруются сверху, в правом углу.

На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Текст печатается строго в последовательном порядке. Не до­пускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстроч­ные примечания оформляются на той странице, к которой они относятся.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введе­ние, названия глав и заключение) печатаются заглавными буква­ми, располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными бук­вами и выравниваются по левому краю текста без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.

Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если за­головок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допус­каются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало кото­рых оформляется с красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью.

Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.

1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы (номер страницы на титульном листе не указывается ), на кото­рой помещается следующая информация:

- наименование ведомства: института, филиала, кафедры;

- вид письменной работы

- название дисциплины

- название работы;

- фамилия, имя, отчество студента/слушателя, номер группы;

- фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного ру­ководителя;

- название города и год написания работы.

2. Оглавление

Оглавление (вторая страница работы, также как и титульный лист не нумеруется) включает перечень за­головков всех структурных элементов работы с указанием стра­ниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается (Приложение 2).

3. Введение

Во введении (третья страница работы, с которой начинается нумерация):

- обосновывается актуальность выбранной темы исследо­вания;

- выделяется основная цель письменной работы и определяются задачи, которые предполагается решить для ее достижения.

Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно показать главное - суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой науч­ной проблемы.

От определения предмета исследования логично перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные за­дачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Это обыч­но делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т. д.

4. Основная часть

Основная часть работы должна содержать существо, методи­ку и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются 2-4 главы, в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.

Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информа­цию. Более дробное деление глав не рекомендуется.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме научной работы и полностью раскрывать ее.

5. Заключение

В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного буду­щего применения.

6. Список использованной литературы

Важной составной частью письменной работы является список использованной литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание, что с 01. 07. 2004 введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы для научного исследования. Полный текст ГОСТа размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm

Согласно этим правилам, в начале списка использованной литературы располагаются официальные документы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства и т.д. Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке. Затем приводятся описания книг, статей, справочной и иной литературы. Располагаются строго по алфавиту библиографического описания. Описания статей из периодических изданий в списке располагаются после описания книг в обратно-хронологическом порядке.

При большом количестве использованных источников возможна их разбивка на разделы, нумеруемые римскими цифрами (например: I. Нормативные и законодательные материалы. II. Монографии. III. Учебная литература. IV. Статьи из периодических изданий.), однако и в этом случае нумерация, включенной в список литературы должна быть сквозной. При этом каждый вид источников включается в список с указанием идентифицирующих его данных.

Сведения о нормативных актах должны включать его наименование, вид, дату вступления в силу и источник официальной публикации.

Сведения о книгах должны содержать фамилию, инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Если источником является не книга, а статья в сборнике, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем название сборника, место издания, издательство, год издания, а также номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.

При описании статьи из журнала приводятся следующие данные : автор статьи, полное название статьи, название периодического издания, год издания, номер журнала, номера начальной и конечной страниц статьи .

Если приводится описание статьи из газеты, обязательными являются следующие элементы описания: автор статьи, полное название статьи, название газеты, год издания, дата выхода газеты.

Образцы составления библиографического описания и порядок формирования списка см. в Приложениях 3,4.

7. Таблицы

Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором она упоминается, или на следующей странице. На все таб­лицы должны быть ссылки, которые оформляются в виде заклю­ченного в круглые скобки текста.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядко­вой нумерацией в пределах главы. Номер таблицы поме­щается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номе­ра таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).

Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посере­дине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

Если таблица составлена на основании собственных исследо­ваний, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сде­лать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она в нем помещена.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку табли­цы следует повторить и над ней поместить слова «Таблица (номер)» (продолжение). Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.

8. Графики и схемы

Графики и схемы должны быть органически связаны с тек­стом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации. Все графики, схемы, диаграммы, иллюстрации оформляются как рисунки. Подписываются рисунки под самим рисунком. Например: Рисунок 1.3 (глава 1, график 3). Текстовый заголовок рисунка располагается после номера рисунка и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

9. Приложения

В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполне­ния научной работы.

Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах (не входят в общее количество страниц работы) и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например: Оглавление (Приложение 4) включает перечень заголовков...

Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение».

Если приложений в работе более одного, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.

При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.

10. Нумерация страниц

В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в правом углу верхнего поля страницы без точки.

Структурные части работы (введение, каждая глава, заключе­ние, список использованной литературы, приложения) начинаются с новой страницы.

11. Ссылки и сноски

В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается ссылкой или сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри ци­тируемой части источника, то место пропуска обозначается отто­чиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обо­значая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не ис­кажается.

Недословное приведение выдержки из какого-либо произве­дения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой или сноской на источник.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указы­ваются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мне­нию А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициа­лы автора.

В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет описание источника, из которой взята цитата, с полными ее реквизитами и через точку-тире - номер цитируе­мой страницы.

Цитата:

... По мнению А. С. Комарова, в гражданском праве ряда стран понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обстоятельства1 .

Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата, и имеют постраничную нумерацию.

Сноски на книги :

____________________________________________________________________

1 Комаров, А.С. Практика составления гражданских договоров / А.С.Комаров. – М., Юриздат,1999. – С. 17.

2 Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков ; РАН при Президенте РФ ПАГС. – Саратов : ПАГС, 2001. – С. 58.

3 Управленческая деятельность : структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. - М. : Приор, 1999. - С. 115.

Если на одной и той же странице цитируется один и тот же источник, то во второй сноске можно не повторять полностью его название, а ограничиться следующим:

_________________________________________________________________

1 Комаров, А.С. Практика составления гражданских договоров / А.С.Комаров. – М., Юриздат,1999. – С. 17.

2 Там же. - С. 24.

Если тот же источник цитируется не на той же странице, то указывается его автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.»:

___________________________________________________________________

1 Комаров, А.С. Указ. соч. – С. 43.

Сноски на газетные и журнальные статьи оформляются следующим образом:

________________________________________________________________

1 Арсланов, Г. Реформы в Китае : Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 4.

2 Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 142.

В использовании цитат необходимо соблюдать меру. Нагро­мождение цитат свидетельствует о неспособности автора науч­ной работы излагать мысли своими словами.


III ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольные работы представляют собой одну из разновидностей самостоятельной работы, состоят из ответа на теоретический вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата; понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики; выделение ключевых проблем реализации государственной политики в соответствующих сферах общественной жизни. Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию.

Написание контрольной работы имеет целью углубление знаний студента по конкретному вопросу, выработку навыков анализа теоретического и практического материала, обучение правильно, логично, последовательно и кратко излагать свои мысли в письменном виде.

Наряду с этим является одним из способов проверки подготовленности будущего специалиста, позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента.

При выполнении контрольной работы студент должен показать умение работать с литературой, продемонстрировать способность анализировать, аргументировать сделанные выводы.

Выполнение контрольной работы имеет следующие этапы:

1. выбор варианта, изучение литературы;

2. сбор, анализ, обобщение материалов по теоретическому вопросу;

3. составление плана ответа на поставленный теоретический вопрос и его изложение;

4. оформление контрольной работы.

Контрольные работы в рамках предметных дисциплин предусматриваются учебным планом по выбранной студентом (слушателем) специальности. Дополнительные контрольные работы могут вводиться при обоснованной необходимости (например, работа студента (слушателя) по индивидуальному плану) по решению профильной кафедры.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 8-10 страниц печатного текста. Контрольная работа имеет титульный лист (Приложение 1).

IV ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ А

1. Подготовка и написание а

представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или нескольких книг), тематической группы научных статей, материалов научных публикаций по определен­ной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. не предполагает самостоятельного научного исследования и не тре­бует определения позиции автора. Главная задача, стоящая перед студентами/слушателями при его написании, - научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имею­щиеся в литературе суждения по определенной проблеме, срав­нивать различные точки зрения. Объем а должен состав­лять не менее 20 страниц формата А4.

ы являются одной из основных форм самостоятель­ной работы студентов и средством контроля за усвоением учеб­ного и нормативного материала в объеме, устанавливаемым про­граммой.

Для большинства студентов/слушателей носит учебный харак­тер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания дипломной работы. Луч­шие ы могут быть (при доработке с помощью препода­вателя) представлены к участию в конкурсе студен­ческих научных работ ИПИ.

Процесс выполнения а начинается с выбора темы (примерные темы ов утверждаются кафедрами и доводят­ся до сведения студентов). Тема реферата согласовывается с пре­подавателем, ведущим практические (или семинарские) занятия.

После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя каталоги библиотеки ИПИ, других библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети INTERNET и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

При изучении этого материала можно посоветовать руковод­ствоваться следующими организационными принципами:

- конспектировать необходимо только то, что имеет непо­средственное отношение к избранной теме;

- выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки;

- на каждом тематическом листке-карточке проставляется да­та ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;

- листки-карточки группируются тематически и хроноло­гически.

При заполнении карточки необходимо придерживаться общих правил:

- нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, так как это затрудняет классификацию;

- содержание материала в карточках необходимо излагать сжато и ясно, четко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более, что имеется возмож­ность фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуника­ционную сеть INTERNET .

После систематизации материалов составляется подробный план а, и только затем можно приступить к литературно­му оформлению работы.

План - это основа работы, от его правильного построения во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. Вопросы плана должны быть краткими, от­ражающими сущность того, что излагается в содержании. Реко­мендуется брать не более двух или трех основных вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.

Как правило, состоит из трех частей: введения, глав­ной части и заключения.

Во введении перечисляется, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться, очень кратко обосновывается актуальность и значимость темы. По возможности дается история разби­раемого вопроса.

Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части раскрывается сущность проблемы, излагает­ся основное содержание темы, дается освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.

Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выво­ды из основной темы.

На втором листе работы печатается оглавление а. Список использованной литературы и нормативного материала приводится после текста работы.

Вводная и заключительная части а не должны превы­шать одной пятой его объема1 .

представляется в учебный отдел не менее чем за 10 дней до экзамена/зачета.

2. Оценка а

При проверке а преподаватель-рецензент должен от­метить ошибки, допущенные в работе, и разъяснить их.

Если полностью не отвечает требованиям написания работы, он возвращается студенту для переработки и при повтор­ном рецензировании представляется в двух вариантах (первич­ном и повторном). Преподаватель обращается к первому вариан­ту для проверки исправленных ошибок.

По результатам а может быть проведено собеседова­ние. Цель собеседования - проверить знание теоретического ма­териала, установить самостоятельность работы.

______________________________________________________________________________________

1 При написании а не следует допускать:

- дословного переписывания текстов из книг и INTERNET ;

- использования устаревшей литературы;

- подмены научно-аналитического стиля написания беллетристическим;

- подмены изложения теоретических вопросов длинными библиографичес­кими справками;

- небрежного оформления работы.

V ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Подготовка и написание курсовой работы

отличается от а не только большим объемом, но и степенью изучения студентом предмета исследо­вания. Уровень курсовой работы требует обоснования актуально­сти выбранной темы, анализа степени разработки соответствую­щей проблемы, собственных выводов и обобщений.

- самостоятельное, творческое научное иссле­дование студента, выраженное в письменной форме, дающее пред­ставление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. может продолжать исследование, начатое в е.

Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть допущен к экзамену и переведен на следующий курс.

Студенты младших курсов испытывают значительные труд­ности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов по­иска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций.

Тематика курсовых работ дана в учебно-методических материалах по соответствующей дисциплине. Студентам предоставляется право свободного выбора темы, допускающее, по согласованию с преподавателем, выбор других тем.

Качество курсовой работы во многом зависит от правильного выбора темы, в связи с чем студент должен руководствоваться, прежде всего, личным интересом к тому или иному научному во­просу, желанием глубже его познать, высказать свое мнение при его исследовании. В то же время необходимо учитывать возмож­ность подбора научной литературы и практического материала по избранной теме.

Студентам заочного отделения и слушателям программ профессиональной переподготовки, работающим в государственных и муниципальных учреждениях, в правоохрани­тельных органах, в сфере производства и бизнеса, целесообразно выбирать тему, тесно связанную с их практической деятельно­стью.

Выбрав тему и согласовав ее с научным руководителем, сту­дент или слушатель приступает к подбору и изучению литерату­ры, освещающей вопросы избранной темы.

Подбор литературы - это обязанность студента. Научный ру­ководитель лишь помогает ему определить основные направле­ния работы, указывает наиболее важные научные источники, ко­торые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.

При подборе литературы рекомендуется в первую очередь просмотреть каталоги и картотеки библиотеки Института, областной и городской библиотек, провести при необходимости поиск в теле­коммуникационной сети INTERNET . Систематический каталог библиотеки может дать представление об объеме литературы по теме исследования. Однако не следует ограничиваться только ка­талогом, так как он отражает лишь книги, находящиеся в фонде данной библиотеки. Необходимо определить круг других библио­графических источников, использовать справочную литературу, энциклопедии, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, специальные источники: научные монографии, статьи, сборники, иные материалы. Пристальное внимание следует уделить периодической печати, другим средст­вам массовой информации, что будет способствовать расшире­нию кругозора, эрудиции студента, дальнейшему развитию его творческого потенциала.

При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам философского, юридического, социологического, экономического, исторического, психологического, культуроло­гического характера. Исследованию подлежат не только отечест­венные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к ис­следуемой теме.

Рекомендуется с самого начала работы над темой завести личную библиографическую картотеку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях. Картотека удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы, по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи. Перечень литературы, необходимой для разработки темы, должен быть в пределах 15-20 наименований.

Составив список литературы, подлежащей изучению, и план курсового исследования, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с по­добранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обра­тить особое внимание, исходя из специфики выбранной темы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Структура работы должна быть следующей:

- оглавление (порядок расположения отдельных ее частей);

- введение (в нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, свой личный интерес именно к этой теме, а также указывает цели и задачи курсового исследования; введение обычно состоит из 2-3 страниц);

- основной текст (по завершению раскрытия содержания каж­дой главы следует делать краткий вывод по рассмотренному во­просу; целесообразно, чтобы объем материала, излагаемого в главах, был равным);

- заключение (в нем подводится итог проведенному иссле­дованию, формулируются предложения и выводы автора, вы­текающие из всей работы; заключение обычно состоит из 2-3 страниц);

- список литературы (в него включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте);

- приложения (используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.).

Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного текста, не считая приложений.

С первых шагов работы над темой студенту рекомендуется приучить себя к выписке необходимого материала из литератур­ных источников. Желательно составлять краткий конспект каж­дой изученной статьи, монографии и т. д. Это позволит накопить материал и облегчит написание курсовой работы.

Накопленный в ходе изучения литературы материал подвер­гается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам.

Анализ фактического материала активизирует творческую деятельность студента, способствует возникновению у него соб­ственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате складываются суждения, которые и образуют содержание курсо­вой работы.

Отсутствие в работе ссылок на источники расценивается как существенный недостаток, который может привести к принятию решения о не допуске работы к защите.

Обязательным требованием к курсовой работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом тео­ретических положений с данными социально-политической прак­тики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специа­лизированных источников.

Необходимым требованием к курсовой работе является само­стоятельное выполнение ее студентом. должна носить творческий характер, что означает отражение в ней спо­собностей и стремления студента к максимально полному выра­жению своих интеллектуальных и профессиональных возможно­стей. Об отсутствии творчества в работе можно судить по сле­дующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источ­ники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положений, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и ин­терпретаций каких-либо положений и позиций и т. п.

В ходе выполнения курсовой работы студент получает консультации с научным руководителем. Индивидуальные беседы руководителя со студентом являют­ся необходимым условием, обеспечивающим успех написания работы.

2. Рецензирование и защита курсовой работы

Выполненная и оформленная в сброшюрован­ном виде и в плотной обложке сдается методисту учебного отдела ИПИ за две недели до начала экзаменационной сессии и после регистра­ции в журнале передается на рецензирование научному ру­ководителю. Он знакомится с ней, определяет ее научный уровень, дает развернутый письменный отзыв, в котором раскрываются по­ложительные и отрицательные стороны исследования.

Студент, автор работы, должен ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.

Порядок защиты устанавливается кафедрой. При защите ра­боты студенту предоставляется 5-7 минут для краткого выступ­ления, в котором необходимо сосредоточить внимание на глав­ных вопросах темы или положениях, составляющих результат самостоятельных выводов.

Оценивается дифференцированной отметкой. Оценка объявляется сразу после защиты. Она выставляется в ве­домости и зачетной книжке за подписью научного руководителя.

В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы студент должен предоставить в уста­новленный срок исправленную работу.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

шрифт 12

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

шрифт 14

Контрольная работа шрифт 24

По дисциплине: «Экономический анализ»

Шрифт 16 шрифт 20

Шрифт 14

Выполнил:

студент ____ курса

Заочного (очного) отделения

Срок обучения______________

факультета_________________

специальности______________

Ф.И.О. СИДОРОВ О.А.

Проверил:

Преподаватель

_________________

__________________

__________________

Москва 2008

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

шрифт 12

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

шрифт 14

шрифт 24

Дисциплина: «Гражданское право»

Шрифт 16 шрифт 20

Тема: «Юридические лица»

Шрифт 16 шрифт 20

Шрифт 14

Выполнил:

студент ____ курса

Заочного (очного) отделения

Срок обучения______________

факультета_________________

специальности______________

Ф.И.О. СИДОРОВ О.А.

Проверил:

Преподаватель

каф. частного права ИПИ

к.ю.н., доцент

Ф.И.О. ПЕТРОВ А.В.

Москва 2008

Приложение 2

образец оглавления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………….……..3

Глава 1. Понятие государственной службы ………………..5

1.1. Понятие государственной службы в широком и узком смысле …...5

1.2. Виды государственной службы ……………………………………...8

1.3. Прямое действие Конституции ……………………………………..12

Глава 2. Основные принципы функционирования государственной службы ................................................................ 15

2.1. Функции и задачи государственной службы ………………………15

2.2. Функции государственной службы на ранних этапах развития государства ………………………………………………………………………18

2.3. Задачи и функции государственной службы в современном индустриальном и постиндустриальном обществе ……………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 26

Приложение 3

Образцы библиографического описания

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993г. - М. : Юрид. лит., 1993. – 32 с.

1. Лесной кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 4 декабря

2006 г. № 201-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5279.

2. О базовой стоимости социального набора : федеральный закон от 4

февраля 1999 г. № 21-ФЗ // Российская газета. – 1999. – 11 февраля.

3. О мерах по развитию федеративных отношений и местного

самоуправления в Российской Федерации : указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. N 1395 // Собрание законодательства РФ. – 2003 . – № 48. – Ст. 4660.

4. О Правительственной комиссии по проведению административной

реформы : постановление Правительство РФ от 31 июля 2003 г. № 451 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N 31. – Ст. 3150.

Книги с одним автором:

1.Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория,

закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М. : изд-во РАГС, 2003. – 268 с.

2. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт

сравнительно-правового анализа : науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов-на Дону : МаРТ, 2000. – 319 с.

3. Holland, John H. Induction: process of inference, learning and discovery.

Cambridge, MA: MIT Press, 1986. – 302 р.

Книги с двумя авторами:

1. Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Копанева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.

2. Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов-на Дону : МарТ, 2000. – 252 с.

Книги трех авторов:

1. Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.

2. Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ. – Саратов : изд-во ПАГС, 2001. – 135 с.

3. Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом : обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулаков, С. А. Сухарев. – М.; Екатеринбург : Рос. экон. акад.; Деловая книга, 1998. – 232 с.

4. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2000. –575 с.

Книги более трех авторов:

1. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999. – 189 с.

Книги, описанные под заглавием:

1. Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.]. – Минск : УП "Технопринт", 2002. – 387 с.

2. Управление персоналом : учеб пособие / С.И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на Дону : Феникс, 2001. – 511 с.

Статьи из сборников:

1. Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юристъ, 2003. – С. 51-91.

2. Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут.– СПб. : Наука, 1993. – С. 79-82.

3. Hahn, Frank. The Next Hundred Years / Frank Hahn // Economic Journal, January, 1991, 101 (404) – pp. 47-50.

Статьи из газет и журналов:

1. Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 2-6.

2. Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 136-150.

3. Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. – 1999. – 2 марта.

Электронные ресурсы

1. Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/texlbook.

Приложение 4

Образец формирования списка использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993г. - М. : Юрид. лит., 1993. – 32 с.

5. Лесной кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 4 декабря

2006 г. № 201-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5279.

6. О базовой стоимости социального набора : федеральный закон от 4

февраля 1999 г. № 21-ФЗ // Российская газета. – 1999. – 11 февраля.

7. О мерах по развитию федеративных отношений и местного

самоуправления в Российской Федерации : указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. N 1395 // Собрание законодательства РФ. – 2003 . – № 48. – Ст. 4660.

8. О Правительственной комиссии по проведению административной

реформы : постановление Правительство РФ от 31 июля 2003 г. № 451 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 31. – Ст. 3150.

10. Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.

11.Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория,

закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М. : изд-во РАГС, 2003. – 268 с.

12. Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ. – Саратов : изд-во ПАГС, 2001. – 135 с.

13. Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юристъ, 2003. – С. 51-91.

14. Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Копанева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.

15. Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом : обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулаков, С. А. Сухарев. – М.; Екатеринбург : Рос. экон. акад.; Деловая книга, 1998. – 232 с.

16. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт

сравнительно-правового анализа : научно-практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов-на Дону : МарТ, 2000. – 319 с.

17. Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов-на Дону : МарТ, 2000. – 252 с.

18. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2000. –575 с.

19. Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут.– СПб. : Наука, 1993. – С. 79-82.

20. Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.]. – Минск : УП "Технопринт", 2002. – 387 с.

21. Управление персоналом : учеб пособие / С.И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на Дону : Феникс, 2001. – 511 с.

22. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999. – 189 с.

23. Holland, John H. Induction: process of inference, learning and discovery.

Cambridge, MA: MIT Press, 1986. – 302 р.

24. Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 2-6.

25. Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 136-150.

26. Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. – 1999. – 2 марта.

27. Hahn, Frank. The Next Hundred Years / Frank Hahn // Economic Journal.– 1991. – January,101 (404) – pp. 47-50.