Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по написанию и защите выпускной квалификационной работы по специальности «Связи с общественностью» (030602)

 

             

Рекомендации методические по написанию и защите выпускной квалификационной работы по специальности «Связи с общественностью» (030602)

Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы

по специальности

«Связи с общественностью» (030602)

Москва 2010
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специаль­ности 032602 «Связи с общественностью» квалификационной работой выпускника является . По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной аттестацион­ной комиссией (ГАК) делается заключение о возможности при­своения выпускнику соответствующей квалификации.

Выполнение дипломной работы — это заключительный этап обучения студентов в высшем учебном заведении, который име­ет своей целью:

• систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности 032602 «Связи с общественностью» и применение их для решения конкретных задач;

• овладение методикой научного исследования, планирова­ния, экономических расчетов и творческих разработок, развитие навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы;

• приобретение навыков обобщения и анализа результа­тов, полученных другими разработчиками или исследо­вателями.

Процесс написания дипломной работы, ее содержание, каче­ство привлеченных и разработанных теоретических и практиче­ских материалов должны подтвердить следующие положения о том, что студент:

• усвоил материал дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 032602 «Связи с общественностью»;

• владеет всеми навыками, необходимыми для профессио­нальной деятельности специалиста по связям с общественностью;

• показывает высокий уровень подготовленности, самостоя­тельности и ответственности в условиях современного производства при решении профессиональных задач;

• достоин присвоения квалификации специалиста по специ­альности 032602 «Связи с общественностью».

должна отвечать ряду обязательных тре­бований:

• самостоятельность исследования;

• анализ литературы по теме исследования;

• связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики деятельности по связям с общественностью;

• наличие собственных суждений по проблемным вопросам темы;

• научно-практическая значимость работы.

выполняется в соответствии с заданием, которое разрабатывается и выдается руководителем работы каж­дому студенту. Контроль по выполнению дипломной работы осуществляется руководителем, назначенным деканом или заведующим ка­федрой. При необходимости ими определяют­ся консультанты по отдельным вопросам.

Перед началом работы над дипломом студент должен озна­комиться со всеми организационными вопросами, связанными с подготовкой и выполнением дипломной работы, порядком про­хождения преддипломной практики, а также рационально рас­пределить все время, отведенное для проектирования.

Все изложение и структура работы должны быть подчине­ны единой логике реализации поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, уводящего в сто­рону от основной смысловой нити. Однако определенное коли­чество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и находятся в правильном пропор­циональном соотношении с общим объемом текста. В частно­сти, к структуре работы, отраженной в плане, предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и названий глав и параграфов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы — шире каждого из составляющих ее параграфов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия темы.

Материал должен излагаться логически связно, последова­тельно, аргументировано. Высказываемые теоретические поло­жения обязательно нужно доказывать или обосновывать.

Большое значение имеет стиль использования источников. Работу не следует перегружать цитатами, в особенности про­странными. Но это не означает, что изложение совсем не долж­но опираться на использованную литературу. Но избыток пря­мых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоя­тельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование переме­жать косвенным, т.е. фактически пересказом того или иного места источника. Наконец, в ряде случаев можно ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или иной концепции или точке зрения, воспользовавшись подстраничной сноской.

Рецензент обязательно оценивает культуру изложения, сти­листику, использование научной лексики и принятых для науч­ных текстов оборотов речи. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка. С другой стороны, не надо делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминоло­гии там, где она не является обязательной, канцелярских оборо­тов письменной речи, слов иностранного происхождения, если их вполне можно заменить привычными слуху русскими сино­нимами.

Одновременно с дипломной работой Государственной атте­стационной комиссии представляются наиболее значимые науч­но-исследовательские и творческие работы студента за период обучения (обязательна компьютерная презентация и при необходимости раздаточный материал в папке).

По результатам защиты выпускной квалификационной рабо­ты экзаменационная комиссия по защите выпускных квалифи­кационных работ принимает решение о присвоении выпускнику квалификации по специальности 032602 «Связи с общественностью» и выдаче ди­плома о высшем образовании.


ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Работа над дипломным исследованием осуществляется в со­ответствии с графиком написания и оформления дипломной работы. Каждый студент периодически от­читывается перед научным руководителем о ходе выполнения плана своей работы.

Основные этапы выполнения работы:

(1) выбор темы, получение задания на выполнение работы;

(2) составление библиографии, ознакомление с законодатель­ными актами, нормативными документами и другими ис­точниками, относящимися к теме дипломной работы;

(3) определение задач исследования и обоснование его акту­альности и новизны;

(4) составление плана работы;

(5) составление плана-графика выполнения работы;

(6) написание работы;

(7) представление работы научному руководителю, получе­ние отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

(8) представление работы на кафедру;

(9) рецензирование работы.

1. Выбор и утверждение темы дипломной работы, назначение руководителя дипломной работы.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоя­нию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать требованиям, предъявляемым к ква­лификационным работам по специальности 032602 «Связи с общественностью». Тематика дипломных работ и их руководители оформляются по представлению кафедры приказом по факультету не позднее од­ной недели с начала периода подготовки выпускной квалифика­ционной работы. При определении темы следует учитывать конкретные задачи в данной области подготовки. Общий пере­чень тем дипломных работ ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов в установленном вузом порядке.

Темы дипломных работ разрабатываются студентами совме­стно с научным руководителем. Предметом исследования могут быть недостаточно изученные теоретические и практические вопросы различных сфер связей с общественностью. Основанием для выбора темы дипломной работы могут служить курсовые и другие работы, выполненные студентом ранее, знания и навыки, полученные студентом при изучении специальной литературы и прохождении им производственных практик, а также заявки предприятий (организаций) на разработку каких-либо вопросов в их интересах.

может быть выполнена по типу разработ­ки, совершенствования или исследования. Выпускная квалифи­кационная работа специалиста по связям с общественностью представляет собой законченную работу, в которой решаются рекламные задачи по следующим направлениям:

• организация кампании по связям с общественностью;

• организационно-методические рекомендации по марке­тинговым исследованиям для подготовки за­дания в области связей с общественностью ;

• анализ зарубежных и отечественных теорий и опыта ры­ночного хозяйствования для формирования и развития деятельности в области связей с общественностью;

• определение концептуальных основ развития деятельности по связям с общественностью на предприятии;

• оптимизация технологий связей с общественностью;

• информационно-компьютерное обеспечение в связях с общественностью фирмы;

• разработка коммуникационных систем в связях с общественностью;

• связи с общественностью и социология;

• связи с общественностью и психология;

• связи с общественностью и маркетинг;

• связи с общественностью в средствах массовой информации;

• правовое регулирование в сфере связей с общественностью;

• прогнозирование в связях с общественностью;

• ценообразование в сфере связей с общественностью;

• эффективность кампаний в сфере связей с общественностью;

• организация работы отдела по связям с общественностью;

• взаимосвязь связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций.

2. Изучение и анализ литературы.

Начальной фазой выполне­ния дипломной работы является подбор монографической и пе­риодической литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное состояние вопроса, на­метить оптимальную методику выполнения работы. Значительно рационализируют и облегчают поиск и нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематиче­ский. Можно также воспользоваться указателями статей про­фильных журналов. Например, студенты-рекламисты могут вос­пользоваться следующими журналами: «Пресс-служба», «Советник», «Про-маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Рекламный журнал», «Реклама и жизнь», информационные ресурсы: http://www.sostav.ru, http://www.rwr.ru, www.pr-club.com, http://www.4p.ru и т.д.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают рефера­тивные журналы и сборники, различные библиографические издания, летопись журнальных статей и книжная летопись, вы­пускаемая Всероссийской книжной палатой еженедельно.

Приступая к дипломной работе, студент составляет свою картотеку соответствующей литературы по теме и смежным во­просам. Картотека организует и предельно облегчает каждо­дневное общение с литературой, делает работу с ней целеуст­ремленной. Личная картотека может содержать много дополни­тельных данных по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемых путях ее использования; названия параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные шифры; в какой библиотеке можно найти эту книгу и т.д.

Работая с литературными источниками, целесообразно де­лать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о которой вы пи­шите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сде­ланные на карточках, особенно удобны, когда возникает необ­ходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы. В отличие от выписок тезисы всегда содер­жат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой книги или статьи. В тези­сах информация воспроизводится в той логике, которая отража­ет общий замысел дипломной работы. Как пишутся тезисы? По­сле предварительного ознакомления с текстом необходимо раз­бить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают ос­новные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Про­цесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации.

Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для срав­нения разных точек зрения или же для тех случаев, когда требу­ется особая осторожность в выводах. Обычно в самих тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы долж­ны быть всегда достаточно обоснованными и аргументирован­ными.

Наиболее универсальный вид записи — это конспект. С кон­спектом у дипломника меньше риска заблудиться в чужих мыс­лях, чем при использовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках «для себя». При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб кратко­сти. Конспект должен содержать в себе не только основные по­ложения и выводы автора книги или статьи, но и факты, дока­зательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. Но все­гда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было легко разобраться где авторское, а где личное понимание вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источ­ников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализиро­вать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.

3. Определение задач, организация и проведение исследования.

Изучение и анализ имеющейся литературы вплотную подводят студента к тому, чтобы сформулировать и конкретизировать за­дачи, поставленные в общем виде в задании на выполнение ди­пломной работы. Задачи отражают поэтапное достижение цели. При этом уточняются предмет и границы дипломного исследо­вания. Например, следует решить вопрос о том, должно ли про­водимое исследование дополнить наши представления о той или иной области рекламной деятельности без изменения их прин­ципиального существа. В этом случае может быть поставлена задача уточнить ранее известное с помощью специально органи­зованного исследования, которое расширит существующие представления в данной области знаний. Возможен и другой вариант, когда в результате изучения и анализа литературы воз­никает необходимость проведения не прикладного, а теоретиче­ского исследования, требующего разработки новой концепции, идеи, закономерности и т.д.

Определяя исходные параметры дипломного исследования, важно также обосновать его актуальность, новизну и практиче­скую значимость.

На данном этапе студент определяет объект и предмет ис­следования.

Объект отражает ту или иную сторону действи­тельности. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Более узким понятием по отношению к объекту выступает предмет исследования. Предмет — это уже результат исследовательского творчества студента. Предмет — сущест­венная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значительной мере зависит исследование представлений об объекте как целостности. На основании изучения научной ли­тературы и практики студент определяет, какой именно пред­мет следует рассмотреть в исследовании с точки зрения акту­альности, важности и перспективности. Например, при разра­ботке рекламной кампании или кампании по связям с общественностью объектом исследования является предприятие (фирма, организация, учреждение), товар (услуга, работа, идея, проект, социальные приоритеты), торговая марка (бренд).

Предметом соответственно являются планирование комплексной рекламной кампании или кампании по СО с использованием интегри­рованных маркетинговых коммуникаций, планирование и реа­лизация рекламной кампании или кампании по СО, организация осуществления рекламной кампании или кампании по СО и пр.

4. Работа над текстом и иллюстративным материалом диплом­ной работы, проведение необходимых расчетов.

Выходным до­кументом данного этапа является первый вариант дипломной работы. К этому моменту работа должна в целом сложиться как единый законченный труд: подводятся итоги дипломного иссле­дования, формулируются общие выводы, разрабатываются прак­тические рекомендации.

5. Имеющиеся недочеты (по собственному мнению студента, замечания научного руководителя, будущих рецензентов и дру­гих лиц, знакомых с работой) подлежат устранению и доработке. Согласование первого варианта дипломной работы производит­ся за две недели до предварительной защиты.

6. Подготовка окончательного варианта дипломной работы, ил­люстративного материала, выносимого на защиту, обсуждение дипломной работы на заседании выпускающей кафедры и рекомендация к защите. Выходной документ данного этапа — про­межуточный вариант дипломной работы и рекомендация к за­щите. Подготовка к предварительной защите производится за 30 дней до окончательной защиты.

7. Исправление недостатков по сделанным замечаниям, бро­шюровка дипломной работы, рецензирование работы, рекомен­дации к окончательной защите. Выходными документами дан­ного этапа являются:

• сброшюрованная ;

• компьютерная презентация;

• иллюстрированный материал для защиты (исправленный);

• рецензия на работу;

• рекомендации к окончательной защите.

8. Предварительная защита должна состояться не позднее чем за две недели до окончательной.

9. Допуск студента к защите фиксируется подписью заведую­щего кафедрой на титульном листе (под записью «Допускается к защите») и на задании (под записью «Утверждаю») к диплом­ной работе. Заведующему кафедрой подается в законченном виде при наличии подписей студента (на титуль­ном листе и на задании), руководителя дипломной работы (на титульном листе и на задании) и консультантов (на задании). Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей ко­миссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы.

10. Окончательная защита дипломной работы.

Выходными до­кументами данного этапа являются все те документы, которые созданы на предыдущих этапах, а также требуемые Положением «О выпускной квалификационной работе (бакалавра, дипломи­рованного специалиста, магистра)» (например, П ОмГТУ 71.12— 2008). Точная дата защиты сообщается дипломнику за две неде­ли до проведения мероприятия. Решение о допуске к защите осуществляется на базе результатов предварительной защиты.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Общими требованиями к содержанию дипломной работы яв­ляются:

• четкость и логическая последовательность изложения ма­териала;

• убедительность аргументации, краткость и ясность форму­лировок, исключающих неоднозначность толкования;

• конкретность изложения результатов, доказательств и вы­водов.

Важным элементом дипломного исследования является план дипломной работы, предполагающий четкое определение глав и параграфов, определение их объема с учетом того, что вся ди­пломная работа должна быть объемом от 70 до 100 печатных страниц (за исключением приложений).

состоит из пояснительной и демонстра­ционной частей.

Материалы дипломной работы должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.89—2005 «Оригиналы текстовые автор­ские и издательские» и располагаться в следующей последова­тельности:

(1) титульный лист (1 с);

(2) задание по дипломной работе (1 с);

(3) аннотация на русском (обязательно) и английском (по желанию) языках (1 с);

(4) содержание (1—2 с);

(5) введение (1—2 с);

(6) основная часть (60—90 с);

(7) заключение (2—3 с);

(8) библиографический список;

(9) приложения.,

1. Титульный лист.

Представленная к защите дипломная ра­бота должна иметь титульный лист, подписанный заведующим кафедрой, научным руководителем и автором дипломной рабо­ты (см. Приложение А). При указании данных руководителя ди­пломной работы необходимо называть его ученую степень (док­тор наук, кандидат наук) и звание (профессор, доцент).

2. Задание по дипломной работе .

Представленная к защите должна включать задание, выданное руко­водителем дипломной работы в начале дипломного проекти­рования, и содержать подлинные подписи заведующего ка­федрой, руководителя и консультантов, свидетельствующие о готовности дипломной работы, а также подпись автора рабо­ты (см. Приложение Б).

3. Содержание.

Включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых раз­мещается начало материала, раздела, подраздела. Наименова­ния, включенные в содержание, записываются строчными бу­квами, за исключением первой, прописной (заглавной). Сло­во «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка (симмет­рично тексту). Рубрики в содержании должны быть точной копией рубрик в тексте. Взаиморасположение рубрик должно правильно отражать их соподчиненность в тексте (должен быть отступ в каждой нисходящей ступени рубрик от левого края текста). В содержание не включают титульный лист, за­дание, аннотацию.

4. Введение.

При подготовке введения должны быть освеще­ны следующие моменты:

• обоснование выбора темы, ее актуальность, методологиче­ские основы;

• предмет, объект, цель исследования;

• значение решения поставленной в работе проблемы для региона, страны;

• связь темы исследования с дея­тельностью в сфере связей с общественностью ;

• практическая значимость работы, где уже использовались полученные в ходе исследования результаты;

• структура дипломной работы;

• научная новизна предложенных разработок.

5. Основная часть.

Первая глава должна содержать обстоя­тельный обзор известных исследований, патентный анализ и материалы, более подробно повествующие о том, что необхо­димо выполнить для решения поставленных задач и как это сделать наиболее рационально. В обзоре известных исследова­ний дается очерк основных этапов и переломных моментов в развитии научной мысли по решаемой задаче. Проведенная дипломником систематизация известных исследований украсит главу и работу в целом, укрепит общее впечатление целостно­сти работы.

Кратко, критически осветив работы своих предшественни­ков, дипломник должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, и, таким образом, определить свое место в ре­шении проблемы, поставить и сформулировать задачи диплом­ной работы.

В основной части в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретиче­ских исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. Основные понятия дипломной работы должны быть освещены с позиций различных российских и зарубежных авто­ров, дипломник должен дать их анализ и собственную точку зрения.

Основная часть работы должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел автора, содержать методы ис­следования, описание авторских разработок и при необходимо­сти сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диа­граммами, схемами и т.п.

Основная часть, как правило, состоит из 2—3 глав, в кото­рых раскрываются:

• теоретико-методологический аспект избранной темы;

• аналитический аспект проводимого всестороннего иссле­дования проблемы с использованием материалов;

• проектный аспект, включающий разработку конкретных рекомендаций по решению данной проблемы, оценку со­циально-экономической эффективности ее реализации, а также правовую и информационную обеспеченность.

Каждая глава завершается выводами дипломника!

Важным требованием к материалам основной части является соотнесение их с реальной практикой в сфере связей с общественностью.

Главные составляющие основной части дипломной работы:

• выявление и анализ разработок общенаучного характера по исследуемой теме;

• выявление и анализ разработок специфически прикладно­го характера по исследуемой теме;

• выявление, оценка значимости и выбор наиболее актуаль­ных проблем и целей развития исследуемой темы в науч­ных и прикладных направлениях;

• прогнозные оценки возможных вариантов развития иссле­дуемой темы;

• определение ресурсов, необходимых для достижения по­ставленных целей;

• разработка мероприятий по достижению поставленных целей;

• реализация мероприятий и оценка результатов.

Каждая структурная составляющая основной части должна быть озаглавлена.

Теоретический раздел в первом подразделе содержит обзор источников, отражающих необходимые теоретические положе­ния. Ссылка на источник информации дается с указанием стра­ниц.

Во втором подразделе излагается теоретическая концепция автора; формируется необходимый набор форм, методов и инст­рументов (в том числе и на альтернативной основе), обоснован­ных автором работы для достижения целей, а также система по­казателей и критериев, с помощью которых можно будет произ­водить сопоставление возможных и выбор наиболее предпочти­тельных решений с учетом затрачиваемых при этом ресурсов.

6. Заключение.

В заключении подводятся итоги выполненной работы:

• общие итоги и выводы по дипломной работе;

• предложения по использованию результатов работы;

• количественную оценку ожидаемого (условного) экономи­ческого эффекта от применения полученных результатов.

Таким образом, в заключении содержатся результаты иссле­дования избранной темы, выводы, которые свидетельствуют, в какой мере решены задачи исследования, указываются практи­ческая значимость и теоретическая новизна, высказываются ре­комендации по внедрению результатов исследования в практику и возможные перспективы работы над избранной темой в даль­нейшем.

7. Библиографический список содержит все использованные литературные источники, представленные в алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор дела­ет ссылки в тексте.

показывает не только умение грамотного оформления библиографии. Библиография во многом дает пред­ставление о глубине разработки темы, о знании автором литера­туры по исследуемой теме, а также определяет общий уровень культуры автора.

Обязательным элементом дипломной работы как одного из видов научной работы является научный аппарат, т.е. использо­вание и правильное оформление фактов, цифровых данных, важных положений из официальных документов и материалов, мыслей (цитат) из научных работ, статей, средств массовой ин­формации (СМИ).

Использование текстов, фактов, других конкретных данных предполагает, что автор должен указать источник и сделать ссылку с полными выходными данными используемого источ­ника (Ф.И.О. автора, название книги, статьи, год и место изда­ния публикации, порядковый номер страницы).

При оформлении списка литературы библиографические описания необходимо представлять в соответствии с требова­ниями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографи­ческое описание. Общие требования и правила составления» (см. Приложение И).

Все источники располагаются в следующем порядке:

• в начале списка приводится официальная литература: указы Президента РФ, федеральные законы, постановления пра­вительства РФ, инструктивная и методическая литература, постановления центральных и местных органов власти;

• затем в возрастающем порядке нумерации приводится библиографическое описание публикаций в строгом лек­сикографическом порядке фамилий и инициалов автора;

• сборники статей нумеруются в соответствии с первой и последующими буквами их названий;

• в конце списка приводятся использованная зарубежная литература на языке оригинала и ссылки на интернет-ресурсы.

8. Приложения.

Приложения содержат вспомогательные ма­териалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, тексты документов, анкеты, схемы и т.д.), которые не­целесообразно включать в основные разделы проекта, а также рекламный (маркетинговый) продукт. Схемы, таблицы, рисунки, которые автор считает целесообразным привести в основном

тексте работы, описываются им по ходу анализа и не даются как приложения.

Наличие экспонатов, видеофильмов, программных разрабо­ток и опубликованных материалов качественно улучшает проце­дуру защиты, и поэтому необходимо стремиться к их всесторон­нему показу. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Содержание иллюстраций определяется темой дипломной работы, достигнутыми результатами в ходе ее подготовки, на­клонностями и художественно-ценностными предпочтениями автора, используемыми техническими средствами при подготов­ке дипломной работы. Иллюстрации (объем, способ представле­ния, расположения и т.д.) согласовываются с научным руково­дителем и отрабатываются на предварительной защите.


ПРАВИЛА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Все использованные литературные источники сопровождают­ся библиографическим описанием. Приводимая из источника цитата берется в кавычки и оформляется в соответствии с предъявляемыми к дипломной работе требованиями. Прямое заимствование текста без указания источника в дипломной работе не допускается.

2. В дипломной работе должна применяться общеупотребитель­ная терминология, принятая в научной литературе. После первого употребления в тексте термины и словосочетания допускается заменять аббревиатурой и текстовыми сокраще­ниями.

3. Рекомендуется включить таблицы, графики, схемы, если они отражают основное содержание работы и улучшают ее на­глядность.

4. Названия фирм, учреждений, организаций и предприятий должны именоваться так, как они указываются в источнике.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Оформление — одна из важнейших стадий дипломной рабо­ты. Придание соответствующей формы тексту диплома имеет принципиальное значение: это формальное квалификационное сочинение, и его оформление должно соответствовать общепри­нятым требованиям. Нельзя отдельные элементы оформления «откладывать на потом», когда основной текст уже будет напи­сан. Правильное оформление чернового варианта облегчит оформление окончательного варианта работы.

Текстовой материал дипломной работы обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, пере­числения и т.п. Кроме основного текста включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны соот­ветствовать требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

1. Требования к формату:

• размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4);

• ориентация книжная, текст размещается на одной стороне листа;

• шрифт: гарнитура Тimes, кегль 14, интервал полуторный, абзацный отступ — 1,25;

• поля: слева — 30 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм;

• выравнивание: основной текст — по ширине, заголовки — по центру.

2. Пишутся ПРОПИСНЫМИ буквами полужирным шрифтом: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАГОЛОВКИ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА (например, ГЛАВА 1), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕ­СКИЙ СПИСОК. Все заголовки разделов, подразделов и пунк­тов по тексту и в содержании пишутся строчными буквами, кроме первой прописной.

3. Нумерация.

Все страницы пояснительной части нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы арабски­ми цифрами. Титульный лист, задание на дипломное проектиро­вание, аннотация и содержание включаются в общую нумерацию, но на них номер не ставится. Не нумеруются и страницы прило­жений. Номера страниц проставляются внизу листа по центру.

4. Рубрикация текста.

Текст дипломной работы должен де­литься на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрика­ция текста, проявляется в наличии структурных подразделов — глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных арабскими цифрами.

Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — параграфа или подпараграфа с помощью абзацев. Абзацы позволяют более зримо обозна­чить логические переходы внутри текста. Логическая целост­ность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста ди­пломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы, поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходя­щие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой — пункты плана должны структурно полностью рас­крывать тему.

При делении главы на параграфы нужно учитывать следующее:

• параграфы не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содер­жание главы в целом;

• количество параграфов должно быть достаточным для ис­черпывающего раскрытия темы главы;

• деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку;

• параграфы, на которые делится глава, не должны сами со­относиться друг с другом, как часть и целое. В разделе мо­гут быть выделены подразделы, например «2.3» (третий подраздел второго раздела).

Каждая глава начинается с новой страницы. Это правило от­носится и к другим основным структурным частям работы: ан­нотации, содержанию, введению, заключению, библиографиче­скому списку, приложениям.

5. Заголовки.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста.

В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту.

Не следует растягивать название главы или параграфа на не­сколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью. Заголовки должны быть без пе­реноса слов, точка в конце наименования не ставится. Если за­головок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается помещать заголовки отдельно от последую­щего текста: на листе, где приводится заголовок, должно поме­щаться не менее двух строк последующего текста.

Заголовки глав и параграфов выделяются жирным шрифтом. Не допускается подчеркивание заголовков.

6. Формулы размещаются симметрично тексту и нумеруются арабскими цифрами в пределах главы.

Номера формул следует ставить в круглых скобках на правом краю страницы, на уровне оси, проходящей через центр формулы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы внутри главы, разделенных точкой.

Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, будучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуации. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы — за­пятая или точка, эти знаки обязательно ставят.

Например, вторая формула в третьей главе имеет вид

А = В + С,

где А — итоговый показатель, ед. изм.;

В — 1-й промежуточный показатель, ед. изм.; С — 2-й промежуточный показатель, ед. изм.

7. Таблицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы должны иметь номер и название, опреде­ляющее их тему и содержание. Сокращения в заголовках не до­пускаются. При оформлении таблицы пишется слово «Таблица» и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами (с пра­вой стороны листа). Знак «№» (номер) не ставится. Ниже по центру полужирным шрифтом дается название таблицы. Точка в конце названия не ставится.

Все таблицы нумеруются в пределах главы арабскими циф­рами, отделенными точкой от номера главы. Таким образом, таблица имеет двойной номер, например: «Таблица 2.1» (первая таблица второй главы). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например: «...в таблице 2.1».

Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пи­шется «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». Название таблицы на новой странице не повторяется.

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет».

Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголов­ках граф. Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с пропис­ной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчи­ненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.

Форматирование текстовой части таблицы:

• шрифт: гарнитура Тimes, кегль 12, интервал одинарный;

• текст читабельный;

• деловой стиль — цвет не должен мешать восприятию;

• итоговые цифры можно выделить цветом или тоном.

Пример оформления таблицы:

Таблица 3.1. Затраты на рекламу

Затраты на рекламу, руб.

Прибыль, руб.

1

6 000

12 895

2

10 000

14 324

3

14 000

14 964

4

18 000

15 083

5

22 000

14 825

8. Иллюстрации .

Существует несколько разновидностей ил­люстративного материала, используемого в дипломных работах: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график.

Рисунки в дипломной работе обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей.

Схема — это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стан­дартные обозначения. Назначение схемы — способствовать яс­ности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

К фотографии прибегают, если необходимы особая докумен­тальность и наглядность изображения. Нередко фотография выпол­няет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов.

Допустимо использование как ранее опубликованных фото­графий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отве­чать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столб­цов, высота которых пропорциональна изображаемым величи­нам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Форматирование диаграммы:

• деловой стиль — цвет не мешает восприятию;

• легенда диаграммы не должна дублировать значения, доли или цифры самой диаграммы;

• на малых значениях диаграмм можно выполнить выноски с пояснениями;

• для больших диаграмм над каждым значением необходимо поместить цифры для более точного пояснения.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно про­демонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количест­венных показателей.

Пример оформления диаграмм и графиков см. в Приложении К.

Диаграммы, схемы, эскизы и т.п., входящие в состав пояс­нительной записки, рекомендуется именовать как «рисунки».

Структура оформления иллюстрации может быть следующей:

• надпись «Рис.» и порядковый номер арабскими цифрами (Рис. 1.2) под иллюстрацией по центру;

• наименование иллюстрации в этой же строке полужирным шрифтом;

• подрисуночный текст (если он необходим);

• в конце названия или подрисуночного текста иллюстрации точки не ставят;

• нумеруются иллюстрации по главам, так же как таблицы.

Например: Рис. 5.3. Основные стадии процесса покупки

Если иллюстрации комментируются в тексте, даются ссылки, например:

(см. рис. 1.2).

Иллюстрации, фотографии и таблицы, выполненные на лис­тах меньшего, чем А4, формата или на прозрачном носителе, следует плотно наклеивать на листы белой бумаги формата А4.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу дипломной работы.

Иллюстрации следует давать только там, где это действи­тельно необходимо, они должны строго соответствовать тексту.

9. Ссылки на источник информации даются в виде заклю­ченного в квадратные скобки номера источника и страниц, например: [25, с. 233—235].

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, гла­вы пишут сокращенно и без знака «№», например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядко­вым номером, то их следует писать в тексте полностью, без со­кращений, например: «из рисунка видно, что...», «данные таб­лицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.», например: (см. Приложение В).

10. Цитаты оформляются по следующим правилам.

(1) Если цитата полностью воспроизводит предложение ци­тируемого текста, она начинается с прописной (боль­шой) буквы и оформляется как прямая речь, например: Дэвид Огилви, начинает свою классическую книгу так: «Я не считаю рекламу формой развлечения или искусст­ва, для меня это средство информации».

(2) Если цитата включена как часть в предложение автор­ского текста, она пишется со строчной (маленькой) бук­вы, например: Рейнарз утверждает, что «конкуренция яв­ляется ключом к успешной экономической системе». (3) Если в цитату вошла только часть предложения цитируе­мого источника, то либо после кавычки ставится много­точие и цитата начинается с маленькой буквы, либо ци­тата начинается с большой буквы и заканчивается мно­готочием, например: Профессор Дж. Филипп Джонс пришел к выводу, что потребителей можно убедить «...при помощи одного рекламного ролика, если он эф­фективен».

(4) Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: По мнению профессора Дж. Филиппа Джонса, «вся эффек­тивная реклама обязательно является визуальной».

На все приводимые в тексте цитаты приводятся ссылки на источник (см. п. 9).

11. Сокращения.

В дипломных работах могут использоваться три основных способа сокращений слов:

(1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город — г.);

(2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суф­фикс (медицинский — мед.);

(3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). В тексте дипломной работы допускаются общеприня­тые сокращения:

• употребляемые с географическим наименованием: г. — пе­ред названием городов, но не в начале предложения;

• употребляемые при датах, написанных цифрами: г. — год, гг. — годы, в. — век, вв. — века;

• употребляемые при ссылках: с. — страница, см. — смотри, ср. — сравни;

• употребляемые только при указании сумм и количеств, на­писанных цифрами: тыс. — тысяча (вместо нулей), млн. — миллион (вместо нулей), млрд — миллиард (вместо нулей), руб. — рубль, долл. — доллар, у.е. — условная единица.

12. Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом.

Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку или в столбик и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами, буквами и запятых, например:

Джером Мак-Карти в своей книге «Основы маркетинга» в по­пулярной форме ввел классификацию различных маркетинговых элементов, которые определяются следующим образом: 1) продукт, 2) место, 3) цена, 4) продвижение.

Другой пример:

В рекламе активно используются скрытые сравнения, которые де­лятся на типы:

(1) расширенное,

(2) суженное,

(3) смещенное,

(4) неопределенное,

(5) вырожденное.

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишут­ся с новой строки с маленькой буквы и отделяются друг от дру­га точкой с запятой. Например:

Перечислим четыре главные функции большинства рекламных агентств:

(1) менеджмент счетов;

(2) творческие услуги;

(3) услуги по средствам массовой информации;

(4) исследования.

Если перечисления состоят из отдельных предложений, то они пишутся с новой строки с большой буквы и отделяются друг от друга точкой. После цифр ставятся точки. Например:

Существует три типа рассылочных списков для прямой почтовой рекламы.

1. Собственные списки фирм - это списки потребителей, состав­ленные компанией, магазином или ассоциацией.

2. Список ответивших состоит из людей, которые ответили, на­пример, на предложение прямой почтовой рекламы.

3. Составные списки — списки, арендованные у брокера списков прямой почтовой рекламы.

Все элементы перечисления в целом должны грамматиче­ски подчиняться вводному предложению, которое предшест­вует перечислению, например:

Поправка Уиллера-Ли возлагала на Федеральную торговую ко­миссию следующие полномочия: 1) инициировать расследования против компаний, не ожидая поступления жалоб; 2) выдавать распо­ряжения о приостановке и прекращении деятельности и 3) подвергать штрафам компании, не подчиняющиеся распоряжениям о приоста­новке и прекращении деятельности».

13. Цифры.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначные, например: десять автомобилей (неправильно: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отноше­ний сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, два­дцать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окон­чаний, если они стоят после существительного, к которому от­носятся, например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падеж­ные окончания, если они стоят перед существительным; напри­мер: 3-й раунд.

При перечислении более двух порядковых числительных па­дежное окончание ставится только один раз, например: ассо­циации 1, 2 и 3-го уровней.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют, например: IV курс, XX век (не­правильно: ХХ-й век).

14. Приложения помещаются в конце дипломной работы .

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение. Наверху посередине страницы заглавными буквами полужирным шрифтом печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенное обозначение (заглав­ные буквы русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), а под ним в скобках указывают степень необходимости приложения, например: «(рекомендуе­мое)», «(справочное)», «(обязательное)». При наличии только одного приложения оно обозначается так: «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Ниже по центру полужирным шрифтом указывают тематиче­ский заголовок.

Связь основного текста с приложениями осуществляется по­средством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: (см. Приложение А).

15. Демонстрационные материалы и компьютерная презентация.

При использовании демон­страционных материалов общими требованиями являются хо­рошая читаемость (четкость, ясность, хорошая визуальная вос­принимаемость изображения), аккуратность и грамотность. Со­держание демонстрационных материалов должно строго соот­ветствовать содержанию дипломной работы.

На плакаты (в основном применяется формат А1, соответст­вующий ГОСТ 2.301—68) выносят схемы, чертежи, таблицы, текст. На листе одного из этих форматов в случае необходимо­сти могут располагаться несколько иллюстраций.

Плакаты размещаются последовательно в соответствии со структурой доклада, без неожиданных для слушателей переходов в ходе доклада от первых плакатов к последним и наоборот.

Иллюстративные материалы на плакатах следует разме­щать достаточно насыщенно, не создавая впечатления значи­тельного объема выполненных работ количеством представ­ленных плакатов.

Для защиты дипломной работы необходимо иметь не ме­нее 4 листов графических разработок формата А1, в случае представления дипломной работы в электронном варианте — от 8 слайдов с распечаткой раздаточного материала для защи­ты. В последнем случае раздаточный материал также оформ­ляется в виде приложения к выпускной работе.

На плакатах и раздаточном материале в правом нижнем углу проставляется шифр работы, соответствующий шифру на ти­тульном листе дипломной работы.

Раздаточный материал (экспонаты, образцы и т.д.) выпол­няется на компьютере или каким-либо другим графическим способом. Количество комплектов должно соответствовать ко­личеству членов Государственной экзаменационной комиссии. Раздаточным материалом могут служить любые рекламные ма­териалы, о которых упоминается в докладе: прайс, медиаплан, буклет, календарь и пр. Будет уместным демонстрация вышеперечисленного в электронной версии презентации.

Компьютерный иллюстративный материал, требующий про­екционной техники. Компьютерные версии разработок позво­ляют оперативно вносить изменения в текст на плакатах после замечаний, сделанных в ходе предварительных защит или поя­вившихся в процессе творческого анализа системы изложения материала дипломной работы в докладе. При подготовке плака­тов на компьютере необходимо позаботиться о том, чтобы слу­шатели могли разглядеть то, что представлено на плакате.

Необходимо помнить, что в отдельных случаях авторы увле­каются демонстрацией достижений в области программирования и забывают, что это лишь элемент процедуры защиты.

Книги, статьи и другие публикации, подготовленные исследо­вателями в процессе обучения и имеющие отношение к теме дипломной работы.


МЕТОДИКА И СТИЛИСТИКА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть проблемы.

Удачное изложение материала дипломной работы и грамот­ный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны подчеркнуть ее преимущества. Невыигрышная подача текста, стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте ошибок могут испортить впечатление от самой талантли­вой и оригинальной работы.

Наиболее характерной особенностью языка письменной на­учной речи является формально-логическое изложение материа­ла, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказа­тельств. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств сле­дует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты):

• последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

• противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

• причинно-следственные отношения — словами «следова­тельно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обра­тимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вы­вод», «подведя итог», «следует сказать» и др.

Иногда подобные слова дополнительно несут функцию руб­рикации текста, поскольку способствуют более глубокому логи­ческому структурированию.

Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в дипломной работе словоупот­ребление должно быть максимально точным, лишенным специ­альных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения.

Принципиальную роль в научном тексте играют специаль­ные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении, умело и к месту. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избегать использования терминов-синонимов. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые фра­зеологические обороты, выступающие в роли терминов, напри­мер: «коммуникативная эффективность», «экономическое регу­лирование», «целевая аудитория», «маркетинговые коммуника­ции» и т.д.

Стиль дипломной работы — это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не приня­то использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы» («нами установлено», «мы можем утверждать», «мы приходим к выводу» и т.д.). Для того чтобы разнообразить текст, конструк­ции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями («к проблеме формирования потреби­тельских предпочтений подходят с различных точек зрения»). Возможно также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («проанализиро­ваны графические элементы логотипа и дизайна упаковки тор­говой марки»).

Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными, не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкре­тизацию.


ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Все ошибки, которые допускают студенты в ходе подготовки дипломных работ в самом общем виде, делятся на организаци­онные и методические.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки.

1. Нарушение графика выполнения работы. Неумение пра­вильно спланировать свою работу резко снижает качество ди­пломной работы, не дает возможности подготовить доклад, за­ставляет излишне нервничать, проводить защиту на низком ква­лификационном уровне. Необходима постоянная и систематиче­ская работа, поскольку только она позволит все выполнить в от­веденные сроки и в соответствии с имеющимися требованиями.

2. Ненужная детализация второстепенных проблем при отсут­ствии четкой и логичной стратегии всей работы. При написании дипломной работы постоянно нужно задавать себе вопросы: за­чем нужен этот материал? как он работает на главную проблему темы? в чем новизна преподносимого материала? как он соотно­сится с общей логикой изложения? Если при раскрытии темы появляются какие-то новые направления, которые желательно осветить, необходимо точно знать, как они связаны с темой. Все второстепенные дополнительные направления либо должны быть исключены, либо освещены в минимальном объеме.

3. Попытка «объять необъятное», т.е. раскрыть тему на более высоком уровне (диссертация, монография и т.д.). Дипломная рабо­та может иметь элементы диссертационной проблематики и даже во многом отвечать требованиям диссертации. , пре­жде всего, должна отвечать предъявляемым к ней требованиям. Как показывает практика, нередко погоня за более высоким уровнем работы выделяет одни ее части и не дает развития другим.

4. Занижение уровня разработки, представление дипломной работы, в частности, как курсовой работы. от­личается от курсовой работы качественно. Это другой уровень дея­тельности, показывающий степень квалификационной грамотно­сти, подытоживающий все то, что освоено, осознано, пережито в процессе учебы, прохождения практик. Здесь важно решение не отдельной типовой профессиональной задачи и тем более ее эле­мента, а всего комплекса типовых профессиональных задач.

5. Неумение использовать литературные источники, приводя­щее порой к присваиванию чужих мыслей (плагиату), т.е. простому переписыванию литературных данных без ссылок на авторов. При наличии данной типовой ошибки возникает, с одной стороны, во­прос о честности защищающегося, а с другой — о способности пользоваться им литературными источниками и, следовательно, недостаточном соответствии квалификационным требованиям специалиста с высшим образованием. Умение и навыки по обра­ботке информации, содержащейся в литературных источниках, отрабатываются при подготовке ов и курсовых работ. Ди­пломная работа — высшая ступень представления своих знаний, умений и навыков, и поэтому нельзя спотыкаться на простейшем.

6. Неумение «добывать» информацию. Как показывает опыт, крайне редко встречаются случаи, когда по теме дипломной ра­боты имеется необходимый объем интересующих сведений. Го­раздо чаще требуемых сведений недостаточно. В этом случае нужно уметь либо по косвенным данным определить (вычис­лить, догадаться и т.д.) требуемые сведения, либо аналитиче­скими методами найти недостающую информацию. Для этого необходима глубокая интеллектуальная проработка.

7. Недостаточно полное освещение проблемы. Как правило, разработка темы требует многоаспектного (с различных точек зре­ния) рассмотрения. Это, прежде всего, заключается в определении последствий (в большей части негативных) от решения проблем, исследуемых в дипломной работе. Специалист с высшим образо­ванием всегда должен помнить, что любая деятельность имеет как положительную, так и отрицательную сторону, уметь прогнозиро­вать и предупреждать негативные последствия. Также нередко тре­буется рассмотреть психологические аспекты реализации тех пред­ложений, которые предлагаются автором дипломной работы.

8. Неправильное оформление иллюстраций, выносимых на защиту. В самом общем виде выделяется следующее:

• недостаточный объем иллюстративного материала. В этом случае присутствующие на защите не могут в достаточной степени оценить проделанный объем исследования и не проникают в глубину разработки. Выносимый на защиту иллюстративный материал — это визитная карточка за­щищающегося студента, и она должна быть полной, кра­сиво оформленной;

• чрезмерно увеличенный объем иллюстративного материала. В этом случае защищающийся выносит слишком много сведений, фактов, данных и т.д., которые уводят его в дета­ли и не позволяют акцентировать внимание на главном.


РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ И КОНТРОЛЬ НАД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ

Руководитель дипломной работы назначается приказом по факультету по представлению кафедры. Руководителями могут быть члены профессорско-преподавательского состава универ­ситета, а также высококвалифицированные специалисты других учреждений рекламного профиля.

Руководитель дипломного проектирования:

(1) составляет и выдает задание на дипломную работу и сбор материала к ней в период практики (задание, утвержден­ное кафедрой, служит основанием для контроля научным руководителем за ходом выполнения дипломной работы);

(2) совместно со студентом в течение 10 дней с начала выполнения дипломной работы составляет в двух эк­земплярах календарный график работы на весь период (см. Приложение Д);

(3) рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме ди­пломной работы;

(4) в соответствии с графиком проводит систематические кон­сультации со студентом-дипломником по организации ра­боты;

(5) координирует работу дипломника и консультантов;

(6) контролирует ход выполнения работы и несет ответст­венность за ее выполнение вплоть до защиты дипломной работы; проверяет выполнение работы по частям и в це­лом. Если представленный материал не отвечает требо­ваниям, то научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает его студенту на доработку;

(7) подписывает дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, и вместе со своим письменным отзы­вом представляет его заведующему кафедрой не позднее чем за 10 дней до защиты.

В письменном отзыве должно быть указано, рекомендует ли руководитель или не рекомендует работу к защите. В отзыве ру­ководителя дипломной работы должны быть отмечены: актуаль­ность темы, степень решенности поставленной задачи, степень самостоятельности и инициативности студента, умение студента пользоваться специальной литературой, способности студента к исследовательской и творческой работе, возможность использо­вания полученных результатов на практике, возможности при­своения выпускнику соответствующей квалификации.

Для повышения уровня выполнения отдельных разделов ди­пломной работы могут назначаться консультанты — преподава­тели высших учебных заведений, а также высококвалифициро­ванные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультантами могут приглашаться профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные преподаватели смежных кафедр, а также высококвалифицированные специали­сты и научные работники других учреждений и предприятий (при отсутствии в образовательном учреждении соответствую­щих специалистов). Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой. Фа­милии консультантов указываются в задании на работу. Кон­сультанты проверяют соответствующую часть выполненной сту­дентом работы и ставят свою подпись.


РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Каждая подлежит обязательному специ­альному внешнему рецензированию.

К рецензированию привлекается профессорско-преподава­тельский состав образовательных учреждений, опытные специа­листы и научные работники других учреждений и предприятий рекламной сферы деятельности.

Не позднее чем за неделю до защиты студент получает от внешнего рецензента подготовленную рецензию, знакомит с ней своего руководителя и передает ее сек­ретарю ГЭК.

Рецензия должна быть подписана рецензентом, в конце ре­цензии должна стоять оценка дипломной работы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Рецензия на дипломную работу составляется в письменной форме и должна по возможности характеризовать следующие ее аспекты:

(1) общую характеристику работы: актуальность темы; объем пояснительной записки; краткая характеристика содер­жания дипломной работы по разделам с отражением полноты и обстоятельности разработки задания, степень соответствия дипломной работы заданию;

(2) полноту раскрытия темы — чего не хватает в дипломной работе в этом плане и как можно было бы улучшить ее разработку;

(3) критический обзор литературы по теме дипломной рабо­ты, его полнота и последовательность анализа;

(4) системное логическое изложение материала дипломной работы, степень соответствия целевым установкам иссле­дования;

(5) правильность формулировки научной новизны диплом­ной работы и ее достаточность для исследования такого ранга. Если научная новизна имеет большую значимость, то следует ли продолжить научные изыскания в этом на­правлении;

(6) наличие аргументированных выводов по результатам ди­пломной работы; (7) оценку практической значимости дипломной работы; воз­можность распространения результатов дипломной работы на деятельность других организаций;

(8) соответствие дипломной работы требованиям, предъяв­ляемым к подобным документам;

(9) наглядность и лаконичность изложения материал, указа­ние в этом плане на недоработки;

(10) наличие в тексте опечаток, стилистических неточностей, неправильно построенных фраз и т.д.;

(11) недостатки и слабые стороны дипломной работы;

(12) предлагаемую оценку работы и возможность присвоения дипломнику квалификации «Специалист по связям с общественностью».


ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

К защите дипломной работы допускаются только те студен­ты, которые полностью выполнили учебный план, успешно сда­ли государственные экзамены, прошли предзащиту на кафедре.

По каждому допущенному к защите студенту кафедра пред­ставляет в ГАК:

• дипломную работу;

• отзыв научного руководителя;

• рецензию.

Все документы должны поступить в ГАК за 2—3 дня до защиты.

Защита дипломной работы проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии, утвержденной при­казом ректора. Аттестация проводится в форме заслушивания доклада о проделанной работе и собеседования членов аттеста­ционной комиссии со студентом, представившим дипломную работу.

Весь необходимый иллюстрированный материал студент за­ранее вывешивает на стендах, а сама работа предъявляется пред­седателю ГАК.

Для доклада о выполненной работе дипломнику отводится 7—10 минут.

Структура доклада студента на защите дипломной работы:

(1) полное наименование темы дипломной работы;

(2) цель и задачи дипломной работы;

(3) краткий обзор результатов работы;

(4) краткое содержание использованных форм и методов для разработки предложений (мероприятий, конкретного до­кумента и т.д.);

(5) обоснование принятых решений, их эффективность;

(6) практическая значимость результатов работы и пути ее совершенствования.

Особое внимание в докладе должно быть уделено новизне полученных результатов и возможной их практической и науч­ной значимости.

В процессе защиты студент должен строго придерживаться установленного регламента, излагать текст доклада четко, ясно и лаконично, не допуская применения элементов нелитературной лексики. Ответы на вопросы должны быть короткими и предметными. Элементы демонстрационной части дипломной рабо­ты должны иллюстрировать доклад, поэтому их располагают в последовательности упоминания в докладе.

По рекомендации кафедры студент может представить до­полнительно краткое содержание дипломной работы на англий­ском языке, которое оглашается на защите и предусматривает вопросы к дипломнику на английском языке.

По окончании доклада члены ГАК задают дипломнику во­просы в соответствии с темой и содержанием работы, для выяв­ления его знаний по вопросам, затронутым в работе и докладе.

Затем на заседании ГАК зачитывается основное содержание рецензии и дипломнику предоставляется право ответить на за­мечания рецензента; зачитывается также отзыв научного руко­водителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение студента к своим обязанностям, отмечаются положи­тельные и отрицательные стороны работы.

Оценка дипломной работы производится на закрытом засе­дании ГАК.

При этом ГАК принимает во внимание: актуаль­ность темы, степень самостоятельности в работе, ее оригиналь­ность и новизну проведенного исследования; содержание, тео­ретический и методологический уровни выполнения работы; знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы; четкость изложения доклада на за­щите работы и правильность ответов на вопросы; оценку работы дипломника руководителем дипломной работы и рецензентом.

Оценка объявляется одновременно всем студентам, защи­щавшим дипломную работу, в день защиты. Оценка за диплом­ную работу идет в приложение к диплому.

Основные критерии оценки дипломной работы:

• соответствие требованиям, предъявляемым к дипломным работам;

• правильность выбранной студентом концепции описания и решения проблемы;

• глубина проработки материала;

• правильность и полнота использования источников;

• оформление дипломной работы;

• содержательные ответы на вопросы членов комиссии. оценивается на «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно» с учетом ее соответ­ствия требованиям, а также официальных и неофициальных от­зывов. Итоги защиты подводятся на закрытом заседании ГАК, решение принимается большинством голосов, оформляется протоколом и объявляется в тот же день. Апелляция (при несогласии с оценкой) может быть подана студентом на имя председателя ГАК в день защиты. После защиты секретарь ГАК передает ди­пломную работу на кафедру.

Тема дипломной работы и ее оценка заносятся в зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости, которая выдается выпускнику вместе с дипломом об окончании института.

Наиболее содержательные в теоретическом и практиче­ском плане дипломные работы могут быть рекомендованы к опубликованию, а также представлены к участию в конкурсе научных работ. Авторы таких работ могут быть рекомендова­ны в аспирантуру.


библиографический список

1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, / Ю.Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 126 с. —ISBN 5—222— 01785-0.

2. Голодаева В. С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / В.С. Голодаева. — М.: Дашков и К, 2000. - 18 с. - ISBN 5-8316-0037-8.

3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колес­никова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 287 с. - ISBN 5-02-002770-7.

4. Кузнецов И.Н. ы, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учеб.-метод, пособие / И.Н. Кузнецов. — 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2004. — 350 с. — ISBN 5-94798-435-0.

5. Менеджмент. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. пособие для вузов по экономическим специальностям / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, К.М. Кухарев и др.; Под ред. Э.М. Короткова, СД. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 284 с. - ISBN 5-16-000855-1.

6. Уваров А А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите / А.А. Уваров. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 79 с. - ISBN 5-8018-0097-2.

7. Щепакин М.Б. Реклама. Дипломное проектирование: Учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама» / М.Б. Щепакин, Г.М. Мишулин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Б.и., 2004. - 145 с. - ISBN 5-94637-008-1.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Образец оформления титульного листа дипломной работы

__________________________________________________________________


Федеральное агентство по образованию

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

Кафедра теории и практики связей с общественностью

Допускается к защите

Зав. кафедрой теории и

практики связей с общественностью

_________Л.А.Баринов

«___»__________200_ г.

на тему: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Студент группы Ц5А

Ф.И.О.____________

Научный руководитель

______________________

(уч.звание и уч.степень)

____________________________

(Ф.И.О.)

____________________________

(подпись, дата)

Москва 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Образец оформления задания на дипломную работу

__________________________________________________________________


Федеральное агентство по образованию

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой теории и

практики связей с общественностью

_________Л.А.Баринов

«___»__________200_ г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы

Студенту (ке)___________________________________________________

Группа____Ц5А_____ факультет средств коммуникации

Направление (специальность) 030602 «Связи с общественностью»

(код, наименование)

Код квалификации _________Степень или квалификация________________

Тема дипломной работы____________________________________________

_________________________________________________________________

Руководитель______________________________________________________

Ученое звание, ученая степень руководителя ___________________________

Место работы, должность руководителя _______________________________

Исходные данные к работе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (например, литературные источники, не менее 2-х учебников)

Основные проблемы работы, подлежащие исследованию (краткое содержание выпускной квалификационной работы)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала с указанием основных чертежей и (или) иллю­стративного материала__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи задания_________________________________________

Срок сдачи полностью оформленного задания на кафедру________________

Задание принял к исполнению студент __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

(подпись, дата)

Научный руководитель:_____________________________________________

(Ф.И.О., уч.степень и звание, место работы, должность и подпись)


ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)

Образцы составления аннотации

(приведены примеры аннотаций только на русском языке, в дипломной работе необходимо представить аннотации на русском и английском языках)


1. на тему «Разработка концепции социаль­ной рекламной кампании (на примере тематической кампании по пропаганде семейных ценностей)»

АННОТАЦИЯ

посвящена разработке творческой кон­цепции социальной рекламной кампании по пропаганде семей­ных ценностей. В работе рассматриваются:

(1) теоретические основы социальной рекламы, этапы ее раз­вития, аспекты планирования социальной рекламной кампании;

(2) характеристика социальной рекламы в городе Омске, ее проектирование на базе информационной политики Админист­рации, общая концепция ее развития;

(3) разработанная автором творческая стратегия по продви­жению семейных ценностей, ее планирование и проектирова­ние, оценка коммуникативной эффективности.

2. на тему «Креативное содержание соци­альной рекламы»

АННОТАЦИЯ

В данной дипломной работе рассмотрены история и основ­ные характеристики социальной рекламы, изучена ее законода­тельная база, а также сущность креатива и его отражение, изу­чены методики разработки и создания креативной социальной рекламы, проанализированы макеты и выявлены шаблоны в ом­ской социальной рекламе, разработаны макеты и проведена их коммуникативная эффективность.

3. на тему «Проблема перевода слоганов и текстов рекламы»

АННОТАЦИЯ

Данная посвящена переводу слоганов и текстов международных рекламных кампаний с английского языка на русский в контексте межкультурных различий США и России. В работе последовательно рассматриваются:

(1) актуальность применения технологии этномаркетинга в современных условиях ведения международной торговли;

(2) культурный и лингвистический аспекты международных рекламных кампаний;

(3) тенденции, существующие в рекламном переводе, и их связь с маркетинговыми целями и задачами компании;

(4) разработка понятия и критериев оценки адекватного пе­ревода;

(5) выполнение копирайтером функций переводчика слога­нов и текстов рекламы.