Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по изучению учебной дисциплины

 

             

Рекомендации методические по изучению учебной дисциплины

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени В.З. Хоружей»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________ Р.И. Дробыш

«_____»__________________ 2010 г.

ОБЩЕЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для практических, контрольных, курсовых работ

и рекомендации по их выполнению, вопросы к экзамену

для учащихся заочной формы получения образования

Специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность (по направлениям)

Направление специальности 2-25 01 10-02 Коммерческая деятельность (товароведение)

Специализация 2-25 01 10-02 34 Товароведение книги

Минск 2011


Автор: Асташонок М. Л., преподаватель УО «Минский государственный ПТК полиграфии»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Общее товароведение», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 14. 08. 2009 г.

Рассмотрено на заседании МК уровня ССО

Председатель Троцюк Л. М.

Протокол № _______от «_____» ______________________2011г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины общепрофессионального цикла «Общее товароведение» предназначена для подготовки учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования по направлению специальности 2-25 01 10-02 «Коммерческая деятельность (товароведение)».

Дисциплина «Общее товароведение» является одной из основных дисциплин специального цикла, формирующих профессиональные знания и умения специалиста.

Целью изучения дисциплины является формирование у учащихся теоретических знаний, умений и навыков по вопросам классификации ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров, по характеристике потребительских свойств и ассортимента товаров, качества, производства, правил маркировки, оптимальных условий, способов и режимов хранения, продажей качественных, конкурентоспособных товаров. В результате изучения дисциплины «Общее товароведение» учащийся должен:

знать:

на уровне представления:

· роль и значимость непродовольственных и продовольственных товаров на рынке Республики Беларусь;

· группы непродовольственных и продовольственных товаров;

· потребительскую стоимость, влияние групп товаров на конъюнктуру рынка.

на уровне понимания:

· классификацию ассортимента групп продовольственных и непродовольственных товаров, ассортимент и свойства товаров, признаки доброкачественности продовольственных товаров, правила маркировки, упаковки и хранения продовольственных и непродовольственных товаров;

уметь:

· составлять товароведную характеристику продовольственных и непродовольственных товаров, определять признаки доброкачественности продовольственных товаров;

· определять виды материалов, используемых в производстве товаров, способы их изготовления, приемы отделки и обработки, размерные показатели и отличительные признаки конструктивных элементов;

· характеризовать ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров, составлять торговую характеристику изделий по признакам классификации;

· применять правовую и нормативную документацию.

Изучение дисциплины должно способствовать развитию творческого мышления учащихся, их интереса к познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой. Для закрепления теоретических знаний, формирования и отработки необходимых умений программой предусмотрено проведение практических работ. Для контроля уровня знаний учащихся предусмотрено проведение ДКР, и по завершению курса – экзамен. Дисциплина «Общее товароведение»» имеет межпредметные связи с другими дисциплинами, такими как: «Организация и технология торговли», «Коммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет», «Основы экономики», «Основы маркетинга».

Программа определяет структуру и содержание дисциплины, рассчитана на 38 часов, из которых 12 обзорных часов, 6 часов предусмотрено на практические работы, запланировано написание ДКР, 20 часов на курсовые работы и проведение экзамена по окончанию курса.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Грибанова, И. В. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие / И. В. Грибанова. – Минск: Выш. шк., 2007.

2. Гурская, С. П. Правила торговли и защита прав потребителей: учебное пособие / С. П. Гурская. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2007. – 190 с.

3. Микулович, Л. С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Л. С. Микулович. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2010. – 416 с.

4. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / В. Е. Сыцко [и др.]; под общ.ред. В. Е. Сыцко. – Минск: Выш. шк., 2005. – 669 с.

Дополнительная

5. Айлова, Г. Н. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров / Г. Н. Айлова, М. П. Васильева, И. А. Петренко, Г. Н. Рыженко. – СПб.: Питер, 2005.

6. Коник, Н. В. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие / Н. В. Коник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с.

7. Криштафович, В. И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы: учебное пособие / В. И. Криштафович, И. А. Жебелева, В. И. Заикина, О. В. Памбухчиянц; под ред. проф. В. И. Криштафович. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 184 с.

8. Кутняхова, Л. В. Органолептическая оценка качества продовольственных товаров: пособие / Л. В. Кутняхова. – Минск: Выш. шк., 2007. – 141 с.

9. Мершкова, В. И. Товароведение продовольственных товаров: практикум / В. И. Мершкова, Н. М. Сочнева. – Минск: Беларусь, 2005. – 70 с.

10. Николаева, М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1997.

11. Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров: учебник / В. А. Тимофеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 475 с.

12. Товароведение одежно-обувных товаров. Общий курс: учебное пособие / В. В. Садовский [и др.]; под общ. ред. В. В. Садовского, Н. М.Несмелова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 427 с.

13. Товароведение хозяйственных товаров. Общий курс: учебное пособие / Н. М. Ильин [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2004. – 401 с.

14. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза текстильных и швейно-трикотажных товаров / А.Ф. Шепелев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 480 с. – (Учебники и учебные пособия).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «ОБЩЕЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

Тема

Количество учебных часов

Время на самостоятельную работу учащихся

(часов)

всего

в том числе

для дневной

формы

для заочной

формы

на обзорные занятия

на лабораторные, практические занятия

Товароведение непродовольственных товаров

1. Текстильные товары, одежда, обувь

22

3

2

1

19

2. Хозяйственные товары

16

3

2

1

13

3. Галантерейные, ювелирные и парфюмерно-косметические товары

3

1

1

2

4. Товары культурно-бытового назначения

7

2

2

5

Товароведение продовольственных товаров

5. Свежие и переработанные овощи, плоды, грибы

4

2

1

1

2

6. Зерно и зернопродукты

3

1

1

2

7. Сахар, мед, крахмал, кондитерские изделия

3

2

1

1

1

8. Вкусовые товары

4

4

9. Молоко, молочные продукты. Пищевые жиры. Яйца и яйцепродукты

4

1

1

3

10. Мясо и мясные товары

5

2

1

1

3

11. Рыба и рыбные товары

4

1

1

3

Обязательная

1

1

Курсовое проектирование

20

20

ИТОГО

96

38

12

6

58

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ 1. Товароведение непродовольственных товаров

Раздел 1. Текстильные товары, одежда, обувь

Тема: Текстильные товары

Цель изучения темы : Сформировать знания о текстильных волокнах растительного и животного происхождения, об основных видах химических волокон и их характеристике.

Сформировать знания о ткацких переплетениях, об основных видах отделки тканей, потребительских свойствах и ассортименте хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей.

Сформировать знания об ассортименте ковров и ковровых изделий, искусственного меха.

Содержание программы: Текстильные волокна. Характеристика основных видов природных текстильных волокон растительного происхождения (хлопок, лубяные волокна (лен, пенька, джут, кенаф); природных текстильных волокон животного происхождения (шерсть, натуральный шелк) и волокон химического происхождения (вискоза, ацетатные, капроновые, полиэфирные, нитроновые и др.).

Понятие, классификация, основные свойства нитей и пряжи.

Понятие о ткани. Ткацкие переплетения; классы, характеристика основных видов, их влияние на свойства тканей.

Основные виды отделок тканей. Классификация тканей. Характеристика основных групп тканей по волокнистому составу (хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых).

Нетканые материалы; понятие, классификация и характеристика ассортимента. Особенности потребительских свойств нетканых материалов разных способов производства (холстопрошивные, нитепрошивные, тканепрошивные, кле­евые, иглопробивные).

Классификация ассортимента ковров и ковровых изделий.

Классификация и характеристика ассортимента искусственного меха.

Результат : Описывает основные виды текстильных волокон растительного и животного происхождения, химические волокна.

Описывает ткацкие переплетения и основные виды отделок тканей; потребительские свойства и ассортимент хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Объясняет особенности классификации ковров и ковровых изделий, искусственного меха.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте классификацию потребительских свойств тканей.

2. Охарактеризуйте эргономические свойства тканей.

3. Какие свойства определяют эстетическую ценность тканей?

4. Охарактеризуйте натуральные волокна.

5. Дайте классификацию ковровых изделий.

Литература:

[1], с. 18-33; [4], с. 69-132; [12], с9-87; [14], с. 11-269.

Методические указания

К текстильным товарам относятся изделия, вырабатываемые из волокон и нитей: ткани, нетканные материалы, искусственные меха, ковровые изделия, канаты, веревки и др. Главным текстильным материалом является ткань.

Потребительские свойства тканей условно можно разделить на классы:

- Эргономические свойства;

- Свойства влияющие на срок службы тканей;

- Эстетические свойства.

Текстильные волокна – гибкие прочные тела, длина которых во много раз превышает толщину, пригодные для изготовления текстильных изделий.

Подразделяют на два класса:

натуральные

химические

По происхождению волокнообразующего вещества:

· растительные волокна (хлопковое, льняное, пенька, ждут, кенаф);

· животные (шерстяное волокно, натуральный шелк);

· минеральные (асбест).

· искусственные (вискозные волокна, ацетатные, медно-аммиачные, металлические, стеклянные);

· синтетические (полиамидные, полиэфирные, полиакрилонитрильные, поливинилхлоридные, поливинилспиртовые, полиуретановые, полиолефиновые).

Пряжа – нить, состоящая из волокон, соединенных путем скручивания или склеивания.

Ассортимент: По составу волокон вырабатывается хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, вискозная, нитроновая пряжа.

Текстильные нити – гибкие прочные тела с малыми поперечными размерами, значительной длины, используемые для изготовления текстильных изделий.

Ассортимент: шелк-сырец, шелк-уток, шелк-основа, мулине, креп, муслин.

Ткацкие переплетения – порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.



Ткацкие переплетения подразделяют на:

простые

мелкоузорчатые

крупноузорчатые

сложные

К специальным видам отделки относится:

противоусадочная

противосминаемая

водонепроницаемая

молезащитная

По виду волокна ткани делят на:

хлопковые

льняные

шерстяные

шелковые

Требования к качеству, маркировка: качество тканей проверяют путем внимательного осмотра с лицевой стороны при отраженном свете. При этом выявляют наличие пороков пряжи, ткачества и отделки. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани выпускаются 1-го и 2-го сортов, шелковые – 1,2 и 3-го сортов. Ткани маркируют клеймением и прикреплением бумажных картонных ярлыков к куску ткани или пачке штучных изделий. [1], с. 32-33.

Практическая работа №1

Определение природы волокна, вида и разновидности пряжи и нитей. Товароведная характеристика тканей.

Результат: Определяет волокнистый состав тканей, виды пряжи. Составляет товароведную характеристику тканей.

Вопросы для самоконтроля :

1. Как делятся волокна по происхождению?

2. Назовите главные переплетения тканей.

3. В чем особенности мебельно-декоративных тканей?

Литература: [1], с. 18-33; [4], с. 69-132; [12], с9-87; [14], с. 11-269.

Тема: Швейные товары

Цель изучения темы : Сформировать знания о потребительских свойствах одежды и классификации швейных товаров, об ассортименте верхней одежды, белья и головных уборов.

Содержание программы: Потребительские свойства одежды. Материалы для изготовления одежды. Классификация швейных изделий. Характеристика ассортимента верхней одежды, белья и головных уборов. Уход за швейными изделиями. Состояние моды текущего сезона.

Результат : Описывает потребительские свойства одежды, особенности классификации швейных изделий, ассортимент верхней одежды, белья и головных уборов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите факторы, влияющие на потребности населения в одежде.

2. Охарактеризуйте эргономические потребительские свойства одежных товаров.

3. Назовите основные материалы для производства одежных товаров.

Литература: [1], с. 34-48; [4], с. 132-182; [12], с. 88-180; [14], с. 277-457.

Методические указания

Швейные товары – это различные виды верхней одежды, легкого платья, белья, головных уборов, перчатки, варежки. В зависимости от способа производства различают одежду, изготовленную по технологии швейного и трикотажного производства. Одежду, выработанную по технологии швейного производства, называют швейными изделиями.

Потребительские свойства одежды:

- надежность;

- эргономические свойства;

- эстетические свойства.

Ассортимент:

- пальтовые изделия;

- костюмно-платьевые изделия;

- бельевые изделия;

- головные уборы.

Требования к качеству, маркировка: Швейные изделия должны соответствовать утвержденным образцам, быть комплектными, чистыми, отутюженными, прочными и удобными в носке, иметь правильную посадку на фигуре, красивый внешний вид, хорошо сохранять форму. Маркируют швейные изделия путем прикрепления товарного ярлыка из картона, плотной бумаги или тканевой ленты. На товарном ярлыке обозначают: товарный знак, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя; номер модели, стандарта или ТУ, размер, рост, полноту, код, наименование и артикул ткани, сорт, дату выпуска (месяц и год). [1], с. 46-48.

Тема: Трикотажные товары

Цель изучения темы : Сформировать знания об основных видах поперечновязаных и основовязаных трикотажных полотнах, о современном ассортименте верхнего и бельевого трикотажа, чулочно-носочных, перчаточных и платочно-шарфовых изделий.

Содержание программы: Классификация трикотажных полотен. Характеристика поперечновязаных и основовязаных полотен.

Классификация и характеристика ассортимента верхнего и бельевого трикотажа, чулочно-носочных, перчаточных и платочно-шарфовых изделий.

Уход за трикотажными товарами. Состояние моды текущего сезона.

Результат : Описывает основные виды поперечновязаных и основовязаных трикотажных полотен, ассортимент трикотажных изделий, верхнего и бельевого трикотажа, чулочно-носочных, перчаточных и платочно-шарфовых изделий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику видов изделий бельевого трикотажа.

2. Охарактеризуйте ассортимент чулочно-носочных изделий.

3. Какая характерная особенность филейного трикотажа?

Литература:

[1], с. 48-55; [4], с. 133-182; [12], 181-258; [14], с. 277-457.

Методические указания

Трикотажные товары . Трикотаж – гибкое и прочное вязаное полотно или изделие, состоящее из петель, переплетающихся в продольном и поперечном направлениях.

Ассортимент:

- верхние трикотажные изделия;

- бельевые изделия;

- чулочно-носочные изделия;

- трикотажные головные уборы;

- перчатки и варежки.

Требования к качеству, маркировка: Доброкачественные трикотажные изделия должны иметь правильную форму и установленные размеры, прочную и ровную окраску, правильное и прочное соединение деталей, четкую и полную маркировку, ровные, без пропусков строчки швов. По качеству делят на 1-й и 2-й сорта. Трикотажные изделия маркируют прикреплением этикеток. На этикетке указывают товарный знак, наименование предприятия, его местонахождение, код, размер, сорт, номер ГОСТа или ТУ. [1], с. 54-55.

Тема: Обувные товары

Цель изучения темы : Сформировать знания о классификации и ассортименте кожаной, резиновой и валяной обуви.

Содержание программы: Характеристика основных материалов для производства обуви.

Классификация и характеристика ассортимента кожаной обуви. Уход за обувью.

Классификация и характеристика ассортимента резиновой обуви. Классификация и характеристика ассортимента валяной обуви.

Состояние моды текущего сезона.

Результат : Описывает особенности классификации, ассортимент кожаной, резиновой и валяной обуви.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные виды кожевенного сырья, применяемого для производства натуральных кож.

2. Назовите основные виды обувных материалов, применяемых для низа обуви.

3. Назовите основные конструкции обувных колодок.

4. Дайте классификацию ассортимента валяной обуви.

Литература:

[1], с. 56-68; [4], с. 183-216; [12], с. 259-352.

Методические указания

Обувь – часть одежды человека, предназначенная для предохранения ног от вредных воздействий. Относится к предметам первой необходимости и является товаром сложного ассортимента.

Потребительские свойства:

- социальные;

- функциональные;

- эргономические;

- эксплуатационные;

- защитные;

- утилитарные;

- эстетические.

Классификация кожаной обуви:

По целевому назначению:

· бытовая;

· спортивная;

· специальная;

· профилактическая и ортопедическая;

· производственная.

По сезону носки:

· зимняя;

· летняя;

· весенне-осенняя;

· круглосезонная.

По способу производства:

· механическое производство;

· ручное производство

По применяемому материалу:

· хромовая;

· юфтевая;

· комбинированная;

· текстильная;

· из искусственной и синтетической кожи;

· меховая.

По методу крепления низа:

· клеевая;

· рантовая;

· горячей вулканизации;

· полусандальную;

· сандальную;

· прошивную;

· гвоздевую.

По высоте каблука:

· низкий каблук (до 25-45 мм);

· средний каблук (30-45 мм);

· высокий каблук (46-60 мм);

· особо высокий (выше 60 мм);

· без каблука.

По цвету верха.

Классификация резиновой обуви:

По назначению:

· бытовая;

· производственная;

· спортивная.

По половозрастному признаку:

· мужская;

· женская;

· школьная для мальчиков и девочек;

· девичья;

· детская.

По характеру использования:

· обувь надеваемая поверх другой обуви;

· обувь надеваемая непосредственно на ногу.

По материалу верха:

· цельнорезиновая;

· резинотекстильная;

· с верхом из пластмассы.

По видам:

· галоши;

· сапоги;

· сапожки;

· полусапожки;

· ботинки, полуботинки;

· туфли.

По отделке:

· лакированная;

· нелакированная.

Требования к качеству, маркировка: обувь должна соответствовать образцам-эталонам; должна быть парной. В готовой обуви не допускаются мягкие носки и задники, местная неприклейка подошв, порванная подкладка. На каждую пару обуви наносят маркировку четкими, печатными буквами и цифрами, легко различимыми и небольших размеров. Размер и полноту обуви указывают на подошве, в геленочной части.

Литература: [1], с. 65-66, с. 68.

Тема: Пушно-меховые и овчинно-шубные товары

Цель изучения темы : Сформировать знания о потребительских свойствах и ассортименте меховой верхней одежды, женских уборов, головных уборов, деталей одежды, овчинно-шуб­ных изделий.

Содержание программы: Потребительские свойства пушно-меховых товаров. Характеристика ассортимента меховой верхней одежды, женских уборов, головных уборов, деталей одежды, овчинно-шубных изделий. Состояние моды текущего сезона.

Литература : [4], с. 216-239; [12], с. 353-425.

Методические указания

Пушно-меховые товары объединяют пушно-меховое сырье (невыделанные шкурки), полуфабрикаты (выделанные, готовые к употреблению шкурки) и готовые изделия.

Потребительские свойства:

- эстетические;

- эргономические;

- технологические;

- достаточная надежность.

Классификация:

Наиболее полное представление о широте ассортимента пушно-меховых полуфабрикатов дает классификация их в зависимости от зоологических признаков, среды обитания, времени промысла, возраста животных, отделки, густоты волосяного покрова, толщины кожевой ткани, теплозащитности и др. признаков.

Требования к качеству, маркировка:

При проверке качества устанавливают соответствие данного изделия утвержденному образцу согласно техническому описанию и требованиям стандарта. [4], с. 216-239.

Раздел 2. Хозяйственные товары

Тема: Хозяйственные товары из пластических масс

Цель изучения темы : Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и характеристике основных видов пластмасс, об ассортименте хозяйственных изделий из пластмасс. Сформировать знания об особенностях маркировки и хранения.

Содержание программы: Потребительские свойства, классификация и характеристика основных видов пластмасс. Характеристика ассортимента хозяйственных изделий из пластических масс по признакам классификации.

Особенности маркировки и хранения.

Результат : Описывает потребительские свойства и дает характеристику основных видов пластмасс. Описывает ассортимент хо­зяйственных изделий из пластических масс по признакам классификации. Объясняет особенности маркировки и хранения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие пластмассы применяются в производстве посуды, контактирующей с пищевыми продуктами?

2. Назовите области применения пластмасс.

3. Какие пластмассы обладают самой высокой химической стойкостью?

4. Приведите классификацию посуды из пластмасс.

Литература: [1], с. 79-83; [4], с. 240-265; [13], с. 84-120.

Методические указания

Пластические массы (пластмассы) это материалы, которые получают путем синтеза полимеров с различными ингредиентами. Они обладают небольшой массой, хорошими электроизолирующими свойствами, высокой химической стойкостью. Недостатком является низкая теплостойкость, электризуемость, старение.

Потребительские свойства:

· физические;

· безопасность;

· химические;

· экологические.

Классификация:

· по назначению;

· по видам изделий;

· по видам пластмасс;

· по фасонам, конструкции, размерам;

· по способу формирования;

· по отделке, комплектности.

Требования к качеству, маркировка: Химический состав пластмасс и их свойства должны соответствовать требованиям стандартов. Изделия должны иметь правильную форму, установленные размеры, быть удобными в пользовании. В изделиях не допускаются трещины, коробления, царапины, вздутия, инородные включения. На посудохозяйственных товарах, не предназначенных для хранения продуктов, указывают: «Для непищевых продуктов», «Для горячих пищевых продуктов» и т.д. [1], с. 82-83.

Практическая работа №2

Составление товароведной характеристики ассортимента хозяйственных товаров из пластических масс

Результат: Составляет товароведную характеристику ассортимента хозяйственных товаров из пластических масс.

Вопросы для самоконтроля :

1. На какие группы подразделяют хозяйственные изделия из пластмасс по функциональному назначению?

2. Как подразделяют изделия по конструкции?

3. Назовите недопустимые пороки на изделиях из пластмасс.

Литература: [1], с. 79-83; [4], с. 240-265; [13], с. 84-120.

Тема: Стеклянные бытовые товары

Цель изучения темы : Сформировать знания о потребительских свойствах стеклянных бытовых товаров, о составе различных видов сте­кол, способах их производства, видах декорирования стек­лянных бытовых изделий, современном ассортименте изделий из различных видов стекла.

Содержание программы: Потребительские свойства стеклянных бытовых товаров. Состав и виды стекол, способы производства, виды декорирования. Классификация и характеристика изделий из стекла. Особенности упаковки, маркировки, транспортировки и хранения стеклянных изделий.

Результат: Описывает потребительские свойства стеклянных бытовых товаров. Объясняет состав различных видов стекол, способы их производства; описывает виды декорирования стеклянных бытовых товаров, современный ассортимент изделий из различных видов стекла, особенности маркировки и хранения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные группы потребительских свойств стеклянных бытовых товаров.

2. Охарактеризуйте отличительные признаки различных видов стекол.

3. Дайте группировку ассортимента стеклянных бытовых товаров.

Литература: [1], с. 69-73; [4], с. 265-292; [13], с. 152-178.

Методические указания

К стеклянным бытовым товарам относятся различные виды посуды, художественно-декоративных и прочих изделий, изготовленных из стекла и используемых в быту.

Потребительские свойства:

- функциональные;

- эргономические;

- эстетические;

- коммерческие требования и надежность в эксплуатации.

Ассортимент:

По назначению:

· столовая;

· хозяйственная.

По виду стекла:

· обыкновенная;

· хрустальная;

· ситалловая.

По цвету стекла:

· бесцветная;

· из цветного стекла.

По способу формования:

· выдувная;

· прессованная;

· моллированная.

Требования к качеству, маркировка: Изделия по форме, вместимости, размерам, видам украшений, подбору и количеству предметов в комплекте должны соответствовать образцам-эталонам и техническим описаниям. Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие или в процессе выработки. [1], с. 73.

Тема: Керамические бытовые товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах керамических бытовых товаров, видах керамики, способах ее производства, видах декорирования, об ассортименте изделий из различных видов керамики.

Содержание программы: Потребительские свойства керамических бытовых товаров. Виды керамики, особенности производства и декорирования.

Классификация и характеристика керамической посуды.

Особенности упаковки, маркировки, транспортировки и хранения.

Результат: Описывает потребительские свойства керамических бытовых товаров, виды керамики, особенности классификации товаров из нее, их ассортимент. Объясняет особенности производства и декорирования изделий, требования к их упаковке, маркировке, транспортировке и хранению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные факторы, формирующие потребительские свойства керамических товаров.

2. Охарактеризуйте способы декорирования фарфоровых изделий.

3. Охарактеризуйте основные виды посуды для подачи пищи и напитков на стол.

Литература: [1], с. 74-78; [4], с. 293-313; [13], с. 178-202.

Методические указания

Керамическими бытовыми товарами называются изделия культурно-бытового назначения, выработанные из глинистых материалов с различными минеральными добавками и обожженные до камневидного состояния. К керамическим бытовым товарам относятся изделия, непосредственно используемые в домашнем хозяйстве, а также художественно-декоративные изделия.

Потребительские свойства:

- функциональные;

- эргономические;

- эстетические;

- надежность.

Классификация по назначению:

- художественно-декоративные изделия ;

- посуда (кухонная – для приготовления пищи; столовая – для сервировки стола; хозяйственная – для хранения и переноса пищи);

- прочие изделия .

Требования к качеству, маркировка:

Необходимо соответствие образцам-эталонам по цвету, пористости черепка, прочности, термостойкости. На дне изделий несмываемой краской наносят товарный знак предприятия-изготовителя, сорт, клеймо.

Литература: [1], с. 78; [13].

Тема: Металлические бытовые товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах металлохозяйственных товаров, о классификации и ассортиме­нте посуды, столовых и ножевых приборов, кухонно-хозяйственных принадлежно­стей, инструментальных товаров, приборов для окон, дверей, замков, маркировке, упаковке, хранении.

Содержание программы: Потребительские свойства металлохозяйственных товаров. Виды металлов и сплавов, способы производства изделий, виды защитно-декоративных покрытий, особенности механической обработки поверхности и декорирования. Классификация и характеристика ассортимента посуды, столовых и ножевых приборов, кухонно-хозяйственных принадлежностей, инструментальных товаров, приборов для окон и дверей, замков. Маркировка, упаковка и хранение.

Результат: Описывает потребительские свойства металлохозяйственных товаров, особенности классификации и ассортимент металлических бытовых товаров; объясняет требования к маркировке, упаковке, хранению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте способы нанесения металлических покрытий.

2. Какие способы обработки поверхности применяют для улучшения эстетических свойств изделий?

3. Дайте классификацию и характеристику ассортимента ножей, вилок, ложек.

Литература: [1], с. 83-91; [4], с. 314-347; [5], с. 85-142; [13], с. 203-260.

Методические указания

К металлическим бытовым товарам относятся изделия хозяйственного и строительного назначения из металлов и сплавов.

Потребительские свойства:

- функциональные;

- эргономические;

- эстетические.

Ассортимент:

Приборы для окон и дверей:

· установочные (петли, угольники, ручки, фиксаторы)

· запорные приспособления (задвижки, защелки, крючки, накладки, цепочки дверные)

· замки (стационарные, закрепляемые подвижно, висячие)

Посуда металлическая:

· для приготовления пищи;

· хранения и подачи пищи;

· хранения и переноса пищевых продуктов;

· хранения и транспортирования непищевых продуктов;

· санитарно-гигиенического назначения.


Ножевые товары и столовые приборы:

· ножи (нескладные, складные);

· ножницы (хозяйственные, парикмахерские, портновские и др.)

· столовые приборы (ложки, вилки, лопаточки для пирожных и кухонные, щипцы для сахара)

Для обработки пищевых продуктов:

· ломтерезки;

· лукорезки;

· мельницы для кофе;

· мясорубки;

· овощерезки и др.

Нагревательные, осветительные приборы:

· газовые плиты;

· камины;

· котлы.

Инструменты: предметы ручного труда

· для строительства и ремонта;

· сборки мебели;

· измерительных работ.

Требования к качеству, маркировка: Соответствие нормативной документации. Детали изделий должны быть собраны аккуратно, плотно и без зазоров. Не допускаются на поверхностях: трещины, вмятины, заусеницы, острые углы, следы коррозии. Не содержатся токсичные вещества. Все изделия маркируются с указанием предприятия – изготовителя, товарного знака, размера. На посуде обозначается вместимость в литрах, на изделиях из нержавеющей стали знак – «нерж.», а из мельхиора и нейзильбера знак – «мнц.».

Литература: [1], с. 91.

Тема: Товары бытовой химии

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и ассортименте товаров бытовой химии.

Содержание программы: Потребительские свойства лакокрасочных товаров, клеев, моющих средств. Ассортимент товаров бытовой химии. Характеристика основных видов. Особенности упаковки, маркировки, хранения товаров бытовой химии.

Результат: Объясняет особенности классификации товаров бытовой химии, описывает их ассортимент, потребительские свойства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните потребительские свойства клеев животного и растительного происхождения.

2. Укажите преимущества и недостатки синтетических моющих средств в сравнении с хозяйственным мылом.

3. Что такое микроудобрения, для каких целей они применяются?

Литература: [1], с. 91-96; [4], с. 348-369; [13], с. 121-150.

Методические указания

К товарам бытовой химии относят клеи, абразивные изделия, лакокрасочные товары, моющие средства, средства для чистки и по уходу за изделиями из кожи, осветительные и смазочные материалы, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, дезинфицирующие средства, инструменты для малярных работ и др.

Потребительские свойства:

- функциональность и надежность;

- эргономические;

- эстетические;

- экологические;

- безопасность и безвредность.

Ассортимент:

· клеи;

· моющие средства;

· абразивные изделия;

· минеральные удобрения;

· лакокрасочные изделия;

· химические средства защиты растений.

Требования к качеству, маркировка: Соответствие требованиям НД по химическому составу, цвету, запаху и другим показателям. Указывают наименование товара, предприятие-изготовителя, его местонахождение, способ применения, НД, количество (масса, объем), дату изготовления, срок годности. На ядовитом или огнеопасном товаре – предупредительные знаки или надписи: «ЯД», «Беречь от огня». [1], с. 96.

Тема: Строительные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации строительных товаров, особенностях хранения.

Содержание программы: Потребительские свойства, классификация строительных товаров по исходному сырью и функциональному назначению. Крепежные изделия, материалы для остекления: их ассортимент, признаки доброкачественности и особенности хранения. Конструкционно-отделочные, облицовочные санитарно-технические изделия и изделия для покрытия полов; их свойства, классификация, ассортимент, особенности хранения.

Результат: Объясняет особенности классификации строительных товаров по исходному сырью и функциональному назначению, описывает потребительские свойства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие группы товаров получают на основе древесины?

2. Охарактеризуйте особенности применения различных видов керамического кирпича.

3. Укажите преимущества и недостатки кровли, изготовленной с применением глиняной черепицы, асбестоцементных листов, оцинкованной стали.

4. Какие материалы применяют для устройства полов в жилых комнатах? Ответ поясните.

Литература: [4], с. 370-389; [13], с. 376-399.

Методические указания

К строительным материалам относятся многочисленные материалы и изделия, применяемые при строительстве, оборудовании, ремонте зданий и помещений различного назначения.

Потребительские свойства:

- функциональные;

- технологические;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические свойства.

Классификация:

По происхождению:

· природные (древесина, глина, камень, песок);

· искусственные (цемент, стекло, кирпич);

По составу:

· минеральные (металлы, цемент, керамика, стекло);

· органические (на основе полимеров, древесины, асфальтов, битумов).

По виду исходного сырья:

· каменные (природные и искусственные);

· металлические ;

· стеклянные ;

· древесные;

· битуминозные;

· полимерные;

· на основе волокнистых веществ .

По назначению:

· вяжущие (строительные растворы);

· стеновые;

· кровельные;

· облицовочные и отделочные;

· тепло- и гидроизоляционные;

· крепежные;

· изделия для полов;

· для остекления;

· санитарно-технические изделия;

· конструкционные профильные материалы.

Требования к качеству, маркировка: Минеральные вяжущие вещества и изделия на из основе маркируют этикеткой, на которой указывают вид, сорт, марку, массу, дату изготовления, номер ГОСТа, завод изготовитель. Лесные материалы маркируют специальным молотком, долотом или краской с указанием вида, сорта, размера. Стеклоизделия или ящики с ними маркируют этикеткой с указанием номера, наименования, количества, сорта, изготовителя. На крышке ящика указывается: «Верх», «Осторожно», «Стекло». [4], с. 387-388.

Тема: Электробытовые товары и домашние машины

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и характеристике основных подгрупп электробытовых товаров и домашних машин, требованиях к маркировке, упаковке, хранению.

Содержание программы : Потребительские свойства, общая классификация бытовых электротехнических товаров. Характеристика основных подгрупп электробытовых товаров: проводниковых и электроустановочных изделий, источников света, осветительной арматуры, электронагревательных приборов.

Электробытовые машины: машины для обработки белья, машины для уборки помещений, машины для хранения и обработки пищевых продуктов.

Маркировка, упаковка и хранение бытовых электротехнических товаров.

Результат: Объясняет особенности классификации, описывает потребительские свойства, характеристику основных под­групп электробытовых товаров и домашних машин; излагает требования к маркировке, упаковке, хранению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как подразделяются электробытовые товары по назначению?

2. Охарактеризуйте ассортимент, достоинства и недостатки источников света.

3. Дайте характеристику ассортимента холодильников.

4. Дайте характеристику бытовых машин для ремонта и изготовления одежды.

Литература: [4], с. 408-449; [13], с. 261-334.

Методические указания

К электротоварам относятся бытовые машины и приборы, эксплуатация которых связана с использованием электрического тока.

Потребительские свойства:

- функциональные;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические свойства.

Классификация:

По назначению:

· проводниковые изделия;

· электроустановочные изделия;

· бытовые светильники;

· электронагревательные приборы;

· бытовые машины и приборы;

· приборы для получения, установления или измерения тока и напряжения;

· электроприборы личной гигиены;

· машины и приборы для механизации хозяйственных работ.

По виду преобразования электрической энергии:

· осветительные приборы;

· механические приборы;

· нагревательные приборы;

· комбинированные приборы.

По степени защиты от поражения электрическим током:

· 0 – наиболее опасные;

· 01;

· 1;

· 2;

· 3 – наиболее безопасны.

По степени защиты от влаги:

· обычное исполнение (холодильники);

· каплезащитные (стиральные машины);

· брызгозащитные (электросамовары);

· водонепроницаемые (электрокипятильники).

По условиям эксплуатации:

· могут работать под надзором (миксеры);

· без надзора (холодильники).

По режиму работы:

· с продолжительным режимом;

· с кратковременным режимом;

· с повторно-кратковременным режимом.

По способу установки и перемещения:

· стационарные;

· переносные;

· ручные.

По климатическим условиям эксплуатации

Требования к качеству, маркировка: Одно из основных требований к качеству – их электропожаробезопасность.

Литература: [4], с. 446-448.

Раздел 3. Галантерейные, ювелирные и парфюмерно-косметические товары

Тема: Галантерейные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и ассортименте текстильной галантереи, галантерейных изделий из пластических масс и поделочных материалов, кожгалантерейных товаров и дорожных принадлежностей, особенностях маркировки, упаковки, хранения.

Содержание программы : Потребительские свойства, классификация и характеристика ассортимента текстильной галантереи (лентоткацкие и плетеные изделия, нитки, кружева ручные и машинные, тюлевое и гардинное полотно, штучные изделия из них, швейная галантерея, зонты). Особенности маркировки, упаковки, хранения.

Классификация и характеристика галантерейных изделий из пластических масс и поделочных материалов (предметы туалета, одежная фурнитура, пуговицы и др.). Маркировка, упаковка, хранение.

Классификация и характеристика ассортимента кожгалантерейных товаров (предметы туалета, сумки, перчатки и рукавицы, ремни мужские и детские, ремни для часов, женские пояса, принадлежности для хранения бумаг, документов, денег) и дорожных принадлежностей.

Металлическая галантерея. Материалы, применяемые для изготовления металлической галантереи. Характеристика ассортимента металлической галантереи по признакам классификации.

Литература: [1], с. 97-107; [4], с. 450-471.

Методические указания

Галантерейные товары, (от фр. gallant – галантный, изящный) объединяет широкий ассортимент товаров массового потребления, насчитывающий десятки тысяч наименований. К ним относятся изделия, предназначенные для украшения, личного туалета, домашнего обихода.

Потребительские свойства:

- функциональность;

- эргономичность;

- эстетичность;

- надежность;

- безвредность;

- безопасность.

Ассортимент: текстильной галантереи

Принадлежности для шитья и рукоделия:

· нитки (швейные, штопальные, вышивальные, вязальные);

· пряжа (чистошерстяная, полушерстяная).

Предметы туалета и принадлежности для одежды:

· ленты;

· тесьма;

· шнуры;

· кружева;

· кружевные полотна.

Предметы декорирования жилища:

· полотна тюлевые;

· полотна гардинные.

Зонты:

· дождевые;

· солнечные;

· специальные.

Ассортимент: металлической галантереи

· предметы украшения (кольца, медальоны, серьги, бусы);

· принадлежности для стрижки и бритья ;

· принадлежности для шитья и рукоделия ;

· принадлежности для туалета (запонки, рукаводержатели, бигуди, шпильки);

· принадлежности для курения (портсигары, пепельницы, сигаретницы);

· одежная фурнитура (застежки «молния», крючки, петли, кнопки);

· предметы домашнего обихода (футляры для зубных щеток, рожки для обуви, кольца, зажимы для занавесей).

Ассортимент: галантереи и поделочных материалов

· одежная фурнитура (пуговицы, пряжки поясные, запонки, кнопки);

· предметы туалета (гребенные изделия, пудреницы, мыльницы, бигуди, шпильки);

· принадлежности для рукоделия (пяльцы для вышивания, наперстки, крючки для вязания);

· принадлежности для курения (мундштуки, курительные трубки, пепельницы);

· принадлежности для украшения и сувениры (броши, серьги, бусы, браслеты);

· предметы обихода (вешалки, полки, рожки для обуви, очки солнцезащитные, клеенка).

Ассортимент: кожаной галантереи и дорожных принадлежностей

· принадлежности туалета (сумки, перчатки, ремни, рукавицы);

· принадлежности для хранения денег, документов (бумажники, портмоне, кошельки);

· дорожные принадлежности (чемоданы, саквояжи, дорожные мешки, багажные ремни, несессеры).

Требования к качеству, маркировка: По внешнему виду, материалам, конструкции, форме и т.д. должны соответствовать утвержденным образцам-эталонам. Изделия должны быть прочными, безопасными, без явно выраженных внешних дефектов. К текстильным изделиям прикрепляют бумажную этикетку с указанием наименования предприятия-изготовителя, его товарного знака. Изделия кожаной галантереи маркируют горячим тиснением на подкладке. [1], с. 107; [4], с. 466-471.

Практическая работа № 3

Товароведная характеристика ассортимента галантерейных товаров

Результат: Описывает потребительские свойства, объясняет особенности классификации, описывает ассортимент галантерейных товаров, особенности маркировки, упаковки, хранения.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности потребительских свойств галантерейных товаров?

2. Как определяется размер корсетных изделий?

3. Как отличить иглы швейные, штопальные и вышивальные?

4. Как определяется номер чемодана?

5. Каковы особенности хранения галантерейных товаров?

Литература: [1], с. 97-107; [4], с. 450-471.

Тема: Ювелирные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификационных признаках ювелирных товаров.

Содержание программы : Потребительские свойства, классификация и ассортимент, экспертиза качества ювелирных товаров.

Результат: Описывает потребительские свойства ювелирных товаров, основные виды сырья, используемого для производства ювелирных товаров, объясняет особенности их классификации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы формируют потребительские свойства ювелирных товаров?

2. Какие материалы применяют при производстве ювелирных товаров?

Литература: [4], с. 471-482; [5], с. 148-266.

Методические указания

К ювелирным (от лат. uwel – драгоценность) изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и т. д.

Потребительские свойства: Главными факторами формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства.

Классификация:

По назначению:

· изделия для украшения (для головы, для шеи, платья, рук);

· предметы туалета (запонки, зажимы для галстуков, пряжки, пудреницы, шкатулки);

· принадлежности для часов;

· предметы сервировки стола;

· предметы украшения интерьера (вазы для цветов, панно);

· принадлежности для курения;

· сувениры.

В зависимости от применяемого материала:

· из драгоценных сплавов;

· недрагоценных сплавов;

· камня;

· кости.

По характеру производства:

· серийные;

· единичные .

Требования к качеству, маркировка: Контроль качества изделий из драгоценных металлов начинают с проверки наличия на каждом изделии клейма. Далее проверяют качество маркировки и упаковки изделий, линейные размеры колец и браслетов, выявляют дефекты и определяют их допустимость нормативным документам. [4], с. 480-482.

Тема: Парфюмерно- косметические товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и ассортименте парфюмерно-косметических товаров.

Содержание программы : Потребительские свойства, исходное сырье и общие сведения о получении парфюмерно-косметических товаров.

Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров (духи, одеколоны, туалетные воды).

Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров (средства для ухода за кожей, средства для ухода за полостью рта, средства для ухода за волосами, декоративная косметика, средства для бритья, мыло туалетное).

Особенности хранения, маркировки и упаковки.

Результат: Описывает потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров, основные виды сырья, используемого для производства парфюмерно-косметических товаров, объясняет особенности их классификации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы формируют потребительские свойства косметических товаров?

2. Какие материалы применяют при производстве парфюмерных товаров?

3. Как маркируются косметические товары?

4. В чем отличие туалетного мыла от хозяйственного?

Литература: [1], с. 108-114; [4], с. 493 – 504.

Методические указания

К парфюмерно-косметическим относят соответственно парфюмерные (товары на основе душистых веществ, имеющие приятные запах и используемые для ароматизации волос, тела, одежды, а также в качестве освежающих и гигиенических средств) и косметические (средства для ухода за телом, его оздоровления и украшения) товары, а также туалетное мыло

Потребительские свойства:

- приятный запах;

- безопасность и безвредность;

- удобство пользования;

- внешнее оформление;

- лечебно-гигиеническая безопасность;

- экологический аспект.

Классификация:

Ассортимент парфюмерных товаров

Ассортимент косметических товаров

· духи, парфюмерные воды;

· средства для ухода за кожей лица, тела и полостью рта;

· одеколоны;

· средства для ухода за волосами;

· воды.

· Средства декоративной косметики.

Требования к качеству, маркировка: Товары должны быть однородными по консистенции. Не содержать вредно действующих на организм и раздражающих кожу веществ. Маркируются с обязательным наличием сведений: наименование изделия, местонахождение предприятия-изготовителя, объем, дата изготовления, срок годности. [1], с. 111, 114; [4], с. 496-497, с. 502-503.

Раздел 4. Товары культурно-бытового назначения

Тема: Музыкальные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации, ассортименте музыкальных товаров.

Содержание программы : Потребительские свойства музыкальных товаров. Классификация и характеристика ассортимента музыкальных товаров: резонаторные музыкальные инструменты (струнные, язычковые, духовые, ударные), электромузыкальные инструменты (адаптеризованные, электронные).

Результат: Объясняет особенности классификации, описывает потребительские свойства, ассортимент музыкальных товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1. По каким признакам классифицируют музыкальные инструменты?

2. Что является источником звука в электронных музыкальных инструментах?

3. Охарактеризуйте функциональные свойства музыкальных инструментов.

Литература: [4], с. 505-529.

Методические указания

Создание звуков, составляющих музыку, - сложный процесс, который сопровождается применением особых средств, называемых музыкальными инструментами . Использование музыкальных инструментов часто требует наличия специальных принадлежностей к ним, а также запасных частей. Поэтому в группу музыкальных товаров наряду с музыкальными инструментами входят принадлежности и запасные части к ним.

Потребительские свойства:

- функциональное назначение;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические;

- безопасности использования.

Классификация:

· по принципу действия и конструкции (резонаторные и электромузыкальные);

· источнику звука (струнные, язычковые, духовые, ударные);

· способу извлечения звука (щипковые, смычковые, ударно-клавишные);

· материалу изготовления;

· размеру;

· форме.

Требования к качеству, маркировка: Внешний вид инструмента, качество звучания, игровые возможности. Маркировка содержит: наименование и товарный знак завода-изготовителя, наименование изделия, артикул, номер стандарта, дату выпуска. [4], с. 526-529.

Тема: Радиоэлектронные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и ассортиме­нте радиоэлектронных товаров.

Содержание программы : Потребительские свойства радиоэлектронных товаров. Классификация и характеристика ассортимента радиоэлектронных товаров: комплектующие элементы и изделия; радиоэлектронная аппаратура (РЭА); принадлежности для РЭА; носители записи.

Характеристика ассортимента бытовой радиоэлектронной аппаратуры: бытовая телевизионная аппаратура (телевизионные приемники и видеомониторы цветного и черно-белого изображения, комбинированная аппаратура – видеодвойки); бытовые радиоприемные устройства (радиоприемники, радиолы, магнитолы, магниторадиолы, стереокомплексы, тюнеры, телерадиотюнеры); аппаратура для воспроизведения и записи звука (магнитофоны, диктофоны, плейеры, проигрыватели компакт-дисков, музыкальные центры); бытовая видеоаппаратура (видеомагнитофоны, видеоплейеры, видеокамеры, DVD-проигрыватели, WEB-камеры, приставки для видеоигр; бытовая акустическая аппаратура (стереотелефоны, абонентские громкоговорители, приемники трехпрограммные).

Результат: Объясняет особенности классификации, описывает ассортимент радиоэлектронных товаров, требования, предъявляемые к качеству.

Вопросы для самоконтроля:

1. На чем основан принцип действия жидкокристаллических мониторов?

2. Охарактеризуйте ассортимент радиоприемников, выпускаемых в РБ.

Литература: [1], с. 118-130; [4], с. 530-563.

Методические указания

Радиоэлектронные товары включают в себя четыре основные группы: комплектующие элементы и изделия, радиоэлектронную аппаратуру (РЭА), принадлежности для РЭА, носители записи.

Потребительские свойства:

- функциональное назначение;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические;

- безопасности использования.


Классификация: в основу положено функциональное назначение аппаратуры

Бытовая телевизионная аппаратура:

· телевизионные приемники;

· видеомониторы;

· видеодвойки.

Бытовые радиоприемные устройства:

· радиоприемники;

· тюнеры-усилители;

· радиолы;

· магнитолы;

· стерео-комплексы и т.д.

Аппаратура для воспроизведения и записи:

· магнитофоны;

· диктофоны;

· плейеры;

· музыкальные центры и т.д.

Бытовая видеоаппаратура:

· видеомагнитофоны;

· видеоплейеры;

· DVD – проигрыватели, WEB – камеры;

· приставки для видеоигр.

Бытовая акустическая аппаратура:

· акустические системы;

· абонентские громкоговорители;

· приемники трехпрограммные.

Усилители

Требования к качеству, маркировка: Проверяется целостность упаковки, наличие и правильность заполнения сопроводительной документации, наличие и целостность пломб, комплектность, сохранность товарного вида и работоспособность изделия. [4], с. 561-563.

Тема: Фототовары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации и ассортименте фототоваров.

Содержание программы : Потребительские свойства фототоваров. Классификация и характеристика ассортимента фототоваров: светочувствительные материалы, фотохимикаты, фотопринадлежности, фотоаппараты, проекционная аппаратура.

Результат: Объясняет особенности классификации, описывает потребительские свойства и ассортимент фототоваров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные потребительские свойства фотобумаги.

2. Как подразделяется ассортимент фотопленок?

3. Назовите основные узлы фотоаппарата.

4. В чем преимущество цифровой фотографии?

Литература: [1], с. 130-132; [4], с. 564-588.

Методические указания

Фототовары – это товары, с помощью которых получают черно-белые или цветные фотографии, диапозитивы и демонстрируют их.

Потребительские свойства:

- функциональное назначение;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические.

Ассортимент:

Светочувствительные материалы:

Фотохимические вещества:

· фотопленка;

· фотобумага.

· в-ва для проявляющих растворов;

· фиксаж, усилители.

Фотоаппараты

Требования к качеству, маркировка: Сводится к проверке упаковки, комплектности, наличия технического паспорта, дефектов внешнего вида и проверке работоспособности. [4], с. 587-588.

Тема: Спортивные и рыболовные товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах, классификации, ассортиме­нте спортивных и рыболовных товаров.

Содержание программы : Потребительские свойства спортивных и рыболовных товаров. Ассортимент инвентаря и принадлежностей для гимнастики, лыжного и конькобежного спорта, туризма, водного и подводного спорта, товаров для спортивных игр.

Рыболовные товары: удилищные и безудилищные рыболовные снасти, принадлежности для рыбной ловли.

Результат: Объясняет особенности классификации, описывает потребительские свойства, ассортимент спортивных и рыболовных товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте товары для занятия борьбой.

2. Укажите виды товаров для настольных игр.

3. Дайте характеристику ассортимента удилищных средств для рыбной ловли.

Литература: [1], с. 132-142; [4], с. 590-605.

Методические указания

Потребительские свойства:

- функциональное назначение;

- эргономические;

- свойства надежности;

- эстетические.

Ассортимент: спортивных товаров

· товары для спортивных игр;

· товары для туризма;

· товары для лыжного и конькобежного спорта;

· товары для водного и подводного спорта;

· товары для легкой и тяжелой атлетики;

· товары для вело- и мотоспорта;

· товары для гимнастики;

· товары для бокса и борьбы;

· товары для фехтования.

Ассортимент: рыболовных товаров

Крючковые рыболовные снасти:

Сетевые орудия лова:

· удилища;

· катушки;

· лески;

· грузила;

· дорожки др.

· сети;

· бредни;

· неводы;

· верши и др.

Вспомогательные рыболовные принадлежности:

· подсачки;

· садки;

· багорики;

· глубинометры;

· кормушки;

· ящики-чемоданы и др.

Требования к качеству, маркировка: Основные требования предъявляются к качеству производственного исполнения, соответствию их ТНПА по конструкции, внешнему виду, материалам изготовления и размерным характеристикам. [4], с. 602, с. 605.

Тема: Школьно-письменные и канцелярские товары

Цель изучения темы: Сформировать знания о потребительских свойствах бумаги и картона, основных видах и разновидностях бумаги и картона, изделий из них, принадлежностей для письма, черчения, рисования, школьных и канцелярских товаров.

Сформировать знания о контроле качества, маркировке, упаковке, транспортировании и хранении школьно-письменных и канцелярских товаров.

Содержание программы: Потребительские свойства бумаги и картона. Бумага, картон и изделия из них, принадлежности для письма, черчения и рисования, школьные и канцелярские товары; их основные виды и разновидности. Контроль качества, маркировка, упаковка, условия хранения.

Результат: Описывает потребительские свойства, виды и разновидности бумаги и картона, изделий из них, принадлежностей для письма, черчения, рисования, школьных и канцелярских товаров. Описывает основные требования к качеству, маркировке, упаковке, хранению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные функциональные свойства бумаги.

2. Как определяется формат бумаги?

3. Какие общие требования предъявляются к школьно-письменным и канцелярским товарам?

Литература: [1], с. 115-118; [4], с. 618 – 630.

Методические указания

Потребительские свойства:

- функциональные;

- эргономические;

- эстетические;

- надежные.

Ассортимент:

Бумага:

· для письма;

· для черчения и рисования;

· для печати и машинописи;

· для декорирования.

Изделия из бумаги и картона:

· тетради;

· блокноты, записные книжки;

· альбомы, скоросшиватели;

· печатные товары;

· хозяйственные изделия.

Принадлежности для письма:

· карандаши;

· ручки.

Принадлежности для черчения и рисования: