Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов факультета иностранных языков 2-е издание, исправленное и дополненное

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов факультета иностранных языков 2-е издание, исправленное и дополненное

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Л. И. Комарова, И. И. Невежина

Профессионально-методическая подготовка
студентов
в период переводческой и педагогической практик

Часть 4

Учебно-методическое пособие
для студентов факультета иностранных языков

2-е издание, исправленное и дополненное

Балашов

2011

УДК 803

ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73

К63

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

С. Е. Шеина;

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Л. Н. Седова.

Комарова, Л. И.

К63 Профессионально-методическая подготовка студентов в период переводческой и педагогической практик. Ч. 4 : учеб.-методич. пособие по пед. практике для студ. фак-та иностр. яз. Ч. 4. 2-е изд., испр.
и доп. / Л. И. Комарова, И. И. Невежина. — Балашов : Николаев, 2011. — 104 с.

ISBN 978-5-94035-435-2

В пособии приводится педагогический дневник для 4 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и облегчить студентам фиксацию психолого-педагогических и методических наблюдений.

Книга может быть полезна не только студентам и преподавателям-методистам, но и педагогам различных типов образовательных учреждений.

УДК 803

ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73

ISBN 978-5-94035-435-2 © Комарова Л. И., Невежина И. И., 2011


ДНЕВНИК

педагогической практики

4 курс

Студента(ки) _________________________________________

наименование учебного заведения

факультета иностранных языков _____ группы

_____________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Часть 4


С о д е р ж а н и е

Введение. 5

Памятка студенту-практиканту. 6

Права и обязанности студента-практиканта. 7

Место прохождения практики. 8

Информация о школе. 9

Информация о классе. 12

Знакомство с системой работы учителя-предметника. 14

Расписание уроков. 16

Размещение учащихся в классе. 17

Размещение учащихся, предпочтительное для вас. 18

Список класса, поручения, интересы учащихся. 19

Определение уровня владения учебным материалом
и степени сформированности речевых навыков и умений. 20

Классный журнал для ______ класса. 21

Индивидуальный план работы студента-практиканта. 23

План работы на первую неделю.. 26

График проведения уроков на период практики. 27

Анализ УМК.. 28

Тематический план. 35

Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе. 37

Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку. 53

План-конспект зачетного урока. 54

План урока. 56

Оценочный бланк зачетного урока. 62

Самоанализ зачетного урока. 64

Протокольная запись одного из уроков, проведенного сокурсником студента-практиканта. 67

Анализ урока, проведенного сокурсником студента-практиканта. 69

План внеклассных мероприятий. 73

План-конспект внеклассного мероприятия. 74

Анализ внеклассного мероприятия. 77

Оценочный бланк внеклассного мероприятия. 83

Методические находки. 84

«Я создаю свой кабинет». 85

Отчет о прохождении педагогической практики. 86

Научно-исследовательская работа студента-практиканта. 89

Порядок защиты и подведения итогов практики. 89

Протокол оценивания работы студента-практиканта. 90

Список литературы.. 92

Приложения

Приложение 1 . Способы размещения обучаемых в классе. 93

Приложение 2. Примерный план работы на первую неделю педпрактики. 94

Приложение 3. Формулы ведения урока на английском языке. 95

Приложение 4. Формулы ведения урока на немецком языке. 100


Введение

Настоящее пособие является составной частью учебно-методического комплекса по методике обучения иностранным языкам, включающего также курс лекций по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам» (ч. 1), практикум к данному курсу (ч. 2), пособие по профессионально-методической подготовке студентов в период практик (ч. 3), а также дневник по педагогической практике для 5 курса (ч. 5).

Предлагаемое пособие создано в целях совершенствования организации педагогической практики студентов факультета иностранных языков.

С целью эффективного освоения модели будущей профессиональной деятельности студентов и получения в результате сформированных умений и навыков (планирования, подготовки и проведения уроков, организации внеучебной деятельности учащихся, анализа
и обобщения педагогического опыта и инновационных технологий) были алгоритмизированы действия студентов. Эту задачу и выполняет настоящий дневник педагогической практики. Он представляет собой сборник заданий, инструкций, организующих школьную деятельность студентов, и существенно упрощает контроль за ней, являясь обязательным документом педагогической практики.

Памятка студенту-практиканту

1. Заранее ознакомьтесь с заданием предстоящей практики. Внимательно прочтите ее название во избежание ошибочного ознакомления с практикой другого курса, другой специальности и пр.

2. Внимательно проработайте все пункты задания практики, по непонятным, вызывающим затруднения местам обратитесь к методисту.

3. При необходимости соберите нужный стимульный материал, бланки, протоколы и пр. (сделайте ксерокопии в нужном количестве).

4. Своевременно пройдите медицинскую комиссию и оформите медицинскую книжку. Если прохождение медицинской комиссии необязательно, все же имейте при себе талон о прохождении флюорографии, и если есть — талоны о прививках.

5. Посетите установочную конференцию. Здесь вы услышите новую и полезную для себя информацию.

6. Позаботьтесь о том, чтобы вовремя взять направление в то учреждение, где будете проходить практику. Иногородним необходимо заранее представить справку-отношение в свободной форме
о том, что их примут для прохождения практики по месту жительства, и что в данном учреждении есть специалисты нужной квалификации.

7. Если ваш методист в первый день практики организует групповой поход в учреждение, где вы будете ее проходить, то совсем необязательно идти туда одному. Заранее договоритесь о месте
и времени встречи с методистом и остальной группой студентов. Это позволит выглядеть собранным и организованным в глазах как окружающих, так и в своих собственных, и избежать ненужных трудностей с поиском учреждения, кабинета и нужного специалиста, а также объяснений по установлению вашей личности.

8. В учреждении, где проходите практику, соблюдайте установленный порядок и ведите себя согласно этикету (не следует вызывающе одеваться, громко говорить и т. п.).

9. При возникновении затруднений и конфликтных ситуаций, если это возможно — решите возникшие вопросы на месте мирным способом, но без ущемления ваших прав. Если такой возможности нет — не выясняйте отношения на месте, придите к своему методисту, руководителю, университетскому руководителю практикой, в деканат, на кафедру.

10. Проводя какую-либо работу с детьми, установите с ними контакт, объясните, кто вы и расскажите о том, что делаете (насколько это возможно в данном случае).

11. Если собираетесь посетить какой-либо урок, обязательно заранее побеседуйте с учителем и получите его согласие. Ни в коем случае не опаздывайте на урок и ведите себя должным образом (как минимум, отключите мобильный телефон).

12. В установленное методистом время раз в неделю приходите к нему на консультации с собранным материалом. Это поможет избежать лишних ошибок при обработке, интерпретации, анализе
и оформлении данных и лишних нареканий со стороны методиста (о времени проведения консультаций можно узнать на кафедре).

13. Регулярно заходите на сайт факультета, где осуществляется дистанционная поддержка вашей педагогической практики[1] .

14. Своевременно заполняйте отчет по практике, графы, касающиеся вида, цели, сроков практики,
а также собственных выводов. При необходимости предоставьте таблицу для заполнения методисту
в учреждении (не забудьте, чтобы поставили печать). Не заполняйте место внизу страницы, отведенное вашему университетскому методисту.

15. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем отчете сделали запись, подтверждающую прохождение практики в данном учреждении, и поставили печать.

16. Сдавайте отчет по практике в строго установленные сроки и в полном объеме.

17. Позаботьтесь о том, чтобы методист поставил оценку в ваш отчет и зачетную книжку.

Права и обязанности студента-практикант а

Студент-практикант обладает правами:

— получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от института и школы;

— пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями и оборудованием, имеющимся в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках института и школы;

— защищать свои профессионально-педагогические взгляды, находки;

— оценивать учебно-воспитательную работу своих товарищей;

— обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, деканатов, кафедр, школы.

Студент-практикант обязан:

— перед началом педагогической практики пройти медицинское освидетельствование состояния здоровья;

— находиться в школе 6 часов ежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

— быть примером организованности, дисциплинированности, педагогического такта;

— в соответствии с программой практики своевременно составить план своей учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем, учителем
и классным руководителем;

— в ходе практики вести дневник, в котором фиксируются результаты наблюдений за детьми, анализируется своя работа;

— подчиняться правилам внутреннего распорядка школы или другого учебно-воспитательного учреждения, в котором проходит практика.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается невыполнившим учебный план. По итогам педагогической практики студенту выставляется
в зачетную книжку оценка.

Место прохождения практики

Тип учебного заведения ________________________________________________________

общеобразовательная школа, гимназия, лицей, пр.

Адрес учебного заведения ________________________________

Телефон ___________________________

Директор учебного заведения _____________________________________________________

Заместитель директора по учебной работе __________________________________________

Заместитель директора по воспитательной работе ____________________________________

Учитель-предметник ____________________________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________________

Групповой руководитель _________________________________________________________

Методист по педагогике _________________________________________________________

Методист по психологии ________________________________________________________

Методист по предмету ___________________________________________________________

Сроки проведения практики:

с __________________________________ по ________________________________________

Информация о школе

1. Основные направления учебно-воспитательной работы

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Инновации в деятельности коллектива (апробация новых УМК, школа, экспериментальная, площадка вуза и др.)

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Кадровый состав

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Контингент учащихся

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Материальная база

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Мои первые впечатления о школе: здание школы и школьный двор

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Оформление и цветовое решение коридоров

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Порядок в кабинете и его поддержание

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

9. Нас встретили в школе

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Информация о классе

1. Моя первая встреча с классом

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Уровень успеваемости

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Традиции

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Дисциплина, приемы ее организации

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Трудности и проблемы в работе

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Подготовка учащихся к уроку и их активность в процессе занятия

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Анализ классной документации (журнала, плана классного руководителя, дневников учащихся) позволил сделать выводы:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Знакомство с системой работы учителя-предметника

Ознакомьтесь с системой работы учителя на основе его портфолио. Используйте при этом материалы пособия Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессиональная подготовка студентов в период практик». Ч. 3.

1. Общие сведения об учителе

ФИО:

Год рождения :

Образование:

Трудовой и педагогический стаж работы :

Повышение квалификации:

Награды, грамоты, благодарственные письма :

2.Результаты педагогической деятельности

3.Научно-методическая деятельность

4.Внеурочная деятельность по предмету

5. Учебно-материальная база

Расписание уроков

п/п

Понедель-ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Звонки

1

2

3

4

5

6

7

8

Размещение учащихся в классе [2]



Размещение учащихся, предпочтительное для вас [3]

(Пользуясь приложением 1, изобразите наиболее предпочтительное для вас
расположение учащихся в классе).

Список класса, поручения, интересы учащихся

п/п

ФИО

Поручения

Интересы,

увлечения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

29

Определение уровня владения учебным материалом
и степени сформированности речевых навыков и умений

(составляется после беседы с учителем иностранного языка,
изучения журнала класса, заполняется по 5-балльной шкале)

п/п

Фамилия, имя
учащихся

Фоне-тика

Лексика

Грамма-тика

Ауди-рование

Гово-рение

Чтение

Письмо

Средний

балл

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

6.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Подпись учителя иностранного языка ___________________________

Классный журнал для ______ класса

(заполняется студентом-практикантом)

Наименование предмета____________________________________________

Месяц

п/п

Число

Список

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

28

29

30


Фамилия, имя, отчество учителя-практиканта __________________________

Число

и

месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

Индивидуальный план работы студента-практиканта

«УТВЕРЖДАЮ»_______________________

Методист____________________

ФИО

неде-ли

Дата

уроков

Орг.-методич.

работа[4]

Учебно-методич. работа[5]

Внеурочная работа[6]

Подготовка дидактич.

материалов[7]

Исследоват. работа

Консульт. по псих.-педагогич. дисципл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Подпись учителя-предметника ___________________

Подпись методиста ______________________________

План работы на первую неделю [8]

Виды работ

День недели,

дата

Ознакомление
с учебно-воспитательной работой школы, класса

Учебно-воспитательная работа
по предмету

Воспитательная работа
с учащимися

Методическая
и
исследовательская работа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Подпись учителя _______________

Подпись классного руководителя _______________

График проведения уроков на период практики

Тема

Число месяца

Анализ УМК

Оцените УМК, по которому работают учителя в данной школе, используя приведенные ниже вопросы[9] .

I . Соответствие УМК целям обучения

1. Насколько четко и ясно представлена цель обучения? Насколько полно цели обучения соответствуют требованиям программы, обязательного минимума Госстандарта?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Насколько объем и содержание УМК соответствует требованиям программы и Госстандарта?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Как организован контроль? Насколько хорошо УМК развивает умения самооценки и самоконтроля? Каковы формы промежуточного и итогового контроля? Насколько хорошо УМК готовит
к новым тестовым формам итогового контроля, в частности, к единому государственному экзамену (ЕГЭ)? ЕГЭ — новая реальность, как для учителей, так и для учащихся. Желательно, чтобы УМК
с первого года целенаправленно готовил к сдаче нового по содержанию и форме экзамена.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Имеет ли УМК гриф Федерального Экспертного Совета МО? Включен ли УМК в Федеральный перечень и каталог учебной литературы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

II . Соответствие условиям обучения

Внешним:

1. Проходим ли материал УМК при существующей сетке часов?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Удобен ли в работе в группах с различной наполняемостью?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Резко ли снижается эффективность использования УМК при отсутствии необходимых ТСО?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Соответствует ли материал УМК ступени обучения и уровню подготовки учащихся?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Соответствует ли УМК типу школы?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Внутренним :

6. Насколько полно позволяет УМК учитывать индивидуальные особенности учащихся?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Учитываются ли в данном УМК способности, играющие ведущую роль при овладении ИЯ?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Даются ли тесты на выявление способностей?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

9. Даются ли рекомендации и предлагаются ли средства по учету и развитию способностей
и других индивидуальных особенностей учащихся?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

10. Содержатся ли дифференцированные задания?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

11. Соответствуют ли содержание и задание интересам, потребностям и другим личностным особенностям учащихся?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

12. Насколько адекватно учитываются возрастные особенности учащихся?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

13. Можно ли предлагаемую методику обучения адаптировать к особенностям класса и к собственному стилю преподавания?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

14. Совместим ли характер взаимоотношений между вами и вашими учениками с характером взаимоотношений, предлагаемых в УМК?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

III . Соответствие современным концепциям

1. Существует ли концепция, лежащая в основе УМК? Насколько она современна и научна?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Насколько полно концепция воплощена в УМК?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Насколько полно отражены в УМК современные положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Насколько концепция стимулирует творчество и профессионализм работы учителя?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Соответствует ли концепция вашей творческой индивидуальности и индивидуальному стилю преподавания?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

IV . Состав УМК

1. Что входит в состав УМК?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как взаимосвязаны между собой учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения и аудиоматериал?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Насколько сильна зависимость учебника от других компонентов УМК?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Насколько прост и удобен УМК в использовании:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

а) расположены ли задания в необходимой последовательности?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

б) организован ли материал в уроках как сценарий?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Есть ли необходимость учителю искать дополнительный материал?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Организован ли материал поурочно или учителю самому необходимо определять объем
и содержание каждого урока?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Сформулированы ли в Книге для учителя цели каждого урока, указывается ли новый языковой материал по видам РД?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Даются ли подробные поурочные рекомендации и советы по индивидуализации учебного процесса? Распределен ли материал по четвертям?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

9. Много ли времени на подготовку к уроку требуется от учителя?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

10. Имеются ли указания, где и когда использовать другие компоненты УМК или учитель должен решать это сам?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

11. Имеются ли ключи к упражнениям, дополнительные задания?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

12. Имеются ли четвертные и годовые контрольные работы?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

13. Можно ли работать с Учебником без постоянного обращения к Книге для учителя?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

V . Соответствие УМК современной методике

1. Как достигается коммуникативная цель обучения?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Насколько сбалансирована языковая и коммуникативная практика?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Насколько ситуативны упражнения?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Насколько хорошо организовано повторение материала внутри цикла уроков, а также во всех компонентах УМК?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Как обеспечивается мотивация учебного процесса?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Происходит ли взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Обеспечивается ли сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Насколько эффективно (сбалансированно) организован диалог культур? Достаточно ли представлено материала по родной культуре учащихся?

Особенно внимательным нужно быть при выборе зарубежных учебников, в которых материал по родной культуре учащихся, как правило, отсутствует. Чтобы соблюсти требования Государственного стандарта, придется потратить немало времени на поиск необходимых материалов.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

9. Учитывается ли родной язык учащихся? (Полное игнорирование родного языка учащихся очень часто приводит к интерференции, что значительно снижает эффективность обучения.)

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

10. Как УМК развивает учебные умения учащихся? Какие средства предлагаются для овладения рациональными приемами изучения ИЯ?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

11. Как УМК развивает самостоятельность учащихся в изучении языка?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

12. Как происходит обучение четырем видам РД? Имеется ли комплекс упражнений для формирования лексических, грамматических, произносительных навыков, развития речевых умений?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

13. Над всеми ли видами РД ведется работа, необходимая для достижения требований программы или обязательного минимума?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

VI . Соответствие дизайна УМК современным полиграфическим требованиям

1. Насколько привлекателен дизайн УМК?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Насколько удачно представлен зрительный ряд (рисунки, фото, слайды, символы)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Насколько удачно подобраны шрифты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Насколько ясно структурное членение учебника?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Насколько качественно издан учебник (переплет, обложка, бумага, кассеты)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Изданы ли УМК для всех годов обучения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Легко ли приобрести их там, где находится ваша школа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Какова стоимость УМК?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Тематический план [10]

Учебник ________________ языка для _______ класса

Авторы ________________________________________

Изд-во, год __________________________

п/п

Основное

содержание темы

1

Основные цели

Практические

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

2

Языковой
и речевой материал

Лексика

Грамматика

3

Проекты

4

Объекты контроля

5

Примерное
количество уроков

Подпись методиста _________________________

Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе

Неделя № 1

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

Ф И О студента ____________________________________________________________

Дни
недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедель-ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 2

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедель-ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 3

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием
места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни
недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 4

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни
недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 5

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни
недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 6

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедель-ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста______________________________________

Неделя № 7

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Неделя № 8

В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня).

Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом.

ФИО студента ____________________________________________________________

Дни недели, дата

Время

Что сделано

Подпись

учителя

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись методиста ______________________________________

Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите к нему материал школьного учебника, его место в системе уроков по теме (по программе).

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1—2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте их ход, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, учителю, друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязь проводимого вами урока
с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания учащимся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов деятельности детей, сложного и менее сложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Подготовьте дидактический и наглядный материал, ТСО к уроку, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске.

12. Оформите развернутый план-конспект урока[11] . Черновой вариант конспекта урока показывается учителю и методисту, в него вносятся исправления и дополнения. Подписывается учителем
и методистом чистовой вариант конспекта, который должен быть готов за 2—3 дня до зачетного урока. Перед уроком необходимо проверить исправность ТСО, провести несколько раз различные опыты и демонстрации, отработать методику использования наглядных пособий.


План-конспект зачетного урока [12]

Тема урока

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип, вид урока[13]

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи урока[14]

Практические :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Образовательные :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательные :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Языковой и речевой материал

Лексика :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматика :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оснащение урока

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


План урока

Этапы урока

1. Начальный этап (___ мин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основной этап (___ мин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заключительный этап (___ мин)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание. Содержание каждого урока, последовательность работы над материалом, деятельность по его предъявлению и управление деятельностью учащихся, объекты учета и контроля конкретизируются в поурочных планах, конспект которых должен быть представлен студентом-практикантом методисту к каждому уроку.

Оценочный бланк зачетного урока

Студента(ки)__________________________________________________________________

курс, группа, ФИО

(заполняется методистом на основе схемы анализа урока иностранного языка [15] )

Тема урока ____________________________________________________________________

Тип, вид урока _________________________________________________________________

Дата проведения урока __________________________________________________________

Школа и класс _________________________________________________________________

I . Организация начала урока

№ п / п

Параметры

Оценка

1

Готовность доски

2

Готовность учащихся

3

Готовность учителя

4

Внешний вид учителя (академический стиль: одежда, прическа, поведение)

Общая оценка организации начала урока