Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Нижегородская академия

 

             

Нижегородская академия

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет повышения квалификации

Методические рекомендации и темы ов

Для сотрудников оперативных подразделений

органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации

в Нижегородской академии МВД России

Одобрены

методическим советом

НА МВД России

21 февраля 2011г.,

протокол № 6

Нижний Новгород

2011

Авторский коллектив:

С.Ю. Журавлев к.ю.н., доцент;

С.Н. Головко к.ю.н., доцент

Л.М. Полякова ст. инспектор ФПК.

Методические рекомендации по подготовке ов для сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России: Учебно-методическое пособие /С.Ю. Журавлев, С.Н. Головко – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. – 23 с.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 71 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 29.06.2009г. № 490, и предназначены для сотрудников оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики, которые проходят повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России.

Данные методические рекомендации ориентированы на три категории сотрудников оперативных подразделений ОВД, которые проходят повышение квалификации:

начальники отделов, отделений по борьбе с экономическими преступлениями;

резерв руководящих кадров сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями;

старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные по ОВД отделов, отделений по борьбе с экономическими преступлениями;

В методических рекомендациях предложен новый инновационный подход к структуре и содержанию а. Он обеспечивает более высокий уровень индивидуализации обучения, способствует совершенствованию и повышению эффективности дидактических технологий, которые используются в процессе повышении квалификации.

© Нижегородская академия МВД России, 2011

Содержание

Введение …………………………………………………………….

4

1.

Общие требования, предъявляемые к оформлению а и его содержанию …………………………………………………....

6

2.

Специальные требования к содержанию отдельных разделов а …………………………………………………………….

9

3.

Требования к оформлению и представлению материалов а ………………………………………………………………….

14

Заключение …………………………………………………..…….

16

Приложения ……………………………………………………..…

17

Введение

Методические рекомендации подготовлены с учетом современных подходов и требований к повышению квалификации сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, которые специализируются на выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики.

Основной идеей методических рекомендаций является установка на отказ от формального подхода к составлению а, с акцентом на анализ реалий той практики оперативно-розыскной деятельности, которая характерна для территориального подразделения, в котором работает сотрудник, проходящий повышение квалификации. Данная установка реализуется путем предложения обучаемому подготовить по случаям хорошо известным ему из личной практики выявления и расследования преступлений в сфере экономики.

При подготовке а от сотрудника не требуется решения сложных научных задач, не требуется результат, который может быть получен, например, в процессе диссертационного исследования. Например, не требуется дать оперативно-розыскную характеристику или сформулировать особенности организации и тактики борьбы с определенным видом преступлений в сфере экономики. Сотруднику предлагается вспомнить и проанализировать всего два случая из практики , один из которых он рассматривает как результат удачной работы, а другой как пример не вполне удовлетворительного или откровенно отрицательного результата.

Важной особенностью подготовки а, с учетом специфических особенностей вызова и прибытия сотрудника к месту повышения квалификации является то обстоятельство, что в окончательной редакции может быть подготовлен в процессе обучения на факультете и рассмотрен в процессе «круглого стола» и на комплексном экзамене. Данные условия подготовки материалов позволяют обеспечить достаточно высокий уровень качества подготавливаемых рефератов и приложений к ним.

Сформулированный подход к подготовке ов предполагает формирование на факультете повышения квалификации учебно-методической базы данных, которая будет являться дополнительным учебным средством совершенствования специальных знаний обучаемых по региональным и отраслевым особенностям выявления и расследования преступлений в сфере экономики.

должен быть подготовлен на бумажном и электронном носителе и лично предоставлен на факультет повышения квалификации по прибытии в Нижегородскую академию МВД России. В случае использования сведений, составляющих государственную тайну, представляется путем пересылки с учетом правил секретного делопроизводства.

1. Общие требования к оформлению а и его содержанию

представляет собой изложение в письменном виде информации на тему, избранную оперативным сотрудником, проходящим повышение квалификации.

В соответствии с положениями Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 29 июня 2009 года № 490, сотрудники, направляемые на повышение квалификации, обязаны подготовить в соответствии с тематикой, ежегодно направляемой образовательными учреждениями МВД России в комплектующие органы МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ по федеральным округам, ОВДРО, а непосредственные начальники совместно с кадровыми аппаратами обязаны контролировать подготовку ов (п. 71, 72).

выполняется сотрудником оперативного подразделения по месту службы. должен отвечать следующим основным требованиям:

– рассматриваемые вопросы и предложения должны иметь проблемный характер, быть актуальны для практики работы подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

– содержание а должно отражать реально встречающиеся, достоверные случаи из практики оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

– акцент должен быть сделан на анализ положительных и отрицательных примеров оперативного документирования, привлечения и использования оперативно-розыскных методов, сил и средств ОРД подразделениями по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

– излагаемые в е вопросы и предложения должны быть обоснованы;

– текст а должен быть кратким и логически правильным.

Объем а определяется сотрудником индивидуально, но по общему требованию не должен превышать 1 п.л. (20-25 страниц).

По своему итоговому содержанию является аналитическим материалом результатов оперативного документирования (без расшифровки детальных сведений, не подлежащих разглашению в открытых источниках), и конкретного уголовного дела[1] , которые закончены производством в течение последних 2-3 лет .

Важная особенность подготовки а:

– сотрудник оперативного подразделения, готовящий , должен быть очень хорошо информирован о содержании работы по материалу, который он приводит в качестве положительного или отрицательного примера результатов практической деятельности;

– итоговый вариант а может быть доработан путем консультаций с преподавателями в процессе повышения квалификации, представлен для обсуждения в ходе «круглого стола» и использован в процессе ответа на комплексном экзамене.

Структурные требования к подготовке разделов а

Структура а должна состоять из следующих разделов:

Часть 1. Анализ положительного примера из практики работы оперативных и следственных подразделений;

Часть 2. Анализ отрицательного примера из практики работы оперативных и следственных подразделений.

Часть 3. Приложения. Данный раздел составляют основные документы, имеющие отношение к анализируемым случаям из практики работы ОВД. К ним относятся: обзорная справка (в виде выписки из материалов дела оперативного учета), план совместных ОРМ и следственных действий на этапе реализации, обвинительное заключение, постановление о предъявлении обвинения, отдельные поручения на проведение ОРМ, протоколы отдельных следственных действий, различные отношения и постановления о проведении предварительных исследований и назначении судебных экспертиз.

В качестве положительного примера рекомендуется использовать материалы проверки и уголовного дела, по соответствующей линии работы оперативного сотрудника, по которому состоялся приговор суда или, в крайнем случае, не прослеживается видимых проблем с возможным сокращением эпизодов обвинения в суде или вынесением оправдательного приговора.

В качестве отрицательного примера могут быть использованы следующие категории материалов проверки и уголовных дел по соответствующей линии работы оперативного сотрудника:

а) проверочные материалы, по которым сделан вывод о неподтверждении сведений, послуживших основанием начала производства по делу оперативного учета;

б) материалы проверки, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

в) материалы уголовного дела, по которому вынесено постановление о его прекращении;

г) материалы уголовного дела, по которому прокурор, на этапе утверждения обвинительного заключения, принял решение о возвращении его для дополнительного расследования;

д) материалы уголовного дела, по которому суд принял решение о возвращении его прокурору для устранения недостатков, которые препятствуют вынесению итогового решения по уголовному делу;

е) материалы уголовного дела, по которому суд принял решение о сокращении эпизодов обвинения или, по которому был вынесен оправдательный приговор.

2. Специальные требования

к содержанию отдельных разделов а

По структуре часть 1 а (анализ положительного примера практической деятельности) , состоит из следующих подразделов:

1. Особенности начала работы по данному материалу проверки и уголовному делу:

– особенности поступления первичной информации о признаках преступной деятельности (от кого и что стало известно, характер заинтересованности источника конфиденциальных сведений, его мотивы);

– полнота первичной информации, ее достоверность, доступность информации для фиксации и официальной регистрации, временные рамки поступления дополнительных сведений, их источники;

– виды источников информации на этапе оперативного документирования и особенности характеристики следов преступной деятельности (люди, документы, базы данных, обнаруженные материальные объекты, образцы, предметы, вещества и иные материальные объекты указываются конкретно применительно к анализируемому случаю из практики работы).

2. Содержание обнаруженного и зафиксированного механизма преступной деятельности:

– субъекты преступной деятельности и их связи (кто, с кем, с чьей помощью, в чьих интересах, под чьим прикрытием, на чьи деньги и с использованием чьего ресурса и т.п., в том числе пол, возраст, социальное положение, наклонности, наличие судимости);

– характеристика лиц или организаций, которым был нанесен ущерб в результате совершения преступления (преступлений);

– установленные действия фигурантов по подготовке и реализации преступного замысла (каким образом, в какой последовательности, с использованием какой технологии, приемов, технических средств и т.п. действовали заинтересованные лица);

– используемые фигурантами способы сокрытия следов преступлений и противодействия оперативному документированию.

3. Факторы затруднявшие обнаружение и фиксацию следов преступления:

– причины и условия, способствующие совершению преступления (или преступлений) и меры, принимавшиеся для их устранения в порядке общей профилактики и профилактических мероприятий в отношении отдельных лиц;

– конкретные трудности (если таковые имели место) в деятельности оперативного работника, в том числе возможное противодействие оперативному документированию и способы его преодоления;

– конкретные ошибки оперативного работника (если таковые имели место) в методике работы (в организации и планировании работы, в подборе источников негласной информации, специалистов и т.п.), тактике оперативного документирования (применительно к конкретным ОРМ) и способы их устранения.

4. Характеристика процедур легализации оперативных материалов на этапе возбуждения уголовного дела:

– особенности легализации оперативных материалов применительно к этапу возбуждения уголовного дела (как именно было построено начало работы по легализации: от задержания с поличным, от проведения документальной проверки, от официальной регистрации заявления, от явки с повинной, иная схема начала работы в процессе возбуждения уголовного дела) и в чем это конкретно выразилось;

– личное мнение об эффективности мероприятий по легализации оперативных материалов (в чем заключалась эффективность применительно к отдельным процедурам легализации).

5. Характеристика работы по оперативному сопровождению расследуемого уголовного дела:

– особенности работы по оперативному сопровождению материалов конкретного уголовного дела;

– какие поручения о проведении ОРМ давались следователем, их обоснованность и перспективность выполнения;

– какие ОРМ проводились оперативным работником по собственной инициативе, например, с учетом четкого понимания стоящих перед ним задач;

– конкретные примеры эффективности проводимых ОРМ;

– интересные примеры эффективности работы по сбору доказательств в рамках тактико-методического взаимодействия оперативного работника и следователя[2] .

6. Взгляд оперативного работника на трудности и ошибки в работе следователя:

– известные оперативному работнику трудности в работе следователя (если таковые имели место), в том числе возможное противодействие предварительному расследованию, и способы его преодоления;

– известные оперативному работнику ошибки следователя (если таковые имели место) на этапе предварительного расследования и способы их устранения.

По структуре часть 2 а (анализ отрицательного примера практической деятельности) , состоит из следующих подразделов:

1. Особенности начала работы по данному материалу проверки и уголовному делу:

– особенности поступления первичной информации о признаках преступной деятельности (от кого и что стало известно, характер заинтересованности источника конфиденциальных сведений, его мотивы);

– полнота первичной информации, ее достоверность, доступность информации для фиксации и официальной регистрации, временные рамки поступления дополнительных сведений, их источники;

– виды источников информации на этапе оперативного документирования и особенности характеристики следов преступной деятельности (люди, документы, базы данных, обнаруженные материальные объекты, образцы, предметы, вещества и иные материальные объекты указываются конкретно применительно к анализируемому случаю из практики работы).

2. Прослеживающиеся перспективы привлечения к уголовной ответственности определенных лиц:

– возможные субъекты преступной деятельности и их связи (кто, с кем, с чьей помощью, в чьих интересах, под чьим прикрытием, на чьи деньги и с использованием чьего ресурса совершал действия криминального характера и т.п.)

– пол, возраст, социальное положение, наклонности, профессионализм, наличие судимости у фигурантов и их связей.

3. Установленные сведения о содержании действий фигурантов и их связей:

– характеристика лиц или организаций, которым был нанесен ущерб в результате совершения преступления;

– установленные действия фигурантов по подготовке и реализации преступного замысла (каким образом, в какой последовательности, с использованием какой технологии, приемов, технических средств и т.п. действовали фигуранты);

4. Что было сделано качественно и в чем это выразилось:

– интересные примеры эффективности работы оперативного сотрудника по сбору информации на этапе оперативного документирования;

– интересные примеры эффективности работы по сбору доказательств в рамках тактико-методического взаимодействия оперативного работника и следователя;

– содержательная характеристика собранной ориентирующей информации, в том числе оперативной информации легализованной в доказательства по уголовному делу.

5. С какого момента оперативного документирования или предварительного расследования обозначилась перспектива возможных неудач в работе:

– используемые фигурантами способы сокрытия следов преступлений и противодействия оперативному документированию и предварительному расследованию;

– примеры конкретных трудностей в работе и предпринимаемые меры по их устранению;

– причины непринятия мер по устранению трудностей в работе.

6. Какие были допущены ошибки в работе и их последствия:

– известные автору а ошибки оперативного работника в методике работы (в организации и планировании работы, в подборе источников негласной информации, специалистов и т.п.) и тактике оперативного документирования (применительно к конкретным ОРМ), а также реализации оперативных материалов;

– негативные последствия ошибок оперативного работника;

– известные оперативному работнику ошибки следователя в методике и тактике его работы;

– негативные последствия ошибок следователя.

7. Характеристика результатов работы и перспектива их улучшения применительно к данному конкретному случаю:

– личное мнение о корректности и правовой обоснованности вынесенных решений по результатам проведения оперативных и следственных мероприятий;

– личное понимание перспективы продолжения работы по оперативному материалу или уголовному делу.

4. Требования к оформлению и представлению материалов а

Материалы а брошюруются в следующем порядке:

– Титульный лист (приложение 1);

– Разделы а, с учетом особенностей избранного подхода к подготовке его материалов (об их содержании указано выше);

– Приложения;

– Авторская справка: а) на секретный , если в е содержаться сведения, составляющие государственную (служебную) тайну; б) на несекретный реферат - (приложение 2);

По прибытию в академию к материалам а приобщается рецензия, которая заполняется сотрудником кафедры оперативной работы ОВД или кафедры криминалистики, ведущим занятия в соответствующей группе (приложение 3).

Нумерация страниц должна быть сквозной, начиная с титульного листа.

представляется в отпечатанном виде с использованием текстового редактора «Word» (2003).

Параметры страницы: сверху – 2 см;

снизу – 2 см;

слева – 3,0 см;

справа – 1,5 см.

Шрифт – «Times New Roman», размер – 14.

Междустрочный интервал – полуторный.

Ориентация – книжная.

Изложение текста а должно быть кратким, точным и четким, исключающим двойственное толкование.

Схемы, графики таблицы, которые могут быть представлены в е выполняются на отдельных листах и должны быть обозначены соответствующими ссылками в тексте а.

В тексте а не допускается произвольное сокращение слов, применение вульгаризмов (жаргона) или непризнанных терминов без пояснительных комментариев. Приведенные в работе цитаты, заимствованные материалы, статистические данные должны иметь ссылки на первоисточники.

, содержащий сведения секретного характера и материалы для служебного пользования, оформляются в установленном порядке для соответствующего делопроизводства. Степень секретности а определяет автор совместно с руководителем соответствующего подразделения МВД России , что подтверждается авторской справкой (приложение 2 ).

представляется сотрудником в Нижегородскую академию МВД России на факультет повышения квалификации в распечатанном виде и на электронном носителе .

Материалы по результатам оперативного документирования (без расшифровки детальных сведений, не подлежащих разглашению в открытых источниках) и предварительного расследования, которые должны составлять приложение а , как исключение, при условии их очень большого объема , могут быть представлены только в электронном виде .

, в котором использовались сведения, составляющие государственную или служебную тайну, подлежит пересылке в академию в соответствии с правилами секретного делопроизводства. Такой должен поступить в академию до начала учебных занятий. В связи с этим, отправка а, содержащего сведения, имеющие соответствующий гриф ограниченного пользования, должна осуществляться с учетом времени доставки его почтой.

С целью определения степени достоверности изложенных в е сведений, руководитель ОВД должен заверить своей подписью и печатью ОВД на титульном листе.

Заключение

Условия и специальные процедуры повышения квалификации практических работников предусматривают особую форму подготовки а, содержание и процедура подготовки которого является оценочным динамическим признаком качества подготовки специалиста. Именно поэтому на факультете повышения квалификации Нижегородской академии МВД России отказались от старой традиционной формы подготовки ов и предложили новые инновационные требования к структуре и содержанию данного документа.

Авторы методических рекомендаций четко осознают те трудности, которые им предстоит разрешить на пути реализации предложенной дидактической инициативы по повышению эффективности процесса повышения квалификации. Возможно, определенная часть сотрудников, которые прибывают для повышения квалификации, могут и не справиться должным образом с данной работой.

Полагаем, что в условиях предстоящей переаттестации подразделений органов внутренних дел, с использованием предлагаемого в методических рекомендациях подхода, появляется хорошая возможность реальной проверки качества знаний, умений и навыков различных категорий сотрудников оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики. При этом целью данной проверки является не формулирование рекомендаций о профессиональной пригодности или непригодности сотрудника, а определение тех дидактических средств, которые могут способствовать повышению квалификации работников оперативных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Надеемся на заинтересованность наших коллег из практических органов, на их инициативу при подготовке и формировании материалов ов. В перспективе материалы ов пополнят методический фонд соответствующих кафедр и будут важным материалом для проведения исследований по заявкам практических органов. Они могут быть использованы в процессе проведения научных исследований и в ходе подготовки и проведения занятий на других факультетах академии.

Приложения

к методическим рекомендациям по подготовке ов

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская академия МВД России»

на тему : _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выполнил:

_____________________________

(фамилия, имя, отчество)

_____________________________

(должность, специальное звание)

Дата выполнения:

Достоверность сведений,

представленных в е подтверждаю:

Руководитель

______________________________

(должность, наименование ОВД)

______________________________ _______________ _______________

специальное звание подпись инициалы, фамилия

Дата: ___ ______ 20__г.

(место для гербовой печати ОВД)

Нижний Новгород

2011 г.


Приложение 2

авторская справка

(образец для секретного а)

Тема а : ___________________________________________________

_________________________________________________________________

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

(полностью)

2. Специальное звание ______________________________________________

3. Должность ______________________________________________________

4. Подразделение __________________________________________________

Выполненному мною у может быть присвоен гриф «секретно» в связи с тем, что при его написании были использованы сведения, составляющие государственную (служебную) тайну, содержащиеся в источниках с грифом «секретно» («ДСП»):

- сведения о __________________________________________________

_________________________________________________________________

отражается характер сведений, составляющих государственную тайну,

_________________________________________________________________

в том числе наименование источников, откуда эти сведения взяты

_________________________________________________________________

с указанием в скобках тех страниц, на которых они расположены в представленном е

Например : сведения о процессе раскрытия оперативными аппаратами конкретных преступлений, содержащиеся в делах оперативного учета:

– материалы ОПД № 128094 от 31 декабря 2009 г., заведенного УБЭП Автозаводского РУВД г. Н.Новгорода (Стр. 5-7 );

– материалы ОД № 68467, заведенного ОБЭП Канавинского района г. Н.Новгорода (Стр. 8-9 );

– материалы ОПД № 43217 от 28 июля 2009 г., заведенного ОБЭП Нижегородского РУВД г. Н.Новгорода по факту хищения продукции с АО «Ветчак» (Стр. 11-15 );

– материалы ДПОП №120562 от 17 июля 2009 г., заведенного ОБЭП Автозаводского РУВД г. Н.Новгорода (Стр. 19-22 );

– материалы уголовного дела № …….. по обвинению ……. в совершении преступлений, предусмотренных ч. …. ст. ….. УК РФ.

Старший оперуполномоченный

ОРЧ-1 УБЭП ГУВД

Нижегородской области

капитан милиции ____________________ А.Ю. Петров

подпись

«____» ____________ 20__ года

авторская справка

(для а не содержащего государственной или служебной тайны)

Тема а : ___________________________________________________

_________________________________________________________________

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

(полностью)

2. Специальное звание ______________________________________________

3. Должность ______________________________________________________

4. Подразделение __________________________________________________

В выполненном мною е не имеется:

- сведений, составляющих государственную и служебную тайну;

- ссылок на нормативные акты и литературные источники с пометкой «Для служебного пользования»» и грифом «Секретно».

Старший оперуполномоченный

ОРЧ-1 УБЭП ГУВД

Нижегородской области

капитан милиции ____________________ А.Ю. Петров

подпись

«____» ____________ 20__ года


Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская академия МВД России»

Кафедра ____________________________________ Учебная группа № _____

Слушатель ________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________________

(должность, специальное звание)

Рецензия на

Тема : ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Текст рецензии

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Рецензент ________________________________________________________

(Ф.И.О., специальное звание, должность, ученая степень; ученое звание)

________________

(подпись)

«____» ____________ 20__ года


[1] Разновидности материалов, которые могут быть объектом анализа, приводятся далее по тексту методических рекомендаций.

[2] Материалы данного подраздела могут содержать информацию, которая имеет отношение не только к данному конкретному случаю, но и в целом к положительной практике работы оперативного подразделения ОВД в котором работает автор а.