Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по разработке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ Москва

 

             

Рекомендации методические по разработке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ Москва

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Методические рекомендации

по разработке и защите курсовых и

выпускных квалификационных работ

Москва

2011

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(протокол № 8 от 25.03.10 г)

Методические рекомендации подготовлены учебно-методическим отделом факультета Мировой экономики и международной торговли Института международных экономических связей с использованием материалов Государственного университета управления, Финансовой академии при Правительстве РФ и следующей опубликованной литературы:

    1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 2006.
    2. Менеджмент. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование / Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Э.М. Короткова и доктора экономических наук, профессора С.Д. Резника. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. - Пенза, ПГАСА, 1999.
    3. Методические рекомендации по разработке и защите выпускных квалификационных работ. Высшая школа экономики. - М.; 2000.
    4. Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ по экономическим дисциплинам: Практическое пособие для студентов-экономистов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.

Содержание

Введение. 4

Выбор темы, составление рабочего плана. 5

Подбор литературы.. 6

Правила оформления работы.. 7

Написание работы.. 12

Предварительная защита, представление выпускной квалификационной работы в деканат и отзыв руководителя. 13

Защита работы и её оценка. 14

Приложение 1. Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 17

Приложение 2. Форма задания на выпускную квалификационную работу. 18

Приложение 3. Пример оформления содержания работы.. 19

Приложение 4. Пример оформления списка использованной литературы.. 20

Введение

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников факультета Мировой экономики и международной торговли Института международных экономических связей, приступающих к подготовке курсовой или выпускной квалификационной работы.

Выполнение настоящих методических указаний является обязательным для всех форм обучения.

Прежде чем говорить о выпускных и курсовых работах, целесообразно определиться в терминологии.

– это работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных задач, привить навыки производства расчетов и обоснования принимаемых решений. При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке выпускной работы.

Выпускная квалификационная работа не имеет каких – либо коренных отличий от курсовой работы, но носит более комплексный характер, в большей степени содержит элементы исследования. Выпускная работа – это работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения и имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ.

Защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям 521500 (080500.62) Менеджмент или 521600 (080100.62) Экономика.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией решения по присвоению соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

При написании курсовой и выпускной квалификационной работы от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данных форм обучения от обучения на лекционных, семинарских, практических групповых и других аналогичных занятиях.

Практика написания студентами выпускных и курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

1. Выбор темы и согласование ее с руководителем.

2. Подбор литературы.

3. Изучение требований к оформлению работы.

4. Изучение подобранной литературы.

5. Написание работы.

6. Завершение работы и представление ее в деканат.

7. Разработка тезисов доклада для защиты.

8. Защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

Выбор темы, составление рабочего плана

Выбор темы

Выбор темы производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры (для курсовых работ) или Ученого совета (для выпускных квалификационных работ). Кроме того, студент может предложить свои темы, которые согласовываются с заведующим кафедрой или проректором по учебной работе. Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности, а для курсовой работы – и наименованию дисциплины, по которой выполняется .

Темы выпускных работ выбираются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент мог использовать знания, полученные в процессе обучения, главным образом, профилирующих дисциплин, смог провести теоретические или экспериментальные исследования, работу на ЭВМ и выполнил графические работы (схемы, плакаты, слайды).

Закрепление в деканате темы за студентом и назначение руководителя выпускной квалификационной работы осуществляется не позднее, чем за три месяца до начала ее разработки по учебному плану.

Студенты вместе с руководителями разрабатывают задание на выпускную работу по форме, приведенной в приложении 2.

Для курсовых работ разработка задания и рабочего плана не обязательна, но желательна, так как они помогают правильно спланировать время и систематизировать отбор, группировку и обработку материалов, чем значительно облегчают работу студента.

В задании на выпускную квалификационную работу (приложение 2) указываются фамилия студента и научного руководителя, направление подготовки (экономики или менеджмент), тема, перечень основных вопросов, которые подлежат разработке в процессе выполнения работы. Задание подписывается научным руководителем работы и студентом.

Утвердив тему, студент составляет рабочий план выполнения выпускной работы с указанием очередности и сроков выполнения отдельных разделов.

Составление рабочего плана

Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии руководителя.

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес.

За принятые в работе решения, сделанные выводы, правильность всех вычислений и грамотность изложения выпускной работы, в первую очередь, несет ответственность студент – автор работы.

Руководитель выпускной квалификационной работы контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты. Встречи с руководителем постарайтесь планировать два-три раза в месяц, а в дальнейшем – еженедельно, т.е. по мере подготовки отдельных частей работы или возникновения существенных вопросов. Студент отчитывается перед руководителем о выполнении задания.

Руководитель рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы, другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, консультирует студента по содержанию и оформлению работы; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; читает и корректирует по мере готовности отдельные главы работы, оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом, информирует деканат в случае несоблюдения студентом установленного графика; даёт согласие на представление работы к защите.

После завершения студентом выпускной квалификационной работы руководитель даёт письменный отзыв, в котором характеризует текущую работу студента над выбранной темой и полученные результаты.

Подбор литературы

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы работы.

При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам Государственной публичной научно-технической библиотеки, а также использовать систему Internet.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

- начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса - монографий и журнальных статей, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);

- детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;

- при изучении литературы не стремитесь освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирайте только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе;

- изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

- не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью;

- старайтесь ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Правила оформления работы

1. Работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А4. Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, количество знаков на странице - примерно 2000.

2. Шрифт Arial, размер шрифта – 12, интервал – полуторный. Выравнивание текста работы необходимо производить по ширине листа, отступ первой строки абзаца установить 15 мм.

3. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, основной части, заключению, списку литературы, приложениям и т. д.).

4. Все страницы работы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией арабскими цифрами. Порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля. Первой страницей является титульный лист (номер на этой странице не проставляется). Второй страницей – задание на выпускную квалификационную работу. При написании курсовой работы вторым листом будет являться содержание. Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы.

5. Титульный лист оформляется по установленному образцу (приложение 1).

6. Задание на выпускную квалификационную работу оформляется по установленному образцу (приложение 2).

7. После задания на выпускную квалификационную работу помещается содержание работы. Содержание оформляется по установленному образцу (приложение 3).

8. Далее основная часть, состоящая из введения, глав, параграфов, заключения, приложений.

9. Список литературы (правила оформления см. ниже).

10. Все ошибки и опечатки должны быть исправлены до того как работа будет переплетена.

11. Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в деканат в двух экземплярах: один экземпляр в жестком переплете, другой в электронном виде.

Правила оформления содержания и наименований глав, параграфов

Для формирования содержания при работе в редакторе Word целесообразно использовать автоматическое формирование оглавления в окне Вставка\Ссылка\Оглавление и указатели, однако при этом необходимо присвоить названиям глав (включая Введение, Заключение, Приложения, Список использованной литературы) формат заголовка первого уровня, а названиям параграфов формат заголовков второго уровня.

В курсовых и выпускных квалификационных работах не принято делать более двух уровней заголовков (подзаголовков). Если есть необходимость более детального деления материала внутри одного параграфа, то следует подзаголовки выделить полужирным шрифтом или курсивом внутри параграфа, но не выносить их в содержание работы.

Пример оформления содержания приведен в приложении 3.

Слово «содержание» записывают в виде заголовка прописными буквами, выравнивая по центру. В содержании работы указывается перечень всех глав и параграфов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждая из них. Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы каждой главы работы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и непосредственного номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. В конце номера параграфа ставится точка.

В работе наименование глав записывают в виде заголовков полужирным шрифтом строчными буквами (кроме первой прописной), выравнивая по центру без подчеркивания. Наименования параграфов записывают в виде заголовков с абзаца (выравнивание по ширине) строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчеркивания. Переносы слов в наименованиях глав, параграфов, вопросов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Если наименование состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждую главу в работе следует начинать с новой страницы.

Правила написания буквенных аббревиатур

В тексте выпускной квалификационной или курсовой работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур (РФ, ЦБ РФ и т.п.), используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Если число сокращений превышает десять, то составляется список принятых сокращений, который помещается перед списком литературы.

Правила представления формул, написания символов

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, принято располагать на отдельных строках и нумеровать. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Одну формулу обозначают – «(1)». Ссылки в тексте на порядковые номера формул также дают в круглых скобках, например, «… в формуле (1)». Расшифровки символов, входящих в формулу должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:

«… При определении продажной цены используют среднюю прибыль, рассчитываемую по формуле (10), и предельную прибыль, рассчитываемую по формуле (11):

An =

Tn(q)

,

(10)

q

где Аn – средняя прибыль;

Тn(q) – совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период;

q - объём продаж.

…»

Переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×».

Правила оформления рисунков, графиков, таблиц

В работах обычно используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией отдельно по каждому виду иллюстрации. Если иллюстрация в работе одна, то она все равно обозначается с присвоением ей номера, например: «Рис.1». Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование помещают под иллюстрацией и пояснительными данными (выравнивают по левому краю, сохраняя отступ абзаца) и формулируют, например, следующим образом «Рис.2. Денежно-кредитный механизм». В конце наименования иллюстрации точку не ставят.

Иллюстрации следуют располагать по тексту ближе к первому упоминанию. Значительные по размеру и объему данных иллюстрации лучше выносить в приложения к работе. На весь иллюстрационный материал должны быть ссылки в тексте работы, например: «… как это видно из графика 2» или «… в соответствии с рисунком 3».

В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. График целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики непрерывно меняющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Оси абсцисс и ординат должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, производят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяют цифрами, расшифровка которых приводится в пояснительных данных. На одном графике не следует приводить больше трех кривых.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников.

Название таблицы должно отражать его содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей, после слов «Таблица 1» (нумерация таблиц также сквозная), которые выравнивают по левому краю без точки в конце.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблицы знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единичном числе. В заголовках и подзаголовках не принято использовать авторские аббревиатуры.

В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей. Например:

«…

Таблица 3

Сведения о кредитах

(тыс. руб.)

Показатели

ООО «Успех»

АО «Удача»

АО «Светлен»

Размер кредита, не более

100

200

150

Сумма обеспечения

300

150

----

…»

Таблица слева и справа, как правило, ограничиваются линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка (верхняя часть таблицы, содержащая заголовки и подзаголовки граф) должна быть отделена линией от основной части. Если цифровые данные не приводятся, то в графе ставится прочерк.

Если строки и графы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, помещая одну под другой или рядом. При этом в каждой части таблицы повторяют её головку и боковик (заголовки строк). Слово «Таблица», порядковый номер и заголовок таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут, например: «Продолжение таблицы 3».

На все таблицы должны быть ссылки по тексту работы. Порядок оформления ссылок на таблицы, такой же, как и оформление ссылок на иллюстрации. Таблица в зависимости от её размера помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице. Большие таблицы рекомендуется помещать в приложениях.

Правила оформления приложений и ссылок

Материал, дополняющий текст работы, помещают в приложениях. Приложениями могут быть географический материал, таблицы большого формата, примеры рекламной продукции, фотографии и т.д.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки, которые заключают в круглые скобки, например: «(см. приложение 5)». Располагают приложения в порядке упоминания о них в тексте работы и нумеруют арабскими цифрами без знака №, например: «Приложение 1».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. На первой строке приложения указывают его номер без точки, например «Приложение 3» (выравнивание по правому краю). Обычно приложения имеют заголовок, который записывают по центру с новой строки с прописной буквы. Заголовок приложения обязательно указывается в содержании работы. Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию страниц работы.

При использовании в работе теоретических положений других авторов, цитировании данных, материалов и пр. необходимо делать ссылки на источник информации и её авторов. Для этого в работе после положений, требующих разъяснения или ссылки, ставят надстрочный номер сноски, а в конце страницы приводят расшифровку (текст ссылки), отделенный от основного текста тонкой горизонтальной линией с левой стороны (перед текстом повторяют надстрочный номер сноски без знаков препинания).

Нумерацию ссылок ведут сквозную по всему тексту работы. В выпускной и курсовой работе не рекомендуется использовать другие символы для обозначения сносок и делать концевые сноски.

Правила оформления библиографических сносок схожи с правилами оформления списка литературы. В случае дословного цитирования, текст цитирования помещают в кавычки, а в сноске указывают номер страницы, на которой расположен данный материал. Например:

«…

В этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого П.Ф. Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия1 .

_________________

1 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. Пер. с англ. – М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1992. »

Или:

«…

Изучив вопрос, начиная со средних веков, Хизрич и Питерс пришли к выводу, что «предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью»2 .

____________

2 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. – М.: Прогресс-Универс, 1992. – С. 20.»

Правила оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те которые были изучены при исследовании темы.

Список литературы должен содержать как теоретические труды, которые послужили научной базой для изучения выбранной темы, так и монографии (работы, в которых исследуются отдельные вопросы), статьи из периодической печати, отражающие развитие научной мысли последних лет, ресурсы Internet. Считается не допустимым использовать литературу только одного вида (например, учебники и учебные пособия) и пренебрегать другими источниками информации.

Принято, что для подготовки курсовой работы студент должен изучить не менее 15 источников, а для подготовки выпускной квалификационной работы - не менее 40.

Литература группируется в списке следующим образом:

1. перечисляются нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти (Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) в хронологическом порядке с указанием библиографических данных официального источника опубликования.

2. книги и статьи на русском языке в алфавитном порядке;

3. книги и статьи на иностранных языках в алфавитном порядке.

Включенная в список литература и источники нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. Пример оформления списка использованной литературы приведен в приложении 4.

Написание работы

Перед началом написания работы многие студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появится логически связанный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Всю работу (первый вариант) следует писать в максимально короткое время. Это объясняется тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения к сочинительству.

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Необходимо четко осознать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем и обосновании предложений по решению этих проблем. При написании текста следует помнить, что работа пишется не для себя, а для читателя.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, определить предмет и объект исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Введение в выпускной работе должно быть по объему 6 – 8 страниц, а в курсовой работе – 2 – 3 страницы.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, целей и задач работы, ее практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы.

Введение и заключение становятся «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом у членов экзаменационной комиссии.

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной и вопросов курсовой работ. Это важно так же и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два – три раза, что связано с важностью данной части работы.

В ходе написания отдельных глав, параграфов и вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных логически не связанных между собой положений.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Особенно важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

Основную часть выпускной (курсовой) работы рекомендуется изложить в трех – четырех главах (вопросах).

В главах (вопросах) целесообразно сделать следующее:

- четко и детально описать предмет (объект) исследования, то есть тот элемент финансовой, торговой, промышленной или какой – либо другой системы, в рамках которого предполагается достичь положительного эффекта и выработать практические рекомендации по его совершенствованию;

- аргументировано изложить недостатки и слабые стороны предмета (объекта) исследования;

- детально представить результаты анализа различных вариантов исполнения и функционирования аналогов предмета (объекта) исследования, как в России, так и за рубежом, а также рассмотреть с критических позиций известные по публикациям предложения совершенствования предмета (объекта) исследования и его аналогов;

- с позиций приведенного анализа обосновать поставленную во введении цель работы и задачи исследования.

В последней главе (вопросе) приводится обоснование предложений по совершенствованию предмета исследования. Эти предложения должны решать те задачи, которые были сформулированы во введении. При решении этих задач следует определять несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы (вопроса) определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, дается описание всех полученных промежуточных результатов исследования, определяющих новизну работы. Заключение выпускной работы должно быть по объему 6 – 8 страниц, а курсовой работы – 2-3 страницы. Оно должно содержать главные итоговые результаты всей работы, так как именно они выносятся на обсуждение и оценку комиссии при защите работы.

В процессе написания работы следует установить контакт с руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода.

После последнего прочтения и возращения руководителем работы следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний.

Предварительная защита, п редставление выпускной квалификационной работы в деканат и отзыв руководителя

Традиционно в конце апреля приказом ректора устанавливаются дни предзащиты выпускных квалификационных работ. На предварительную защиту (предзащиту) студент готовит доклад и приносит не сброшюрованную работу. Работа должна обязательно содержать введение, содержание, заключение с изложением основных выводов, список использованной литературы, приложения. Основная часть работы представляется на предзащиту в максимально готовом варианте. Во время предзащиты комиссия заслушивает доклад студента и делает замечания по группировке материала, оформлению работы, логичности построения доклада. После предзащиты студент в течение двух недель исправляет неточности и вносит необходимые коррективы. После внесения всех корректировок целесообразно еще раз прочитать работу, проверить грамматику и сброшюровать работу. Не менее чем за 15 дней до установленного деканатом дня защиты выпускная работа в сброшюрованном виде в жестком переплете с подписью студента, отзывом и подписью руководителя должна быть сдана в деканат. Второй экземпляр работы сдается в деканат в электронном виде (желательно на диске в конверте).

Отзыв руководителя составляется в произвольной форме объемом в 1-2 страницы. В отзыве должны быть отражены следующие основные вопросы:

1. Соответствие содержания работы заданию.

2. Полнота, глубина и обоснованность поставленных вопросов.

3. Степень самостоятельности студента при выполнении работы, его инициативность, умение обобщать другие работы, знакомство с иностранной литературой по прорабатываемому вопросу и умение делать соответствующие выводы из полученной информации.

4. Степень усвоения, способность и умение использовать знания по общеэкономическим и специальным дисциплинам в самостоятельной работе, грамотность изложения текста и качество графических материалов.

5. Вопросы, особо выделяющие студента при решении задач, поставленных в работе.

6. Недостатки работы.

7. Возможности и место практического использования работы или отдельных ее частей.

8. Другие вопросы по усмотрению руководителя.

Отзыв должен завершаться выводом руководителя о соответствии выпускной работы требованиям, предъявляемым к квалификации бакалавра по данному направлению и возможности допуска ее к защите.

Выпускная работа считается готовой к защите, если она сброшюрована, подписана студентом и руководителем, на нее имеется отзыв руководителя, проведена предварительная защита и получен от декана официальный допуск к защите.

Защита работы и её оценка

принимается в порядке открытой защиты. При подготовке к защите студенту необходимо тщательно ознакомиться с рецензией преподавателя, подготовить ответы на все сделанные им замечания и рекомендации.

На защите работы студент должен кратко изложить ее содержание, свои выводы, ответить на содержащиеся в рецензии замечания и поставленные преподавателем вопросы.

Защита курсовой работы оценивается по пятибальной системе, оценка сообщается студенту сразу после защиты и заносится вместе с темой курсовой работы в зачетную книжку.

Выпускная квалификационная работа защищается на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) по соответствующему направлению. Кроме членов Государственной аттестационной комиссии на защите желательно присутствие руководителя.

Порядок защиты выпускной квалификационной работы на заседании ГАК

Защита начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы. Продолжительность доклада – 5-7 минут.

Для того чтобы члены комиссии могли объективно оценить подготовленность студента к самостоятельному решению актуальных задач по специальности, доклад целесообразно построить по следующему плану:

1. Наименование темы выпускной работы.

2. Четкая формулировка цели работы.

3. Необходимость проведения исследований (проработок) в направлении поставленной цели. Критический анализ, выявление недостатков, имеющих место в выбранном предмете (объекте) исследования.

4. Постановка задач с целью совершенствования предмета (объекта) исследования в целом или его элементов.

5. Выбор методов (приемов) решения поставленной задачи (задач).

6. Результаты решения задач, выводы из проведенной работы.

7. Формулировка предложений по совершенствованию предмета (объекта) исследования.

Рекомендуется излагать основное содержание выпускной квалификационной работы свободно, не читая письменного текста.

Желательно в процессе доклада использовать заранее подготовленный наглядный графический материал (таблицы, схемы), иллюстрирующий основные положения работы. Все материалы, выносимые на наглядную графику, должны быть оформлены так, чтобы студент мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в аудитории.

Дополнительный наглядный материал может быть подобран в комплекты раздаточного материала (7-10 комплектов), которые раздаются членам аттестационной комиссии непосредственно перед началом защиты. Раздаточный материал сдается в деканат на кануне дня защиты, каждый комплект должен быть подписан (фамилия студента и тема его выпускной работы), листы в комплекте пронумерованы и скреплены.

Приветствуется создание мультимедийной презентации по теме работы. Презентация может быть выполнена в любом формате и содержать как иллюстрационный материал, так и краткие тезисы, основные выводы и прочее. Мультимедийная презентация демонстрируется на экране во время доклада, поэтому необходимо правильно расположить демонстрируемый материал, рассчитать время просмотра каждого слайда (желательно сделать автоматическую смену слайдов, чтобы не отвлекаться во время доклада). Принято начинать презентацию с заставки, на которой указывается фамилия студента, тема работы, фамилия научного руководителя. Создание мультимедиа-презентации очень украшает работу и обычно рассматривается членами Государственной аттестационной комиссии (ГАК) как положительный фактор, свидетельствующий и о хорошем уровне владения темой работы, и о наличии у студента навыков работы с компьютерными и мультимедиа-средствами, помогающими в работе с экономическим материалом на современном уровне.

После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой выпускной работы, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой, поэтому рекомендуется на защиту принести второй экземпляр работы.

В заключении защиты комиссия заслушивает отзыв научного руководителя о работе студента.

ГАК оценивает выпускную квалификационную работу студента на закрытом заседании по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Решения ГАК оформляются протоколом, в котором записываются вопросы, заданные студенту, мнения председателя ГАК и ее членов, оценка работы студента.

Оценки оглашаются председателем ГАК после завершения запланированных на данный день защит.

При выставлении оценки ГАК предъявляет следующие требования к содержанию выпускной квалификационной работы:

1. Работа должна быть выполнена на требуемом теоретическом уровне, отражать всестороннюю изученность студентом избранной проблемы, ее теоретических и практических аспектов. Работа должна быть написана хорошим, грамматически правильным языком.

2. В работе должны быть проанализированы источники и литература по избранной теме, включая работы специалистов последних лет, должна быть дана история изучения данного вопроса (если таковая имеется).

3. Основная часть выпускной квалификационной работы должна отражать самостоятельную работу студента над источниками и литературой, его общую подготовку, включать самостоятельный анализ поставленных проблем, иметь убедительную аргументацию, достаточное количество примеров и т. д. Студент должен продемонстрировать умение грамотно излагать систему доказательств, четко формулировать выводы.

Отклоняя работу, ГАК предлагает студенту ее переработать или разработать новую тему для повторной защиты в следующем году.

После успешной защиты выпускной квалификационной работы студенту присваивается степень бакалавра экономики по направлению «Экономика» или бакалавра менеджмента по направлению «Менеджмент».

Приложение 1 Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

Институт международных экономических связей

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра экономики

Допустить к защите

Декан факультета

___________________ Ю.И Богомолова

«____» ___________ 2011 г.

Выпускная квалификационная работа

Мировой рынок нефти и перспективы российского экспорта нефти

Студент:

Иванов Иван Иванович

(ФИО)

(подпись)

Руководитель:

Петров Петр Петрович

(ФИО)

(подпись)

Москва

20 11


Приложение 2

Форма задания на выпускную квалификационную работу

Институт международных экономических связей

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

студента (ки)

(ФИО)

по направлению

(экономика/менеджмент)

1. Тема:

2. Основные вопросы, подлежащие разработке

1)

2)

3)


Студент:

(ФИО)

(подпись)

Руководитель:

(ФИО)

(подпись)

Приложение 3

Пример оформления содержания работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .................................................................... ……………………………………..…. 4

Глава 1. Место и роль коммерческих банков в денежно-кредитном механизме экономики страны ………………………………………………………………………… 10

1.1. Денежно-кредитные отношения и денежно-кредитный механизм

экономики .............................................................................................................… 10

1.2. Основные направления банковского обслуживания клиентов ………………17

1.3. Опыт облуживания клиентов коммерческими банками в США и возможности

его использования деятельности коммерческих банков России …...…………... 24

Глава 2. Анализ банковского обслуживания клиентов в современных условиях ..................................... ..........................................................................….. 30

2.1. Организация деятельности коммерческих банков в условиях рыночных

отношений ............................................................................................................... 30

2.2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов ...................................................37

2.3. Анализ совершения коммерческими банками кредитных операций …...…. 44

Глава 3. Направления совершенствования деятельности коммерческих банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию клиентов …… 50

3.1. Методика оптимизации распределения банковских счетов между учетно-
операционными работниками ………………….……………………………………… 50

3.2. Разграничение ответственности коммерческих банков и клиентов при осуществлении операций по банковским счетам …...………………………………57

3.3. Методика оценки коммерческим банком кредитоспособности заемщика …...…………………………………………………………………………..….64

Заключение …………………..……………………………………………………………... 70

Приложение 1. Объем выданных коммерческими банками кредитов в 1995-2005 годах ………………………….……………………………………………………………….. 77

Приложение 2. Типовая форма договора банковского счета ……..…………………78

Список использованной литературы ……..……………………………………...….. 79

Приложение 4

Пример оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов ис­полнительной власти» // Собрание законодательства
Российской Федерации. — 2000 г. — № 21.

2. Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства от 17 ноября 1999 г. № 441 «Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП Рос­сии» // Бюллетень нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти. — 2000 г. — № 9.

3. Доклады по работе с кадрами ОАО КБ «Успех» / ОАО КБ «Успех». — 2005. — № 6. Т. 1.

4. Документы по открытию расчетных, текущих бюд­жетных счетов и по оформлению полномочий на распоряжение счетами ОАО КБ «Успех» / ОАО КБ «Успех». — 2006. — № 38. Т. 1.

5. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. — М.: Дело, 1997.

6. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов / А.Я.Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др. / Под ред. А.Я. Лившица,
И.Н. Никулиной. — М.: Высш. шк., 1994.

7. Викулое С.Ф. Военная реформа в России и про­фессионализация войск: военный и экономический аспекты // Финансово-экономические аспекты реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации: Сб. материалов научно-практической конференции / ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ. — М., 1997.

8. Гражданское право: В 3-х ч. Ч. III / Под ред.
А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: Проспект, 1998.

9. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и прак­тическое пособие. — М.: Издательство БЕК, 1994.

10. Заставнюк В.П. Банкиры на службе ратной // Армейский сборник. — 1996. — № 8.

11. Королев Г.Н., Кирисюк Г.М. Полевые учреждения Госбанка // Деньги и кредит. — 2005. — № 11.

12. Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, И. А. Соломатина. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.

13. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

14. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, — М.: Финансы, 2003.

15. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. — М.: Юрайт, 2006.

16. Экономика предприятия: Учебное пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищенко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабухова. Новосибирск: НГУ, 2002.