Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2009/2010 учебном году

 

             

Рекомендации методические по содержательному и организационно-методическому обеспечению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2009/2010 учебном году

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ

Методические рекомендации

по содержательному и организационно-методическому
обеспечению муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников
по химии в 2009/2010 учебном году

Воронеж– 2009


Содержание

страница

Введение

3

Задания

для 9 класса

5

для 10 класса

5

для 11 класса

6

Ответы и решения

для 9 класса

8

для 10 класса

8

для 11 класса

9

Литература

11

Интернет-ресурсы

12

Приложение

1 3


Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены областной предметно-методической комиссией с учетом рекомендаций центральной методической комиссии по химии.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по химии, а также рекомендации по содержанию заданий и оцениванию решений участников олимпиады.

Муниципальный этап олимпиады проводится 29 ноября 2009 г. по четырем возрастным параллелям (8 – 11 классы) по предлагаемым олимпиадным заданиям для 9 – 11 классов. Для проведения олимпиады в 8 классе районная (городская) предметно-методическая комиссия готовит задания самостоятельно. Обращаем особое внимание на то, что задания для 11 класса разработаны в двух вариантах: для учащихся, в 10 классе изучавших органическую химию, и для изучавших неорганическую химию. Каждый 11-классник получает только один вариант заданий.

В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года.

Центральная методическая комиссия (г. Москва) настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур (не более 2-х часов). Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

На теоретический тур отводится не более 3 астрономических часов.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверки заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров муниципального этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, Жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на третий (региональный) этап.

Областной оргкомитет при подведении итогов рекомендует определять – по 1 победителю и до 3 призёров в каждой параллели.

Система оценивания.

· При оценивании работ участников максимальный балл ставится за полностью выполненное задание, независимо от способа решения. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

· Записи, сделанные на черновике, не проверяются и не оцениваются.

· В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

· Балл должен быть целым положительным числом.

· Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

· Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию. Таким образом, так называемые бонусные баллы за сложные элементы присутствуют в каждом задании.

Отчет о результатах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в г. Воронеже и Воронежской области по форме, данной в Приложении 1, направить предметно-методической комиссии по адресу tmeno @ mail . ru

Задания для проведения муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников
по химии в 2009/2010 учебном году

9 класс

9-1. Некоторый элемент образует оксиды, содержащие 52,98 и 18,39 % кислорода соответственно. Определите формулы оксидов и соответствующих им кислот. 4 балла

9-2. Массовая доля цинка, входящего в состав яда кобры, равна 0,5 %. Сколько атомов цинка потребуется кобре для производства 1 капли (30 мг) яда? 4 балла

9-3. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном при пропускании 2,24 л (н.у.) сероводорода через 250 г 10 %-ного раствора сульфата меди (II). 7 баллов

9-4. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

Оксид1 ® Соль1 ® Оксид2 ® Соль2 ® Основание ® Соль3

10 баллов

9-5. В трех пробирках находятся растворы бромидов магния, алюминия и аммония. С помощью одного реагента определите, какое вещество находится в каждой пробирке. 10 баллов

10 класс

10-1. Элементы X и Y образуют соединения с серой составом XY4 S и X2 Y12 S3 , массовая доля серы в которых 21,62 и 24,49 % соответственно. Определите формулы соединений. 4 балла

10-2. Во сколько раз необходимо разбавить сточную воду, содержащую 0,001 моль/л Hg2+ , чтобы ее можно было сливать в водоем? ПДК (Hg2+ ) = 0,005 мг/л. 3 балла

10-3. Какой объем 20 %-ного раствора аммиака (плотность 0,91 г/мл) необходимо добавить к 150 мл 30 %-ной соляной кислоты (плотность 1,15 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась втрое? 8 баллов

10-4. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

S X1 X2 X3 X4 H2 S

10 баллов

10-5. Возможно ли распознать растворы хлорида аммония, сульфата алюминия, соляной кислоты, гидроксидов натрия и бария, используя в качестве реагента только фенолфталеин? Предложите план проведения анализа, запишите уравнения реакций. 10 баллов

11 класс

Задания для участников олимпиады, изучавших в 10 классе

органическую химию

11-1. На сжигание порции алкена, содержащей 2 · 1023 молекул, требуется 1,8 · 1024 атомов кислорода. Какую формулу имеет алкен? 6 баллов

11-2. Определите структурную формулу соединения, если известно, что оно состоит из 37,7 % С, 6,3 % Н и 56,0 % Cl (по массе), а 6,35 г паров этого соединения занимают объем 1,12 л (н.у.). При гидролизе этого соединения образуется вещество, состоящее из С, Н, О, а при восстановлении последнего образуется вторичный спирт. 6 баллов

11-3. При кипячении с водой аспирин распадается на салициловую (орто -оксибензойную) и уксусную кислоты. Рассчитайте число молекул салициловой кислоты и ее молярную концентрацию в растворе, который образовался после растворении одной таблетки аспирина в 100 мл воды и последующем кипячении. Масса таблетки 0,5 г. 7 баллов

11-4. Каким образом из древесных отходов можно получить искусственный каучук? Приведите уравнения реакций и вычислите, какое количество каучука можно теоретически получить из древесины, содержащей 50 % целлюлозы. 8 баллов

11-5. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

Этаналь ® ацетат калия ® метан Х1 ® К2 С2 О4 Х2

10 баллов

11-6. Смесь бензилбензоата, бензилового спирта и бензойной кислоты разделите на компоненты с помощью различий в химических свойствах. Запишите уравнения реакций. 8 баллов

11 класс

Задания для участников олимпиады, изучавших в 10 классе

неорганическую химию

11-1. Неизвестный металл полностью растворился в 324 г 5%-ного раствора бромоводородной кислоты; в результате образовался 6,81%-ный раствор бромида металла. Какой металл был использован? 8 баллов

11-2. Определите массу нитрида магния, полностью подвергшегося гидролизу, если для солеобразования с продуктами гидролиза потребовалось 150 мл 4 %-ного раствора соляной кислоты плотностью 1,02 г/мл. 5 баллов

11-3. Алюмокалиевые квасцы (додекагидрат сульфата калия-алюминия KAl(SO4 )2 ·12H2 O) используют в медицинской практике наружно для промываний, примочек. Сколько граммов квасцов надо добавить к 1000 г 5%-ного раствора сульфата калия, чтобы массовая доля последнего увеличилась вдвое? Что произойдет, если на полученный раствор подействовать избытком сульфида калия? 7 баллов

11-4. При электролизе 366 г 25 %-ного раствора нитрата никеля (II) масса катода увеличилась на 11,8 г. Рассчитайте массовые доли веществ в растворе после окончания реакции. 5 баллов

11-5. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

Na3 [Al(OH)6 ] ® Al(OH)3 X1 X2 ® KBrO3 X3

10 баллов

11-6. Имеются колбы с неподписанными растворами серной кислоты, сульфатов железа (II) и марганца (II), нитрата свинца (II), гидроксида натрия и пероксида водорода. Можно ли, используя только эти растворы, определить, какое вещество находится в каждой колбе? Предложите план проведения анализа, запишите уравнения реакций. 10 баллов

Ответы и решения

(допускаются иные формулировки ответов, не искажающие смысла)

9 класс

9-1. Формулы оксидов: Э2 Ох и Э2 Оу .

16х = 11,427у

А(Э) = 80 (бром) при х = 5 и у = 7.

Оксиды: Br2 O5 и Br2 O7 , кислоты: HBrO3 и HBrO4 .

9-2. 1,38 · 1018 атомов

9-3. 4 %.

9-5. Добавим в каждую из пробирок щелочь:

Mg2+ + 2OH- ® Mg(OH)2 ¯ - белый осадок

Al3+ + 3OH- ® Al(OH)3 ¯ - студенистый осадок, р-ряется в избытке щелочи

NH4 + + OH- ® NH3 ­ + H2 O – появляется резкий запах

10 класс

10-1. Молярные массы соединений: М(XY4 S) = 32/0,2162 = 148 г/моль

М(X2 Y12 S3 )= 96/0,2449 = 392 г/моль

Находим атомные массы элементов:

А(Х) = 52 (хром), А(Y) = 16(кислород)

Ответ: формулы соединений CrSO4 и Cr2 (SO4 )3

10-2. В 41000 раз.

10-3. 71,7 мл.

10-4. X1 – SO2 , X2 – H2 SO4 , X3 – BaSO4 , X4 - BaS

10-5. Добавляем в небольшие порции каждого из исследуемых растворов фенолфталеин – в растворах щелочей наблюдаем малиновое окрашивание.

Один из растворов щелочей добавляем к порциям остальных веществ. Появление запаха аммиака говорит о наличии соли аммония, студенистый осадок говорит о присутствии соли алюминия.

Определенный сульфат алюминия поочередно добавим к щелочам. Белый осадок (сульфат бария) выпадет в пробирке, в которой находился гидроксид бария.

В оставшейся пробирке – соляная кислота. Добавляя ее в пробирки с окрашенными фенолфталеином растворами щелочей, наблюдаем исчезновение окраски.

11 класс (органическая химия)

11-1. Cn H2 n + 1,5nO2 → nCO2 + nH2 O

Число молекул (O2 ) = 1,8 · 1024 /2 = 9 · 1023

V(Cn H2 n ) / V(O2 ) = 2 · 1023 /9 · 1023 = 1 : 4,5

1 : 4,5 = 1 : 1,5n n = 3 – пропен.

11-2. CH3 -CH2 -CCl2 -CH3 .

11-3. 1,67 · 1021 молекул, с(сал. к-ты) = 0,028 моль/л.

11-4. 167 кг каучука.

11-6. Выделим из смеси бензойную кислоту. Для этого добавим к смеси водный раствор гидрокарбоната натрия, соберем водный слой, содержащий бензоат натрия, и обработаем раствором соляной кислоты.

К оставшейся смеси добавим металлический натрий (предварительно высушив смесь). Отделим выпавший в осадок алкоголята, растворим его в воде. Произойдет гидролиз с образованием бензилового спирта.

11 класс (неорганическая химия)

11-1. Me + xHBr → MeBrx + 0,5xH2

m(HBr) = 0,05 · 324 = 16,2 г, n(HBr) = 16,2/81 = 0,2 моль;

n(H2 ) = 0,5n(HBr) = 0,1 моль, m(H2 ) = 0.2 г;

m(Br- в р-ре) = 16,2 – 0,2 = 16 г.

Пусть растворилось m г металла, тогда масса соли равна (m + 16) и

0,0681 = (m + 16)/( m + 324 – 0,2) m = 6,5 г.

n(Me) : n(HBr) = 1 : x (6,5/M(Me)) = (0,2/x) M(Me) = 32,5x. Металл – цинк.

11-2. 2,1 г.

11-3. 598 г квасцов.

11-4. 15,64 % Ni(NO3 )2 , 7,18 % HNO3 .

11-5. X1 – AlBr3 , X2 – Br2 , X3 – KIO3 .

11-6. Отбираем пробы растворов и смешиваем их попарно. Результаты наблюдений сводим в таблицу:

Колба

1

2

3

4

5

6

1

-

-

-

PbSO4 ¯

белый

Fe(OH)2 ¯

Зеленовато-

белый

Fe2 (SO4 )3

2

-

-

-

PbSO4 ¯

белый

Mn(OH)2 ¯

Розовый,

темнеет

O2 ­

3

-

-

-

PbSO4 ¯

белый

-

-

4

PbSO4 ¯

белый

PbSO4 ¯

белый

PbSO4 ¯

белый

-

Pb(OH)2 ¯

белый

-

5

Fe(OH)2 ¯

Зеленовато-

белый

Mn(OH)2 ¯

Розовый,

темнеет

-

Pb(OH)2 ¯

белый

-

O2 ­

6

Fe2 (SO4 )3

-

-

-

O2 ­

-

Вывод

FeSO4

MnSO4

Н2 SO4

Pb(NO3 )2

NaOH

H2 O2

Т.к. в пробирке (4) выпадают осадки белого цвета при смешении со всеми реагентами, кроме в-ва в пробирке (6), то в пробирке (4) - Pb(NO3 )2 , а в пробирке (6) - H2 O2 .

Т.К. в-во в пробирке (3) вызывает выпадение осадка только с Pb(NO3 )2 , то в пробирке (3) - Н2 SO4 .

В пробирке (5) находится NaOH, потому что добавление содержимого этой пробирки вызывает видимые изменения во всех случаях, кроме р-ра Н2 SO4 .

В пробирке (1) находится FeSO4 – образуется осадок, буреющий на воздухе, после обработки раствором щелочи (реакция на Fe2+ ) и осадок белого цвета при добавлении Pb(NO3 )2 (реакция на SO4 2- ).

В пробирке (2) находится MnSO4 – образуется осадок розового цвета после добавления р-ра NaOH (реакция на Mn2+ ) и осадок белого цвета при добавлении Pb(NO3 )2 (реакция на SO4 2- ).

Литература .

1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2005. – 128 с.

2. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2006 году / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2006. – 144 с.

3. Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. – М.: Знание, 1979. – 63с.

4. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. – Пермь: Книжный мир, 2001. – 45с.

5. «Химия в школе» - научно-методический журнал

6. Большой энциклопедический словарь, Химия. – М: «Большая Российская энциклопедия», 1998

7. Энциклопедия для детей, Аванта+ , Химия, т.17, М: «Аванта+ », 2000.

8. Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии / Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В.Лунина – М: «Экзамен», 2003.

9. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.

10. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.

11. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2

12. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000

13. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия, М: «Химия», 1989.

14. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть I II и IV: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

15. Степин Б.Д. Техника лабораторного эксперимента в химии, М.: Химия, 1999

16. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть III Практикум: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

Интернет-ресурсы

· Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. – http://www.chem.msu.ru/

· Здесь собрана информация обо всех химических олимпиадах

· Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rusolymp.ru/

· Этот портал объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам.

· Эти Интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е. предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет.

· Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня – http://chem.olymp.mioo.ru/

· Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками. Портал организован Департаментом образования г. Москвы, Московским институтом открытого образования при участии Московского центра непрерывного математического образования для дистанционной подготовки к олимпиадам по математике, информатике, биологии, химии. географии и физике.

· Портал ориентирован на учащихся, желающих успешно выступать в олимпиадах высокого уровня . Зарегистрированным пользователям предлагаются учебные курсы по биохимии, квантовой химии, неорганической химии, органической химии, химии высокомолекулярных соединений, химической кинетике, химической термодинамике, аналитической химии. Задачи для всех этих курсов разбиты по трем уровням сложности. Преподаватели проверяют решение задач и дают консультации on-line (посредством icq) и off-line (посредством электронной почты).

· Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября» - дистанционные курсы для учителей «Система подготовки к олимпиадам по химии» - http://edu.1september.ru/index.php?course=18005

· Цель курса – помочь учителю осознать целостность такого явления как химическое олимпиадное движение, осознать свое место в этой системе.

· Курс разбит на три блока. Первые три лекции затрагивают историю олимпиадного движения, его цели и задачи, показывают современную систему химических олимпиад и творческих конкурсов, методику организации олимпиад различного уровня, содержательный аспект олимпиад различного уровня.

· Второй блок курса (лекции 4–6) посвящен методике решения олимпиадных задач по физической химии и задач со схемами превращения веществ.

· Третий блок (лекции 7–8) включает методические подходы к выполнению экспериментальных задач и методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам на основе современных технологий в обучении химии.

Приложение

Форма отчета по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2009-10 учебном году.

1. Состав жюри.

2. Замечания по условиям заданий.

3. Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии:

Ф.И.О

участника

Дата

рождения

Класс

Профиль

(для 10-11)

Часов

по предмету

УМК

(авторы)

ОУ

Ф.И.О.

учителя, КК, стаж

Баллы

Место

1

2

3

4

5

6

Σ

17.