Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для педагогов по подготовке учащихся к егэ по биологии

 

             

Рекомендации методические для педагогов по подготовке учащихся к егэ по биологии

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Автор-составитель: Н.П. Овсянникова, заместитель председателя предметной комиссии по биологии ГЭК Свердловской области

ЕКАТЕРИНБУРГ

2009 г .

Анализ результатов репетиционного экзамена по биологии в Свердловской области (6 апреля 2009г.) позволил сделать некоторые выводы об уровне готовности учащихся к основному ЕГЭ и сформулировать рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

В первую очередь несколько слов о «технологической» стороне ЕГЭ.

Необходимо настроить учащихся на внимательное прочтение инструкций по выполнению задания, а также на внимательное прочтение каждого вопроса с целью понять его суть.

Выпускник должен стремиться дать ответы на все вопросы, особенно в частях А и В. Как показал репетиционный экзамен, на каждый вопрос части А не дали вообще никакого ответа от двух до сорока школьников (0,64%). Для них это неиспользованный шанс по улучшению итогового балла за экзамен.

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует добиться усвоения прежде всего материала разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология». Экзаменационная работа на 85% составлена из заданий, контролирующих вопросы этих разделов.

В первую очередь необходимо обеспечить усвоение учащимися гигиенического материала. Повышению качества знаний способствует выполнение всех предложенных в курсе заданий практического содержания.

Низкий процент выполнения заданий связан со многими вопросами курса «Человек и его здоровье». Например, большинство отвечавших считают, что углеводы начинают расщепляться в желудке; что различение звука происходит в барабанной перепонке; что таежный клещ является возбудителем заболевания и тем опасен для человека; путают щитовидную железу с поджелудочной и т.д. Только поверхностным знанием материала можно объяснить тот факт, что в одном вопросе большинство выпускников правильно ответили, что при чтении книги в движущемся транспорте происходит утомление мышц, изменяющих кривизну хрусталика, в другом - отнесли хрусталик к рецепторам сумеречного зрения.

Особо нужно сказать о теме «Кровь. Кровеносная система». В вариантах репетиционного экзамена было несколько вопросов по данной теме, качество ответов на них заставляет задуматься.

Многие экзаменуемые путаются в функциях форменных элементов крови. На вопрос (А17): «Какие форменные элементы крови обладают способностью захватывать и переваривать инородные вещества и микроорганизмы?», ответы почти поровну распределились среди четырех вариантов – фагоциты, эритроциты, В-лимфоциты, тромбоциты.

Самым популярным ответом на вопрос (С1) «В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?» был такой – «Они защищают организм человека от микробов». На самом деле, в ответе необходимо было показать разные механизмы защиты организма лейкоцитами.

Элементы ответа:

1) лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;

2) лейкоциты вырабатывают антитела, которые нейтрализуют определённые антигены.

Вопрос анатомического характера также оказался сложным для большинства экзаменуемых.

Вопрос А 16.

Полые вены впадают в

1)

левое предсердие

2)

правое предсердие

3)

левый желудочек

4)

правый желудочек

Только треть выпускников знает, что полые вены впадают в правое предсердие. Другая треть считает, что они впадают в левое предсердие, остальные предпочли левый или правый желудочек.

Вопрос В5

Установите соответствие между кровеносными сосудами и кровью, которую они содержат.

КРОВЕНОСЕЫЙ СОСУД

КРОВЬ

А)

легочная артерия

1)

артериальная

Б)

аорта

2)

венозная

В)

нижняя полая вена

Г)

легочная вена

Д)

сонная артерия

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны знать определение понятий «вена», «артерия», «артериальная кровь» и «венозная кровь». Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца. Вены – сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Необходимо, также, иметь представление о большом и малом кругах кровообращения.

Всего 6% (!) экзаменуемых полно и правильно ответила на этот вопрос (21211). Большинство выпускников уверены, что в венах течет венозная кровь, а в артериях артериальная.

Вопрос С4

Как изменяется скорость кровотока от артерий к капиллярам и венам?

Элементы ответа:

1) в артериях скорость кровотока самая большая (их суммарный просвет минимальный, а давление крови в них максимально);

2) в капиллярах кровь течет медленнее всего (их суммарный просвет максимальный и давление низкое);

3) в венах движение крови происходит быстрее, чем в капиллярах, но медленнее, чем в артериях (давление крови в них самое низкое, но суммарный просвет меньше, чем капиллярный).

На данный вопрос также очень мало полных правильных ответов. Даже если выпускник правильно обозначает закономерность в изменении скорости кровотока, мало кто из них пытается дать объяснение этим изменениям. Причина кроется также в недостаточном уровне сформированности умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимо обратить внимание на освоение учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

К сожалению, нужно отметить незнание многими учащимися так называемого «правила 10 %» из курса экологии; признаков биологического прогресса и биологического регресса.

В процессе изучения курса биологии следует обратить большее внимание на закрепление того материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ: химическая организация клетки, обмен веществ и превращении энергии, нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека, способы видообразования, эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, сравнение митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза и др. Процент выполнения заданий данных тем традиционно невысокий.

С целью совершенствования преподавания биологии необходимо усилить в обучении биологии функциональный подход, суть которого состоит в рассмотрении процессов жизнедеятельности во взаимосвязи со строением организмов; в использовании эколого-эволюционного подхода при изучении многообразия органического мира, формулировании мировоззренческих выводов при рассмотрении явлений и процессов, происходящих в живой природе.

Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и использовать их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

При проведении различных форм контроля следует использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, направленным на выявление умений школьников:

· обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственность и изменчивость;

· на установление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды;

· на объяснение причинно-следственных связей в природе;

· умение формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

Особое внимание следует уделять заданиям, связанным с выявлением сформированности норм здорового образа жизни, правил поведения в природе, пониманием последствий глобальных изменений в биосфере. Необходимо использовать при контроле сложные задания. Несмотря на то, что задания для контроля сложного учебного материала, как правило, выполняются в основном сильными учащимися, они должны использоваться в учебном процессе, так как способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

В оставшееся до экзамена время нужно еще раз обсудить со школьниками технику работы с разными формами заданий , используемыми на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, с заданиями части С.

У учащихся слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме, применять теоретические знания для обоснования результатов эволюции, биохимических процессов, протекающих в клетке и организме, о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий С4, С3. Поэтому, особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствуют такие виды работы, как составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

Целесообразно сделать акцент на формировании у учащихся умений работать с текстом - это задания линии С2. Выпускники должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. Спектр недочетов в ответах большой: от неумения увидеть ошибку до неумения аргументированно объяснить ее и предложить правильный вариант. Технология выполнения текстовых заданий предполагает лаконичность, в то время как многие ответы слишком многословны. Нужно учить школьников устранять ошибку в предложении с минимальными изменениями.

Например, предложение «Мутации, возникающие в неполовых клетках у организма, всегда передаются потомству» неверно по смыслу. Изменяем его: «Мутации, возникающие в неполовых клетках у организма, не всегда передаются потомству», желательно добавить уточнение «(только в случае бесполого размножения) ».

Другое предложение с ошибкой – «Причиной хромосомной мутации является увеличение числа хромосом в ядре». Заменяем конец предложения и получаем: «Причиной хромосомной мутации являются разрывы хромосом и их восстановление в новых сочетаниях ».

Как правило, дополнительных многословных объяснений допущенных ошибок приводить не нужно. Достаточно обозначить номер предложения и записать его в «правильном» виде.

Задания этой линии с рисунком также традиционно сложны для выпускников. Необходимо перед экзаменом поработать с рисунками учебников, особенно курсов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

В заданиях линии С4 основное внимание было уделено проверке знаний эволюционных и экологических закономерностей. Анализ результатов, к сожалению, подтверждает данные о слабых знаниях учащихся об эволюции органического мира.

Вопрос:

Назовите не менее 3-х изменений в строении конечности и способе передвижения лошади, которые произошли в процессе эволюции.

Элементы ответа:

1) количество пальцев уменьшилось до одного;

2) кости конечностей удлинились и стали более мощными;

3) основным способом передвижения стал быстрый бег в условиях жизни на открытых пространствах.

Полных правильных ответов на данный вопрос дано совсем мало, несмотря на его простоту. Результаты свидетельствуют о трудности усвоения школьниками знаний эволюционных закономерностей и применения полученных знаний в новой ситуации. Необходимо уделять внимание формированию умений использовать приобретённые ранее знания для конкретизации биологических закономерностей.

Задания линии С5 предусматривают проверку умений учащихся применять знания о матричных реакциях синтеза белка и нуклеиновых кислот при решении задач. Задания этой линии в репетиционных вариантах решили неплохо. Это свидетельствует о том, что учащиеся готовятся к экзамену и решают задачи, которые включались в варианты ЕГЭ прошлых лет. Чтобы подготовиться к экзамену, нужно уметь решать все типовые задачи по цитологии.

Задание С6 - одно из наиболее сложных и строго оцениваемых заданий ЕГЭ по биологии. Необходимо научить школьника при решении любой задачи по генетике придерживаться следующего алгоритма:

1. Прочитать условия задачи от начала до конца.

2. Перевести данные задачи в генетические символы.

3. Записать условия задачи в краткой форме.

4. Осуществить решение, опираясь на соответствующие закономерности.

5. Прочитать условие еще раз и сверить с решением, то ли найдено.

6. Написать ответ в согласии с условиями задачи.

Среди заданий этой линии задачи на типичное дигибридное скрещивание, на наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, на анализ родословной. Велика вероятность появления в этом году задач на наследование групп крови у человека. Даже если учащиеся не знакомы с этим типом решения генетических задач, но имеют навыки решения задач по генетике, то из условий задачи они должны понять, как ее выполнять. Группы крови – пример множественного аллелизма. При решении таких задач важно помнить, что у человека по системе АВО за развитие признака отвечают три аллеля.

I группа – ОО;

II группа – АА и АО;

III группа – ВВ и ВО;

VI группа – АВ.

При записи аллелей можно пользоваться другим их обозначением: j0 ,JA и JВ .

Задача:

У матери I группа крови, а у отца IV. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с группой крови как у матери, как у отца? Объясните полученные результаты.

Элементы ответа:

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: мать – ОО (гаметы О, О), отец – АВ (гаметы А, В);

2) генотипы возможного потомства: АО (II группа крови), ВО (III);

3) вероятность рождения ребенка с I или IV группой крови 0%.

Данные по линии С6 свидетельствуют о том, что если учащиеся умеют решать задачу, то они достаточно редко ошибаются и получают максимальное число баллов. Учащиеся, получившие 1 балл, как правило, не умеют решать генетические задачи, но могут определить генотипы родителей и гаметы. Необходимо обратить внимание учащихся на правила записи генотипов и гамет:

· первым принято записывать генотип женской особи (♀), а генотип мужской особи (♂) – на втором месте;

· под генотипом, т.е. буквенным выражением, всегда указывается фенотип – внешнее проявление признака;

· при решении задач на дигибридное, полигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, буквы, обозначающие гены, ответственные за развитие признаков, пишутся всегда в алфавитном порядке, вне зависимости от доминантности или рецессивности признака. Например, ааВВ, Аа Bb , а не BBaa , ABab ;

· гаметы записывают, обводя их кружком, и размещают строго под генотипом особи;

· у гомозиготных особей образуется только один сорт гамет, поэтому его записывают только один раз.