Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению курсовых работ по курсу «Экономическая теория» для студентов экономических специальностей Составитель: д э. н., и о. профессора

 

             

Рекомендации методические по выполнению курсовых работ по курсу «Экономическая теория» для студентов экономических специальностей Составитель: д э. н., и о. профессора

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ и ОБРАЗОВАНИЯ МСХ РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Методические рекомендации

по выполнению курсовых работ

по курсу «Экономическая теория»

для студентов экономических специальностей

Составитель: д.э.н., и.о. профессора

Сангадиева И. Г.

Улан-Удэ

2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается выполнение студентами курсовых работ - по экономической теории, которые являются важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо в будущем дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

В современных условиях переходной экономики изучение экономической теории позволяет студентам понять и с научной точки зрения объяснить происходящие социально-экономические перемены, причины и следствия, а также диалект их развития. Выполнение курсовой работы это первая попытка применить ранее полученные знания по экономической теории.

важная форма самостоятельной работы студентов по изучению курса по экономической теории. В процессе её подготовки студенты изучают наиболее актуальные и сложные проблемы, учатся анализировать явления экономической жизни, закреплять ранее полученные знания, получают возможность лучшего и осознанного изучения конкретно - экономических дисциплин.

Важным результатом выполнения курсовой работы является приобретение студентами навыков научного исследования, изучение научной литературы по избранным темам и проблемам, сбор и обработка статистических и других цифровых материалов. И, наконец, студент может использовать свою работу для участия на научных конференциях, для написания на завершающей стадии обучения дипломной работы.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации и имеет большое значение:

• во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

• во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать её с практикой;

• в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории:

• в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студент представляет себе основные требования, предъявляемые к ней. Эти требования относятся, прежде всего, к тому, насколько полно раскрыто содержание темы, логике изложения и аргументированности, объему и форме изложения материала с учетом специфики курсовой работы, а также к её оформлению.

Наш опыт работы показывает, что многие студенты вполне успешно справляются с этой задачей и выполненные ими работы соответствуют требованиям. Однако часть представленных работ имеет определенные недостатки и отклонения. К их числу можно отнести следующие: недостаточно глубокое раскрытие сущности избранной темы, механическое переписывание одного, в лучшем случае, двух удачно «найденных» источников. В ряде работ нет обоснованных выводов и аргументированных собственных суждений. Во многих работах нарушается последовательность изложения материала. Наблюдается «перегрузка» работ цифровым материалом, а в других случаях их недостаточность. Следует помнить, что ценность и качество выполненной курсовой работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание избранной темы, использует собранный фактический материал, делает необходимые выводы.

Главной причиной ошибок в выполнении курсовой работы являются недостаточные знания у студентов методики и методологии её выполнения. Работа над выполнением курсовой включает в себя несколько этапов: выбор темы и отбор необходимой литературы, составление плана, подбор и анализ статистических материалов, если этого требует выбранная тема, наконец, выполнение и её оформление. В этой последовательности необходимо студентам выполнять курсовую работу.

ВЫБОР ТЕМЫ

Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями кафедры, а затем обсуждается и утверждается на заседании кафедры, как правило, в начале учебного года. Каждый учебный год тематика уточняется и обновляется с учетом реальных обстоятельств хозяйственной жизни общества. Одним из важных моментов при разработке тематики является учет профиля вуза.

В начале учебного года студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы, а также могут предложить свою по согласованию с преподавателем. После этого в каждой учебной группе составляется список студентов с названием выбранных тем с целью избежания дублирования, т.е. выбор одной и той же темы двумя студентами, хотя это не исключает того факта, что они могут работать параллельно над одной и той же темой. Составленный список должен находится у преподавателя, научного руководителя курсовой работы. При выборе темы студентам следует помнить, что наиболее актуальными проблемами современного переходного этапа являются проблемы социально-экономической стратегии развития, особенности научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, в связи с появлением нового информационного сектора и др.

Одним из этапов в выборе темы курсовой может стать доклад или сообщение на семинаре. Впоследствии этот доклад может быть углублен, расширен и переработан в курсовую работу, т.к. он готовится студентами на основе изучения литературы, кроме учебной.

Для успешного выполнения студентами курсовой работы необходимо провести общую беседу с группой, а при необходимости дать консультацию отдельным студентам в индивидуальном порядке. На этой консультации преподаватель-руководитель даст студентам методические советы о порядке написания, оформления работы, по возможности обеспечивает методическими пособиями, обращает их внимание на те проблемы, которые им необходимо осветить при работе над выбранной темой, отмечая её значимость и актуальность, воспитывая самостоятельность, творческий подход в решении поставленных задач. Руководитель должен обеспечить правильную общую направленность работы, её научный уровень, а дальше студент выполняет работу полностью самостоятельно.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Следует подчеркнуть, что прежде чем приступить к отбору литературы и других материалов, студент должен изучить тему в учебном пособии и по первоисточникам, рекомендуемым в программе. Это необходимо, т.к. научные труды в силу своей сложности, проблематичности и дискуссионности требуют соответствующего уровня подготовленности, знания основных терминов и категорий, усвоения основополагающих теоретических положений.

При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за гол, в последнем номере того пли иного журнала. При этом главная задача студента - из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а за тем уже переходить к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни за последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука - наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.

В настоящее время студент располагает возможностью получать новейшие нормативно правовые акты через электронную базу данных «Кодекс» статистические материалы через «Интернет». Так, например, существуют сайты центрального банка РФ, журнала «Эксперт». Новейшая российская макроэкономическая статистика содержится в ежемесячнике «Russian Economic Trends» («Тенденции экономики России»), которые дает Российско-Европейский Центр экономической политики.

Неоценимую помощь оказывает при сборе материала умение работать с каталогом, правильное составление библиографии.

Следует иметь в виду следующие группы источников:

1. Труды классиков экономических школ и современных направлений экономической мысли.

2. Законодательно-нормативные документы государственной власти. Монографии, сборники.

3. Журнальные и газетные статьи.

4. Статистические сборники и справочные издания, информационные бюллетени специализированных фирм и компаний.

5. Первичный статистический материал предприятий, фирм, финансовых организаций и др.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ИЗЛОЖЕНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Ценность курсовой работы для студентов экономического факультета заключается в том, что она является одним из первых шагов на пути самостоятельного научного творчества будущего специалиста. Любая научная работа требует, прежде всего, целеустремленности, умения видеть главную проблему, поэтому при выполнении курсовой работы, необходимо составление четкого плана отражающего содержание темы. План составляется тогда, когда уже в общих чертах ясны вопросы, которые необходимо изложить.

План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с её структурой. Структура работы состоит из введения, основного раздела и заключения, задача студента состоит в том, чтобы определить 2-3 главы основной её части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения (см. прил.1)

Составленный план работы представляется для согласования преподавателю экономической теории, который консультирует студента.

Как всякая научная работа курсовая состоит из введения, основной части, заключения и выводов, а также списка использованной литераторы. По методике между составными частями работы должна быть соблюдена определенная пропорциональность. Введение, не должно превышать 5-6% всего объёма работы, заключение и выводы- до 10%. Основная часть работы, как правило, разделяется на главы и параграфы. Общий объем курсовой должен составлять не менее 25-30 страниц машинописного текста.

ВВЕДЕНИЕ

Введение - органическая часть научной работы, где автор вводит читателя в проблематику курсовой, помогает увидеть основную идею работы. Здесь автор должен поставить разрабатываемую им проблему и обосновать её научное и практическое значение, актуальность.

Введение должно быть кратким (3-4 стр.).

Введение обычно пишут до написания основной части, но корректируют главные положения на основе результатов исследования, когда избрана методика, определена структура работы. Изложено, все это должно быть предельно сжато, ясно и кратко.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на две-три главы (включающие по 2-3 параграфа), раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов параграфов следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Изложение краткого вопроса параграфов надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и заканчивается освещение. Основная часть работы может быть изложена на 20-25 страницах стандартного листа.

Экономическая теория выявляет глубинные причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Она теоретически обосновывает и научно доказывает объективные закономерности их возникновения, становления и развития. Поэтому по экономической теории предполагает высокий уровень доказательности, аргументации выдвигаемых теоретических положений. С этой целью студент может приводить цитаты из монографий и сборников, но, не злоупотребляя цитатничеством. Использовать цитаты следует лишь в том случае, когда она идёт в качестве аргумента в подтверждение того или иного нового положения. Допустим, автор приводит в своей работе ряд доказательств, а затем чтобы сделать выдвинутое им положение неопровержимым пишет, например, так: «По аналогичному вопросу Л. Смит или К. Маркс, написал... или мы читаем по этому поводу в монографии известного экономиста А.Д. Камаева»,- и далее приводится соответствующая цитата. Другой группой наиболее эффективных и убедительных

средств аргументации служат статистические данные. Однако, как нигде, здесь необходимо соблюдать «чувство меры». Следует строго и точно отбирать цифровой материал, составлять таблицы и графики. Статистические данные следует использовать лишь для доказательства тех пли иных теоретических положений там, где они нужны по логике положения.

Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факт и примеры должны быть не случайными, а типичными.

• изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

• знать постановления правительства, решения сессий Парламента и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

• ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

• изучить статьи по избранной теме публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Вестник Московского университета», «Экономист», в еженедельнике «Экономика и жизнь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении должны содержатся основные выводы и обобщения по выполненной работе. Зачастую допускаются такие ошибки, когда в заключении дают выводы, не вытекающие из основной части работы, не отражающие результатов исследования или приводят слишком общие положения.

Цель заключения в том, чтобы позволить любому заинтересованному лицу в короткий срок познакомиться со всеми основными выводами и результатами исследования. Поэтому заключение должно содержать, в предельно сжатом виде научный итог, возникший после тщательного изучения и анализа исследуемой проблемы.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Когда написана, её необходимо правильно оформить. Работа должна быть «начисто» переписана на стандартные листы писчей бумаги. Не следует писать работу на бумаге разного качества и формата. Курсовую работу можно написать от руки, отступив 3 см от левого края листа, с правого края 1 см., сверху и снизу по 2 см, интервал между строк 1,5 см. шрифт 12 или 14 на компьютере. Печатных 30-35 страниц. Рукописных 35-40 страниц. Неряшливость, помарки и другие изъяны не допускаются при окончательном оформлении работы.

, как и дипломная, должна иметь титульный лист (см. образец). После титульного листа вставляется чистый лист для рецензии. Все страницы должны быть пронумерованы, а обязательные заголовки выделены и не оторваны от текста и таблиц.

В экономических работах важно правильно обозначить специальные термины, знаки, цифры, единицы измерений, стандартные обозначения.

Необходимо писать, в тексте сокращенно: «табл.4» или «см. табл. 4», а над таблицей справа, выше её названия «таблица 4».

В конце заголовков текста и таблиц точки ставить не следует, за исключением условных сокращений и обозначений, если они доступны. Падежные окончания и единицы измерения могут быть допущены только при порядковых числительных, например «на 4-м отделении». К римским цифрам падежные окончания не добавляют, например, XX век. Сложные слова необходимо писать «25-сильный или двадцатипятисильный», но не «25-ти сильный».

При оформлении курсовой работы важно правильно делать ссылки на использованные источники. Существует целый ряд технических способов для оформления ссылки, сноски, примечания, отсылки к списку литературы.

Списки позволяют получить информацию:

• об основной литературе по конкретному вопросу;

• об источнике цитаты;

• об источнике мысли / такие сноски обычно содержат указание: «см. об этом в кн...»/. Необходимо правильно оформить сноски. Знак сноски делается в тексте сразу после цитаты.

Примеры:

1. «Из первого крупного общественного разделения труда, указывал Ф.Энгельс, - возникло и первое крупное разделение общества на два класса»

2. книги написана одним или двумя авторами:

а) Браунинг, П.И. Современные экономические теории. - М.: Экономика, 1987. - Ч. III. - Гл. 11, 12.

б) Нуреев, Р.А., Н.П. Розанова. Поведение потребления в рыночной экономике. - М.: 1994. - С. 125.

3. на статью в сборнике или раздел в книге: Ляшенко, М.В. Тенденции развития малого предпринимательства / Развитие малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. – М.: ИПИ, 2000. – С. 144.

4. на статью в журнале: Бернштам, М. Платежный кризис, причины, следствия, пути преодоления / М. Бернштам, А. Ситников // Российский экономический журнал, 2002 г. № 1, С. 20-30.

Каждый раздел работы принято начинать с новой страницы. Окончательно оформленная должна включать: титульный лист, где указывается название учебного заведения. – ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», кафедра, тема курсовой работы, фамилия инициалы студента и фамилия и инициалы научного руководителя. Следующая страница чистая для рецензии. На третьей странице приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов.

Далее: введение, где обосновывается актуальность темы, указываются цели и задачи, поставленные автором. Затем излагается основное содержание работы. В заключении делаются выводы. Завершается работа составлением списка использованной литературы.

Написанная студентом сдается на кафедру экономической теории в срок для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать переработку темы и подготовиться к защите курсовой работы. Студент защищает курсовую работу до экзамена перед преподавателем-рецензентом. Без защиты курсовой работы студент до экзаменов не допускается.

Главное значение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе над курсом экономической теории, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний.

Подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, даются аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценка «не удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводов и теоретических положений данной проблемы - в этом случае студенту предстоит повторная защита.

Зашита и оценка курсовой работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по экономической теории.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а так же в качестве ов на семинарских занятиях.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Структура банковской системы.

1.1. Кредитная система страны.

1.2. Центральный банк Российской Федерации.

1.3. Коммерческие банки и другие субъекты банковской системы России.

2. Анализ современной банковской системы.

2.1. Проблемы банковской системы России.

2.2. Институциональная структура банковской системы России.

3. Методы решения проблем и перспективы развития банковской системы России.

3.1. Перспективы развития банковской системы.

3.2. Политика России в области банковского надзора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Самуэльсон, Пол А. Экономика [Текст]: пер. с англ. / Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. - М.: “Бином”; Лаб. базов. знан., 2001.

2. Нуреев, P. M. Основы экономической теории: Микроэкономика [Текст] : учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - М.: Высш. шк., 2005.

3. Сажина, М. А. Основы экономической теории [Текст]: учебн. пособие для неэкономических специальностей вузов / М. А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: НОРМА, 2005.

4. Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер Ком, 1999.

6. Экономика для инженера [Текст]: учебник для вузов / под ред. Э. С. Минаева. - М.: Изд-во «Доброе слово», 2005.

7. Фишер, С. Экономика [Текст]: пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело ЛТД, 1995.

8. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002.

9. Энджел, Д. Поведение потребителей [Текст] / Д. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард.– СПб.: Питер, 1999.

12. Макконелл, К.Р. Экономикс [Текст] / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. - М.: Республика. 2004

13. Экономическая теория [Текст]: учебн. пособие /под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. - 464 с., ил.

13. Курс экономической теории [Текст]: учебник / под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: “АСА”, 2007. - 848 с.

14. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 688 с.

15. Сломан Дж. Экономикс [Текст]: Экспресс-курс. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 608 с.: ил.- (Серия “Классический зарубежный учебник”).

16. Экономическая теория [Текст]: / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. - 544 с.: ил. - (Серия “Учебник для вузов”).

17. Курс микроэкономики [Текст]: учебник / Р.М. Нуреев. - 2-е изд., изм.- М.: Норма, 2008. - 576 с.

18. Экономика для инженера [Текст]: учебник / О.А. Басаргина, М.Г. Ермолаева, В.С. Коляго и др. / под ред. Ю.А. Комарницкого, А.К. Сапора. - М.: Высш. шк.; Доброе слово, 2001. - Гл. 3.

19. Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - Гл. 8.

20. Вишневский В. Теория стоимости в экономической науке / В. Вишневский // Экономист. - 2007. - № 5.

21. Микроэкономика: теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - 2-е изд. - М.: КиоРус, 2001.

22. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - СПб.: Юрайт, 2003.

Приложение 2

Тематика курсовых работ по Экономической теории

для студентов экономических специальностей

1. Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве.

2. Рынок как проявление демократизации в экономике.

3. Происхождение, сущность и функции денег.

4. Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия.

5. Современные инфляционные процессы в экономике Российской Федерации.

6.Основные направления и критерии эволюции кредитных денег.

7. Рынок, его структура и инфраструктура.

8. Эволюция форм собственности.

9. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике.

10. Социально - ориентируемое рыночное хозяйство.

11. Мировой опыт приватизации и разгосударствление собственности.

12. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России.

13. Государственная и муниципальная форма собственности.

14. Интеллектуальная и муниципальная формы собственности.

15. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала.

16. Многообразие и противоречие интересов в современной экономике.

17. Фирма как субъект рыночных отношений и её новые организационно-правовые формы.

18. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

19. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

20. Семейный бюджет, источники его формирования.

21. Тенденции модификации заработной платы в современных условиях.

22. «Новые индустриальные страны» : механизмы развития.

23. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве.

24. Рынок недвижимости в России.

25. Ипотечное кредитование (на примере отдельных стран).

26. Современная фондовая биржа, ее функции.

27. Инновационная политика фирмы.

28. Проблемы инвестиционной политики в России.

29. Денежные реформы в России (история и современность).

30. Земельные отношения в России (историческое развитие и современное состояние).

31. Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России.

32. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции (возможность использования зарубежного опыта в России)

33. Менеджмент как форма управления в рыночной экономике.

34. Совместные предприятия.

35. Свободные экономические зоны: сущность, возможности.

36. Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.

37. Особенности ценообразования на факторы производства.

38. Издержки предприятия и его формы.

39. Развитие теории потребительского спроса.

40. Доходы предприятия и его формы.

41. Предпринимательство и бизнес в России.

42. Экономический рост, его элементы и стадии развития. Неклассическая и кейнсианская модели.

43. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.

44. Проблемы обеспечения экономического роста в российской экономике.

45. Причины стагфляции в экономике западных стран в 70-е годы.

46. Опыт централизованного и индикативного экономического роста в зарубежных странах.

47. Структурная перестройка национальной экономики 90-х гг. Неравномерность процессов по отдельным странам.

48. Дефицитная экономика и деформация цикла.

49. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, последствия.

50. Структурные кризисы, их сущность и последствия.

51. Макроэкономическая ситуация и причины инвестиционного кризиса в России.

52. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия.

53. Место роль спроса в системе общественного воспроизводства.

54. Классические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении.

55. Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

56. Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах.

57. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка.

58. Национальное счетоводство как инструмент регулирования экономики.

59. Экономический рост в модели межотраслевого баланса.

60. Экономический спад при переходе к рынку и предпосылки экономического роста.

61. Общее равновесие на макроуровне.

62. Полная модель равновесия «доходы – расходы».

63. Инвестиционный спрос и равновесие цен на товарных рынках.

64. Инвестиции в человеческий капитал.

65. Макроравновесие и денежная политика государства.

66. Инструменты и методы монетарной политики.

67. Классическая количественная теория.

68. Банковская система и регулирования рынка.

69. Надежность и стабильность банковской системы.

71. Неравновесие в национальной экономике. Безработица.

72. Рынок труда и занятость населения.

73. Развитие новых форм хозяйствования в аграрном секторе.

74. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики.

75. Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.

76. Монополия и конкуренция в рыночной экономике.

77. Антитрестовская политика и практика зарубежных стран.

78. Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий России.

79. Предпринимательство и предпринимательский капитал.

80. Проблемы формирования, использования человеческого капитала.

81. Биржа труда и её роль в регулировании рыночных отношении.

82. Сущность и функции финансов. Финансовая система.

83. Бюджетное устройство российской экономики.

84. Госбюджет и проблема бюджетного дефицита.

85. Налоговая система государства. Налоги и их виды.

86. Фискальная политика общества.

87. Социальная политика государства.

89. Реформирование системы налогообложения.

90. Влияние бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие страны.

91. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

92. Особенности современной денежно-кредитной системы в экономике России.

94. Финансово-промышленные группы в рыночной экономике.

95. НТП в современном мире: тенденции и противоречия.

96. Мировой рынок и международная торговля.

97. Внешнеэкономические связи России.

98. Защита прав потребителей в России и зарубежных странах.

99. Всемирное хозяйство, тенденции и перспективы развития, противоречия.

100. Вывоз капитала и его особенности на современном этапе.

101. Транснациональный капитал и механизм его функционирования.

102. Перестройка международных экономических отношений.

103. Валютная система современного мирового хозяйства.

104. Международные валютные рынки и валютное регулирование. Международный валютный фонд (МВФ).

105. Европейский союз. Проблемы и пути решения.

106. Региональные рынки современного мирового хозяйства.

107. Интеграционные процессы в валютно-финансовой системе. Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

108. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.

109. Экономическая реформа и региональное развитие.

110. Особенности и основные направления государственного регулирования переходной экономики России.

111. Регион в системе рыночных отношений.

112. Концепция социально-ориентированного рынка в зарубежных странах.

113. Особенности и основные направление государственного регулирования переходной экономики России.

114. Демографические последствия экономических реформ.

115. Роль и динамика «теневой экономики» в переходный период.

116. Развитие новых экономических институтов в переходный период.

117. Реформирование отношений собственности на природные ресурсы (опыт России и зарубежных стран).

118. Свободные экономические зоны.

119. Проблема выхода российских предприятий на зарубежный рынок.

120. Интеграция в мировое хозяйство: опыт развитых стран и экономические проблемы СНГ.

121. Мирохозяйственные связи и развитие национальной экономики: проблемы и противоречия.

122. Проблемы современной мировой торговли.

123. Абсолютные и относительные преимущества в международной торговле: классические принципы и современные реальности.

124. Западно-Европейская интеграция: достижения, проблемы, перспективы.

125. Основные направления современной западной экономической мысли.

126. Основные направления русской экономической мысли в последней трети прошлого – начала нынешнего веков.

127. Основные этапы развития российской экономической мысли.

128. Современные теории экономических циклов и конъюнктуры.

129. Основные этапы становления налоговой системы России.

130. Налоговая реформа в России: цели, результаты, перспективы.

131. Бюджетная политика и особенности ее проведения в России.

132. Особенности формирования рынка труда в современной России.

133. Социальная политика и ее приоритеты в современной России.

134. Функция социальной защиты государства в современной России: приоритеты и направления.

135. Безработица и политика занятости в современной России.

136. Инвестиции в человеческий капитал и образовательная политика в России.

137. Качество жизни в современной России.

138. Рынок труда и доходы населения.

139. Заработная плата как фактор трудовой мотивации.

140. Реформирование отношений собственности на природные ресурсы (опыт России и зарубежных стран).

141. Экономический механизм охраны окружающей среды (сравнительный анализ зарубежного и российского опыта).

142. Государственное регулирование природопользования на примере США, Японии, Западной Европы и России (сравнительный анализ).

Приложение 3

Образец

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

и ОБРАЗОВАНИЯ МСХ РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова

Кафедра экономической теории

на тему:

ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Выполнил (ла): студент (ка) гр. _____

Дворникова. А.Е.

№ _______________зачетной книжки

Проверил (ла): д.э.н., и.о. профессора

Сангадиева И.Г.

Улан-Удэ

2009

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по экономической теории для студентов экономической специальности дневного и заочного обучения.

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по экономической теории для студентов экономической специальности дневного и заочного обучения.

Составитель: Сангадиева И.Г.