Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические и практические материалы по использованию метода проектов в работе с детьми Автор-составитель: старший воспитатель гоу детский сад компенсирующего вида №1790 Капкова Людмила Геннадиевна

 

             

Рекомендации методические и практические материалы по использованию метода проектов в работе с детьми Автор-составитель: старший воспитатель гоу детский сад компенсирующего вида №1790 Капкова Людмила Геннадиевна

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №1790

г. Москва, ул. Ивана Франко, д.38, кор.2

тел./факс 417-01-10; 417-12-08 электронная почта: dou 1790@ mail . ru ;

сайт: www . sad 1790. ru ; www .dskvp1790.umihost.info;


Методические рекомендации и практические материалы по использованию метода проектов

в работе с детьми

Автор-составитель: старший воспитатель ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1790 Капкова Людмила Геннадиевна


Актуальность направления:

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.

Наш детский сад работает с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и детьми со сложными нарушениями в развитии (ДЦП, ранний детский аутизм, нарушения зрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, генетические нарушения, задержка психического развития). Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными, принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах. Для этого им предстоит научиться навыкам взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая сфера детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело[1] .

Проектная деятельность, бесспорно, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом[2] .

Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной».
Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанную от воспитателя информацию. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не свое мышление и свой ум. Это обучение в большей степени репродуктивное.
Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выгодского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников.

Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил[3] . Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность как одна из эффективных форм детской деятельности.

Проектная деятельность согласуется с основными направлениями концепции развития детского сада № 1790 и обеспечивает психологическое благополучие и сохранение здоровья детей.

Метод проектов реализуется как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Каждый проект проходит в своем развитии 4 этапа[4] :

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

I

1.Формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта;

2.Погружает в игровую (сюжетную) ситуацию;

3. Формулирует нежестко задачу

1.Вхождение в проблему;

2.Вживание в игровую ситуацию;

3.Принятие задачи;

4.Дополнение задач проекта;

5. Предложения по итоговому продукту

II

1.Помогает в решении задач;

2.Помогает спланировать деятельность (с чего начать)

3. Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей

1. Дети организуются в рабочие группы;

2. Распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности

III

1. Практическая помощь детям, создание условий и мотивации;

2.Направление и контроль за осуществлением проекта

1. Накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков

IV

1. Подготовка к презентации

2.Презентация (защита проекта)

1. Подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта;

2. Представление зрителям продуктов своей деятельности

В рамках методической работы в педагогическом коллективе:

- составляется план проектной деятельности на весь учебный год,

- разрабатывается схема взаимодействия специалистов д/с в процессе работы над проектом,

- подбирается методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература,

- проводится консультирование и обучение педагогов инновационным методам работы,

- осуществляется контроль за ходом реализации проекта всеми его участниками,

- подводятся итоги и обобщается опыт работы.

Таким образом, педагогический процесс в проектной деятельности предполагает взаимодействие ребенка с окружающим миром, освоение ребенком природной и социальной среды, в ходе совместной деятельности с опорой на собственный опыт ребенка. В ходе такой работы цель, принятая и освоенная детьми, становится актуальной для них, переходя в детскую самодеятельность, в конкретное практическое творческое дело, в умение поэтапно двигаться к цели.

В педагогическом коллективе детского сада № 1790 разработаны проекты в разных направлениях развития и коррекции ребенка: оздоровительно-развивающий проект, социально-нравственный, познавательный, экологический проект.

Название проекта

Вид проекта

Возраст детей

Взаимодействие педагогов

Итоговый продукт работы детей

В нашем доме живет доброта

Социально-нравственный

3-7 лет

Воспитатели, педагог по ИЗО

· Коллажи «Поделись

улыбкою своей»,

· Копилки добрых дел,

· Выпуск групповых

стенгазет: «В нашем доме живет доброта», «Доброта глазами детей»,

· Оригинальные поделки.

Что умеют наши ножки и ловкие ладошки

Оздоровительно-развивающий

3-7 лет

Воспитатели, педагог по ИЗО, воспитатель по ФИЗО, муз. руководитель, психолог

· Коллективная работа

«Дружат дети всей Земли»

(на основе техники рисования ладошкой),

· Копилка подвижных игр

для развития ручной и ножной умелости, ловкости, координации

Хлеб всему голова

Познавательный

6-7 лет

Воспитатели

Логопед

Музыкальные руководители

Педагог по ИЗО

Педагог –организатор по ЛЕГО

Повар

· Банк пословиц,

поговорок и загадок о хлебе;

· Буклеты: «Рецепты

нашей семьи»;

· Презентация «Хлеб

всему голова»;

· Выставка «Хлеб на

нашем столе»;

· Коллаж «Чудо-дерево»

Что мы знаем о воде

Экологический

4-5 лет

Воспитатели, педагог по ИЗО

· Коллаж «Вода-это

жизнь»,

· Фотовыставка «Вечная

слава воде»,

· Коллективная

аппликация «Морское царство»

Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот проект был разработан специально для детей с ограниченными возможностями, которые включены (интегрированы) в коррекционную группу детского сада.


Паспорт проекта

Вид проекта: оздоровительно-развивающий, коррекционный

Продолжительность проекта: в течение месяца

Участники проекта: дети младших, средних, старших и подготовительных групп; воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: физическое, эмоциональное развитие, коррекция двигательных нарушений и оздоровление.

Основные цели проекта:

Развитие и совершенствование двигательных, сенсорных (тактильных), социальных навыков детей через разные виды и формы деятельности в рамках индивидуального темпа развития, в том числе ограниченных возможностей ребенка;

Познание возможностей, «интеллекта» и эстетики своего тела;

Формирование позитивного образа – Я;

Развитие толерантности к сверстникам с ограниченными возможностями;

Развитие умелости, ловкости, решительности, умения добиваться результата, чувствовать себя успешными, справляться со стрессом, расслабляться, наблюдать за собой, сотрудничать с другими;

Создание для детей условий для экспериментирования, получения нового опыта, установления причинно-следственных связей.

Предполагаемый результат: дети должны получить первичные представления о возможностях своего тела, научиться расслабляться, справляться со стрессом, сотрудничать со сверстниками, помогать детям с ограниченными возможностями, наблюдать за собой, иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение здоровья.

Предварительная работа: рассматривание рисунков, фотографий людей, выполняющих различные действия руками и ногами; разучивание подвижных игр для развития рук и ног, упражнений для межполушарного воздействия; знакомство с литературными произведениями; использование дидактических игр «Угадай, что в мешочке», «Узнай на ощупь», «Бирюльки», «Тяжелее-легче»; разучивание пальчиковых игр и стихов с движениями.

Участие специалистов в осуществлении проекта: музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО - выразительные движения под музыку, шумовой оркестр, подвижные игры, спортивно-игровые упражнения; педагог по ИЗО - создание образов на основе ладошки, развитие творческого мышления, коллективная работа «Дружат дети всей земли»; психолог - тактильные (сенсорные) упражнения в сенсорной комнате, логопеды - мини-театр, речевые игры с движениями.

Работа с воспитателями: проведение консультации по плану реализации проекта, знакомство с методикой Клауса Фопеля «Привет ручки», «Привет ножки» (в этой методике представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными.. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела. В книгах К. Фопеля объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук и ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ладони, ступни, колени, координировать движения), проведение педагогической гостиной «Руки и интеллект человека».

Продукт проектной деятельности: коллективная работа «Дружат дети всей Земли» (на основе техники рисования ладошкой), копилка подвижных игр для развития ручной и ножной умелости, ловкости, координации.


Направление развития

Реквизит, атрибуты, игровое оборудование

Содержание игровой деятельности

3 – 5 лет

5 -7 лет

Познание через движение

(выразительные движения под музыку, шумовой оркестр, подвижные игры, спортивно-игровые упражнения)

Организаторы:

1.Воспитатели

2.Музыкальный руководитель

3.Воспитатель по ФИЗО

· Музыкальные инструменты;

· шифоновые платки (желательно на каждого ребенка);

· мяч; маленький мягкий мячик;

· колокольчик;

· магнит;

· аудио записи подобранной музыки;

· картинки с простыми геом. фигурами;

· по 2 карандаша на каждого ребенка;

· обруч;

· монеты, банка с водой;

· пластиковые стаканчики на каждого ребенка;

· повязка на глаза для каждого ребенка;

· камушек;

· мешочки с песком или крупой, кегли;

· воздушные шары;

· по 2 мягкие губки для каждого ребенка;

· хлопковая веревка 1,5 м;

· цветные шнурочки;

· бамбалео;

· лабиринт для ног;

· игра «Твистер»

· игра «Несушки»

Подвижные игры для ручек

(по материалам книг К. Фопеля)

Магнит,

Рисуем фигуры,

Капли дождя,

Треугольники и квадраты,

Тихий колокольчик,

Колечко,

Ясли, д/с, школа,

Мышонок в пути,

Поймай платок,

Броски в цель,

Китайская игра,

Монетки в фонтане,

Каракатица,

Тушим пожар,

Строимся по росту,

Листок бумаги,

Крутящиеся обручи,

Поймай платок,

Хлопаем и топаем,

Шар на двоих,

Подвижные игры для ножек

(по материалам книг К. Фопеля)

Летучая рыбка,

Ловкие ножки,

Дикая змея,

Привет, ножки!

Волшебные драконы,

Спиной вперед,

Аквариум,

Бедняга воздушный шарик,

Привет, ножки!,

Обнять и покатиться,

Волшебное озеро,

Огонь на горе,

Головомяч,

Упражнения для межполушарного взаимодействия

Ладонь-кулак

(левая ладонь вертикально, приставляется кулачок, положение меняется на другую руку)

Веревочная дорожка

(из шнурочков выложить правую и левую дорожку, прокатить по дорожкам мячики одновременно правой и левой рукой)

Кулак-ребро-ладонь

Колечко

(сначала поочередно каждой рукой, потом одновременно правой и левой)

Зеркальное рисование (одновременно двумя руками рисование геометрических фигур и восьмерок)

Познание через рисование, экспериментирование, коллективное творчество

(создание образов на основе ладошки, коллективная работа «Дружат дети всей земли»)

Организаторы:

1.Воспитатели

2.Педагог по ИЗО

· Ватман

· Листы бумаги А5

· Краски (гуашь, пальчиковые), вода, стаканчики

· Клеенка

· Мелкие пластиковые или бумажные тарелки

· Крупы, мелкие плоские ракушки, перышки и др. для украшения

· Цветная бумага

Все, что позволит придумать Ваша фантазия и воображение детей

Рисование раскрытой ладошкой, подушечками пальцев.

Дорисовывание получившегося образа.

Изготовление коллективной работы «Наша дружная группа»

(на основе отпечатков ладошек или ног)

Рисование раскрытой ладошкой, сомкнутой ладонью, рукой, сжатой в кулак, ребром, фалангами пальцев, одновременно двумя ладонями. Дорисовывание получившегося образа.

Изготовление коллективного послания всем детям Земли

(можно в виде большой открытки)

Познание через прикосновение

Тактильные (сенсорные) упражнения

Организаторы:

1.Воспитатели

2. Психолог

· Все виды волшебных мешочков

· Тактильное лото

· Деревянные бусы Speсtra

· Планшет «Рисую ногой»

· Набор весовых шариков

· Тактильные дорожки, ящички для ощупывания руками и ногами в сенсорной комнате

· Песочная терапия

· Игры с песком и водой

Игра «Тяжелее-легче»;

Игра «Тверже-мягче»;

Игра «Узнай на ощупь»

Игра «Нарисуй пальчиком» в комнате песка

Игра «Бирюльки»

Игра «Угадай, что в мешочке?»

Игра «Сосчитай на ощупь»

Игра «Найди пару на ощупь»

Сериация «Твердый-мягкий», «Легкий-тяжелый»

Игра «Нарисуй пальчиком» в комнате песка

Познание через речевую активность и театрализованную деятельность

Организаторы:

1.Воспитатели

2.Музыкальные руководители

3. Логопеды

· Куклы би-ба-бо

· Тряпичный и деревянный пальчиковый театр

· Театр-пазл

· Театр с предметами-заместителями

· Матрешки-театр

· Теневой театр

· Экран

· Ширма

Коротенькие спектакли с игрушками;

Стихи с движениями;

Расскажи стихи руками

Самодеятельный театр

Музыкальные игры-драматизации

Речевые игры со звуком, со словом


Коллективные творческие работы на основе техники рисования ладошкой.


А еще мы разучили много веселых, увлекательных и полезных для здоровья игр, в которые играем теперь все вместе в группах.



1.Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

2.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

3.П. Лилльярд, Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Е. Ткачевой. Русская редакция Е. Хилтунен.

4. Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№ 4.-с.44-49

5. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/авт.-сост. Л.С. Киселева. М.: АРКТИ, 2003.

7. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2008.


[1] Е.А. Хилтунен «Коллективная творческая деятельность в системе Монтессори-педагогики»

[2] Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

[3] Там же

[4]