Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по усилению организационных возможностей Национальных координационных механизмов программ по спиду (Проект: 30 мая 2006г.)

 

             

Рекомендации методические по усилению организационных возможностей Национальных координационных механизмов программ по спиду (Проект: 30 мая 2006г.)

Руководство и триединые принципы

в Центральной Азии:

Методические рекомендации по усилению организационных возможностей Национальных координационных механизмов программ по СПИДу

(Проект: 30 мая 2006г.)

ПРОЕКТ ПОТЕНЦИАЛ

Центрально-азиатская программа по борьбе со СПИДом и вмешательствам, направленным на молодежь и уязвимые группы населения, финансируемая Агентством США по международному развитию

Договор о сотрудничестве ЮСАИД/ЦАР

№ 176-A-00-04-00014-00


Триединые принципы означают, что в каждой стране существует единая согласованная программа, обеспечивающая основу для координации деятельности всех партнеров; единый координационный механизм программы по СПИДу, имеющий широкие много секторальные поручительства; и единая согласованная национальная система мониторинга и оценки. Используя эти три принципа в качестве общей основы, можно определить и применить множество методов для объединения самостоятельно координируемых организаций, партнеров и механизмов финансирования для осуществления согласованных действий.

“Координация национальных ответов на ВИЧ/СПИД”

Руководящие принципы для национальных агентств и их партнеров

Доклад конференции, Вашингтонская консультация, 25 апреля 2004г.


Содержание

Список сокращений

Список схем

1. Историческая справка

1.1. Эпидемии ВИЧ в Центральной Азии

1.2 Ответы на ВИЧ

1.2.1 Первоначальная оценка Проекта ПОТЕНЦИАЛ

1.3 Обоснование для осуществления триединого принципа

2. Подходы к обеспечению соблюдения триединых принципов

2.1 Совершенствование руководства национальными программами по СПИДу

2.1.1 Руководство

2.1.2 Пропаганда и мотивирование руководства

2.1.3 Описание руководства

2.1.4 Взаимосвязь с руководством

2.1.5 Направления для оказания партнерами методической помощи Национальным координационным механизмам программ по СПИДу

2.1.6 Координация деятельности основных партнеров

2.1.7 Признание/Одобрение руководства основными партнерами

2.1.8 Единые индикаторы мониторинга и оценки

2.1.9 Единый грантовый комитет

2.1.10 Единая система обмена информацией

2.2 Санитарно-просветительная работа среди выбранного населения

2.3 Улучшения качества услуг по ВИЧ

2.4 Улучшение использования ресурсов через интеграцию услуг по ВИЧ

3. Следующие шаги

3.1 Официальная поддержка национального стратегического плана по СПИДу и Национальной программы по СПИДу

3.2 Усиление руководства посредством откомандирования специалистов

4. Заключение


Список сокращений

АРВ

Антиретровирусный

ПОТЕНЦИАЛ

Центрально-азиатская программа по борьбе со СПИДом и вмешательствам, направленным на молодежь и уязвимые группы населения

НМП

Непрерывность медицинской помощи

DFID

Британское агентство по международному развитию

ГФАТМ

Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией

ПИН

Потребители инъекционных наркотиков

МиО

Мониторинг и оценка

МОВ

Меморандум о взаимопонимании

МЗ

Министерство здравоохранения

НККС

Национальный координационный комитет по СПИДу

НКМС

Национальный координационный механизм по СПИДу

НПО

Неправительственная организация

НСП

Национальный стратегический план

ПМСП

Первичная медико-санитарная помощь

ГРП

Группа реализации проекта

ЛЖВИЧ

Люди, живущие с ВИЧ

ПР

Принципиальный реципиент Глобального фонда

ЕГК

Единый грантовый комитет

СР

Суб-реципиент Глобального фонда

РЦС

Республиканский центр СПИД

ТБ

Туберкулез

ДКТ

Добровольное консультирование и тестирование

Список схем

Таблица 1. Кумулятивные случаи и показатели ВИЧ на 100 000 (2005г.)

Таблица 2. Финансирование в долларах США для профилактики и контроля ВИЧ/СПИДа в Центральной Азии (все источники)

Схема 1. Увеличение финансирования для профилактики и контроля ВИЧ/СПИДа в Центральной Азии в 2000-2006гг., исключая Туркменистан (все источники, включая вклад государственных организаций и доноров)

Схема 2. Национальный координационный механизм программы по СПИДу


1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.1. Эпидемии ВИЧ

СПИД – это недавно развившаяся пандемия, которая уже унесла жизни более 23 миллионов мужчин, женщин и детей во всем мире. Так как в настоящее время оценочная численность людей во всем мире, живущих с ВИЧ составляет 38 миллионов, все современные прогнозы указывают на то, что это только начальная стадия эпидемии!

ВИЧ и СПИД не делают различий; они поражают всех людей, независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и национальности. Понимая это, правительства и население Центральной Азии при формировании ответа на эпидемии ВИЧ столкнулись со сложными задачами. Тысячи людей, зачастую наиболее уязвимые слои населения, страдают от недостаточной доступности основных профилактических услуг, лечения, ухода и поддержки. В последние годы в Центральной Азии наблюдается стремительный рост числа случаев ВИЧ. Инфекция распространяется преимущественно среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). В течение последующих месяцев/лет уровень распространенности ВИЧ в этой группе может достигнуть очень высокого уровня. Без согласованных действий, генерализованная эпидемия, скорее всего, разовьется через 5-20 лет, и будет преимущественно распространяться половым путем. В течение последующего десятилетия, страны региона чрезвычайно уязвимы кризису ВИЧ.

Таблица 1. Кумулятивные случаи и показатели ВИЧ на 100 000 (2005г.)

СТРАНА

КУМУЛЯТИВНЫЕ СЛУЧАИ

ПОКАЗАТЕЛИ

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ (2000-2005)

Казахстан

5 657

33.3

x 4

Кыргызстан

826

15.9

x 59

Таджикистан

506

8.4

x 50

Туркменистан

1

<1.0

Данных нет

Узбекистан

5 612

22.5

x 40

Все страны

12 602

25.2

Данных нет

1.2 Ответ на эпидемии

Схема 1 показывает устойчивый рост финансирования мероприятий по ВИЧ/СПИДу в Центральной Азии с 2000г. по 2006г. Как показывает Таблица 2, прогнозируемое финансирование программ по ВИЧ/СПИД будет удерживаться на высоком уровне в течение следующих нескольких лет, благодаря грантам Глобального фонда, Всемирного банка, Британского агентства по международному развитию (DFID) и нескольких других двухсторонних доноров.

Однако управление и предоставление этих услуг ограничено существующими в обществе и НПО значительными проблемами, связанными с координацией, мониторингом и оценкой страновых и региональных ответов на ВИЧ. Необходимы действенные ответы на ВИЧ во всех секторах, в частности, необходимо сформировать ответ на ВИЧ национальных координационных комитетов по СПИДу (НККС), созданных в четырех странах Центральной Азии к 2004г., поскольку они владеют уникальной возможностью создавать и поддерживать комплексные органы для координации планирования, реализации и мониторинга национальных ответов на эпидемию. Кроме того, усиления национальных координационных организаций по СПИДу не достаточно для обеспечения женщин и мужчин больший доступ к услугам по ВИЧ. Необходимо повысить возможности медицинских организаций государственного и неправительственного секторов для предоставления качественных услуг посредством расширения пакетов услуг и интеграции услуг в другие программы здравоохранения.

Схема 1: Увеличение финансирования для профилактики и контроля ВИЧ/СПИДа в Центральной Азии в 2000-2006гг., исключая Туркменистан (все источники, включая вклад государственных организаций и доноров)


(1) 2000 данные неполные – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан

(2) 2001 данные неполные - Таджикистан

(3) 2002 данные неполные - Кыргызстан

Таблица 2. Финансирование в долларах США для профилактики и контроля ВИЧ/СПИДа в Центральной Азии (все источники)

Финансирование ВИЧ/СПИДа

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Казахстан

1,370,000

550,000

1,030,000

1,230,000

1,230,000

1,020,000

Кыргызстан

265,180

854,820

866,285

1,016,285

650,000

650,000

Таджикистан

480,203

1,600,000

1,325,040

1,420,000

1,278,218

520,000

Туркменистан

104,200

125,000

125,000

175,000

175,000

175,000

Узбекистан

2,150,000

250,000

1,150,000

3,891,715

3,191,715

800,000

ВСЕГО

4,369,583

3,379,820

4,496,325

7,733,000

6,524,933

3,165,000

Источник: Министерства финансов и здравоохранения; международные организации, включая ГФАТМ, 2004г. (Документ по оценке Проекта, Центрально-азиатский проект по борьбе с ВИЧ/СПИДом, Всемирный банк, 2005г.)

1.2.1 Первоначальная оценка Проекта ПОТЕНЦИАЛ

Проект ПОТЕНЦИАЛ провел первоначальную оценку (анализ организаций, ситуации и потребностей) среди основных партнеров по ВИЧ в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане с января по апрель 2005г. Основная цель этой оценки заключалась в получении информации от партнеров о наиболее необходимых направлениях методической помощи для оказания Проектом ПОТЕНЦИАЛ. Полученная в ходе этой оценки информация послужила основной для анализа ситуации в странах. Касательно руководства, Проект выявил, что все страны разработали национальные программы по СПИДу и признает важность реализации программ по СПИДу при координации на национальном уровне. Кроме того, стратегическое планирование и анализ ситуации проводился в конце столетия во всех пяти странах. В странах существуют вертикально функционирующие Национальные центры СПИД, которые сосредоточены на методах профилактики ВИЧ, уходе и поддержке. Многие страны разрабатывают индикаторы мониторинга и оценки ВИЧ на национальном и программном уровнях. Внешнее финансирование ответов на ВИЧ/СПИД эпидемии в четырех странах достигло высокого уровня, включая гранты Глобального фонда, Всемирного банка, Британского агентства по международному развитию (DFID) и нескольких других двухсторонних доноров.

Некоторые страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) находятся на различных стадиях реструктуризации своих национальных координационных механизмов по СПИДу. Это частично вызвано требованиями Глобального фонда и в ответ на необходимость создания единого поддерживаемого UNAIDS координационного органа. Хотя Глобальный фонд обеспечивает значительную часть финансирования национальных программ по СПИДу, это составляет только часть общего бюджета каждой страны, выделенной на ВИЧ. Страны признают необходимость координации и управления инвестициями, выделяемыми на ВИЧ/СПИД, и не только Глобальным фондом. Тем не менее, не все доноры приняли полное участие в работе единого национального координационного органа. Это обусловило то, что различные партнеры отсутствует комплексная политика содействия профилактике ВИЧ, уходу и поддержке. Кроме того, несмотря на многочисленные неправительственные организации (НПО), работающие по программам по ВИЧ/СПИДу, из роль не признается в достаточной степени, а потенциал недостаточно используется в национальном ответе на эпидемию. Кроме того, взаимодействие между НПО и государственными организациями недостаточно развито. Участие неправительственного сектора в разработке политики и стратегии ограничено.

Несколько международных доноров и организаций играют ведущую роль в борьбе с эпидемиями ВИЧ/СПИДа в регионе, оказывая странам финансовую и методическую помощь. Тематическая группа ООН по ВИЧ/СПИДу в каждой стране создала первоначальную основу для координации деятельности международных партнеров и участвующих сторон. Тем не менее, взаимодействие международных организаций с национальными координационными организациями по СПИДу во всех странах было незначительным по различным причинам, включая отсутствие механизма четкого сотрудничества между партнерами. В настоящее время, они предпринимают первые шаги для создания единого координационного механизма совместно с НККС и Республиканскими центрами СПИД. Среди предоставляющих услуги организаций, включая НПО, гражданское общество, государственные организации, существует огромный методический и оперативный потенциал. Эти организации находятся на различном этапе организационного развития, а организации гражданского общества имеют различные сильные стороны и потребности. В секторе неправительственных организаций существует недостаток координации и обмена информацией по специфическим направлениям, таким как эффективные механизмы оказания методической, управленческой и финансовой поддержки НПО, работающих по профилактике ВИЧ. Кроме того, наблюдается недостаток эффективных механизмов обмена информацией о ВИЧ, опытом, методологиями и передовым мировым опытом среди НПО и другими предоставляющими услуги организациями.

Несколько примеров показывают, что организации по реализации проекта обслуживают одни и те же группы населения и получают финансирование от различных доноров для осуществления этой деятельности. Профилактические вмешательства фрагментированы и предоставляют отрывочные услуги людям, нуждающимся в комплексном пакете вмешательств для изменения хода развития эпидемий. Ни национальные организации по координации программы, ни организации доноры не имеют механизмы перекрестной проверки/мониторинга этих дублирований и уровня охвата, оставив контроль финансовых потоков, их использование и контроль затратной эффективности на милость получателей грантов.

В настоящее время, в каждой стране разрабатывается или уже разработана единая политика по ВИЧ и единая система мониторинга и оценки. Правительства сформировали специализированные национальные координационные организации по СПИДу и среди них Сектор по СПИДу в Кыргызстане, Секретариат на уровне правительства в Таджикистане, Республиканские центры СПИД (РЦС) в Казахстане и Узбекистане, которые несут ответственность за координацию и мониторинг реализации программ. Эти организаций выполняют, в основном, функции по принятию решений и определению политики, поскольку в каждой стране представлены официальными лицами высшего уровня, тогда как РЦС выступают в роли органа, управляющего и координирующего деятельности по ВИЧ.

Как показано на примере Узбекистана, существующие положения об ответственности национальной координационной организации по СПИДу не включают пропаганду триединых принципов, а также эти организации не имеют руководящих функций по координации деятельности всех партнеров, участвующих в ответах на ВИЧ/СПИД.

Основные функции национального координационного комитета по СПИДу Республики Узбекистан:

- Детальная разработка и реализация программ и планов в ответ на эпидемию ВИЧ/СПИДа в стране через министерства и ведомства, местные органами исполнительной власти, неправительственные общественные организации;

- Обеспечение взаимодействия между министерствами и ведомствами, местными органами исполнительной власти, неправительственными общественными организациями в ходе проведения противоэпидемиологической работы по профилактике ВИЧ инфекции и СПИДа;

- Координация и методическое руководство деятельностью областных и ведомственных суб-комиссий, предоставление консультативной и практической помощи по вопросам профилактической и противоэпидемиологической работы;

- Обеспечение контроля исполнения правительственных решений, чрезвычайных республиканских комиссий по инфекционным заболеваниям и его суб-комиссий;

- Рассмотрение официальных отчетов министерств, ведомств и хокимиятов по осуществлению предусмотренной стратегической программой деятельности для ответа на эпидемии ВИЧ/СПИД в стране.

Основные функции Республиканского центра СПИД Республики Узбекистан:

- Разработка, координация и реализация краткосрочной и долгосрочной национальной программы по профилактике ВИЧ/СПИДа;

- Проведение эпидемиологического мониторинга и контроля, дозорного эпиднадзора, разработка профилактических мероприятий против заболеваний извне для улучшения эпидемиологической ситуации;

- Своевременное предоставление отчетов Национальному санитарно-эпидемиологическому управлению, Республиканскому и областным санитарно-эпидемиологическим центрам;

- Консультирование, тестирование и поддержка ЛЖВИЧ и их семей и разработка законодательных актов для их социальной защиты;

- Разработка и исполнение санитарно-гигиенических правил и положений по эпидемиологии, профилактике, диагностике, лечению и диспансерному контролю ВИЧ/СПИД ассоциированных заболеваний;

- Сотрудничество и оказание содействия соответствующим министерствам, ведомствам и НПО по вопросам планирования их работы по профилактике ВИЧ/СПИДа среди общего населения, особенно среди групп высокого риска;

- Сотрудничество со средствами массовой информации для повышения осведомленности населения о профилактике ВИЧ/СПИДа, проведение лекций и конференций.

1.3. Обоснование для осуществления триединых принципов

Растущее признание угрозы СПИДа сопровождается увеличением ресурсов в странах со средним и низким уровнем дохода и увеличением количества вовлеченных участников. Многочисленные доноры, имеющие свои интересы и теории о том, как наилучшим образом сформировать ответ на эпидемию ВИЧ, вместе с многочисленными партнерами, планами и программами делают ответ на эпидемии ВИЧ усложненными, что обременяет национальные возможности координации много секторальных ответов. В результате это может вызвать разрозненные, дублируемые и непоследовательные действия, излишнюю конкуренцию между партнерами и неэффективное использование ресурсов. Эта ситуация требует осуществления триединых принципов, подразумевающих единый координационный механизм для руководства и мониторинга ответов стран, единую национальную программу по СПИДу, которой должны следовать все доноры и партнеры по её реализации и единую систему мониторинга и оценки для измерения прогресса и влияния ответа на ВИЧ. Следуя триединым принципам, национальные руководства по СПИДу в каждой стране будут иметь возможность работать в сотрудничестве со всеми донорами координированным образом. Ответ на СПИД станет более обоснованным и мотивированным, если все партнеры будут работать в одном направлении с единой целью.

2. ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТРИЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ

Одной из основных задач является то, чтобы программы по ВИЧ придерживались триединых принципов во всех аспектах каждой деятельности на всех уровнях всеми партнерами, включая государственные, международные и неправительственные организации с тем, чтобы доноры и страны могли работать вместе по созданию более эффективных и координированных ответов на эпидемии ВИЧ. Фактически, по крайней мере, в четырех странах Центральной Азии существуют разработанные Национальные программы по СПИДу или определенные национальные структуры и окончательные системы мониторинга и оценки. Ниже представлено видением возможных подходов для ответа на эпидемии, с применением триединых принципов и акцентом на единое национальное руководство.

2.1 Совершенствование руководства национальными программами по СПИДу

Осуществление триединых принципов является поэтапным процессом, первым элементом которого является усиление национальных координационных организаций по СПИДу. Рассматривая различия между странами, мы называем совокупность организаций, непосредственно ответственных на определение политики и реализацию программ Национальным координационным механизмом по СПИДу (НКМ), графически представленным в схеме 2. Эффективное функционирование НКМ и одобрение остальных элементов триединых принципов невозможно без полной поддержки со стороны всех партнеров, включая правительство, доноров, многосторонние организации и гражданское общество.

Как уже говорилось выше, многие страны региона находятся на различном этапе процесса реструктуризации своих НКМ, выступающие в основном координаторами поддерживаемой Глобальным фондом деятельности, с целью расширения их функций и ответственности для координации всех ресурсов и программ по ВИЧ в стране. Партнерам необходимо оказывать содействие этим попыткам по реструктуризации координационного органа, который должен инкорпорировать потребности международных агентств и доноров, НПО, гражданского общества и различных государственных секторов в национальную программу по СПИДу.

Поскольку ресурсы ГФАТМ составляют только часть общего бюджета по СПИДу каждой страны, НКМ должен стать органом, ответственным на общую национальную программу по СПИДу. Методическую помощь необходимо оказывать по мере необходимости (например, системы финансирования, принятие решений, мониторинг и оценка, определение приоритетов) для поддержки результативного и эффективного функционирования НКМ, осуществляющего всю деятельность по ВИЧ в стране, включая поддерживаемую Глобальным фондом деятельность, и руководства национальной программой по СПИДу.

2.1.1 Руководство

“Руководство и подход триединых принципов станут стимулом для партнеров определить единый руководящий орган для руководства единой национальной программы по СПИДу и единую систему мониторинга и оценки в каждой стране, при общей координации единого национального координационного комитета по СПИДу с соответствующим участием всех партнеров, включая НПО и гражданское общество”.

2.1.2 Пропаганда и мотивирование руководства

Срочная необходимость в эффективном руководстве обоснована серьезными потребностями в обеспечении лучшего использования имеющихся ресурсов и усилении потенциала местных партнеров, равно как и в усилении эффективного координационного механизма среди них. Основной и общей целью усиления руководства является снижение бремени ВИЧ и профилактика распространенности ВИЧ в каждой стране, а также улучшение доступности качественного ухода, поддержки и лечения пораженных СПИДом людей. Чем эффективнее будет функционировать руководящий орган, тем больше возможностей для достижения намеченной цели.

2.1.3 Описание руководства

Структура национального руководства в странах Центральной Азии имеет различия; однако есть и сходства в распределении полномочий и ответственности среди различных уровней его структуры. В целом, они в данном документе названы Национальным координационным механизмом по СПИДу (НКМ). НКМ – это ряд комитетов и организаций, пропагандирующих и исполняющих государственную политику по национальному ответу на эпидемии и обеспечивающих механизмы для разработки и реализации национальных программ, охватывающих все виды деятельности, необходимой для ответа на ВИЧ/СПИД. Членство и статус органов составляющих НКМ утверждаются кабинетом министров стран. Структура НКМ имеет, но не ограничиваться президиумом, секретариатом, методической рабочей группой/сектором, группой по мониторингу и оценке и комиссией по оценке грантов.

Наивысший орган в структуре НКМ представлен Национальным координационным комитетом по СПИДу, состоящим из официальных лиц высокого уровня из различных министерств и ведомств, международных организаций, местных НПО и ЛЖВИЧ и, в большинстве стран, возглавляемым Вице премьер министром, имеющий полномочия принимать решения, исполняемые другими членами комитета. Этот орган высшего уровня может называться президиумом НКМ (как в Кыргызстане). Президиум НКМ обоснован и жизненно необходим, когда вопрос касается принятия решения на политическом или национальном уровне, таким образом, эта структура является ключевой для всех партнеров. Оперативными органами НКМ являются секретариат/сектор по СПИДу в Кыргызстане и Республиканский центр СПИД во всех странах. Одной из основных задач этого органа, помимо обеспечения поддержки сессиям президиума и взаимосвязи со всеми структурами НКМ, является мониторинг и оценка национальной программы по СПИДу от лица президиума. В Таджикистане секретариат также наделен функцией координации предоставления услуг по ВИЧ.

Следующий уровень НКМ состоит из методической рабочей группы (МРГ), которая оказывает техническую и методологическую помощь НКМ и координирует деятельность партнеров по конкретным направлениям работы. МРГ взаимодействует с президиумом через секретариат.

Указанные выше структуры были созданы в странах Центральной Азии недавно, а до этого большая часть функций НКМ, в частности функции секретариата и МРГ, выполнялись сетью центров СПИД, координируемой Республиканским центром СПИД (РЦС). Эта сеть была уполномочена правительствами и министерствами здравоохранения, обеспечивать соответствующую реализацию национальной программы. РЦС имеет уникальную сеть во всех странах, владеющую огромным потенциалом (штат, методический охват населения через многочисленные филиалы). РЦС – это вертикальная структура Министерства здравоохранения и имеет значительный опыт по вопросам планирования, осуществления и мониторингу деятельности по ВИЧ/СПИДу. До настоящего времени РЦС стремился координировать всю деятельность по ВИЧ в стране с вовлечением всех партнеров, включая международные, государственные и неправительственные организации. Передача руководящей функции от РЦС вышестоящим структурам НКМ в различных странах находится на разном этапе, поэтому партнерам необходимо оказать поддержку РЦС, как и другим структурам НКМ для обеспечения беспрепятственного и непрерывного осуществления процесса. Однако в некоторых странах (например, в Кыргызстане) РЦС до сих пор может играть ведущую роль при реализации национальной программы по СПИДу.

Схема 2. Национальный координационный механизм программы по СПИДу

2.1.4 Взаимосвязь с национальным руководством

Партнеры относятся к НКМ как к основной национальной структуре по политике ВИЧ и принятию решений, представленной на различных уровнях. Хотя невозможно включить всех партнеров в качестве членов президиума НКМ, мнения партнеров о политике по ВИЧ и вопросы могут быть переданы в НКМ в ходе их регулярных совещаний или при возникновении необходимости. Члены президиума НКМ не должны представлять только свои организации, а должны представлять всю группу партнеров. Основное беспокойство вызывает то, что члены НКМ недостаточно тесно взаимодействуют с другими представителями сообщества партнеров и принимают решения в очень маленьких группах. Это особенно верно в отношении организаций гражданского общества и ЛЖВИЧ, которые в отличие от других членов НКМ имеют ограниченные возможности для эффективного обмена информацией с представителями НКМ. Структуры все еще закрыты для других заинтересованных сторон; существует огромный недостаток поступления информации в и из НКМ. Взаимосвязь с руководством будет налаживаться партнерами по мере необходимости, однако с пониманием того, что вся их деятельность ДОЛЖНА им координироваться. Все программы и деятельность доноров являются предметом для рассмотрения, обсуждения и одобрения руководством.

2.1.5 Направления для оказания партнерами методической помощи НКМ

С целью улучшения функционирования национального координационного механизма и обеспечения результативности и эффективности управления программой по СПИДу, включая поддерживаемую Глобальным фондом деятельность, необходимо содействие партнеров по следующим направлениям вмешательств:

  • Структура/функция НКМ

a. Оказание помощи НКМ по улучшению выполнения стандартных оперативных процедур по отбору членов и правления, а также срок действия правления и членства (включая ЛЖВИЧ и гражданское общество), по структуре комитета, структуре и частоте совещаний, механизмам информирования о решениях и процедурам принятия и рассмотрения жалоб.

b. Усиление кадрового потенциала НКМ посредством откомандирования специалистов на краткосрочной основе.

c. Совершенствование возможностей членов НКМ по обучению основам профилактики ВИЧ/СПИДа, ухода и поддержки, а также другим соответствующим вопросам.

  • Роль НПО по пропаганде и представительству в НКМ

a. Пропаганда роли ЛЖВИЧ для принятия в члены НКМ на всех уровнях.

b. Мобилизация организаций гражданского общества для взаимодействия с НКМ.

c. Работа с НКМ по улучшению механизмов взаимодействия с гражданским обществом, включая соответствующее представительство гражданского общества в НККС.

  • Улучшение систем информирования/взаимодействия

a. Создать/поддержать веб-страницу/электронный бюллетень (направленные на национальных партнеров) для обмена информацией о календарных мероприятиях (совещания, семинары, конференции, обучения), включая задачи, повестки и протоколы, график осуществляемой в стране деятельности, документы и рабочие материалы, а также другую информацию для совместного использования.

b. Создать интерактивный электронный обмен информацией между донорами и реципиентами.

c. Оказать поддержку региональным совещаниям с участием представителей НКМ для обмена информацией о передовом и полученном опыте.

d. Обучить представителей НКМ для улучшения взаимодействия/обмена информацией, при необходимости или по запросу.

  • Система мониторинга и оценки
    1. Разработка единого плана мониторинга и оценки для сбора данных о существующих на национальном уровне индикаторах.
    2. Приведение индикаторов программного уровня в соответствие с индикаторами национального уровня.
    3. Оказание содействия НКМ по реализации плана мониторинга и оценки.
    4. Оказание содействия НКМ по разработке механизмов распространения результатов мониторинга и оценки.
    5. Обучение членов НКМ по использованию данных мониторинга и оценки для принятия решений.
  • Организационное развитие/Улучшение управления принципиального реципиента (ПР) и суб-реципиентов (СР) Глобального фонда.

a. Работа с ПР и СР для анализа потребностей с целью определения направлений для оказания содействия. После определения, оказать соответствующее содействие для удовлетворения потребностей.

b. Работа с ПР по разработке организационной инфраструктуры.

c. Обучение ПР/СР персонала по стандартным, принятым на международном уровне процедурам по закупке.

d. Обучение по процессу отбора грантов.

e. Оказать поддержку по оценке предложений для ГРП ГФАТМ.

2.1.6 Координация деятельности основных партнеров

Страновые координаторы UNAIDS в своих отчетах отмечают недостаточную координацию между самими донорами и странами по всем аспектам страновых ответов на СПИД, являющихся наиболее распространенным, вызывающим обеспокоенность вопросом. Возникающие в странах проблемы включают многочисленные форматы заявок, политик, процедур, практик и сроков, многочисленные миссии по оценке, нежелание гармонизации и получения помощи, недостаточную координацию с финансирующими органами в странах и др. До настоящего времени, предоставляемые донорами финансовые средства использовались нерационально, во многих случаях без координации деятельности между собой и правительствами по причине отсутствия единого руководящего органа. Деятельность доноров должна быть направлена на поддержку координации единой национальной программы посредством конкретных механизмов, усиливающих национальные программы. Деятельность должна осуществляться для сокращения дублирования и разработки параллельных систем для передачи ресурсов и проектных подходов.

В идеале необходимо сильное руководство и поддержка на самом высоком правительственном уровне, а также передача полномочий Национальному руководящему органу с тем, чтобы укрепить сотрудничество с другими партнерами и координировать их деятельность. Национальное руководство и поддержка с широким участием всех партнеров, создают основу для хорошо скоординированного национального ответа на СПИД, который дает оптимальное преимущество, уникальные перспективы и ресурсы, вкладываемые каждым потенциальным партнером. Оптимальное использование ограниченных ресурсов, выделенных для ответа на СПИД требует, координации, гармонизации, упрощения и выбора политик, процедур и практик для того, чтобы не расточать ресурсы на ненужную, комплексную, повторяющуюся и громоздкую бюрократическую деятельность.

2.1.7 Признание /Одобрение руководства основными партнерами

Данный методический документ по руководству будет использоваться в качестве основы для разработки и подписания меморандумов о взаимопонимании со всеми основными партнерами. Партнерам представилась возможность принять участие в процессе национального стратегического планирования, включая анализ ситуации. Таким образом, они смогут разрабатывать свои планы с учетом приоритетов, указанных в национальной стратегической программе (НСП). Новые проекты и гранты, выделяемые странам для контроля ВИЧ должны направляться в НКМ, который будет определять их соответствие НСП, приоритетам определенных этапов реализации программы, а также методическим и оперативным аспектам. НКМ необходимо рассмотреть индикаторы мониторинга и оценки для корректировки в соответствии с индикаторами НСП.

НКМ необходимо разработать упрощенную структуру отчетности для финансирующих и исполняющих агентств. Это позволит проводить регулярный мониторинг реализации программ/проектов и широкий обмен информацией среди партнеров. Специальное внимание необходимо обратить на оплачиваемую работу национальных НПО и их достижения, особенно среди уязвимого населения. Партнеры также могут рассмотреть вопрос методического усиления НКМ, предоставляя экспертов и консультантов по необходимым методическим направлениям.

2.1.8 Единые индикаторы мониторинга и оценки (МиО)

Наличие единой системы мониторинга и оценки (индикаторов) является одним из ключевых элементов положительного влияния на распространение ВИЧ в регионе. Поскольку у всех партнеров существуют свои системы МиО, которые скорее схожи, нежели отличаются, а также помня о соблюдении триединых принципов, все партнеры должны согласовать один или более общих индикаторов мониторинга и оценки. Это важно с точки зрения оценки реального влияния деятельности, осуществляемой партнерами. Кроме того, единые действия по МиО будет мотивировать участие партнеров и уполномочит их взять на себя более значимую роль в разработке, планировании и реализации программ здравоохранения. Это также будет способствовать осуществлению более эффективных и результативных вмешательств. Сбор данных обеспечит развитие системы раннего оповещения, дающей возможность для совместных обсуждений и информированного принятия решений относительно разработки и реализации программ. Использование данных МиО, партнеры смогут определять сильные и слабые стороны программы и их причины, определять эффективность методических семинаров или необходимость их совершенствования и, при необходимости, модифицировать на промежуточном этапе. Кроме того, данные будут использоваться для оценки и отчетности о достижении программой желаемых результатов, обеспечивая работающих по СПИДу партнеров и медицинскую общественность документами о достигнутом процессе, результатах и полученном опыте.

2.1.9 Единый грантовый комитет

Идея создания единого грантового комитета (ЕГК) в каждой стране обсуждалась давно, но все еще не была осуществлена. Первоначальные шаги по согласованию этого вопроса с донорами были предприняты. Различные формы заявок, отчетности и системы МиО доноров заставляют соискателей грантов адаптировать свою деятельность к ним, поэтому они, вместо акцентирования внимания на усилении своих организационных возможностей и экспертизе, развертывают деятельность по широким и многочисленным направлениям, что в итоге влияет на ситуацию. Кроме того, совместные действия доноров по грантовым программам, скорее всего, будет иметь положительный эффект на текущую ситуацию по выделению средств организациям гражданского общества в некоторых странах (т.е. Узбекистан). Создание ЕГК поможет избежать дублирования деятельности доноров и грантополучателей, улучшить прозрачность процесса принятия решений, обеспечит соответствие деятельности грантополучателей национальным программам. Однако это потребует определенной поддержки со стороны доноров, включая передачу полномочий по принятию решений, синхронизацию грантовых циклов, особенно программных циклов в целом, утверждение единой формы заявки. Во избежание разногласий среди партнеров необходимо применять поэтапный подход. Например, в начале ЕГК может выступать в роли консультативного органа, который будет давать рекомендации донорским организациям. Основываясь на грантовых механизмах различных доноров, ЕГК разработает единую структуру грантового процесса, включая единую форму грантовой заявки, критерии оценки заявок, единые бюджетные принципы, базу данных по мониторингу и оценке грантополучателей, “чёрный список” ненадежных грантополучателей и др., и представит её партнерам для обсуждения. Постепенно, после совершенствования механизмов, ЕГК будут полностью переданы полномочия по принятию решений.

2.1.10 Единая система обмена информацией

Эффективное применение триединых принципов невозможно без оперативной системы обмена информацией, с участие всех партнеров на всех уровнях. Цель единой системы обмена информацией заключается в обеспечении доступности необходимой информации для всех партнеров для эффективной реализации их программ и проектов. Это поможет избежать дублирования деятельности, сэкономить время и ресурсы, потраченные на получение необходимой информации о партнеров, избежать наложения деятельности на национальном и местном уровнях. Система обмена информацией усилит потенциал национального руководящего органа и обеспечит возможностью эффективно отслеживать национальную программу по регионам, партнерам, целевым группам и донорам. Система обмена информацией объединит всех партнеров в едином информационном пространстве и обеспечит совместное участие и прозрачность деятельности организаций, реализующих программы/проекты и других партнеров. Для осуществления системы обмена информацией можно использовать следующие инструменты – веб-сайт национальной программы по СПИДу, регулярный выпуск бюллетеня, рассылка по электронной почте. Руководство будет выполнять основную роль в обеспечении бесперебойного функционирования системы.

2.2 Санитарно-просветительная работа среди выбранного населения

Для снижения темпов распространения ВИЧ, необходимо обеспечить высокий уровень охвата уязвимого населения, высокоэффективными вмешательствами. В настоящее время уровень охвата уязвимого населения не достаточно известен. Заявляемый уровень охвата, как 58-72% охват секс работников и 7-23% охват ПИН (РЦС в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане, декабрь 2005г. и Глобальный фонд в Узбекистане 2005г.) не представляют важность, поскольку не ясно чем охвачено это население. Например, предполагается, что количество презервативов, необходимое для охвата всех рискованных сексуальных контактов в Узбекистане составляет 196 миллионов в год, но фактическое количество презервативов составляет выше 12 миллионов (6% от потребности). В Казахстане необходимое количество презервативов составляет 112 миллионов в год, а фактически распространяется только 1.2 миллионов (1% от потребности) (Проект по политике, 2004г.).

Необходимо решить эту проблему для поддержки и пропаганды широкого и соответствующего охвата уязвимого населения. В принципе это можно осуществить посредством пропаганды универсального охвата совместно с заинтересованными партнерами. Методический документ будет разработан специалистами Проекта ПОТЕНЦИАЛ, в котором будет дано описание необходимости высокого уровня охвата (подход 60 Плюс) среди уязвимого населения для достижения заметного влияния на эпидемии ВИЧ и описание методологий, посредством которых можно достичь высокого охвата качественным минимальным пакетом профилактических вмешательств. В соответствии с подходом 60 Плюс, партнеры должны будут разработать, реализовать и апробировать модель вмешательств по профилактике ВИЧ через НПО, государственные и частные организации для различных целевых групп. Фокусное целевое население включает ПИН, секс работников, уязвимую молодежь, осужденных, мигрантов и ЛЖВИЧ, поскольку они являются уязвимыми группами, которые способствуют росту эпидемий ВИЧ в регионе и недостаточно охвачены вмешательствами различными партнерами.

Поскольку НПО будут одними из основных организаторов предоставления услуг по профилактике ВИЧ, будут разработаны модели по усилению организационных возможностей НПО для увеличения количества организаций, способных осуществлять целевые вмешательства, улучшения качества существующих организаций и увязывания вмешательств по профилактике ВИЧ с услугами по уходу и поддержке при ВИЧ/СПИДу. Последнее обязательно для включения ЛЖВИЧ в профилактические программы и повышения для них доступности услуг по уходу и поддержке. Кроме того, специальное внимание будет уделено повышению спроса среди уязвимых групп на ДКТ, уход и поддержку при ВИЧ/СПИДе.

Успешные модели будут использоваться в качестве доказательства подхода 60 Плюс для пропаганды среди международных доноров и НПО расширения вмешательств. Целью является продолжение достижения соответствующего охвата уязвимых групп для эффективного изменения поведения, что приведет к предотвращению дальнейшего распространения ВИЧ в этих группах и среди общего населения. На основе триединых принципов, единый национальный руководящий орган получит реальную возможность следовать подходу 60 Плюс и эффективно его применять при работе с уязвимым населением. Только поддержка НКМ в странах позволит интегрировать, осуществлять и проводить мониторинг подход 60 Плюс среди партнеров, включая правительство и международные организации.

2.3 Улучшение услуг по ВИЧ

Партнеры должны сконцентрироваться на деятельности по разработке, осуществлению, мониторингу и оценке моделей и методологий по ДКТ, ВИЧ/СПИДу, уходу, поддержке и лечению туберкулеза среди ЛЖВИЧ посредством обеспечения непрерывности медицинской помощи для них. Кроме того, партнеры должны пропагандировать в правительстве и среди других партнеров модели для распространения в странах Центральной Азии. Развитие непрерывной медицинской помощи для ЛЖВИЧ будет включать работу с МЗ, особенно по национальной программе по СПИДу и с другими партнерами для того, чтобы обеспечить понимание, что качественный уход и лечение лучше всего предоставлять через сеть организаций здравоохранения, нежели только в центрах СПИД и сообществах.

Подход будет требовать усиления услуг для ЛЖВИЧ, стационарных на уровне районных больниц, амбулаторных на уровне учреждений ПМСП и услуг на уровне сообщества, таких как уход для ЛЖВИЧ и их семей на дому и группы поддержки, и программ по профилактике ВИЧ. Взаимодействие между этими различными службами необходимо развить и поддерживать для того, чтобы пациенты при необходимости могли передвигаться между этими службами. Необходимые ЛЖВИЧ услуги должны носить как медицинский, так и психологический характер, и диагностику при ДКТ с участием консультантов и лабораторных специалистов и направлением на медицинское обследование для определения необходимого лечения. Кроме того услуги должны включать группы поддержки и НПО в сообществе для пропаганды психологического здоровья и приверженности медицинскому лечению, включая лечение оппортунистических инфекций и антиретровирусную терапию.

Взаимодействие между службами доступными для пациентов с ВИЧ и пациентов с ТБ, будет включено в необходимую для ЛЖВИЧ непрерывную медицинскую помощь. Успешное обеспечение непрерывной медицинской помощи для ЛЖВИЧ необходимо для развития сотрудничества между многочисленными вертикальными службами, национальными программами здравоохранения, работающими по профилактике ВИЧ, уходу и поддержке НПО, группами гражданского общества и соответствующими международными агентствами. РЦС выступал в роли руководителя, но не показал достаточной эффективности. Основная роль руководящего органа заключается в обеспечении взаимодействия между ВИЧ и ТБ службами, уполномочивая различные государственные и неправительственные агентства предоставлять добровольное консультирование и тестирование и АРВТ для ЛЖВИЧ.

2.4 Улучшение использования ресурсов через интеграцию услуг по ВИЧ в ПМСП

Возможный подход партнеров к улучшению использования ресурсов для более эффективного предоставления услуг по ВИЧ должен концентрироваться на создании модели непрерывности услуг, представленной в предыдущем разделе. В то время как содержание услуг в рамках непрерывной медицинской помощи поможет улучшить качество и эффективность услуг, акцент на структуре непрерывной медицинской помощи направлен на улучшение эффективности предоставляемых услуг. Интерес будет представлять стоимость этих услуг (финансирование), функциональность систем, задействованных для взаимодействия различных услуг (направления) и улучшение доступности услуг для пациентов (поток пациентов).

С этой целью, партнеры должны тесно работать друг с другом в каждой стране для улучшения использования ресурсов посредством разработки, реализации и апробации соответствующих моделей реструктуризации, которые позволят интегрировать профилактику ВИЧ/СПИДа, уход и поддержку в ПМСП и другие системы здравоохранения в соответствии с осуществляемыми и запланированными реформами системы здравоохранения. Партнеры должны физически и функционально интегрировать вертикальные структуры в общую сеть системы оказания медицинской помощи, в частности на региональном и местном уровнях. Основное внимание необходимо обратить на создание систем для интеграции программ по ВИЧ и соответствующих вертикальных программ в ПМСП. Кроме того, партнеры должны разработать, осуществить и апробировать модели соответствующих механизмов финансирования (системы финансирования медицинских организаций), включая мотивирование организаций для эффективной интеграции услуг по ВИЧ в ПМСП и другие системы здравоохранения. В дополнение, партнерам необходимо работать с правительством и другими партнерами для поддержки организации необходимой законодательной, регуляторной и политической поддержки указанных выше подходов для улучшения использования ресурсов посредством интеграции и новых методов финансирования. В указанном выше контексте, основная сложность в реализации триединых принципов для программ по ВИЧ в Центральной Азии будет заключаться в ускорении деятельности по пропаганде интеграции системы оказания медицинской помощи посредством соответствующего увязывания политики, мероприятий, координации, мониторинга и оценки деятельности по ВИЧ в реформу системы здравоохранения, что позволит отойти от подхода вертикальных программ.

3. СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ ПО ТРИЕДИНЫМ ПРИНЦИПАМ И РУКОВОДСТВУ

3.1 Официальная поддержка национального стратегического плана по СПИДу и Национальной программы по СПИДу

Партнерам необходимо официально согласовать ведущую роль национального руководства и официально оказать поддержку реализации национальной программы по СПИДу. Процесс может состоять из нескольких шагов. Партнеры принимают участие в разработке национального стратегического плана (НСП). Национальное руководство возглавляет и координирует разработку НСП, представляет его в принимающий решения орган (Президиум НКК) и способствует утверждению плана. Это уже существует в каждой стране. Затем партнеры официально оказывают поддержку плана посредством заключения многостороннего меморандума о взаимопонимании или посредством подписания плана или посредством других официальных механизмов/соглашений. Национальное руководство наделено функцией мониторинга для обеспечения выполнения всеми партнерами договоренностей, а партнеры соглашаются с мониторингом и вносят поправки по рекомендации национального руководства. Все новые программы и проекты должны разрабатываться в соответствии с потребностями и целями, предусмотренными НСП.

Логический вывод обо всем сказанном выше заключается в том, что необходимо заключить многосторонний МОВ со всеми партнерами, который станет политическим документом, предусматривающим принятие всеми партнерами триединые принципы и акцентирование внимания на Руководстве. МОВ будет являться основным документом, которым будут руководствоваться все партнеры при осуществлении своих стратегий и программ в регионе.

3.2 Усиление руководства посредством откомандирования специалистов

Одним из основных путей оказания поддержки Национальному руководству является развитие его кадрового потенциала. Хотя НКМ владеет определенным методическим потенциалом и опытным персоналом, все еще существует необходимость его усиления посредством откомандирования квалифицированных специалистов. Специализация откомандированного персонала и усиление структур НКМ (Секретариат РЦС) может отличаться от страны к стране, но существует общий вопрос, который должны учитывать партнеры, откомандировывающие специалистов. Во избежание дублирования, партнерам необходимо согласовать с НКМ, а НКМ необходимо играть ведущую роль в разработке различных деталей откомандирования, таких как должностные обязанности персонала для откомандирования, процесс отбора персонала, уровень заработной платы, кадровая политика, руководство персоналом, рабочий план, оперативные аспекты откомандирования в каждой стране. Откомандированные специалисты должны рассматриваться как персонал НКМ и иметь такой же уровень полномочий, как и персонал, нанятый НКМ.

Устойчивость является самым важным вопросом откомандирования. Поскольку откомандирование персонала является краткосрочной стратегией, важно разработать соответствующий план устойчивости для эффективности деятельности откомандированного персонала. Идеальным решением было бы последующее финансирование откомандированного персонала из бюджета НКМ, хотя это не всегда возможно из-за ограниченного финансирования. Однако успех откомандирования может быть оценен не только в аспекте непрерывной поддержки откомандированных специалистов и откомандирование может принести и другую пользу НКМ. Это могут быть процедуры ранее не использовавшиеся руководством, такие как системы управления персоналом (интегрированные планы работы, должностные обязанности и др.).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ