Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» Специальность

 

             

Рекомендации методические для преподавателя дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУ ВПО РГУТИС)

Факультет Экономический

Кафедра Экономика и предпринимательство

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

______________Н.Г. Новикова

«____»______________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Москва 2008 г.

Методические рекомендации для преподавателя разработаны на основании рабочей программы дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика и предпринимательство»

Протокол № ___________ «____»_______________200 г.

Зам. зав. кафедрой к.э.н., доц. Кривошеева Т.М.

Методические рекомендации для преподавателя одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №________ «____»____________200 г.

Методические рекомендации для преподавателя разработали:

Доцент кафедры

«Экономика и предпринимательство» к.э.н., доц. Харитонова Т.В.

Преподаватель кафедры

«Экономика и предпринимательство» Волкова С.К.

Согласовано:

Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доц. Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела

Рыженок Н.В.

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» занимает важное место в системе экономических дисциплин и служит необходимым связующим звеном в учебном процессе по подготовке квалифицированных специалистов в области экономики и бухгалтерского учета для сферы сервиса и в других отраслей экономики России.

Полученные знания и практические навыки экономического анализа деятельности предприятия могут быть использованы студентами при дипломном проектировании для написания аналитической части дипломной работы.

Учитывая все вышеизложенное, можно определить основную цель изучения дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» – дать студентам теоретические знания в области экономического анализа деятельности предприятий и практические навыки по его выполнению для их успешной последующей работы в сфере приложения данной дисциплины.

Задачи дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»:

- познакомить студентов с основными понятиями, связанными с экономическим анализом деятельности предприятия в целом и его составными элементами (технико-экономический анализом, финансово-экономическим анализом и т.п.);

- познакомить студентов с основными источниками информации для экономического анализа деятельности предприятия и научить использовать их в работе;

- познакомить студентов с методикой экономического анализа деятельности предприятия на основе изучения основных методов, способов и приемов анализа;

- на конкретных примерах рассмотреть методики расчета и анализа основных экономических и финансовых показателей;

- познакомить студентов с возможностями практического применения экономического анализа деятельности предприятия.

Изучение дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» включает не только аудиторные часы (лекции, семинары), но и самостоятельную работу студентов с использованием современной литературы по экономическому анализу. Логическим завершением изучения данной дисциплины является и экзамен.

2. Объем и содержание дисциплины

2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

Таблица 1

Виды занятий и контроля

Дневная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

Всего часов

256

256

256

Лекции

51

20

12

Практические занятия

51

20

8

Семинарские занятия

Лабораторные работы

Консультации по курсу

Всего аудиторных занятий

102

40

20

Самостоятельная работа студентов

154

216

236

Курсовой проект или работа

8 сем.

9 сем.

7 сем.

Контрольная работа

Зачет

Экзамен

7, 8 сем.

9 сем.

7 сем.


2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий

Таблица 2

№№

тем

Наименование темы

Дневная форма

Очно-заочная форма

Заочная форма

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1.

Сущность и содержание комплексного экономического анализа

2

2

2

2

2.

Комплексный экономический анализ в разработке и мониторинге планов предприятия

2

2

2

2

2

3.

Стратегический анализ в системе комплексного экономического анализа

2

2

4.

Маркетинговый анализ в системе комплексного экономического анализа

4

4

2

2

5.

Анализ технико-организационного уровня предприятия

4

4

2

2

2

2

6.

Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия

4

4

7.

Анализ материальных ресурсов предприятия

2

2

8.

Анализ трудовых ресурсов предприятия

4

4

2

2

9.

Анализ объема производства и реализации продукции (услуг)

4

4

2

2

2

2

Таблица 2 (продолжение)

№№

тем

Наименование темы

Дневная форма

Очно-заочная форма

Заочная форма

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

полный курс

сокращ. курс

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

10.

Анализ качества и конкурентоспособности продукции (услуг)

2

2

2

11.

Анализ себестоимости продукции (услуг)

4

4

2

2

2

2

12.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

4

4

2

2

13.

Анализ финансового состояния предприятия

10

10

2

2

2

2

14.

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

3

3

2

2

Итого

51

51

20

20

12

8


2.3. Методические рекомендации для преподавателя по проведению аудиторных занятий

Таблица 3

Позиция

Содержание

Тема 1. Сущность и содержание комплексного экономического анализа

Цель

Изучение теоретических аспектов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи

1. Определить роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием.

2. Определить предмет, объект, цели и задачи комплексного экономического анализа.

3. Рассмотреть основные виды комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

4. Рассмотреть последовательность процедур комплексного управленческого анализа.

5. Рассмотреть основные способы и приемы, применяемые в комплексном управленческом анализе.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – использование комплексного экономического анализа в управлении деятельностью предприятия; цели, задачи и содержание комплексного экономического анализа; финансовый и управленческий анализ; последовательность процедур комплексного управленческого анализа; основные способы и приемы, применяемые в комплексном управленческом анализе: абсолютные и относительные величины, сравнение, детерминированный факторный анализ, статистические, экономико-математические и др.

Контрольные вопросы

1. Как можно определить сущность комплексного экономического анализа деятельности предприятия? Какова его роль в управлении предприятием?

2. Каково основное содержание комплексного экономического анализа деятельности предприятия?

3. Каковы основные цели, задачи, инструменты комплексного управленческого анализа?

4. Приведите основные способы и приемы, применяемые в комплексном управленческом анализе.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 2. Комплексный экономический анализ в разработке и мониторинге планов предприятия

Цель

Исследование роли экономического анализа в разработке и мониторинге планов предприятия.

Задачи

1. Рассмотреть основные виды и формы внутрифирменного планирования.

2. Исследовать роль бизнес-планирования в управлении предприятием.

3. Рассмотреть типы бизнес-планов, их состав и структуру.

4. Рассмотреть роль экономического анализа в разработке и мониторинге основных показателей бизнес-плана.

5. Рассмотреть роль сметного планирования (бюджетирования) в управлении предприятием.

6. Рассмотреть методику разработки и анализа исполнения основных смет предприятия.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – виды и формы внутрифирменного планирования; бизнес-планирование и его роль в управлении предприятием; типы бизнес-планов; состав и структуру бизнес-плана предприятия; роль экономического анализа в разработке и мониторинге основных показателей бизнес-плана; сметное планирование (бюджетирование) и его роль в управлении предприятием; основные виды смет; анализ исполнения смет.

Контрольные вопросы

1. Приведите основные виды и формы внутрифирменного планирования.

2. Какова роль бизнес-планирования в управлении предприятием? сметного планирования (бюджетирования)?

3. Приведите и охарактеризуйте основные типы бизнес-планов.

4. Охарактеризуйте основные разделы бизнес-плана.

5. Какова роль экономического анализа в разработке и мониторинге основных показателей бизнес-плана?

6. Приведите основные виды смет и особенности их разработки.

7. Какие основные методы используются при анализе смет?

Рекомендуемая литература

1. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 3. Стратегический анализ в системе комплексного экономического анализа

Цель

Исследовать роль и место стратегического анализа в системе комплексного экономического анализа.

Задачи

1. Дать понятие стратегии развития предприятия и основных принципов ее формирования.

2. Исследовать роль и место стратегического анализа в системе комплексного экономического анализа.

3. Рассмотреть основные элементы внешней и внутренней среды предприятия как основных объектов анализа.

4. Рассмотреть и научиться применять на практике основные методы анализа внешней среды предприятия.

5. Рассмотреть и научиться применять на практике основные методы анализа внутреней среды предприятия.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – понятие стратегии развития предприятия и основных принципов ее формирования; элементы внешней и внутренней среды предприятия; понятие стратегического анализа предприятия; основные методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия (PEST-анализ, многофакторный анализ внешней среды, SWOT-анализ, анализ бизнес-среды, управленческое обследование, SNW-анализ, анализ основных экономических показателей и т.п.)

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой стратегия развития предприятия?

2. Определите место стратегического анализа в системе комплексного экономического анализа и стратегического планирования.

3. Что представляет собой внутренняя и внешняя среда предприятия?

4. Приведите и охарактеризуйте основные способы и приемы анализа внешней среды предприятия.

5. Приведите и охарактеризуйте основные способы и приемы анализа внутренней среды предприятия.

Рекомендуемая литература

1. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006.

Тема 4. Маркетинговый анализ в системе комплексного экономического анализа

Цель

Исследовать роль и место маркетингового анализа в системе комплексного экономического анализа и отработать его практические навыки.

Задачи

1. Исследовать жизненный цикл рыночного продукта (товара, услуги).

2. Познакомиться с основными методами анализа рынка и рыночной конъюнктуры.

3. Исследовать основные факторы, влияющие на спрос на продукцию (услуги).

4. Рассмотреть основные подходы к анализу ценовой политики предприятия.

5. Рассмотреть и отработать на практике основные методы анализа конкурентов.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – рыночный продукт (товар, услуга) как объект маркетингового анализа, жизненный цикл рыночного продукта; анализ рынков и рыночной конъюнктуры; оценка позиции предприятия на рынке на основе матричных методов; анализ спроса на продукцию (услуги), оценка риска «невостребованной продукции и услуг»; анализ ценовой политики предприятия, выбор наиболее оптимальной ценовой стратегии для различных «жизненных стадий» предприятия; оценку деятельности конкурентов; оценку сильных и слабых сторон конкурентов и определение собственных конкурентных преимуществ.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте основные стадии жизненного цикла рыночного продукта.

2. Дать краткую характеристику различных типов рынков, на которых могут действовать предприятия. Какие показатели применяются для анализа рынка?

3. Привести характеристики основных методов анализа рынка.

4. Что представляет собой анализ спроса на продукцию (услуги)? В каком случае возникает ситуация отсутствия спроса на продукцию (услуги)?

5. Какие факторы оказывают основное влияние на формирование цен на продукции (услуги)? Привести факторы, оказывающие повышающее и понижающие воздействие на цены.

6. Какие ценовые стратегии может использовать предприятия на разных стадиях жизненного цикла продукта (услуги)?

7. Перечислить и дать краткую характеристику основных методов анализа конкурентов.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 5. Анализ технико-организационного уровня предприятия

Цель

Изучить основные методы анализа технико-организационного уровня предприятия и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Рассмотреть информационное обеспечение анализа.

2. Научиться оценивать научно-технический уровень производства.

3. Научиться оценивать эффективность организации производства, труда и управления на предприятии.

4. Научиться определять величину производственной мощности предприятия и ее прирост под воздействием различных факторов.

5. Определить возможности и пути повышения технико-организационного уровня предприятия.

6. Рассмотреть жизненный цикл изделия, техники и технологии и его влияние на анализ организационно-технического уровня

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа технико-организационного уровня предприятия; уметь оценивать научно-технический уровень производства (технический уровень предприятия); эффективность организации производства, труда и управления на предприятии; определять величину производственной мощности предприятия и ее прирост под воздействием различных факторов; определять возможности и пути повышения технико-организационного уровня предприятия, жизненный цикл изделия и его влияние на анализ организационно-технического уровня предприятия.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные направления анализа технико-организационного уровня предприятия.

2. Какие показатели используются для анализа научно-технического уровня производства?

3. Какие показатели используются для анализа движения основных производственных фондов предприятия?

4. Что включает в себя анализ организации производства, труда и управления на предприятии?

5. Какими показателями характеризуется степень использования производственной мощности предприятия?

6. Какие факторы влияют на изменение величины производственной мощности (пропускной способности) предприятия?

7. Охарактеризовать понятие «жизненный цикл изделия (техники, технологии)»

Рекомендуемая литература

1. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 6. Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия

Цель

Изучить основные методы анализа основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Рассмотреть информационное обеспечение анализа.

2. Рассмотреть состав основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия.

3. Научиться анализировать структуру основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия.

4. Рассмотреть варианты обеспеченности предприятия основными производственными фондами и нематериальными активами в соответствии с производственной программой.

5. Научиться оценивать степень использования основных производственных фондов по обобщающим и частным показателям, выявлять и измерять влияние факторов на уровень этих показателей.

6. Научиться выявлять и измерять резервы повышения эффективности использования основных производственных фондов.

7. Научиться оценивать эффективность использования нематериальных активов.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное изучение анализа основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия; состав основных производственных фондов и нематериальных активов; уметь анализировать структуру основных производственных фондов и нематериальных активов; оценивать уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами и уровень их использования с помощью обобщающих и частных показателей; эффективность использования нематериальных активов.

Контрольные вопросы

1. Показать особенности состава и структуры основных производственных фондов предприятия сферы услуг.

2. Дать характеристику обобщающих показателей эффективности использования основных производственных фондов.

3. С помощью каких показателей можно оценить степень вовлечения оборудования в процесс производства?

4. Какие показатели используются для анализа основных фондов по времени и по мощности?

5. Что представляет собой анализ пассивной части основных производственных фондов?

6. Дать характеристику состава и структуры и эффективности использования нематериальных активов предприятия.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 7. Анализ материальных ресурсов предприятия

Цель

Изучить основные методы анализа оборотных средств предприятия и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа.

2. Рассмотреть состав материальных ресурсов предприятия.

3. Научиться оценивать обеспеченность предприятия материальными ресурсами.

4. Научиться оценивать эффективность использования предприятием материальных ресурсов.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа; анализ состава и структуры материальных ресурсов предприятия; оценку обеспеченности предприятия материальными ресурсами, внешние и внутренние источники покрытия потребности в материальных ресурсах; оценку эффективности использования материальных ресурсов (показатели материалоотдачи, материалоемкости, прибыли на 1 рубль материальных затрат).

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой анализ состава и структуры материальных ресурсов предприятия?

2. Какие показатели применяются для характеристики эффективности использования материальных ресурсов?

3. В чем заключается факторный анализ материалоемкости услуг? Дать характеристику частных показателей материалоемкости.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 8. Анализ трудовых ресурсов предприятия

Цель

Изучить основные методы анализа трудовых ресурсов предприятия и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Рассмотреть информационное обеспечение анализа.

2. Научиться анализировать численный состав и структуру квалификации персонала по различным критериям.

3. Изучить формы и причины движения персонала.

4. Научиться оценивать потребности предприятия в персонале.

5. Научиться оценивать достигнутый уровень производительности труда на предприятии, факторы и резервы роста производительности труда.

6. Исследовать эффективность возможных форм и систем оплаты труда на предприятии.

7. Научиться оценивать эффективность использования средств, направляемых на оплату труда.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий, контрольной работы по пройденному материалу).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа; анализ численного состава и структуры персонала по различным признакам (полу, возрасту, образовательному уровню, стажу работы, характеру выполняемых работ); способы оценки потребности предприятия в трудовых ресурсах; анализ движения трудовых ресурсов; анализ эффективности использования фонда рабочего времени на предприятии; анализ производительности труда на предприятии с помощью системы обобщающих и частных показателей; анализ затрат на оплату труда работников предприятия.

Контрольные вопросы

1. Назвать основные направления анализа трудовых ресурсов предприятия. Дать их краткую характеристику.

2. Какие показатели используют для анализа численного состава персонала предприятия?

3. По каким признакам можно классифицировать структуру персонала предприятия. Какие классификационные признаки наиболее важны для анализа?

4. Как оценить потребность предприятия в персонале?

5. Какие показатели обычно используются для оценки движения персонала на предприятии? Каковы основные причины этого движения?

6. Что представляет собой анализ использования фонда рабочего времени на предприятии?

7. Какие показатели используются для анализа производительности труда на предприятии?

8. Назвать основные факторы, влияющие на величину и изменение фонда оплаты труда на предприятии.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 9. Анализ объема производства и реализации продукции (услуг)

Цель

Изучить основные методы анализа объема производства и реализации продукции (услуг) предприятия и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Научиться систематизировать и обобщать информацию об уровне и динамике объема реализации продукции (услуг).

2. Научиться оценивать изменение объема реализации продукции (услуг) в динамике.

3. Научиться оценивать качество бизнес-планов, реальность и напряженность производственной программы предприятия.

4. Научиться анализировать влияние различных факторов на уровень и динамику объема реализации продукции (услуг).

5. Научиться выявлять и оценивать резервы роста объема реализации продукции (услуг), разрабатывать рекомендации по мобилизации выявленных резервов.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа; анализ динамики реализации продукции (услуг); анализ структуры и ассортимента продукции (услуг); анализ основных факторов, влияющих на объем реализации продукции (услуг); анализ ритмичности работы предприятия; анализ влияния сезонности на объем реализации продукции (услуг); анализ резервов увеличения объема реализации продукции (услуг).

Контрольные вопросы

1. Какие показатели используются для анализа динамики реализации продукции (услуг)?

2. Как можно проанализировать структуру продукции (услуг)? Привести основные причины изменения структуры продукции (услуг) и задачи в области ассортиментной политики.

3. Привести основные производственные и рыночные факторы, влияющие на объем реализации продукции (услуг).

4. Что указывает на аритмичность работы предприятия? Назвать основные причины аритмичности.

5. Какие показатели используются для анализа влияния сезонности на объем реализации продукции (услуг)?

6. Что понимается под резервами роста объема реализации продукции (услуг)?

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 10. Анализ качества и конкурентоспособности продукции (услуг)

Цель

Изучить основные методы анализа качества и конкурентоспособности продукции (услуг) и отработка практических навыков анализа.

Задачи

1. Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа.

2. Дать определение понятиям «качество продукции», «качество услуг», «качество обслуживания», «конкурентоспособность продукции (услуг)».

3. Научиться оценивать уровень качества продукции предприятия.

4. Научиться оценивать уровень качества услуг и обслуживания на предприятии.

5. Познакомиться с основными методами оценки конкурентоспособности продукции (услуг).

6. Научиться определять степень влияния качества на конкурентоспособность продукции, услуг и предприятия в целом.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – понятия качества продукции, услуг и обслуживания; задачи и информационное обеспечение анализа; систему аналитических показателей, используемых для анализа качества продукции и услуг; влияние качества продукции (услуг) на результаты хозяйственной деятельности предприятия; понятие конкурентоспособности продукции (услуг); основные методы оценки конкурентоспособности продукции (услуг).

Контрольные вопросы

1. Привести основные направления анализа качества продукции и услуг.

2. Как можно классифицировать основные показатели, используемые для анализа качества продукции и услуг?

3. Показать влияние качества продукции (услуг) на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

4. Что понимается под конкурентоспособностью продукции (услуг)?

5. Охарактеризуйте основные методы оценки конкурентоспособности продукции (услуг).

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

Тема 11. Анализ себестоимости продукции (услуг)

Цель

Изучить основные методы анализа себестоимости продукции (услуг) и отработать практические навыки анализа.

Задачи

1. Рассмотреть информационное обеспечение анализа.

2. Научиться анализировать эффективность использования производственных ресурсов

3. Научиться оценивать обоснованность, напряженность и степень выполнения плана (норматива) по себестоимости.

4. Научиться выявлять причины отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативной).

5. Научиться анализировать показатели себестоимости в динамике и факторы, влияющие на динамику показателей себестоимости.

6. Научиться проводить анализ себестоимости отдельных видов продукции (услуг).

7. Научиться проводить анализ отдельных видов затрат в себестоимости продукции (услуг).

8. Научиться выявлять и анализировать резервы снижения себестоимости продукции (услуг).

9. Научиться анализировать прямые постоянные и переменные затраты

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа; классификацию затрат, составляющих себестоимость; анализ структуры себестоимости; основные системы учета затрат; анализ обобщающих показателей себестоимости; анализ отдельных видов расходов в себестоимости продукции (услуг); анализ прямых постоянных и переменных затрат предприятия; пути снижения себестоимости продукции (услуг).

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой анализ структуры затрат на реализацию продукции (услуг)?

2. Дать характеристику основных систем учета затрат.

3. Какие обобщающие показатели используются для анализа себестоимости продукции (услуг)?

4. Какие факторы оказывают основное влияние на формирование и изменение показателей себестоимости продукции (услуг)?

5. Что представляет собой анализ материальных затрат в себестоимости продукции (услуг)?

6. Что представляет собой анализ трудовых затрат в себестоимости продукции (услуг)?

7. Что представляет собой анализ косвенных расходов в себестоимости продукции (услуг)?

8. Что представляет собой анализ прямых постоянных и переменных затрат?

9. Определить резервы снижения себестоимости продукции (услуг).

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 12. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Цель

Изучить основные методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия и отработать практических навыков анализа.

Задачи

1. Рассмотреть информационное обеспечение анализа.

2. Научиться рассчитывать и анализировать показатели прибыли и рентабельности, а также факторы, влияющие на эти показатели.

3. Исследовать взаимосвязь объема реализации продукции (услуг), затрат и прибыли.

4. Научиться выявлять и подсчитывать резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.

5. Рассмотреть возможные мероприятия по использованию выявленных резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – задачи и информационное обеспечение анализа; уметь выполнять анализ источников формирования прибыли; основных показателей прибыли (прибыли от реализации продукции (услуг), прибыли до налогообложения, чистой прибыли); показателей рентабельности (хозяйственной, коммерческой, экономической, финансовой); прибыли и рентабельности по международным стандартам (на основе маржинального подхода и теории максимизации прибыли); резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.

Контрольные вопросы

1. Назвать основные источники формирования прибыли предприятия.

2. Какие факторы влияют на изменение прибыли от реализации продукции (услуг)?

3. Что представляет собой анализ внереализационных финансовых результатов деятельности предприятия?

4. Что представляет собой анализ балансовой и чистой прибыли?

5. Какие показатели характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат? Как они рассчитываются?

6. В чем принципиальное отличие анализа прибыли и рентабельности по международным стандартам от классического анализа этих показателей?

7. В чем заключается проблема максимизации прибыли для предприятия?

8. Каковы основные источники резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия?

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 13. Анализ финансового состояния предприятия

Цель

Изучить основные подходы к оценке финансового состояния предприятия и отработать их на практике.

Задачи

1. Определить основные задачи и источники информации анализа финансового состояния предприятия.

2. Познакомиться с экспресс-анализом финансового состояния предприятия.

3. Научиться анализировать ликвидность предприятия.

4. Научиться анализировать платежеспособность предприятия в краткосрочной перспективе; в долгосрочной перспективе (финансовую устойчивость).

5. Научиться анализировать деловую активность предприятия.

6. Ознакомиться с критериями и методами диагностики банкротства предприятия.

7. Ознакомиться с методикой рейтингового анализа.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – основные задачи и информационное обеспечение анализа; состав и структуру капитала предприятия; методы экспресс-анализа финансового состояния предприятия; анализ ликвидности предприятия; анализ платежеспособности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе; анализ деловой активности предприятия; критерии и методы диагностики банкротства предприятия; методику рейтингового анализа.

Контрольные вопросы

1. Какие методы используются для экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния предприятия?

2. Что представляет собой структура капитала предприятия?

3. Что можно рассматривать в качестве источников формирования капитала предприятия?

4. Привести основные критерии оптимального состояния капитала предприятия.

5. Дать характеристику состава и структуры оборотных средств предприятия.

6. Какие показатели характеризуют оборачиваемость оборотных средств предприятия?

7. Какие факторы влияют на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств предприятия?

8. В чем заключается эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия?

9. Как можно оценить ликвидность баланса?

10. Какие показатели используются для оценки платежеспособности предприятия в краткосрочной перспективе?

11. Какие показатели используются для оценки платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе?

12. Какие методы существуют для диагностики вероятности банкротства на различных его стадиях?

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

Тема 14. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Цель

Изучить основные подходы к оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и отработать их на практике.

Задачи

1. Определить основные задачи и источники информации анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Обобщить показатели и методы оценки эффективности технико-организационного уровня предприятия; ресурсного потенциала предприятия; основной деятельности предприятия; маркетинговой деятельности предприятия; инвестиционной деятельности предприятия.

3. Познакомиться с методами сравнительной рейтинговой оценки предприятий.

Средства обучения

Дидактические средства обучения (учебники, учебные пособия, прочие печатные издания).

Визуальные средства обучения (раздаточный, иллюстративный материал).

Методы обучения

Словесные методы обучения (рассказ, беседа).

Проблемно-поисковые методы обучения (выполнение практических заданий).

Студент должен знать

До изучения темы – базисные знания из других курсов.

После изучения темы – основные задачи и информационное обеспечение анализа; система показателей, используемых для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая маркетинговую и инвестиционную деятельность; методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия и оценка бизнеса; методы сравнительной рейтинговой оценки предприятий.

Контрольные вопросы

1. На основании каких показателей и параметров можно судить об эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

2. Охарактеризуйте методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала предприятия.

3. Выделите основные этапы методики сравнительной рейтинговой оценки предприятий.

Рекомендуемая литература

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

2. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.


3. Список литературы

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.

2. Баканов М.И, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Дрозд В.В., Корсунова Н.М. Экономический анализ: практикум. – М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.

5. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 1997.

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1998.

7. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. 2-е изд. Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.

8. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. Киев: Выща школа, 1989.

9. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

10. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. М.: АО «Финстатинформ», 1995.

11. Любушин Н.П. Экономический анализ. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Майданчик Б.И., Карпунин М.Б., Любинецкий Л.Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1991.

13. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. Мн.: ООО «Профит», 1996.

14. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89», 1996.

15. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. М.: Юнити, 2001.

16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2005.

17. Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ГОУВПО «МГУС», 2006.

18. Харитонова Т.В., Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Дело и Сервис», 2007.

19. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006.

20. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

21. Шадрина Г.В. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: МЭСИ, 2001.

22. Шадрина Г.В., Озорнина Е.Г. Теория экономического анализа: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2001.

23. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Издательство «Инфра-М», 2008.

24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2001.

25. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). – М.: Вершина, 2006.

26. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.