Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические Петрозаводск 2007 Рецензенты

 

             

Рекомендации методические Петрозаводск 2007 Рецензенты

Министерство образования Республики Карелия

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С. Пушкина

Лоцман Е.С.

Организация становления

личностно - гуманистической

ориентации младшего подростка

на уроках музыки

Методические рекомендации

Петрозаводск 2007


Рецензенты:

канд. психол. н., доцент ПетрГУ и ПГК

Т.М. Акинина ;

канд. пед.н., доцент КГПУ

Н.П.Терентьева .

Лоцман Е.С.

Организация становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка на уроках музыки: метод. рекомендации /Е.С. Лоцман. Министерство образования Респ. Карелия, Муницип. сред. общеобразоват. школа №10 . – Петрозаводск, 2007. – 40с.

© Е.С. Лоцман, 2007

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями общественного развития. Реализация этих тенденций в системе школьного образования осуществляется в контексте обращения к общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам.

Неотъемлемая характеристика ценностно-целевых, личностно-ориентированных аспектов образования, в условиях которых происходит становление гуманистической направленности личности, в настоящее время, на наш взгляд, недостаточно исследована педагогической наукой. Между тем, в современных условиях гуманизм как цель, содержание, результативность образования приобретает особую актуальность. Гуманизация системы образования как тенденция развития общественного сознания продекларирована и закреплена в законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года. Процесс гуманизации образования должен осуществляться в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. На каждой ступени возрастного развития этот процесс имеет свои проявления. В то же время общим основанием, на котором происходит становление личности, может быть обозначено как идеи личностно-ориентированной гуманистической педагогики.

Каждый учебный предмет, структура учебного процесса имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием. При этом музыкальное искусство играет в жизнедеятельности ребенка особо важную роль. Эти идеи раскрыты в работах отечественных педагогов: В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, Д.Б.Кабалевский, Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др. В трудах ученых представлены плодотворные идеи о влиянии музыкального искусства на развитие личности (В.Б.Березкина-Орлова, М.А.Баскакова, М.И.Буянов, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, Н.Л.Кряжева, Е.В.Руденский, М.И.Чистякова).

Однако, рассматривая и реализуя богатейшие возможности для воспитания личности средствами музыкального искусства, современная музыкальная педагогика не конкретизирует этот потенциал для воспитания личности школьника на очень важном этапе его становления: этапе младшего подросткового возраста. Налицо противоречие между постоянно возрастающими требованиями к формированию личности школьника и отсутствием специальных исследований, связанных со становлением личностно- гуманистической ориентации младших подростков и возможностями, в этой связи, учебной деятельности вообще и по конкретному учебному предмету-музыке, в частности. Все это определяет актуальность методических поисков взаимосвязей между развитием личности и процессом становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков с использованием возможностей организации этого процесса в учебной деятельности, ее познавательного и воспитательного пространства.

Поэтому целью данных рекомендаций является обозначение педагогических условий становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности по музыке, а задачами - рассмотрение содержания и способов организации учебной деятельности, имеющих своим результатом становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка; раскрытие возможностей использования данного материала в работе учителя музыки. При этом, прежде всего, каждый учитель должен отчетливо представлять себе половозрастные особенности учащихся.

Особенности современного подростка

Подростковый возраст - чрезвычайно важный, обладающий абсолютной ценностью этап жизненного пути, который во многом обуславливается способностью ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Недаром во многих исследованиях этот возраст называется возрастом второго рождения личности. Проблема особенностей данного возраста изучалась зару­бежными и советскими учеными: К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.А.Кроник, А.Н.Леонтьев, К.Левин, Т.Н.Мальковская, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон; учеными – педагогами З.И.Васильевой, К.Д.Радиной, Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой М.Г.Казакиной и др.

В связи с этим рассмотрим проблемы именно современного подростка, поскольку он имеет отличия, обусловленные особенностями социального развития, измененным пространством детства в XXI веке. Укажем следующие факторы:

- состояние современного общества - это период социально-экономических преобразований, смены идеологических ориентиров, резкой политизации жизни страны, сложного демографического и экологического положения, снижения ценности детства, роста преступности и социального сиротства, снижения уровня здоровья детей и подростков, т.е. общей социальной дезадаптации личности;

- состояние современной подростковой субкультуры, предлагает многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций, что влияет на отношения подростка к миру и с миром, со взрослыми, на моду, самосознание и самоопределение, выбор сфер и предпочитаемых способов самоутверждения и самореализации;

- состояние микросоциума современного подростка (семья, воспитательные институты), характеризуется отчуждением родителей от детей, усилением агрессивности окружающей среды, снижением воспитательной функции учебной деятельности, увеличением числа детей, не посещающих образовательные учреждения.

Такие изменения внешней ситуации развития, на наш взгляд, влияют на субъективный план пространства современного детства и обуславливают некоторые особенности процесса становления современного подростка. К ним можно отнести:

· существенное обострение противоречий процессов социализации и индивидуализации подростка, диалога со взрослыми, в связи с чем проблема междупоколенного конфликта становится самой серьезной для современного общества;

· возникновение несоответствия правил общения, сформированных в субкультуре семьи, в социально-культурной среде подростка и правилами общения в школе, что становится социально-культурным ограничителем самовыражения современного подростка;

· изменение индивидуальной системы ценностных ориентаций подростка;

· возрастание притязаний современных подростков на самостоятельное определение собственных целей в различных сферах жизни;

· недостаточная сформированность самостоятельного мышления, гипертрофированная потребность в успехе, под влиянием которых нарушаются механизмы саморегуляции личности;

· значительный разрыв между притязаниями подростка и его возможностями, что обуславливает конфликтное строение самооценки.

Остановимся подробнее на некоторых проявлениях младшего подросткового возраста, к которому относится возраст 10-12 лет и соотносится с 5-6 классами общеобразовательной школы.

Ребенок, ставший младшим подростком, начинает в значительной степени осознавать свое «Я», интересоваться своим внутренним миром и внутренним миром других людей, стремиться к самооценке. Важнейшей особенностью является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а она формируется в ходе общения с окружающими людьми, и при этом противоречива, недостаточно целостна. Поэтому в поведении детей может возникнуть много немотивированных поступков. У младшего подростка начинает формироваться понятийное мышление. Ему становится доступным понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего возникает потребность в нравственном самоусовершенствовании. Подростка способны волновать глубокие этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о совести, чести, справедливости, происхождении нравственных норм. Этот возрастной период достаточно значим для формирования личности школьника, поскольку закладывает потенциал его дальнейшего развития.

Известно, что возможность успешного продвижения школьника на данном этапе зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе из младшей в среднюю школу, в которой обучение становится предметным, появляются разные учителя. В данном случае учителя по предмету музыка, как показывает практика, чаще всего не изменяются.

Согласно наблюдениям К.Х.Гизатуллиной, учащиеся этого возраста отличаются способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Признавая отдельные авторитеты, подростки стремятся всякий раз высказать свое практическое мнение, проявить собственное отношение к происходящему. В этом возрасте вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют значительную роль в их поступках, деятельности: где Я успешен, а если не успешен, то свободен, а значит, и самостоятелен.

Ведущая деятельность младшего подростка направлена на построение системы отношений. Мы согласны с Т.Ю. Артюгиной в том, что личностно-ценным для младшего подростка являются нравственные качества, непосредственно связанные с взаимоотношениями людей. Таким образом, нравственные ценности и нормы, в том числе и гуманистические, принимаются ребенком живее и легче, если совместная деятельность переживается как сообразная с интересами сверстников. Развитие же личностно-гуманистической ориентации происходит в процессе переживания взаимоотношений с другими людьми, с миром культуры во всем богатстве ценностей этого мира, отношения с самим собой. В младшем подростковом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Таким образом, младший подростковый возраст учащихся (5-6 классы) считается достаточно значимым для основ формирования ценностных ориентаций. Именно в этот период, жизнь подростка становится более самостоятельной, важно заложить основы личностно-гуманистической ориентации, связанные с более основательным вхождением в культуру. Особую роль в этом процессе играет музыка как учебный предмет, с ее высшими ценностями. Это определенный процесс, который и является целью нашей работы.

Содержание и способы становления личностно-гуманистической ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности

В системе общего образования каждый учебный предмет имеет свою ведущую функцию в усвоении того или иного компонента социального опыта (знания, постепенно накапливающиеся и изменяющиеся; способы деятельности и опыт их осуществления; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально- ценностного отношения к миру).

Так, в классификации предложенной И.К.Журавлевым и Л.Я.Зориной, ведущими компонентами таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, биология, география, история, являются предметные научные знания. Для иностранного языка, черчения, физической культуры, комплекса технических дисциплин - способы деятельности. В задачи преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, т.е. предметов эстетического цикла, входит формирование у детей ценностного отношения к миру, его видения с определенной мировоззренческой позиции.

Полноценное обучение любому учебному предмету в школе непременно предполагает организованное усвоение всех компонентов содержания образования - знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Воспитание в процессе обучения осуществляется всем комплексом учебной деятельности, и каждый предмет обладает своими определенными возможностями. Процесс воспитания личности происходит по принципу взаимодополнения: каждый учебный предмет вносит свой вклад, и ни один предмет не может считаться самодостаточным для решения этих проблем. Но, с другой стороны, каждый предмет специфичен в своем воспитательном влиянии в целом и в своем влиянии на становление ориентации учащихся, обусловленном конкретными учебными целями, содержанием, организацией учебной деятельности.

В личностно-гуманистической ориентации младшего подростка реализуется воспитательный смысл учебной деятельности, этот потенциал конкретизируется в становлении личности. Здесь реализуется педагогическая сущность данного процесса. Определяя направленность учебной деятельности как становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, мы считаем целесообразным, включить в этот процесс следующие аспекты:

- содержание музыкального образования, представленного в программах; анализ особенностей организации учебной деятельности, а также специфики уроков музыки;

- общая характеристика этого процесса и выход на конкретное содержание рекомендаций;

- показ условий для успешной реализации воспитательных возможностей урока как основы организации процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка.

Цель школьного музыкального образования – воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, т.е. передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Основные средства достижения такой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с подлинной музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. При этом важно отметить, что занятия музыкой не требуют особой одаренности, достаточно «средних способностей» нормального человека.

Безусловно, решение задач использования воспитательных потенциалов музыкального искусства определяется в первую очередь его содержанием, а само содержание музыкально-образовательной деятельности отражено в программах по музыке. Наша задача - использовать возможности, которые содержатся в программах, в организации становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков. Чтобы решить эту задачу, нами проанализировано их содержание.

Раскрытие содержания музыкального образования, которое непосредственно выходят на ориентационный план необходимо начать с анализа современных образовательных программ по музыкальному воспитанию школьников. Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания сущности всех человеческих отношений в современном педагогическом процессе, в общеобразовательной школе, отвечают следующие программы:

1. «Музыка». V-VIII класс. Разработана под руководством Д.Б.Кабалевского коллективом авторов - Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.В.Кадобновой и другими.

2. « Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б.Алиева коллективом авторов - В.К.Белобородовой, Е.В.Николаевой, Б.С.Рачиной, С.Л.Старобинским.

3. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством В.В.Алеева авторами- Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.

4. «Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание». Программа для 5-8 классов общеобразовательной школы. Авторы: Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. (Таблица 1).

Изучив вышеизложенные программы, мы пришли к выводу, что они отражают основные принципы гуманистического образования, но в них не вычленяются те аспекты музыки как учебного предмета, которые непосредственно влияют на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка.

Мы рассматриваем программу как комплекс, имеющий в своем составе следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные аспекты: цель - содержание - организация - результат. В проанализированных нами программах цели образовательной области «музыка» выходят на общечеловеческие ценности, что дает нам право рассматривать этот процесс с позиций педагогической науки, выходить на существенные проблемы нравственного воспитания с конкретизацией этих проблем в пространстве становления личностно-гуманистической ориентации растущего человека.

Анализируя целевой компонент программ по музыкальному воспитанию, разную степень выраженности воспитательных целей. Следующим этапом изучения образовательных программ являлся анализ конкретизации цели воспитания в содержании учебного материала и условиях его реализации. Вывод, сделанный нами, состоит в следующем: в содержании программ вопросы воспитания, личностного развития поднимаются только в теоретических разделах, описывающих основы знаний, которыми должны овладеть учащиеся.

Между тем, в содержательный план программ входят три больших пласта музыкально-эстетической культуры общества, используемых в программах, - это народная музыка, которая обуславливает развитие у учащихся национального самосознания, эмоционально окрашенное понимание исторического прошлого своего народа. Следующий пласт - область серьезной музыки, которая представлена русской и западноевропейской культурно-исторической традицией от И.С.Баха и М.И.Глинки до Г.Н.Синисало и С.С.Прокофьева. Поскольку эмоциональное переживание, возникающее в ходе общения с произведением искусства, неразрывно связано с нравственным идеалом, с тем, что художник почитает за добро и зло, то эстетические чувства, возникающие в ходе прослушивания произведений серьезной классической музыки, дают представление о характере и смысле нравственных исканий людей разных эпох. Третий пласт содержания общественного музыкально-эстетического сознания образует современная музыка в ее специфически прикладном варианте.

Таблица 1

Сравнение программ по музыке для общеобразовательных школ

Программа

Цель

Образовательные и воспитательные задачи

Личностно- гуманистическая ориентация

1. «Музыка» . V- VIII класс. Разработана под руководством Д.Б. Кабалевского коллективом авторов - Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендеровой, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.В. Кадобновой и другими.

Воспитание общей музыкальной культуры

(5,6 классы)

· через углубленный подход к музыке, литературе, изобразительному искусству воспитывать в ребенке вдумчивое отношение к жизни, разностороннее ее восприятие;

· установление внутренних связей трех искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства);

· раскрыть жизненную содержательность музыки;

· увлечь учащихся музыкой, вызвать любовь к ней;

· научить учащихся ценить красоту в музыке.

В общих чертах отражает основные принципы гуманистического образования Результативность зависит от установки учителя на реализацию становления личностно гуманистической ориентации

2. « Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б. Алиева коллективом авторов - В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старобинским.

Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

· формирование музыкальной культуры учащихся;

· вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и воспитания:

· развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;

· обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

· развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса;

· формирование у учащихся “национальной широты” музыкального вкуса - стремления не только слушать национальную музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов;

· приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной песни, развитие у них интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

· приобщение ребят к современной музыке, формирование у них желания слушать ее и овладевать основами современного музыкального мышления;

· стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке;

· обучение детей пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой.

Содержание программы позволяет осуществляться процессу становления, но не уточняются критерии личностно гуманистической ориентации.

3. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством В.В. Алеева авторами – Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Духовно- нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

· научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

· содействовать развитию внимательного, доброго отношения к окружающему миру;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

· всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

· способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

· научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

· сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

· воспитание культуры мышления и речи.

Одна из задач лишь касается данной проблемы, хотя содержание программы позволяет осуществлять процесс становления личностно гуманистической ориентации при условии сформированности целостного восприятия учащихся.

4. «Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание». Программа для 5-8 классов общеобразовательной школы. Авторы: Н.А. Терентьева, Р.Г.Шитикова.

Создать для учащихся оптимальные условия для реализации способности к преобразованию собственного внутреннего мира и окружающей действительности

· теоретическое и практическое освоение основных музыкальных жанров и форм, закономерностей музыкального языка;

· изучение художественных стилей различных исторических периодов;

· подбор и сочинение музыки учащимися;

· вокально-хоровая и инструментальная импровизация;

· углубленное осмысление понятий учащимися, наиболее значимых для музыкальной культуры и искусства изучаемого периода.

Программа в большей степени отвечает требованиям специализированного образовательного учреждения, и ее реализация затруднена в общеобразовательной школе.


Сюда относится эстрадная песня и так называемая молодежная музыка – музыка в стиле «рок» и авторская самодеятельная «гитарная» песня. По мнению В.И.Петрушина, эта музыка обслуживает повседневные запросы людей, давая повседневному укладу жизни соответствующее эмоциональное наполнение.

Реализация целей нашей работы может осуществляться в различных способах организации музыкальной деятельности, которые в музыкальной педагогике принято обозначать как формы музыкального воспитания. Влияние музыкального воспитания на становление личности проявляется и осуществляется через различные формы музыкальной деятельности:

а) восприятие, т.е. развитие слушательских умений детей;

б) познавательную деятельность (элементарную музыкальную грамотность), т.е. познание музыки и накопление теоретических понятий об основах музыкальной выразительности, средствах развития художественного образа;

в) творческую деятельность, в своем специфическом понимании, исполнительство, т.е. исполнение музыкальных произведений в виде игры на детских музыкальных инструментах, участие в шумовом оркестре, сольном, ансамблевом и хоровом пении, рисовании впечатлений о прослушанном произведении, мини- сочинения о музыкальных произведениях, копилки - чувств (описание музыкальных произведений через эмоционально-чувственное содержание), ритмопластики, движений и танцев и т.д.

Все эти формы помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной, духовной культуры школьников, становления гуманистической личности в процессе учебной деятельности. Заметим, что процесс становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков включается во все формы музыкальной деятельности, но не в теории, ни в практике, ни в исследованиях не раскрыт (хотя его и касались в своих программах Д.Б.Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В.Алеев, Т.И. Науменко).

Что касается анализа направленности программ на воспитательный результат выводы аналогичные. Результаты обучения, к которым должны стремиться школьники, ярко и наглядно представлены в каждой программе - это определенные показатели знаний и умений учащихся, требования к уровню подготовки учащихся по итогам года. Однако необходима теоретическая разработка конкретных способов реализации воспитательных целей, тех указаний, которые могут привести к конкретизации и реальному их воплощению, в данном случае - становлению личностно-гуманистической ориентации.

Программы по музыкальному воспитанию школьников, действующие в настоящее время, как видно из нашего анализа, ориентированы, в первую очередь, на процесс обучения, и недостаточно конкретизируют условия реализации воспитательных целей и задач, обозначенных в них.

Вычленение аспектов музыки, как учебного предмета, непосредственно выходящих на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, не находит должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе. Отсюда возникает необходимость проанализировать особенности организации учебной деятельности и специфики уроков музыки, связанных с воспитательными целями. Нашей задачей явилась необходимость показать переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие гуманистической личности.

Система содержания наших уроков определяется программой для 5,6 классов научного руководителя Д.Б.Кабалевского, авторов Э.Б.Абдуллина, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой (2004г.) Общее пространство содержания мы не перерабатываем, а с позиций нашей цели вычленяем те аспекты, реализация которых будет способствовать решению воспитательных задач, а они носят воспитательный смысл. Критерии оценки знаний учащихся и требования к уровню их подготовки изложены в программе. В связи с тем, что в новой редакции нет поурочного планирования музыкального материала, нами предлагается его авторизированный вариант (Приложение I).

Решение задач реализуется нами через уроки, которые посвящены отдельным аспектам учебной программы. Урок основная форма музыкального воспитания и обучения школьников. Урок музыки в школе – это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. В основу наиболее используемых учителями типов уроков, выделенными Э.Б.Абдуллиным, положены три стадии в изучении музыкального произведения.

I. Знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы.

II. Более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков.

III. Целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.

Отсюда вытекают типы уроков:

- урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

- урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

- урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).

Нами принимаются во внимание вышеизложенные характеристики урока и, учитывая специфику нашего исследования, главную роль мы отводим урокам по изложению нового материала (нового ключевого знания). При этом важны следующие содержательные принципы построения уроков музыки, которые могут затрагивать личностный уровень регуляции деятельности при определенных условиях организации эксперимента, включенных в общий процесс преподавания музыки в пятых-шестых классах:

Во-первых , это создание у детей целостного представления об искусстве. В этой связи каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыкального, изобразительного, кино) с целью объединения их в сознании детей в единую тему для художественного освоения окружающей действительности.

Другим принципом является сквозное построение изучаемых тем.

Эти принципы основываются на современных представлениях об особенностях детского образного восприятия действительности.

В-третьих , весьма существенным принципом является тематическое построение уроков.

Сквозная тематика служит важным нравственно-смысловым импульсом в процессе духовно-эмоционального и рационального постижения музыки.

Следующий принцип - целостность теоретической и практической деятельности детей. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества - способности к преобразовательной деятельности.

В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:

1) изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

2) художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

3)психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности учащихся;

4) творческие и исполнительские задатки учащихся;

5) искусство педагогического перевоплощения учителя.

Мы предполагаем, что когда музыка как учебный предмет в комплексе решает задачи, связанные с целью воспитания (не только музыкального, но и нравственного), содержанием, организацией и результатом, - возможно достижение воспитательной цели, которая нами определена как существенная в общевоспитательном аспекте: приобретение учащимися личностно- гуманистической ориентации средствами музыкального искусства.

На основе взаимодополняемости на уроке реализуется целевой, содержательный и организационный компоненты. Используются разные виды учебной деятельности и разные методы, которые позволяют в полной мере достигать цели нашей работы.

Безусловно, особое значение в пространстве становления личностно- гуманистической ориентации младшего подростка имеют личностные качества учителя, это: интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном личностно-гуманистическом отношении к детям, педагогическое призвание, как склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу, любовь к преподаваемому предмету; культура научно- педагогического мышления и ряд других характеристик. Все вышеизложенное является пространством, где музыкальное искусство реализует общепедагогическую воспитательную направленность учебной деятельности, в которой личностно- ориентированный подход становится и целью, и содержанием, и способом организации, и результатом.

Рассмотрение в комплексе музыки как учебного предмета и подходов к ней свидетельствует о достаточно широком круге психологических, педагогических, методических исследований разного уровня, в которых в целом представлены условия воспитательного влияния ее на личность. В обобщенном виде эти условия могут быть представлены как:

- ориентация на музыку, как искусство, отражающее действительность в звуковых и художественных образах;

- расширение социокультурного смысла музыкальных занятий, приближение содержания, средств и методов уроков музыки к решению задач нравственного воспитания;

- использование приемов, затрагивающих личностный уровень учебной деятельности;

- опора на принцип единства сознания и поведения в организации деятельности;

- использование средств уроков музыки, их методов и приемов для воспитания личности, в том числе и с учетом возрастного развития.

Однако проблема организации становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в процессе учебной деятельности по музыке не нашла должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе.

Мы считаем что в учебной деятельности по музыке можно вычленить сторону целенаправленной, сознательной организации становления ориентации, через содержание музыкального искусства, его сущностной стороны как платформы для реализации возможностей для становления личностно-гуманистической ориентации.

На основании вышеизложенных материалов и предположений в течение пяти лет нами было проведено опытно-экспериментальное исследование (Приложение 2). Исследовательская работа была организована на определенном этапе работы с классными коллективами (пятый, шестой класс) и включена в комплекс уроков по разным разделам учебной программы по музыке. Учебный процесс служил основой для осуществления исследовательских задач, что давало возможность более конкретно рассмотреть взаимодействие учебной деятельности во всей специфике ее содержания и решения воспитательных задач с выходом на проблему становления личностно-гуманистической ориентации, как исследовательской цели. Конкретизация этой цели привела к определению условий успешности реализации воспитательных возможностей урока как основы организации процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка:

- установка на преодоление противоречия между возможностями учебной деятельности, в которую включены учащиеся и реализацией этих возможностей в ходе урока;

- поэтапный характер организации деятельности, обеспечивающий постепенное усложнение форм, методов, способов включения в нее учащихся, в которых определенное место занимает становление ориентации;

- дифференцированное включение подростков в организуемую деятельность в зависимости от индивидуально-личностных проявлений, с опорой на прошлый опыт;

- использование связи делового и личностного общения;

- повышение активности учащихся через использование приемов, затрагивающих эмоциональный уровень учебной деятельности и влиянием ее основных аспектов на личностно-гуманистическую ориентацию. Эти воспитательные возможности урока реализовались в ходе опытно-экспериментальной работы и составляют определенные основания для углубления воспитательных возможностей вообще и перехода к использованию урока для становления определенного свойства – становления личностно-гуманистической ориентации. (Рисунок 1).


Рис 1. C тановление личностно-гуманистической ориентации

младшего подростка

Через все уроки в рамках опытно-экспериментальной работы проходит идея о том, что воспитательное проникновение в сущность музыки обогащает личность, т.е. в центре этой работы стоит ученик. И эта субъектно-личностная направленность опытно-экспериментальной работы приводила к достижению исследовательских задач, а именно - цели воспитания личностно-гуманистической ориентации. При этом эксперимент был направлен на то, чтобы каждый субъект воспринимал себя частью большой структуры – класса, школы, и соотносил себя с другими субъектами деятельности и отношений. В этом пространстве выхода на личность ученика – субъекта деятельности и отношений все время реализуется роль учителя, как организатора учебной деятельности, и как человека, включенного в пространство общих переживаний.

Существенна роль учителя, как организатора эмоционального пространства и как человека, объединенного с детьми общими переживаниями. Важным является создание на уроках музыки особой атмосферы отношений: доброжелательности, теплоты, сотрудничества, совместного поиска, где центром урока, ведущим его началом, выступает музыкальное произведение.

В работе нами использованы различные формы учебной деятельности:

- диалог, дискуссия (Приложение 3),

- «Копилка чувств» (Приложение 4),

- опросы-тесты (Приложение 5),

- методика незаконченных предложений (Приложение 6),

- определенные темы мини-сочинений (эссе) (Приложение 7),

- составление «Тезауруса мудрых мыслей о музыке» (Приложение 9),

- «Дневник музыкальных впечатлений» (Приложение 10),

- составление «Словаря чувств музыкальных произведений» (Прилож.11). Составление коллекций:

· «Любимые произведения замечательных людей»,

· «Гимны разных стран»,

· «Музыка к урокам» (географии, литературы, истории и т.п.),

· «Песни Великой отечественной войны» и др.

Учащимся предлагались также такие креативные формы как

- сочинение частушек (Приложение 8),

- составление кроссворда,

- составление викторин,

-составление «Эмоциональной партитуры» нескольких музыкальных произведений и другие средства воздействия музыкального искусства на разные аспекты личностно-гуманистической ориентации, с учетом того, что это влияние имеет комплексный характер. Реализация в комплексе этих возможностей, в целом выходит на становление личностно-гуманистической ориентации, а оно требует богатства средств, которые мы и находим в музыкальном искусстве, в учебной деятельности по музыке.

Приложение 1

Авторизированное тематическое планирование

музыкального материала (5 класс)

1 полугодие: «Музыка и литература»

I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

1 урок

1) «Вокализ» С. Рахманинова - слушание.

2) «Ты - человек» К Крылатова - разучивание.

2 урок

1) «Жаворонок» М. Глинки - слушание.

2) «Грустная песенка» П. Чайковского- слушание.

3) «Ты - человек»- исполнение.

3 урок

1) «Жаворонок» - слушание,

2) «Жаворонок» М.Балакирева - слушание, сравнение с романсом М.Глинки «Жаворонок».

3) «Мы маленькие дети» Е. Крылатова, Ю.Энтина - разучивание.

4) Мини- сочинение

4 урок

1) «Мы маленькие дети»-исполнение.

2) Вторая часть поэмы «Памяти С.Есенина» Г.Свиридова - слушание, беседа о содержании.

3) Форма народной музыки – частушка (фольклор).

5 урок

1) «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского - Корсакова- слушание, беседа о содержании.

2) «Четыре таракана и сверчок» (итальянская народная песня) - разучивание.

3) Мини- сочинение.

6 урок

1) «Чипполино» фрагменты из балета К.Хачатуряна - слушание, рисование впечатлений о прослушанном произведении.

2) «Четыре таракана и сверчок»- исполнение.

7 урок

1) «Четыре таракана и сверчок»- исполнение.

2) «Доктор Айболит» фрагменты из балета И. Морозова - слушание, беседа о содержании, рисование впечатлений о прослушанном произведении.

8 урок

1) Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки - слушание.

2) Исполнение песни по выбору учителя и желанию ребят.

3)Практическая работа «Копилка чувств», «Копилка частушек».

9 урок

Исполнение и слушание музыки по усмотрению учителя и желанию самих ребят.

II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

1 урок

1) «Чонгурист» - слушание сказки и грузинской народной мелодии, беседа о содержании.

2) «Волшебный смычок» (норвежская народная песня) - разучивание.

2 урок

1) «Музыкант-чародей» - слушание и «Мелодия» А.Алладова-слушание.

2) «Волшебный смычок» - исполнение,

3) «Ты - человек» - исполнение.

3 урок

1) «Квартет» - басня И.Крылова с тремя фрагментами «хаотической» квартетной музыки- слушание.

2) Второй квартет А. Бородина (фрагмент 3- и части)- слушание.

3) «Волшебник» А.Зацепина - разучивание.

4 урок

1) «Старый повар» К.Паустовского и фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер» В. Моцарта - слушание.

2) «Волшебник»- исполнение.

5 урок

1) «Про нас с тобой» В.Лебедева, Л.Куклина - разучивание.

2) «Судьба барабанщика» А.Гайдара (фрагмент рассказа) - слушание, беседа о содержании.

3) Мини- сочинение

6 урок

1)«Про нас с тобой» - исполнение.

2)Вальс (си минор) Ф. Шопена - слушание.

7 урок

«До- ре- ми» фрагмент из к/ф «Звуки музыки» Р.Роджерса - просмотр видеофильма, слушание и разучивание.

8 урок

Урок – концерт «Ура частушке!»

2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство»

III четверть «Можем ли мы увидеть музыку»

1 урок

1) «Мы маленькие дети» - исполнение,

2) «По долинам и по взгорьям» (песня гражданской войны) - слушание, беседа о содержании.

2 урок

1) «Три парня» (шведская народная песня) - разучивание.

2) Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.Прокофьева - слушание, беседа о содержании.

3) Вальс из оперы «Война и мир» С. Прокофьева- слушание,

3 урок

1) «Три парня» - исполнение.

2) Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» Я.Френкеля -слушание.

4 урок

1) Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» - слушание.

2) «Погоня» Я. Френкеля- разучивание.

3) Мини- сочинение.

5 урок

1) Экспозиция 1 части Второй симфонии («Богатырской») А.Бородина- слушание, беседа о содержании.

2) «Погоня» - исполнение.

6 урок

1) Беседа о «Могучей кучке».

2) Экспозиция 1 части Второй симфонии - слушание.

3) «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина- разучивание.

7 урок

1) «Песня о маленьком трубаче»- исполнение,

2) «Павлик- фанфарист» Н. Успенского (фрагмент рассказа)- слушание.

8 урок

1) Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан» Л. Бетховена- слушание.

2) «Песня о маленьком трубаче»- исполнение.

9 урок

1) «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского- слушание, беседа о содержании.

2) «Песня неуловимых мстителей» (из к/ф «Неуловимые мстители») Б.Мокроусова - разучивание.

10 урок

1) «Песня неуловимых мстителей»- исполнение.

2) «Песня Варлаама»-слушание.

3) Практическая работа «Копилка чувств».

IV четверть «Можем ли мы услышать живопись?»

1 урок

1) Сравнение «Ростовских звонов» и русской народной песни «Вечерний звон» с Концертом «Кижские колокола» (звонари О. Кижи и русско-финский оркестр колоколов с участием студентов КГПУ и Музыкальной академии г.Хельсинки -слушание, беседа о содержании.

2) «Погоня»- исполнение песни.

2 урок

1) «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского-слушание.

2)«Хоть глазочком заглянуть бы» Е.Крылатова- разучивание.

3)Мини- сочинение.

3 уро к

1) «Песня о тачанке» К. Листова, М.Рудермана-слушание.

2) «Хоть глазочком заглянуть бы» - разучивание, исполнение.

4 урок

1) «Петрушка» первая картина 1 части балета И. Стравинского («Потешные сцены»)-слушание, беседа о содержании, рисование впечатлений о прослушанном произведении.

2) «Хоть глазочком заглянуть бы»-исполнение.

5 у рок

1) «Варшавянка» (революционная песня)-слушание.

2) «Беснуйтесь тираны» (революционная песня)-слушание.

3) Симфония №11 «Набат»- 4 часть Д. Шостаковича-слушание.

6 урок

1) «Картинки с выставки» («Лимож. Рынок», «Избушка на курьих ножках») М.Мусоргского-слушание. Мини-сочинение.

2) «Это знает всякий» Е. Крьлатова, Ю.Энтина- разучивание.

7 урок

1) «Копилка чувств»-практическая работа.

2) «Это знает всякий»-исполнение.

8 урок

Урок-концерт. Исполнение произведений по выбору учащихся и учителя.

Авторизированное тематическое планирование

музыкального материала (6 класс)

I четверть «Преобразующая сила музыки»

1 урок

1) «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» (русская народная песня)- слушание.

2) «Мальчишки и девчонки» А.Островского- разучивание.

2 урок

1) «Мальчишки и девчонки исполнение.

2) «Вальс о вальсе» Ж. Бреля- слушание.

3 урок

1) Шестая симфония П. Чайковского- слушание.

2) «Карельский вальс» Ю. Визбора- разучивание.

4 урок

1) Вальс (фа минор) П. Чайковского- слушание.

2) Вальс (ми минор) Ф. Шопена- слушание.

3) «Карельский вальс»- исполнение.

5 урок

1) «Зеленая рощица» (русская народная песня)- слушание.

2) Сцена из пятой картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева- слушание. Домашнее задание мини- сочинение.

6 урок

1) Органная фуга (соль минор) И. Баха- слушание.

2) «Капитан Беринг» Ю. Кима- разучивание.

7 урок

1) Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Л.Бетховена- слушание.

2) «Капитан Беринг»- исполнение.

8 урок

1) Фантазия для фортепиано (до минор) В. Моцарта- слушание.

2) «Алые паруса» - разучивание, домашнее задание- рисование впечатлений о произведении.

9 урок

1) Творческая работа «Копилка чувств»

2) «Алые паруса»- исполнение.

II четверть «Преобразующая сила музыки» (продолжение темы)

1 урок

1) Второй концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть С.Рахманинова-слушание.

2) «Люди идут по свету» Р. Ченборисовой- разучивание.

2 урок

1) Мелодия (из оперы «Орфей и Эвридика») X.Глюка- слушание.

2) «Люди идут по свету»- исполнение.

3 урок

1) «Ave Maria» Ф. Шуберта- слушание.

2) «Люди идут по свету»- исполнение.

4 урок

1) Ария из мессы си минор («Agnus Dei») И. Баха- слушание, беседа о содержании призведения.

2) «Звездопад» А. Пахмутовой, Н.Добронравова- разучивание.

5 урок

1) «Сиротка» М. Мусоргского- слушание.

2) «Звездопад»- исполнение.

6 урок

1) Фуга до-диез минор (из «Хорошо темперированного клавира» т.1)И.Баха-слушание.

2) «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля- разучивание.

7 урок

1) Пятая симфония, 1 часть Л. Бетховена- слушание.

2) «Баллада о гитаре и трубе»- исполнение.

8 урок

Творческая работа «Копилка чувств».

Ш четверть «В чем сила музыки»

1 урок

1) Беседа о творчестве М.И.Глинки.

2) Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки- слушание, беседа о содержании.

3) Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки- слушание, беседа.

2 урок

1) «Баллада о солдате» В. Соловьева- Седова, М.Матусовского- разучивание.

2) «Весенние воды С. Рахманинова- слушание.

3 урок

1) «Баллада о солдате»- исполнение.

2) «Время вперед» Г.Свиридова- слушание.

4 урок

1) «Шутка» сюита №2 И. Баха- слушание.

2) «Ты слышишь, море?» А.Зацепина, М.Пляцковского- разучивание.

5 урок

1) «Шутка» И.Бах- слушание.

2) «Ты слышишь, море?»- исполнение.

6 урок

1) Сюита №2 И.Стравинский- слушание.

2) «Прощальная» И.Грибулина- разучивание.

7 урок

1)Беседа о творчестве Н.Римского- Корсакова,

2) Ария Снегурочки (из оперы «Снегурочка») Н.Римского-Корсакова- слушание, беседа о создании оперы.

3) «Прощальная»- исполнение.

8 урок

1) Песня Леля (из оперы «Снегурочка») Н.Римского- Корсакова- слушание,

2) «Сцена таяния Снегурочки» (из оперы «Снегурочка») Н. Римского-Корсакова - слушание.

3) «Песня о дружбе» В. Иванова- разучивание.

9 урок

1) Рондо из «Маленькой ночной музыки” В,Моцарт- слушание.

2) «Песня о дружбе»- исполнение.

10 урок

Опрос- тест (общее и различия музыкальных произведений).

IV четверть «В чем сила музыки» (Продолжение и расширение темы)

1 урок

1) «Лакримоза» из «Реквиема» В. Моцарта- слушание.

2) «Милая моя» Ю. Визбора- разучивание.

2 урок

1) Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса- слушание.

2) «Милая моя»- исполнение.

3 урок

1)»Увели нашу подружку» 4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В. Салманова- слушание.

2)»Весеннее танго» В. Миляева- разучивание.

4 урок

1) Концерт для скрипки с оркестром (3 часть) А.Хачатуряна- слушание фрагмента.

2) «Весеннее танго»- исполнение.

5 урок

1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром, 1 часть П.Чайковского- слушание.

2) «Хорошо, что есть каникулы» Д. Львова- Компанейца- разучивание.

6урок

1) Фантазия для фортепиано (ре минор) В. Моцарта- слушание.

2) «Хорошо, что есть каникулы»- исполнение.

7урок

Музыкальная викторина.

8урок Урок - концерт.


Приложение 2

Программа экспериментальной работы по становлению личностно-гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности по музыке.

Этапы опытной работы

Стадии

становления личностно-гуманистической ориентации

Формируемые личностно гуманистические ценности

Задачи опытной работы по стадиям

Содержание образовательной деятельности в рамках содержания опытной работы

Формы работы учителя с классом и способы реализации поставленных задач

Констатирующий, начало учебного года в 5 классе

Информационная

Товарищество, дружба, теплота, добро, справедливость уверенность в себе, сотрудничество правдивость

Выявление отношения младших подростков к урокам музыки, как к учебной деятельности и отношение к музыкальному искусству в целом на первой стадии эксперимента,

Диагностировать уровень личностно-гуманистической ориентации младших подростков в начальной стадии эксперимента;

диагностировать отношения младших подростков к другим людям на констатирующем этапе эксперимента;

выявить уровень знаний учителей о ценностных ориентациях современных подростков, о возможностях деятельности учителей музыки для осуществления становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, о методах, способах, путях реализации этих возможностей.

1. Изучение влияния литературы на музыкальное искусство (5 класс,1 четверть)

2. Изучение влияния музыкального искусства на литературу (5 класс, 2 четверть)

Анализ возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста, диагностика средствами анкетирования, опроса, ранжирования, наблюдения, бесед с учащимися, учителями. Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисование впечатлений о прослушанных произведениях. Беседы групповые, коллективные, индивидуальные

Этапы опытной работы

Стадии

становления личностно-гуманистической ориентации

Формируемые личностно гуманистические ценности

Задачи опытной работы по стадиям

Содержание образовательной деятельности в рамках содержания опытной работы

Формы работы учителя с классом и способы реализации поставленных задач

Формирующий,5-6 классы

Оценочная, деятельностно-практическая

Товарищество, дружба, теплота, добро, справедливость уверенность в себе, сотрудничество, правдивость

Становление личностно-гуманистической ориентации через учебную деятельность по музыке.

Формирование положительной мотивации к принятию личностно гуманистических ценностей.

Организация процесса эмоционального переживания личностно-гуманистических ценностей через приобщение к музыкальному искусству в процессе учебной деятельности.

1.Изучение влияния изобразительного искусства на музыкальное искусство (5 класс, 3 четверть)

2.Изучение влияния музыкального искусства на изобразительное искусство (5 класс, 4 четверть)

3. Изучение места и роли музыки в жизни человека и общества (6 класс, первое полугодие)

Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисование впечатлений о прослушанных произведениях. Мини-сочинения. Элементарное сочинение (частушки). Дискуссия, диалог, беседа (групповые, индивидуальные)

Завершающий, конец учебного года в 6 классе

Деятельностно-практическая, оценочная

Те же

Диагностика уровня становления личностно-гуманистической ориентации, т.е. полной или частичной реализацией гуманных ценностей в отношении к другим людям, к деятельности, к себе и проявлением большей или меньшей осознанности к подлинному искусству.

Изучение сущности влияния музыки на жизнь человека и общества (6 класс, второе полугодие)

Те же, репродуктивные и творческие, задания письменного характера (мини-сочинения, копилки чувств, методика незаконченных предложений), устного характера (монологические размышления, выразительное исполнение произведений и т.п.)


Приложение 3

Основные аспекты проведения дискуссии как формы учебной деятельности:

1) если кто-то из детей высказывается на уроке, он говорит это каждому ученику лично. На собеседника вежливые люди должны смотреть. Перед тем как начнет отвечать другой ученик, учитель напоминает классу, что надо видеть говорящего, т.е. смотреть на него (пусть даже боком, или спиной к учителю);

2) когда один ученик хочет возразить другому, он должен использовать диалогическую форму общения: «Саша, ты забыл, что…», вместо обычного: «Он забыл, что…»;

3) Чтобы разговор 2-3 учеников не выпал из внимания всего класса, учитель должен добиваться непосредственной реакции каждого ученика на каждую реплику товарищей: свое согласие или несогласие дети выражают жестами или другими значками (цветовые карточки);

4) для культурного диалога обязателен интерес к собеседнику (ученик запутался при ответе – может сам выбрать себе помощника);

5) умение слушать другого – основное требование культурного диалога (при ответе ребенок повторяет ответ предыдущего ученика)[14,С.50 – 52).]

Приложение 4

Методика «Копилка чувств»

Используя в учебной деятельности данные таблицы, учитель может в представленной таблице скрыть некоторые элементы, в зависимости от задач урока, а учащиеся должны будут заполнить пустые ячейки.

Копилка чувств, 5 класс, I четверть

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Легкость, искренность, одухотворенность

«Жаворонок»

М.И. Глинка

Доброта, любовь, нежность, красота

«Колыбельная

Волховы»

Н.А. Римский

Корсаков

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Задушевность, лиричность, сопереживание

«Грустная песенка»

П. Чайковского

Трусость, завистливость, безвольность, хитрость

Опера «Руслан и Людмила»

Сцена Фарлафа и Наины

М.И. Глинка

5 класс, Ш четверть

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Патриотизм, мужество, стремление к победе

Ария Кутузова из оперы

«Война и мир»

С.С. Прокофьев

Жадность, глупость, поучительность

«Три парня»

Швед. нар. песня

Неуверенность, робость,

Застенчивость, трепетность

«Вальс» из оперы

«Война и мир»

С.С. Прокофьев

Сила, мужество, уверенность в себе, достоинство, надежность

Экспозиция 1ч.

Симфонии №2

(«Богатырская»)

А.П. Бородин

5 класс, IY четверть

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Стремительность, задор, мужество

«Песня о тачанке»

К..Листов

Суетливость, торопливость, добрый юмор

«Лимож. Рынок» из цикла

«Картинки с выставки»

М.П..Мусоргский

Призывность, тревога, суровость

«Набат»- 4 ч. Симфония №11

Д.Д. Шостакович

Свобода, безудержное

веселье, исступленность

«Песня Варлаама» из оперы

«Борис Годунов»

М.П. Мусоргский

Копилка чувств, 6 класс, 1 четверть

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Тревога, отчаяние, страх, смирение

«Матушка, матушка, что на поле пыльно»

Рус. нар песня

Мужественность, героизм, надломленность, преодоление

Терпение, ласка, доброта

Сцена из 5 картины оперы

«Повесть о настоящем человеке»

С.С. Прокофьев

Мечтательность, надежда,

искренность

«Алые паруса»

Народная песня

Любовь к жизни, одухотворенность, возвышенность

Симфония №6, ч.3.

П.И.Чайковский

6 класс, II четверть

Чувства

Название муз

произведения

Композитор

Любовь, грусть, тоска, безутешность, отрешенность

Мелодия из оперы

«Орфей и Эвридика»

Х.В. Глюк

Жизнеутверждение, упорство,

вера в свои силы, решительность

Симфония №5, 1 ч.

Л.Бетховен

Возвышенность чувств, вдохновенность, человеколюбие, одухотворенность, трепетность

«Ave Maria»

Ф Шуберт

Гордость, единение с миром, с народом, величественность

Концерт №2, ч.1

С.В.Рахманинов

В ходе этой работы важно ориентировать учащихся на гуманистические переживания: эмпатию, позитивные переживания, одухотворенность, жизнеутверждение, человеколюбие. Другой задачей является обогащение эмоционального словаря - языка их чувств.

Приложение 5

Опрос- тест (6 класс, III четверть)

Общее и различное в художественных образах, идеях

и чувствах музыкальных произведений

Цель: осознание учащимися идей и художественных образов, их эмоционального (чувственного) наполнения.

Формы работы: индивидуальная и совместная (групповая).

Музыкальные произведения

Общее

(1 и 2)

Различия

(1 и 2)

1)Сцена из пятой картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева

Патриотизм и мужество главных героев обеих опер.

Стремление к высоким целям: защитить свою Родину, свой народ, свою землю.

Гордость, достоинство, самопожертвование, отвага.

Вневременной нравственный идеал

Принадлежность к разному времени.

Диалог и взаимодействие героев, идея милосердия, веры поддержки героя

2)Ария Сусанина

(из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки

Монолог главного героя

Сдержанность и внутренняя сила одного человека против врага

Музыкальные произведения

Общее

(1 и 2)

Различия

(1 и 2)

1) «Прощальная» И.Грибулина

Дружба товарищество; идея единения людей, сотрудничества, солидарности, общих чувств

Лиричность, трогательность, печаль, мечтательность

2)«Песня о дружбе» В. Иванова

Легкость, бодрость, приветливость, спаянность

1) Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки

Гимн народу, времени и стране. Праздничность, величественность, мощь, самозабвенность решительность, пафосность

Принадлежность к различным эпохам

Помпезность, некоторая статичность

2) «Время, вперед!» Г.Свиридова

Стремительность, динамичность

В обсуждении с учащимися важно выслушать мнение каждого о художественной и гуманистической ценности данных произведений, актуализировать субъектный опыт и систематизировать групповое мнение о музыке, силе его воздействия на личность человека.

Приложение 6

Методика незаконченных предложений

Цель: развитие аналитического подхода к музыкальным впечатлениям, их влияния на развитие их личности, на их поведение, на отношение к искусству в целом.

«Музыка – это для меня…»

«Музыка учит меня…»

«В музыке, я думаю, есть…»

«В каждом музыкальном произведении…»

«На уроке музыки…»

«На уроке музыки мне нравится…»

«На уроках музыки мне не нравится…»

«Наша учительница на уроке музыки…»

«Наша учительница музыки…»

«На уроках музыки мне бы хотелось…»

«На уроках музыки я обычно…»

«Музыка помогает мне в жизни … (быть?)»

«В каждом музыкальном произведении можно...»

«Если завтра музыка уйдет из нашего мира… он станет...»

Приложение 7

Методика мини-сочинений (эссе)

Цель: научить умению размышлять, анализировать. Сопоставлять духовный мир искусства в сравнении с историей собственной жизни.

Примеры тем для мини-сочинений (эссе)

Что музыка может сделать… (для человека).

Музыка в моей жизни.

Мой музыкальный мир.

Моя любимая песня.

Музыка- школа жизни.

И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет.

Способна ли музыка сделать человека добрее?

Как вы понимаете высказывание Л.Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из человеческих душ»?

Как вы понимаете высказывание Д.Д.Шостаковича: «Без звуков музыки жизнь была бы не полна, глуха, бедна»?

Приложение 8

Материал к уроку по теме: «Ура частушке!»

По содержанию мы выделяем следующие виды.

1. Школьные частушки (об учебе и об отношениях с одноклассниками)-33

Например:

а) Хоть оценки и не очень,

Шура очень знаменит.

Потому, что, между прочим,

Он ушами шевелит!

б) Наш учитель очень строг-

не пошли мы на урок.

Уж как радовался он,

Что от нас освобожден!

II. Лирические ( высмеивающие "милого", "милых"; о любви к "милому")- 66

а) Мимо нашего окна

Едете трактор новенький.

Мне не трактор приглянулся-

Тракторист молоденький!

б) У моего миленочка

Голова из трех частей:

Карбюратор, генератор

И коробка скоростей!

III. Шуточные "О себе" – 13

а) Когда книжку я читал,

Все словечки понимал,

Прочитал я и закрыл,

Тут же все слова забыл!

б) Не ругай меня учитель,

Что я снова опоздал.

По дороге в нашу школу

Школьный дворик подметал!

IV. О песне, частушке – 15

а) Ты гармонь, гармошенька

Развей тоску малешенько

Развей ты горюшко-тоску

По дорожке, по песку.

Сканец Инга 5 кл.( сочинила

вместе с бабушкой )

б) Мы частушки сочиняем,

Песни звонкие поем.

И поэтому, ребята

В школе весело живем!

V. «Страшилки» - частушки (издевки) - 35

а) Как понюхал Слава клею,

Сигарету закурил,

Не идет на ум наука,

И учиться нету сил.

б) Биологии учитель

О природе говорил:

Жить осталось нам всем мало-

Мусор всех нас задавил!

VI. Социальные (политико-гражданские) – 6

а) Мы опять сидим скучаем,

Завуч снял у нас урок.

Потому что с депутатом

Проводил он диалог.

б) Скоро выборы у нас:

Денек замечательный!

Побежим за депутатом-

Мы ведь избиратели!

Приложение 9

Тезаурус мудрой мысли

(сокровищница мудрых мыслей о музыке)

Цель : данная предполагаемая форма работы с учащимися направлена на совместную работу учителя и учащихся в создании сборника стихов и высказываний о великой созидательной силе музыки. Приобщаясь к великим мыслям замечательных людей, ребенок как бы «сверяет» собственные размышления о музыке с «экспертными» оценками.

Может проходить в форме выполнения домашних заданий с последующим обсуждением проделанной работы.

Далее представлены некоторые фрагменты данной сокровищницы.

«...музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» Аристотель.

« Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше» Г. Гендель.

« Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» В.Гете.

«Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...» Л.Бетховен.

«Вы спросите у меня, откуда я беру свои идеи?..- я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроением, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат бушуют, пока не станут передо мною в виде нот» Л. Бетховен.

« Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы могут, шутя внушить ему великие творения» Л.Бетховен.

«Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ» Стендаль

«Я считаю невозможным сочинить музыку, которая непрочувствованна мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова - быть может, еще более определенный» Ф.Мельденсон.

«Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю огромное желание творить...» Э.Делакруа.

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой_то гармониею, музыкой. Музыка невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление...» А.И. Герцен.

«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели как обыкновенно думают...» В.Ф.Одоевский.

«... если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какие-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может путем такого [постоянного] упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы» Ч.Дарвин.

«При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово - полную определенность. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой, довести ее до высшего предела, а это составляет задачу искусства» Ц.А.Кюи.

«Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал» И.Е.Репин.

«Музыкант находит для себя пищу не в одной только музыке. Оттенок речи ритм какого-нибудь движения, гармония улыбки дают ему больше музыки, чем симфония какого-нибудь его собрата» Р.Роллан.

« музыка-источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли» Сюнь-цзы.

«...я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества» Н.А.Римский-Корсаков.

«Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья» А.В.Луначарский.

«Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни...

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна...

Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат» Д.Д.Шостакович.

«... музыка со своей звенящей наполненностью завораживает и затягивает в безмолвную глубину ощущения вечности... все внешнее она показывает в ясном зеркале внутренней жизни...» К.В.Ф. Зольгер.

«...моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее...» М.П.Мусоргский.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...

Чтобы любить музыку, надо, прежде всего ее слушать...

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Д.Д.Шостакович.

«...тайна слова и тайна звука – одна...» Э.Т.А. Гофман.

«Любовь не может дать представление о музыке, а музыка может дать представление о любви. Но зачем разделять их? Они два крыла души» Г.Берлиоз

«Из мысли: вылетят орлы;

Из сердца: выйдет образ львиный;

Из воли: толстые волы;

Из звука; мир многоединый» Андрей Белый.

Приложение 10

Методика: «Дневник музыкальных впечатлений»

Цель: Научить концентрации внимания и восприятия на значимых образцах, личностно-ценных произведениях музыкального искусства, на взаимосвязи музыки с другими видами искусств в гуманистических аспектах.

Субцель: переориентировать учащихся с просмотра телеканала «ТНТ», «СТС» и других, на канал «Культура», более частое общение с высокохудожественной музыкой.

Формы работы:

- зарисовки впечатлений в литературном и изобразительном вариантах;

- выполнение заданий на темы: «Как музыка звучит в литературе», «Как образы живописи воплощаются в музыке», «Какие человеческие черты передаются музыкой», «Какие качества героев сказок и былин выражаются в музыке» и др;

- фиксация посещений концертов, театров, прослушанных и увиденных на ТВ музыкальных программ;

- описание домашних музыкальных впечатлений (в праздники и др.)

Приложение 11

Словарь чувств в музыкальных произведениях

Доброта - нежность, мягкость, радушность, трогательность, ласка, мечтательность, задушевность, застенчивость, трепетность, человечность, терпение, надежда, искренность, сердечность, благородство, с любовью.

Жизнеутверждение - упорство, решительность, уверенность, гордость, величественность, объединение, мужество, призыв, свобода, героизм, любовь к жизни, преодоление, вера в свои силы, монументальность, масштабность, энергичность, смелость, отвага, торжественность, строгость, аскетичность, грандиозность, триумфальность.

Романтичность - поэтичность, пленительность, утонченность, изысканность, пленительность, завороженность, сентиментальность, мелодраматичность, прихотливость, окрыленность, проникновенность, простодушность, душевность.

Возвышенность - одухотворенность, задушевность, трепетность, вдохновенность, человеколюбие, единение с миром, величественность, безмятежность, благоговейность.

Грусть – печаль, уныние, понурость, задумчивость, отчуждение, рассеянность, отрешенность, растерянность, кротость, боязливость, стеснительность.

Юмор – радость, праздничность, проворность, игривость, задор, стремительность, суетливость, торопливость, безудержная веселость, исступление, ироничность, шаловливость, лукавость, задиристость, чопорность, надоедливость, беззлобность, сарказм, колкость, гротеск.

Тревога - суровость, отчаяние, страх, смирение, надломленность, тоска, безутешность, драматичность, трагичность, напряженность.

Жадность- хитрость, раздраженность, резкость, грубость, гнев, ярость, сердитость, свирепость, агрессивность, злоба, злорадство, язвительность, едкость [11, С.269].

Библиография

1. Алеев В.В. Музыка.5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.- М.:Дрофа,2003.-96с.

2. Алиев Ю.Б.Программа по музыке для общеобразовательных школ. 1-8 классы/Ю.Б.Алиев. - М.: Просвещение, 1993.- 80с.

3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.

4. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций / М.А. Верб. - СПб., 1997. - 142с.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128с.

6. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева.- М., Издательство института социологии РАН, 2002.- 240с.

7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Педагогические размышления/Д.Б.Кабалевский.- М.,1987.-98с.

8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебное пособие к спецкурсу/М.Г.Казакина. - Л., 1989.-84с.

9. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова ; под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 253с

10. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально- значимые ценности (Теория и диагностика)/А.В.Кирьякова.- Л.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1991.- 84с.

11. Лебедев О.Е. Дети в современном обществе/О.Е.Лебедев // «Зеркальный»: Мечта, творчество, вдохновение. Из серии «Рост». Теория и практика реализации творческого потенциала детей.- СПб, 2000.- 180с.-С.16-24.

12. Матвеева О. Программа психолого-педагогического сопровождения. Каждому пятикласснику - творч. шанс/О.Матвеева, Е.Львова. // Народное образование.- 2000. № 8. - с. 143-148.

13. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программа для 5-8-х классов общеобразовательной школы / авторы: Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

14. Музыка начинается там, где начинается слово/ М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; Под.общ.ред. Л.П.Казанцевой.-Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995.- 458с.

15. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А.Регуш.– СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «Союз», 2001.– 191с.

16. Петрушин В.И. Музыкальнвая психология / В.И. Петрушин.- М.: ВЛАДОС, 1997.-384с.,

17. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 1-8 классы/ под общ. Ред. Ю.Б.Алиева. - М.: «Просвещение», 1993.-79 с.

18. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. V- VIII класс. / под науч. рук. Д.Б.Кабалевского. Авторы - Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендерова, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др.- М.: Просвещение, 2004.- 225с.

19. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман - М.: Знание, 1985. – 80с

Содержание

Введение

3

Особенности современного подростка

4

Содержание и способы становления личностно- гуманистической

ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности

6

Приложение 1 Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (5 класс)_

18

Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (6 класс)

21

Приложение 2 Программа экспериментальной работы по становлению личностно- гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности по музыке

25

Приложение 3 Основные аспекты проведения дискуссии как формы учебной деятельности

27

Приложение 4 Методика «Копилка чувств»

27

Приложение 5 Опрос- тест (6 класс)

29

Приложение 6 Методика незаконченных предложений

30

Приложение 7 Методика мини- сочинений (эссе)

31

Приложение 8 Материал к уроку по теме: «Ура частушке!»

31

Приложение 9 Тезаурус мудрой мысли о музыке

32

Приложение 10 Методика: «Дневник музыкальных впечатлений»

36

Приложение11 Словарь чувств в музыкальных произведениях

37

Библиография

Содержание

38

40


Подписано в печать 20.03.07. Формат 60*84 1 /16. .

Заказ № 51. Бумага офсетная. 2,5 п.л. Тираж 50 экз.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельский государственный педагогический университет»

Республика Карелия. 185000, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17.

Печатный цех


ЛОЦМАН Е.С.

Организация становления

личностно - гуманистической

ориентации младшего подростка

на уроках музыки