Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Информационно методическое письмо

 

             

Информационно методическое письмо

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

06.07.2011_ 370

на №_________ от ______________

Руководителям МОУО, ММС,ОУ

Информационно - методическое письмо

«О преподавании физики в 2011 - 2012 учебном году»

Н.И.Колоколова,

Старший методист по физике ЗабКИПКРО

В начале XXI века российская система образования претерпевает значительные изменения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе»[1] . Поэтому главными задачами современной школы являются: раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В данном документе отмечается, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Основные направления развития общего образования , заявленные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: 1) переход на новые образовательные стандарты; 2) развитие системы поддержки талантливых детей; 3) совершенствование учительского корпуса; 4) изменение школьной инфраструктуры; 5) сохранение и укрепление здоровья школьников; 6) расширение самостоятельности школ. Кратко охарактеризуем данные направления.

1. Переход на новые образовательные стандарты , состоящих из группы требований - требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В образовательной программе предполагается наличие двух частей: обязательной и вариативной, при этом должно выполняться условие - чем старше ступень, тем больше возможности выбора.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей - предполагается реализовывать через разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В данном направлении подчеркивается необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе и системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса - планируется реализовать через внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства; привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей, а также через аттестацию педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. При этом существенно обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Ключевой особенностью современной школы должны быть чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя. Предполагается серьезная модернизация системы педагогического образования. В документе обращается внимание на то, что учителя и директора школ должны повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.

4. Изменение школьной инфраструктуры означает, что школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Для этого планируется обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Данное направление обращает внимание на то, что школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах должны быть отработаны эффективные механизмы подвоза учащихся. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, разные формы работы с детьми.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников планируется реализовывать посредством сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализацию профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Предполагается переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

6. Расширение самостоятельности школ означает, что школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Планируется законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Ученикам должен быть предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества»[2] .

Следующими актуальными документами в сфере образования является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования нового поколения [3] (основное и среднее (полное) общее образование) . На момент написания данного письма Министерством образования и науки Российской Федерации подписан ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) образования находится в стадии обсуждения в профессиональном сообществе (имеется проект стандарта от 15 апреля 2011г.). В документах речь идет о формировании инновационной системы образования, ключевой характеристикой которой является не только передача знаний и технологий обучающимся, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В школах должны изучаться не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем, при этом необходимо вовлечение учеников в исследовательские проекты, творческие занятия. Воспитательный потенциал школы должен быть усилен, обеспечено индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося. Школа должна быть ориентирована на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами. При этом подчеркивается, что результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Кратко охарактеризуем данные документы.

1. Структура документов включает три группы требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования (основного и среднего); требования к структуре основных образовательных программ общего образования, в том числе требования к соотношению частей основных образовательных программ и их объему, а также к соотношению обязательной части основных образовательных программ и части, формируемой участниками образовательного процесса; требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

2. ФГОС учитывает образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

3. ФГОС является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

4. ФГОС учитывает государственные, общенациональные этнокультурные и региональные запросы российского общества к системе общего образования.

5. ФГОС направлен на обеспечение: а) доступности получения общего образования; б) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; в) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; г) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; д) единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; е) демократизации образования и всей образовательной деятельности; ж) формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося.

6. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: а) определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; б) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющей требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и условиям, обеспечивающим их достижение; в) признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; г) переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития; д) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.

7. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: а) любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; б) осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; в) активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; г) умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; д) социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; е) уважающий других людей; ж) умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; з) осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; и) ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

8. ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Приведем требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по физике основного общего образования :

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Из проекта ФГОС среднего (полного) образования по физике приведем требования к предметным результатам освоения базового курса физики :

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Т ребования к предметным результатам освоения профильного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представлены в виде описания совокупности компетентностей выпускника школы, обусловленных личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. К личностным (ценностным) результатам выпускников относятся их ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся можно отнести освоенные ими универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Одной из важнейших задач ФГОС нового поколения является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. В этой связи каждому учителю физики необходимо тщательно изучить все документы, касающиеся ФГОС нового поколения.

В 2011 – 2012 учебном году в основе образовательной деятельности общеобразовательных учреждений продолжает лежать Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта 2004г.

В 2011 – 2012 учебном году в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений России на обязательное изучение физики на ступени основного общего образования отводится 210 часов (по 2 часа в неделю с 7 по 9 кл.); на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 140 часов для обязательного изучения физики (по 2 часа в неделю в 10 и 11 кл.); на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 350 часов для обязательного изучения физики (по 5 часов в неделю в 10 и 11 кл.)[4] .

В 2011 – 2012 уч. г. продолжается эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-го класса . Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, с помощью которой возможно оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и отобрать выпускников в профильные классы. В ГИА по физике принимают участие выпускники девятых классов школ Забайкальского края, выбравшие физику.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, в том числе рекомендованные ФИПИ:

1. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. М.: Дрофа, 2008. 219 с.

2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. М.: Интеллект-Центр, 2006.

3. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

4. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008.

5. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.

6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

7.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

В 2011г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) походил как обязательный элемент итоговой аттестации выпускников средней школы и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Основные результаты ЕГЭ по физике 2011 года: успеваемость: 85,81%, средний тестовый балл по Забайкальскому краю – 45,69, набрали более 70 баллов – 4,33%. Подробный анализ результатов ЕГЭ по физике – в аналитическом отчете Краевого центра оценки качества образования.

Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и рассчитан, в основном, на тех учащихся, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний, то для конструирования Кодификатора и Перечня видов деятельности выбран Стандарт среднего (полного) образования по физике профильного уровня. В общеобразовательных классах рекомендуется предоставить учащимся возможность «добрать» необходимый до профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса.

При подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике необходимо обратить внимание на следующее:

1. Обратить внимание на причинно-следственные связи между входящими в них величинами при повторении законов и формул для расчета различных физических величин следует.

2. Существенно увеличить удельный вес заданий с использованием графиков .

3. Обратить особое внимание на решение качественных задач, в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений.

4. Увеличить число нестандартных физических задач , т.к. результаты выпускников существенно снижаются в случаях, когда постановка проблемы отлична от стандартных учебных ситуаций, в заданиях, где требуется не столько комбинирование изученных алгоритмов действий, сколько анализ новых условий и разработка собственных путей решения проблемы.

5. Уделить внимание специальной подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по физике через изучение документов, подготовленных ФИПИ – спецификации, кодификатора и демонстрационной версии ГИА и ЕГЭ по физике, которые ежегодно размещаются на официальных сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.egechita.ru.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, в том числе рекомендованные ФИПИ:

1. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика / А.Н. Москалев, Г.А. Никулова. 2-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2009. 318с.

2. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки / В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008.

3. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов. / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008.

4. Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ / А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008.

5. ЕГЭ-2008. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2008.

6. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008 (гриф подтвержден).

7. ЕГЭ-2009. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2008.

8. Единый государственный экзамен 2009.Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009.

10. ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2010.

11. ЕГЭ-2011. Физика. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А.– М.: Национальное образование, 2010.

12. ЕГЭ-2011. Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А. – М.: Национальное образование, 2010.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080 утвержден федеральный перечень учебников на 2011 – 2012 уч.г.

С Федеральным перечнем учебников на 2011 - 2012 уч.г. можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru. Система учебников, обеспечивающих преемственность изучения физики в полном объёме на соответствующей ступени общего образования (завершённая предметная линия), включены в перечень рекомендованных учебников Минобрнауки России. Единичные учебники, которые только начинают предметные линии, включены в перечни учебников, допущенных Минобрнауки России.

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации

от «24» декабря 2010 г. № 2080

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Физика

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика

7

Просвещение

2

Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика

8

Просвещение

3

Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика

9

Просвещение

4

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

7

Мнемозина

5

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

8

Мнемозина

6

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

9

Мнемозина

7

Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

8

Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

9

Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

10

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

7

Просвещение

11

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

8

Просвещение

12

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

9

Просвещение

13

Гуревич А.Е. Физика

7

Дрофа

14

Гуревич А.Е. Физика

8

Дрофа

15

Гуревич А.Е. Физика

9

Дрофа

16

Минькова Р.Д., Иванов А.И. Физика

7

Астрель

17

Иванов А.И., Минькова Р.Д. Физика

8

Астрель

18

Иванов А.И., Минькова Р.Д. Физика

9

Астрель

19

Изергин Э.Т. Физика

7

Русское слово

20

Изергин Э.Т. Физика

8

Русское слово

21

Изергин Э.Т. Физика

9

Русское слово

22

Кабардин О.Ф. Физика

7

Просвещение

23

Кабардин О.Ф. Физика

8

Просвещение

24

Кабардин О.Ф. Физика

9

Просвещение

25

Перышкин А.В. Физика

7

Дрофа

26

Перышкин А.В. Физика

8

Дрофа

27

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Дрофа

28

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

7

Просвещение

29

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Гребенев И.В. и др. / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

8

Просвещение

30

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др. / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

9

Просвещение

31

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика

7

Дрофа

32

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика

8

Дрофа

33

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика

9

Дрофа

34

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

7

ВЛАДОС

35

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

8

ВЛАДОС

36

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. и др. Физика

9

ВЛАДОС

37

Степанова Г.Н. Физика

7

Русское слово

38

Степанова Г.Н. Физика

8

Русское слово

39

Степанова Г.Н. Физика

9

Русское слово

40

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

7

Просвещение

41

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

8

Просвещение

42

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

9

Просвещение

43

Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

44

Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

45

Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

46

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика

7

Мнемозина

47

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

8

Мнемозина

48

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

9

Мнемозина

10 – 11 классы

Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. под ред. Мякишева Г.Я. Механика (профильный уровень)

10

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Молекулярная физика. Термодинамика (профильный уровень)

10

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Электродинамика (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Колебания и волны (профильный уровень)

11

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Оптика. Квантовая физика (профильный уровень)

11

Дрофа

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Илекса

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Илекса

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Мнемозина

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Мнемозина

Гладышева Н.К. , Нурминский И.И. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

Гладышева Н.К. , Нурминский И.И. Физика (базовый уровень)

11

Просвещение

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

10

Просвещение

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

11

Просвещение

Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Громов С.В., Шаронова Н.В., Левитан Е.П. Физика (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

Касьянов В.А. Физика (профильный уровень)

10

Дрофа

Касьянов В.А. Физика (профильный уровень)

11

Дрофа

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика (базовый уровень)

10

Дрофа

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М. Физика (базовый уровень)

11

Дрофа

Разумовский В.Г. Орлов В.А., Майер В.В. и др. / Под ред. Разумовского В.Г., Орлова В.А. Физика (базовый и профильный)

10

ВЛАДОС

Разумовский В.Г. Орлов В.А., Майер В.В. и др. /Под ред. Разумовского В.Г., Орлова В.А. Физика(базовый и профильный)

11

ВЛАДОС

Степанова Г.Н. Физика (профильный уровень)

10

Русское слово

Степанова Г.Н. Физика (профильный уровень)

11

Русское слово

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый и профильный уровень)

10

Мнемозина

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый и профильный уровень)

11

Мнемозина

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика

(профильный уровень)

10

Дрофа

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика

(профильный уровень)

11

Дрофа

/ Под ред. Богданова К.Ю. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

/ Под ред. Богданова К.Ю. Физика (базовый уровень)

11

Просвещение

В 2010 – 2011 уч. г. в Забайкальском крае под руководством методистов факультета естественно – научного и математического образования завершилась экспериментальная апробация учебно-методического комплекса по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской (7 – 9 кл.) , выпущенного издательством «Дрофа». Анализ результатов апробации данного УМК в течение трех лет показывает, что применение данного УМК способствует формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению физики, прочных знаний и умений в области школьного курса физики. Особенно ценным является то, что ученики, изучая физику с помощью апробируемого УМК, могут и умеют применять полученные знания и умения для решения важных практических задач, что, несомненно, заслуживает внимания в контексте введения ФГОС нового поколения, основанного на реализации компетентностного подхода.

В 2010 - 2011 уч.г. прошли экспериментальную апробацию следующие пособия для подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ издательства «Дрофа»: а) Кабардин О.Ф.Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы; б) Москалев А.Н., Никулова Г.А. Физика. Готовимся к единому государственному экзамену . Содержание апробируемых пособий для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по физике (ГИА в новой форме для выпускников IX классов и ЕГЭ для выпускников XI классов) построено в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по физике 2004 года, поэтому учитывает практически все темы школьного курса физики и содержит практически все проверяемые на ГИА и ЕГЭ элементы содержания. Достоинствами апробируемых пособий является соответствие предлагаемой структуры проверочных материалов структуре контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ, достаточное количество разноуровневых заданий по каждой теме, а также рациональное расположение материала. С помощью апробируемых пособий возможно организовать учебную деятельность учащихся через использование различных видов заданий как для самостоятельной работы, так и для работы в классе. Решение заданий, предлагаемых в пособиях, способствует формированию мотивации к изучению физики и к продолжению профессионального образования, связанного с физикой. Удобным является представление ответов к заданиям: кроме правильного числового ответа они содержат конечную формулу. Положительным моментом является то, что апробируемые пособия можно использовать параллельно с любым учебником физики, входящим в Федеральный перечень учебников физики, рекомендованных к применению в учебном процессе.

В настоящее время в Забайкальском крае проходят экспериментальную апробацию следующие УМК по физике: 1) УМК по физике Л.С. Хижняковой, А.А. Синявиной (7 – 9 кл.) , выпущенного издательством ВЕНТАНА-ГРАФ; 2) УМК по физике Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б.Кожевникова под редакцией В.А. Орлова В.А. и И.И.Ройзена (7 – 9 кл.) , изданного издательством «Мнемозина»; 3) УМК по физике С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского (базовый уровень, 10 – 11 кл.) издательства «Мнемозина».

Одним из эффективных средств обучения, помогающих развивать личность учащихся и при этом эффективно готовить их к итоговой аттестации, является учебник физики нового поколения. Именно таковы названные учебно-методические комплексы по физике. В рамках экспериментальной апробации УМК по физике организуется ряд экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений, в которых работают высококвалифицированные учителя физики. Их опытно-экспериментальная работа по направлению экспериментальной апробации УМК по физике нового поколения станет частью большой работы по внедрению и реализации педагогических инноваций (новых УМК) в школьное физическое образование Забайкальского края.

В условиях глубокой модернизации системы образования учителю физики необходимо своевременно готовиться к освоению вводимых педагогических новшеств. По результатам анкетирования учителей физики, освоивших программы курсов повышения квалификации в ЗабКИПКРО видно, что программы курсов были интересны, полезны, актуальны. Они отвечают запросам большинства слушателей, позволяют более осмысленно подходить к своей профессиональной деятельности и самообразованию. Педагоги отмечают, что практические занятия по анализу различных УМК по физике, занятия по моделированию современного урока, по изучению современных образовательных технологий, посещение аспирантских семинаров, выездные занятия в школы и др. являются очень полезными и нужными. Таким образом, практика показывает, что регулярное повышение квалификации в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволяет сделать подготовку к освоению и реализации новшеств наиболее эффективной.


[1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 12.05.2010).

[2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 12.05.2010).

[3] Режим доступа: http://standart.edu.ru.

[4] Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 107с.