Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для выполнения курсовых работ по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов всех форм обучения

 

             

Рекомендации методические для выполнения курсовых работ по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов всех форм обучения

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения курсовых работ

по дисциплине

«История отечественного государства и права»

для студентов всех форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

Воронеж 2007

Составители:

Забугина В.С., к.и.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин

Кирнос А.В., к.п.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин, доцент.

Одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №10 от 26 апреля 2007 г.)

2

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ АБОТЫ……………………………….

4

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ АБОТЫ…………………………………..

4

ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………..

5

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………...

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………..

6

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………..

6

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………..

7

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………..…

8

ОБРАЗЦЫ:

Приложение 1. Титульный лист………………………………………….

9

Приложение 2. Содержание…………………………………………..…

10

Приложение 3. Библиографическое описание………………………….

11

3

Приложение 3

Библиографический список

(литература)

Образец

Источники

1. Законодательство Екатерины II: в 2 т./отв. ред. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. – М.: Юридическая литература, 2000. – Т.1. – 1056 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие/сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 2002. – 472 с.

Специальная и научная литература

1. Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы: сб.ст./ Г.А.Джаншиев. – М.: Статут; РАП, 2004 – 316 с.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник/ И.А. Исаев – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Российская академия правосудия, 2003. – 768 с.

3 Сырых В.М. Н.В. Крыленко – идеолог советского правосудия./ В.М. Сырых: Российская академия правосудия – М.: Российская академия правосудия, 2003. – 432 с.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

1. Авдеев М.А. Суд присяжных в России: история и реальность// Общество и закон. – 2005 - №2 – с. 94-96.

2. Новицкая Т.Е. Некоторые аспекты регулирования экономики в Древнерусском государстве / Т.Е. Новицкая // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. – 1996. - №5. – с. 43-54.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

представляет собой вид учебной работы по дисциплине.

Выполнение и защита студентом курсовой работы – неотъемлемая составная часть учебного процесса, задачами которой являются:

- углубленное изучение соответствующей темы изучаемой дисциплины;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору, анализу и обработке научной литературы, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов;

- выявление способности точного и ясного изложения материала темы;

- выработка способности адекватно представить результаты проведенного исследования в процессе защиты курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании кафедры; закрепление за студентами тем курсовых работ и научных руководителей оформляется приказом ректора Академии. Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам, а также требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция.

Из перечня тем, утвержденных кафедрой, студент вправе выбрать любую по своему усмотрению и по согласованию с научным руководителем.

После того, как студент определился с выбором темы курсовой работы, он должен написать заявление на имя заведующего кафедрой, по профилю которой выполняется работа, с просьбой утвердить выбранную тему и назначить научного руководителя.

Примерная тематика курсовых работ

для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

1. Норманнская теория возникновения Древнерусского государства.

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

3. Русская Правда как правовой памятник.

4. Специфика общественного и государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик.

5. Псковская судная грамота как памятник феодального права Руси.

6. Уголовное право и процесс по Судебнику 1497 г.

7. Реформы Ивана Грозного.

8. Земские Соборы на Руси.

9. Преступления и наказания по Соборному Уложению 1649 г.

10. Соборное Уложение 1649 г. - памятник средневекового русского права

11. Образование абсолютной монархии в России и ее особенности.

12. Реформы Петра I в области государственного управления и суда.

13. Формирование российской прокуратуры.

14. Формирование регулярной полиции в России.

15. Екатерина II как государственный деятель.

16. Т.М. Сперанский и систематизация законодательства в России.

17. Александр II как государственный деятель.

18. Судебная реформа 1864 г. в России.

19. Создание российской адвокатуры.

20. Суд присяжных в России.

21. Государственная Дума - первый опыт российского парламентаризма.

22. П.А.Столыпин как государственный деятель.

23. Временное правительство и его деятельность.

24. Формирование советской государственности в1917 - 1918 гг.

25. Формирование судебной системы в Советской России (1917-1922 гг.)

26. Становление советских правоохранительных органов.

27. Первая Конституция РСФСР 1918 г.

28. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

29. Формирование советских органов политического сыска: от ВУК к ГПУ.

30. Кодификация советского права в 1920-ые годы.

31. Образование СССР и принятие Конституции СССР 1924 г.

32. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы.

33. Конституция СССР 1936 г: декларации и реальность.

34. Советский государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны.

35. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

36. "Перестройка" и основные изменения в политической системе СССР.

37. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы.

Примерная тематика курсовых работ

для студентов очной и заочной форм обучения

на базе среднего профессионального юридического образования

1. Древнейшие рабовладельческие государства на территории нашей страны.

2. Становление государственности у восточных славян.

3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

4. Формирование правовых институтов у восточных славян.

5. Русская Правда как правовой памятник.

6. Судопроизводство в Древней Руси

7. Судебный процесс по Русской Правде

8. Владимиро-Суздальское княжество: особенности общественного и государственного строя.

9. Галицко-Волынское княжество: особенности общественного и государственного строя.

10. Специфика общественного и государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик.

11. Первые государственные реформы на Руси.

12. Владимир Святой как государственный деятель.

13. Утверждение феодальной раздробленности на Руси.

14. Новгородская и Псковская судные грамоты как памятники феодального права Руси.

15. Судопроизводство в древних Новгороде и Пскове

16. Монголо-татарское нашествие и его влияние на российскую государственность.

17. Государственно-правовой строй Золотой Орды.

18. Становление Русского централизованного государства.

19. Завоевание Русью государственной независимостью.

20. Иван III как государственный деятель.

21. Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии в России.

22. Судопроизводство в раннецентрализованной Московской Руси

23. Иван Грозный как государственный деятель.

24. Земские соборы на Руси.

25. Формирование приказной системы управления.

26. Судебник 1497 г. как памятник феодального права.

27. Судебник 1550 г. как памятник феодального права.

28. Соборное Уложение 1649 г. как памятник феодального права.

29. “Смутное время” и его государственно-правовые последствия.

30. Уголовное право Московской Руси.

31. Судебный процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

32. Судебный процесс по Соборному Уложению 1497 и 1550 гг.

33. Судебная система Московской Руси конца XVI ‘- середины XVII вв.

34. Правовое регулирование поземельных отношений в Московской Руси.

35. Правовой статус основных сословий Московской Руси.

36. Государство и церковь в период Московской Руси: проблема взаимоотношений.

37. Петр I как государственный деятель.

38. Дискуссия о российском абсолютизме.

39. Реформы Петра I в области государственного управления и суда.

40. Военные реформы Петра I.

41. Коллегиальная система управления в XVIII в.

42. Формирование российской прокуратуры.

43. Формирование регулярной полиции в России.

44. Основные этапы развития Сената в России

45. Реформирование судебной системы России в первой четверти XVIII в

46. Общественный и государственный строй России периода “просвещенного абсолютизма”.

47. Судебный процесс Российской империи в первой половине XVIII в.

48. Судебный процесс Российской империи во второй половине XVIII в.

49. Екатерина II как государственный деятель.

50. Модификации правового статуса дворянства в XVIII-XIX вв.

51. Развитие российского права в XVIII в.

52. Эволюция российского судебного процесса в первой половине XVIII в.

53. Эволюция российского судебного процесса во второй половине XVIII в.

54. Судебная реформа Екатерины II.

55. Реформирование судебной системы России во второй половине XVIII в

56. Реформы государственного управления в период правления Александра I.

57. Реформирование судебной системы России в первой половине XIХ в

58. Конституционные проекты декабристов.

59. Следствие и суд над декабристами.

60. Развитие органов политического сыска в России в XVII-XX вв.

61. Павел I как государственный деятель.

62. Александр I как государственный деятель.

63. М.М. Сперанский как государственный деятель.

64. Систематизация российского права в середине XIX в.

65. “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных” 1845 г. и его редакции.

66. Эволюция российского гражданского права в XIX в.

67. Эволюция российского судебного процесса в первой половине XIX в.

68. Историческая неизбежность и объективная необходимость реформ 60-70-х гг. XIX в.

69. Александр II как государственный деятель.

70. Правовые аспекты отмены крепостного права в России.

71. Нормативные основы “великих реформ” в России.

72. Судебная реформа 1864 г. в России.

73. Формирование института присяжных поверенных в России в конце XIX - начале ХХ вв.

74. Формирование мировых судов в России в конце XIX - начале ХХ вв.

75. Формирование суда присяжных в России в конце XIX - начале ХХ вв.

76. Модификации института прокуратуры в России в конце XIX - начале ХХ вв.

77. Земская и городская реформы в России.

78. А.Ф.Кони (1844-1927 гг.)

79. Период контрреформ в России в конце XIX в.

80. Терроризм и государственная антитеррористическая программа в России.

81. Государственная Дума - первый опыт российского парламентаризма.

82. П.А. Столыпин как государственный деятель.

83. С.Ю.Витте как государственный деятель.

84. Основные изменения в правовой системе императорской России в начале XX в.

85. Первая мировая война и модификации в государственном строе России.

86. Февральская революция 1917 г. и падение Российской империи.

87. А.Ф.Керенский как государственный деятель.

88. П.Н.Милюков как государственный деятель.

89. Изменения в системе судопроизводства России весной-осенью 1917 гг.Двоевластие и его историческая сущность.

90. Кризис государственной власти в России летом-осенью 1917 г.

91. Октябрьская революция и модификации общественного строя России.

92. Формирование советской государственности в 1917-1918 гг.

93. Формирование основ советского права.

94. Теория “революционной целесообразности” и ее влияние на правоприменительную практику после Октябрьской революции.

95. Формирование основ советской судебной системы в 1917-1920 гг.

96. Основные этапы развития советских революционных трибуналов

97. Судебный процесс Советской России в 1917-1920 гг.

98. Особенности организации судопроизводства на территориях, занятых белыми правительствами.

99. Становление советских правоохранительных органов.

100. “Военный коммунизм” и модификации в системе государственного управления РСФСР.

101. Эволюция взглядов большевиков на будущее российской государственности в 1903-1925 гг.

102. Государственная деятельность В.И.Ленина.

103. “Красный” и “белый” террор в России.

104. Государственный строй СССР периода НЭПа.

105. Образование Союза ССР.

106. НЭП и основные изменения в правовом регулировании отечественной экономики.

107. Формирование советских органов по борьбе с контрреволюцией: от ВЧК к ГПУ.

108. Кодификация советского права в 20-е гг.: причины, цели и основные принципы.

109. Судебные реформы периода НЭПа

110. Первые советские процессуальные кодексы.

111. Становление советской прокуратуры.

112. Становление советской адвокатуры.

113. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в 20-е гг. ХХ в.

114. Советское уголовное право в 20-е гг.

115. Становление советского семейного права.

116. Становление советского гражданского права.

117. Основные черты советского трудового права в 20-е гг.

118. Переход к однопартийной системе: складывание предпосылок советского тоталитаризма.

119. Первые советские политические процессы в 20-е гг.

120. Внутрипартийная борьба в СССР во второй половине 20-х гг.: складывание предпосылок советского тоталитаризма.

121. И.В. Сталин как государственный деятель.

122. Концепция “построения социализма в одной стране”.

123. Л.Д.Троцкий как государственный деятель.

124. Н.И. Бухарин как государственный деятель.

125. Государственный строй СССР в конце 20-х - начале 50-х гг.: сталинский вариант тоталитарной системы.

126. Конституция 1936 г.: декларации и реальность.

127. Репрессивные органы в СССР в конце 20-х - начале 50-х гг.

128. Феномен сращивание партийных и государственных институтов в СССР.

129. Эволюция советского гражданского права в 30-е гг.

130. Эволюция советского уголовного права в 30-е гг.

131. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в 30-40-е гг. ХХ в.

132. Политические судебные процессы в СССР: природа и механизм осуществления.

133. Модификации в советском судебном процессе конца 20-х – нач. 40-х гг. ХХ в.

134. Великая Отечественная война и основные изменения в советском государстве и праве.

135. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в годы Великой Отечественной войны.

136. Номенклатура: новый правящий класс СССР ?

137. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в.

138. Модификации в советском судебном процессе конца 40-х – нач. 50-х гг. ХХ в.

139. Н.С. Хрущев как государственный деятель.

140. Л.И. Брежнев как государственный деятель.

141. Модификации в советском судебном процессе конца 50-х – нач. 60-х гг. ХХ в.

142. Модификации в советском судебном процессе конца 60-х – нач. 80-х гг. ХХ в.

143. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.

144. Основные изменения в государственном строе СССР во второй половине 50-х - второй половине 60-х гг.

145. Диссидентское движение и его взгляды на отечественную государственность.

146. Основные модификации в советской правовой системе в конце 50-х - начале 80-х гг.

147. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в конце 60-х - начале 80-х гг. ХХ в.

148. Советское уголовное право в конце 50-х - начале 80-х гг.

149. Государственный строй СССР в конце 60-х - начале 80-х гг.

150. “Перестройка” и основные изменения в государственном строе СССР.

151. “Перестройка” и основные изменения в советском праве.

152. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в период «перестройки» в.

153. Становление государственного строя суверенной Российской Федерации.

154. Формирование правовой системы Российской Федерации.

155. Особенности судебной системы Союза ССР и союзных республик в 20-е гг. ХХ в.

156. Правовой статус СНГ.

ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Приступая к написанию курсовой работы, студент должен изучить дисциплину в объеме, установленном учебным планом Академии, в соответствии с программой курса.

Процесс подготовки курсовой работы состоит из этапов:

– подбор и изучение литературы по теме;

– составление плана;

– изложение темы;

– письменное оформление работы.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структурно состоит из разделов:

оглавление (план),

введение,

основная часть,

заключение,

список литературы, использованной при подготовке работы,

приложение (в случае необходимости).

Работа открывается титульным листом1 .

После титульного листа следует оглавление , в котором дается точное наименование каждой главы (раздела), а также параграфов (подразделов) с указанием страниц2 .

Во введении формулируются цели и задачи работы, указывается объект изучения, приводится обоснование актуальности темы, а также определяется ее структура.

В основной части раскрывается содержание курсовой работы. Структурно основная часть курсовой работы представлена главами (разделами), которые, в свою очередь, могут подразделяться на параграфы (подразделы). Оптимально число глав или разделов – 2-3. В каждой главе (разделе) должна раскрываться определенная часть проблемы исследования, в каждом параграфе (подразделе) – отдельный вопрос темы работы.

В заключении приводится краткое обобщение содержания основной части, формулируются выводы. Выводы должны быть краткими.

Список литературы должен включать источники, которые были использованы при написании курсовой работы. Сначала приводится список нормативных источников, а затем научная и специальная литература в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником).

_______________________________

1. См. Приложение 1.

2. См. Приложение 2.

5

Приложение 2

Образец

СОЖЕРЖАНИЕ

№ стр.

Введение ……………………………………………………….

Глава 1 (наименование главы или раздела) …………………

Наименование подраздела 1 ………………………..

Наименование подраздела 2 ………………………..

И т.д.

Глава 2 (наименование главы или раздела) …………………

Наименование подраздела 1………………………...

Наименование подраздела 2 ………………………..

И т.д.

Заключение ……………………………………………………

Литература ……………………………………………………

10

Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, - таблицы, схемы и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст курсовой работы, - помещаются в приложении . Каждый документ располагается на отдельном листе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

должна быть выполнена на высоком уровне и носить самостоятельный характер.

должна быть четко выстроена структурно, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Результаты работы необходимо излагать конкретно, выводы должны быть обоснованными. Обязательным требованием является грамотность – соблюдение правил орфографии, стилистики и пунктуации.

должна отразить глубину теоретической подготовки студента, понимание рассматриваемого круга вопросов, способность самостоятельно использовать литературные источники, формулировать и обосновывать собственные выводы, грамотно излагать материал.

должна носить творческий характер, отражать собственное понимание студентом существа вопроса. Текст курсовой работы должен быть емким – содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы. Работа, содержащая дословное переписывание литературных источников, простой пересказ учебников, учебных пособий, не рецензируется и возвращается студенту для переработки.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Положением «О курсовых работах», утвержденном ректором Академии.

Работа должна быть представлена в печатном виде. Для компьютерной верстки – полуторный интервал, размер шрифта – 14, гарнитура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом. Объем работы не должен превышать 25-30 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:

верхнее поле – 25 мм;

нижнее поле – 25 мм;

левое поле – 35 мм;

правое поле – 15 мм.

Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). 1-я страница (титульный лист) не нумеруется.

Не допускаются вставки на полях и между строк.

6

Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным моментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора курсовой работы. Цитата приводится в кавычках, цитирование какого-либо источника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Сноски даются постранично и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В сносках на издания литературы указываются: фамилия автора (если коллективный труд – наименование, указание на то, под чьей редакцией издан; если на обложку вынесены фамилии нескольких авторов, то в сносках, как и в списке литературы, указываются фамилии всех авторов); название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы (страниц). Для публикаций в периодических изданиях указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодического издания, год издания, выпуск, номер станицы (страниц)3 .

ПРЕДСТВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Подготовленная и оформленная в соответствиями с требованиями представляется на соответствующую кафедру не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Факт представления курсовой работы фиксируется в журнале учета на кафедре (на титульном листе проставляется номер и дата представления работы), - при условии соответствия темы представленной работы теме, ранее утвержденной приказом. Непредставление студентом курсовой работы является основанием для недопуска его к экзамену по соответствующей дисциплине. В случае несвоевременного представления курсовой работы – не в установленный срок, но до начала сессии, - вопрос о допуске студента к экзамену по соответствующей дисциплине решается преподавателем.

Научный руководитель проверяет курсовую работу и доводит результат проверки до студента. Результат проверки оформляется в форме рецензии научного руководителя на курсовую работу. Положительная рецензия является основанием для допуска студента к защите курсовой работы.

может быть оценена неудовлетворительно в случаях, если:

– тема представленной работы не соответствует теме, утвержденной приказом ректора;

– содержание темы не раскрыто в полном объеме;

– работа выполнена не в соответствии с планом;

– работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);

– работа оформлена небрежно, наспех.

_______________________________

3. См. Приложение 3.

7

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

До защиты курсовой работы студенту необходимо внимательно ознакомиться с замечаниями, высказанными в рецензии на нее, чтобы подготовиться к ответу на вопросы по ним в ходе защиты курсовой работы.

Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Порядок защиты курсовой работы определяется соответствующей кафедрой.

По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка, которая заносится в ведомость, а также в зачетную книжку студента.

В случае, если на защите студент получил оценку «неудовлетворительно», он не допускается к экзамену по соответствующей дисциплине. Порядок повторной защиты аналогичен пересдаче экзамена в соответствии с Положением о зачетно-экзаменационной сессии, утвержденным ректором ГОУ ВПО «РАП».

8

Приложение 1

Титульный лист

(образец)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

По дисциплине « ИОГП »

наименование дисциплины

Наименование темы работы

Выполнил (а)

Студент (ка)____курса

____________формы обучения

___________________________

фамилия, и., о.

Научный руководитель:

_______________________

ученая степень, ученое звание, должность

_______________________

фамилия, и., о.

Дата представления работы

«____» ____________200_г.

Воронеж 2007