Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Методическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 2010 учебном году»

 

             

Методическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 2010 учебном году»

Методическое письмо

«Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 - 2010 учебном году»

Модернизация системы образования является важным условием формирования инновационной экономики и социального развития общества. Быстро изменяющаяся социальная действительность приводит к обновлению цели образования. «Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы» [2, 9]

Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения школьников, т.е. введение в образовательную практику компетентностного подхода. «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [1, 24], для него наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Задача обеспечить формирование ключевых компетентностей актуальна в условиях введения образовательного стандарта второго поколения. Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых (ключевых) компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Основываясь на актуальном интервью А.А.Кузнецова и М.В Рыжакова о стандарте второго (нового) поколения, напечатанном во втором номере 2009 г. журнала «Физика в школе», кратко охарактеризуем стандарт второго поколения. Структура стандарта второго (нового) поколения включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представлены в виде описания совокупности компетентностей выпускника школы, обусловленных личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. К личностным (ценностным) результатам выпускников относятся их ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся можно отнести освоенные ими универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Функциями стандарта второго поколения являются «формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования» [3, 5]. Одной из функций стандарта является обеспечение гарантии государства в отношении условий реализации основных общеобразовательных программ.

Сопровождением стандарта нового поколения будет основная общеобразовательная программа, важной частью которой является базисный учебный план, состоящий из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть базисного учебного плана в основной школе составит примерно 65%, а вариативная часть – 35%. В старшей школе инвариантная часть составит около 35%, а вариативная – 65%, что даст возможность учесть интересы и возможности старшеклассников с целью развития их личности на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования [4].

Одной из важнейших задач стандарта нового поколения является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Учителю как активному субъекту образовательного процесса в реализации направлений, заявленных в стандарте нового поколения, отводится ведущая роль. Эффективно добиваться достижения современных целей образования возможно при осуществлении учителем инновационной деятельности. Только в процессе непрерывного образования, где важную роль играет постоянное повышение квалификации в условиях института повышения квалификации работников образования, учитель физики может подготовиться к осуществлению инновационной деятельности в сфере школьного физического образования, что будет способствовать обеспечению современного качества образования.

В 2009 – 2010 учебном году основой образовательной деятельности образовательных учреждений является Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта 2004 г. Однако, по мере разработки стандарта нового поколения в практику работы школ он будет внедряться, к чему нужно готовиться уже сейчас.

В 2009 – 2010 учебном году в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений России на обязательное изучение физики на ступени основного общего образования отводится 210 часов (по 2 часа в неделю с 7 по 9 кл.); на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 140 часов для обязательного изучения физики (по 2 часа в неделю в 10 и 11 кл.); на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 350 часов для обязательного изучения физики (по 5 часов в неделю в 10 и 11 кл.) [5].

К сожалению, как показывает практика, в ряде образовательных учреждений выделяется один учебный час в неделю для изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Дети вынуждены изучать физику вместо положенных 140 часов за два года лишь 70 учебных часов за 10 и 11 классы, что является явным нарушением прав ребенка в получении среднего (полного) образования. Администрация школ объясняет эту ситуацию выделением из целостного интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (210 часов за два года) и предназначенного для гуманитарного профиля, отдельных предметов: физики, химии и биологии. Однако, принимая решение о введении в учебный план образовательного учреждения предмета «естествознание», администрация школы должна понимать, что для его преподавания необходимо соблюдение ряда условий: учитель, прошедший курсы переподготовки в ЗабКИПКРО по программе «Естествознание», согласие родителей учащихся, отраженное в протоколе общешкольного родительского собрания, в журнале должны быть выделены страницы именно для этого предмета и в аттестатах выпускников должен фигурировать учебный предмет «естествознание», а не предметы «физика», «химия», «биология».

В 2009 – 2010 уч. г. продолжается эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике для государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса . Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, которая призвана оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и оказать помощь в отборе выпускников в профильные классы.

В ГИА по физике принимают участие выпускники девятых классов школ Забайкальского края, выбравшие физику. Основанием для такого утверждения является Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края № 70 от 02.02.2009 г. В указанном приказе прописана система подготовительных мер к ГИА по предметам. Содержание экзаменационной работы для девятиклассников разрабатывается на основе Федерального компонента стандарта основного общего образования по физике (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений:

1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2006

2. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008.

4. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009.

5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

С 2009 г. единый государственный экзамен становится обязательным элементом итоговой аттестации выпускников средней школы и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения.

Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и рассчитан, в основном, на тех учащихся, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний, то для конструирования Кодификатора и Пе­речня видов деятельности выбран Стандарт среднего (полного) образова­ния по физике профильного уровня. В общеобразователь­ных классах рекомендуется выделять на изучение физики на базовом уровне 3 ч в неделю, а тем учащимся, которые со­бираются поступать в технические вузы, предоставить возможность «добрать» не­обходимый до профильного уровня объ­ем часов в рамках специального электив­ного курса.

При подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике необходимо обратить внимание на следующее:

1. При повторении законов и формул для расчета различных физических величин следует обратить внимание на причинно-следственные связи между входящими в них величинами .

2. Следует существенно увеличить удельный вес заданий с использованием графиков .

3. Обратить особое внимание на решение качественных задач, в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений.

4. Успех учащихся при выполнении заданий по фотографиям (узнавание изображенных на фотографии измерительных приборов и оборудования, умение снимать показания измерительных приборов , представлять себе протекание зафиксированных на фотографиях явлений и опытов) возможен лишь при условии, что в процессе обучения им была предоставлена возможность выполнить все предусмотренные программой лабораторные и практические работы.

6. Увеличить число нестандартных физических задач, т.к. результаты выпускников существенно снижаются в случаях, когда постановка проблемы отлична от стандартных учебных ситуаций, в заданиях, где требуется не столько комбинирование изученных алгоритмов действий, сколько анализ новых условий и разработка собственных путей решения проблемы.

Список литературы, рекомендованный ФИПИ для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике:

1. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

2. ЕГЭ-2007: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2007.

3. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006.

4. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006.

5. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007.

6. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007.

7. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007.

8. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

9. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

10. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

11. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки / В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008.

12. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов. / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008.

13. Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ / А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008.

14. ЕГЭ-2008. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2008.

15. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008 (гриф подтвержден).

16. Единый государственный экзамен 2007. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2007.

17. Единый государственный экзамен: физика: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 / под общ. редакцией И.И.Нурминского; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005.

18. ЕГЭ-2007: Физика / ФИПИ авторы-составители: А.В. Берков, В.А.Грибов – М.: Астрель, 2007.

19. Единый государственный экзамен. Физика. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский – М.: Вентана-Граф, 2007.

20. Сдаем единый государственный экзамен: Физика / ФИПИ авторы составители: В.И. Николаев, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова – М.: Дрофа, 2007.

21. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Физика/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2007.

22. ЕГЭ-2009. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2008.

23. Единый государственный экзамен 2009.Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

24. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009.

Следует уделить особое внимание специальной подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по физике. Организация такой работы предполагает серьезное изучение предварительных документов, подготовленных ФИПИ – спецификации, кодификатора и демонстрационной версии ГИА и ЕГЭ по физике, которые размещены на официальных сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.egechita.ru.

Возможности персонального компьютера и интерактивной доски и ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями физики при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике, отработки общеучебных навыков. Сопровождение урока мультимедийной презентацией должно применяться как средство наглядности, подготовленное в соответствии с рекомендациями:

1. Расположение текста на слайде должно быть оптимальным: не заполнять всю страницу текстом; избегать полного описания всех действий, операций, а предоставлять только строго необходимую в данном контексте информацию.

2. Элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично.

3. Смена цветов должна быть подчинена той же цели: использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.); нежелательно использовать яркие, сильно контрастирующие цвета; нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации.

4. Нужно избегать излишней «оригинальности» (форма презентации есть средство, а не сама цель), использования большого количества отрывков или рубрик, то, что может привести к формированию калейдоскопично-мозаичной картины.

5. Нужно обратить внимание на качество используемых изображений : если фотография, карта, репродукция плохо и некачественно подготовлена, то лучше отказаться от ее использования (иначе это приведет только к отрицательному результату). Исключением может послужить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фреска и пр.).

Приказом Министерства образования РФ от 09.12.2008 г. №379 утверждены федеральные перечни учебников на 2009 – 2010 уч.г.

С Федеральным перечнем учебников на 2009 - 2010 уч.г. можно ознакомится на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru. Учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения физики в полном объёме на соответствующей ступени общего образования (завершённая предметная линия), включены в перечень рекомендованных учебников Министерством образования РФ. Единичные учебники, которые только начинают предметные линии, включены в перечни учебников, допущенных Министерством образования РФ.

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от « 9 » декабря 2008 г. № 379

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

Физика

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

7

Мнемозина

2

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

8

Мнемозина

3

Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика

9

Мнемозина

4

Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

5

Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

6

Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

7

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

7

Просвещение

8

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

8

Просвещение

9

Громов СВ., Родина Н.А. Физика

9

Просвещение

10

Гуревич А.Е. Физика

7

Дрофа

11

Гуревич А.Е. Физика

8

Дрофа

12

Гуревич А.Е. Физика

9

Дрофа

13

Перышкин А.В. Физика

7

Дрофа

14

Перышкин А.В. Физика

8

Дрофа

15

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Дрофа

16

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

7

Просвещение

17

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Гребенев И.В. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

8

Просвещение

18

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

9

Просвещение

19

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика

7

Дрофа

20

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика

8

Дрофа

21

Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика

9

Дрофа

22

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

7

ВЛАДОС

23

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

8

ВЛАДОС

24

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. и др. Физика

9

Владос

25

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

7

Просвещение

26

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

8

Просвещение

27

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

9

Просвещение

28

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика

7

Мнемозина

29

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

8

Мнемозина

30

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

9

Мнемозина

10 – 11 классы

1.

Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. под ред. Мякишева Г.Я. Механика (профильный уровень)

10

Дрофа

2.

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Молекулярная физика. Термодинамика (профильный уровень)

10

Дрофа

3.

Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Электродинамика (профильный уровень)

10-11

Дрофа

4.

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Колебания и волны (профильный уровень)

11

Дрофа

5.

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Оптика. Квантовая физика (профильный уровень)

11

Дрофа

6.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Илекса

7.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Илекса

8.

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Мнемозина

9.

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Мнемозина

10.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

10

Просвещение

11.

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

11

Просвещение

12.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

13.

Мякишев Т.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

14.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика (базовый уровень)

10

Дрофа

15.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М. Физика (базовый уровень)

11

Дрофа

16.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

10

Мнемозина

17.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

11

Мнемозина

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 9 » декабря 2008 г. № 379

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

ФИЗИКА

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

1.

Андрюшечкин С.М. Физика

7

Полиграфия

2.

Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика

7

Просвещение

3.

Кабардин О.Ф. Физика

7

Просвещение

4.

Минькова Р.Д., Иванов А.И. Физика

7

ACT, Астрель

5.

Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

6.

Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

7.

под ред. Богданова К.Ю. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

8.

Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

9.

Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамаш С.Я. и др. под ред. Орлова В.А. Физика (профильный уровень)

10

Просвещение

10.

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Майер В.В. и др. Физика (базовый уровень)

10

ВЛАДОС

11.

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика (профильный уровень)

10

Дрофа

С 2008 – 2009 уч. г. в Забайкальском крае началась экспериментальная апробация учебно-методического комплекта по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской, выпущенного издательством «Дрофа». Одним из эффективных средств обучения, помогающих развивать личность учащихся, является учебник нового поколения. Именно таковым и является учебно-методический комплект по физике, созданный Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской.

В рамках экспериментальной апробации УМК по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской было организованно три экспериментальных площадки: МОУ СОШ № 45 г.Читы (учитель Н.А.Иванова), МОУ СОШ № 43 г.Борзи (учитель О.В.Перебоева) и МОУ СОШ с.Новый Акатуй Алек-Заводского района (учитель Л.Т.Марченко).

Цели обучения физике, заложенные авторами в учебную программу (формирование у учащихся знаний основ физики, развитие функциональных механизмов психики, формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии), педагоги успешно реализуют с помощью УМК Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской. Идея уровневой дифференциации позволила авторам, кроме обязательного для всех ребят учебного материала, определенного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по физике, поместить в учебник материал повышенного уровня сложности, что способствует удовлетворению познавательных интересов всех учащихся. В зависимости от индивидуальных способностей и склонностей часть детей интересуется выводами формул с серьезным математическим аппаратом, а часть – материалом общекультурной компоненты школьного физического образования.

Экспериментальный характер курса предусматривает большое количество демонстрационных и лабораторных экспериментов. Учащиеся экспериментальным путем в ходе самостоятельной познавательной деятельности, тщательно спланированной учителем физики, открывают законы, выявляют закономерности и зависимости.

Учащиеся, выполняя короткие экспериментальные задания в классе и дома, понимают, что эксперимент - это один из ведущих методов познания в физике. Эксперимент становится для школьников не формальным исполнением инструкций учебника и заполнением отчета в тетрадях, а важным и необходимым методом познания окружающей действительности. Благодаря использованию гуманитарного потенциала физики в курсе Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской сложный учебный материал стал для учеников интересным и увлекательным.

Таким образом, можно заключить, что перед учителем физики сегодня стоит сложная задача: средствами учебного предмета «Физика» максимально раскрыть индивидуальные способности каждого школьника, сформировать гармонически развитую личность, способную применить все полученные в школе знания для решения жизненно важных задач, реализуя компетентностный подход.

Литература

1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.

2. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

3. Кузнецов, А.А., Рыжаков, М.В. О стандарте второго поколения / А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков // Физика в школе. - 2009. - №2. 3 – 7 с.

4. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования «Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» от 8 мая 2008 г. № 03-946.

5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008. – 334 с.