Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов педагогических факультетов по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования»

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов педагогических факультетов по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования»

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

В. М. Шейн

Естествознание
(землеведение и краеведение):

лабораторные занятия

Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических факультетов
по специальности 031200

«Педагогика и методика начального образования»

Балашов

2005


УДК 551.40

ББК 26.8я73

Ш39

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, директор

Балашовского гуманитарно-педагогического лицея

О. Н. Шатух;

Кандидат биологических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г.Чернышевского

Е. М. Сулига.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского.

Шейн, В. М.

Ш39 Естествознание (землеведение и краеведение) : лабораторные занятия : учебно-метод. пособие / В. М. Шейн. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 48 с.

ISBN 5-94035-238-3

Учебно-методическое пособие содержит материал для проведения лабораторных занятий по курсу «Естествознание (землеведение и краеведение)». Может использоваться и при организации индивидуальной самостоятельной работы студентов очного и заочного отделений.

Предназначено для студентов педагогических факультетов специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования».

УДК 551.40

ББК 26.8я73

ISBN 5-94035-238-3 © В. М. Шейн, 2005

С о д е р ж а н и е

От автора................................................................................................................. 4

Введение.................................................................................................................. 5

Методические указания для студентов................................................................. 6

Вселенная и Земля.................................................................................................. 7

Форма и размеры, движения Земли...................................................................... 9

Ориентирование на местности. План и карта..................................................... 11

Строение Земли. Рельеф...................................................................................... 16

Гидросфера........................................................................................................... 19

Атмосфера............................................................................................................ 20

Биосфера............................................................................................................... 20

Географическая оболочка.................................................................................... 23

Краеведение.......................................................................................................... 24

Список литературы............................................................................................... 25

Приложения.......................................................................................................... 31

От автора

Учебно-методичесое пособие предназначено для студентов педагогических факультетов, готовящим себя к работе в начальной школе. Оно написано в соответствии с Госстандартом и программой по естествознанию (землеведение и краеведение) и представляет собой дополнение к имеющимся учебным пособиям по землеведению и краеведению, содержащим теоретический материал. Лабораторные занятия необходимы для закрепления и углубления теоретического материала по курсу «Естествознание (землеведение и краеведение)». Настоятельная потребность в таком издании назрела в связи с тем, что большинство используемых ранее для проведения практических и лабораторных занятий пособий или устарело, или не отражает региональный компонент второй части предмета — краеведения.

В соответствии с требованиями Госстандарта и программы в данном учебно-методическом пособии задания располагаются по основным темам курса: «Вселенная и Земля», «Форма и размеры Земли, ее движения», «Ориентирование на местности. План и карта», «Строение Земли», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка» и «Краеведение». Наиболее сложные задания сопровождаются кратким изложением теоретического материала и методическими указаниями по их выполнению. В пособии имеется ряд заданий, которые в свое время были предложены в работах других авторов, на что будет указано в соответствующих ссылках, но эти задания определенным образом переработаны и адаптированы с учетом регионального компонента.

Кроме заданий по выполнению лабораторных работ, учебно-методическое пособие содержит список географических названий, необходимых для запоминания и нахождения их на карте, задания для самостоятельной работы студентов по изучаемому предмету, список основной и дополнительной литератур. Пособие снабжено необходимыми таблицами.

Автор выражают глубокую благодарность кандидату педагогических наук, директору Балашовского гуманитарно-педагогического лицея
О. Н. Шатух и кандидату биологических наук, доценту биологического факультета БФСГУ им. Н. Г. Чернышевского Е. М. Сулига за ценные советы и замечания, позволившие улучшить содержание и структуру учебно-методического пособия.

Введение

Программный материал курса «Естествознание (землеведение и краеведение)» призван решать на педагогическом факультете целый ряд образовательных задач, главная из которых — подготовить студентов факультета к будущей практической работе — преподаванию предметов естественнонаучного цикла образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Содержание курса имеет также важное значение для общего развития студентов, формирования у них научного мировоззрения, выработки научного стиля мышления.

В результате изучения материала курса студенты должны:

— усвоить основные физико-географические понятия;

— изучить сущность главных процессов, происходящих в географической оболочке Земли;

— иметь четкое представление о глубокой взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; осознать на основе полученных экологических знаний необходимость ведения природоохранной работы.

Студенты должны уметь:

— практически работать с наглядными пособиями;

— находить по указателю необходимые географические названия в картах атласов;

— измерять расстояния на местности, а также по плану и карте;

— определять географические координаты по картам;

— анализировать специальные карты, определять их тип;

— определять основные горные породы и минералы;

— анализировать наблюдаемые в течение года атмосферные (погодные) явления;

— составлять план местности;

— ориентироваться на местности разными способами (по компасу, солнцу, звездам, местным признакам);

— изучать и описывать почвы, реки, подземные воды;

— собирать краеведческий материал и анализировать его;

— работать с различными источниками информации.

Особое внимание при изучении курса обращено на вопросы экологии и охраны окружающей среды. Краеведческий материал включен в каждый раздел программы, которая составлена в соответствии с учебным планом и отвечает требованиям государственного стандарта по дисциплине. Часть ее вопросов вынесена на самостоятельное изучение.

Методические указания для студентов

При подготовке к предстоящему лабораторному занятию необходимо прочитать весь объем рекомендуемой к занятию основной литературы, подготовить ответы на вопросы, вынесенные на обсуждение, принести на занятие индивидуальное оборудование — (линейку, карандаши, циркуль и т. д.).

На занятиях принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов.

Перед выполнением самостоятельной работы внимательно прочитать все задание, уяснить его сущность и лишь затем приступить к выполнению. В случае непонимания задания следует обратиться с вопросом непосредственно к преподавателю.

Если при выполнении заданий были испытаны серьезные затруднения, то следует еще раз перечитать рекомендованную литературу и обратиться за помощью к преподавателю во время его индивидуальной работы со студентами.

Пропущенные лабораторные занятия обязательно должны быть отработаны на индивидуальных занятиях с преподавателем. Для этого необходимо прочитать и осмыслить рекомендованную литературу, вопросы для обсуждения, задания самостоятельной работы, подготовить указанное в учебно-методическом комплексе оборудование. На индивидуальном занятии, отчитываясь за пропуск занятия, ответить на вопросы преподавателя и лишь по его разрешению приступить к выполнению заданий для самостоятельной работы.

Результаты выполнения заданий самостоятельной работы, зафиксированные в рабочей тетради, проверяются и оцениваются преподавателем.

Вселенная и Земля

Тема «Вселенная и Земля »

Цели: 1. Дать краткую характеристику планет Солнечной системы.

2. Выявить закономерности солнечной и лунных затмений.

Оборудование: учебники, практикум, карандаши и линейки.

Вопросы для обсуждения

1. Как называется наша Галактика?

2. Какую форму она имеет?

3. Какое место занимает Солнечная система в Галактике?

4. Чем отличаются звезды от планет?

5. К какому типу звезд относится Солнце?

6. Сколько планет в Солнечной системе?

7. На какие группы подразделяются планеты Солнечной системы?

8. Какое место занимает Земля в Солнечной системе?

9. Какие существуют гипотезы о происхождении планет Солнечной системы?

Самостоятельная работа

Задание 1. Составить сравнительную характеристику планет Солнечной системы (11, с. 396).

Задание 2. Рисунком или схемой пояснить, как легко можно отличить «молодую» Луну от «старой».

Задание 3. Начертить схему, поясняющую смену фаз Луны. Почему происходит эта смена?

Задание 4. Начертить схему затмения Луны. Почему затмение происходит не в каждое новолуние?

Задание 5. Начертить схему полного солнечного затмения. Почему оно бывает не в каждое полнолуние?

Литература: А — 5, 7 (с. 6—16), 9, 11 (с. 9—29);

В — 1, 12, 18,1 9, 27, 36, 38, 52, 58, 60, 71, 88, 89, 90,
92, 93.

Для выполнения задания 1 можно воспользоваться сведениями таблицы «Краткие характеристики планет».

Выполняя задание 2, следует вспомнить, что узкие серпы «молодой» и «старой» Луны различаются только тем, что обращены выпуклостью в противоположные стороны: в северном полушарии серп растущей Луны направлен всегда выпуклой стороной вправо, а убывающей — влево и напоминает букву «С».

Выполнение задания 3 начните с того, что стрелками надо показать направление лучей Солнца, затем нарисовать кружок — Землю с примерно кругообразной орбитой Луны, на которой укажите кружками меньшего диаметра 8 основных положений Луны. Смена фаз Луны зависит от ее движения вокруг Земли. Когда Луна находится между Землей и Солнцем, то обращенное к Земле полушарие Луны не освещено, эта фаза называется новолунием (полностью зачернить кружочек, соответствующий этому положению Луны на орбите). Когда Земля находится между Солнцем и Луной, то полушарие Луны, обращенное к Земле, оказывается полностью освещенным солнечными лучами, эта фаза — полнолуние (кружок полностью не закрашивается). При показе фаз Луны, соответствующих первой и последней четверти, учтите то, что диск Луны будет виден в эти дни лишь наполовину (закрашивать по полкружка). Фаза Луны, соответствующая положению Луны на орбите между новолунием и первой четвертью, как раз и имеет форму узкого серпа растущей Луны, а фаза Луны между последней четвертью и новолунием — форму узкого серпа Луны «старой». Фазы Луны, соответст-вующие ее положениям на орбите между первой и последней четвертями и полнолунием, показываются на схеме в виде кружков, зачерненных лишь с одной стороны как раз на размер узкого «серпа». Помните, что одинаковые фазы наблюдаются при одинаковых положениях Луны относительно Земли и Солнца. Период времени между двумя одинаковыми фазами Луны называется синодическим месяцем и равен 29 суткам 12 часам 44 минутам и почти 3 секундам (29,5 сут.). Он больше звездного (сидерического = 27 суток 7 ч 43 мин 12 с) месяца потому, что Луна не только движется вокруг Земли, но и вместе с Землей — вокруг Солнца.

Вычерчивая схему, показывающую механизм лунного затмения, учитывайте тот факт, что затмение Луны наблюдается только в полнолуния и только тогда, когда Луна при своем движении по орбите попадает в тень, отбрасываемую Землей. Это случается достаточно редко, потому что плоскость орбиты Луны несколько наклонена к плоскости земной орбиты и Луна в полнолунии обычно проходит выше или ниже земной тени. Примерно каждые пять лет случаются годы без лунных затмений.

Вычерчивая схему полного солнечного затмения (задание 5), вспомните, что затмение Солнца наблюдается только в новолуние, когда Луна, двигаясь вокруг Земли по своей орбите, полностью или частично заслоняет видимый диск Солнца. Продолжительность полного солнечного затмения не может быть больше 7,5 минут. Нельзя наблюдать солнечное затмение одновременно на всей Земле. Солнечные затмения происходят не в каждое новолуние по той же причине, что и лунные затмения — из-за несовпадения плоскостей орбиты Луны и Земли. Ежегодно бывают не менее двух солнечных затмений. Полное солнечное затмение для одного и того же места случаются очень редко, один раз в несколько столетий. Ученые умеют заранее рассчитывать время и место очередного солнечного и лунного затмений.

Форма и размеры, движения Земли

Тема «Форма и размеры, движения Земли»

Цели: 1. Выявить особенности суточного движения Земли и его следствия.

2. Познакомиться с особенностями годового движения Земли и дать характеристику основных положений Земли на орбите.

Оборудование: глобус, теллурий, учебники, практикум, карандаши.

Вопросы для обсуждения

1. Как называется форма Земли?

2. Какой опыт доказывает суточное движение Земли?

3. Продемонстрировать суточное движение Земли с помощью глобуса.

4. Почему мы не замечаем суточного движения Земли?

5. Изменяется ли вес человека от полюсов к экватору?

6. Каковы следствия суточного движения Земли?

7. Что служит доказательством годового движения Земли?

8. В чем главная причина смены времен года?

9. Кто создал учение о гелиоцентрической системе мира?

10. Как с помощью глобуса продемонстрировать годовое движение Земли? Какой прибор позволяет это сделать лучше?

Самостоятельная работа

Задание 1. Начертить схему земного эллипсоида. Надписать и запомнить размеры: большая полуось, малая полуось, длина окружности экватора, длина окружности меридиана (11, с. 396—397).

Задание 2. Начертить схему годового движения Земли и смены времен года (11, с. 40, рис. 18).

Задание 3. Дать краткую письменную характеристику четырем основным положениям Земли на орбите.

Задание 4. Изобразить положение Земли по отношению к солнечным лучам: а) в день летнего солнцестояния; б) в день зимнего солнцестояния; в) в дни равноденствий.

Задание 5. Начертить схему поясов освещения. Что является границами этих поясов?

Задание 6. Используя таблицу «Продолжительность дня на разных широтах», построить график. На оси абсцисс отложить градусы широты, на оси ординат — часы суток (от 0 до 24). По графику определить продолжительность самого короткого и самого длинного дня для Балашова, Москвы, Санкт-Петербурга:

Широта

10°

20°

30°

40°

50°

60°

66° 30´

Самый
короткий день

12

11,25

10,47

10,04

9,09

7,51

5,30

0,00

Самый
длинный день

12

12,35

13,13

13,56

14,51

16,09

18,30

24,00

Литература: А — 7 (с. 16—29), 9, 11 (с. 30—46), 12;

В — 1, 9, 11.

Чтобы продемонстрировать на глобусе суточное движение Земли, необходимо вращать этот глобус против часовой стрелки относительно северного полушария.

Демонстрировать годовое движение Земли лучше всего с помощью специального прибора — теллурия.

Ориентирование на местности. План и карта

Тема «Ориентирование на местности. Компас»

Цели: 1. Познакомиться с различными способами ориентирования на местности.

2. Изучить устройство и правила пользования компасом.

3. Научится определять азимуты предметов.

Оборудование: учебники, практикум, компасы, атласы, карандаши и линейки.

Вопросы для обсуждения

1. Что понимают под ориентированием?

2. В чем заключается ориентирование на местности?

3. Дайте определение понятию «горизонт».

4. Почему горизонт можно называть еще кругозором?

5. Каким бывает горизонт на открытой местности? В городе?

6. Что называют линией горизонта?

7. Как изменяется горизонт при движении?

8. Какие стороны горизонта называются основными?

9. Какие способы ориентирования на местности вам известны?

Самостоятельная работа

Задание 1. Начертите схему, показывающую основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 2. На схеме показать дополнительные стороны горизонта. Научитесь обозначать румбы.

Задание 3. Дать характеристику основным способам ориентирования на местности:

1) по солнцу;

2) по звездам;

3) по компасу;

4) по солнцу и часам;

5) по местным признакам.

Задание 4. Изучить устройство и правила пользования компасом.

Задание 5. Определить стороны горизонта с помощью компаса.

Задание 6. Определить азимуты ряда предметов в аудитории. Записать полученные данные. Объяснить, чем отличается истинный азимут от магнитного.

Литература: А — 7 (с. 46—49), 9, 11 (с. 49—53);

В — 22, 31, 42, 45, 53, 54, 57, 59, 63.

Тема «Масштаб. Составление плана местности»

Цели: 1. Научиться пользоваться масштабом в различных формах его выражения.

2. Познакомиться с различными способами составления плана местности.

Оборудование: учебники, школьные атласы, линейки, карандаши, планшеты.

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются расстояния на местности?

2. Как можно определить расстояние и высоту предметов без их непосредственного измерения?

3. Дайте определение понятию «масштаб».

4. Расскажите о различных видах масштаба (численный, именованный, линейный и поперечный).

5. Что называют основанием масштаба?

6. Что называют точностью масштаба?

7. Чем глазомерная съемка плана местности отличается от инструментальной?

8. Какое практическое значение имеют планы местности?

Самостоятельная работа

Задание 1. Схемой пояснить способ определения расстояний и высоты предметов без их измерения.

Задание 2. Записать в виде именованного масштаба: а) 1:100000;
б) 1:250; в) 1:300000000. Какой из этих масштабов крупнее?

Задание 3. Перевести численный масштаб в линейный: а) 1:25000; б)1:100; в) 1:3500000.

Задание 4. С помощью масштаба определить по плану местности расстояние между населенными пунктами (несколько вариантов).

Задание 5. Практические действия по подготовке планшета к работе. Что означает «ориентация планшета»?

Литература: А — 7 (с. 30—32), 9, 11 (с. 53—58);

В — 22, 31, 42, 45, 53, 54, 57, 59, 63.

Тема «План и карта. Типы карт»

Цели: 1. Сравнить план и карту.

2. Познакомиться с различными типами карт.

3. Изучить условные топографические знаки.

4. Научиться описывать местность по ее топографическому плану.

Оборудование: учебники, школьные атласы, топографические планы, линейки, карандаши.

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение понятия «план местности».

2. Дать определение понятия «карта».

3. В чем главное отличие плана от карты?

4. Какие типы карт вам известны?

5. Как называется совокупность условных знаков с их пояснениями?

6. Почему «язык» топографической карты считается международным?

Самостоятельная работа

Задание 1. Составить таблицу для сравнения плана и карты:

Название

Основные свойства

охват территории

масштаб

ориентирование

точность

форма Земли

План

Карта

Задание 2. Определить различные типы карт в школьных атласах.

Задание 3. Познакомиться с условными топографическими знаками. Зарисовать основные из них. Запомнить.

Задание 4. Дать описание местности, изображенной на плане в атласе для 5-го класса на с. 3 по следующему плану:

1) рельеф;

2) гидрография;

3) населенные пункты;

4) другие объекты.

Задание 5. На основе знакомства с условными знаками составить топографическое письмо из пяти предложений.

Задание 6. Используя условные знаки и масштаб, выполнить топографический диктант на основе продиктованного текста.

Вариант 1 . Из школы ученики пошли на экскурсию. Вначале они шли по дороге на север через смешанный лес 300 метров, затем повернули на восток и по лесной просеке шли еще 200 метров до луга. Пройдя по лугу 100 метров, вышли к реке, текущей с севера на юг. Дети двигались дальше вдоль берега реки, вниз по ее течению метров 300 до моста, повернув от него на шоссе, идущее вдоль хвойного леса справа и кустарник слева. По этому шоссе учащиеся и вернулись в школу. В каком направлении они возвращались и сколько метров им надо было пройти от моста до школы?

Вариант 2 . Маршрут туристов проходил вначале в южном направлении через хвойный лес по тропинке. Пройдя по ней 400 метров, они вышли к железной дороге и шли вдоль нее 300 метров по редкому кустарнику до шоссе на восток. По обочине шоссе туристы, идя на север, добрались до реки и по ней проплыли 200 метров вверх по течению на северо-запад. Затем по болотистому лугу вернулись к своей туристической базе. Сколько метров им пришлось идти по лугу и в каком направлении?

Литература: А — 7 (с. 30—32, 33—35), 9, 11 ( с. 58—63);

В — 22, 31, 42, 45, 53, 54, 57, 59, 63.

Тема «Географические координаты. Картографические

проекции »

Цели: 1. Научиться определять географические координаты любых точек земного шара.

2. Научиться по заданным координатам определять любой объект на географической карте.

Оборудование: учебники, атласы 3, 5, 7-х классов, линейки, карандаши.

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение понятий «полюс», «экватор», «параллель»,

«меридиан».

2. Что понимают под «градусной сетью»?

3. Дать определение таким понятиям, как «географическая широта» и «географическая долгота».

4. Как практически определить географическую широту какой-либо местности?

5. Как можно определить географическую долготу любой местности?

6. Расскажите о картографических проекциях. На какие группы они подразделяются?

7. Какие искажения наиболее часто встречаются на географических картах?

Самостоятельная работа

Задание 1. Поясните схемой, как определяются географические широта и долгота (11, с. 71, рис. 46).

Задание 2. Определите, в каких проекциях выполнены карты в школьном атласе для 3, 5, 7-х классов. Какие искажения характерны для них?

Задание 3. С помощью карт в школьных атласах определить географические координаты следующих пунктов:

1) Санкт-Петербург;

2) Москва;

3) Баку;

4) Нью-Йорк;

5) Рио-де-Жанейро;

6) Канберра.

Задание 4. Определить названия населенных пунктов по их координатам (атласы для 7 класса):

1) 50º с. ш. и 36º 13´ в. д.;

2) 53º 54´ с. ш. и 27º 33´ в. д.;

3) 53º 30´ с. ш. и 50º 50´ в. д.;

4) 19º 25´ с. ш. и 99º з. д.;

5) 25º 50´ ю. ш. и 33º в. д.

Задание 5. Найдите на географических картах точки, имеющие одинаковые цифровые значения координат, но отличающиеся: а) по широте; б) по долготе.

Задание 6. Определите координаты самых крайних точек России. Запишите их. Совершите мысленное путешествие по стране, двигаясь по выбранному меридиану с севера на юг, или по одной из параллелей — с запада на восток.

Литература: А — 7 (с. 38—45), 9, 11 (с. 71—77);

В — 22, 31, 42, 45, 53, 54, 57, 59, 63.

Строение Земли. Рельеф

Тема «Способы изображения рельефа на картах»

Цели: 1. Познакомиться с основными способами изображения рельефа на географических картах.

2. Научиться определять абсолютную и среднюю высоту объектов по физической карте.

3. Выполнить самостоятельную работу на контурной карте.

Оборудование: учебники, атласы для 3, 5 и 7-х классов, контурные карты, карандаши.

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение понятию «рельеф».

2. Какие формы рельефа вам известны?

3. На какие группы можно подразделить все формы рельефа?

4. Откуда в нашей стране ведется отсчет абсолютных высот и глубин?

5. Что понимают под относительной высотой?

6. Как на топографической карте или плане определять положительные и отрицательные формы рельефа?

7. Какие способы изображения рельефа на картах вы знаете?

Самостоятельная работа

Задание 1. Изучить основные способы изображения рельефа на картах на примере карт школьных атласов для 3, 5 и 7-х классов и рисунков учебников (11, с. 66—68, рис. 42—44; 7, с. 35—37).

Задание 2. Построить в тетрадях гипсометрический профиль характерных частей суши и дна Мирового океана, используя при этом рис. 118 учебника (11, с. 173), а также схему на с. 5 в атласе для 5-го класса.

Задание 3. Определить среднюю высоту: а) Приволжской возвышенности; б) Уральских гор; в) Средне-Сибирского плоскогорья. Результаты записать.

Задание 4. На контурную карту полушарий нанести оконтуриванием наиболее значительные по размеру формы рельефа: горы, равнины, плоскогорья и нагорья, возвышенности и низменности. Надписать их названия.

Задание 5. Показать на этой же контурной карте районы распространения вулканизма и землетрясений. Надписать названия крупных или наиболее известных вулканов.

Литература: А — 5, 7, 9, 11 (с. 63—69, 78—83, 130—132), 12;

В — 1, 3, 10, 39, 50, 69, 70, 83, 86.

Тема «Минералы и горные породы»

Цели: 1. Познакомиться с наиболее распространенными минералами и горными породами.

2. Научиться определять минералы по их физическим свойствам.

Оборудование: учебники, коллекции минералов и горных пород, раздаточный материал по данной теме, шкала твердости.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение такому понятию, как минералы.

2. Какие минералы вам известны?

3. Какой минерал самый распространенный на Земле?

4. Назовите минералы, встречающиеся в жидком состоянии? В газообразном?

5. В чем главное отличие горных пород от минералов?

6. На какие типы можно подразделить все горные породы? Приведите примеры горных пород различных типов.

Самостоятельная работа

Задание 1. Познакомьтесь с классификацией минералов. Приведите примеры минералов каждого типа химической классификации.

Задание 2. Познакомьтесь с основными физическими свойствами минералов: блеск, твердость, цвет, черта, спайность, излом, прозрачность, ковкость, хрупкость, магнитность, плотность, удельный вес, агрегатность.

Задание 3. Внимательно рассмотрите шкалу твердости. С ее помощью определите твердость следующих минералов: медный колчедан, нефелин, боксит, лабрадор.

Задание 4. Попытайтесь определить название предложенного вам образца минерала по его физическим свойствам.

Литература: А — 7 (с. 69—105), 8, 11 (с. 133—169);

В — 16, 37, 43, 56, 67, 84, 98.

Тема «Описание минералов и горных пород»

Цели: 1. Дайте описание наиболее распространенных минералов.

2. Опишите наиболее распространенные горные породы.

Оборудование: учебники, практикум, определитель минералов, горных пород и окаменелостей, коллекции минералов и горных пород, шкала твердости, раздаточный материал.

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите основные физические свойства минералов.

2. На какие группы подразделяются минералы по блеску?

3. Какой блеск считается самым сильным?

4. Как определить твердость минералов?

5. Можно ли алмаз разбить молотком?

6. Перечислите основные типы горных пород и приведите примеры горных пород каждого типа.

7. Назовите наиболее распространенные в нашей местности горные породы.

Самостоятельная работа

Задание 1. Описать главные породообразующие минералы по следующему плану:

а) название;

б) классификация;

в) химический состав;

г) физические свойства;

д) хозяйственное значение.

Задание 2. Описать основные горные породы по следующему плану:

а) класс (тип) горной породы;

б) название;

в) химический и минералогический состав;

г) внешние признаки;

д) текстура и структура;

е) хозяйственное значение.

Литература: А — 7 (с. 69—105), 8, 9, 11 (с. 133—169);

В — 16, 37, 43, 56, 67, 84, 98.

Гидросфера

Тема: «Гидросфера»

Цели: 1. Выявить закономерности в распространении океанических течений.

2. Продолжить изучение географической номенклатуры.

3. Выполнить работу на контурных картах.

Оборудование: учебники, практикум, школьные атласы для 5, 7-х классов, контурные карты мира и России, карандаши (простой и цветные).

Вопросы для обсуждения

1. Из каких компонентов состоит гидросфера?

2. Перечислите части Мирового океана.

3. Какие моря называют средиземными?

4. Какие еще типы морей вам известны?

5. Как различаются реки по типу питания и водному режиму?

6. Какое озеро на Земле самое большое?

7. Какое озеро планеты имеет наибольшую глубину?

Самостоятельная работа

Задание 1. На контурную карту полушарий нанесите стрелками разного цвета все основные океанические течения (11, с. 183, рис. 124, атлас для 7-го класса). Каким закономерностям подчиняются океанические течения?

Задание 2. На контурную карту полушарий нанести контуры основных океанических желобов и впадин (атлас для 5-го класса).

Задание 3. На контурной карте полушарий надписать названия океанов и морей.

Задание 4. На контурной карте России надписать названия океанов и морей, а также названия крупных рек, показав с помощью условных обозначений тип питания и водный режим этих рек.

Задание 5. На этой же контурной карте надписать названия крупных озер России, указав с помощью условных обозначений, каким является данное озеро — сточным или бессточным.

Литература: А — 7 (с. 111—140), 11 (с. 170—206);

В — 4, 14, 23, 32, 33, 40, 46, 48, 51, 55, 66, 68, 85, 87.

Атмосфера

Тема «Метеорологические приборы. Наблюдения за погодой»

Цели: 1. Познакомиться с основными метеоприборами, их устройством и правилами пользования.

2. Познакомиться с организацией наблюдений за погодой и элементами прогнозирования погоды.

Оборудование: учебники, практикум, карандаши, метеоприборы: термометры различных типов, термограф, психрометр Ассмана, гигрометр, гигрограф, барометры-анероиды, барограф.

Вопросы для обсуждения

1. Что понимают под термином «атмосфера»?

2. Каковы состав и строение атмосферы?

3. Что мы называем погодой? Укажите основные элементы погоды.

4. Перечислите основные виды осадков.

5. Зачем надо прогнозировать погоду?

6. Дайте определение понятию «климат». Изменяется ли климат?

Самостоятельная работа

Задание 1. Изучите устройство приборов по определению температуры воздуха. Объясните принцип действия приборов: термометра срочного (психрометрического), термометра-праща, термометров максимального и минимального, термографа. Зарисуйте схематически первый из них, укажите и надпишите на схеме названия его основных частей (10, с. 73, рис. 46; 11, с. 220—221).

Задание 2. Изучите устройство приборов: прихрометров Августа и Ассмана, волосного гигрометра, гигрографа, осадкомера, снегомера. Объясните назначение этих приборов и особенности работы с ними (10, с. 78—80, рис. 53—57; 11, с. 223—224, 228—229, рис. 148, 149).

Задание 3. Изучите приборы, служащие для измерения атмосферного давления. Объясните принцип действия приборов: барометра ртутного, барометра-анероида, барографа (11, с. 232, рис. 154, 155; 10, с. 82, рис. 59).

Задание 4. Познакомьтесь с устройством приборов по определению направления и силы ветра: флюгера и анемометра. Укажите названия и принцип действия основных частей этих приборов (11, с. 235—236, рис. 158, 159).

Литература: А — 7 (с. 170—180), 8, 10 (с. 72—82), 11 (с. 220—221, 223—224, 228—229, 231—232, 235—237);

В — 5, 34, 49, 73, 78, 79, 97.

Биосфера

Тема «Почвы. Природные зоны»

Цели: 1. Научиться определять механический состав почв.

2. Выявить основные закономерности в распределении природных зон на Земле.

3. Научиться правильно показывать географические пояса и природные зоны на картах.

4. Выполнить работу на контурных картах.

Оборудование: учебники, практикум, карта «Природные зоны», школьные атласы для 7-го класса, карандаши (простой и цветные), контурные карты.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию «биосфера».

2. Кто разработал самое точное и стройное учение о биосфере?

3. Что понимают под термином «почва»?

4. Перечислите основные свойства почв.

5. Как почвы различаются по структуре и механическому составу?

6. Укажите основные типы почв России.

7. Какие основные закономерности можно выделить в развитии географической оболочки Земли?

8. Что следует понимать под термином «ландшафт»?

9. Какие природные зоны имеются на территории России?

Самостоятельная работа

Задание 1. Определите механический состав предложенного образца почвы одним из известных вам способов.

Задание 2. На контурной карте полушарий нанесите границы географических поясов и природных зон Земли (атлас 7-го класса).

Задание 3. На контурной карте России нанесите границы природных зон нашей страны (атласы, 11, с. 272, рис. 169).

Задание 4. Дайте характеристику одной (на выбор) из природных зон России по следующему плану:

1) название зоны;

2) географическое положение;

3) рельеф и зональные особенности рельефообразующих процессов;

4) климат зоны;

5) зональные особенности речной сети, озер, подземных вод;

6) почвы;

7) растительность (основной тип растительности, приспособленность к зональным условиям и основные представители);

8) животный мир (приспособленность к условиям обитания, основные представители);

9) зона как целостный природный комплекс;

10) особенности хозяйственной деятельности человека в зоне.

Литература: А — 1, 7 (с. 181—209), 8, 9, 11 (с. 258—260, 268—272), 13;

В — 2, 8, 13, 17, 21, 26, 44, 47, 61, 64, 81, 94.

Географическая оболочка

Географическая оболочка изучается в течение всего учебного года, отдельного лабораторного занятия на нее не отводится. Однако часть материала выносится на самостоятельное изучение. Для успешного усвоения темы необходимо подготовить ответы на ряд вопросов и выполнить несколько заданий. В этом могут помочь лекции, учебники, дополнительная литература и специальное оборудование.

Оборудование: политическая карта мира.

Вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой географическая оболочка?

2. Какую роль играет человечество в развитии географической оболочки?

3. Почему все чаще упоминается так называемый антропогенный фактор?

4. Какие проблемы развития человечества имеют глобальный характер?

5. Какие именно экологические проблемы характерны для нашего региона? Какие конкретные действия вы предлагаете для их решения?

Самостоятельная работа

Задание 1. Изучите политическую карту мира. Запомните названия столиц государств.

Задание 2. На основе анализа карт (плотности населения, физической, природных зон) определите самые характерные глобальные проблемы отдельных стран мира.

Задание 3. Определите по атласу Саратовской области те территории, которые подвергаются наиболее сильному антропогенному воздействию.

Литература: А — 1, 4, 7, 12, 13, 14;

В — 2, 6, 7, 15, 20, 24, 25, 30, 41, 65, 72, 76, 94, 105.

Краеведение

Данная тема изучается в течение всего учебного года, отдельного лабораторного занятия на нее не отводится. Весь учебный год вам необходимо вести фенологические наблюдения, фиксировать их, собирать, анализировать и оформлять краеведческий материал. Результатом этой деятельности должна стать самостоятельная работа на тему «Природные условия, население и хозяйство своей местности». Под своей местностью в данном случае следует понимать ту, в которой вы проживаете постоянно. Работу необхожимо выполнять по следующему плану:

План

1. Природные условия:

1) географическое положение;

2) геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые;

3) климат (характеристика сезонов года своей местности);

4) гидрографические объекты (реки, озера, пруды — их характеристика);

5) почвы;

6) растительность;

7) животный мир;

8) охрана природы.

2. Население и хозяйство:

1) история возникновения населенного пункта, история заселения территории;

2) население (численность, половозрастные данные, национальный состав);

3) быт и культура (фольклор, культурные традиции и т. д.);

4) хозяйственная деятельность (структура хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура);

5) перспективы развития территории.

Выполнение этого задания является обязательным для всех студентов.

Литература: А — 2, 3, 7, 11;

В — 24, 29, 77.

Список литературы

Основная (А)

1. Брукс, С. География Земли [Текст] : пер. с англ. / С. Брукс. — М. : Росмэн, 2001. — 64 с.

2. География Саратовской области [Текст] / под ред. С. Г. Воскресенского. — Саратов : Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1997. — 224 с.

3. Краеведение [Текст] / под ред. А. В. Даринского. — М. : Просвещение, 1985. — 158 с.

4. Мир животных [Текст] : сборник : пер. с англ. — Минск : ООО «Попурри», 2001. — 344 с.

5. Неклюкова, Н. Н. Общее землеведение [Текст] / Н. Н. Неклюкова. — М. : Просвещение, 1976. — 336 с.

6. Нехлюдова, А. С. Полевая практика по природоведению [Текст] / А. С. Нехлюдова, В. И. Севостьянов, А. Л. Филоненко-Алексеева. — М. : Просвещение, 1986. — 224 с.

7. Никонова, М. А. Землеведение и краеведение [Текст] / М. А. Никонова,
П. А. Данилов. — М. : издат. центр «Академия», 2000. — 240 с.

8. Никонова, М. А. Практикум по землеведению и краеведению [Текст] /
М. А. Никонова, П. А. Данилов. — М.: издат. центр «Академия», 2001. — 144 с.

9. Естествознание и основы экологии [Текст] / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Е. К. Страуд. — М. : издат. центр «Академия», 1998. — 288 с.

10. Ратобыльский, Н. С. Практические задания по землеведению и краеведению / Н. С. Ратобыльский. — Минск : Вышэйшая школа, 1978. — 128 с.

11. Ратобыльский, Н. С. Общее землеведение и краеведение [Текст] /
Н. С. Ратобыльский, П. А. Лярский. — Минск : Вышэйшая школа, 1976. — 416 с.

12. Сватков, Н. М. Землеведение [Текст] : в 2 ч. / Н. М. Сватков. — М. : Просвещение, 1998. — 345 с.

13. Экология [Текст] : познавательная энциклопедия : пер. с англ. Л. Яхнина, А. Зайцевой. — Мн. : Русич, 2000. — 152 с.

14. Энциклопедия животных [Текст] : пер. с англ. М. Авдониной. — М. : ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 128 с.

Дополнительная (В)

1. Акимов, О. Е. Естествознание [Текст] : курс лекций / О. Е. Акимов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.

2. Алексеенко, В. А. Экологическая геохимия [Текст] / В. А Алексеенко. — М. : Логос, 2000. — 627 с.

3. Апродов, В. А. Вулканы [Текст] / А. А. Апродов. — М. : Мысль, 1982. — 367 с.

4. Арсеев, Г. Т. Водопады [Текст] / Т. Г. Арсеев. — М. : Мысль, 1987. — 127 с.

5. Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде [Текст] / П. Д. Астапенко. — Л. : Гидрометеоиздат, 1986. — 392 с.

6. Атлас мира [Карты] / Федеральная служба геодезии и картографии России. — М. : ОНИКС 21 век, 2003. — 448 с.

7. Атлас народов России для школьника [Карты] / авт.-сост. О. А. Ботякова. — СПб. : изд. дом «Нева», 2000. — 184 с.

8. Афанасьева, Т. В. Почвы СССР [Текст] / Т. В. Афанасьева, В. И. Василенко. — М. : Мысль, 1979. — 380 с.

9. Баландин, Р. К. География. Открытие Земли [Текст] / Р. К. Баландин,
Н. А. Мелик-Пашаева. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 376 с.

10. Бейе, А. А. Разломы дна Центральной Атлантики [Текст] / А. А. Бейе // Природа. — 2001. — № 3. — С. 44—47.

11. Белова, А. В. История календаря [Текст] / А. В. Белова // Физика. — 2004. — 16—22 апр. (№ 15). — С. 16—17.

12. Варламов, С. Как долго живет комета? [Текст] / С. Варламов // Квант. — 2000. — № 5. — С. 13—15.

13. Верзилин, Н. Н. Биосфера, ее настоящее, прошедшее, будущее [Текст] / Н. Н. Верзилин, Н. М. Верзилин. — М. : Просвещение, 1976. — 123 с.

14. Вершинский, Н. В. Загадки океана [Текст] / Н. В. Вершинский. — М. : Педагогика, 1989. — 143 с.

15. Весь мир [Текст] : географическая энциклопедия : пер. с англ. — М. : Премьера : Астрель : АСТ, 2001. — 640 с.

16. Войлошников, В. Д. Книга о полезных ископаемых [Текст] / В. Д. Войлошников, Н. А. Войлошникова. — М. : Недра, 1991. — 272 с.

17. Войткевич, Г. В. Основы учения о биосфере [Текст]. — М. : Просвещение, 1989. — 160 с.

18. Волынский, Б. А. Астрономия [Текст] / Б. А. Волынский. — М. : Просвещение, 1981. — 234 с.

19. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Очерки о Вселенной [Текст] / Б. А. Воронцов-Вельяминов. — М. : Наука, 1980. — 672 с.

20. Все страны мира [Текст] : энцикл. справочник / авт.-сост. И. О. Родин,
Т. М. Пименова. — М. : Вече, 2002. — 560 с.

21. Второв, П. П. Рассказы о биосфере [Текст] / П. П. Второв, Н. Н. Дроздов. — М. : Просвещение, 1981. — 128 с.

22. Ганьшин, В. Н. Простейшие измерения на местности [Текст] / В. Н. Ганьшин. — М. : Недра, 1983. — 108 с.

23. Гембель, А. В. Общая география Мирового океана [Текст] / А. В. Гембель. — М. : Высш. шк., 1979. — 215 с.

24. География России [Текст] : энциклопедия / гл. ред. А. П. Горкин. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — 799 с.

25. Герасимов, В. П. Животный мир нашей Родины [Текст] / В. П. Герасимов. — М. : Просвещение, 1985. — 208 с.

26. Герасимов, И. Н. Биосфера Земли [Текст] / И. Н. Герасимов. — М. : Педагогика, 1976. — 96 с.

27. Гетман, В. С. Внуки Солнца [Текст] / В. С. Гетман. — М. : Наука, 1989. — 127 с.

28. Горелов, А. А. Концепция современного естествознания [Текст] / А. А. Горелов. — М. : Центр, 2002. — 206 с.

29. Горцев, В. И. Саратовская область в географических названиях [Текст] / В. И. Горцев. — Саратов : изд-во СГУ, 1984. — 144 с.

30. Григорьева, Е. Чудеса света [Текст] : энциклопедия / Е. Григорьева,
Е. Гиглина. — М. : РОСМЭН, 2000. — 111 с.

31. Грюнберг, Г. Ю. Картография с основами топографии [Текст] / Г. Ю. Грюнберг. — М. : Просвещение, 1991. — 232 с.

32. Денисенко, В. П. Основы болотоведения [Текст] / В. П. Денисенко. — СПб. : изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2000. — 224 с.

33. Дерпгольц, В. Ф. Мир воды [Текст] / В. Ф. Дерпгольц. — Л. : Недра, 1979. — 254 с.

34. Дмитриев, А. А. Москвичу о погоде [Текст] / А. А. Дмитриев, В. Н. Ягодинский. — Л. : Гидрометеоиздат, 1984. — 128 с.

35. Естествознание [Текст] : энциклопедический словарь / сост. В. Д. Шолле. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. — 543 с.

36. Ефремов, Ю. Н. Загадки звездных дуг [Текст] / Ю. Н. Ефремов // Природа. — 2000. — № 10. — С. 34—41.

37. Жабин, А. Г. Жизнь минералов [Текст] / А. Г. Жабин. —М. : Советская Россия, 1976. — 224 с.

38. Жарков, В. Н. Почему Марс? [Текст] / В. Н. Жарков // Природа. — 2000. — № 6. — С. 58—67.

39. Жарков, В. Н. Внутреннее строение Земли и планет [Текст] / В. Н. Жарков — М. : Наука, 1978. — 192 с.

40. Зверев, В. П. Круговороты подземных вод в земной коре [Текст] / В. П. Зверев // Природа. — 2001. — № 5. — С. 3—10.

41. Зинченко, А. Возможности устойчивого развития России в условиях изменения глобального климата [Текст] / А. Зинченко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2003. — № 1. — С. 40—45.

42. Зубович, С. Ф. О первых шагах в ориентировании [Текст] / С. Ф. Зубович. — Минск : Полымя, 1983. — 111 с.

43. Иванова, М. Ф. Общая геология [Текст] / М. Ф. Иванова. —М. : Высш. шк., 1974. — 432 с.

44. Казаков, Л. К. Ландшафтоведение [Текст] / Л. К. Казаков. — М. : Изд-во МНЭПУ, 1999. — 100 с.

45. Картография с основами топографии [Текст] / под ред. А. В. Гедымина. — М. : Просвещение, 1973. — 160 с.

46. Карцев, А. А. Невидимый океан [Текст] / А. А. Карцев, С. Б. Вагин. — М. : Недра, 1978. — 111 с.

47. Кашапов, Р. Ш. Живая оболочка Земли [Текст] / Р. Ш. Кашапов. — М. : Просвещение, 1984. — 96 с.

48. Коршунов, В. В. Подземная река Русской равнины [Текст] / В. В. Коршунов // Природа. — 2000. — № 11. — С. 51—56.

49. Кренке, А.Н. Климатические экстремумы на территории России [Текст] / А. Н. Кренке, М. И. Чернавская // Природа. — 2003. — № 7. — С. 62—66.

50. Кузнецов, В. Предсказание землетрясений по животным и растениям [Текст] / В. Кузнецов // ОБЖ. Основы безопасности. — 1999. — №3. — С. 12—14.

51. Кузнецов, В. Б. Мировой океан и его использование [Текст] / В. Б. Кузнецов, А. Г. Москвин. — М. : Просвещение, 1978. — 112 с.

52. Кузьмин, А. В. Звездная летопись [Текст] / А. В. Кузьмин // Природа. — 2000. — № 8. — С. 32—41.

53. Куприн, А. М. Занимательная картография [Текст] / А. М. Куприн. — М. : Просвещение, 1989. — 191 с.

54. Куприн, А. М. На местности и по карте [Текст] / А. М. Куприн.— М. : Недра, 1982. — 112 с.

55. Ларионов, А. К. Занимательная гидрогеология [Текст] / А. К. Ларионов. — М. : Недра, 1979. — 156 с.

56. Лебединский, В. И. В удивительном мире камня [Текст] / В. И. Лебединский. — М. : Недра, 1985. — 224 с.

57. Левицкий, И. Ю. Решение задач по географическим картам [Текст] /
И. Ю. Левицкий, Я. В. Евлевская. — М. : Просвещение, 1996. — 108 с.

58. Лучков, В. И. Поиски черных дыр [Текст] / В. И. Лучков // Физика. — 2004. — 16—22 янв. (№ 3). — С. 27—30.

59. Лютый, А. А. Язык карты [Текст] / А. А. Лютый. — М. : Знание, 1981. — 157 с.

60. Макаров, О. Десятый объект [Текст] : сколько у нас планет? / О. Макаров // Учит. газ. — 2002. — 10 дек. (№ 50). — С. 18.

61. Малиновский, Ю. М. Недра — летопись биосферы [Текст] / Ю. М. Малиновский. — М. : Недра, 1990. — 159 с.

62. Мельчаков, Л. Ф. Основы общего землеведения [Текст] / Л. Ф. Мельчаков. — М. : Просвещение, 1980. — 210 с.

63. Меньчуков, А. Е. В мире ориентиров [Текст] / А. Е. Меньчуков. — М. : Недра, 1978. — 321 с.

64. Мильков, Ф. Н. Природные зоны СССР [Текст] / Ф. Н. Мильков. — М. : Мысль, 1977. — 345 с.

65. Мироненко, Н. С. Страноведение [Текст] / Н. С. Мироненко. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 268 с.

66. Михайлов, В. Н. Эти изменчивые речные дельты [Текст] / В. Н. Михайлов // Природа. — 2002. — № 4. — С. 43—49.

67. Музафаров, В. Г. Основы геологии [Текст] / В. Г. Музафаров. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

68. Найденов, В. И. Почему так часто происходят наводнения [Текст] /
В. И. Найденов, И. А. Кожевников // Природа. — 2003. — № 9. — С. 12—20.

69. Никонов, А. А. Подземные опасности в Москве [Текст] / А. А. Никонов // Природа. — 2002. — № 6. — С. 63—69.

70. Никонов, А. А. Землетрясения [Текст] / А. А. Никонов. — М. : Знание, 1984. — 192 с.

71. Новиков, И. Д. Эволюция Вселенной [Текст] / И. Д. Новиков. — М. : Наука, 1979. — 176 с.

72. Новиков, Ю. В. Природа и человек [Текст] / Ю. В. Новиков. — М. : Просвещение, 1991. — 223 с.

73. Павлов, А. В. Вечная мерзлота и современный климат [Текст] / А. В. Павлов // Природа. — 2000. — № 4. — С. 10—19.

74. Пашканг, К. В. Практикум по общему землеведению [Текст] / К. В. Пашканг. — М. : Высш. шк., 1982. — 223 с.

75. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины [Текст] / В. В. Петров. — М. : Просвещение, 1981. — 191 с.

76. Петров, К. В. Экология человека и культура [Текст] / К. В. Петров. — СПб. : 2 Химиздат, 2000. — 384 с.

77. Печурин, Е. А. Город Балашов [Текст] / Е. А. Печурин, В. В. Танонин. — Саратов : Приволж. книж. изд-во, 1979. — 110 с.

78. Погода на Земле [Текст] // Природа. — 2000. — № 11. — С. 18—20.

79. Погосян, Х. П. Атмосфера и человек [Текст] / Х. П. Погосян. — М.: Просвещение, 1977. — 159 с.

80. Погосян, Х.П. Атмосфера Земли [Текст] / Х. П. Погосян, З. Л. Тургетти. — М. : Просвещение, 1970. — 146 с.

81. Польский, Б. Н. Рассказы о почве [Текст] / Б. Н. Польский. — М. : Просвещение, 1977. — 144 с.

82. Поспелов, Е. М. Географические названия мира [Текст] : топоним. словарь : свыше 5000 ед. / Е. М. Поспелов — М. : Рус. словари, 1998. — 372 с.

83. Пущаровский, Ю. М. Глубины Земли: строение и тектоника мантии [Текст] / Ю. М. Пущаровский // Природа. — 2001. — № 3. — С. 13—15.

84. Соболевский, В. И. Замечательные минералы [Текст] / В. И. Соболевский. — М. : Просвещение, 1983. — 191 с.

85. Спенглер, О. А. Слово о воде [Текст] / О. А. Спенглер. — Л. : Гидрометеоцентр, 1980. — 152 с.

86. Стафеев, К. Г. Жизнь вулкана [Текст] / К. Г. Стафеев. — М. : Просвещение, 1982. — 127 с.

87. Степанов, В. Н. Природа Мирового океана [Текст] / В. Н. Степанов. — М. : Просвещение, 1982. — 192 с.

88. Сурдин, В. Г. Гравитация и звезды [Текст] / В. Г. Сурдин // Природа. — 2002. — № 1. — С. 42—50.

89. Сурдин, В. Г. Как рождаются звезды [Текст] / В. Г. Сурдин // Природа. — 2000. — № 3. — С. 58—59.

90. Сурдин, В. Г. Планеты иных звезд [Текст] / В. Г. Сурдин // Физика. — 2004. — 8—15 янв. (№ 2). — С. 26—29.

91. Торосян, В. Г. Концепции современного естествознания [Текст] / В. Г. Торосян. — М. : Высшая школа, 2002. — 208 с.

92. 1000 загадок Вселенной [Текст] / авт.-сост. С. Зигуненко. — М. : Астрель : АСТ, 2001. — 305 с.

93. Уипл, Ф. Л. Семья Солнца [Текст] / Ф. Л. Уипл. — М. : Мир, 1984. — 316 с.

94. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст] / Ю. Л. Хотунцев. — М. : Издат. центр «Академия», 2002. — 480 с.

95. Хофельманн, К. 1000 катастроф Вселенной [Текст] : пер. с нем. / К. Хофельманн. — М. : Изд-во «Олимп» : АСТ, 2001. — 662 с.

96. Хренов, Л. С. Время и календарь [Текст] / Л. С. Хренов, И. Я. Голуб. — М. : Наука, 1989. — 128 с.

97. Хромов, С. П. Метеорология и климатология [Текст] / С. П. Хромов, М. А. Петросянц. — М. : Изд-о МГУ, 2001. — 528 с.

98. Шаскольская, М. П. Кристаллы [Текст] / М. П. Шаскольская. — М.: Наука, 1978. — 206 с.

99. Шубаев, Л. П. Общее землеведение [Текст] / Л. П. Шубаев. — М. : Высш. шк., 1977. — 455 с.

100. Энциклопедический словарь юного географа — краеведа [Текст]. — М. : Педагогика, 1981. — 384 с.

101. Энциклопедический справочник школьника [Текст]. Т. 1. Естественные науки / авт.-сост. К. Люцис. — М. : Русское энциклопедическое общество, 2003. — 928 с.

102. Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 12. Россия : природа, население, экономика / под ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 1999. — 704 с.

103. Я познаю мир [Текст]. География : детская энциклопедия / авт.-сост.
В. А. Маркин. — М. : ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. — 566 с.

104. Я познаю мир. Природные катастрофы [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. Н. Непомнящая. — М. : ООО «Фирма «Изд-во АСТ» : ООО «Астрель», 1999. — 464 с.

105. Ясвин, В. И. История и психология формирования экологической культуры [Текст] / В. И. Ясвин. — М. : Наука, 1999. — 100 с.

Приложения

Приложение 1

Темы для самостоятельной работы студентов

по курсу «Естествознание (землеведение и краеведение)»

Тема «Вселенная и Земля»

1. Гипотезы о происхождении планет Солнечной системы (с. 26—27, здесь и далее — учебное пособие «Общее землеведение и краеведение», авт. Н. С. Ратобыльский, П. А. Лярский — [11]).

2. Исследование космического пространства.

Тема «Ориентирование. План и карта»

1. Географические координаты (с. 71—73).

2. Картографические проекции (с. 73—77).

Тема «Внутреннее строение Земли»

1. Магнитные свойства Земли (с. 83—88).

2. Возраст Земли. Геологическое летоисчисление (с. 88—102).

3. Грунтовая вода в условиях вечной мерзлоты (с. 118).

4. Работа льда и ледниковые формы рельефа (с. 123—126).

Тема «Минералы и горные породы»

Полезные ископаемые (с. 168—169).

Тема «Гидросфера»

1. Значение воды в природе и в жизни человека.

2. Растительный и животный мир морей и океанов. Изучение морей
(с. 185—190).

3. Охрана подземных вод.

4. Значение рек для географической оболочки Земли.

5. Болота. Условия образования болот (с. 204—206).

6. Охрана вод суши и океана.

Тема «Атмосфера»

1. Солнечная радиация (с. 211—215).

2. Температура (с. 215—221).

3. Вода в атмосфере (с. 221—231).

4. Давление атмосферы. Распределение давления на Земле. Общая циркуляция атмосферы (с. 231—241).

5. Воздушные массы и фронты. Погода и климат. Изменение климата. Воздействие человека на климат (с. 241—253).

6. Охрана воздуха от загрязнений (с. 254).

7. Грозные и «необыкновенные» явления в атмосфере (с. 254—257).

Тема «Биосфера»

1. Биогеоциноз (с. 266—268).

2. Обзор природных зон (с. 271—303).

Приложение 3

Характеристика Земли как планеты

Длина дуг параллелей и меридианов в 1º,
расположенных на разной широте

Географическая

широта

Длина дуги параллели
в 1º долготы, км

Длина дуги меридиана,
1º широты, км

111, 321

110, 579

110, 901

110, 596

10º

109, 641

110, 629

15º

107, 552

110, 676

20º

104, 649

110, 739

25º

100, 952

110, 814

30º

96, 488

110, 898

35º

91, 290

110, 989

40º

85, 395

111, 085

45º

78, 848

111, 182

50º

71, 697

111, 278

55º

63, 995

111, 370

60º

55, 801

111, 455

65º

47, 176

111, 531

70º

38, 187

111, 594

75º

28, 902

111, 643

80º

19, 394

111, 677

85º

9, 735

111, 694

90º

0

Общие сведения о Земле

Возраст Земли как планеты более 4 млрд лет.

Среднее расстояние от Земли до Солнца 149 597 870 км (149, 5 млн км).

Перигелий (3 января) 147 млн км.

Афелий (5 июля) 152 млн км.

Среднее расстояние от Земли до Луны 384, 4 тыс. км.

Полный оборот Земли вокруг своей оси (звездные сутки) 23 ч 56 мин 4, 09 с.

Период обращения Земли вокруг Солнца (звездный год) 365 сут. 5 ч 48 мин 46 с.

Период смены времен года (тропический год) 365 сут. 6 ч 9 мин 9,6 с.

Средняя скорость движения Земли по орбите 29, 76 км/с.

Наклон земной оси к плоскости орбиты 66º 33´ 15´´.

Средний радиус Земли, принимаемой за шар, 6 371, 2 км.

Полярная полуось 6 357 км.

Радиус земного экватора 6 378 км.

Длина экватора 40 075, 7 км.

Длина меридиана 40 008, 6 км.

Поверхность Земли 510, 1 млн км2 .

Объем Земли 1, 083 · 1012 км3 .

Масса Земли 5, 976 · 1027 г.

Средняя плотность вещества Земли 5, 52 г/см3 .

Масса живого вещества на Земле 1013 млн т.

Поверхность суши 149 млн км2 .

Поверхность воды (Мирового океана) 361 млн км2 .

Наибольшая высота суши над уровнем океана (г. Джомолунгма)
8 848 м.

Средняя высота суши 875 м.

Наибольшая глубина Мирового океана (Марианский желоб) 11 022 м.

Средняя глубина Мирового океана 3 794 м.

Объем воды в Мировом океане 1 370 млн км3 .

Наиболее высокая температура воздуха наблюдалась: в районе Триполи (Сев. Африка) 58 ºС, в долине Смерти (США, Калифорния) 56, 7 ºС.

Наиболее низкая температура воздуха наблюдалась: в Антарктиде на станции «Восток» — 88, 3 ºС, в районе Оймякона (Россия, Вост. Сибирь) — 71 ºС.

Список географических названий

Европа

Моря : Адриатическое, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Ионическое, Ирландское, Лигурийское, Мраморное, Норвежское, Северное, Средиземное, Тирренское,Черное, Эгейское.

Заливы: Бискайский, Ботнический, Бристольский, Варангер-фьорд, Генуэзский, Коринфский, Рижский, Салоникский, Сиваш, Финский.

Острова: Азорские, Аландские, Балеарские, Боринхольм, Вайгач, Великобритания, Гебридские, Готланд, Зеландия, Земля Франца-Иосифа, Ирландия, Исландия, Кипр, Колгуев, Корсика, Крит, Мальта, Новая Земля, Оркнейские, Сардиния, Сицилия, Фарерские, Шетландские, Шпицберген, Эвбея, Ян-Майен.

Мысы: Канин Нос, Марроки, Матапан (Тенарон), Нордкап, Нордкин, Рока.

Полуострава: Апеннинский, Балканский, Бретань, Керченский, Кольский, Корнуэлл, Котантен, Крымский, Пиренейский, Скандинавский, Ютландия.

Проливы: Босфор, Гибралтарский, Дарданеллы, Каттегат, Корсиканский, Ла-Манш, Мальтийский, Маточкин Шар, Мессинский, Па-де-Кале, Скагеррак, Югорский Шар.

Горы: Альпы, Андалузские, Апеннины, Арденны, Балканские, Вогезы, Гарц, Кантабрийские, Карпаты, Крымские, Пай-Хой, Пеннинские, Пиренеи, Рейнские сланцевые, Рудные, Скандинавские, Судеты, Уральские, Хибины, Шварцвальд.

Возвышенности, плоскогорья, нагорья: Баварское, Валдайская, Волыно-Подольская, Лотарингское, Месета, Приволжская, Средне-Русская, Тиманский кряж, Центральный французский массив, Шотландское.

Низменности: Нижне-Дунайская, Окско-Донская, Паданская, Парижский Бассейн, Прикаспийская, Причерноморская, Северо-Германская, Средне-Дунайская.

Озера: Балатон, Баскунчак, Боденское, Венерн, Веттерн, Женевское, Ильмень, Имандра, Инари, Комо, Лаго-Маджоре, Ладожское, Онежское, Охридское, Преспа, Селигер, Чудское, Эльтон.

Реки: Белая, Березина, Буг, Везер, Висла, Волхов, Волга, Вычегда, Вятка, Гаронна, Гвадалквивир, Гвадиана, Днепр, Днестр, Дон, Дору (Дуэро), Драва, Дунай, Западная Двина, Инн, Кама, Кубань, Кума, Луара, Маас, Майн, Марна, Мезень, Москва, Нарва, Нева, Неккар, Неман, Одер (Одра), Ока, Онега, Печора, По, Припять, Прут, Псел, Рейн, Рона, Рур, Сава, Свирь, Северный Донец, Северная Двина, Сейм, Сена, Сож, Сухона, Темза, Теж (Тахо), Терек, Тибр, Тиса, Урал, Уфа, Хопер, Чусовая, Шексна, Шельда, Эбро, Эльба.

Азия

Моря: Андаманское, Аравийское, Банда, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Желтое, Карское, Красное, Лаптевых, Молуккское, Охотское, Целебесское, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.

Заливы: Аденский, Аравийский, Кара-Богаз-Гол, Комсомолец, Ляодунский, Обская губа, Оманский, Петра Великого, Персидский, Сиамский, Тазовская губа, Тонкинский, Хатангский, Шелихова.

Острова: Андаманские, Большевик, Большие Зондские, Врангеля, Калимантан (Борнео), Командорские, Кюсю, Курильские, Лаккадивские, Лусон, Малые Зондские, Мальдивские, Минданао, Никобарские, Новосибирские, Октябрьской Револяции, Рюкю, Сахалин, Северная Земля, Сикоку, Сулавеси (Целебес), Суматра, Тайвань, Тимор, Филиппины, Хайнань, Хоккайдо, Хонсю, Цейлон (Шри-Ланка), Цусима, Шантарские, Ява, Японские.

Мысы: Дежнева, Челюскин, Пиай.

Полуострова: Аравия, Апшеронский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Ляодунский, Малакка, Малая Азия, Мангышлак, Синайский, Таймыр, Чукотский, Шаньдунский, Ямал.

Проливы: Баб-эль-Мандебский, Вилькицкого, Зондский, Корейский, Лаперуза, Малаккский, Ормузский, Полкский, Тайваньский, Цугару, Шокальского.

Горы: Алтай, Алтынтаг, Большой Кавказ, Большой Хинган, Буреинский, Верхоянский, Восточные Гаты, Гималаи, Гиндукуш, Джугджур, Загрос, Западные Гаты, Саяны, Каракорум, Копет-Даг, Кузнецкий Алатау, Куньлунь, Малый Кавказ, Малый Хинган, Наньшань, Памир, Понтийские, Сихотэ-Алинь, Становой, Сулеймановы, Тавр, Тарбагатай, Тянь-Шань, Черского, Циньлинь, Яблоновый.

Возвышенности, плоскогорья, нагорья, плато : Анатолийское, Витимское, Декан, Иранское, Казахский мелкосопочник, Оймяконское, Средне-Сибирское, Тибет, Устюрт.

Низменности: Великая Китайская равнина, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Индо-Гангская, Месопотамская, Туранская.

Пустыни: Алашань, Бет-Пак-Дала, Большой Нефуд, Гоби, Деште-Кевир, Каракумы, Кызылкум, Муюнкум, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.

Озера: Аральское, Байкал, Балхаш, Далайнор, Зайсан, Иссык-Куль, Каспийское, Кукунор, Лобнор, Мертвое, Севан, Телецкое, Тенгиз, Ханка, Чаны.

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амударья, Амур, Аракс, Аргунь, Бия, Брахмапутра, Бурея, Вилюй, Витим, Ганг, Енисей, Евфрат, Зеравшан, Зея, Или, Инд, Индигирка, Иравади, Иртыш, Ишим, Камчатка, Катунь, Колыма, Кура, Лена, Меконг, Нижняя Тунгуска, Обь, Оленек, Олекма, Подкаменная Тунгуска, Сицзян, Сунгари, Сырдарья, Тарим, Тигр, Тобол, Уссури, Хатанга, Хуанхэ, Чу, Шилка, Эмба, Яна, Янцзы.

Африка

Заливы: Габес, Гвинейский, Сидра.

Острова: Вознесения, Занзибар, Зеленого Мыса, Канарские, Коморские, Мадагаскар, Мадейра, Маскаренские, Святой Елены.

Мысы: Доброй Надежды, Зеленый, Игольный, Кап-Блан, Хафун.

Полуострова: Сомали, Тунисский.

Пролив: Мозамбикский.

Горы: Атлас, Драконовы, Камерун, Кения, Килиманджаро.

Плоскогорья, нагорья, плато: Абиссинское, Ахаггар, Тибести.

Пустыни: Калахари, Ливийская, Нубийская, Сахара.

Озера: Альберт, Виктория, Киву, Мверу, Ньяса, Тана, Танганьика, Чад.

Реки: Замбези, Конго, Лимпопо, Нигер, Нил, Оранжевая, Сенегал.

Северная Америка

Моря: Бофорта, Гренландское, Карибское, Саргассово.

Заливы: Аляска, Гондурасский, Гудзонов, Дарьенский, Кампече, Мексиканский, Святого Лаврентия, Фанди.

Острова: Алеутские, Багамские, Баффинова Земля, Бермудские, Большие Антильские, Ванкувер, Виктория, Гаити, Гренландия, Кадьяк, Куба, Малые Антильские, Ньюфаундленд, Пуэрто-Рико, Элсмира, Ямайка.

Мысы: Барроу, Принца Уэльского, Северо-Восточный.

Полуострова: Аляска, Бутия, Калифорния, Лабрадор, Новая Шотландия, Флорида, Юкатан.

Проливы: Гудзонов, Датский, Девисов, Кабота, Флоридский, Юкатанский.

Горы: Аляскинский, Аппалачи, Береговые, Брукса, Восточная Сьерра-Мадре, Западная Сьерра-Мадре, Каскадные, Скалистые, Сьерра-Невада.

Плато : Большой Бассейн, Колорадо, Плато прерий.

Низменности: Миссисипская.

Озера: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Соленое, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Никарагуа, Онтарио, Эри.

Реки: Арканзас, Атабаска, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Ред-Ривер, Рио-Гранде, Саскачеван, Святого Лаврентия, Фрейзер, Юкон.

Южная Америка

Заливы: Венесуэльский, Ла-Плата.

Мысы: Гальинас, Горн, Кабу-Бранку, Париньяс.

Острова: Галапагос, Огненная Земля, Тринидад, Фолклендские.

Проливы: Дрейка, Магелланов.

Горы и нагорья: Бразильское, Гвианское, Кордильеры (Анды).

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Пустыня: Атакама.

Озеро: Титикака.

Реки: Амазонка, Магдалена, Мадейра, Ориноко, Парана, Рио-Негро, Сан-Франциску, Токантинс, Уругвай.

Австралия и Океания

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.

Заливы: Большой Австралийский, Географа, Жозеф-Бонапарт, Карпентария, Спенсер.

Острова: Гавайские, Каролинские, Кермадек, Марианские, Маршалловы, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Новая Каледония, Новые Гебриды, Самоа, Соломоновы, Тасмания, Тонга, Тиамоту, Фиджи.

Мысы: Йорк, Северо-Западный, Южный.

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк.

Проливы: Бассов, Торресов.

Горы: Австралийские, Большой Водораздельный хребет.

Плато: Баркли, Кимберли.

Пустыни: Большая Песчаная, Виктория.

Озеро: Эйр.

Реки: Дарлинг, Муррей.

Антарктида

Моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Космонавтов, Лазарева, Росса, Уэдделла.

Острова: Петра I, Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетландские.

Горы: Вернадского, Гамбурцева, Принс-Чарльз, Эльсуорт.

Общие сведения о материках

Название материка

Площадь, тыс. км2

Крайние точки материка

Наибольшая высота над уровнем моря

Наименьшая высота от

уровня моря

Евразия

54 870

с. — м. Челюскин

8 848 м

–395 м

ю. — м. Пиай

г. Джомолунгма

уровень

Мертвого моря

з. — м. Рока

Гималаи

в. — м. Дежнева

Африка

30 319

с. — м. Эль-Абъяд

5 895 м

–153 м

ю. — м. Игольный

влк. Килима-нджаро

уровень

оз. Ассаль

з. — м. Альмади

в. — м. Рас-Хафун

Северная

Америка

24 247

с. — м. Мерчисон

6 193 м

–85 м

ю. — м. Марьято

г. Мак-Кинли

долина

Смерти

в. — м. Сент-Чарльз

з. — м. Принца Уэльского

Южная

Америка

17 834

с. — м. Гальинас

6 960 м

–40 м

ю. — м. Фроуэрд

г. Аконкагуа

п-ов

Вальдес

в. — м. Кабу-Бранку

з. — м. Париньяс

Австралия

7 687

с. — м. Йорк

2 230 м

–12 м

ю. — м. Юго-Восточный

г. Косцюшко

уровень
оз. Эйр

з. — м. Стип-Пойнт

в. — м. Байрон

Антарктида

14 100

с. — Антарктичес кий п-ов

–5 140 м

массив

Винсон

Наиболее известные действующие вулканы и их высота

Европа

Этна

3340 м

Гекла

1491 м

Везувий

1277 м

Стромболи

926 м

Санторин

584 м

Азия

Ключевская Сопка

4750 м

Фудзияма

3776 м

Сламет

3428 м

Авачинская Сопка

2738 м

Асо

1592 м

Кракатау

813 м

Африка

Меру

4567 м

Камерун

4070 м

Америка

Попокатепетль

5452 м

Колима

3850 м

Лассен-Пик

3187 м

Монтань-Пеле

1397 м

Океания

Мауна-Лоа

4170 м

Килауэа

1247 м

Матавану

582 м

Крупнейшие острова на Земле

Название

Площадь, тыс. км2

Часть света

Гренландия

2176

Сев. Америка

Новая Гвинея

829

Австралия

Борнео (Калимантан)

734

Азия

Мадагаскар

590

Африка

Баффинова Земля

512

Сев. Америка

Суматра

435

Азия

Великобритания

230

Европа

Хонсю

226

Азия

Виктория

212

Сев. Америка

Земля Элсмира

200

Сев. Америка

Целебес (Сулавеси)

179

Азия

Новая Зеландия (Ю. Остров)

154

Австралия

Ява

126

Азия

Новая Зеландия (С. Остров)

115

Австралия

Куба

114

Сев. Америка

Ньюфаундленд

111

Сев. Америка

Лусон

106

Азия

Исландия

103

Европа

Крупнейшие полуострова земного шара

Название

Площадь, тыс. км2

Часть света

Аравийский

3000

Азия

Индокитай

2000

Азия

Индостан

2000

Азия

Лабрадор

1400

Сев. Америка

Скандинавский

800

Европа

Пиренейский

582

Европа

Балканский

500

Европа

Таймыр

400

Азия

Камчатка

350

Азия

Кейп-Йорк

300

Австралия

Корея

220

Азия

Малая Азия

206

Азия

Юкатан

175

Сев. Америка

Апеннинский

149

Европа

Калифорния

144

Сев. Америка

Ямал

133

Азия

Флорида

115

Сев. Америка

Кольский

100

Европа

Самые глубокие впадины суши (депрессии)

Название

Местоположение

Глубина ниже
уровня моря, м

Мертвое море (уровень воды)

Иордания, Израиль

–392

Тивердианское оз.

Израиль

209

Турфанская

Китай, пров. Снцзян

–154

Ассаль

Сомали

–153

Каттара

Египет

–133

Афарская

Сев. Эфиопия

–113

Долина Смерти

США, штат Калифорния

–85

Акджакая

Туркменистан

–81

Солтон-Си

США, штат Калифорния

–75

Карынжарык

Казахстан

–70

Каунды

Казахстан

–57

Кара-Богаз-Гол