Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по написанию курсовой работы для студентов всех специальностей

 

             

Рекомендации методические по написанию курсовой работы для студентов всех специальностей

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра русского языка

РИТОРИКА

Методические рекомендации по написанию

курсовой работы для студентов всех специальностей

заочного обучения

Санкт-Петербург

2010

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра русского языка

РИТОРИКА

Методические рекомендации по написанию

курсовой работы для студентов всех специальностей

заочного обучения

Санкт-Петербург

2010

Составитель: зав. кафедрой русского языка доцент Н. А. Розова

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры русского языка. Протокол №12 от 29 июня 2009 года

Предисловие

Данные методические рекомендации предназначены в первую очередь для студентов заочного отделения различных факультетов, в программы которых включена по дисциплине «Риторика».

Методические рекомендации включают в себя описание особенностей содержания и стиля, композиции научно-практического исследования; требования к оформлению работы, перечень тем курсовых работ, а также – приложения, служащие образцами различных её частей.

В результате использования МР, изучения соответствующих источников информации и их аналитической обработки студент овладевает навыками самостоятельной работы, углубляя, расширяя, систематизируя и закрепляя полученные теоретические знания и практические навыки.

– самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, посвящённое изучению строго определённого вопроса (темы). При ее написании используется научный стиль речи, имеющий свои особенности: обобщенность, логичность, доказательность, объективность, точность и строгость изложения информации, полученной из разных источников. Эти отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств:

1) Использование терминологии, понятной автору курсовой работы и всем, кто знакомится с ее содержанием.

2) Повышенное употребление имен существительных, прилагательных и причастий; в том числе – широкое использование «цепочки» родительных падежей.

3) Глагол в научной речи редко выражает конкретное действие, обычно употребляются такие глагольные формы, которые передают значения длительности, постоянства и многократности действия. Часто используется инфинитив глагола в безличных конструкциях (следует отметить , необходимо подчеркнуть ; можно сделать вывод и др.).

4) Для научной речи характерен логический синтаксис: широко используются сложные предложения. Логическая последовательность достигается с помощью подчинительных союзов (так как , в связи с тем, что , в то время как и др.), а также – вводных слов (безусловно , следовательно , таким образом и др.) и специальных средств связи (остановимся на , перейдем к , отметим также и др.) – см. Приложения.

5) Не используется местоимение «я», которое заменяется авторским «мы», также часто опускаемым (рассмотрим вопрос , проанализируем данную информацию , сделаем соответствующие выводы и др. ).

6) Отсутствуют образно-эмоциональные выразительные средства.

Средства организации связного текста

в курсовой работе

Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации

и, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии

Временная соотнесённость частей информации

вначале, сначала прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, ещё (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее, выше, ниже

Сопоставление и противопоставление частей информации

так (же), таким (же) образом, таким (же) путём, точно так, совершенно так, аналогично; если … то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (всё-таки), же, а, но, однако

Дополнение и уточнение данной информации

также, при этом, причём, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности

Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения

например; так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее

Порядок перечисления

во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

таким образом, итак, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следует

Ссылка на предыдущую и последующую информацию

как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведённый, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому (с этим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого

Композиция курсовой работы

Вводная часть

1.Обоснование выбора темы, ее актуальности; 2. Краткий обзор основной использованной литературы; 3. Определение проблемы, исследуемой (изучаемой) в данной работе: выделение конкретного вопроса/предмета исследования; 4. Формулировка основной цели и задач курсовой работы.

Основная часть

1. Описание существующих основных теоретических положений, подходов к избранной проблеме; 2. Анализ информационного материала, которым располагает автор курсовой работы: здесь необходимо отразить свое отношение к тем или иным проблемам; 3. Включение практической части: смысловой и риторический анализ отрывков из выступления оратора или его речи в целом.

Основная часть содержит главную информацию курсовой работы; она должна быть изложена логически правильно, при ее написании используется научный стиль речи, имеющий синтаксические, морфологические и лексические особенности. Следует помнить, что в основе любой научной работы лежит общеупотребительная лексика, однако, лексика с разговорной и разговорно-простореч­ной окраской недопустима!

Заключительная часть

1. Краткая формулировка рассмотренных в работе вопросов (проблем); 2. Обобщенные выводы, которые вытекают из содержания всей курсовой работы; 3. Рекомендации по использованию данной работы (для кого она может быть полезна).

Требования к оформлению курсовой работы

должна быть оформлена в соответствии с существующими требованиями (см. Приложения):

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение (1 – 2 стр.).

4. Основная часть, состоящая из двух и более глав (и параграфов) (14 – 24 стр.).

5. Заключение (1-2 стр.).

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

Общий объем работы до 24 стр. (рекомендуется уточнить у преподавателя при выборе темы). Список литературы должен включать не менее пяти – семи источников за последние пять - десять лет, а также сайты Интернета, информация которых используется студентом. Включение в курсовую работу текстов, частично или полностью взятых из Интернета, без их аналитической переработки, комментирования или ссылок на источник, расценивается как плагиат: студент, сдавший преподавателю подобную работу, получает оценку «неудовлетворительно».

Студенты заочного отделения получают данную методическую разработку, выбирают тему и пишут курсовую работу до начала чтения лекций по дисциплине «Риторика»; индивидуальные консультации, проверка, прием курсовых работ и их защита проводится согласно расписанию, утвержденному на заседании кафедры русского языка.

Темы курсовой работы

1. Два основных направления развития древнегреческой риторики: софисты и «антисофисты».

2. Значение основных теоретических положений Аристотеля для современ­ного оратора.

3. Риторический идеал Цицерона и его значение для современной риторики.

4. Специфика раннехристианской и средневековой риторики.

5. Актуальность основных положений риторики М.В. Ломоносова.

6. Нравственные принципы риторики; этика публичных выступлений (теория и практика).

7. Проблемы эффективности публичного выступления.

8. Диалогические формы ораторского искусства (теория и практика).

9. Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении.

10. Практический и теоретический вклад судебных ораторов прошлого в развитие отечественной риторики (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович и др.).

11. Ораторское искусство и политика.

12. Специфика языка и речи на ТВ, в Интернете и ее влияние на культуру общества.

13. Русские писатели о риторике и образцы их публичных выступлений (анализ).

14. Культура ораторской речи: теория и практика.

15. Идеальный оратор 19 – 20 вв. (В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, В.И. Вернадский, Л.Д. Ландау, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А.И. Солженицын и др.)

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет массовых коммуникаций

Кафедра русского языка

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Риторика»

Тема «Коммуникативная культура и этика

делового общения»

Выполнил(а) __________,

студент(ка) _____ группы

___________

факультет

Проверил _____________,

______________________

должность, кафедра

Дата сдачи: _______ Оценка: __________

Санкт-Петербург

2009

Приложение 2

Образец оформления содержания

Содержание

Введение ………………………………………………………3

Глава I. Культура коммуникации и этика деловых

отношений ………………………… ………………………..5

1.1. Коммуникативная культура в деловом общении ….5

Выводы …………………………………………..…..13

1.2. Корпоративная этика ……………………………….15

Выводы ……………………………………………….20

Глава II. Морально-этические принципы

Procter&Gamble как путь к успеху ……………………….....21

2.1 Этический кодекс корпорации Procter&Gamble …..22

Выводы………………………………………………..22

Заключение …………………………………………………..24

Список литературы ………………………………………….26

Приложение 3

Образец введения курсовой работы

Введение

Единственный способ настраивать людей на

энергичную деятельность это общаться с ними.

ЛиЯкокка

Жизнь делового человека непосредственно связана с общением: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, в том числе коммуникативной культуры, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника.

Вечным и одним из главных регуляторов деловых отношений выступают этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. Общаясь со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе опирается на эти представления. И в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение – сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Актуальность работы связана с тем, что в последнее время и в теории, и на практике уделяется большое внимание коммуникативной культуре и этике делового общения. Появляются всё новые обучающие программы; различные курсы, литература, посвященная данной теме. Учитываются вопросы корпоративной этики, личностных взаимоотношений, культуры коммуникации и при отборе персонала, и при приеме на работу, а также в процессе выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. В настоящее время многие организации вводят этический кодекс поведения, который регламентирует нормы поведения и требования, предъявляемые к конкретной должности. Нельзя не заметить, что этические кодексы поведения, принятые крупными современными корпорациями, имеют то же самое ценное морально-психологическое значение, что и неписаные кодексы.

Цель работы: выявить сущность корпоративной этики и культуры коммуникации, а также их значимость в деловой сфере.

Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:

1) охарактеризовать понятие коммуникативной культуры в деловом общении;

2) определить основные аспекты этики делового общения;

3) рассмотреть морально-этические принципы корпорации Procter & Gamble на примере их этического кодекса.

Методом исследования был сбор и анализ литературы, посвященной теме курсовой работы.

Основными источниками служили 3 работы: учебное пособие «Корпоративная культура» И. Н. Кузнецова; работа доктора социологических наук В. П. Шейнова «Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера», учебное пособие для вузов «Психология и этика делового общения» В. Н. Лавриненко.

Приложение 4

Образец заключения курсовой работы

Заключение

Умения и знания в области организации взаимодействия людей в деловой сфере позволяют устанавливать контакт с партнерами, эффективно добиваться желаемого результат. Поэтому в последнее время значительное внимание уделяется корпоративной культуре и этическим проблемам, возникающим у людей на рабочем месте: появляются определенные приемы и наработки, рекомендующие, как правильно поступать в той или иной ситуации. Все это включает в себя понятие коммуникативная культура.

В данной работе была предпринята попытка раскрыть такие понятия, как коммуникативная культура и этикет делового общения, определить их роль в современной деловой сфере. На примере этического кодекса крупной корпорации P&G было продемонстрировано их применение на практике.

Проанализировав вышеизложенный материал, автор сделал следующие выводы:

1) в деловом общении важную роль играет коммуникативная культура, в основе которой лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения определенных личностных качеств. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения;

2) соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности;

3) принципы этики корпоративных отношений в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Общие этические принципы корпоративных отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем;

4) ежегодно в мире проводятся сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, выходят книги, учебники, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество придает большое значение этическим проблемам;

5) в этическом кодексе корпорации P&G обобщены основные принципы, которые уже в течение многих лет регламентируют деятельность и решения сотрудников компании. Совершенно очевидно, что невозможно предусмотреть все ситуации, в которых сотруднику придется решать вопросы, связанные с соблюдением законов и этических норм. Главный морально-этический принцип корпорации – «стремиться поступать наилучшим образом» – составляет основную черту всей деятельности компании.

Таким образом, в современных деловых отношениях часто возникают этические проблемы. Для их решения необходима выработка определенных подходов, содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества. Наблюдения, выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы руководителями компаний, рядовыми сотрудниками – всеми, кто занят в деловой сфере, а также при составлении специальных учебных курсов «Корпоративная культура».

Приложение 5

Правила оформления цитируемых источников

Справочный аппарат курсовой работы (сноски, ссылки) служит для указания на документальные источники, научную или справочную литературу, заимствования из которой присутствуют в тексте. Такие указания являются важным компонентом курсового сочинения. Существует несколько способов оформления цитируемого текста:

1. Подстрочный.

В этом случае ссылки оформляются непосредственно под текстом работы на каждом листе. Например: «Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы…»[1]

2. Со ссылкой на список цитируемых источников и используемой литературы.

Здесь опорным моментом является порядок построения списка цитируемых источников и использованной литературы, помещаемый после «Заключения» к курсовой работе.

Например: «Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы…» [5, с. 341]

В данном случае первая цифра в скобках (5) указывает на порядковый номер учебника «Культура русской речи» в списке цитируемых источников и использованной литературы, а вторая цифра (341) – на страницу цитируемой работы.

Предпочтителен второй способ оформления ссылок.

Приложение 6

Образец оформления списка литературы

Список литературы

1. Кевин М. Томсон. Рецепты корпоративной культуры. М.: Балас Бизнес Букс, 2005. – 272с.

2. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. – 425с.

3. Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие. М.: Ось -89, 2002. – 320с.

4. Кузнецов И. Н. Корпоративная культура: Учебное пособие. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. – 304с.

5. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2007. – С. 341.

6. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001. – 279с.

7. Рытченко Т. А., Татаркова Н. В. Психология деловых отношений. М.: МГУЭСИ, 2001. – 283с.

8. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. – 352с.

9. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Мн.: Амалфея, 2003. – 448с.

10. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. М.: Феникс, 1997. – 302с.

11. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М.: Датастром, 2000.

12. Адреса сайтов в Интернете.

Список должен содержать не менее 5 – 7 источников за последние 10 лет. Наименования должны быть указаны в алфавитном порядке.

Список литературы

1. Жаркова Т. В., Мудриченко О. М. Учебно-методическое пособие по написанию курсовой работы для студентов ФМК, ФЭИ вечернего и заочного отделений всех специальностей. – СПб: СПбГУКиТ, 2007. – С. 65.

2. Кузнецов И. Н. ы, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. – М., 2008. – С. 339.

3. Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работу. – СПб.: Питер, 2005. – С. 188: ил.

Содержание

Предисловие …………………………………………………..3

………………………………………………4

Средства организации связного текста в курсовой работе…5

Композиция курсовой работы …………………………...…..6

Требования к оформлению курсовой работы ………………7

Темы курсовой работы ……………………………………….8

Приложение 1 ………………………………………………..10

Приложение 2 ………………………………………………..11

Приложение 3 ………………………………………………..12

Приложение 4 ………………………………………………..14

Приложение 5 ………………………………………………..16

Приложение 6 ………………………………………………..17

Список литературы ………………………………………….18


[1] Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2007. – С. 341.