Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

работа

 

             

работа

Санкт–Петербургский Государственный Университет

факультет журналистики

кафедра современной периодической печати

Типы интервью. Тактика ведения, активность журналиста (на материалах газет:

"Ваш тайный советник", "Смена").

Студентки 1 курса 2 группы

факультета журналистики

Гуськовой Марии

научный руководитель

Воронина О. Г.

Санкт-Петербург

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.................................................................................. 3

2. Классификация интервью в СМК:......................................... 6

1) Интервью на телевидении...................................... 6

2) Интервью на радио................................................ 7

3. Виды интервью в газете......................................................... 8

4. Подготовка интервью или залог успеха.............................. 12

5. Типы вопросов в интервью.................................................. 16

6. Беседа: С чего начать и чем закончить?.............................. 20

1) Начальная стадия интервью............................................ 21

2) Развертывание беседы..................................................... 22

3) Завершение беседы.......................................................... 23

7. Смысловой анализ интервью в дедуктивной

газете «Ваш тайный советник»................................................... 24

8. Смысловой анализ интервью в газете «Смена».................... 29

9. Заключение............................................................................. 33

10. Список литературы............................................................ 35

Приложения 1,2,3,4 из газеты "Ваш тайный советник"..................36

Приложения 5,6,7 из газеты "Смена"................................................40

ВВЕДЕНИЕ

Не от недостатка ума нет

разговора, а от эгоизма.

Всякий хочет говорить о себе

или о том, что его занимает...

Л. Н. Толстой

Всю информацию в повседневной жизни человек получает посредством общения. Сегодня будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек - организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации) в самых разных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе, науке, и в журналистике. Искусство общения, искусство интервьюирования - важная составная часть журналистского мастерства. Теме интервью, типам интервью, тактике ведения беседы и поведению журналиста во время беседы посвящена эта .

Что же такое интервью? По определению, данному в ряде словарей, « интервью- это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в СМИ». Слово «интервью» в журналистике имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определенных интервью эти два значения слишком категорично определяются. Между тем, получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведений определенного жанра. «Жанр интервью является результатом «закрепленности в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью».[1] Термин интервью происходит от английского interview, то есть беседа. Роли участников интервью различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, опрашивающий - как субъект исследования. Журналист нацелен на получение информации, следовательно, обмен мнениями недопустим. М. Шостак дает следующее определение интервью: «Интервью - событие, которое журналист «сочинил» сам. ( Составил сценарий, придумал канву основных «реплик» и ходы для самовыражения партнера и собственной импровизации). Главная сложность - в хороших, точных переходах от одной темы к другой; непрерывном, без провалов течении беседы».[2]

Актуальность работы, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т. к. знания по этой теме необходимы журналистам- практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту, а любому человеку.

. Цели и задачи. Перед нами стоит задача классифицировать виды интервью и рассмотреть, опираясь на теорию, журналистскую тактику ведения беседы в газетно-публицистических текстах. Научиться располагать к себе собеседника и получать от него нужную информацию. А также определить насколько стремительно продолжает развиваться в журналистике метод интервью. Для этого в первую очередь следует обратиться к уже существующим работам по теме интервью в журналистике.

Теоретический базис. Методу интервью в журналистике уделяли серьезное внимание многие исследователи, ученые, журналисты – профессионалы. В своей работе автор будет опираться на книги М. Шостак, М. Н. Кима, А. А. Тертычного и др. специалистов.

Знания основных форм построения интервью и некоторых психологических приемов, незаменимых в ходе интервью, необходимы пишущему журналисту как для овладения определенными способами интервьюирования, так и для проработки этих способов, которые можно было бы позднее применить на практике

Практическая проработка темы. Теоретические положения в работе дополнены анализом конкретных публикаций. Для того чтобы показать некоторые типы интервью и подтвердить предложенную классификацию вопросов, мы решили ограничиться примерами только из одного из средств массовой коммуникации – печати. Практический материал взят из газеты «Смена» и из дедуктивной газеты агентства журналистских расследований «Ваш тайный советник» за период с января 2000 года по март 2001 года.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ В СМК

Прежде всего, рассмотрим виды интервью в разных Средствах массовой коммуникации. Различают интервью в газете (журнале), на телевидении, интервью на радио. В своей курсовой работе мы будем рассуждать о газетном интервью, но хотелось бы уделить внимание и специфике интервью на радио и телевидении. Живой диалог и интервью, напечатанное в газете, обычно не совпадают, так как в процессе работы над последним журналист прибегает к технике монтажа, сокращению записи. Убираются все выявленные ошибки, неточности, оговорки, несущественные детали. Обычно меняется и композиция: вначале звучат легкие вопросы, затем более сложные, а наиболее проблемные отнесены к концу.

ИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Интервью на телевидении - это беседа перед микрофоном интервьюера с гостем, приглашенным в студию. В интервью могут принимать участие 2- 3 лица. Разумеется, у телеинтервью есть неоспоримое преимущество - изобразительные возможности. «Интервью на телевидении - чрезвычайно лаконично (действие, движение, речь- пружина диалога). Главное, что требуется от журналиста в условиях интервью- умение публично мыслить. Вопросы задаются не протокольно, а в живом диалоге».[3]

Интервью активно используется в практике современного телевидения в таких популярных передачах как «Я сама», «…До шестнадцати и старше», «Человек и закон», « Глас народа» и др. Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается 15- 20 минут. Новичку трудно говорить перед камерой и свободно держаться перед аудиторией. Эти навыки приходят с опытом. Наверное, многим журналистам (ныне профессионалам) запомнились неприятные моменты, которые они пережили во время своего первого публичного выступления: мысли ускользают, язык становится чугунным. Во время телевизионного интервью надо постараться забыть о телезрителях и телекамере и сосредоточиться на теме разговора. Типы телеинтервью во многом схожи с видами интервью в газете. Что касается поведения перед камерой (как интервьюера, так и интервьюируемого), то надо иметь в виду, что особое внимание уделяется не только звучанию речи, но и внешнему виду и манерам поведения. Крупный план позволяет рассмотреть черты лица говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения человека, эмоциональность. Отрицательное впечатление производят скованность говорящего, недостаток словарного запаса, монотонность, напряженность позы.

ИНТЕРВЬЮ НА РАДИО

В технике подготовки интервью на радио и в газете тоже есть различия. Записанное на пленку сохраняет черты документа, голос, стиль, речи, интонацию говорящего. Журналист- газетчик обрабатывает материал интервью после того, как состоялся его разговор с собеседником, радио журналист тщательно готовится к самому процессу. Газетчик может по своему усмотрению изменять порядок слов, вопросов, опустить одни, более обстоятельно изложить другие, радиожурналист, работающий прямо в эфире, не имеет такой возможности.

«Выступать перед микрофоном на радио легко лишь тем счастливцам, которые совершенно не обращают на него внимания. Они садятся и начинают говорить так свободно, как будто беседуют в знакомой комнате со своими друзьями, а не в пустой студии. Главная трудность при выступлении связана с тем, что беседа перед микрофоном - по существу несколько искусственное дело, не встречающееся в жизни: вы находитесь в одиночестве и говорите в пустой комнате. При этом необходимо говорить в своей собственной манере».[4] Особых навыков требует работа у микрофона. Наиболее частая ошибка неопытных выступающих состоит в том, что они начинают громко говорить в микрофон, на высоких нотах, монотонно и безэмоционально. Микрофон подчеркивает голосовые и дикционные дефекты и усиливает малейшую фальшь. Поэтому не случайно перед дикторами, выходящими в теле - и радио эфир, ведущими программ, стоит задача - изучить все вопросы голосообразования, вопросы по разработке голоса, совершенствованию его лучших качеств. Эти знания и навыки полезны и для не журналистов.

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ

Существуют различные классификации интервью. «По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью- изучение событий прошлого, уточнение фактов- и интервью мнений, цель которых- выявление оценок, взглядов, сюжетов и т.д.». [5] М. Шостак классифицирует работы интервьюера в зависимости от их целей и форм: блиц- интервью, беседа, полемика, портрет и т.д. Интервью многообразны, как и объекты интервьюеров: «очевидец», «эксперт», «звезда», «интересный собеседник»:

«В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только "источник" - высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов. Экспертные интервью проводятся для выяснения мнений собеседника о другом человеке или явлении. Главный предмет обсуждения проблемных интервью - мнения сопоставление источников мнений. Источник мнений не просто авторитетный, но и достаточно оригинально мыслящий человек».[6] Интервью - "знакомства" М. И. Шостак подразделяет на следующие виды: психологический портрет, портрет "антигероя", "звездное" интервью.

«Есть различия в технике проведения беседы. Есть формализованное интервью , под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д.».[7] Белановский о назначении этих двух видов интервью пишет: «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации… Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента и индивид не является в них учетной статистической единицей».[8]

Можно предложить следующую классификацию интервью. Интервью бывает событийным, проблемным и портретным.

В событийном интервью редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Или это интервью для получения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. Собеседник тут только «источник» - высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы. Или это интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме. Такие интервью ценны точностью высказываний, формулировок. Здесь журналист в первую очередь обращается к мнению человека, обладающего общезначимым общественным статусом, заметным политическим профессиональным рангом. Текст такого интервью содержит мало элементов, проявляющих авторское «я», в нем преобладают нормы книжной речи, сложные словосочетания, отглагольные существительные, несущие в себе сгусток смысла. Вопросы образуют систему, ориентируясь на то, чтобы охватить как можно больше необходимой информации.

Проблемное интервью - наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по- своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы. «Проблемное интервью помогает разложить проблему на составные части или представит ее как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов […].Проблемное интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. Не только обсуждение конфликтной ситуации (Что делать? Кто виноват?), - само обсуждение может быть конфликтным, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, полемизм и соперничество. Для такого материала не годится тон «всезнайства», прямые «жесткие» перебивки. Лучше перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию (Ну?.. В это трудно поверить…). Употребляются перебивки «контрмнением» и перебивки- переключения на другую тему».[9]

Портретное интервью направлено на личность собеседника с целью раскрыть какую-то ее грань для читателя. В таком диалоге виден автор, его умение вызвать собеседника на откровенный разговор. В процессе подготовки к интервью строится сценарный план– намечаются основные вехи разговора. Но в процессе беседы могут возникать самые неожиданные вопросы. В таком интервью преобладает разговорная речь. Нужно быть готовым к некоторым казусам при интервью, ориентированном на личность. Как журналист может быть уверен, что он лучше знает, какую проблему его герой хочет обсудить? Если собеседник считает нужным говорить о любви (может быть, это смысл всей его жизни), как интервьюер будет навязывать ему разговоры о политике? Собеседник просто не будет на них отвечать и правильно сделает. Журналисту не следует открыто посягать на личность собеседника, а надо стараться его расположить к себе. Может быть, то, что он расскажет в откровенной беседе, никогда и нигде не освещалось, и тогда материал имеет шанс стать сенсацией. В любом случае нужно дать собеседнику возможность выговориться. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие.

Также интервью разделяют по отношению опрашиваемого к беседе . Это может быть интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом, интервью с равнодушным собеседником (Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью). Или интервью с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.

«Интервью различают и по степени интенсивности : короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально- психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященной предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус- группа, избирается модератор(ведущей фокус-группы), составляется программа и процедура исследования, наконец, разворачивается работа с фокус- группой по установленной программе».[10]

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ЗАЛОГ УСПЕХА

Каждому журналисту приходится выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».

Должен ли журналист готовиться к интервью и если должен, то каким образом? Следует помнить, что подготовка и проведение интервью лишь кажутся легкими задачами: задал вопрос, получил ответ, записал на бумагу или диктофон, все готово. В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, без подготовки. Однако, такие интервью бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом и имеет некоторый опыт. (Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам). Подготовка к беседе обязательное требование. Она складывается из следующих моментов:

1)Определение цели интервью или характера необходимых сведений.

2)Изучение темы интервью.

3)Изучение собеседника.

4)Предварительное обдумывание техники беседы, составление вопросов.

В психологии, для которой общение, так же как и в журналистике, составляет основу профессиональной деятельности, есть такое понятие- «квадрат успеха». Квадрат - есть прямоугольник, у которого все стороны равны. Так и общение будет успешным, если интервьюер одинаково хорошо подготовится по всем четырем пунктам.

Определяя цель интервью , надо прояснить для себя некоторые моменты. Для чего нужно встретиться с этим человеком? Почему мнение именно этого человека вам необходимо? Можно ли считать собеседника экспертом в этой области?

Что касается тематики интервью , здесь закономерность такова: Чем больше журналист будет знать о проблеме беседы, тем увереннее он будет себя чувствовать во время беседы, тем с большим уважением отнесется к нему его собеседник. А иногда хорошая подготовка журналиста может стать решающим фактором для согласия собеседника на встречу и интервью. «Научный обозреватель «Комсомольской правды» по этому поводу сказал так: « Не буду набивать себе цену, во многих случаях я далеко не все понимаю, когда глубоко залезаю в тот или иной научный вопрос. По- моему, это естественно, закономерно для журналиста. Но я не иду в лабораторию или к ученому предварительно не познакомившись с вопросами, на которые хочу услышать ответы. Не думаю, чтобы научный обозреватель мог позволить себе роскошь читать специальную литературу, предназначенную для ученых. Если я не пропускаю такие издания, как «Успехи физических наук» или «Вестник Академии наук», то читаю в них лишь озорные статьи, в которых подводятся итоги того или иного явления, открытия» »[11] . Готовясь к встрече, журналист, прежде всего, определяется в источниках информации, связанных с данной темой. Это может быть специальная литература, справочники, публикации в прессе, данные статистики, специалисты, которые могут проконсультировать. Особенно важна предварительная работа по предмету интервью в ситуации конфликтного общения. Часто журналисты в процессе подготовки к интервью проводят даже собственное журналистское расследование.

Следующая сторона подготовки к интервью - предварительное изучение собеседника . Опытные журналисты придают таким сведениям большое значение. Они стараются как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью. Все эти сведения помогут, во-первых, договориться об интервью, а во- вторых, успешно составить партитуру интервью и эффективно провести беседу.

И последняя, четвертая, сторона предварительной подготовки к интервью- это продумывание хода беседы , техники интервью, составление вопросов. «Каждый журналист готовится по-своему: кто-то только намечает «узловые пункты» будущего разговора. Кто-то составляет перечень вопросов, которые он хотел бы задать. Например, Леонид Плешаков, выступая перед студентами МГУ, так аргументировал свою технологию подготовки: «Во время интервью я ничего не записываю. Если начнешь записывать, прерывается мысль у человека. Он останавливается, начинает реже говорить. Я составляю подробнейший список вопросов […]. Когда я беседовал с Мариной Влади, у меня было заготовлено 150 вопросов. Я потом раскрыл свои вопросы и вспомнил, что она по каждому вопросу говорила. Я ничего не перепутал» ».[12] В пользу предварительной формулировки вопросов высказывается автор пособия по журналистскому интервьюированию и журналист Хью Шервуд:

«Я считаю, что этот способ обладает несколькими преимуществами. Во-первых, он дает уверенность, что я не забуду ни одной проблемы, которые должен осветить. Во-вторых, он облегчает мне возможность удерживать интервью в рамках темы. Потому что в девяти интервью из десяти происходит неизбежное. Интервьюируемый отвечает на первые пять или шесть вопросов по порядку, а когда ему задают седьмой вопрос, он каким-то образом ухитряется ответить вместо этого на двадцать седьмой.

Тогда немедленно возникает проблема: задавать ли ему двадцать восьмой вопрос или вернуться к восьмому? Здесь нет простого ответа. Но если у интервьюера есть заранее написанный список вопросов, тогда ему проще перескакивать вслед за интервьюируемым туда-сюда, как тому хочется, и потом вновь ввести его в русло последовательности… Список вопросов дает интервьюеру структуру, к которой он может возвратиться в любой момент, когда почувствует необходимость.

Есть, однако, и третья, и более тонкая, причина для написания заранее ваших вопросов. Это прекрасное доказательство для человека, которого вы интервьюируете, что вы побеспокоились о том, чтобы подготовиться к интервью. В этом также содержится тонкий намек интервьюируемому, что, если вы постарались обдумать вопросы, которые задаете, он тоже должен потрудиться над обдумыванием своих ответов.

Если вам нужна еще одна причина для подготовки интервью заранее, запомните, что, если вы не знаете точно, о чем вы хотите спросить, всегда есть опасность, что вы истощите свой запас вопросов. Это очень удручающая картина».[13]

ТИПЫ ВОПРОСОВ В ИНТЕРВЬЮ

Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью. (Наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.)

Валерий Аграновский

В журналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Как нельзя точно высказался на эту тему Лешек Кумор, польский афорист: «Забросать вопросами проще простого, куда труднее попасть в цель».[14] По содержанию вопросы можно разделить на три группы:

- о знаниях,

- о мнениях,

- о фактах.

В полной мере интервью получится информационным (фактическим), если в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросы: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то такие вопросы уже относятся к вопросам «о мнениях». Вопросы «о знаниях» формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого- либо события, явления, процесса, ситуации.

По цели или функции вопросов в интервью их можно классифицировать как:

- результативные,

- функциональные.

Результативные вопросы - это собственно те, ответ на которые журналист хочет получить от собеседника, чтобы узнать его мнение, либо прибегнуть к его знаниям и экспертной оценке, либо получить фактическую информацию. Это вопросы, которые реализуют цель интервью. Однако интервью- ситуация социально-психологического общения, восприятия человека человеком. Поэтому функциональные вопросы несут на себе психологическую нагрузку и выполняют дополнительные функции:

1. Установление контакта и сотрудничества с интервьюируемым.

2. Снятие напряжения в процессе беседы (вопросы легкие, чтобы собеседник немного расслабился и отдохнул).

3. Проверка компетентности собеседника, осведомленности его в данном вопросе и надежности его как источника информации. Это фильтрующие и контрольные вопросы. Часто журналисту приходиться сопоставлять высказывания интервьируемого с документами или свидетельствами других людей, потому что герой интервью может излагать действительные факты, но в ложной последовательности, домысливать развитие событий или выдумывать (часто бывают случаи умалчивания каких-то фактов внешнего и внутреннего характера).

4. Уточнение полученных сведений и высказываний героя интервью (например, в ходе разговора он может о ком-то отозваться резко отрицательно, а на самом деле просто погорячиться). Кроме того, фамилии, имена, даты, цифры надо проверять именно в ходе интервью и, кстати, лучше показать собеседнику, верно ли вы их записали.

5. Подготовка журналиста к следующему вопросу. Иногда в ходе интервью возникает ситуация, когда журналист узнает что-то неожиданное, в корне меняющее заранее продуманную концепцию интервью, ему необходимо время, чтобы сориентироваться. И тогда вполне будет уместен функциональный вопрос, ответ на который журналисту ужу известен, а значит в это время он может сосредоточиться на обдумывании следующего шага. Например, можно обратиться к собеседнику так: «В начале беседы вы сказали, что…- и повторить высказывание героя, умышленно его исказив, а затем добавить: « Я правильно вас понял?». Собеседник, естественно, начнет возражать и еще раз повторит свою мысль.

По форме , в которой задан вопрос, можно выделить:

- открытые и закрытые вопросы,

- личные и безличные вопросы,

- прямые и косвенные вопросы.

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению. Такие вопросы дают возможность собеседнику размышлять. В зарытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности навязать интервьюируемому свой ответ.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

М. И. Шостак выделяет вопросы-перебивки, «которые естественны в рабочем процессе интервью. Их можно вводить умело, едва заметно, «ввинчивая» свою реплику в паузу собеседника. Есть перебивки, которые уточняют мысль, помогают партнеру нащупать конец ответа. Другие перебивки призваны срочно поменять направление разговора, скорректировать его (в случае, если собеседник резко отклонился от темы)». Вопросы- подсказки бывают открытые и закрытые, прямые и косвенные, все они корректируют ответ собеседника. «Интервьюер также употребляет вопросы "в досыл", когда хочет исправить свои ошибки. Вопрос "в досыл" срабатывает, когда ответ недостаточно четок, когда отвечают охотно, но плохо, когда собеседник явно не понял темы или, перескакивая с одной мысли на другую, подменяет суть вопроса».[15]

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только когда необходимо получить сведения о поведении, отношениях, не одобряемых в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затрудниться высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в то же время получать информацию об его взглядах и мнениях.

БЕСЕДА: С ЧЕГО НАЧАТЬ И ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ?

Когда подготовительный этап к интервью закончен, следующий шаг – договориться о месте и времени интервью. Интервьюеру предстоит телефонный разговор. Следует заранее продумывать схему и содержание разговора по телефону с будущим интервьюируемым. Прежде всего, необходимо аргументировать свой интерес к собеседнику или какой-либо теме. Не надо вдаваться в подробности, особенно в первом разговоре, лучше оставить их для беседы. Нужно попытаться заинтересовать собеседника. При телефонном разговоре журналисту необходимо быть настойчивым, умело пробиваться через «заслон секретарши». Никогда нельзя соглашаться на формулировку: «Мы вам перезвоним…». В случае отказа можно ссылаться на 38 статью закона о СМИ, который гласит:

« Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс- конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».[16]

Интервью по телефону нежелательны (особенно, если собеседник - нервный человек), к ним прибегают лишь для оперативного отклика, когда эксперт вне досягаемости (за городом, за океаном и т.д.) или когда человек хорошо знаком, его характер, стиль общения достаточно изучены. Чаще всего беседа происходит с глазу на глаз, и поэтому выбор места и времени играет важную роль. Место не должно сковывать собеседника, а время должно его устраивать.

Но вот все оговорено, и через какое-то время должна начаться беседа… Интервью состоит из нескольких фаз или этапов. Во-первых, это начальная стадия, вход в беседу, установление контакта. Вторая стадия интервью- это собственно сам разговор, сама беседа журналиста с интервьюируемым. И последняя, завершающая стадия, - это выход из беседы.

НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ИНТЕРВЬЮ

Больше всего оживляет беседу не ум, а взаимное доверие.

Франсуа де Ларошфуко

Опытные профессионалы советуют не бросаться сразу в сложные, запутанные проблемы. В начале беседы необходимы подогрев, раскачка. Здесь как раз уместны функциональные контактные вопросы. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы быть правильно прочитанным собеседником. Интервьюер должен знать, что внешние черты и манеры журналиста влияют на восприятие собеседника, на создающийся в его представлении образ журналиста. Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего, интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Мотивы для интервью могут быть различны. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить что-то, кого-то наказать. Так же таким мотивом может быть признание популярности героя. Иногда не мешает польстить, приняв во внимание высокую самооценку человека. Да, люди в большинстве своем, как правило, самовлюбленны и эгоистичны, поэтому им нравится, когда речь идет о них, в каком бы обществе они не находились. Людям нравится говорить о себе, и они «скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе».[17]

Главное - внушить собеседнику всю серьезность намерений журналиста и тем самым увлечь интервьюируемого разговором. Нужно стремиться установить атмосферу взаимного уважения и полного сотрудничества.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ БЕСЕДЫ

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Кому-то из великих принадлежит мысль: человеку дано всего два года, чтобы научиться говорить, и целая жизнь, чтобы научиться слушать. «Журналисту, как врачу, психологу, следователю, нужно уметь слушать. Именно слушать, а не делать вид, что слушаешь. Не услышав ответа можно попасть впросак, продолжая задавать вопросы по заранее подготовленному списку. Журналист должен всяческими способами показывать собеседнику, что он его внимательно слушает: обращаться за советом, кивать, использовать междометия типа «угу», «ага», поддакивать, живо реагировать на то, что еще говорит интервьюируемый: удивляться, возмущаться, сомневаться. Очень важно слушать не только, ЧТО говорит собеседник, но и КАК он это говорит. Слушать не только слова, но и интонацию»[18] . «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».[19] Голос может быть насмешливым, робким, заискивающим и надменным, безжизненным и механическим… ««Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать». Известно, что в живой речи слова несут…всего 7% информации, 38 приходится на интонацию, а 55- на мимику и жесты».[20] . Поэтому даже, когда журналист добывает информацию главным образом с помощью интервью, без наблюдения ему не обойтись. На что же, как правило, обращают внимание журналисты во время беседы? Важны внешность, манеры, привычки, поведение человека, позы, жесты, черты лица, выражение глаз, мимика, голос, осанка, походка.… Психологически жест согласуется не со словом, а с мыслью и эмоциями. Человек может говорить одно, а думать другое, и журналисту важно научиться распознавать по жестам истинные намерения, понять состояние души в этот момент.

Так, если собеседник коснулся пальцем или рукой рта - возможно, он сказал неправду или жалеет о последних словах, которые у него вырвались. Вертикальные жесты, как правило, носят утвердительный характер, а горизонтальные выражают отрицание (но в некоторых странах наоборот). По мимике лица, позе или движениям рук мы можем определить, насторожен ли человек, доверяет ли нам, раздражен или удивлен, насмехается или лукавит.

ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ

Интервью подходит к концу.… «С одной стороны, нужно поставить точку в разговоре, сделать его завершенным, чтобы и у читателей или у зрителей, у самого героя не осталось чувства, что как-то все оборвалось не на той ноте. Барбара Уолтерс, непревзойденный мастер телевизионного интервью (обладательница всевозможных престижных премий и наград, в том числе статуэтки Эмми) огромное значение придает итоговому, заключительному вопросу. Нередко в конце интервью она спрашивает: «Где вы надеетесь быть лет через двадцать?» или «Если бы о вашей жизни делали бы фильм, то, какое название вы бы предпочли?». С другой стороны очень важно закончить интервью таким образом, чтобы у вашего собеседника не осталось чувства неудовлетворенности, чтобы заключительная часть беседы сняла эмоциональное напряжение. Многие журналисты, особенно телевизионные, очень тщательно продумывают завершение интервью».[21]

Смысловой анализ интервью в дедуктивной

газете «Ваш тайный советник»

Итак, чтобы показать некоторые типы интервью и подтвердить изложенную классификацию вопросов, а также познакомиться с техникой проведения беседы журналистов- профессионалов, мы решили проанализировать интервью в дедуктивной газете «Ваш тайный советник». Вот что показал анализ:

Чаще всего в газете «Ваш тайный советник» интервью используется как контрастный комментарий к какому-либо материалу. Но это не мешает нам наблюдать за журналистской тактикой ведения беседы и характеризовать тип интервью. Так, в третьем номере дедуктивной газеты в разделе «Тайная жизнь» на 27 полосе комментарий к статье «Почему достать наркотики становится все проще?» представлен в виде конфликтной беседы с заместителями начальника УБНОНа Аркадием Грановским и Михаилом Кроевым а также следователями управления. Как отмечает сама Галина Леонтьева (интервьюер), «обсуждение получилось жаркое». И действительно, мы наблюдаем так называемый «жесткий» стиль ведения интервью. Журналист грубо перебивает респондентов, ловит его на противоречиях (См. прил.1 вопросы 1,3 и др.). В свою очередь респонденты не мене агрессивно реагируют на реплики интервьюера, пытаясь выиграть в «схватке» с журналистом, тем самым переубедить журналиста, а с ним и читателя. Журналист задает много наводящих вопросов, защищая позицию автора предыдущей публикации. Данный комментарий- пример неформализованного интервью, здесь требуется сосредоточенность и внимание журналиста, чтобы журналист всегда был готов зацепиться за ответ и перевести его в вопрос. Эти навыки и демонстрирует нам журналистка Галина Леонтьева. Кроме того, читатель видит, что сама спорность высказывания мысли несет ему дополнительную информацию. Мы чувствуем ту напряженность в отношениях собеседников, полемизм и соперничество, о которых пишет Марина Шостак.

В разделе «Тайная власть» мы наблюдаем интервью с людьми, обладающими общезначимым общественным статусом, заметными политическим, профессиональным рангом. Марина Шостак называет такие интервью «экспертными», где журналист демонстрирует и собеседнику и читателю свою любознательность и повышенное внимание. Так, например, во втором номере дедуктивной газеты на 8 полосе опубликовано интервью с вице- губернатором Валерием Малышевым, а на 9 полосе того же номера – с вице- губернатором Юрием Антоновым (См. прил.2, 3 ). В первом интервью собеседник дает короткие, немногословные ответы на вопросы, поэтому перенесенный на бумагу результат общения не интересен. « Краткий ответ может свидетельствовать не об уклончивости собеседника, а просто о его манере выражаться лаконично…Однако лаконичный ответ может быть и умышленным, демонстрировать просто нежелание рассуждать…Часто мешает разный социальный статус интервьюера и интервьюируемого, и журналист занимает позицию «стенографа», почтительно ловящего на карандаш драгоценные слова собеседника».[22] В любом случае нельзя утверждать, что не устраивающие журналиста ответы – это следствие неверно заданных вопросов.

В следующем интервью «Это не компромат, а выдумки и сплетни" Юрий Антонов отвечает на вопросы «о громких городских событиях, к которым, если верить молве, он был причастен» (См. прил.2). Это «экспертное» или событийное интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о неких происшедших событиях. Интервью построено на сопоставлении уже обнародованных фактов с мнением Антонова. В такой беседе собеседник заинтересован, прежде всего, сам. Он не то, чтобы оправдывается перед читателем, скорее дает ясные и точные оценки существующим спорам. В интервью журналист использует результативные вопросы (ответ на которые журналист хочет получить от собеседника, чтобы узнать его мнение, либо прибегнуть к его знаниям или экспертной оценке) и прямые. В беседе нет как таковых психологических барьеров, которые используются, если собеседник на может ответить на вопрос потому, что стесняется, и не умеет выразить то, что нужно интервьюеру.

В разделе «Тайные люди» в каждом номере под рубрикой «Крестные и отцы», которую ведет журналист Максим Максимов, мы наблюдаем портретные интервью с «неординарными личностями». В этой рубрике мы встречаем рассказы о жизни собеседника, о творчестве, о карьере и т.п. С одной стороны респондент имеет возможность говорить, что он хочет и как хочет, но с другой стороны, но с другой – есть четко определенные рамки ответов. Максимов в таких беседах играет роль «вежливого и сочувствующего слушателя». Опрашиваемый здесь охотно сотрудничает с журналистом. По степени интенсивности, эти интервью относятся к средним (длящимся иногда часами). В процессе подготовки к интервью Максимов намечает, какие вопросы будут заданы, последовательность вопросов и тем. В начале беседы он направляет своих собеседников, а затем его вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем (См. «От замысла к воплощению», Н. К. Ким). Разумеется, во время подготовки к интервью журналист изучает досье будущего собеседника. Чем больше он получает сведений, тем эффективнее он проводит беседу.

Для более подробного анализа мы выбрали событийное интервью под названием «Нумерование человека- вещь оскорбительная» («Ваш тайный советник», № 2, 2001г.). Речь идет об ажиотаже вокруг вопроса о присвоении гражданам России налогового номера (ИНН). Журналисты попросили прокомментировать позицию противников ИНН (как священнослужителей, так и мирян) доцента кафедры истории архитектуры Академии художеств, настоятеля церкви святой великомученицы Екатерины в Академии художеств игумена Александра (Федорова).

В такой беседе с «источником мнений» цель журналиста – достичь наибольшей информативности беседы. Автор формирует вопросы таким образом, что они требуют освещения узловых моментов данного явления (См. прил.4, вопросы 1,2,3). Такое интервью «насыщено» элементами анализа действительности как со стороны опрашиваемого, так и со стороны интервьюера. Вопросы побуждают собеседника излагать свои знания, представления, мнения о проблеме таким образом, что выявляют причинно- следственные связи обсуждаемого явления (См. прил.4, вопрос 4 ). Далее мы видим, как журналист использует вопрос с продолжением, так называемый вопрос «в досыл» (по М. Шостак). Это позволяет уточнить мнение собеседника (См. вопрос 5). Принято считать, что вопрос с продолжением свидетельствует об изъянах профессионализма интервьюера. Но в данном случае такой вопрос говорит скорее о находчивости журналиста и о его внимательном погружении в беседу. Умело вводит интервьюер, следующий вопрос (См. вопрос 7).Так называемый «вопрос- перебивка» корректирует предмет разговора и одновременно помогает собеседнику коснуться не менее важной стороны проблемы. Формулируя этот вопрос, журналист «хватается» за слово «цифры», прозвучавшее в ответе опрашиваемого. Это и не выглядит перебивкой - вежливый, аккуратный перехват инициативы в разговоре.

Несмотря на то, что интервью для выяснения фактов и мнений собеседника отличается сдерживанием реплик журналиста, иногда интервьюеру не обойтись без проявления инициативы, корректной поддержки собеседника, любознательности журналиста и его постоянного внимания к собеседнику (См. прил. Вопрос 8). И заключительный вопрос журналиста Анастасии Беженцевой – хорошая возможность для собеседника изложить свою позицию и сделать прогноз возможного развития событий (См. вопрос 9).

В отличие от проблемного интервью, в событийном задача журналиста значительно упрощена, потому что собеседник сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора. Автор интервью на свои вопросы получает не короткие однозначные ответы, а развернутый, достаточно глубоко обоснованный комментарий.

Таким образом, в дедуктивной газете мы видим примеры самых разных типов интервью, видов вопросов, исследуем не только тактики ведения беседы журналистов газеты, но и самых журналистов, как личностей.

Смысловой анализ интервью в

газете "Смена"

Следующая газета, которую мы выбрали для анализа интересующих материалов - ежедневная газета «Смена», в которой мы встречаем 1-2 интервью в номере. В отличие от выше рассмотренной газеты «Ваш тайный советник», в «Смене» нет постоянных рубрик с интервью, закрепленных за каким-либо автором, здесь редко можно встретить острые беседы, жесткие, проблемные интервью. Более распространены портретные интервью, нацеленные на личностные характеристики собеседника, или «экспертные» интервью.

Так, после событий в медийном бизнесе, которые всколыхнули разные слои общества, «Смена» решила побеседовать на актуальную тему с доктором социологических наук, научным руководителем центра социологических исследований факультета социологии, профессора СпбГУ Дмитрием Гаврой («Смена», №85, 2001г.). Журналисту интересно мнение Д. Гавры как специалиста в данной области, он обращается к нему как к источнику информации о том, насколько население верит в независимость СМИ; какие факторы влияют на восприятие СМИ и доверие к ним (См. прил.5). Что можно сказать о вопросах и технике проведения беседы…Интервью имеет четкую структуру, где каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы (по М. Н. Киму).

Следующий тип интервью, наиболее часто встречающийся в рассматриваемой газете, - интервью со знаменитостью, наверное, один из самых любимых видов интервью у большинства читателей и, особенно у российских тинэйджеров. Как уже говорилось, такой тип интервью в журналистике называют портретным. Такое интервью проводиться либо с целью представления о личности опрашиваемого, либо перед журналистом стоит более серьезная задача - создать эмоционально- психологический портрет уже известной читателю личности. Такое интервью отмечается особой важностью психологической атмосферой беседы. Журналисту надо стараться расположить собеседника к себе как можно быстрее. Пусть главный интерес сосредоточен на «персоне», но интересно для читателя и другое: удалось или нет журналисту наладить контакт, от которого зависела осуществимость замысла - создание портрета.

«Мне все время приходилось доказывать, что я талантливый…» (интервью с Олегом Алмазовым от 22 января 2001г., № 10)- типичное «звездное» интервью (См. прил.6). Вопросы журналиста Светланы Андреевой нацелены на выяснение жизненной позиции актера, основных целей в творчестве, на разговор об отношениях с режиссером и актерской труппой, об интересных постановках и т. д. Вопросы открытые, заранее продуманные. Однако в некоторых интервью такого типа журналист отходит от «схем» и иначе ведет беседу. Так поступает журналист Михаил Садчиков в интервью с Татьяной Булановой. («Смена», 13 марта 2001 года). Те, кто следят за событиями на российской эстраде, не без интереса относятся к неординарной личности Булановой, к той «девочке- плаксе», которую сегодня называют «танцующей королевой». Понятно, чтобы вновь заинтересовать читателя, журналисту необходимо построить беседу так, чтобы героиня предстала в новом образе. С первого вопроса журналист Михаил Садчиков проявляет свое внимание, наблюдательность и собранность (См. прил.7, вопрос 1).

Перед нами пример нестандартных или свободных вопросов. А нестандартное интервью е предусматривает заранее составленного жесткого списка вопросов и строгого порядка следования тем. Надо заметить, что такое интервью требует высокой квалификации интервьюера. В нашем случае, видимо, М. Садчиков формулирует свое мини вступление перед встречей лицом к лицу с героиней, параллельно вводя непрямой вопрос. Этот пример еще раз доказывает, что всегда следует помнить об импровизации. Запрограммировать свое поведение с незнакомым человеком практически невозможно, даже если дотошно изучить его досье. К тому же в работе журналиста часто случаются непредвиденные задания. Порой за 10 минут до интервью можно не знать о том, что придется его брать. Сформировать цели и задачи все равно невозможно успеть.

Во вступлении журналиста мы не видим лести, порой очень уместной для начала разговора. Журналист умело начинает своеобразную «игру» с собеседником и ловко поддерживает его игровой настрой (См. вопр. 2, 3, 4, 5).

Журналист создает собеседнику наиболее комфортную ситуацию, он не ставит в тупик героиню, тем самым не встречая ее сопротивления.

«Звездное интервью» служит поддержкой имиджа, однако не исключает демонстрации подлинного лица героя. Михаил Садчиков профессионально уделяет внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии героини (См. вопрос 7).

В ходе беседы необходимо следить за поведением собеседника, его заинтересованностью, насколько он открывается журналисту. И ввиду этих наблюдений формулировать следующие вопросы. В рассматриваемом интервью вопросы журналиста плавно вытекают из ответов героини (См. вопрос 8).

Создается впечатление естественной последовательности вопросов, легкого перехода от предмета к предмету. Возможно, замысел журналиста заключался в том, чтобы подготовить собеседника несколько смягченным вопросом к более напряженному. Так Михаил Садчиков обращается к Татьяне с просьбой рассказать о чем-то в прошлом, что потом мастерски связывает с темой, интересующей интервьюера в настоящем (См. вопрос 9).

Рассматривая интервью, мы давали лишь позитивные оценки работе журналиста: о его ловком ведении беседы, о грамотной постановке вопросов. Но с некоторыми моментами все же нельзя согласиться. Стоит задуматься об уместности некоторых вопросов в данном интервью и об их этической норме. После разговора о полетах на самолете, журналист задает не уместный в данном контексте вопрос (См. вопрос 13, 14).

Что касается завершения интервью, у профессионалов есть точное ощущение, когда именно интервью подходит к концу (См. прил. Вопрос 18).

Видимо, в заключение беседы журналист использует прием «подсказки собеседнику его же слов». Таким образом, все сказанное в интервью сводится к удачному выводу интервьюируемого: «Чем естественнее живешь, тем легче. Для самочувствия лучше и для внешнего вида. В общем, хорошо жить в гармонии с самим собой».

Иногда мы встречаемся с неопределенным видом интервью, в котором журналист интересуется собеседником и как личность и как источником информации. Здесь уместен пример интервью с Нелле Андроновой («Смена» от 28 марта 2001г., №62). Сначала журналиста интересуют некоторые факты из биографии этой женщины, история о развитии болезни, о страшном диагнозе. Затем интервьюер обращается к собеседнику как к специалисту - сопрезиденту общественной организации «Надежда», объединяющей женщин, перенесших мастэктомию (операцию по удалению молочных желез)- мнение которого важно для других больных.

Таким образом, в газете "Смена" чаще всего мы наблюдаем событийные интервью, портретные, информационные интервью, в которых используются различные типы вопросов и проявляется своеобразная журналистская тактика ведения бесед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой: «Типы интервью. Тактика ведения, активность журналиста (по материалам газет «Смена», «Ваш тайный советник») мы рассмотрели классификацию интервью в средствах массовой коммуникации (коснулись специфики интервьюирования на радио и телевидении и используемых там методов), подробно познакомились с типами интервью в газете, формами построения беседы, некоторыми психологическими приемами, незаменимыми в журналистской практике. Мы получили много полезных теоретических сведений, приняли во внимание технику проведения бесед журналистов газеты «Смена» и «Ваш тайный советник». Мы еще раз обратились к закону о СМИ, мы остановились на казусах, которые могут возникать при проведении проблемного интервью, портретного, экспертного и др. Мы выяснили, какую роль в коммуникативных актах играют манеры поведения, позы жесты, выражения лица собеседника и как добиться того, чтобы беседа не была скучной, вялой, неинтересной.

В своей работе мы пришли к некоторым выводам. Во-первых, эта тема необходима, прежде всего, для журналистов- практиков, поэтому нужно научно разрабатывать все вопросы по теме «интервью». Особенно это необходимо начинающим журналистам, которые, собираясь на интервью, должны иметь какие- то теоретические знания и использовать их на практике. При первом опыте только такие знания придадут журналисту уверенности в себе и помогут не попасть «впросак». Во-вторых, важно запомнить некоторые специфические журналистские приемы, как психологические, так и вынесенные из теории и практики, которые помогут войти в доверие к собеседнику и получить от него нужную информацию. В-третьих, необходимо понять, что подготовка к беседе – обязательное требование. Следует не только определить цели интервью, характер необходимых сведений, изучить тему интервью, собеседника, но и предварительно обдумать технику проведения беседы, составить вопросы. Кроме того, нельзя забывать о том, что в беседе главное «орудие» журналиста - вопрос. Поэтому надо стремиться, чтобы вопросы были понятны собеседнику, не задавать вопросов, на которые собеседник может ответить только «да» или «нет». Не задавать несколько вопросов одновременно, не перебивать собеседника (если это не конфликтное интервью). Если на вопрос не дан ответ, можно повторить его в несколько измененном виде, и, конечно, вопрос должен быть интересен.

И, наконец, цели и задачи журналиста не должны идти вразрез с задачами собеседника, чтобы не получилось как в русской поговорке: «Я ему про Ивана, а он мне про болвана». Необходимо согласовывать интервью с героем публикации до выхода в печать.

Распространено мнение, что самые лучшие интервью- это те, которые человек пишет сам. Сам себе задает вопросы, и сам на них отвечает. В таком интервью личности дана свобода. Именно такую свободу целесообразно обеспечить собеседнику в интервью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. С. А. Белановский, «Методика и техника фокусированного интервью». М., 1993 г.

2. К. В. Душенко, «Большая книга афоризмов». М., 2000;

3. Т. Засорина, Н. Федосова, «Профессия журналист», М. 1998г.

4. М. Н. Ким «От замысла к воплощению». СПб., 1999.

5. А. Пиз «Язык телодвижений», СПб.: «Издательский дом Гутенберг», 2000 г.

6. «Русский язык и культура речи», под редакцией профессора В. И. Максимова. М.:, 2000 г.

7. «Сорок мнений о телевидении». (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М.,1978 г.

8. «А. А. Тертычный «Жанры периодической печати». М, 2000 г.

9. Франсуа де Ларошфуко, «Максимы». СПб.: Политехника, 1996 г.

10. М. И. Шостак «Журналист и его произведение». М., 1998 г.

11. Т. В. Шумилина, «Не могли бы вы рассказать…» (метод интервью в журналистике). М., 1976 г.

12. В. А. Ядов, «Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995 г.


[1] «А. А. Тертычный «Жанры периодической печати». М., 2000. с 80.

[2] М. И. Шостак «Журналист и его произведение». М., 1998.

[3] Русский язык и культура речи, под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. с. 260

[4] «Русский язык и культура речи», под редакцией профессора В. И. Максимова. М.:, 2000.

[5] В. А. Ядов, «Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

[6] М. И. Шостак, "Журналист и его произведение", 1998 г., с. 54

[7] М. Н. Ким, « От замысла к воплощению». СПб., 1999.

[8] С. А. Белановский, «Методика и техника фокусированного интервью». М., 1993.

[9] М. И. Шостак «Журналист и его произведение». М., 1998.

[10] М. Н. Ким, « От замысла к воплощению». СПб., 1999

[11] Т. Засорина, Н. Федосова, "Профессия журналист", 1998г., с. 74

[12] Т. Засорина, Н. Федосова, "Профессия журналист", 1998г., с. 81

[13] Т. Шумилина, «Не могли бы вы рассказать»

[14] Душенко К. В., «Большая книга афоризмов». М., 2000.

[15] М. И. Шостак, "Журналист и его произведение", 1998 г., с. 54

[16] Закон РФ о СМИ ( с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня, 19 июля и 27 декабря

1995 г.). Глава 4 «Отношения СМИ с гражданами и организациями».

[17] Душенко К. В., «Большая книга афоризмов». М., 2000. с. 27.

[18] Т. Засорина, Н. Федосова, "Профессия журналист", 1998 г., с. 84

[19] Франсуа де Ларошфуко, «Максимы». СПб., 1996г., с. 34

[20] Т. Засорина, Н. Федосова, "Профессия журналист", 1998 г., с. 85

[21] Т. Засорина, Н. Федосова, "Профессия журналист", 1998 г., с. 85

[22]