Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке и защите дипломной работы москва

 

             

Рекомендации методические по подготовке и защите дипломной работы москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Москва

2009

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

является заключительным этапом подготовки специалистов по экономическим специальностям и должна соответствовать требованиям квалификационных характеристик.

Целью дипломной работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных экономических задач, приобретение навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Подготовка дипломной работы состоит из нескольких этапов:

  1. выбор темы, обоснование ее актуальности, разработка плана дипломной работы;
  2. изучение источников и литературы, относящихся к теме дипломной работы;
  3. сбор материала, его обработка и анализ полученной информации;
  4. формулировка выводов и разработка рекомендаций;
  5. составление списка использованных источников и литературы;
  6. оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями.

2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

При выборе темы дипломной работы следует руководствоваться проблематикой, ее актуальностью и практической ценностью, возможностью получения конкретных данных, наличием специальной научной литературы.

Студент может руководствоваться примерным перечнем тем дипломных работ, имеющихся в деканате, или предложить свою собственную тему, согласованную с научным руководителем. Студенту предоставляется право продолжить и глубже исследовать тему курсовой работы, если она соответствует профилю выбранной специальности.

Выбор темы дипломной работы и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики. Рекомендуется выбирать тему дипломной работы и объект изучения с учетом места прохождения преддипломной производственной практики, что облегчает ему сбор практического материала для дипломной работы. Выбрав тему необходимо написать заявление. Закрепление темы, научного руководителя и рецензентов оформляется приказами Ректора института.

После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет дипломное задание на выполнение дипломной работы и календарный план её выполнения.

Они подписываются студентом, руководителем дипломной работы и утверждаются заведующим кафедрой.

3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

представляет собой законченное самостоятельное исследование по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:

  1. титульный лист
  2. задание на выполнение дипломной работы;
  3. оглавление;
  4. введение;
  5. основная часть;
  6. заключение;
  7. список использованных источников и литературы
  8. приложения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется проблема, определяется цель работы и решаемые задачи, степень разработанности темы в научной литературе и характеристика используемых источников. Указывается объект и предмет исследования, используемые методы анализа и обработки материала. Объем введения 3-5 стр.

Обоснованность темы и ее актуальность складывается из следующих положений:

а) важность и значимость темы;

б) связь темы с более широкими аспектами развития экономики;

в) новизна работы.

Цель работы непосредственно связана с темой (названием дипломной работы) – это масштабная конкретно-практическая операция, выполнению которой посвящен диплом. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать….», «обосновать…», «раскрыть…», «выявить…», «охарактеризовать…»

Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели. Фактически основная часть дипломной работы — последовательное и логическое решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач могут совпадать с названиями глав или параграфов основной части. Задачи указываются во введении в виде перечисления.

Во введении нужно назвать также предмет и объект исследования. Объектом является то предприятие (организация), работа которого анализируется. Предмет изучения непосредственно связан с названием и целью работы.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными).

Следующим этапом написания введения является характеристика источников. Источники – это те материалы, на основании которых строится анализ, и делаются выводы в практической части работы. Источники могут быть очень разнообразными.

  • нормативные акты (законы и постановления, приказы, распоряжения, должностные инструкции);
  • финансовая документация (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.п.);
  • техническая документация (инструкции по технике безопасности, по использованию новых приборов и т.д.);
  • внутренняя отчетность (итоги работы отдела маркетинга);
  • результаты социологических опросов;
  • данные статистики и так далее.

После каждого источника (или их группы, если окажется, что источников много, например, несколько десятков) нужно указать, что именно использовали, для чего понадобились эти сведения, насколько они важны и актуальны при анализе. Все это вместе взятое называется характеристикой информативности источников.

Строить исследовательскую часть диплома на наименее достоверных, не заслуживающих большого доверия материалах не стоит.

После характеристики источников следует перейти к обзору использованной литературы (учебники, пособия, монографии, научные статьи, научно-практические комментарии и т.д). В этой части введения, помимо приведенных авторов и названий их сочинений, следует упомянуть, в связи с каким аспектом дипломной работы обращались к ним. Выглядит это следующим образом:

«Монография…» (автор, название) содержит детальную характеристику методики экономического анализа, что имеет непосредственное отношение к теме настоящей дипломной работы. Также указанный автор подробно анализирует особенности применения этой методики в условиях современной российской экономики. Более детально обзор статистических данных по этой теме приводится в его статье « …….» (название, место издания).

При выборе литературы необходимо учитывать, в какой мере данное издание затрагивает тему, раскрывает и анализирует ее содержание. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно остановиться на более позднем, т.е. более современном.

При изучении незнакомой литературы часто встречаются новые понятия, определения и термины. Каждое из них следует выписывать и затем с помощью философского, юридического, экономического и других отраслевых словарей уточнить значение термина и его правильное произношение.

В тексте дипломной работы не должно быть понятий, содержание которых не раскрывается в ходе изложения тех или иных проблем.

Иногда во введение включают также изложение методики исследования. Но чаще всего это уместнее сделать все же в теоретической главе. Во введении же можно ограничиться упоминанием тех методов работы, которые применялись при написании дипломной работы (сравнительный анализ, многофакторный анализ, математическое моделирование и т.д.).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на параграфы (не менее 2-х).

Первая глава – теоретическая. Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение.

В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается история исследуемой проблемы, показывается степень ее изученности, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Рассмотрим это на конкретных примерах:

ПРИМЕР 1. Если проводится анализ рисков в работе предприятия (организации), то в теоретической главе следует рассказать, что такое риски, привести их классификацию, изложить методы их диагностики в экономической литературе (разумеется, со всеми соответствующими ссылками), рассказать, какие из них наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем перейти к способам их нейтрализации. По ходу изложения следует подробно останавливаться на всех специальных терминах и понятиях, обязательно дать их развернутое определение. В данном примере это, скорее всего, будут следующие: кредитоспособность, банкротство, производственный риск, коммерческий риск, финансовый риск, управление рисками, программирование риска, тактическое и стратегическое управление, ресурсообеспеченность, критический объем производства, норма прибыли.

ПРИМЕР 2. Если тема диплома звучит как «Управление маркетинговой политикой предприятия», то в теоретической главе следует остановиться на понятии маркетинга, его видах, содержании маркетинговой политики, возможных целях маркетинговой политики, видах рынка и т.д.

В конце теоретической главы логично поместить заключение о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется дипломником на базе изучения периодических изданий. Это позволяет продемонстрировать, в чем заключается новизна выполненной дипломной работы.

Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к проблеме, которые можно найти в соответствующей специальной литературе. В этой главе следует делать ссылки и цитировать различных авторов.

В заключение остановимся на методике работы. О ней обязательно нужно рассказать либо во введении (если это очень краткий обзор), либо в конце теоретической части. Нередко этот вопрос вызывает у студентов серьезные затруднения. Проще, если выбор какой-то конкретной совокупности приемов исследования и составляет сущность диплома – тогда методика отражена в названии и подробно характеризуется в теоретической главе.

Например:

  • «Экспресс-анализ финансового положения предприятия»;
  • «Обоснование варианта выбора технологии производства»;
  • «Сравнительный анализ вариантов бизнес-плана»;
  • «Экономико-математические методы анализа потребительского спроса»;
  • «Метод рейтинговой оценки экономического состояния предприятия»;
  • «Особенности текущего, оперативного и перспективного анализа на предприятии»;
  • «Метод комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия»;
  • «Моделирование как способ изучения хозяйственных процессов на производстве».

Здесь понятно, что речь пойдет о конкретной методике, которую студент будет описывать со ссылками на различных авторов.

Иногда этого не случается, и студенты не могут точно назвать, каким подходом они руководствовались. Но в любом случае рекомендуется применять какие-либо простые методические приемы, которые можно и нужно охарактеризовать в теоретической главе:

  • анализ и синтез (две основные мыслительные операции, составляющие сущность любого процесса познания; анализ заключается в объяснении объекта при помощи его мысленного, абстрактного (но иногда и реального – правда, не в экономике, а в естественных науках) разъединения, расчленения на составные части, синтез – противоположная процедура, состоит в объединении частей в единое целое);
  • моделирование – методический прием, основанный на создании искусственного подобия объекта (т.н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;
  • системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном анализе, учете внешней и внутренней среды в работе объекта, его границ в окружающей среде, его внутренней структуры, целостности;
  • структурный принцип состоит в характеристике элементов, из которых состоит объект и – что особенно важно! – характере взаимосвязей между ними;
  • использование относительных величин ;
  • метод средних величин ;
  • метод группировки ;
  • метод сравнительного анализа (сравнение с прошлыми показателями, сравнение со средними показателями, с плановыми, с лучшими по отрасли и т.д.).

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. Рекомендуется провести технико-экономический анализ производственной деятельности предприятия:

  • название предприятия, профиль его работы;
  • краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось);
  • организационная форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принадлежит контрольный пакет акций;
  • размер предприятия, его организационная структура, характеристика работников, выпускаемой продукции и т.д.;
  • механизм управления на предприятии;
  • анализ плана производства, показателей качества продукции, объемов реализованной продукции, показателей труда и заработной платы;
  • использования основных производственных фондов, применения ин-формационных систем на предприятии, качества управленческого и экономического учета и анализа на предприятии и т.д.
  • анализ внешней среды предприятия (конкурентоспособность, перспективы продвижения продукции предприятия на внутренний и внешний рынки, взаимоотношения с поставщиками, деловыми партнерами и т.д.)

Лучше, если данная часть диплома будет максимально полной и подробной.

Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении.

Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные обследования и опросы специалистов.

Третья глава является проектной. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения объекта, снижения затрат, повышения уровня основных экономических показателей. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный во второй главе анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества.

Сущность экономической эффективности мероприятия заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются потенциальные составляющие эффекта и рассчитывается экономия затрат получаемая при реализации каждой из этих составляющих.

Обязательным для дипломной работы является наличие параграфа, посвященного вопросам правового обеспечения исследуемой проблемы. Данный параграф может быть включен в любую из трёх глав, в зависимости от того, на каком аспекте правового обеспечения студент решил акцентировать внимание.

Например, тема дипломной работы «Управление маркетинговой политикой предприятия». В первую главу – теоретическую – может быть включен параграф «Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации». Во второй главе – аналитической таким параграфом может быть «Анализ нормативно-правовой базы управления маркетингом на предприятии». В третьей, проектной главе, возможен параграф «Основные направления совершенствования нормативно-правового обеспечения управления маркетингом на предприятии».

В конце каждой главы основной части работы рекомендуется сделать краткие выводы из предшествующего изложения. При любой подаче материала в дипломной работе должно быть обоснование принимаемых решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение – важная часть дипломной работы. В ней даются выводы по всему тексту проделанной работы:

  1. Краткая характеристика теоретических основ исследования. Здесь можно указать противоречия, вариантность в теоретических изложениях.
  2. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования. Необходимо четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основ­ные выводы.
  3. Практические рекомендации, как результат исследования.
  4. При изложении выводов обязательно указать авторскую роль в проведённом исследовании (что разработано, предложено автором, точки зрения, выводы, расчеты и т.д.)
  5. Отразить, насколько выполнена поставленная цель и насколько полно в работе раскрыта формулировка дипломной работы. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были во введении и рассмотрены в дипломной работе

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.

Заключе­ние составляет от 5 до 10% текста в целом.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении его в основную часть работы загромождает текст или увеличивает его объем.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполнение формы отчетности и других документов, регистров учета.

Приложения помещаются после списка источников и литературы.

5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

может быть представлена к защите только в напечатанном виде.

Объем дипломной работы должен составлять 80-100 машинописных страниц. Размер бумаги А4. печатается через полтора межстрочных интервала. Шрифт Times New Roman. Размер шрифта № 14. Выравнивание: по ширине шрифта. Красная строка 1,5 см.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10, нижнее - не менее 25 и верхнее – не менее 20 мм.

должна быть сброшюрована в твердую обложку или переплетена. Отзыв и рецензия в дипломную работу не подшиваются.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется. Дипломное задание не нумеруется и в общую нумерацию не включается. Иллюстрации, таблицы по тексту работы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Приложения нумеруются отдельно, начиная с номера один.

Основную часть дипломной работы следует делить на разделы (главы), подразделы (параграфы).

Разделы, подразделы (кроме введения, заключения и приложений) нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Заголовки разделов, а также слова «Введение», «Оглавление», «Заключение», «Список использованных источников и литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, жирным шрифтом, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждый раздел, «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИХ ВИДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Большинство графических материалов помещается в приложение к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым пришел автор, представляются Аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток - раздаточного материала .

Одни и те же материалы могут быть представлены в различных вариантах: иллюстрации (диаграммы, гистограммы, графики, чертежи), различные виды таблиц.

ИЛЛЮСТРАЦИИ (графики, схемы, диаграммы и гистограммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрациями. Необходимо также указать, откуда получены данные, использованные при составлении иллюстраций. Например: Гистограмма составлена по материалам ООО «Крот». Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Виды иллюстраций:

Гистограммы


Позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени. Они очень удобны также для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения – по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.

Диаграммы с областями:

Также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.

Линейчатая диаграмма

Она позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.

Линейчатая диаграмма с накоплениями

Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

Круговая диаграмма

Показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем разбить в отдельную диаграмму и поместить рядом с основной.

Кольцевая диаграмма

Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает отношение частей к целому, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).

Точечная диаграмма

Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.

График.

Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений

ТАБЛИЦЫ. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», далее дается ее название и в скобках указывается источник полученного материала. Если в тексте необходимо сослаться на таблицу, то следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице

Если таблица составлена по материалам обследуемого предприятия, рассчитана по данным статистического ежегодника или другого источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник (по правилам цитирования).

ФОРМУЛЫ. Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу (когда он встречается впервые). Можно вписывать формулу от руки. Рекомендуется нумеровать формулы в круглых скобках в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться.

ССЫЛКИ. В дипломных работах весьма часто прибегают к цитированию, которое должно оформляться ссылкой на источник цитирования. При ссылке на произведение, после упоминания о нем в тексте дипломной работы, проставляется в квадратных скобках номер, под которым оно значится в списке использованных источников и литературы и страница. Например: [25, с. 55]

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы после списка использованных источников и литературы в порядке упоминания их в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы – слово "Приложение" и его обозначения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

После заключения, начиная с новой страницы, следует поместить список использованных источников и литературы, включающий в себя всю совокупность использованных изданий и источников. При написании дипломной работы, наряду с нормативно-правовыми источниками, учебниками, монографиями, необходимо использовать периодическую печать – журналы, газеты за последние годы, а также материал, полученный непосредственно на предприятиях и организациях во время прохождения преддипломной практики.

Список имеет следующую структуру:

  1. Законодательные и нормативные акты (законы, указы, постановления Правительства)
  2. Книги, статьи, справочники и иная литература и источники в алфавитном порядке.
  3. Книги и источники на иностранных языках в порядке латинского алфавита.

Систематизация законодательных и нормативных актов должна проводиться по их значимости, а внутри каждой выделенной группы – в хронологическом порядке по датам опубликования.

Пример:

  1. Конституция Российской федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. –– М.: Юрид. лит., 1993.––31с.
  2. О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 г. № 21–ФЗ//Российская газ.––11.02––с.4.
  3. О Правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 //Собрание законодательства РФ. –– 2003.––№ 31.–– Ст. 3150.

Описание книги с одним автором или авторским коллективом не превышающим 3-х человек начинается с указания фамилии и инициалов автора или авторов, точка, полное название книги, точка, тире, название города, в котором вышла книга, двоеточие, название издательства (без кавычек), запятая, год издания, точка, тире , общее количество страниц.

Пример:

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. — М.: Дело и Сервис, 2003. — 210с.

Если автор не указан, она должна указываться по заглавию. В таком случае описание выглядит так: заглавие, косая черта, фамилия ответственного редактора, точка, тире, название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.

Пример:

Социальная работа/Под общ. редакцией В.И.Курбатова.––Ростов н/Д.: Феникс, 1999.––576с.

Описание статьи из журнала или газеты: Фамилия и инициалы автора, точка, название статьи, две косые линии, название журнала, точка, тире, год издания, точка, тире, № журнала, точка, тире, страницы через тире.

Пример:

Антонова О.А. Регулирование рыночных рисков//Банковское дело.––2003.––№3.––с. 17––20.

Рискова Л.Н. Торговля и власть//Торговая газета.–2004.––3 марта.––с.2.

Статьи из сборников:

Никитина А.Н. Эффективность использования солнцезащитных средств при боковом освещении в промышленных зданиях// Современные проблемы охраны труда: Сб. научных статей/НИИ труда.––М.,1997.––с.34––37

Словари и энциклопедии:

Пример:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.––М.:АСТ,1998.–– 660с.

Экономический словарь.––М.: Экономика, 2003.–– 1000с.

Описание книги, взятой из Интернета, начинается с Фамилии, инициалов автора, Заглавие книги, (Электронный ресурс).––Обозначение вида ресурса («Электрон. текст.дан.»).–– Место издания: Издательство, Дата издания.––Режим доступа.

Пример:

Шанц Л.Ю. Экономика и жизнь. (Электронный ресурс).––Электорон.текст. данные.––М.: Б.издательство, 2000.––http//artbook.km.ru/news/00525.html, свободный.

6. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в написании дипломной работы деканат выделяет ему научного руководителя.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в две недели) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения теоретическим или практическим вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от календарного плана.

На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель рекомендует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает консультации по списку литературы, оказывает студенту помощь в разработке календарного плана выполнения дипломной работы

В ходе выполнения работы научный руководитель указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и дает рекомендации по их устранению.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны, отмечает недостатки, мотивирует возможность представления дипломной работы в Аттестационную комиссию.

, допущенная к защите, направляется деканатом на рецензию. В качестве рецензентов могут привлекаться и специалисты производства и научных учреждений.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее актуальность, показано, насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы.

Декан факультета знакомит с рецензией студента-дипломника и направляет дипломную работу с отзывом научного руководителя и рецензией в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

7. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломник, получив положительный отзыв о дипломной работе от научного руководителя, рецензию рецензента и разрешение деканата к защите, должен подготовить доклад (на 10-12 минут), согласованный с научным руководителем. В нем следует сказать о том, что сделано лично дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы и предложения. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, на которой могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие.

Задачей Государственной аттестационной комиссии является оценка подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдать диплом специалиста.

Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.

На защите студент должен показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов – все это необходимые условия успешной защиты.

Главная задача дипломника – подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного в дипломной работе. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя – важный этап при подготовке к защите.

Текст выступления нужно составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы дипломник излагал доклад свободно, не читая письменного текста. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.

В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним. Рекомендуется оживлять свою речь обращениями непосредственно к комиссии:

«Обратите внимание…»,
«Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме…»,
«Этот материал представлен для того, чтобы…» и так далее.

Общие правила построения речи на защите следующие:

  1. Начинать с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу …».
  2. Назвать тему диплома. Объяснить, почему она актуальна, как связана с решением практических задач управления.
  3. Рассказать, в чем состояла цель дипломной работы, и какие задачи для этого решались. Здесь же назвать предмет исследования и объект изучения.
  4. Осветить материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
  5. Перейти к методам работы. Кратко перечислить их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе я использовал внутреннюю документацию, связанную с работой отделов …, при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации…и т.д.».
  6. Основные выводы работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее, и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т.д.).
  7. Подвести итоги, напомнить об актуальности работы, четко формулировать, в чем заключается ценность проделанной работы.

Например: «Проведенный мной анализ позволяет сформулировать обоснованные предложения по совершенствованию хозяйственной деятельности ООО «Крот», которые могут быть использованы в деятельности аналогичных организаций».

После этого следует поблагодарить членов комиссии за внимание, и ждать вопросов.

После окончания доклада члены комиссии, могут задать вопросы по работе. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломник, в случае необходимости, записывает вопросы и готовит ответы (при этом ему разрешается пользоваться своей дипломной работой). Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе выполнено лично Вами?», « В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное Вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не следует спешить сразу давать ответ. Надо как следует осмыслить вопрос. Если не понятен смысл вопроса, попросить повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к тексту дипломной работы.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия. Затем предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценка результата защиты дипломной работы производится на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнении и оформления работы, подготовка наглядного (раздаточного) материала, а также ход защиты дипломной работы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Оценивается по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценку "отлично" заслуживает , в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной проблемы в тесной взаимосвязи с практикой, а студент показал умение работать с основной литературой и документами, проводить социологические исследования, делать теоретические и практические выводы.

Баллом "хорошо" оценивается работа, отвечающая основным требованиям, предъявляемым к ней. Студент-дипломник обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы.

оценивается баллом "удовлетворительно", если в ней, в основном, соблюдаются общие требования. Автор дипломной работы владеет материалом, однако поверхностно отвечает на вопросы, имеются существенные недочеты в оформлении и содержании дипломной работы. Ответы на вопросы не отличаются глубиной и аргументированностью.

  1. Конституция Российской федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. –– М.:Юрид. лит., 1993.––31с.
    О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 г. № 21–ФЗ//Российская газ.––1999.–11февраля.––с.4.
    3. О Правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 //Собрание законодательства РФ. –– 2003.––№ 31.–– Ст. 3150.
    4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 199с.
    5. Антонова О.А. Регулирование рыночных рисков//Банковское дело.––2003.–– №3.––с. 17––20.
    6. Арнольд В.И. Теория катастроф. 3-е изд., доп. — М.: Наука, 1990. — 445с.
    7. Барнгольц СБ., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебн. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 333с.
    8. Белоусова О. Механизмы реализации инвестиционной стратегии// Проблемы теории и практики управления.––2006.––№ 12.––с. 70––81.
    9. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 300с.
    10. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.–– 575с.
    11. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории: Пер. с англ. М.: Мир, 1999.–– 255с.
    12. Классики кейнсианства: В 2 т. Ч. 1—II.–– М.: Экономика, 1997.–– 450с.
    13. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции// Вопросы экономики.––2007.––№10.––с. 4––26.
    14. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебн. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.–– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.––521с.
    15. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / Под ред. В.В. Коссова, В.Н. Лившица, А.Г. Шахназарова.–– М.: Экономика, 2000.––335с.
    16. Методологические положения по статистике. Вып. 1.–– М.: Госкомстат России, 2000.––41с.
    17. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский.–– М.: Наука, 2001.–– 441с.
    18. Рискова Л.Н. Торговля и власть//Торговая газета.–2004.––3 марта.––с.2.
    19. Шанц Л.Ю. Экономика и жизнь.(Электронный ресурс).––Электорон.текст. данные.––М.: Б.издательство, 2000.––http//artbook.km.ru/news/00525.html, свободный.
    20. Экономическое обоснование проектных решений: Пособие для конструктора-судостроителя: Справочник / Под общ. ред. Н.П. Любушина. ––Л.: Судостроение, 1990.––446с.
    21. Экономический словарь.––М.: Экономика, 2003.–– 1000с.
    22. Текущий архив ООО «Крот» 2006-2007 гг.

НОУ ВПО "Московский институт национальных и региональных отношений"

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий Кафедрой
«Управления»

____________ ____________
«____»_______________200_г.

.

З А Д А Н И Е
на выполнение дипломной работы

Студенту 5 (6) курса____________________________________________________________

Специальность "Государственное и муниципальное управление"

Тема дипломной работы _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Цель дипломной работы _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Задачи дипломной работы (перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) ___________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Структура дипломной работы __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Основные источники и литература ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Научный руководитель ____________________

Задание принял к исполнению

«_____»_________________200_ г.

___________________________
(подпись студента)

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Факультет управления (менеджмента)

Допустить к защите:

Заведующий кафедрой

________________________

_______________________

«_____» _____________ 200 _ г.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)

Тема: «комплексный подход. Разработка и пути реализации»

Автор проекта: Ирина Сергеевна Иванова

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

Специализация ______________________________

Руководитель проекта (работы) _______________ Сидорова С.С.

(подпись)

Москва

2009

ОФОРМЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… ………5

1. Теоретические и методологические основы изучения состава кадров ………… ...10

1.1. Анализ рынка труда ……………………………………………………………… …10

1.2. сущность текучести ………………………………………………………………….17

2. Комплексный анализ состава кадров на предприятии ………………………………28

2.1. История и общая характеристика деятельности предприятия ……………………28

2.2. Анализ анкетных данных ……………………………………………………………36

3. Теоретические и практические рекомендации и мероприятия по стабилизации кадрового состава ………………………………………………………………… ………56

3.1. Теоретические рекомендации ………………………………………………… …….56

3.2. Разработка и внедрение практических рекомендаций ………………………… ….66

4. Экономическая оценка проекта ……………………………………………………… .67

5. Правовое обеспечение проекта ……………………………………………………… 77

Заключение …………………………………………………………………………………88

Список литературы ……… ……………………………………………………………….93

Приложения ………………………………………………………………………………..99

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

Таблица 3

Порядок увольнения персонала на предприятии

Мероприятия

Срок до увольнения

Должностные лица

Документы

1

2

3

4

1. Первичная информация об увольнении

2-4 недели

Директор, начальник подразделения

Протокол аттестационной комиссии

2. Собеседование с работником

2 недели

Заместитель директора

Протокол заседания комиссии

3. Решение об увольнении

2 недели

Директор

Приказ об увольнении

ОФОРМЛЕНИЕ РИСУНКОВ

рис. 5 Кольцевая диаграмма

ОФОРМЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ЛИСТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект (работа) выполнены мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в _________ экземплярах.

Библиографии ____________ наименований.

Один экземпляр сдан на кафедру.

« ____» _____________ 200 _ г.

____________________________ __________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

Список использованной литературы составляется в алфавит­ном порядке и приводится в виде самостоятельного раздела в конце ДП (перед приложением). Поскольку имеется специфи­ческий подход к идентификации литературного источника, то существует особый порядок указания изданий в списке литера­туры. Приводимые ниже примеры цитируются по: [Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. — М: Ось-89, 2003.— 208 с.]. Если в ДП используются данные из Интернета, то в конце списка литературы даются адреса сайтов в алфавитном порядке, а ссылки на них даются в виде номера в списке источников, например: [115].

Далее приведены примеры библиографического описания раз­ных видов.

Источник, относящийся к государственным стандартам и сбор­никам документов :

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. Введ. 01.01.86. — М., 1984. —75с.

Книги одного, двух, трех и более авторов :

Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический ана­лиз. — М.: Мысль, 1978. — 237 с.

Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1986. — 268 с.

Сборник одного автора :

Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко. — М.: Политиздат, 1979. — 295 с.

Сборник с коллективным автором :

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Не­чаев. — М.: НИИВО, 1995. — 156 с.

Материалы конференций, съездов :

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третьей всесоюзной науч. конф. - М.: МИСИ, 1988.-156 с.

Авто диссертации :

Фролов В.В. Отечественное медицинское книгоиздание. Раз­витие издательского репертуара, 1917—1995: Автореф.дис. ...канд. филол. наук. — М., 1995. — 21 с.

Статья из газеты и журнала :

Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. — 1992. — № 6. — С. 14-15.

Статья из продолжающегося издания :

Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книж­ной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. — 1981. — Вып. 8.-С. 3-17.

Статья из ежегодника :

Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. —М., 1986.-С. 241-255.

Статья из энциклопедии и словаря :

Сафронов А.Н. Русская глагольная лексика: Диссертация // Советский энциклопедический словарь. — М., 1985. — С. 396.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, место издания, издательство, год издания, ко­личество страниц. При наличии трех и более авторов допускает­ся указывать фамилию и инициалы только первого из них и сло­ва «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение на­звания только двух городов — Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование изда­ния (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер изда­ния (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения об отчете, о научно-исследовательской работе долж­ны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование орга­низации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководите­ля НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.

Сведения о стандарте должны включать обозначение и наиме­нование стандарта.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ И СНОСОК

Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение ДП на последующих его листах. Каждое прило­жение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа слова «Приложение», выполненного прописными буквами шрифтом Arial № 15, после которого следует заглавная буква рус­ского алфавита, обозначающая его последовательность, без точки в конце, не подчеркивая. Отступ сверху — 18 пунктов, снизу — 12.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают ниже, отдельной строкой, в центре строки прописными буквами шрифтом Arial№ 15. Отступ сверху — 18 пунктов, снизу — 12.

Если в ДП одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Все приложения должны быть перечислены в содержании до­кумента с указанием их номеров и заголовков.

Таблицы, рисунки и формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой циф­рой буквенного обозначения приложения, например: (В.1).

В тексте ДП на все приложения должны быть даны ссылки, например: «... в приложении В». Для пояснения отдельных данных, приведенных в ДП, их сле­дует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой го­ризонтальной линией с левой стороны.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение, и перед тек­стом пояснения. Допускается вместо цифр выполнять сноски звез­дочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть сплошной для всего текста.

Оформление рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На дипломный проект (работу) студента (Ки) вуза, факультета, специальности

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________

(точное название)

выполненный на тему _____________________________________________________

  1. Актуальность, новизна __________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Оценка содержания проекта (работы) ___________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Отличительные положительные стороны проекта (работы) _________________

_________________________________________________________________________

  1. Практическое значение проекта и рекомендации по внедрению в производство__________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Недостатки и замечания по проекту (работе) ______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Рекомендуемая оценка выполненного проекта (работы) ____________________

__________________________________________________________________________

Рецензент __________________ ________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

(ученая степень, звание, должность, место работы)

М.П.