Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

отчет

 

             

отчет

Отчет 214 с., 4 ч., 1 рис., 47 табл., 70 источников, 16 нормативных источников, 3 прил.

Ключевые слова : образовательный округ, Административная реформа, образовательные услуги, ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, МОДЕРНИЗАЦИя УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПРИОРИТЕТы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность проекта. В России происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Заявленная Правительством Российской Федерации программа модернизации системы образования должна обеспечить условия для гибкой адаптации этой сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды; создать механизмы развития системы образования в соответствии с требованиями общества, а также ее собственными целями и задачами; сделать образование более качественным, доступным и эффективным.

Для достижения поставленных целей необходимо создание нового организационно-экономического механизма систем общего и профессионального образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для управления принципиально другой организацией образовательных ресурсов, для достижения поставленных целей модернизации возможным оказывается управление системой образования в форме создания образовательных округов.

Организация системы образования на основе образовательных округов призвана:

· повысить доступность образования;

· ввести сетевую организацию обучения в старшей школе и в дополнительном образовании;

· повысить качество образования;

· создать условия для эффективной организации высшего образования;

· организовать межмуниципальное регулирование рынка труда;

· повысить эффективность системы образования;

· развивать внутримуниципальные и межмуниципальные коммуникации;

· использовать электронные коммуникации, информационные технологии в интересах всех сфер жизнедеятельности территории;

· превращать образовательные центры в социально-культурный ресурс;

· организовать спортивные ресурсы в интересах территории;

· ввести новые функции управления: маркетинг образовательных услуг,

· PR – сопровождение проводимых изменений;

· сократить аппарат управления и обслуживающих структур.

Эксперимент по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов был инициирован органами управления образования Самарской области в 2002 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2005 г. N 840-р эксперимент был продолжен на срок до 2008 года. При этом, наряду с Самарской областью в эксперимент были включены Сахалинская, Астраханская, Кировская, Ульяновская области, Чукотский автономный округ. Самостоятельное решение о внедрении системы управления образованием на основании формирования образовательных округов было принято в Алтайском крае.

Учитывая сроки начала эксперимента по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов назрела необходимость разработки программы и инструментария для подведения результатов эксперимента, а также подготовки доклада для федеральных и региональных органов власти о результатах и перспективах управления образованием с помощью образовательных округов.

Субъекты Российской Федерации, принимающие участие в эксперименте реализуют различные модели организации управления образованием на основе создания образовательных округов исходя из норм законодательства Российской Федерации и региональных законов и постановлений. По этой причине, помимо перечисленных выше задач, назрела необходимость сравнительной оценки результатов различных моделей организации образовательных округов и выработки рекомендаций для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по переходу на систему управления образованием на основании создания образовательных округов.

Целью данного исследования является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере образования в части обеспечения внедрения новых принципов финансирования образовательных учреждений путем исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.

Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач и подзадач исследования:

1. Подготовка и проведение исследования практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Разработка программы и инструментария для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Сбор и обработка данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов в Самарской, Астраханской, Кировской, Сахалинской и Ульяновской областях и в Чукотском автономном округе

2. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Анализ результатов исследования внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Подготовка доклада о ходе и результатах федерального эксперимента по внедрению модели управления образованием на основе создания образовательных округов

На первом этапе реализации проекта получены следующие результаты :

1. Разработана программа и методика сбора информации, инструментарий для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.

2. В соответствии с разработанной программой исследования и инструментарием собранны данные в Самарской, Кировской областях и в Чукотском автономном округе, отражающие ход эксперимента управления региональными системами образования на основании создания образовательных округов и результаты эксперимента.

Результаты , полученные на данном этапе проекта, характеризуются полнотой и достоверностью и позволяют выполнять задачи, поставленные на следующих этапах проекта. Полученные результаты могут быть использованы органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях как инструмент анализа результатов внедрения практики управления региональной системой образования с помощью образовательных округов в других регионах, а также для оценки перспектив формирования образовательных округов в собственном регионе.


СОДЕРЖАНИЕ

Нормативные ссылки.. 8

Определения.. 11

Обозначения и сокращения.. 13

1.Введение.. 14

2. Систематизация и описание используемых в регионах РФ моделей управления системой образования на основании создания образовательных округов.. 17

3. Разработка программы и инструментария для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.. 24

3.1. Постановка целей и задач исследования. Выбор и обоснование критериев оценки результатов создания различных моделей образовательных округов. 25

3.2 Инструментарий для оценки индикаторов и критериев оценки результатов создания различных моделей образовательных округов. 34

3.2.1 Методика проведения исследования. 34

3.2.2 Формы для сбора и обработки данных. 36

3.2.3 Описание порядка и регламентов проведения исследования. 70

4. Сбор и обработка данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов в регионах РФ... 74

4.1 Отчет о реализации мероприятий в рамках федерального эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов по Самарской области.. 74

4.2 Отчет о реализации мероприятий в рамках федерального эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов в Кировской области.. 136

4.3 Отчет о ходе федерального эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов в Чукотском автономном округе. 161

Заключение.. 173

Список литературы... 175

Приложения.. 181

Приложение 1. Перечень форм федерального статистического наблюдения по образованию и иным социальным аспектам территории, данные которых используемых в расчете индикаторов, характеризующих создание и эффективность функционирования образовательных округов. 182

Приложение 2. Дополнительные источники.. 188

Приложение 3. Методология расчета системы индикаторов, характеризующих создание и эффективность функционирования образовательных округов. 194


Нормативные ссылки

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. №587 «О Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

2. Постановление Губернатора Самарской области от 23.03.2004 N 73 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Самарской области».

3. Постановление Губернатора Самарской области от 5 июня 2002 г. N 174

(в редакции постановления от 08.04.2004 № 90) «Положение об общих принципах деятельности территориальных управлений Министерства образования и науки Самарской области».

4. Постановление Губернатора Самарской области от 26.09.2002 № 321 (в редакции постановления от 08.04.2004 № 90) «О создании Северо-западного управления Министерства образования и науки Самарской области».

5. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 30 апреля 2004 г. № 156-од «Положение о Северо-западном управлении Министерства образования и науки Самарской области».2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2005 г. №840-р.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. №1798 –р.

7. Регламент взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28.02.2005 №55.

8. Соглашнение № 1143/1 «О взаимодействии в области образования органов местного самоуправления городского округа Тольятти и министерства образования и науки Самарской области на территории Тольяттинского образовательного округа».

9. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (с изменениями от 11 ноября 2005 г.).

10. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.).

11. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.).

12. Указ Губернатора Кировской области от 11.05.2006 № 30 «О создании образовательных округов на территории Кировской области».

13. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации"» и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

14. Федеральный закон №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

15. Федеральный закон №125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

16. Федеральный закон №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

Определения

Административная реформа – комплекс мероприятий, инициированных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, направленных на преодоление разрыва между состоянием государственного и муниципального управления и существующим социально-экономическим потенциалом страны путем кардинального повышения эффективности и результативности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, повышения качества государственного и муниципального управления.

Модель управления образованием – комплекс нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических, кадровых, иных управленческих механизмов, направленных на поддержание функционирования и развитие системы образования в соответствии с установленными нормами и требованиями законодательства, показателями качества и эффективности и социального заказа.

Адаптация моделей управления образования – комплекс нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических, кадровых, иных управленческих мероприятий, направленных на поддержание функционирования и развития системы образования (повышение эффективности, улучшение показателей качества) в соответствии с изменившимися условиями (принятие новых нормативно-правовых документов, изменение финансирования, изменение социальной среды).

Образовательный округ является частью территории субъекта Российской Федерации, в границах которой осуществляется компетенция местного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области управления образованием. Границы образовательного округа определяются с учетом размещения образовательных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах, и исключает механистические подходы. Столь широкая трактовка эффективности не противоречит узконаправленному ее пониманию. Широко известны показатели эффективности производства: его результативность, интенсивность функционирования системы, степень достижения цели и уровень организованности системы и т.д.


Обозначения и сокращения

БК – Бюджетный Кодекс Российской Федерации

ВВП – валовой внутренний продукт

ВРП – валовой региональный продукт

ЕГЭ – единый государственный экзамен

МБО – межбюджетные отношения

МОУ – муниципальное образовательное учреждение

МЭРТ – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

НК – Налоговый Кодекс Российской Федерации

НПО – начальное профессиональное образование

ОПФ – организационно-правовая форма

СПО – среднее профессиональное образование

ФЗ – федеральный закон

ФОИВ – Федеральный орган исполнительной власти

1.Введение

В России происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Заявленная Правительством Российской Федерации программа модернизации системы образования должна обеспечить условия для гибкой адаптации этой сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды; создать механизмы развития системы образования в соответствии с требованиями общества, а также ее собственными целями и задачами; сделать образование более качественным, доступным и эффективным.

Для достижения поставленных целей необходимо создание нового организационно-экономического механизма систем общего и профессионального образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Приоритетными направлениями в связи с этим становятся:

- формирование новых принципов и механизмов финансирования отрасли;

- реструктуризация сети образовательных учреждений, создание ее новой территориальной организации;

- формирование нового содержания образования, отвечающего современным потребностям общества;

- введение принципиально иной системы оценки качества образования.

Для управления принципиально другой организацией образовательных ресурсов, для достижения поставленных целей модернизации возможным оказывается управление системой образования в форме создания образовательных округов.

Эксперимент по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов был инициирован органами управления образования Самарской области в 2002 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2005 г. №840-р эксперимент был продолжен на срок до 2008 года. При этом наряду с Самарской областью в эксперимент были включены Сахалинская, Астраханская, Кировская, Ульяновская области. В настоящее время формирование образовательных округов происходит и в других регионах, не включенных в федеральный эксперимент, - например, в Алтайском крае.

Субъекты Российской Федерации, принимающие участие в эксперименте, реализуют различные модели организации управления образованием на основе создания образовательных округов исходя из норм законодательства Российской Федерации и региональных законов и постановлений. Модели эти созданы как в более жестком варианте (с передачей государственному органу управления образованием субъекта РФ большинства или ключевых функций муниципалитетов в управлении образованием – Самарская область), так и в более мягких вариантах (Кировская область – предполагает «приближение» государства к объектам управления при сохранении муниципальных органов управления образованием; Астраханская область – образовательные округа рассматриваются скорее как территориальные комплексы, имеющие совещательное значение, разрабатывающие программы развития образования нескольких муниципалитетов; в Алтайском округа сформированы как общественные организации, координирующие образовательную деятельность муниципалитетов).

Накопленный период реализации эксперимента по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов требует подведения итогов и определения дальнейших форм работы с образовательными округами.

Целью работы является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере образования в части обеспечения внедрения новых принципов финансирования образовательных учреждений путем исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.

Задачи работы

Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач и подзадач исследования:

1. Подготовка и проведение исследования практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Разработка программы и инструментария для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.

- Сбор и обработка данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов в Самарской, Астраханской, Кировской, Сахалинской и Ульяновской областях и в Чукотском автономном округе.

2. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Анализ результатов исследования внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

- Подготовка доклада о ходе и результатах федерального эксперимента по внедрению модели управления образованием на основе создания образовательных округов

На данном этапе решается первая из поставленных задач.

2. Систематизация и описание используемых в регионах РФ моделей управления системой образования на основании создания образовательных округов

Эксперимент по созданию образовательных округов был запущен с 2006 года в связи с принятием Распоряжения Правительства РФ №840-р от 21 июня 2005 года. Было установлено, что в эксперименте участвуют 5 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская и Ульяновская области, и эксперимент должен быть осуществлен в 2006 – 2008 годах. На сегодняшний день назрела необходимость подведения итогов эксперимента.

Немаловажно, что процесс управления образованием на основании создания образовательных округов затронул не только перечисленные регионы. Отдельные субъекты Федерации приступили к такой трансформации самостоятельно, без включения их в федеральный эксперимент. К таким регионам относится, например, Алтайский край. Сам этот факт, «инициатива снизу» говорит о привлекательности идеи образовательных округов.

Прежде всего, необходимо сказать о целях формирования образовательных округов, так как от постановки целей зависит то, что оценивается в качестве результатов эксперимента. Цели взаимоувязаны с используемой моделью образовательных округов, тем не менее, их можно в универсальном виде сформулировать следующим образом:

· повышение эффективности управления образованием в регионах и эффективности использования ресурсов;

· усиление связи общего и профессионального образования и ориентации системы образования на местные рынки труда;

· повышение качества и доступности образования (особенно в сельской местности) посредством организации сетевого взаимодействия между разноуровневыми учреждениями образования, а также между учреждениями образования и социально-культурной сферы.

Экспериментальный опыт регионов РФ позволил сформировать следующие модели образовательных округов.

1. «Жесткая государственная» модель, предусматривающая передачу государственному органу управления образованием субъекта РФ большинства или ключевых функций муниципалитетов в управлении образованием (реализуется в Самарской области; находится в противоречии с действующим законодательством).

2. «Мягкая государственная» модель, предполагающая преимущественно лишь «приближение» государства к объектам управления (реализуется в Кировской области). Здесь сохранены муниципальные органы управления образованием при создании 8 образовательных округов, однако численность управленцев на муниципальном уровне сокращена в соответствии с сокращением полномочий и повышена численность персонала в региональных органах управления образованием. В каждом образовательном округе созданы и административные органы управления, и общественные советы.

3. «Межуниципальная договорная» модель, предполагающая, в том числе, повышенную роль общественно-государственного управления. Предусматривает объединение ресурсов нескольких муниципалитетов при участии государства для решения отдельных задач функционирования и модернизации образования на данных территориях – Астраханская область, Алтайский край. В Астраханской области образовательные округа рассматриваются скорее не как способ усиления роли государства и управленческой вертикали в образовании, а как территориальные комплексы, имеющие совещательное значение, разрабатывающие программы развития образования нескольких муниципалитетов. В Алтайском крае создано 7 округов без образования юридического лица. Округа сформированы как общественные организации, координирующие образовательную деятельность муниципалитетов. Единственной региональной структурой в округе является ресурсный центр (филиал учреждения дополнительного образования). Такой вариант «горизонтальной координации» муниципальных систем действует в рамках существующего законодательства.

Теоретически может существовать модель образовательных округов, при которой ряд государственных полномочий передается на муниципальный уровень.

Необходимо четко понимать, что за двухлетний период реализации эксперимента возможно адекватно оценивать только достижение управленческих целей. По общемировой практике достижение результатов социально-экономического характера (таких, например, как повышение качества образования) требует гораздо большего периода рассмотрения. Поэтому о последних можно говорить только применительно к Самарской области, в которой работа с образовательными округами ведется с 2001 года.

По результатам эксперимента, прежде всего, следует рассматривать группу управленческих эффектов.

В сегодняшней системе образования существует проблема отсутствия механизмов согласования действий между уровнями политики и управления образованием. На практике это часто приводит к отказу муниципалитетов от необходимых шагов по модернизации существующей образовательной сети и других направлений реформирования системы образования. Образовательные округа позволяют решить эту проблему: если они созданы либо в форме «приближения» государства к объектам управления, либо в форме передачи большинства или ключевых функций муниципалитетов в управлении образованием на региональный уровень, либо в форме передачи государственных полномочий на местный уровень.

О решении данной проблемы говорят факты продвижения регионов-участников эксперимента в реализации проектов модернизации систем образования. В перечисленных регионах осуществлен переход на подушевое нормативное финансирование образования, причем средства на подушевой основе доводятся до уровня образовательных учреждений (Астраханская область, Самарская область, Кировская область). В Самарской области подушевое нормативное финансирование введено не только для учреждений общего образования, но и для учреждений профессионального образования.

В Самарской области введение образовательных округов позволило оптимизировать численность управленческого персонала и провести за счет этой оптимизации повышение уровня оплаты труда. Численность управленческого персонала снизилась в 1,7 раза. Эффекты от сокращения численности управленческого персонала особенно значимы для муниципалитетов с низкой численностью населения. В них содержание штата работников органа управления образованием является экономически нерациональным, поскольку в их подчинении находятся от сотни до тысячи учащихся.

Управление на основании образовательных округов при условии приближения государства к объектам управления позволяет менее болезненно осуществлять переход к новой системе оплаты труда. В Самарской области, например, средняя заработная плата учителей за период реализации эксперимента возросла и составила в 2007 году 10-12 тыс. руб. в сельских муниципалитетах, около 8 тыс. руб. в Тольятти.

Таким образом, можно констатировать, что модель образовательных округов упрощает реализацию программ развития образования регионов и отдельных муниципалитетов. В том числе это относится и к реализации приоритетного национального проекта «Образование», особенно в части проведения комплексных проектов модернизации региональных образовательных систем (комплексные проекты модернизации образования реализуются в Астраханской и Самарской областях). Во многом это обусловлено сокращением административных и транзакционных издержек между уровнями власти, территориями, учреждениями.

Система образовательных округов позволяет решить межмуниципальные проблемы и в более «жестких» моделях (предполагающих перераспределение полномочий и реорганизацию отдельных уровней управления), и в более «мягких» моделях, рассматривающих образовательные округа с преимущественно общественным принципом управления. Данный результат характерен, например, для Астраханской области, где пошли по пути создания общественных образовательных округов, осуществляющих согласование совместных, межмуниципальных программ и проектов, а также подготавливающих заявки на финансирование этих проектов в пределах средств регионального бюджета, предусмотренных сверх объемов средств, определяемых на основании норматива подушевого финансирования образования.

Наличие управленческих эффектов от перехода системы управления образованием на образовательные округа признается управленцами всех уровней. Это стало очевидным, например, на совещании регионов-участников эксперимента с представителями Министерства образования и науки РФ, экспертами ФИРО и других институтов образовательного сообщества, проведенном 22 мая 2007 года. Об эффектах образовательных округов на совещании докладывали специалисты и регионального, и окружного, и муниципального уровня.

Создание единого образовательного пространство на основании образовательных округов позволяет региональным властям эффективно реализовывать федеральную и региональную политику в сфере образования. С созданием округов у региональных властей появилась возможность ставить перед руководством округов конкретные и объемные задачи, в том числе, что немаловажно, в рамках исполнения национального проекта «Образование». Через территориальные управления округов региональные власти успешно выполняют различные образовательные программы, следят за целевым использованием средств из областного бюджета, контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов, лицензионных требований и норм.

За счет укрепления управленческой вертикали в образовании при создании образовательных округов в Самарской области, например, и повышении уровня оплаты труда в образовании смогли приступить к решению проблемы обеспечения учителей жильем. В области стартовал пилотный проект индивидуального малоэтажного строительства для работников муниципальных образовательных учреждений.

Приведенные выше примеры позволяют констатировать и такой результат эксперимента, как повышение эффективности использования ресурсов в отрасли. Это достигается за счет оптимизации сети учреждений, организации сетевого взаимодействия, внедрения новой системы оплаты труда и др.

Например, за счет оптимизации сети образовательных учреждений и планомерного повышения материально-технического оснащения в «точках роста», в опорных центрах (что достигается благодаря указанным выше управленческим эффектам) достигается лучшая оснащенность образования и более высокие показатели качества обучения. В Самарской области, например, за период работы с образовательными округами констатируют повышение результатов ЕГЭ и сокращение его разрыва между выпускниками сельских и городских школ. Количество выпускников Самарской области, набравших 100 баллов, растет из года в год.

Регионы-участники эксперимента констатируют эффективность образовательных округов в плане повышения квалификации учителей. В Алтайском крае при каждом образовательном округе созданы ресурсные центры (на базе краевых учреждений повышения квалификации), что способствовало расширению пользования их услугами. Аналогичная схема характерна и для Самарской области.

Благодаря формированию образовательных округов решается и проблема обеспечения разнообразия образовательных услуг. Как известно, в небольших муниципалитетах образовательная сеть не может обеспечивать достаточность различных образовательных программ или обеспечивает их с большими издержками ввиду рассредоточения ресурсов. На сегодняшний день в Самарской области до 70% выпускников подвозятся и обучаются в оснащенных образовательных центрах, произошло сокращение учреждений дополнительного образования при повышении охвата детей дополнительным обучением. Что свидетельствует о положительных изменениях в плане обеспечения должного качества образования в сельских образовательных учреждениях и школах с малочисленным контингентом.

В тех случаях, когда при создании образовательного округа упор делается не на перераспределение управленческих функций, а на развитие общественной составляющей (Астраханская область, Алтайский край), можно говорить об усилении общественно-государственного управления, появлении вертикали общественного управления.

Одним из наиболее важных результатов управления образованием на основании создания образовательных округов является усиление взаимодействия образовательных структур общего и профессионального образования, усиление ориентации на локальные рынки труда. За счет применения единой государственной политики на территории всех муниципалитетов, входящих в округ, единого подхода в методическом, кадровом, материально-техническом, финансовом обеспечении образовательного процесса стало возможным быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся запросы рынка труда. До образования округа система начального и среднего профессионального образования функционировала в рамках отдельных муниципалитетов, оставалась вне его социально-экономических проблем, использовалась неэффективно, не имея организационных условий ориентации на рынок труда. Каждое муниципальное образование стремилось построить у себя полную систему профессионального образования, иногда включая высшее. Поэтому создание образовательных округов позволило урегулировать ситуацию дублирования подготовки детей по ряду специальностей в учреждениях НПО, СПО.

В заключение следует подчеркнуть, что введение образовательных округов возможно по разным сценарием и моделям, и не всегда требует значительных перестроек в системе управления образованием. Прежде всего, управление образованием на основании образовательных округов упрощает реализацию программ и проектов развития образования (управление этими программами, сокращает административные и трансакционные издержки), способствует проведению модернизации системы образования. Образовательные округа позволяют гармонизировать государственное и муниципальное управление территориальными системами образования.

3. Разработка программы и инструментария для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов

С учетом выполненных исследований, посвященных определению подходов к анализу и оценке результатов управления образованием на основе создания образовательных округов, на данном этапе реализации проекта была разработана программа и инструментарий для исследования и анализа практики внедрения различных моделей образовательных округов.

3.1. Постановка целей и задач исследования. Выбор и обоснование критериев оценки результатов создания различных моделей образовательных округов.

Эксперимент по созданию образовательных округов проводится с целью отработки механизмов и моделей внедрения и реализации нового принципа организации территориальных образовательных систем. В связи с этим, среди задач мониторинга эксперимента были поставлены следующие:

· выявление наиболее эффективных моделей создания образовательных округов применительно к приоритетам формирования и условиям функционирования;

· определение проблем нормативного и методического обеспечения, которые препятствовали созданию и эффективному функционированию образовательных округов;

· выявление других проблем, связанных с созданием и функционированием образовательных округов.

Таким образом, результаты мониторинга эксперимента должны обобщить опыт создания образовательных округов в пилотных регионах и выработать рекомендации по выбору моделей, в наибольшей степени соответствующих социально-экономическим условиям территории; выявить лакуны и противоречия в существующей нормативной базе и дать рекомендации по способам решения нормативно-методических проблем, а также выявить организационные, технологические и иные проблемы создания и функционирования образовательных округов и дать рекомендации по их решению.

Созданная система мониторинга базируется на двух основных принципах оценки результатов эксперимента:

· мониторинг эксперимента осуществляется путем оценки результативности и динамики решения задач создания образовательных округов;

· основной информационной базой мониторинга являются данные федерального государственного статистического наблюдения.

Таким образом, в основу мониторинга успешности создания и функционирования образовательных округов был положен количественный анализ, базирующийся на данных образовательной статистики, а также внешней оценки образовательных достижений (данные о сдаче Единого государственного экзамена). Смещение приоритетов и акцентов с процесса на результат позволило перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу, выявлению взаимосвязи и зависимостей различных факторов, влияющих на результаты функционирование образовательных систем, педагогической и управленческой деятельности.

Не менее важной предпосылкой перехода управления образованием на качественно новый уровень стало развитие статистики образования и использование ее в качестве инструмента информационного обеспечения принятия решений по вопросам образования на основе образовательных индикаторов.

В то же время надо признать, что федеральное государственное статическое наблюдение не в полной мере отвечает потребностям данного исследования как на региональном, так и на муниципальном уровне. Формы статистической отчетности по вопросам образования не всегда располагают данными, необходимыми для расчета важных с точки зрения конкретной задачи управления, индикаторов. Зачастую речь идет о показателях, являющихся основополагающими для анализа и подготовки принятия решений, таких например, как охват образованием, расходы на образование и другие. Соответственно, возникает необходимость в сборе дополнительной статистической и иной информации и включении в систему индикаторов данных, не относящихся к статистике образования. Источниками этих данных являются формы статистической отчетности по вопросам труда, занятости и демографии, финансово-экономическая информация. Собранная дополнительная информация используется также и для расчета так называемых «контекстных показателей» (показателей, характеризующих условия, в которых функционирует система образования: доля сельского населения, расходы бюджета на душу населения, уровень безработицы и т.д.), которые должны быть использованы уже на стадии анализа и интерпретации индикаторов оценки создания и функционирования образовательных округов при межмуниципальных и межрегиональных сопоставлениях.

Сбор, обработка и анализ полученной информации в совокупности позволит выявить наиболее эффективные модели создания и функционирования образовательных округов с учетом социально-экономических условий конкретной территории.

Система индикаторов формировалась с учетом основных задач в области создания и эффективного функционирования образовательных округов с целью содержательной характеристики успешности их решения властями. При разработке системы мониторинга на основе анализа опыта, в первую очередь, опыта создания образовательных округов в Самарской области, были выявлены основные задачи создания образовательных округов. К важнейшим задачам относятся:

1. Повышение полноты и качества образовательных услуг, предоставляемых территориальной образовательной сетью.

2. Эффективное взаимодействие элементов сети образовательных учреждений.

3. Повышение эффективности управления территориальным образовательными системами.

4. Создание эффективных механизмов использования ресурсов.

5. Усиление ориентации территориальных систем образования на местные рынки труда.

Уровень решения каждой из этих задач оценивается на основе аналитических показателей – индикаторов. В группу индикаторов решения задачи «Повышение полноты и качества образовательных услуг, предоставляемых территориальной образовательной сетью» были выделены следующие:

1) охваты образованием по видам, типам и возрастным группам;

2) уровень внебюджетного финансирования;

3) динамика результатов ЕГЭ по отношению к среднему значению для регионов сопоставимой группы;

4) динамика дифференциации результатов ЕГЭ по территории;

5) объем контрактной подготовки и услуг учреждений НПО и СПО, оказываемых по договорам с предприятиями и организациями.

Индикаторы решения задачи «Эффективное взаимодействие элементов сети образовательных учреждений»:

1) количество учащихся, получающих образовательные услуги более чем в одном образовательном учреждении, включая учреждения общего образования, НПО и СПО;

2) число учреждений и дополнительного образования, предоставляющих образовательные услуги в рамках программ общего среднего образования, численность учащихся, посещающих эти программы.

Индикаторы решения задачи «Повышение эффективности управления территориальными образовательными системами»:

1) доля расходов на управление в общих расходах на образование;

2) доля расходов на управление в общих расходах на образование в расчете на одного учащегося.

Индикаторы решения задачи «Создание эффективных механизмов использования ресурсов»:

1) повышение доли учебных расходов в финансировании образования;

2) соотношение учащихся и преподавателей;

3) средний размер школы;

4) средняя наполняемость классов;

5) профессионально-квалификационный и половозрастной состав кадров;

6) техническая оснащенность;

7) доля преподавателей, работающих на неполную ставку и совместителей.

Индикаторы решения задачи «Усиление ориентации территориальных систем образования на местные рынки труда»:

1) количество вновь введенных программ профессиональной подготовки в начальном и среднем профессиональном образовании;

2) доля безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в общей численности безработных.

Изменения значений индикаторов, характеризующих решение задач создания образовательных округов, не могут быть достигнуты немедленно после начала внедрения. Это определяет необходимость разработки индикаторов промежуточных результатов.

Анализ индикаторов промежуточных результатов позволит оценить наличие и темпы создания образовательных округов, а также идентифицировать шаги и меры, вызывающие наибольшие трудности.

Определим набор индикаторов промежуточных результатов для каждой из выделенных задач.

Задача «Повышение полноты и качества образовательных услуг, предоставляемых территориальной образовательной сетью»:

1) количество учреждений и учащихся в них, предоставляющих услуги дошкольного образования, в том числе образовательные программы для детей предшкольного возраста;

2) количество программ, реализуемых в системе дополнительного образования;

3) количество программ, реализуемых в системе начального профессионального образования;

4) количество программ, реализуемых в системе среднего профессионального образования;

5) количество учебных заведений общего среднего образования и учащихся в них, реализующих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

6) количество программ предпрофильной подготовки и профильного обучения в учреждениях, расположенных на территории округа или на территории муниципальных образований (или иных территориальных подразделений), предполагаемых к объединению в один округ.

Задача «Эффективное взаимодействие элементов сети образовательных учреждений»:

1) наличие договоров между учебными заведениями о совместной деятельности, в том числе:

· между общеобразовательными учебными заведениями;

· между общеобразовательными учебными заведениями и учреждениями профессионального образования;

· между учреждениями профессионального образования;

· между общеобразовательными учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования;

· между учреждениями профессионального образования и учреждениями дополнительного образования;

2) создание филиалов учебных заведений;

3) создание интегрированных образовательных учреждений (образовательных учреждений, реализующих программы нескольких ступеней: школа-детский сад, школа-профессиональное училище т.п.);

4) создание ресурсных центров.

Задача «Повышение эффективности управления территориальным образовательными системами»:

1) численность и профессиональный состав кадров управления по уровням (муниципальное образование, учебные заведения);

2) расходы на управление образованием;

3) техническая оснащенность управления.

Задача «Создание эффективных механизмов использования ресурсов»:

1) динамика количества учебных заведений дошкольного образования (включая филиалы);

2) динамика количества общеобразовательных учебных заведений (включая филиалы) по видам (начальные, основные, средние полные школы и т.д.);

3) создание интегрированных образовательных учреждений (образовательных учреждений, реализующих программы нескольких ступеней: школа-детский сад, школа-профессиональное училище т.п.).

Задача «Усиление ориентации территориальных систем образования на местные рынки труда»:

1) коэффициенты охвата по уровням образования;

2) коэффициенты выпуска по уровням образования;

3) общее количество реализуемых программ и специальностей, доля новых программ и специальностей в общем количестве;

4) количество программ (специальностей), набор на которые прекращен.

При разработке набора индикаторов, характеризующих создание и эффективное функционирование образовательных округов учитывались следующие основные требования:

· способ расчета индикаторов должен быть прозрачен и должен обеспечивать возможность проверки результатов расчетов (т.е. для каждого индикатора записана формула расчета с точным и однозначным указанием источников данных);

· способ и источники получения данных должны обеспечивать их достоверность. При построении системы показателей для анализа использовались только официальные источники – в первую очередь, данные федерального государственного статистического наблюдения как по образованию, так и по иным сферам социально-экономической жизни общества (данные статистики труда, демографические данные, которые предоставляются территориальными органами Росстата). Все эти официальные данные обеспечивают надежность информации и поддаются проверке.

· методология расчета индикаторов должна быть постоянной с целью обеспечения сопоставимости индикаторов, относящихся к разным периодам времени;

В рамках предлагаемой системы, характеризующей создание и эффективное функционирование образовательных округов, предполагается сбор данных федерального государственного статистического наблюдения согласно источникам, приведенным в Приложении 1. Дополнительная информация, необходимая для решения задач данного исследования, но не содержащаяся в формах государственного статистического наблюдения, представлена в Приложении 2.

Методология расчета каждого индикатора приведена в Приложении 3.

При разработке структуры системы индикаторов учитывался тот факт, что необходимо давать оценку не только общего образования, но и рассматривать этот уровень образования в совокупности с другими. В связи с этим разработанная система индикаторов в своей основе имеет единый подход, а именно - комплексность и единство взгляда на систему и ожидаемые результаты ее деятельности вне зависимости от распределения полномочий в области управления образованием между региональным и муниципальным уровнями, вне зависимости от источников его финансирования (региональный или местный бюджет) и, соответственно, вне зависимости от некоторых различий в задачах, стоящих перед органами управления образованием этих уровней.

В соответствии с изложенным выше принципом при построении структуры индикаторов коллектив разработчиков исходил из того, что муниципальные системы образования являются составной частью региональной системы образования. Таким образом, система показателей для регионального и муниципального уровня построена по единой схеме (ее структура приведена в Приложении 3), что позволит, при необходимости, проводить «сквозной» анализ по определенным показателям с муниципального уровня до регионального.

Таким образом, сформированная система индикаторов для комплексного анализа образовательных округов полностью отвечает основным требованиям, которые перед ней ставились, а именно:

· система индикаторов содержательно отвечает на запрос пользователя, в большей степени включает в себя не абсолютные данные, а расчетные относительные показатели;

· система индикаторов характеризует степень достижения целей и решения задач, а не затраты;

· вертикальная взаимоувязка и методическое единство систем индикаторов различных уровней: как регионального, так и муниципального.

3.2 Инструментарий для оценки индикаторов и критериев оценки результатов создания различных моделей образовательных округов

3.2.1 Методика проведения исследования

Для реализации предложенной концепции мониторинга была сформирована база данных в формате MS Excel, обеспечивающая автоматизированный расчет индикаторов. В базу вносятся исходные данные, включая:

· данные из форм федерального государственного статистического наблюдения, при этом для каждого показателя указывается источник информации (название формы статистической отчетности, номер раздела, номер графы и строки).

· данные, которые отсутствуют в государственной статистической отчетности, но имеющиеся в распоряжении региональных/муниципальных органов управления образованием.

· демографические данные и данные государственной статистической отчетности не относящиеся к образованию (статистика труда, социально-экономические показатели и др.), которые могут быть получены в территориальных органах статистики.

Сбор, обработку и анализ данных региональной и муниципальных образовательных систем целесообразно осуществлять с помощью унифицированной базы данных, реализованной в формате/среде Microsoft Excel. Такой выбор обусловлен следующими факторами. Данная программа доступна всем пользователям и достаточно широко распространена, что не вызывает дополнительных затруднений для ее использования (нет необходимости привлекать дополнительные финансовые средства для ее покупки и установки). Настольный табличный редактор Excel – один из компонентов широко распространенного семейства офисных приложений Microsoft Office. Таким образом, среди преимуществ Excel следует отметить высокую степень интеграции с другими приложениями Microsoft Office, прозрачность и интуитивную понятность интерфейса, являющегося привычным для большинства пользователей MS Office.

Microsoft Excel имеет в своем арсенале средства, обеспечивающие ввод и обработку данных, их статистическую обработку, а также широкие возможности визуализации полученных результатов: поиск и представление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Таким образом, использование данного приложения не только облегчит их последующую обработку, но и позволит облегчить процесс расчета индикаторов.

База данных представляет собой книгу, условно разделенную на 2 части. Первым этапом формирования базы данных являлось создание шаблонов каждой книги MS Excel, предназначенных для сбора запрашиваемых данных. Причем для каждой группы исходных данных и для каждого источника информации, вплоть до конкретной формы федерального государственного статистического наблюдения выделялся отдельный лист шаблона. К каждому показателю в правом поле листа записан источник, откуда берется информация (номер формы с указанием раздела, графы и строки).

Затем в шаблон были добавлены листы также заранее определенной структуры для автоматизированного расчета индикаторов на основе разработанной методологии и введенных первичных данных, аккумулированных в первой части базы. Для автоматизации расчетов использовался встроенный редактор формул MS Excel. При выполнении этого шага для отдельного раздела системы индикаторов (или подраздела, в зависимости от числа индикаторов в нем) выделять отдельную страницу с соответствующим наименованием.

Заполняя листы с первичной информацией, происходит автоматизированный расчет индикаторов. Индикаторы по листам книги сгруппированы в соответствии со структурой индикаторов, которая приведена в Приложении к отчету. Все листы книги средствами MS Excel защищены от изменений паролем (за исключением поля, в которое заносятся первичные данные). Таким образом, удаление строк, столбцов, формул листов из БД невозможно.

На основе данных, внесенных в базу, производится автоматизированный расчет индикаторов решения задач формирования образовательных округов и индикаторов промежуточных результатов их создания. Сравнительный и динамический анализ индикаторов является информационной основой для решения задач мониторинга эксперимента по созданию образовательных округов.

3.2.2 Формы для сбора и обработки данных


Форма 1.

Наименование муниципального образования

С какого года участвует в эксперименте по ЕГЭ

Является ли сдача ЕГЭ по математике обязательной (да/нет)

Является ли сдача ЕГЭ по русскому языку обязательной (да/нет)

С какого года участвует в эксперименте по созданию сетевых округов


Таблица 1.

Форма 76-рик

№№ п/п

Наименование

ед. измер.

Годы

Источники информации

2005

2006

2007

2008

1

Общее число учреждений

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.01 гр.5

2

городские поселения

ед.

р.1 стр.01 гр.3

3

сельская местность

ед.

р.1 стр.01 гр.4

4

Начальных (1 ступень)

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.02 гр.5

5

городские поселения

ед.

р.1 стр. 02 гр.3

6

сельская местность

ед.

р.1 стр. 02 гр.4

7

из них образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.03 гр.5

8

городские поселения

ед.

р.1 стр. 03 гр.3

9

сельская местность

ед.

р.1 стр. 03 гр.4

10

Основных (I-III ступени)

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.04 гр.5

11

городские поселения

ед.

р.1 стр. 04 гр.3

12

сельская местность

ед.

р.1 стр. 04 гр.4

13

Средних (полных) (I-III ступени) в том числе:

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.05 гр.5

14

городские поселения

ед.

р.1 стр. 05 гр.3

15

сельская местность

ед.

р.1 стр. 05 гр.4

16

Общеобразовательных учреждений с углубленным изучением различных предметов

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.07 гр.5

17

городские поселения

ед.

р.1 стр. 07 гр.3

18

сельская местность

ед.

р.1 стр. 07 гр.4

19

Гимназий

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.08 гр.5

20

городские поселения

ед.

р.1 стр. 08 гр.3

21

сельская местность

ед.

р.1 стр. 08 гр.4

22

Лицеев

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.09 гр.5

23

городские поселения

ед.

р.1 стр. 09 гр.3

24

сельская местность

ед.

р.1 стр. 09 гр.4

25

Кадетских учреждений

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.10 гр.5

26

городские поселения

ед.

р.1 стр. 10 гр.3

27

сельская местность

ед.

р.1 стр. 10 гр.4

28

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

ед.

0

0

0

0

р.1 стр.11 гр.5

29

городские поселения

ед.

р.1 стр. 11 гр.3

30

сельская местность

ед.

р.1 стр. 11 гр.4

31

Всего обучающихся

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.17 гр.5

32

городские поселения

чел.

р.1 стр. 17 гр.3

33

сельская местность

чел.

р.1 стр. 17 гр.4

34

в начальных школах

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.18 гр.5

35

городские поселения

чел.

р.1 стр.18 гр.3

36

сельская местность

чел.

р.1 стр.18 гр.4

37

из них в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.19 гр.5

38

городские поселения

чел.

р.1 стр.19 гр.3

39

сельская местность

чел.

р.1 стр.19 гр.4

40

в основных школах

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.20 гр.5

41

городские поселения

чел.

р.1 стр.20 гр.3

42

сельская местность

чел.

р.1 стр.20 гр.4

43

в средних (полных) школах в том числе:

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.21 гр.5

44

городские поселения

чел.

р.1 стр.21 гр.3

45

сельская местность

чел.

р.1 стр.21 гр.4

46

в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением различных предметов

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.23 гр.5

47

городские поселения

чел.

р.1 стр.23 гр.3

48

сельская местность

чел.

р.1 стр.23 гр.4

49

в гимназиях

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.24 гр.5

50

городские поселения

чел.

р.1 стр.24 гр.3

51

сельская местность

чел.

р.1 стр.24 гр.4

52

в лицеях

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.25 гр.5

53

городские поселения

чел.

р.1 стр.25 гр.3

54

сельская местность

чел.

р.1 стр.25 гр.4

55

в кадетских учреждениях

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.26 гр.5

56

городские поселения

чел.

р.1 стр.26 гр.3

57

сельская местность

чел.

р.1 стр.26 гр.4

58

в учреждениях и классах для детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе:

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.27 гр.5

59

городские поселения

чел.

р.1 стр. 27 гр.3

60

сельская местность

чел.

р.1 стр. 27 гр.4

61

в классах

чел.

0

0

0

0

р.1 стр.28 гр.5

62

городские поселения

чел.

р.1 стр.28 гр.3

63

сельская местность

чел.

р.1 стр.28 гр.4

64

Численность учащихся, окончивших 9 класс

чел.

0

0

0

0

р.3 стр.06 гр.5

65

городские поселения

чел.

р.3 стр. 06 гр.3

66

сельская местность

чел.

р.3 стр. 06 гр.4

67

Численность учащихся, окончивших 11 класс (с аттестатом о среднем (полном) общем образовании)

чел.

0

0

0

0

р.3 стр.08а гр.5

68

городские поселения

чел.

р.3 стр. 08а гр.3

69

сельская местность

чел.

р.3 стр. 08а гр.4

70

Численность учащихся, окончивших 12 класс

чел.

0

0

0

0

р.3 стр. 09 гр.5

71

городские поселения

чел.

р.3 стр. 09 гр.3

72

сельская местность

чел.

р.3 стр. 09 гр.4

73

Численность обучающихся в 1 классе, организованном в дошкольных учреждениях

чел.

0

0

0

0

р.5 стр.04 гр.10

74

городские поселения

чел.

р.5 стр.04 гр.4

75

сельская местность

чел.

р.5 стр.04 гр.7

76

Численность обучающихся в 1-3(4) классах

чел.

0

0

0

0

р.5 стр.10 гр.10

77

городские поселения

чел.

р.5 стр.10 гр.4

78

сельская местность

чел.

р.5 стр.10 гр.7

79

Численность обучающихся в 5-9 классах

чел.

0

0

0

0

р.5 стр.16 гр.10

80

городские поселения

чел.

р.5 стр.16 гр.4

81

сельская местность

чел.

р.5 стр.16 гр.7

82

Численность обучающихся в 10-12 классах

чел.

0

0

0

0

р.5 стр.20 гр.10

83

городские поселения

чел.

р.5 стр.20 гр.4

84

сельская местность

чел.

р.5 стр.20 гр.7

85

Численность обучающихся всего по образовательным учреждениям

чел.

0

0

0

0

р.5 стр.21 гр.10

86

городские поселения

чел.

р.5 стр.21 гр.4

87

сельская местность

чел.

р.5 стр.21 гр.7

88

Число 1-3 (4) классов

ед.

0

0

0

0

р.5 стр.10 гр.9

89

городские поселения

ед.

р.5 стр.10 гр.3

90

сельская местность

ед.

р.5 стр.10 гр.6

91

Число 5-9 классов

ед.

0

0

0

0

р.5 стр.16 гр.9

92

городские поселения

ед.

р.5 стр.16 гр.3

93

сельская местность

ед.

р.5 стр.16 гр.6

94

Число 10-12 классов

ед.

0

0

0

0

р.5 стр.20 гр.9

95

городские поселения

ед.

р.5 стр.20 гр.3

96

сельская местность

ед.

р.5 стр.20 гр.6

97

Число классов всего по образовательным учреждениям

ед.

0

0

0

0

р.5 стр.21 гр.9

98

городские поселения

ед.

р.5 стр.21 гр.3

99

сельская местность

ед.

р.5 стр.21 гр.6

100

Количество образовательных учреждений, имеющих органы общественного самоуправления - всего

ед.

р.9 стр.01


Таблица 2.

 

 

 

Форма 83-рик (город)

№№ п/п

Наименование

ед. измер.

Годы

Источники информации

2005

2006

2007

2008

1

Общая численность педагогических работников

чел.

0

0

0

0

2

Учителей (без руководителей школ), в том числе:

чел.

0

0

0

0

3

Учителей 1-3 (4) и подготовительных классов

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.01 гр. 3

4

Учителей 5-11(12) классов без учителей указанных в строке 03

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.02 гр. 3

5

Учителей музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, физической культуры, трудового обучения

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.03 гр. 3

6

Директоров школ

чел.

0

0

0

0

7

начальных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.04 гр. 3

8

основных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.05 гр. 3

9

средних (полных)

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.06 гр. 3

10

Заместителей директоров школ

чел.

0

0

0

0

11

начальных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.07 гр. 3

12

основных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.08 гр. 3

13

средних (полных)

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.09 гр. 3

14

В том числе пенсионного возраста

чел.

0

0

0

0

15

Учителей (без руководителей школ), в том числе:

чел.

0

0

0

0

16

Учителей 1-3 (4) и подготовительных классов

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.01 гр. 4

17

Учителей 5-11(12) классов без учителей указанных в строке 03

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.02 гр. 4

18

Учителей музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, физической культуры, трудового обучения

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.03 гр. 4

19

Директоров школ

чел.

0

0

0

0

20

начальных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.04 гр. 4

21

основных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.05 гр. 4

22

средних (полных)

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.06 гр. 4

23

Заместителей директоров школ

чел.

0

0

0

0

24

начальных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.07 гр. 4

25

основных

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.08 гр. 4

26

средних (полных)

чел.

ф. 83-рик (город) р. 1 стр.09 гр. 4