Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 12
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» Кафедра русского языка Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов всех специальностей заочного обучения Санкт-Петербург 2010 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» Кафедра русского языка Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов всех специальностей заочного обучения Санкт-Петербург 2010 Составитель: зав. кафедрой русского языка доцент Н. А. Розова Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры русского языка. Протокол №12 от 29 июня 2009 года Предисловие
Данные методические рекомендации предназначены в первую очередь для студентов заочного отделения различных факультетов, в программы которых включена по дисциплине «Риторика». Методические рекомендации включают в себя описание особенностей содержания и стиля, композиции научно-практического исследования; требования к оформлению работы, перечень тем курсовых работ, а также – приложения, служащие образцами различных её частей. В результате использования МР, изучения соответствующих источников информации и их аналитической обработки студент овладевает навыками самостоятельной работы, углубляя, расширяя, систематизируя и закрепляя полученные теоретические знания и практические навыки.
– самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, посвящённое изучению строго определённого вопроса (темы). При ее написании используется научный стиль речи, имеющий свои особенности: обобщенность, логичность, доказательность, объективность, точность и строгость изложения информации, полученной из разных источников. Эти отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств: 1) Использование терминологии, понятной автору курсовой работы и всем, кто знакомится с ее содержанием. 2) Повышенное употребление имен существительных, прилагательных и причастий; в том числе – широкое использование «цепочки» родительных падежей. 3) Глагол в научной речи редко выражает конкретное действие, обычно употребляются такие глагольные формы, которые передают значения длительности, постоянства и многократности действия. Часто используется инфинитив глагола в безличных конструкциях (следует отметить
, необходимо подчеркнуть
; можно сделать вывод
и др.). 4) Для научной речи характерен логический синтаксис: широко используются сложные предложения. Логическая последовательность достигается с помощью подчинительных союзов (так как
, в связи с тем, что
, в то время как
и др.), а также – вводных слов (безусловно
, следовательно
, таким образом
и др.) и специальных средств связи (остановимся на
, перейдем к
, отметим также
и др.) – см. Приложения. 5) Не используется местоимение «я», которое заменяется авторским «мы», также часто опускаемым (рассмотрим вопрос
, проанализируем данную информацию
, сделаем соответствующие выводы и др.
). 6) Отсутствуют образно-эмоциональные выразительные средства. Средства организации связного текста
в курсовой работе
Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации и, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии Временная соотнесённость частей информации вначале, сначала прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, ещё (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее, выше, ниже Сопоставление и противопоставление частей информации так (же), таким (же) образом, таким (же) путём, точно так, совершенно так, аналогично; если … то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (всё-таки), же, а, но, однако Дополнение и уточнение данной информации также, при этом, причём, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения например; так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее Порядок перечисления во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец Обобщение, вывод, итог предыдущей информации таким образом, итак, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следует Ссылка на предыдущую и последующую информацию как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведённый, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому (с этим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого Композиция курсовой работы
Вводная часть
1.Обоснование выбора темы, ее актуальности; 2. Краткий обзор основной использованной литературы; 3. Определение проблемы, исследуемой (изучаемой) в данной работе: выделение конкретного вопроса/предмета исследования; 4. Формулировка основной цели и задач курсовой работы. Основная часть
1. Описание существующих основных теоретических положений, подходов к избранной проблеме; 2. Анализ информационного материала, которым располагает автор курсовой работы: здесь необходимо отразить свое отношение к тем или иным проблемам; 3. Включение практической части: смысловой и риторический анализ отрывков из выступления оратора или его речи в целом. Основная часть содержит главную информацию курсовой работы; она должна быть изложена логически правильно, при ее написании используется научный стиль речи, имеющий синтаксические, морфологические и лексические особенности. Следует помнить, что в основе любой научной работы лежит общеупотребительная лексика, однако, лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской недопустима! Заключительная часть
1. Краткая формулировка рассмотренных в работе вопросов (проблем); 2. Обобщенные выводы, которые вытекают из содержания всей курсовой работы; 3. Рекомендации по использованию данной работы (для кого она может быть полезна). Требования к оформлению курсовой работы
должна быть оформлена в соответствии с существующими требованиями (см. Приложения): 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение (1 – 2 стр.). 4. Основная часть, состоящая из двух и более глав (и параграфов) (14 – 24 стр.). 5. Заключение (1-2 стр.). 6. Список использованной литературы. 7. Приложения. Общий объем работы до 24 стр. (рекомендуется уточнить у преподавателя при выборе темы). Список литературы должен включать не менее пяти – семи источников за последние пять - десять лет, а также сайты Интернета, информация которых используется студентом. Включение в курсовую работу текстов, частично или полностью взятых из Интернета, без их аналитической переработки, комментирования или ссылок на источник, расценивается как плагиат: студент, сдавший преподавателю подобную работу, получает оценку «неудовлетворительно». Студенты заочного отделения получают данную методическую разработку, выбирают тему и пишут курсовую работу до начала чтения лекций по дисциплине «Риторика»; индивидуальные консультации, проверка, прием курсовых работ и их защита проводится согласно расписанию, утвержденному на заседании кафедры русского языка. Темы курсовой работы
1. Два основных направления развития древнегреческой риторики: софисты и «антисофисты». 2. Значение основных теоретических положений Аристотеля для современного оратора. 3. Риторический идеал Цицерона и его значение для современной риторики. 4. Специфика раннехристианской и средневековой риторики. 5. Актуальность основных положений риторики М.В. Ломоносова. 6. Нравственные принципы риторики; этика публичных выступлений (теория и практика). 7. Проблемы эффективности публичного выступления. 8. Диалогические формы ораторского искусства (теория и практика). 9. Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении. 10. Практический и теоретический вклад судебных ораторов прошлого в развитие отечественной риторики (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович и др.). 11. Ораторское искусство и политика. 12. Специфика языка и речи на ТВ, в Интернете и ее влияние на культуру общества. 13. Русские писатели о риторике и образцы их публичных выступлений (анализ). 14. Культура ораторской речи: теория и практика. 15. Идеальный оратор 19 – 20 вв. (В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, В.И. Вернадский, Л.Д. Ландау, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А.И. Солженицын и др.) Приложение 1
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» Факультет массовых коммуникаций Кафедра русского языка К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Риторика» Тема «Коммуникативная культура и этика делового общения» Выполнил(а) __________, студент(ка) _____ группы ___________ факультет Проверил _____________, ______________________ должность, кафедра Дата сдачи: _______ Оценка: __________ Санкт-Петербург 2009 Приложение 2
Образец оформления содержания
Содержание
Введение ………………………………………………………3 Глава I. Культура коммуникации и этика деловых отношений ………………………… ………………………..5 1.1. Коммуникативная культура в деловом общении ….5 Выводы …………………………………………..…..13 1.2. Корпоративная этика ……………………………….15 Выводы ……………………………………………….20 Глава II. Морально-этические принципы Procter&Gamble как путь к успеху ……………………….....21 2.1 Этический кодекс корпорации Procter&Gamble …..22 Выводы………………………………………………..22 Заключение …………………………………………………..24 Список литературы ………………………………………….26 Приложение 3
Образец введения курсовой работы
Введение
Единственный способ настраивать людей на
энергичную деятельность
– это общаться
с ними.
ЛиЯкокка
Жизнь делового человека непосредственно связана с общением: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, в том числе коммуникативной культуры, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника. Вечным и одним из главных регуляторов деловых отношений выступают этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. Общаясь со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе опирается на эти представления. И в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение – сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Актуальность
работы связана с тем, что в последнее время и в теории, и на практике уделяется большое внимание коммуникативной культуре и этике делового общения. Появляются всё новые обучающие программы; различные курсы, литература, посвященная данной теме. Учитываются вопросы корпоративной этики, личностных взаимоотношений, культуры коммуникации и при отборе персонала, и при приеме на работу, а также в процессе выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. В настоящее время многие организации вводят этический кодекс поведения, который регламентирует нормы поведения и требования, предъявляемые к конкретной должности. Нельзя не заметить, что этические кодексы поведения, принятые крупными современными корпорациями, имеют то же самое ценное морально-психологическое значение, что и неписаные кодексы. Цель работы:
выявить сущность корпоративной этики и культуры коммуникации, а также их значимость в деловой сфере. Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1) охарактеризовать понятие коммуникативной культуры в деловом общении; 2) определить основные аспекты этики делового общения; 3) рассмотреть морально-этические принципы корпорации Procter & Gamble на примере их этического кодекса. Методом исследования
был сбор и анализ литературы, посвященной теме курсовой работы. Основными источниками
служили 3 работы: учебное пособие «Корпоративная культура» И. Н. Кузнецова; работа доктора социологических наук В. П. Шейнова «Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера», учебное пособие для вузов «Психология и этика делового общения» В. Н. Лавриненко. Приложение 4
Образец заключения курсовой работы
Заключение
Умения и знания в области организации взаимодействия людей в деловой сфере позволяют устанавливать контакт с партнерами, эффективно добиваться желаемого результат. Поэтому в последнее время значительное внимание уделяется корпоративной культуре и этическим проблемам, возникающим у людей на рабочем месте: появляются определенные приемы и наработки, рекомендующие, как правильно поступать в той или иной ситуации. Все это включает в себя понятие коммуникативная культура. В данной работе была предпринята попытка раскрыть такие понятия, как коммуникативная культура и этикет делового общения, определить их роль в современной деловой сфере. На примере этического кодекса крупной корпорации P&G было продемонстрировано их применение на практике. Проанализировав вышеизложенный материал, автор сделал следующие выводы:
1) в деловом общении важную роль играет коммуникативная культура, в основе которой лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения определенных личностных качеств. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения; 2) соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности; 3) принципы этики корпоративных отношений в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Общие этические принципы корпоративных отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем; 4) ежегодно в мире проводятся сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, выходят книги, учебники, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество придает большое значение этическим проблемам; 5) в этическом кодексе корпорации P&G обобщены основные принципы, которые уже в течение многих лет регламентируют деятельность и решения сотрудников компании. Совершенно очевидно, что невозможно предусмотреть все ситуации, в которых сотруднику придется решать вопросы, связанные с соблюдением законов и этических норм. Главный морально-этический принцип корпорации – «стремиться поступать наилучшим образом» – составляет основную черту всей деятельности компании. Таким образом, в современных деловых отношениях часто возникают этические проблемы. Для их решения необходима выработка определенных подходов, содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества. Наблюдения, выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы руководителями компаний, рядовыми сотрудниками – всеми, кто занят в деловой сфере, а также при составлении специальных учебных курсов «Корпоративная культура». Приложение 5
Правила оформления цитируемых источников
Справочный аппарат курсовой работы (сноски, ссылки) служит для указания на документальные источники, научную или справочную литературу, заимствования из которой присутствуют в тексте. Такие указания являются важным компонентом курсового сочинения. Существует несколько способов оформления цитируемого текста: 1. Подстрочный. В этом случае ссылки оформляются непосредственно под текстом работы на каждом листе. Например: «Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы…»[1]
2. Со ссылкой на список цитируемых источников и используемой литературы. Здесь опорным моментом является порядок построения списка цитируемых источников и использованной литературы, помещаемый после «Заключения» к курсовой работе. Например: «Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы…» [5, с. 341] В данном случае первая цифра в скобках (5) указывает на порядковый номер учебника «Культура русской речи» в списке цитируемых источников и использованной литературы, а вторая цифра (341) – на страницу цитируемой работы. Предпочтителен второй способ оформления ссылок. Приложение 6
Образец оформления списка литературы
Список литературы
1. Кевин М. Томсон. Рецепты корпоративной культуры. М.: Балас Бизнес Букс, 2005. – 272с. 2. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. – 425с. 3. Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие. М.: Ось -89, 2002. – 320с. 4. Кузнецов И. Н. Корпоративная культура: Учебное пособие. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. – 304с. 5. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2007. – С. 341. 6. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001. – 279с. 7. Рытченко Т. А., Татаркова Н. В. Психология деловых отношений. М.: МГУЭСИ, 2001. – 283с. 8. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. – 352с. 9. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Мн.: Амалфея, 2003. – 448с. 10. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. М.: Феникс, 1997. – 302с. 11. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М.: Датастром, 2000. 12. Адреса сайтов в Интернете. Список должен содержать не менее 5 – 7 источников за последние 10 лет. Наименования должны быть указаны в алфавитном порядке. Список литературы
1. Жаркова Т. В., Мудриченко О. М. Учебно-методическое пособие по написанию курсовой работы для студентов ФМК, ФЭИ вечернего и заочного отделений всех специальностей. – СПб: СПбГУКиТ, 2007. – С. 65. 2. Кузнецов И. Н. ы, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. – М., 2008. – С. 339. 3. Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работу. – СПб.: Питер, 2005. – С. 188: ил. Содержание
Предисловие …………………………………………………..3 ………………………………………………4 Средства организации связного текста в курсовой работе…5 Композиция курсовой работы …………………………...…..6 Требования к оформлению курсовой работы ………………7 Темы курсовой работы ……………………………………….8 Приложение 1 ………………………………………………..10 Приложение 2 ………………………………………………..11 Приложение 3 ………………………………………………..12 Приложение 4 ………………………………………………..14 Приложение 5 ………………………………………………..16 Приложение 6 ………………………………………………..17 Список литературы ………………………………………….18 [1]
Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2007. – С. 341.
|