Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина «Стратегическое планирование»

 

             

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина «Стратегическое планирование»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет экономический

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.э.н., проф. Н.Г.Новикова

__________________________

«____» _____________ 2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина «Стратегическое планирование»

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Специализация ________________________

М О С К В А

2008 год


Методические рекомендации разработаны на основании рабочей программы дисциплины «Стратегическое планирование»

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика и предпринимательство»

Протокол № «____» ______________ 2008г.

Зам. зав. кафедрой к.э.н., доцент Кривошеева Т.М.

Методические рекомендации одобрены Учебно-методическим Советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № «____» ______________ 2008г.

Методические рекомендации разработал:

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и предпринимательство» Е.Ш.Танеева

Согласовано:

Зам.проректора-начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доцент

Дуборкина И.А.

Начальник

методического отдела

Рыженок Н.В.


1. Цели и задачи дисциплины

В условиях современной экономики одной из наиболее актуальных проблем прикладного характера с точки зрения ее управления на всех уровнях становится стратегическое планирование.

Стратегическое планирование как новая форма планирования получило широкую популярность за рубежом сравнительно недавно. Главными причинами стали обострение международной конкуренции, усложнение механизмов управления, возрастающая безработица, сокращение занятости и возникающие в связи с этим социальные противоречия в обществе.

В России возможность и потребность применения стратегического подхода в планировании, как отмечают специалисты, определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в настоящее время набирают вес гуманистические принципы управления экономикой, ставящие основной целью устойчивое развитие всех субъектов экономических отношений, создание благоприятной среды жизнедеятельности человека, в том числе и предпринимательской среды. Во-вторых, возрастает реальная конкуренция во всех областях национальной экономики. В-третьих, выбор направления развития любого элемента национальной экономики требует согласования интересов различных групп населения, предпринимателей, органов управления.

В связи с этим цель курса «Стратегическое планирование» состоит в том, чтобы дать студентам ясное представление о сущности стратегического планирования на всех уровнях управления национальной экономикой и на уровне предприятия, а также в формировании и углублении у студентов опыта практического планирования, в частности составления стратегического плана и отдельных его элементов.

В содержании курса выделены три основные раздела: общие подходы с стратегическому планированию; особенности стратегического планирования на макро и мезоуровнях; стратегическое планирование на уровне фирм и корпораций.

В целях приобретения студентами необходимых знаний и навыков программой предусмотрены следующие виды занятий:

· проведение лекционных, семинарских и практических занятий;

· выполнение контрольных аудиторных заданий, в том числе в форме тестов;

· индивидуальные консультации преподавателя;

· самостоятельная работа студентов.

2. Объем и содержание дисциплины

2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

Виды занятий и контроля

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Полная программа

Сокращ. программа

Полная программа

Сокращ. программа

Всего часов по учебным планам

125

125

125

125

Лекции

26

18

12

10

Практические занятия

26

18

8

6

Семинарские занятия

Лабораторные работы

Консультации по курсу

Всего аудиторных занятий

52

36

20

16

Самостоятельная работа студента по спец. 080504

«Государственное и муниципальное управление»

73

89

105

109

Курсовой проект или работа

Контрольная работа

10

6

Зачет

8

5

10

6

Экзамен


2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий

№ п/п

Наименование тем

Очная форма

Заочная форма

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Раздел 1. Стратегическое планирование как особая форма планирования

8

8

4

4

4

2

4

2

1.

Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макро и микроуровнях

2

2

2

2

2

2

2

2

2.

Этапы стратегического планирования.

Система стратегических планов и программ

2

2

3.

Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования

4

4

2

2

2

2

Раздел 2. Стратегическое планирование на макро и мезоуровнях

8

8

6

6

4

2

2

2

4.

Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики

2

2

2

2

2

2

2

2

5.

Стратегическое планирование развития

страны

2

2

2

2

6.

Стратегическое планирование регионального развития

2

2

2

2

2

7.

Стратегическое планирование развития городов

2

2

Раздел 3. Стратегическое планирование на микроуровне

10

10

8

8

4

4

4

2

8.

Стратегический анализ развития организации

4

4

2

2

2

2

2

2

9.

Планирование миссии и целей организации

2

2

2

2

10.

Разработка и выбор стратегий развития организации

2

2

2

2

2

2

2

11.

Стратегии развития крупных и средних корпораций в России и за рубежом

2

2

2

2

Итого

26

26

18

18

12

8

10

6

2.3. Методические рекомендации для преподавателя по проведению лекции по курсу «Стратегическое планирование»

Раздел 1. Стратегическое планирование как особая форма планирования

ТЕМА 1: Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макро и микроуровнях.

ЦЕЛЬ: изучение теоретических подходов к стратегическому планированию.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования.

2. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования.

3. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне.

4. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные предпосылки возникновения и развития стратегического планирования.

2. Дайте определение стратегического планирования как сравнительно новой специфической формы планирования.

3. В чем заключаются особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне?

4. В чем заключаются особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

2. Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Знание, 1998.

ТЕМА 2: Этапы стратегического планирования. Система стратегических планов и программ

ЦЕЛЬ: изучение трех этапов стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Этапы разработки стратегического плана: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

2. Модели формирования стратегического плана: модель Гарвардской группы, модель Ансоффа, модель Стейнера, обобщенная модель.

3. Процесс формирования стратегического плана на макроэкономическом уровне. Этапы государственного стратегического плана.

4. Особенности разработки стратегического плана на микроэкономическом уровне.

5. Процедуры стратегического программирования и проектирования как часть процесса стратегического планирования.

6. Классификация стратегических программ по различным признакам.

7. Структура стратегических программ.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности формирования стратегического плана. Процесс формирования стратегического плана на макро- и мезоуровнях. Особенности разработки стратегического плана на микроуровне. Процедуры стратегического программирования и проектирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризовать основные этапы разработки стратегического плана.

2. Представить обобщенную модель стратегического плана или составить собственную модель.

3. Что представляет собой процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана?

4. Что представляет собой процесс обоснования и разработки стратегического плана организации?

5. Что представляют собой процессы стратегического программирования и проектирования?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Мельничук Д. Методологические аспекты подготовки корпоративного стратегического плана. // Маркетинг. Выпуск № 6, 2000.

2. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

ТЕМА 3: Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования.

ЦЕЛЬ: изучение методического и информационного обеспечения стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ.

2. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив.

3. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования:

· формирование альтернативных вариантов стратегии;

· оценка альтернативных вариантов стратегии;

· выбор предпочтительного варианта стратегии.

4. Информационное обеспечение стратегического планирования.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Методика стратегического анализа. Методические подходы к процессу целеполагания. Методические подходы к формированию стратегий. Информационное обеспечение процесса стратегического планирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие методы используются в стратегическом анализе для оценки внешней окружающей среды? Ресурсного потенциала организации?

2. Какие общие характеристики необходимо принимать в расчет при построении полной иерархии целей объекта планирования?

3. Какие основные принципы используются в процессе формирования целей?

4. Какие основные принципы используются в процессе формирования стратегий?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического выбора?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Дашевская Г.М., Китникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М., 1992.

2. Коротков А. Статистическая методология матричного метода стратегического планирования продукта. // Маркетинг. Выпуск № 3, 2001.

3. Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на предприятиях: Методические разработки. – М., 1990.

4. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

5. Читипаховян П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур. // Российский экономический журнал. Выпуск № 9, 2000.

Раздел 2. Стратегическое планирование на макро и мезоуровнях

ТЕМА 4: Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЦЕЛЬ: изучение макроэкономических стратегий и практического опыта их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Определение политической и экономической стратегии государства и экономической политики государства.

2. Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам.

3. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы.

4. Стратегии промышленно развитых стран.

5. Стратегии развивающихся стран.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы. Стратегии промышленно развитых стран. Стратегии развивающихся стран.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Приведите основные критерии качества макроэкономических стратегий.

2. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются США, Японией, странами Западной Европы?

3. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются странами Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Россией?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Стерлин А.Н., Тумин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: «Наука», 1990.

ТЕМА 5: Стратегическое планирование развития страны.

ЦЕЛЬ: изучение стратегического анализа развития национальной экономики в целом и отдельных ее составляющих.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Стратегический анализ развития национальной экономики. Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики.

2. Концепция социально-экономического развития страны: главная цель формирования концепции, структура концепции, оценка стартового социально-экономического потенциала страны, стратегические цели развития страны, выбор стратегии развития страны (государственный стратегический план).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Стратегический анализ развития национальной экономики. Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики. Концепция социально-экономического развития страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем заключаются особенности проведения стратегического анализа развития национальной экономики?

2. Охарактеризуйте основные разделы Концепции социально-экономического развития страны.

3. Какими показателями характеризуется стартовый социально-экономический потенциал страны?

4. В чем состоят основные цели социально-экономического развития страны?

5. Что представляет собой государственный стратегический план?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. Выпуск № 8, 2001.

2. Хальфин Р. Некоторые подходы к стратегическому планированию в здравоохранении // Экономика здравоохранения. Выпуск № 4-5, 2001.

ТЕМА 6: Стратегическое планирование регионального развития.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей стратегического планирования на региональном уровне.

ЗАДАЧИ: изучить:

  1. Особенности стратегического планирования развития регионов: индикаторы региональных интересов, субъекты и объекты регионального планирования, цели социально-экономического развития региона.
  2. Концепция комплексного социально-экономического развития региона: структура концепции, процесс формирования концепции, анализ и оценка исходной социально-экономической ситуации в регионе, обоснование и выбор целей социально-экономического развития региона, выбор стратегии развития региона (региональный стратегический план).
  3. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона: региональная политика (институциональная, инвестиционная, финансовая социальная и т.п.).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

  1. После изучения темы: Особенности стратегического планирования на региональном уровне. Концепция комплексного социально-экономического развития региона. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона: региональная политика (институциональная, инвестиционная, финансовая социальная и т.п.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем заключаются особенности стратегического планирования регионального развития?

2. Охарактеризуйте основные разделы концепции социально-экономического развития региона.

3. Какими показателями используются для анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе?

4. В чем состоят основные цели социально-экономического развития региона?

5. В чем заключается механизм реализации концепции регионального развития?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. – М.: Пресс-сервис, 1997.

ТЕМА 7: Стратегическое планирование развития городов.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей стратегического планирования развития городов.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Особенности стратегического планирования развития городов.

2. Организация процесса стратегического планирования развития городов.

3. Процесс разработки стратегического плана социально-экономического развития городов.

4. Механизм реализации стратегического плана: использование системных регуляторов социально-экономического развития городов.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности стратегического планирования развития городов. Организация процесса стратегического планирования развития городов. Процесс разработки стратегического плана социально-экономического развития городов. Механизм реализации стратегического плана: использование системных регуляторов социально-экономического развития городов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем состоят особенности стратегического планирования развития городов?

2. Какие основные элементы должен включать в себя стратегический план социально-экономического развития городов?

3. Какие на сегодняшний день существуют проблемы в отечественной системе стратегического планирования и управления развитием городов?

4. Приведите примеры стратегического планирования и управления развитием городов за рубежом.

5. Что представляют собой системные регуляторы социально-экономического развития города?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

  1. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. – М.: Пресс-сервис, 1997.

Раздел 3. Стратегическое планирование на микроуровне

ТЕМА 8: Стратегический анализ развития организации.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей стратегического планирования развития организации.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Стратегический анализ внешней среды организации: SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный анализ внешней среды, анализ «ближней» внешней среды.

2. Стратегический анализ внутренней среды организации: SNW-анализ, управленческое обследование, анализ основных технико-экономических показателей.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Стратегический анализ внешней среды организации: SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный анализ внешней среды, анализ «ближней» внешней среды. Стратегический анализ внутренней среды организации: SNW-анализ, управленческое обследование, анализ основных технико-экономических показателей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте основные методы, используемые для анализа внешней среды организации.

2. Охарактеризуйте основные методы, используемые для анализа внутренней среды организации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

2. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998.

ТЕМА 9: Планирование миссии и целей организации.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей планирования мисси и целей организации.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Формулирование миссии организации: двойственное значение миссии, области формулирования миссии, миссия некоммерческой организации.

2. Определение целей организации: основные характеристики целей (принципы формулирования), ключевые пространства для определения целей организации, внешние и внутренние ограничения, возникающие при формулировании целей.

3. Разработка системы стратегических целей организации.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности формулирования миссии организации: двойственное значение миссии, области формулирования миссии, миссия некоммерческой организации. Определение целей организации: основные характеристики целей (принципы формулирования), ключевые пространства для определения целей организации, внешние и внутренние ограничения, возникающие при формулировании целей. Разработка системы стратегических целей организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Приведите основные различия между миссией и целями организации.

2. Назовите ключевые области формулирования миссии и целей организации.

3. Какие обязательные условия должны соблюдаться при определении целей организации?

4. Какие ограничения существуют при определении миссии и целей организации?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

  1. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.
  2. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998.

ТЕМА 10: Разработка и выбор стратегий развития организации.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей разработки и выбора стратегий развития организации.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Классификация основных стратегий организации: корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональные стратегии, операционные стратегии.

2. Анализ основных стратегических альтернатив и выбор наилучшего варианта стратегий: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание.

3. Функциональные стратегии: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства и др.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Классификация основных стратегий организации: корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональные стратегии, операционные стратегии. Анализ основных стратегических альтернатив и выбор наилучшего варианта стратегий: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание. Функциональные стратегии: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте характеристику основных типов стратегий организации.

2. Какие существуют подходы к процессу формирования иерархии стратегий?

3. Чем следует руководствоваться при выборе наилучшего варианта базовой стратегии?

4. С какими объективными ограничениями сталкивается организация при разработке стратегий?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия – СПБ: Питер Ком, 1999.

2. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

3. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

4. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998.

5. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1996.

ТЕМА 11: Стратегии развития крупных и средних корпораций в России и за рубежом.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей разработки стратегий развития крупных и средних корпораций в России и за рубежом.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Основные направления создания и развития современных корпораций: процессы глобализации и интернационализации бизнеса, рост масштабов производства, усиление мировой конкуренции, развитие научно-технического прогресса, диверсификация экономики.

2. Классификация стратегий корпораций: базовые стратегии, стратегии бизнес-единиц.

3. Стратегии достижения корпорациями конкурентных преимуществ: стратегии низких издержек, дифференциации, фокусировки.

4. Инновационные стратегии корпораций.

5. Социально ориентированные стратегии корпораций.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Классификация стратегий корпораций: базовые стратегии, стратегии бизнес-единиц. Стратегии достижения корпорациями конкурентных преимуществ: стратегии низких издержек, дифференциации, фокусировки. Инновационные стратегии корпораций. Социально ориентированные стратегии корпораций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какую роль играют стратегии диверсификации, интернационализации, глобализации и т.п. в процессе формирования и развития современных корпораций?

2. Что представляют собой стратегии бизнес-единиц корпорации?

3. Что представляют собой инновационные стратегии корпораций?

4. Как можно классифицировать современные корпорации в зависимости от использования ими тех или иных инновационных стратегий?

5. Что представляют собой социально ориентированные стратегии корпораций?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПБ: Питер Ком, 1999.

2. Казаков И.А. Глобальное маркетинговое планирование. // Маркетинг. Специальный выпуск № 7, 1999.

3. Казаков И.А. Мировой рынок: силы и стратегии. // Маркетинг. Специальный выпуск № 7, 1999.

4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Читипаховян П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы оргобеспечения. // Российский экономический журнал. Выпуск № 1, 2002.

6. Шимшилов С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций: Учебник. – М.: «Дашков и К°», 2004.

2.4. Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий по курсу «Стратегическое планирование»

Раздел 1. Стратегическое планирование как особая форма планирования

ТЕМА 1: Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макро и микроуровнях.

ЦЕЛЬ: изучение теоретических подходов к стратегическому планированию.

ЗАДАЧИ: закрепить следующие теоретические вопросы:

1. Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования.

2. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования.

3. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне.

4. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Деловая игра «Знание основных экономических терминов».

3. Практическое задание №1. Исследование зарубежного опыта стратегического планирования.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: составить прогноз развития объекта планирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные предпосылки возникновения и развития стратегического планирования.

2. Дайте определение стратегического планирования как сравнительно новой специфической формы планирования.

3. В чем заключаются особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне?

4. В чем заключаются особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Деловая игра: «Знание основных экономических терминов». Все студенты группы делятся на 2 команды. Каждой команде преподаватель задает 8 экономических терминов. Каждая команда готовит определения данных понятий. Та команда, которая даст наибольшее количество точных определений – выигрывает. Проигравшая команда готовит доклады к следующему практическому занятию на темы:

I. Зарубежные школы стратегического планирования (необходимо осветить основную идею школы и вклад ее представителей в развитие стратегического планирования).

II. Вклад различных ученых и экономистов в развитие стратегического планирования (М. Портер, Г. Стейнер, И. Ансофф и др.)

Экономические термины

1 команда

2 команда

  1. Планирование
  2. Программа
  3. Бизнес-план
  4. Прибыль
  5. Директивное планирование
  6. Формы оплаты труда: сдельная
  7. Стратегия ценообразования: проникновения на рынок
  8. Первичная информация
  1. Бюджет
  2. Проект
  3. Прогноз
  4. Рентабельность
  5. Индикативное планирование
  6. Формы оплаты труда: повременная
  7. Стратегия ценообразования: проникновения на рынок
  8. Вторичная информация

2. Практическое задание №1. Используя приведенный ниже дополнительный материал, составить сравнительную характеристику основных направлений развития (школ) стратегического планирования по следующей схеме:

Основные школы стратегий

Школа стратегий

Основная идея

Представители

Вклад в развитие стратегического планирования

Школа дизайна

Формирование стратегии как процесс осмысления

Школа планирования

Формирование стратегии как формальный процесс

Школа позиционирования

Формирование стратегии как аналитический процесс

Школа предпринимательства

Формирование стратегии как процесс предвидения

Школа познания

Формирование стратегии как ментальный процесс

Школа обучения

Формирование стратегии как развивающийся процесс

Школа власти

Формирование стратегии как процесс ведения переговоров

Школа культуры

Формирование стратегии как коллективный процесс

Школа внешней среды

Формирование стратегии как реактивный процесс

Школа конфигурации

Формирование стратегии как процесс трансформации

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

3. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

4. Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Знание, 1998.

ТЕМА 2: Этапы стратегического планирования. Система стратегических планов и программ

ЦЕЛЬ: изучение трех этапов стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Этапы разработки стратегического плана: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

2. Модели формирования стратегического плана: модель Гарвардской группы, модель Ансоффа, модель Стейнера, обобщенная модель.

3. Процесс формирования стратегического плана на макроэкономическом уровне. Этапы государственного стратегического плана.

4. Особенности разработки стратегического плана на микроэкономическом уровне.

5. Процедуры стратегического программирования и проектирования как часть процесса стратегического планирования.

6. Классификация стратегических программ по различным признакам.

7. Структура стратегических программ.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Практическое задание №2. Составить классификацию стратегических программ по различным признакам.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: сформировать стратегический план на макроэкономическом уровне и на микроэкономическом уровне.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризовать основные этапы разработки стратегического плана.

2. Представить обобщенную модель стратегического плана или составить собственную модель.

3. Что представляет собой процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана?

4. Что представляет собой процесс обоснования и разработки стратегического плана организации?

5. Что представляют собой процессы стратегического программирования и проектирования?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Практическое задание №2. Составить классификацию стратегических программ по различным признакам.

Классификационные признаки

Классы программ

Примечания

1. Отношение программных проблем к целям социально-экономического развития

2. Характер проблем, реализуемых в программах

3. Отношение к стране

4. Временной горизонт

5. Уровень значимости результатов

6. Форма представления конечных результатов

7. Характер объекта программных мероприятий

8. Отношение объекта программы к административно-территориальному делению страны

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Мельничук Д. Методологические аспекты подготовки корпоративного стратегического плана. // Маркетинг. Выпуск № 6, 2000.

2. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

ТЕМА 3: Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования.

ЦЕЛЬ: изучение методического и информационного обеспечения стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ.

2. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив.

3. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования:

· формирование альтернативных вариантов стратегии;

· оценка альтернативных вариантов стратегии;

· выбор предпочтительного варианта стратегии.

4. Информационное обеспечение стратегического планирования.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Проведение контрольной работы №1 по пройденному материалу (темы 1-3)

3. Практическое задание №3.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования. Информационное обеспечение стратегического планирования.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: провести PEST-анализ, SWOT-анализ и SNW-анализ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие методы используются в стратегическом анализе для оценки внешней окружающей среды? Ресурсного потенциала организации?

2. Какие общие характеристики необходимо принимать в расчет при построении полной иерархии целей объекта планирования?

3. Какие основные принципы используются в процессе формирования целей?

4. Какие основные принципы используются в процессе формирования стратегий?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического выбора?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Проведение контрольной работы №1 по пройденному материалу (темы 1-3).

Задание 1. Выбрать наиболее точное определение из двух представленных вариантов:

1. Стратегическое планирование можно определить как:

а) специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из приоритетных функций управления на всех уровнях национальной экономики, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности их выполнения и проверки;

б) новую форму плановой деятельности, которая предусматривает разработку целей развития любого элемента национальной экономики на основе анализа развития самого элемента и внешней окружающей среды, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения.

2. Государственное стратегическое планирование представляет собой:

а) особый вид планирования, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей, задач и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечит их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям макросреды;

б) особую форму плановой деятельности, отвечающую современным условиям и тенденциям развития экономики, в качестве которых можно назвать: многоукладность экономики, развитие научно-технического прогресса, усиление международной интеграции, интернационализация и глобализация экономики, рост числа ТНК, появление и развитие новых отраслей и видов деятельности в результате диверсификации экономики.

3. Важнейшими функциями государственного стратегического планирования можно назвать:

а) обоснование государственной экономической политики, обеспечение экономического роста, поддержание циклического равновесия в национальной экономике, обеспечение и поддержание макроэкономической конкурентоспособности и устойчивого развития национальной экономики;

б) обоснование и установление приоритетов и задач развития национальной экономики на планируемый период, планирование и управление крупными структурными изменениями и преобразованиями в рамках национальной экономики, осуществление сдвигов в структуре и объемах потребления внешних ресурсов, изменение характера юридических и финансовых отношений национальной экономики с внешней средой.

4. Разработка стратегического плана включает в себя три основных этапа:

а) анализ внешней окружающей среды и ресурсного потенциала объекта планирования, разработку базовой стратегии развития, разработку набора функциональных стратегий;

б) стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

5. Преимуществами государственного стратегического планирования являются:

а) возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий; возможность более рационального распределения ресурсов; улучшение координации действий и контроля; увеличение возможности в обеспечении объекта планирования необходимой информацией;

б) возможность его совмещения и согласования с целями государственной структурной политики; отсутствие жесткой необходимости обеспечения материально-финансовой сбалансированности и оптимизации экономических процессов, что в современных условиях не представляется возможным.

6. Программирование имеет своей основной целью:

а) разработку проектов стратегических планов всех уровней и определение их временных горизонтов;

б) составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных, локальных (местных) проблем, а также проблем на уровне хозяйствующих субъектов.

7. В качестве основных источников информации для стратегического планирования используют:

а) статистическую, бухгалтерскую и другие формы отчетности, систему норм и нормативов, коэффициентов эффективности, соотношений, пропорций, накопленный опыт, основанный на знании закономерностей протекания и развития исследуемых явлений, процессов, событий;

б) федеральные, республиканские, местные, отраслевые нормативы, а также нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующими субъектами.

8. Стратегические программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) проект управленческого решения по реализации стратегии и политики соответствующих субъектов управления;

б) основную цель, совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых они реализуются, расчет прямых и косвенных затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов, распределение заданий по срокам и исполнителям.

Задание 2. Дать развернутые ответы на вопросы (в письменной форме) в соответствии с выбранным вариантом.

Вариант 1

1. Развитие стратегического планирования как новой формы плановой деятельности

2. Основные этапы стратегического планирования

Вариант 2

1. Предмет, объект, цели и задачи стратегического планирования

2. Стратегический анализ как один из этапов стратегического планирования

Вариант 3

1. Особенности стратегического планирования

2. Целеполагание как один из этапов стратегического планирования

Вариант 4

1. Необходимость и возможность государственного стратегического планирования

2. Стратегический выбор как один из этапов стратегического планирования

Вариант 5

1. Цели, функции, содержание государственного стратегического планирования

2. Основные подходы к формулированию миссии объекта планирования

Вариант 6

1. Стратегическое прогнозирование как процедура стратегического планирования

2. Принципы формирования целей развития объекта планирования

Вариант 7

1. Основные источники информации для разработки стратегического плана

2. Классификация стратегических программ

Вариант 8

1. Стратегическое программирование как процедура стратегического планирования

2. Основные методы анализа внешней окружающей среды

Вариант 9

1. Методические подходы к процессу стратегического анализа

2. Стратегическое проектирование как процедура стратегического планирования

Вариант 10

1. Стратегическое планирование как наука

2. Методические подходы к процессу целеполагания

Вариант 11

1. Стратегическое планирование как специфическая форма плановой деятельности

2. Методические подходы к процессу стратегического выбора

Вариант 12

1. Классификация прогнозов

2. Основные методы анализа ресурсного потенциала объекта планирования

Вариант 13

1. Основные различия между миссией и целями объекта планирования

2. Современные подходы к формированию контура стратегического плана

2. Практическое задание №3.

Задача №1.

На основании приведенных факторов составить матрицу SWOT -анализа и сделать вывод.

  1. Четко проявляемая компетентность.
  2. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей.
  3. Снижение торговых барьеров при выходе на внешние рынки.
  4. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии.
  5. Наличие стратегии.
  6. Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами.
  7. Ужесточение конкуренции.
  8. Расширение диапазона производства товаров.
  9. Усиление требований поставщиков.
  10. Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности.
  11. Рыночное искусство ниже среднего.
  12. Слабая сеть распределения.
  13. Ослабление нестабильности бизнеса.
  14. Эффективное управление.
  15. Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей.
  16. Недостатки в политике продвижения товаров.
  17. Высокое искусство НИОКР.

Задача №2.

  1. Построить матрицу сильных и слабых сторон (значительное влияние, умеренное, слабое).
  2. Построить матрицу угроз и возможностей (высокая вероятность, средняя, низкая).

Известны следующие факторы развития малого города Суздаль.

Угрозы (T)

Возможности ( O)

1. уменьшение потока денежных средств из областного и федерального бюджета на развитие города;

2. потери инвестиционной привлекательности имеющегося фонда земель и собственности;

3. неспособность изменить негативное отношение населения к туристам; недостаток квалифицированных кадров;

4. потеря лидерства и конкурентного преимущества среди городов Золотого кольца;

5. потеря имеющегося турпотока;

6. неспособность выстроить отношения с областными органами власти

1. привлечение инвестиционных средств крупнейших туроператоров;

2. организация потребительской кооперации и переработка с/х продукции;

3. перераспределение доходов вышестоящих бюджетов;

4. увеличение доходов от развития отраслей и сфер деятельности смежных с туризмом;

5. повышение привлекательности туротрасли для местного населения как места занятости и ведения бизнеса;

6. дополнительные доходы от имеющегося фонда собственности

Слабые ( W)

Сильные ( S)

1. узкая собственная налоговая база и зависимость от бюджета верхнего уровня;

2. неразвитая сфера промышленности и с/х;

3. сложные отношения среди уровней управления;

4. отрицательное общественное мнение горожан относительно турпотока;

5. устаревшая маркетинговая точка зрения на турпродукт;

6. неразвиты смежные с туризмом сферы бизнеса и предпринимательства;

7. отсутствие системы стратегических ориентиров

1. инвестиционно привлекательный фонд земель и муниципальной собственности;

2. благосостояние населения не зависит от общего состояния экономики города;

3. развитое производство с/х продукции в личных подсобных хозяйствах;

4. отсутствие неперспективных отраслей;

5. устойчивый тур имидж среди городов-конкурентов;

6. устоявшиеся каналы продаж турпродукта;

7. приоритетное внимание органов управления к туротрасли

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

  1. Дашевская Г.М., Китникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М., 1992.
  2. Коротков А. Статистическая методология матричного метода стратегического планирования продукта. // Маркетинг. Выпуск № 3, 2001.
  3. Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на предприятиях: Методические разработки. – М., 1990.
  4. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.
  5. Читипаховян П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур. // Российский экономический журнал. Выпуск № 9, 2000.

Раздел 2. Стратегическое планирование на макро и мезоуровнях

ТЕМА 4: Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЦЕЛЬ: изучение макроэкономических стратегий и практического опыта их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Определение политической и экономической стратегии государства и экономической политики государства.

2. Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам.

3. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы.

4. Стратегии промышленно развитых стран.

5. Стратегии развивающихся стран.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Задание 1. Подготовить доклады.

3. Практическое задание №4.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы. Стратегии промышленно развитых стран. Стратегии развивающихся стран.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: применить критерии качества стратегии государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Приведите основные критерии качества макроэкономических стратегий.

2. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются США, Японией, странами Западной Европы?

3. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются странами Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Россией?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Задание 1. Подготовить доклады на темы:

1. Опыт реализации макроэкономических стратегий в США.

2. Опыт реализации макроэкономических стратегий в Японии.

3. Опыт реализации макроэкономических стратегий в странах Западной Европы (общий обзор региона или на примере одной страны).

4. Опыт реализации макроэкономических стратегий в странах Восточной Европы (общий обзор региона или на примере одной страны).

5. Опыт реализации макроэкономических стратегий в странах Юго-Восточной Азии (общий обзор региона или на примере одной страны).

6. Опыт реализации макроэкономических стратегий в странах Южной Америки (общий обзор региона или на примере одной страны).

7. Опыт реализации макроэкономических стратегий в России.

2. Практическое задание №4. На основе приведенного материала сформулировать основные стратегические направления социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе.

Трансформация макроэкономической (государственной) стратегии России

в долгосрочной перспективе

1 направление…

По завершению цикла индустриализации на основе распространения передовых прогрессивных технологий в базовых отраслях и цикла создания ресурсосберегающей структуры российская экономика вступит в фазу постиндустриального развития. Произойдет сокращение доли первичных секторов (добывающих и перерабатывающих) материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, производственной инфраструктуры – оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Постепенно будет увеличиваться органическое строение капитала и повышаться производительность сельского труда на основе роста его энерго- и фондовооруженности и, соответственно, снижаться доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. В определенные периода вероятны отклонения от главных тенденций.

В ближайшие годы структурные изменения в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции и в меньшей степени коснутся межотраслевых.

Процесс структурной перестройки экономики, как правило, продолжается длительное время и осуществляется поэтапно. На современном этапе структурные преобразования, прежде всего, направляются на восстановление нарушенного в предшествующие годы равновесия экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах, рабочих местах.

2 направление…

Рыночный способ ведения хозяйства обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры экономики, адекватное и своевременное реагирование ее на изменение запросов внутреннего и внешнего рынков. Однако в реальной действительности структурные преобразования экономики осуществляются при активном участии государства. Интересы общества объективно требуют государственного регулирования структурных сдвигов в экономике. Прежде всего, это вызвано стремлением уменьшить болезненность процесса структурной перестройки для общества. В ходе структурных преобразований экономики система избавляется от устаревших элементов, сохраняющиеся элементы подвергаются количественным и качественным изменениям, дополнительно формируются новые, не существовавшие прежде образования. Поскольку все ее элементы тесно взаимосвязаны между собой, возможны сбои в технологических цепочках, остановка производств, необходимых для нормального протекания хозяйственных процессов и жизнеобеспечения общества. Кроме того, часть высвобождающихся при ликвидации и сокращении действующих производств ресурсов может не найти применения в новой структуре. В результате возникает угроза ухудшения условий жизни многих людей. Решение задачи смягчить последствия изменений в структуре народного хозяйства традиционно возлагается на государство.

Другой задачей, решать которую призвано государство, является выбор и создание условий для реализации того варианта из множества альтернатив структурной реформы, который отвечает жизненным интересам наиболее широких слоев общества.

Третья задача государства – обеспечение оптимальных сроков реформирования. Продолжительность процесса структурных преобразований в целом, очередность и длительность отдельных этапов в значительной мере зависят от того, как будут использованы материальные, трудовые и финансовые ресурсы общества. Государство должно определить ключевые направления, в наибольшей степени отвечающие интересам страны, и создать условия для мобилизации ресурсов и их концентрации на этих направлениях.

Разработку правительством страны комплекса мероприятий в отношении отдельных элементов экономической системы общества с учетом их взаимовлияния и взаимодействия называют структурной политикой государства.

3 направление…