Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Стандарт национально-регионального компонента

 

             

Стандарт национально-регионального компонента

Приложение 2

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИ

СТАНДАРТ

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ СИБИРИ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ускоренного развития процесса глобализации Сибирь, обладающая огромными запасами природных ресурсов, активно входит в систему общемировых связей. Важная задача практической ориентации общего образования не должна ограничиваться информированностью молодых людей о видах деятельности в рамках отдельного субъекта федерации.

Региональная образовательная система обязана отвечать вызовам времени, поэтому в Новосибирской области в содержание регионального компонента по истории включены основные проблемы истории Сибири и их конкретизация материалами краеведения. Замкнутость целей и содержания исторического материалами РК только территориальными рамками области противоречит идее воспитания национального единства и гражданского патриотизма. Недостаточно воспитывать чувства национальной идентичности и гордости за корни своей семьи, проживающей в конкретном месте, их необходимо уравновешивать видением себя и своего края в контексте более широкого пространства Сибири и России, в том числе и в общемировом.

В Новосибирской области апробация содержания регионального компонента происходила с 1997 г. по истории и географии. Опыт его реализации показал удачный пример расширения пространственных границ до рамок Сибири в целом.

Административно-территориальные границы менялись постоянно так, как это диктовали управленческие и хозяйственные задачи, которые предстояло решать власти. Первая и неизменная до ХХ века административная единица нашей области Каинский округ (Барабинская степь) образован в 1782 г., с 1804 г. он в составе Томской губернии. Западные районы относились к Омскому округу Тобольской губернии. Южные и восточные районы входили в состав Алтайского горного округа. ХХ век принес новое административно-территориальное деление. А если углубиться в древнюю и средневековую историю родного края, то значимость административных границ совсем не имеет значения. Перемещение народов разных племен и рас, их хозяйственная деятельность, образ жизни определялись лишь природно-климатическими ресурсами. В настоящее время в России процесс развития федерализма не закончен. В Сибирском федеральном округе уже произошло слияние некоторых субъектов.

Понимание традиционной культуры коренных народов Сибири и нашего края, влияние российской колонизации на их образ жизни, изменения социально-экономической жизни с древности до современности возможно на основе обобщения и научно-теоретических выводов более широкого круга фактов, чем рамки одной области. С другой стороны, конкретные краеведческие факты и события становятся объектом глубокого осмысления только в свете определенных теоретических знаний, отражающих закономерности и причинно-следственные связи культурно-исторического и природно-климатического развития Сибири, поэтому смысловое и содержательное наполнение НРК в более широких рамках географического пространства - Сибирского Федерального округа вполне оправдано.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель стандарта национально-регионального компонента содержания общего образования по истории в Новосибирской области - отразить региональное и национальное своеобразие края, увидеть его взаимосвязь и интегрированность в общероссийское и мировое пространство. Изучение регионального компонента призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить.

Структура целей регионального компонента определяется с учетом целей федерального компонента по предмету (освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений).

Обязательный минимум определяет смысловые дидактические единицы, в которых отражено содержание общесибирских и краеведческих материалов. Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, отражающее процессы и явления, происходящие в рамках Сибири. Курсивом выделено содержание краеведческой направленности.

В содержание предметных тем (дидактических единиц) введены ключевые события и фундаментальные научные идеи сибиреведения, которые позволяют увидеть мировоззренческие позиции, обеспечить социализацию, интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения дидактических единиц и не определяет нормативы учебного времени. Учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента и в соответствие со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения и т.п.).

Отдельного курса Краеведение в Новосибирской области не вводится. В основной и средней школе вводятся региональные модули в составе предмета истории. За счет школьного компонента могут быть созданы элективные курсы и факультативы.

Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны дополнительно способствовать овладению учащимися уже названных требований, заданных в деятельностной форме, с учетом изучения содержания регионального компонента (фактов, событий, явлений из истории края).

Содержание регионального компонента не включается в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ и лицензирования школ. Оценка знаний и умений учащихся на уроках по региональному компоненту (истории Сибири) не выделяется в отдельный предмет, а включается в общий курс истории в каждом классе.

Содержание регионального компонента должно выпускников, служить средством наполнения их портфолио. В школе фиксируется участие выпускников в разработке проектов по истории Сибири и краеведению, в поисковой, музейной, археологической и исследовательской работе. Ежегодно в Новосибирской области проводятся научно-практические конференции, предполагается проведение олимпиад по региональному компоненту, которые выявляют уровень компетентности обучаемых, их участие в практической деятельности и повседневной жизни своего края.

Порядок реализации регионального компонента

Департамент образования Новосибирской области разрабатывает региональный базисный учебный план на основе федерального, в котором определяет количество учебного времени, отводимого на изучение регионального компонента по предмету. РБУП является основным нормативным документом, определяющим перечень предметов, в которые вводятся модули регионального компонента с указанием норм учебного времени.

НИПКиПРО обеспечивает общеобразовательные учреждения примерными программами по региональному компоненту, методическими рекомендациями, определяющими порядок их включения в соответствующие предметные программы, дидактическими материалами.

При аттестации и аккредитации образовательных учреждений учитывается наполнение портфолио обучаемых, их участие и их достижения в области изучения регионального компонента.

Настоящий стандарт РК Новосибирской области является переходным, он построен на основе нормативных документов 1998 - 1999гг. и стандарта первого поколения, принятого в 2004 г.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЯ СИБИРИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Региональный (национально-региональный) компонент по истории является дополнением федерального компонента и призван отразить социально-экономическое, историко-культурное и этнонациональное развитие Сибири и родного края.

Принципы отбора содержания региональной истории устанавливают соотношение истории региона с всемирной историей, историей России и краеведением:

· В содержании учитывается соотношение «целого и части». Сибирский регион как часть всемирной истории и истории России содержит в себе целое в сжатом виде, но при этом обладает специфическими характеристиками и закономерностями развития, ибо здесь происходили своеобразные события и явления, присущие только этому региону. Например, проблема антропогенеза и этногенеза в Сибири, напрямую связанная с их общемировым развитием, имеет свою специфику. В процессе тысячелетних смешений различных рас и племен, происходивших на территории Центральной Азии и Сибири, ко II тыс. до н. э. появилось три языковых группы: тюркская, тунгусо-маньчжурская и монгольская. Другое своеобразие, российская колонизация, начавшаяся в эпоху географических открытий и колониальных захватов европейских стран, протекала в русле общих закономерностей, но имела, такие особенности, которые позволяют ставить под сомнение вопрос – «Была ли Сибирь колонией в западноевропейском смысле этого слова?». Диалог культур, начавшийся в глубокой древности, продолжается в этом регионе до настоящего времени. Этническая история Сибири уникальна по своему содержанию.

· Региональное сибирское сообщество является субъектом собственной истории и имеет коллективную биографию, которая запечатлена в региональной научной, религиозной, художественной, публицистической литературе и обыденных исторических традициях. Все периоды развития: первобытный мир, история древних и средневековых цивилизаций и сообществ, существовавших на территории Сибири, историческое развитие в новое и новейшее время в составе Российской империи и СССР, представлены в региональной программе. Таким образом, окраина России обретает свою историю.

· Сибирское региональное сообщество в эпоху новой и новейшей истории представлено как часть широкого национального сообщества граждан России. Экономические, культурные связи на протяжении четырехсот лет свидетельствуют о единстве общей исторической судьбы ее народов.

· Сибирское региональное сообщество состоит из относительно самостоятельных локальных сообществ (население города, села, области), из этносов (современных наций), каждое из которых имеет свою богатую историю. Краеведческий подход призван показать своеобразие и уникальность исторического развития каждого. В программе и учебных пособиях предусмотрена возможность увязки общих сибирских событий, явлений с историей родного края.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

История Сибири

Изучение национально-регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

· Воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о вкладе земляков и родственников в развитие региона и страны, уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой, толерантности в отношении к представителям других народов и религий.

· Освоение знаний о ключевых событиях и выдающихся деятелях из истории региона и родного края.

· Овладение умениями работать с источниками разного жанра по истории региона и родного края, умениями сбора различных источников по истории семьи и родного края, записи воспоминаний своих родственников, и их систематизации для составления генеалогического древа своей семьи.

· Применение знаний и представлений о традиционных нормах и ценностях многонационального сибирского сообщества для жизни в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном обществе.

Обязательный минимум содержания программ основного общего образования
по региональному компоненту

Первобытный мир. Первые люди в Сибири. Стоянки первобытного человека на территории Сибири и родного края. Вещественные памятники первобытного мира на территории родного края.

Народы Сибири в древнем мире

Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири. Ледяные гробницы Алтая – захоронения IV в. до н.э. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена. Пластическое искусство кочевников Сибири.

Великое переселение народов Сибири в I тыс. н.э. Первое государственное объединение - Тюркский каганат. Вещественные памятники и топонимы эпохи тюркского каганата в нашем крае.

Таежная цивилизация. Археологические памятники I-II тыс. н.э. в Нижнем Приобье и Прииртышье. Древние сказания, легенды и мифы о далеком прошлом народов тайги и тундры.

Сибирь в средние века

Южная Сибирь под властью монголов. Монгольские топонимы на территории нашего края. Первые контакты Московского княжества с зауральской территорией. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Московским государством и государствами Азии. Кучум. Археологические памятники нашего края об истории Сибирского ханства.

Сибирь в новое время

Великие географические открытия и интерес западноевропейцев к Сибири (XV-XVI вв.)

Поход Ермака в Сибирское ханство. Образ Ермака в сибирских летописях и народных сказаниях.

Этносы Сибири в XVI - XVII века. Территория расселения. Образ жизни, быт, семейные отношения, сказания и легенды народов Сибири и родного края. Связь образа жизни с природно-климатическими условиями. Шаманизм – древняя религия народов Сибири. Народы нашего края: происхождение, образ жизни, быт, семейные отношения, религиозные верования.

Присоединение Западной Сибири к России. Первые города Сибири. Казаки-землепроходцы в Восточной Сибири. Промысловое и земледельческое освоение Сибири. Политика Российского правительства в Сибири. Ясак. Наш край в XVII веке. Первые остроги и деревни русских колонистов. Их образ жизни. Взаимоотношения с местным населением.

Сибирская губерния в составе Российской империи. Первый сибирский губернатор –князь М.П. Гагарин. Строительство оборонительных Сибирских линий в XVIII веке. Начало освоения рудных богатств Алтая и Забайкалья. Сухопутный тракт.

Наш край в XVIII веке: миграции сибирских старожилов в Приобье. «Посельщики» по линии Сибирского сухопутного тракта в Барабинской степи. Образование Каинского округа.

Сузунский медеплавильный завод. Условия труда и быта мастеровых. Обязанности приписных крестьян

Сибирь в XIX веке. Декабристы в Сибири.

Сибирское казачество. Социально-правовое положение государственных крестьян в Сибири. Хозяйственная деятельность сибирского крестьянства. Наш край в первой половине XIX веке. Рост населенных пунктов Каинского округа, численность населения. Города: Каинск, Колывань, Сузун. Извозный промысел крестьян и мещан.

Кабинетское хозяйство Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Золотопромышленность Сибири. Состав рабочих и их положение.

Крестьянская реформа 1861 г. в Сибири. Изменения в переселенческой политике правительства после реформы. Российская общественность о бедственном положении переселенцев в Сибири.

Столыпинские переселения в Сибирь. Переселенцы в нашем крае.

Строительство Сибирской железной дороги. Возникновение Новониколаевска и его первые жители. Облик города в конце XIX - -начале ХХ века.

Народная культура и образ жизни сибиряков в конце XIX - начале ХХ века. Просвещение в Сибири.

Сибирь и наш край в новейшее время

Революция и гражданская война в Сибири. Новониколаевск в годы революции и гражданской войны. Последствия гражданской войны. Восстания сибирских крестьян в 1920- 1921 гг.

Сибирь и наш город Новосибирск в годы первых пятилеток. Гиганты индустриализации в городе. Жизнь и быт горожан.

Коллективизация в Сибири.

Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирь и наш край – фронту. Как жили и трудились наши земляки в годы войны.

Наш край в послевоенные годы. Конверсия. Условия труда и быта в Новосибирске и в сельской местности в 50-е годы.

Гиганты энергетики в Сибири. Строительство Объгэс. Результаты и издержки строительства гидроэлектростанций.

Начало освоения нефти и газа в Сибири. Первые нефте- и газопроводы. Экологические последствия.

Обрабатывающая промышленность Сибири. Оборонные предприятия Новосибирска. Жилищное строительство в Новосибирске в 50 - начале 80-х гг. ХХ в. Инфраструктура города.

Освоение целинных земель в Сибири. Совхозы и колхозы на целинных землях нашего края. Энтузиазм и трудности быта первых целинников. Социально-экономическое развитие сибирской деревни в 60-е - начале 80-х гг. Обеспеченность жильем, структура питания, одежда, досуг.

Сибирь в годы перестройки. Что думали мои земляки и родные об изменениях в экономической, политической и духовной жизни в стране в годы перестройки?

Социально-экономическое развитие Новосибирска и села в 90-е годы.

Сибирь в начале ХХI века. Облик города Новосибирска. Условия труда и быта горожан в условиях становления рыночной экономики .

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения регионального компонента ученик должен

Знать/ понимать

· Ключевые события из истории региона; выдающихся людей родного края и их вклад в его развитие;

· Памятники истории и культуры Сибири и родного края;

Уметь

· Соотносить события сибирской истории с событиями истории России, определять их последовательность и длительность;

· Показывать на исторической карте расселение коренных народов Сибири в прошлом и в настоящее время;

· Соотносить свидетельства воспоминаний земляков и родственников, факты из истории семьи с историческими процессами и явлениями, происходившими в Сибири и в стране;

· Давать описание важнейших событий из истории Сибири, памятников культуры на основе текста учебных пособий по истории Сибири и музейных материалов.

· Уметь составить генеалогическое древо своей семьи, систематизировать собранные сведения родственников об истории семьи и оформить в любом варианте;

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

ИСТОРИЯ СИБИРИ

Изучение национально-регионального компонента на уровне среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

· Воспитание гражданственности и формирование ценностных ориентаций на основе осмысления исторически сложившихся этнонациональных, культурных традиций и нравственных установок сибирского сообщества, человеческих взаимоотношений среди своих родных и земляков.

· Освоение систематизированных знаний об истории Сибири, формирование целостного представления о месте и роли Сибири в истории нашей страны.

· Овладение умениями и навыками комплексного анализа источников разного вида (археологических, письменных, устных и др.) по истории родного края.

· Овладение умениями поиска информации, систематизации и анализа по теме проекта или исследования.

· Развитие способности критического мышления и умения определять, аргументировать собственную позицию по отношению к исторической реальности и текущим событиям, происходящим в стране и родном крае.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

СИБИРЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Первобытный мир Сибири. Первые люди в Сибири. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века. Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи и их научные открытия. А.П. Окладников (1908- 1981), А.П. Деревянко, В.И. Молодин и другие.

Кочевые цивилизации Сибири. Скифосибирское культурно-историческое единство народов на территории Центральной Азии, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии. Кочевой образ жизни. Археологические памятники нашего края - свидетельство влияния скифской культуры. Ледяные гробницы на высокогорном плато Укок VI-II вв. до н.э. (Пазырыкские курганы Горного Алтая). Материальная культура пазырыкцев.

Древнетюркские кочевые государства Сибири (VI – XIII вв.). Тюркский каганат VI – VIII вв. Археологические памятники нашего края - свидетельства влияния тюрков. Культурное наследие тюрков.

Сибирь под властью монголов. Сибирское ханство. Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв.

Языковые семьи и группы сибирских народов, территория их расселения. Этногенез барабинских татар.

СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Сибирь в системе внешней политики России в XVI – начале ХХ века. Восточная политика России в конце XVI – XVII вв. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири и Восточной Сибири. Нерчинский договор России с Китаем. Определение границы в Приамурье. Отношения России с Джунгарией в XVII – первой половине XVIII в. Строительство Сибирских пограничных линий. Сибирское казачество. Расширение территории России на востоке XIX – начале XX в. Особенности колонизации Сибири.

Колонизационная политика России. Управление Сибирью в XVII –первой половине XIX в. Сибирский приказ. Воеводы и служилые люди. Их функции. Ясачная политика. Отношение к вольнонародной колонизации. Губернское управление. Реформы М.М. Сперанского в Сибири: «Устав об управлении инородцев», упорядочение ссылки.

Правительственная программа заселения Сибири в XVIII в. Переселение крестьян в Сибирь в первой половине XIX века.

Новые тенденции в колонизационной политике во второй половине XIX – начале ХХ века. Связь заселения Сибири с решением аграрного вопроса в России. Основные этапы переселенческой политики после реформы. Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае.

Хозяйственное освоение Сибири. Пушной промысел XVII в. и его роль в первоначальном накоплении капиталов. Промысловое освоение островов Тихого океана и берегов Аляски. Г. Шелехов. Российско-Американская компания. Судьба Русской Америки.

ХVII век – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. Первые земледельческие районы. Особенности поземельных отношений в Сибири. Успехи в развитии сельского хозяйства Сибири в ХIХ в.

Начало сибирской промышленности ( XVIII- XIX вв.). Образование кабинетского хозяйства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа, период его расцвета и причины упадка. Рабочие кадры округа: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Черная металлургия. Золотопромышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности в Сибири. Причины замедленных темпов промышленного переворота.

Строительство Сибирской железной дороги.

Крестьянство Сибири. Начало общинного самоуправления. Община XIX в. Общественные сходы, общественные должности. Функции общины. Ограничение крестьянского самоуправления в 70-80-е гг. XIX в. Образ жизни крестьян. Образование в среде крестьян. Старожилы и переселенцы

Города Сибири и их жители. Изменение облика сибирских городов (XVII – XIX вв.) Социальный состав населения сибирских городов. Самоуправление в городах Сибири. Образ жизни горожан. Просвещение. Первый университет.

Этнический состав населения Сибири в XIX – начале ХХ в. «Коренные» и «пришлые». Рост численности населения. Взаимодействие культур. Христианизация народов Сибири.

Развитие регионального самосознания. П.А. Словцов – «сибирский Карамзин». Идеи федерализма. Областничество. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М.

Можно ли говорить о «русско-сибирской народности»? Сибирь – «колония» или «окраина» России?

СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХХ ВЕКЕ

Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.

Революционные события в Сибири и нашем крае. Отклики на революционные события 1905 г и Февральскую революцию в нашем крае. 1917 г - установление советской власти в Сибири и нашем городе. Мятеж чехословацкого корпуса и свержение советской власти. Борцы за установление советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы.

Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян.

НЭП в Сибири. Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. (Из протокола Гутовской партконференции РКП(б). 1922г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа.

Сибирь в годы первых пятилеток. Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетних планах. Промышленные предприятия Новосибирска, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.

Особенности коллективизации в Сибири. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае.

Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г . Лагерные пункты Сиблага.

Наш край в годы войны. Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне.

Новосибирская область и город во время войны: промышленность города - фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.

Новосибирская область и город во второй половине ХХ - начале ХХI вв.

Промышленное развитие города в 50-80-е гг. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.

Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80е гг. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.

Область и наш город в годы перестройки.

Успехи и потери в годы становления рыночной экономики в нашем крае.

Наш город и область в начале ХХ I века.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения регионального компонента на базовом уровне ученик должен

Знать / понимать

· Основные факты, процессы и явления истории Сибири и родного края, и их взаимосвязь с отечественной и всемирной историей;

· Современные версии проблемы колонизации Сибири;

· Историческую обусловленность современного этапа социально-экономического развития Сибири.

Уметь

· Проводить поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края;

· Критически анализировать источники исторической информации (краеведческие факты, воспоминания земляков, фото и аудио информацию, устные источники и др.);

· Классифицировать и систематизировать фактический материал, устанавливать причинно-следственные связи, временные и пространственные рамки изучаемого явления или процесса по истории родного края;

· Оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме отчета, конспекта, а, эссе или исследовательского проекта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· высказывания собственных суждений об историческом пути развития Сибири и ее народов; исторических этапах развития Новосибирска и вкладе его жителей в решение важнейших проблем развития страны.

· объяснения особенностей традиционной культуры коренных народов Сибири;