Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические и тематика ов для слушателей заочной формы обучения краснодар, 2010 г

 

             

Рекомендации методические и тематика ов для слушателей заочной формы обучения краснодар, 2010 г

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

ЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И

ТЕМАТИКА ОВ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Краснодар, 2010 г.

1. Основные положения

– это завершающий этап изучения дисциплины «Экономика».

Ее основными целями являются:

1) определение степени усвоения слушателем понятий и категорий экономики,

2) раскрытие содержательной характеристики выбранной темы,

3) рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций,

4) проверка умения формулировать основные выводы в целом по работе.

выполняют в несколько взаимосвязанных этапов:

а) выбор темы;

б) разработка рабочего плана, который в своем законченном виде представляет собой развернутое содержание (структуру) а, отражающую все существенные вопросы выбранной темы;

в) сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант а, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения и который подлежит окончательному оформлению;

г) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций,

д) оформление а;

е) рецензирование а научным руководителем.

выполняется слушателями под руководством преподавателей профилирующей кафедры.

2. Выбор темы а

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Весь учебный курс по дисциплине «Экономика» представляет собой совокупность конкретных тем, связанных между собой и друг с другом. Поэтому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения слушателем всего учебного материала по дисциплине.

2. Степень сложности тем, входящих в состав дисциплины «Экономика», существенно не отличается друг от друга и любая тема для своего полноценного раскрытия требует примерно равных усилий. При этом, однако, нельзя не учитывать, что некоторые темы вызывают у слушателей наибольший интерес и представляются более понятными.

3. Выбор темы а определяется согласно варианта слушателя.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ А

Для выполнения а слушателям рекомендуются следующие темы:

1. Различия экономических систем по формам собственности и механизму координации хозяйственной деятельности.

2. Предпринимательство - фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал России.

3. Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы.

4. Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах.

5. Труд как фактор производства спрос и предложение. Особенности установления заработной платы в процессе конкуренции.

6. Концепции перехода к рыночной экономике. Особенности переходной экономики в России.

7. Налоговая система России. Причины периодического изменения налогового законодательства России и экономические последствия налоговой нестабильности.

8. Рыночные структуры и особенности их развития в переходной экономике России.

9. Социальная политика в рыночной экономике. Проблемы социальной политики в России в ходе экономических реформ.

10. Кризис российской экономики и пути его преодоления.

11. Кейнсианская теория на современном этапе (неокейнсианство).

12. Монетаристская теория на современном этапе.

13. Основные макроэкономические параметры и методы их обеспечения.

14. Государственная безопасность экономики: состояние, проблемы, перспективы.

15. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь.

16. Экономические проблемы и национальное самосознание.

17. Роль государства в современной экономической системе.

18. Проблемы и перспективы экономических реформ в России.

19. Социальная политика государства в рыночных условиях.

20. Россия в контексте мировых интеграционных тенденций.

21. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

22. Малый бизнес, характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России.

23. Структурные сдвиги в российской экономике переходного периода.

24. Методы индексации доходов населения в условиях инфляции.

25. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира.

26. Государственное регулирование цен и доходов.

27. Россия и экономические центры мирового хозяйства.

28. Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики.

29. Стратегии развития фирмы и корпорации.

30. Управление проектами – составная часть стратегического планирования в условиях неопределенности и риска.

31. Анализ и совершенствование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятий и фирм.

32. Использование инвестиционного потенциала регионов России.

33. Формирование и развитие региональных межотраслевых комплексов.

34. Разработка программ комплексного развития регионов Российской Федерации.

35. Природно-ресурсный потенциал регионов Российской Федерации.

36. Стратегическое планирование использования минерально-сырьевой базы региона.

37. Методы регулирования инвестиционной деятельности региона.

38. Формирование инвестиционной стратегии региона.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ А

4.1. Разработка рабочего плана

Целью составления рабочего плана является изложение предполагаемого подхода к раскрытию темы а.

При составлении рабочего плана следует стремиться к оптимальному сочетанию изложения как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т.п ).

Одна из распространенных ошибок - одностороннее представление в рабочем плане и в тексте а по выбранной темы: концентрация внимания только на теории - тема рассматривается в отрыве от реальной практики и опыта конкретных стран, или наоборот, только частных вопросах, без формулирования необходимых обобщений и выводов.

Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность, а также, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие слушателем современного состояния экономической теории. Это должно найти свое отражение в рабочем плане.

Рабочий план не следует понимать как содержание а. Он должен иметь следующую примерную схему:

- состав разделов (глав, пунктов) а,

- основное содержание разделов, т.е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логическая взаимосвязь разделов. Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих ах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи между разделами: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от одного к другому никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана необходимо использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать как развернутую структурно-логическую схему по выбранной теме.

Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономической теории должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Рабочий план обязательно должен включать в себя следующие элементы:

4.1.1. Введение. В ней обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем. Желательно, отражение значения рассматриваемых вопросов для экономики России. Помимо этого во введении следует обосновать: предмет, объект исследования, цель и задачи написания а, теоретические и методологические основы написания а, а также его структуру.

4.1.2. Теоретическая часть. В теоретической части должны отражаться следующие вопросы:

- краткий исторический обзор по выбранной теме. Содержание этого подраздела показывает, как формировалась теория по конкретному вопросу;

- взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами экономики;

- содержание того экономического процесса, который является предметом исследования.

Следует избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.

4.1.3. Аналитическая часть. Назначением аналитической части является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления). Если в теоретической части основное внимание уделяют рассмотрению темы в целом, то в аналитической раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации и т.д.), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

При подготовке рабочего плана надо учитывать, что возможны различные подходы к этой части а. Если тема достаточно обширна (например, о ценообразовании, государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и т.п.), то в рабочем плане могут быть полностью отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов (например, все факторы, формирующие цену на рынке товаров при ценообразовании). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процент и прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит «привязки» к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики России, рассматривается как недостаток а.

4.1.4. Заключительная часть. В этой части слушатель формулируют основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

4.1.5. Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные (отдельные) главы а, название которых слушатель определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено.

Вводную часть называют «Введение», заключительную часть – «Заключение».

4.2. работа над содержанием а

В процессе выполнения а используют материалы из различных источников. К ним относятся:

а) учебные пособия. Слушатель должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по соответствующим темам. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части а;

б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме. Могут подбираться слушатель самостоятельно, а также рекомендоваться научным руководителем;

в) публикации в специализированных периодических изданиях («Коммерсантъ», «Эксперт», «Деньги», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и т.п.). Материалы из этих источников необходимы, прежде всего, для анализа экономической ситуации в России (в соответствии с выбранной темой).

Материалы, представленные в п/п б) и в), нужны для подготовки аналитической части а;

г) фактические данные о работе конкретных отечественных и/или зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако их наличие рассматривается как положительная черта а и учитывается при защите.

Запрещается использование в качестве источника учебно-методических материалов по дисциплине «Экономика». ы, содержащие прямое цитирование, к защите не допускаются.

На использованные литературные источники делают ссылку, указывая в тексте в косых скобках номер источника по списку литературы и номера страниц, на которых изложена использованная цитата. Например, [3; C.21].

Необходимо очень осторожно подходить к использованию в качестве источников неспециализированных периодических изданий (журналов и газет), т.к. аналитический подход к экономическим явлениям в большинстве из них отсутствует.

Нежелательно использование при написании а источников одного вида: только учебников, статей или фактических данных.

При подборе материалов слушатель должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это характерно для материалов, указанных в п/п 6) и в). В этом случае необходимо провести критический анализ точек зрения и обоснованно выбрать ту, которая представляется правильной.

Следует избегать двух распространенных ошибок при подборе материалов. Первая – выполнение а на основании только одного источника. Вторая – попытка использования как можно большего числа источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве а.

Рекомендуется для написания а использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительно ориентироваться на отечественных авторов, поскольку зарубежные переводные учебники (в частности, авторов Брю и Макконели, Самуэльсона) несколько устарели по представленному в них практическому материалу. Отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия большинства тем. Общее количество использованных при написании а источников не должно быть меньше пяти.

В качестве источников для ов по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.).

Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст а. Целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования. Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант а.

При обобщении материалов следует знать:

а) не допускается сплошное цитирование использованных источников. В работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст следует писать самостоятельно;

б) обработанный материал должен соответствовать установленным требованиям к объему а;

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в е. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются положительной чертой а (естественно, при наличии соответствующего обоснования).

Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковывать» конкретные источники с разделами а. Это позволяет слушателю контролировать равномерность изложения материала, избегать односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

4.3. Оформление а

может быть представлена в машинописном виде (на пишущей машинке или на компьютере) на листах формата А4. Текст печатают через 1,5 интервала шрифтом стандартного размера (соответствует 14-му шрифту на компьютере) с соблюдением установленных размеров отступа от края листа: левое поле - 25 мм; правое поле - 10 мм; верхнее и нижнее поля - по 20 мм. Объем работы в печатном виде не менее 20 страниц.

Введение, содержание работы (номер раздела, название раздела и № страницы, на котором он начинается), заключение и список литературы оформляются на отдельных листах.

В состав а входят: титульный лист (Приложение А); оглавление; введение; основная часть (теоретическая часть, аналитическая часть с использованием данных официальной статистики); заключение; список использованных источников в алфавитном порядке; приложения (если есть).

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер с англ. В. Лукашевича и др., Под общ. ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. - СПб, 1994.

2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер с англ. - М.: Экономика, 1994.

3. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., 1994.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.- М., 1992.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.

6. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика /Пер. с англ. - М., 1994.

7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. - М.:Экономика, Дело, 1992.

8. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1993.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962 г.

10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1993.

11. Ховард К , Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономика). Учебник. - М , 1995.

12. Экономическая теория: учеб. / А.И. Амосов, А.И. Архипов, А.К. Большаков и др. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 608с.

13. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие / Е.А. Бренделева. — М.: Дело и сервис, 2006. — 352 с.

14. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2005. — 688с.

15. Экономическая теория: учебник / под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.:ИНФРА-М, 2005. — 672с.

Журналы:

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия экономика; Вопросы экономики; Вопросы управления; Деньги и кредит; Международные стандарты в учете и статистике; Мировая экономика и международные отношения; Налоги; Общественные науки и современность; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Проблемы теории и практики управления; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Собрание актов Президента и правительства РФ; Финансы; Хозяйство и право; Экономист.

Газеты:

Банковская газета; Российская газета; Российская правда; Российские вести; Финансовая газета; Документы - приложение к газете "Экономические новости"; Предприниматель.


Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

по дисциплине ЭКОНОМИКА

на тему : ________________________________________________________

(наименование темы)

Выполнил:

слушатель_____________________

(фамилия, инициалы)

.…..…группы …....….курса

заочной формы обучения

Руководитель:

_____________________________

(ученая степень и ученое звание)

_____________________________

(фамилия, инициалы)

Дата представления а на кафедру «___»___________200__г.

Оценка ___________________________ «____»___________200___г.

Краснодар, 2010