Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для педагогов по подготовке учащихся к гиа по биологии составитель: Е. Н. Крамарова

 

             

Рекомендации методические для педагогов по подготовке учащихся к гиа по биологии составитель: Е. Н. Крамарова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПО БИОЛОГИИ

Составитель: Е.Н. Крамарова,

методист МОУ ДОУ (ПК) «СОГИУУ»

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий (ГИА выпускников 9 классов), представляет собой форму организации выпускных экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования. Биология входит в число предметов по которым допускается прохождение итоговой аттестации в форме ГИА по желанию обучающихся.

С учетом результатов ГИА по биологии 2010 года учителям биологии общеобразовательных учреждений рекомендуется обратить внимание на создание условий для освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Особое внимание нужно уделить рассмотрению вопросов, ежегодно вызывающих затруднения у многих школьников, участвующих в ГИА, а именно:

- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей,

- нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека,

- внутренняя среда организма,

- кровообращение и лимфоотток,

- обмен веществ и превращение энергии.

- психология и поведение человека,

- дыхание,

- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы.

С целью совершенствования преподавания биологии и, как следствие, повышения качества знаний школьников по итогам ГИА, необходимо усилить в обучении биологии функциональный подход, суть которого состоит в рассмотрении процессов жизнедеятельности во взаимосвязи со строением организмов; в использовании эколого-эволюционного подхода при изучении многообразия органического мира, формулировании мировоззренческих выводов при рассмотрении явлений и процессов, происходящих в живой природе.

При проведении различных форм контроля следует использовать задания, аналогичные ГИА, направленные на выявление умений школьников:

- обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира;

- на установление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды;

- на объяснение причинно-следственных связей в природе.

Особое внимание следует уделять заданиям, связанным с выявлением сформированности норм здорового образа жизни, правил поведения в природе, пониманием последствий глобальных изменений в биосфере.

Необходимо использовать при контроле сложные задания. Несмотря на то, что задания для контроля сложного учебного материала, как правило, выполняются в основном сильными учащимися, они должны использоваться в учебном процессе, так способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Целесообразно обсудить со школьниками технику работы с разными формами заданий, используемыми на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, с заданиями части С.

У учащихся слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме. Поэтому, особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствуют такие виды работы, как составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

Полезно сделать акцент на формировании у учащихся умений работать с текстом. Выпускники должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. Спектр недочетов в ответах большой: от неумения увидеть ошибку до неумения аргументированно объяснить ее и предложить правильный вариант. Технология выполнения текстовых заданий предполагает лаконичность, в то время как многие ответы слишком многословны. Нужно учить школьников устранять ошибку в предложении с минимальными изменениями. Как правило, дополнительных многословных объяснений допущенных ошибок приводить не нужно. Достаточно обозначить номер предложения и записать его в «правильном» виде.

Традиционно сложны для школьников задания с рисунком. В связи с этим необходимо особое внимание обратить на организацию работы школьников по изучению содержания иллюстраций, представленных в учебниках, в том числе через выполнение заданий в рабочих тетрадях с печатной основой.

В зависимости от количества учащихся в классе, выбравших экзамен по биологии, повторение может быть организовано как на уроке (один из этапов), так и во внеурочное время (консультации, факультативные занятия, кружки).

В процессе подготовки к ГИА по биологии, учащимся целесообразно обратить внимание на технологические аспекты:

- напомнить о необходимости внимательно читать вопросы и инструкции по их выполнению;

- рекомендовать стремиться дать ответы на все вопросы, особенно в частях А и В, что повысит их шансы получить более высокий балл за экзамен;

- предложить начинать выполнение заданий с наиболее легких вопросов; трудные задания пропускать;

- зарезервировать время, необходимое для выполнения задний, вызвавших наибольшие затруднения и проверки;

- акцентировать внимание на возможности подачи аппеляции по процедуре проведения экзамена.

Следует признать целесообразным включение в план подготовки школьников к ГИА по биологии, мероприятия, направленные на психологическую подготовку школьников.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Перечень публикаций и мультимедийных учебных пособий по основным разделам биологии, полезных при подготовке к ГИА, представлен в инструктивно-методическом письме «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.