Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов всех специальностей и форм обучения Москва 2010

 

             

Рекомендации методические по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов всех специальностей и форм обучения Москва 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей экономической теории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов всех специальностей и форм обучения

Москва – 2010


Невская, Н.А. Методические рекомендации по написанию по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов всех специальностей и форм обучения / Невская Н.А. – М. : РГТЭУ, 2010


Введение

Настоящие рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении курсовых работ, для руководителей курсовых работ с целью формирования единых требований при разработке и защите работ. Рекомендации содержат предложения по структуре курсовой работы (далее - работа), объему, содержанию, оформлению, процедуре допуска к защите и порядку защиты работ.

Рекомендации разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских, печатных работ, библиографического списка с целью оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы, подготовке студента к защите работы и объяснения процедур защиты.

Целями выполнения курсовой работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний в практической деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы с отчетной, статистической документацией, методическими и нормативными материалами;

- овладение методикой исследования и анализа при решении разрабатываемых в работе вопросов;

- развитие навыков формулирования и обоснования решений поставленных задач.

При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи работы, представить теоретическую и методологическую базу работы;

- изучить теоретические положения, законодательство и нормативные документы, справочную и научную литературу по избранной теме;

- собрать необходимый статистический материал и провести его анализ, используя современные методы и модели, выявить закономерности и тенденции по проблематике выбранной темы;

- сделать выводы и по возможности разработать предложения по решению выявленных проблем.

Перед прочтением Методических указаний ознакомьтесь с основными принципиальными ошибками , которые допускают студенты, приступая к написанию курсовой работы. Возможно, это мотивирует на более внимательное отношение к требованиям по написанию курсовой работы.

1. Выбрав тему, студент выходит в Интернет и через любимый поисковик (Yandex, Google и т.д. – зависит от предпочтений) находит курсовую работу по данной теме, меняет реквизиты, Ф.И.О. автора и сдаёт преподавателю. В результете получает рецензию: «Плагиат. На переработку».

2. Аналогичные действия п.1, но студент подходит творчески и находит несколько курсовых работ по данной теме. Компанует материал по своему усмотрению («в книжках то же самое написано») и сдает преподавателю под своим авторством. В результете получает рецензию: «Плагиат. На переработку». Почему? По трем основным причинам: во-первых, написание курсовых работ – распространненный бизнес в Интернете и качественный материал бесплатно не выкладывают в сети, таким образом компановать приходится из «третьесортного сырья»; во-вторых, курсовая уже написана и защищена ранее, то есть она уже устарела и не отражает современных реалий, в-третьих, такие работы редко соответствуют требованиям, предъявляемым кафедрой общей экономической теории РГТЭУ к курсовым работам.

3. Студент принимает постороннюю помощь в написании работы. Здесь есть несколько аспектов, но следует обратить внимание на два основных. Во-первых, помошь исходит, как правило, от одного физического или юридического лица для группы студентов. В результате преподаватель получает на проверку несколько работ на разные темы, написанные «одной рукой». Формальных причин для отрицательной рецензии у преподавателя нет, особенно если работа выполнена в соответствии с требованиями, но, как показывает практика, защита таких работ проходит безуспешно. Во-вторых, студент, не приложивший усилий к данной работе, как правило, очень плохо в ней ориентируется, особенно, когда преподаватель уточняет узкие аспекты рассматриваемой темы. Но так как Вы уже вышли на защиту, то получаете заслуженную оценку «неудовлетворительно».

4. Вы самостоятельно осуществляете работу, но так же самостоятельно выбираете требования к курсовой работе. Если Вам они нравятся и понятны, то исполняете, а если не нравятся, пропускаете. Это очень распространненная ошибка. Выполнять надо все без исключения требования к курсовой работе. Если в процессе работы возникли вопросы, следует по ним получить консультацию у научного руководителя.

Это краткий перечень основных ошибок, которые недопустимо совершать после прочтения данных Методических указаний.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Этапы выполнения курсовой работы

Виды работ по этапам выполнения курсовой работы:

а) Предварительный этап:

· выбор темы курсовой работы и оценка возможности раскрытия данной темы;

· подача заявления на закрепление темы;

б) Основной этап:

· сбор материала;

· оформление курсовой работы;

в) Заключительный этап:

· рецензирование работы руководителем и допуск к защите;

· защита работы.

1.1 Предварительный этап

Темы курсовых работ определяются кафедрой общей экономической теории. Студенту предоставлено право выбора темы курсовой работы. Перечень тем курсовых работ и правила их выбора представлены в Приложениях Б, В, а также в УМК Экономическая теория, 2008. (См. CD – РГТЭУ, 1 курс)

Староста группы формирует список закрепления тем в группе, который предоставляется в последний официальный день сдачи курсовых работ на кафедру и в электронном виде отправляется на адрес kafoet@mail.ru. В теме письма фиксируем «Темы курсовых работ. Ф.И.О. Научного руководителя Группа ___(полное название группы)»

Пример:

«Темы курсовых работ. Невская Н.А. Группа ФЭФ-12 В»

Документ, который следует прикрепить, оформляем в соответствии с Приложением А.

1.2 Основной этап

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План работы составляется самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. В процессе работы план работы может уточняться. План работы рекомендуется согласовать с руководителем курсовой работы.

Подбор литературы

выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Литература по теме работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, интернет-сайты официальных организаций.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно в виде цитаты. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектирования следует делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Конспект может содержать в себе факты, доказательства, примеры, основные положения и выводы автора, а также личное отношение студента к изученному материалу.

Рациональной и эффективной организации исследовательской деятельности способствует составление студентом собственной картотеки проработанных по теме и смежным вопросам литературных источников. Картотека не только помогает получить представление о степени изученности данной проблемы, но и позволяет работать с литературой более целеустремленно.

Оформление курсовой работы

Оформление проекта или работы осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний (Раздел 3). Выбор и форма представления иллюстративных материалов может согласоваться с руководителем курсовой работы.

1.3 Заключительный этап

Рецензия на курсовую работу

Рецензирует курсовую работу научный руководитель. В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы, в сжатой форме раскрыто основное содержание работы, отмечены достоинства и недостатки. должна быть представляется руководителю для рецензирования не менее чем за 2 недели до установленного срока защиты на кафедру.

Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить её перед комиссией.

Рецензент в своей оценке должен обратить внимание на логику изложения материала, завершенность результатов и научно-исследовательский характер.

В результате рецензент даёт общую оценку работе. При наличии качественной исследовательской части даёт рекомендации на участие в конкурсе студенческих научных работ, а также использование для выступления на студенческих конференциях.

Рецензия одна, в ней отражается движение работы. Т.Е. при повторной сдаче необходимо прикладывать первую рецензию.

Допуск к защите курсовой работы

Допуск к защите осуществляет научный руководитель курсовой работы, что отражается в рецензии и на титульном листе курсовой работы.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Неудов­летворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

Повторно выполненная работа сдается на кафедру с рецензией и надписью на титульном листе «ПОВТОРНО».

Без официального допуска курсовые работы к защите не принимаются.

При получении допуска к защите студент вправе получить дополнительную консультацию по предстоящей защите.

К сдаче последнего экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

, студенту не возвращается и хранится на кафедре экономической теории не менее года.

После получения допуска к защите, студент самостоятельно готовится к защите: составляет текст доклада, реагирует на замечания руководителя в рецензии.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

На защиту курсовой работы студентом предоставляются:

· ,

· рецензия руководителя на работу,

· зачётная книжка.

При отсутствии одного пункта из данного перечня защита курсовой работы не может быть осуществлена.

Защита работы производится в соответствии с планом приёма защит курсовых работ студентов у данного руководителя. С ним можно ознакомиться на стенде кафедры общей экономичнеской теории РГТЭУ или непосредствено уточнить у научного руководителя время и место защиты.

защищается перед комиссией, которая состоит из не менее 2-х преподавателей, включая руководителя курсовой работы.

По результатам защиты курсовой работы в зачётную ведомость (для защиты курсовой работы) выставляется оценка, которая заносится в зачётную книжку за подписью руководителя и учебную карточку студента. В учебную карточку студента так же вкладывается рецензия на курсовую работу.

Итоги выполнения и защиты студентами курсовых работ обсуждаются на заседании соответствующих кафедр (структурных подразделениях филиалов) и по мере необходимости на заседаниях Учёного совета факультета (филиала).

Критерии оценки курсовой работы:

· «отлично » выставляется студенту, показавшему глубокие знания, которые умело применяются при самостоятельном исследовании избранной темы, умение обобщать практический материал и делать на основе анализа выводы. с оценкой «отлично» может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на научно-студенческой конференции.

· «хорошо » выставляется студенту, показавшему в работе и при её защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не полной мере проявившему самостоятельность в исследовании.

· «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности содержания работы.

· «неудовлетворительно» выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1 Структурные элементы курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1) титульный лист,

2) оглавление,

5) введение;

6) основная часть;

7) заключение;

8) список использованных источников;

9) приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Оформление титульного листа дано в приложении Г.

Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Примерная структура оглавления представлена в приложении Д. Следует обратить внимание, что через оглавление прослеживается структура всей работы, к которой кафедрой ОЭТ РГТЭУ предъявляются требования. В частности, желательно основную часть работы уместить в 2 главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Глава не может содержать один параграф. Наличие в главе более трех параграфов говорит о поверхностном представлении данных вопросов, так как к работе предъявляются жесткие требования по объему работы.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы и формулируется цель курсовой работы и комплекс взаимосвязанных задач , подлежащих решению в процессе работы, а также представляется теоретическая и методологическая база.

Актуальность темы отражает степень важности её раскрытия на данный момент, то есть почему читателю будет интересно, важно или просто необходимо познакомиться с Вашей работой. Это 2-3 предложения, которые анонсируют Вашу работу. Важно во введении, раскрывая актуальность темы, не уйти в раскрытие заявленной проблемы. Не следует писать фразы типа: «Мне эта тема очень интересна, поэтому она актуальна». Здесь необходимо заинтересовать читателя, причем предметно, а не своим примером.

Цель работы – это результат, к которому Вы желаете прийти и путь к нему. Цель работы одна. Формулируем её с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель вашей курсовой работы скрыта в названии работы.

Задачи работы отражают шаги, делая которые Вы достигаете цели. Вы должны поставить 6 - 7 задач. Они фактически связаны с параграфами Вашей работы. Задачи формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, оценить, выявить и т.д.

Теоретическая и методологическая база подразумевает краткое описание использованых источников с указанием основных авторов. Это «реверанс» в адрес людей, чьими трудами Вы воспользовались с одной стороны, и возможность для специалиста с первого взгляда (если точнее, с третьей страницы) понять о чем именно написана работа, с другой стороны.

При оформлении введения желательно структурные элементы введения выделить жирным шрифтом. Объем этой части работы 1-2 листа.

Так как введение – это та часть работы, которая подразумевает 100% самостоятельное изложение, важно не перейти на «ты» в общении с подразумеваемым читателем, то есть всё изложение материала должно осуществляется в неопределенной форме глагола . Нельзя употреблять местоимение «я».

Примерная схема введения представлена в приложении Е.

Основная часть . Требования к содержанию основной части работы даны в разделе .

Заключение. В заключении формулируются краткие выводы, полученные в ходе выполнения поставленных задач и цели. Вы кратко излагаете то, что написали в работе, но это самое главное, что вы хотите донести до читателя, самый «сок» Вашего труда. В заключение можно вынести числовые данные в целях иллюстрации вывода. Они должны отражать цель и задачи исследования, и не быть «вырванными» из работы числами.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы.

Правила оформления списка приведены в разделе 3.

Приложения. В приложении рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. Требования к оформлению приложений приведены в разделе 3.

2.2 Содержание основной части курсовой работы

Теоретический раздел

Раздел должен иметь наименование, отражающее теоретические аспекты темы курсовой работы. В общем случае в этом разделе должны быть отражены:

1) характеристика предмета исследования в соответствии темой курсовой работы, в частности, должен присутствовать анализ понятийной базы по заявленной теме.

2 ) анализ состояния вопроса , являющегося темой работы, при необходимости – методы анализа.

3) основные подходы к решению проблемы , являющейся темой курсовой работы.

Теоретический раздел должен давать ответы на вопросы, что представляет собой проблема, являющаяся темой курсовой работы.

Объем раздела – 10 - 12 с. В разделе должно быть не более трех подразделов .

Аналитический раздел

Наименование данного раздела должно быть связано с анализом состояния предмета исследования, являющегося темой курсовой работы.

Исследование проблемы и экономический анализ должны быть целевыми и глубокими.

Анализ состояния проблемы, исследуемой в курсовой работе может включать:

· анализ спроса и предложения;

· анализ рынков капитала;

· анализ рынков товаров и услуг;

· анализ рыночной конъюнктуры;

· анализ рынка труда;

· анализ других проблем.

Осуществить анализ можно на примере экономических явлений и процессов, происходящих в России. При этом они должны отражать текущий момент, а не исторические события. Анализ проводится на примере трёх последних лет, включая текущий год.

В аналитическом разделе используются различные приемы анализа, указываются источники информации, приводятся аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа, делаются выводы.

В данном разделе обязательно использование не только статистического материала, но и результатов анализа, проведенного специалистами по данному вопросу, которые изложены в источниках периодической печати (например, Вопросы экономики, ЭКО, Вестник МГУ. Серия 6. Экономика., Вестник РГТЭУ и проч.).

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

- данные следует приводить к абсолютным (млр. р., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

- для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно принести данные ее роста в процентах за несколько лет;

- для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, который они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Объем аналитического раздела курсовой работы не должен превышать 10-12 страниц.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования

должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Иллюстрации и таблицы, включенные в работу, также должны соответствовать формату А4.

может быть оформлена рукописным способом. При этом требования к объему работы – 20-25 листов.

Шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1.8 мм (кегль - 14).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 15 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Выравнивание текста по ширине. Новый абзац начинается с красной строки (отступ от левого края текста – 1,27 мм или 6 символов).

Общий объем работы – около 25 листов. Крайние пределы объема работы – 22-30 листов.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту работы. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы допускается исправлять подчисткой, или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста, графика машинописным способом или черными чернилами, тушью или пастой – рукописным способом.

Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается.

Фамилии, названия организаций, фирм, учреждений и другие имена собственные в работе приводят на языке оригиналов.

Сокращения русских слов и словосочетаний в работе – по ГОСТ 7.12[1]

Построение работы

Наименования структурных элементов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы (не нумеруются).

Основную часть работы следует делить на разделы(главы и параграфы). Пункты могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1,2,3, и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделённые точкой.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заготовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц работы

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре или правом углу нижней части текста без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов работы[2]

Разделы работы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. В конце номера пункта точка не ставится.

Если работа имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или , при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

a) ___________

b) ___________

1) ______

2) ______

с) ____________

Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы). Рекомендуется при оформлении работы в Microsoft Word для этого использовать функцию «Разрыв страницы» в меню «Вставка». Параграфы работы не начинают с новой страницы, а продолжают текст на текущей странице.

Нумерация страниц работы и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.

Иллюстрации

Иллюстрации (графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации, за исключением приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерации в пределах раздела.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

При нумерации иллюстрации в пределах раздела номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстраций, разделённых точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подстрочный текст при необходимости). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Пример: Рисунок 1 – Схема процесса

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылке на иллюстрации следует «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует размещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другую страницу заголовок помещают только над её первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица _______ - ______________

номер название таблицы


Головка

} Заголовки граф

} Подзаголовки граф

Строки

(горизонтальные

ряды)

Боковик (графа Графы (колонки)

для заговка)

Рисунок 1

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначение приложения.

Заголовки граф и строки таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовок граф, как привило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.[3]

Примечания

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в работе, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания не должны содержать требований. Примечание следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которой относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и текст печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример

Примечание - __________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами.

Пример

Примечания

1 _________________________________________________________

2 _________________________________________________________

3 _________________________________________________________

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, при чем знак в начале следущей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, сиволизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснения значений символов и числовых коэффициэнтов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

А=а: b , (1)

В=с:е, (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкого номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Ссылки

В работе ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Оформление списка использованных источников [4]

Законы Российской Федерации и другие правовые акты помещают в начале списка. В списке литературы нормативно-правовые документы излагают в следующем порядке:

- Законы Российской Федерации по финансово-экономическим вопросам;

- Указы Президента Российской Федерации;

- Постановления исполнительных органов власти Российской Федерации;

- Инструктивные и методические материалы Министерства финансов и других ведомств.

Сведения о других источниках следует располагать в алфавитном порядке и нумеровать арабскими цифрами без точки, используя сквозную нумерацию, печатать с абзацного отступа.[5]

Ссылки на использованные в работе источники, в том числе документы следует приводить в квадратных скобках либо внизу страницы. При ссылке на стандарт и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников.

Примеры оформления использованных источников (приведены примеры из ГОСТ 7.1. - 2003)

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст] : [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с.

КНИГИ

Однотомные издания

Перроун, П. Д. Создание корпоративных систем на базе Java 2 Enterprise Edition [Текст] : рук. разработчика : [пер. с англ.] / Поль Дж. Перроун, Венката С. Р. «Кришна», Р. Чаганти. – М. [и др.] : Вильямс, 2001. – 1179 с.

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с.

Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков ; под общ. ред. Н. И. Тихонова. – 2-е изд. – М. : Физматлит : Лаб. базовых знаний ; СПб. : Нев. диалект, 2002. – 630 с.

Российская Федерация. Президент (2000– ; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М. : [б. и.], 2001. – 46, [1] с.

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.

Диссертации

Вишняков, И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности [Текст] : дис. … канд. экон. наук : 08.00.13 : защищена 12.02.02 : утв. 24.06.02 / Вишняков Илья Владимирович. – М., 2002. – 234 с.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ

Статья из...

... книги или другого разового издания

Двинянинова, Г. С. Комплимент : Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.

... сериального издания

Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Раздел, глава

Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / Ал. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7–26.

Приложения

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих страницах.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «приложение», его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.


Приложение А

Список закрепления тем за студентами в группе.

(сдаёте в письменном виде на кафедру общей экономической Теории и в электронном виде на почту kafoet@mail.ru)

Заведующему кафедрой общей экономической теории

д.э.н, проф. Иохину В.Я.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Просим закрепить за студентами группы _____ РГТЭУ выбранные темы курсовых работ согласно таблицы.

Фамилия И.О.

№ темы [6]

Название темы

Научный руководитель: _____________________


Приложение Б

Начальная буква фамилии студента

Номер темы курсовой работы

А, Ë, Л, С, Ч

1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 55, 61, 67, 73, 79, 85, 91, 97, 103, 109, 115

Б, Ж, М, Т, Ш

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 56, 62, 68, 74, 80, 86, 92, 98, 104, 110, 116

В, З, Н, У, Щ, Ы

3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93, 99, 105, 111, 117

Г, И, О, Ф, Э

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 64, 70, 76, 82, 88, 94, 100, 106, 112, 118

Д, Й, П, Х, Ю

5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 53, 59, 65, 71, 77, 83, 89, 95, 101, 107, 113, 119

Е, К, Р, Ц, Я

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60, 66, 72, 78, 84, 90, 96, 102, 108, 114, 120

Принцип распределения тем курсовых работ среди студентов.


Приложение В

Тематика курсовых работ

1. Методология исследования экономических процессов и явлений

2. Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ

3. Общественное разделение труда, новые тенденции в его развитии и рыночная экономика

4. Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

5. Приватизация в России и её социально-экономические последствия

6. Теория прав собственности и трансакционные издержки.

7. Преобразования отношений собственности в России и трансформационные издержки

8. Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

9. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством

10. Товарное производство как основа рыночной экономики. Взаимообусловленность сферы производства и сферы обращения

11. Стоимость и ценность в механизме ценообразования и формировании рыночного равновесия в теории трудовой стоимости

12. Эволюция теории полезности: этапы и теоретические интерпретации

13. Теория факторов производства как концепция формирования стоимости и распределения доходов

14. Концепция рационального выбора и проблема равновесного состояния потребителя

15. Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости, ценности и цены

16. Виды эластичности спроса: их измерение и использование в экономике

17. Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на экономическую деятельность предприятий

18. Проблема природы денег и эволюция их форм

19. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном интервалах

20. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

21. Феномен инфляции и эволюция теоретических ее интерпретаций

22. Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия

23. Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

24. Количественная теория денег и ее эволюция

25. Место и роль банковской системы в инвестиционной деятельности

26. Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

27. Специфика рынка рабочей силы. Мотивация и стимулирование труда в рыночной экономике. Развитие рынка труда в России

28. Феномен безработицы и эволюция теоретических ее обоснований

29. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

30. Виды безработицы, их формы и специфика проблемы занятости в России

31. Основной капитал, его воспроизводство, инвестиционная и амортизационная политика в условиях НТР.

32. Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

33. Активизация инвестиционной деятельности, дисконтирование будущих доходов и оценка её эффективности.

34. Фиктивный капитал, его формы и рынок ценных бумаг.

35. Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию

36. Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования

37. Виды рент, источники их образования и присвоение в условиях государственной собственности на землю и развития рыночных отношений

38. Издержки производства, их классификация и поиски путей минимизации.

39. Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения его эффективности

40. Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных рыночных структурах

41. Поиски оптимального варианта сочетания ресурсов, минимизация издержек и максимизация прибыли при их использовании.

42. Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции и их место в современной экономике.

43. Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

44. Рыночная экономика: парадокс эффективного использования ресурсов и их расхищения.

45. Природа капитала и тенденции его развития: ретроспектива и перспектива.

46. Проблемы и пути обновления основного капитала в экономике России

47. Господство несовершенных рыночных структур и проблемы неэффективного использования ресурсов и функционирования экономики.

48. Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании.

49. Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

50. Модель расширенного воспроизводства, как выражение макроэкономического равновесия и экономического роста.

51. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия и их современные модификации

52. Экономический рост, его показатели и ограниченность стоимостных оценок социально-экономических результатов

53. Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность

54. Сравнительный анализ моделей экономического роста

55. Цикличность экономического развития: ее природа и тенденции

56. Антициклическое государственное регулирование: кейнсианское и монетаристское направления

57. Структурные сдвиги в экономике России и проблема оптимизации ее народнохозяйственного комплекса

58. Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

59. Научное производство и его роль в системе общественного производства

60. Причины неравенства доходов и богатства и способы его смягчения

61. Экономическая эффективность и социальная справедливость: их единство и противоположность

62. Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах.

63. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства

64. Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы

65. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

66. Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс развития человеческого потенциала

67. Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.

68. Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности

69. Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

70. Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации

71. Динамика доходов, их распределение в России и проблема преодоления пропасти между богатством и нищетой.

72. Современные тенденции международной миграции капиталов и место России в этом процессе.

73. Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма

74. Тенденции усиления мирохозяйственных связей и обеспечение экономической безопасности России в её суверенитета.

75. Глобализация и проблема обеспечения национальной безопасности России

76. Сопоставительный анализ взглядов меркантилистов и физиократов

77. Основные теоретические положения А. Смита и современная экономическая теория

78. Эволюция теории трудовой стоимости и её значение для современной экономической науки.

79. Теория капитала Маркса и отношения эксплуатации в современной России

80. Сущность маржиналистской революции и ее последствия для экономической науки

81. Диалектика кейнсианства и его использование в современной экономической политике.

82. Неолиберализм, монетаризм и проблемы реализации концепции устойчивого развития

83. Институционализм и его значимость для современного социально-экономического развития

84. Взаимосвязь исторической школы Запада и русской экономической мысли

85. Этика и экономика в традиционной русской общественной мысли

86. Концепция философии хозяйства как новая парадигма социально-экономического развития России.

87. Вклад русской экономической мысли в развитие экономической теории

88. Вклад русской экономической мысли в теорию циклов

89. Теоретические положения В.И. Ленина об империализме и современность

90. Советский проект и его роль в превращении СССР в мировую державу

91. Экономико-математическое направление развития советской экономической школы

92. Сопоставительный анализ советской индустриальной модели развития СССР 20-30-х годов и либеральной модели «развития» России 90-х годов ХХ века

93. Выбор стратегии социально-экономического развития и национального возрождения России

94. Структурная перестройка экономики как императив грядущего могущества величия России.

95. Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем

96. Информационно-коммуникационные технологии и глобализация мирового пространства

97. Интеллектуальная собственность и проблемы социально-экономического прогресса.

98. Постиндустриализм как идея и как реальность

99. Будущая модель социально-экономического развития и место в ней экономики знаний.

100. Инновационный потенциал российской социально-экономической системы

101. Выбор ресурсных приоритетов на современном этапе экономического развития России.

102. Экологический императив и рыночная экспансия: поиски путей разрешения противоречий.

103. Финансовая безопасность России и регионов в свете усиления господства международного финансового капитала

104. Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации

105. Проблемы трансформации экономических систем в свете институционализма

106. Трансформация системы ценностей и потребностей общества при переходе к новой парадигме социально-экономического развития.

107. Процесс и механизмы глобализации и проблемы развития национальной экономической системы

108. Борьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области.

109. Особенности экономики как объекта экономического анализа

110. Проблема определения предмета экономической теории (политической экономии) на современном этапе её развития.

111. Труд как исходная и определяющая ипостась бытия и прогресса человека и общества

112. Проблема соотношения потребностей и ресурсов в экономике

113. Виды экономических благ и изменение их роли в динамике социально-экономического прогресса

114. Проблема фактора времени в экономическом анализе

115. Проблемы экономического роста и циклический характер развития капиталистической экономики

116. Концепция устойчивого развития и модели экономического роста: проблема несовместимости

117. Трансакционные издержки и общественные издержки обращения

118. Методы подсчёта ВВП и проблема определения размеров теневой экономики

119. Факторы неопределённости в экономике и регулирование рисков.

120. Внешние эффекты: их причины и проблемы регулирования.


Приложение Г

Титульный лист курсовой работы.

российский государственный
торгово – экономический университет

Кафедра общей экономической теории

по дисциплине «Экономическая теория» на тему №14 :

Финансовые источники активизации
инвестиционной деятельности в России.

Работу выполнил

Иванов

Иван

Иванович
студент 1 курса, группы

ФЭФ - 12

Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Невская Н.А.

Москва - 2010

Приложение Д

Примерное оглавление работы

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. (название главы ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1 (название параграфа ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2 (название параграфа ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. (название главы ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1 (название параграфа ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2 (название параграфа ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения (если имеются ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

4

4

10

16

16

22

28

29

30


Приложение Е

Схема оформления введения и заключения


[1] ГОСТ 7.12 -93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

[2] ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

[3] ГОСТ 1.5 – 2001 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

[4] ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись Библиографическое описание

[5] ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

[6] В соответствии с Приложением В данных Методических указаний и/ или УМК Экономическая теория, 2008. (CD – РГТЭУ, 2008)