Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях

 

             

Рекомендации методические по контролю состояния охраны труда в образовательных учреждениях

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КОНТРОЛЮ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Наличие документов по охране труда

1.1. Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность офо1 ления раздела по охране труда).

1.2. Материалы по лицензированию образовательного учреждения. (Нали чие заключения по охране труда).

1.3. Правила внутреннего трудового распорядка для работников. (Доведение работникам под роспись).

1.4. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы. (Издается ежегодно перед началом учебного года).

1.5. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении спе­циалиста (инженера) по охране труда. (Издается по мере необходимости).

1.6. Положение о специалисте (инженере) по охране труда. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом).

1.7. Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса. (Утверждается руководителем обра зовательного учреждения по согласованию с председателем профкома).

1.8. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов. (Утверждаются руководителем образовательного учреждения и доводятся работникам под роспись ежегодно).

1.9. Программа вводного инструктажа по охране труда. (Утверждает руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом).

1.10. Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте. (Утверждается руководителем или заместителем руководителя образо вательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом).

1.11. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда. (Оформ ляется при приеме на работу).

1.12. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте. (Оформляется при приеме на работу и на всех работников не реже одного раза в 6 месяцев).

1.13. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте. (Утверждается руководителем обра зовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом).

1.14. Журнал инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

1.15. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении комиссии для проверки знаний требований охраны труда. (Издается по мере необ ходимости).

1.16. Тематический план и программа обучения работников по охране тру­да. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по согла­ сованию с профсоюзным комитетом).

1.17. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний требований ох­раны труда. (Утверждается председателем комиссии по проверке знаний тре­ бований охраны труда).

1.18. Экзаменационные билеты для проверки знаний требований охраны труда.

1.19. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда. (Оформляется один раз в 3 года, на вновь назначенных - в течение месяца).

1.20. Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда руководи­теля образовательного учреждения, его заместителей и членов комиссии по про­верке знаний требований охраны труда.

1.21. Журнал учета выдачи удостоверений о проверке знаний требований
охраны труда.

1.22.Перечень инструкций по охране труда. (Утверждается руководите­ лем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа).

1.23. Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении инструкций по охране труда. (Издается по мере необходимости).

1.24. Инструкции по охране труда для всех профессий и рабочих мест. (Пере­ сматриваются один раз в 5 лет).

1.25. Приказ руководителя образовательного учреждения о продлении сро­ка действия инструкций по охране труда. (Издается по мере необходимости).

1.26. Журнал учета инструкций по охране труда.

1.27. Журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

1.28. Наличие правильности оформления записей в классных журналах о проведении инструктажей учащихся по охране труда при проведении занятий по химии, физике, биологии, трудовому и профессиональному обучению, информатике, физическому воспитанию, ОБЖ.

1.29. Заполнение листка здоровья в классных журналах на всех учащихся.

1.30. Протокол собрания профессионального союза или трудового коллекти­ва по выборам уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. (Оформля­ ется не чаще одного раза в 2 года).

1.31. Положение об уполномоченном (доверенном)лице по охране труда. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по согласо­ванию с выборным профсоюзным органом).

1.32. Приказ руководителя образовательного учреждения о создании коми­тета (комиссии) по охране труда. (Оформляется не чаще одного раза в 2 года).

1.33. Положение о комитете (комиссии) по охране труда. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с председа­телем профкома).

1.34. План работы комитета (комиссии) по охране труда. (Составляется
ежегодно).

1.35. План-график административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. (Составляется ежегодно).

1.36. Журнал административно-общественного контроля по охране труда.

1.37. Приказ руководителя образовательного учреждения о состоянии охраны труда в учреждении. (Оформляется один раз в 6 месяцев).

1.38. План организационно- технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда. (Составляется на календарный год).

1.39. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. (Составляется ежегодно перед началом учебного года).

1.40. Коллективный договор между работодателем и работниками. (Наличие раздела по охране труда и правильность его оформления).

1.41. Соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда. (Заключается на календарный год.)

1.42. Акты проверки выполнения соглашения по охране труда. (Оформля ются два раза в год).

1.43. Перечень законодательных, иных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации. (Утверждается руководителей
образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным
органом).

1.44. Перечень работ и профессий, по которым должны выдаваться средства индивидуальной защиты и номенклатуры выдаваемых средств индивидуальной защиты. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом).

1.45. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.

1.46. Технический паспорт на здание образовательного учреждения. (Пере сматривается в бюро технической инвентаризации один раз в 5 лет).

1.47. Журнал технической эксплуатации здания (сооружения) образовательного учреждения. (Ведется на каждое здание и сооружение).

1.48. Акты общего технического осмотра зданий и сооружений образова­тельного учреждения. (Оформляются 2 раза в год: весной и осенью).

1.49. Дефектная ведомость на здание (сооружение). (Оформляется еже­ годно).

1.50. План ремонтных работ. (Составляется ежегодно и утверждается
руководителем учреждения).

1.51. Сметы на проведение ремонтных работ. (Составляются ежегодно).

1.52. Материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда. (Оформля­ ются один раз в 5 лет).

1.53. Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.
(Оформляется ежегодно перед началом учебного года).

1.54. Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских. (Оформляются ежегодно перед началом учебного года).

1.55. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств спортивных залов. (Испытания про­ водятся ежегодно перед началом учебного года),

1.56. Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах. (Оформляются ежегодно перед началом учебного года).

1.57. Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах химии, физики, биологии, информатики, ОБЖ. (Оформляются для вновь организованных или реконструированных).

1.58. Протокол проверки знаний операторов котельных установок. (Оформ­ ляется ежегодно перед началом отопительного сезона).

1.59. Акт ревизии котельной. (Составляется ежегодно перед началом ото­ пительного сезона).

1.60. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении от­ветственных лиц за пожарную безопасность. (Оформляется по мере необходи­ мости).

1.61. Приказ руководителя образовательного учреждения о противопожар­ном режиме в учреждении. (Оформляется по мере необходимости).

1.62. Приказ руководителя образовательного учреждения о создании добро­вольной пожарной дружины. (Оформляется по мере необходимости).

1.63. Инструкция о мерах пожарной безопасности. (Пересматривается один раз в 5 лет).

1.64. План противопожарных мероприятий. (Составляется на календар­ный год).

1.65. Планы эвакуации по этажам.

1.66. Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопас­ной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

1.67. План проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре. (Со­ставляется два раза в год).

1.68. Журнал регистрации противопожарного инструктажа. (Оформляется при приеме на работу и далее не реже одного раза в 6 месяцев).

1.69. Журнал учета первичных средств пожаротушения.

1.70. Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кра­нов. (Оформляется один раз в б месяцев).

1.71. Акт проверки пожарного гидранта на водоотдачу. (Оформляется один раз в 6 месяцев).

1.72. Акт обработки деревянных конструкций чердачного помещения огне­защитным составом. (Оформляется один раз в 3 года).

1.73. Акт проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конст­рукций чердачного помещения. (Оформляется один раз в 6 месяцев).

1.74. Годовой план-график регламентных работ по техническому обслужива­нию и планово-предупредительному ремонту установок пожарной автоматики.

1.75. Договор на обслуживание установок пожарной автоматики с лицензи­рованной организацией.

1.76. Акт проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации. (Оформляется один раз в год).

1.77. Акт испытания пожарных эвакуационных лестниц. (Оформляется один раз в 5 лет).

1.78. Программа обучения работников пожарно-техническому минимуму. (Разрабатывается по мере необходимости).

1.79. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников по пожарно-техническому минимуму. (Разрабатывается по мере необходимости).

1.80. Журнал учета обучения работников по пожарно-техническому минимуму. (Оформляется ежегодно).

1.81. Удостоверения о проверке знаний по пожарно-техническому миниму­му. (Выдаются после проверки знаний).

1.82. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении от­ветственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительно­го отсутствия (отпуск, командировка, болезнь).

1.83. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлект­ротехническому персоналу. (Оформляется один раз в год).

1.84. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходи­мо иметь квалификационную группу по электробезопасности. (Утверждается
руководителем образовательного учреждения).

1.85. Перечень должностей и профессий для неэлектротехнического персо­нала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь
I квалификационную группу по электробезопасности. (Утверждается руково­ дителем образовательного учреждения).

1.86. Перечень видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации элек­троустановок. (Утверждается руководителем образовательного учреждения).

1.87. Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземле­ния оборудования. (Составляются ежегодно проверяющей организацией).

1.88. Однолинейные схемы электроснабжения потребителей. (Должны быть на внутренней стороне дверец всех электрощитов).

1.89. Журнал учета и содержания средств защиты. (Заполняется один раз в 6 месяцев).

1.90. Список ответственных лиц, имеющих право вести оперативные перего­воры с энергоснабжающей организацией в случае аварийных ситуаций в элек­троустановках. (Подается ежегодно в энергоснабжающую организацию).

1.91. Акт разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон между энергоснабжающей органи­зацией и образовательным учреждением.

1.92. Протокол собрания трудового коллектива по выборам комиссии (упол­номоченного) по социальному страхованию. (Оформляется по мере необхо­ димости).

1.93. Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхова­нию. (Утверждается руководителем образовательного учреждения по со­гласованию с выборным профсоюзным органом).

1.94. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении от­ветственного за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей.

1.95. Оперативная схема теплового оборудования в тепловом пункте. (Раз­ рабатывается по мере необходимости).

1.96. Температурный график зависимости температуры сетевой воды от тем­пературы наружного воздуха. (Оформляется по мере необходимости).

1.97. Договор на теплоснабжение с теплоснабжающей организацией. (За­ ключается по мере необходимости).

1.98. План мероприятий по подготовке теплопотребляющих установок и теп­ловых сетей к работе в отопительном сезоне. (Составляется ежегодно и утвер­ ждается руководителем образовательного учреждения).

1.99. Акт готовности к включению теплоснабжения объекта. (Оформляется комиссией ежегодно перед началом отопительного сезона).

1.100. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

1.101. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися (воспи­танниками).

2. Состояние пожарной безопасности

2.1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образова­тельном учреждении. (Приказ издается по мере необходимости, в котором определяются: места и допустимое количество хранения лаков, красок, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей; порядок уборки помещений, горючих отходов и пыли; порядок обесточивания электрообору­дования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок проведения
временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и за­крытия помещений после окончания работы; действия при обнаружении по­жара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и
занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответствен­ных за их проведение; ответственные за пожарную безопасность зданий и отдельных помещений).

2.2. Наличие инструкции по пожарной безопасности. (В инструкции отра­ жаются: порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
при проведении учебно-воспитательного процесса, массовых мероприятий, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ; порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов; порядок сбора, хра­нения и удаления горючих веществ и материалов; порядок действий при по­жаре и обеспечение безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей из здания при пожаре).

2.3. Организация проведения противопожарного инструктажа. (Вводный и первичный противопожарные инструктажи на рабочем месте проводятся при приеме на работу, а повторный противопожарный инструктаж - не реже одного раза в 6 месяцев. Все виды противопожарного инструктажа офор­мляются в журнале установленной формы с обязательной росписью инструк­тирующего и инструктируемых лиц).

2.4. Организация обучения пожарно-техническому минимуму. (Обучение ра­ ботников и проверка их знаний по пожарно-техническому минимуму в соответ­ствии с утвержденной программой проводятся: один раз в 3 года - руководи­ телей образовательных учреждений, га заместителей, педагогических работ­ников и лиц, ответственных за пожарную безопасность зданий 'и помещений;) один раз в год - обслуживающего и технического персонала образовательного
учреждения).

2.5. Наличие планов эвакуации. (План эвакуации оформляется на каждый этаж: здания, утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается лицом, ответственным за пожарную безопасность, и должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой наносятся пути и направления эвакуации, места расположения первичных средств пожароту­шения и средств связи. План вывешивается на видном месте и должен своевре­менно пересматриваться с учетом изменяющихся условий).

2.6. Наличие противопожарного уголка. (В уголке должны быть вывешены плакаты по мерам пожарной безопасности, инструкция по пожарной безо­пасности, список добровольной пожарной дружины с ее обязанностями при пожаре).

2.7. Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов. (Внут­ ренние пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами с присоеди­ненными к ним стволами, помещены в настенные шкафы, которые пломбируются. В местах соединения пожарного рукава с краном и со стволом должны быть резиновые уплотнительные прокладки. На дверце шкафа должны быть нанесен буквенный индекс с порядковым номером и номер телефона ближай­шей пожарной части).

2.8. Своевременность технического обслуживания и проверки работоспо­собности внутренних пожарных кранов. (Внутренние пожарные краны не реже двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды, для чего выбирают два наиболее удаленных, выше всех расположенных пожарных кра­на, раскатывают пожарные рукава и полностью открывают вентили. Длина
компактной струи должна быть не менее 17 м. После этого пожарные рукава просушивают и перекатывают на новую складку. Остальные пожарные рука­ва должны перекатываться на новую складку ежегодно. О результатах технического обслуживания и проверке работоспособности составляется акт).

2.9. Наличие указателей пожарных гидрантов. (У пожарных гидрантов и на стене здания должны быть установлены соответствующие указатели, на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, проверяться не реже двух раз в год на водоотдачу с составлением акта, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда).

2.10. Наличие огнетушителей и своевременность их проверки и перезаряд­ки. (Здания и помещения образовательного учреждения должны быть обеспе­ чены огнетушителями в соответствии с нормами. Химические пенные огнету­шители должны перезаряжаться ежегодно. Углекислотные огнетушители должны проверяться не реже одного раза в 2 года путем взвешивания (допу­стимая утечка углекислого газа не должна превышать 5% от первоначальной
его массы в течение года). Баллон углекислотного огнетушителя должен подвергаться гидравлическим испытаниям один раз в 5 лет. Порошковые ог­нетушители должны проходить освидетельствование на зарядных станциях
один раз в 2-4 года. На корпусе огнетушителей наносится порядковый номер белой краской, а также должны быть таблички с указанием даты их провер­ки или перезарядки, веса заряда и росписи ответственного лица. Все первич­ные средства пожаротушения должны быть зарегистрированы в журнале учета первичных средств пожаротушения).

2.11. Наличие и техническое обслуживание автоматической пожарной сиг­нализации. (Автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в ка­бинетах и лаборантских химии, физики, биологии, учебных мастерских, каби­нетах обслуживающих видов труда, кабинетах ОБЖ, радиоузлах, техничес­ких средств обучения, инвентарных для хранения технических средств и аппа­ратуры, раздевальных, снарядных при спортивных залах, комнатах инструк­тора и хранения мелкого спортивного инвентаря, актовых залах, киноаппа­ратных, обеденных залах, помещениях для групп продленного дня с инвентар­ной, библиотеках, канцеляриях, учительских, комнатах технического персона­ла с хозяйственной кладовой, кладовых сухих продуктов, бельевых, гладиль­ных. Автоматическая пожарная сигнализация должна постоянно находиться во включенном состоянии и ежегодно проверяться на работоспособность с составлением акта).

2.12. Состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров, тамбуров и лестниц. (Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами. Вы ходные двери лестничных клеток должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами самозакрывания. Все эвакуационные выходы дол­жны быть оборудованы легкооткрывающимися запорами и не забиваться гвоздями. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках эвакуа­ционных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки бе­зопасности). Состояние чердачных помещений. (Двери или люки чердачных поме­ щений должны быть постоянно закрыты на замок. На дверях или люках чер­дачных помещений должны быть надписи, определяющие место хранения ключей. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены, и находиться в закрытом состоянии. В чердачных помещениях не должны производиться сушка белья и устраиваться склады. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом должна производиться не реже одного раза в 3 года с составлением акта. Проверка состояния огне защитной обработки должна проводиться один раз в 6 месяцев с составлением акта).

2.14. Хранение красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей. (Краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющи еся жидкости должны храниться в отдельных зданиях, складах).

2.15. Содержание территории образовательного учреждения: (Территория должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п. Сжигание мусора на территории запрещается, он должен собираться и вывозиться).

3. Состояние электробезопасности

3.1. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь).

3.2. Организация обучения и проверки знаний по электробезопасности. (Обу чение ответственного за электрохозяйство образовательного учреждений должно проводиться в учебном центре с присвоением IV группы электробезопасности. Лица неэлектротехнического персонала, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, проходят инструктаж: и проверку знаний с присвоением I группы электробезопасности один раз в год с записью в журнале установленной формы).

3.3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок. (Перечень утверждается руководителем образовав тельного учреждения).

3.4. Наличие протоколов проверки сопротивления изоляции электросети заземления оборудования. (Проверка сопротивления изоляции осветитель ной электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами долж­на проводиться не реже одного раза в 3 года. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования должны проводиться ежегодно с составлением протоколов. Недостатки, обнаруженные при проверке сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, устраняются электротехническим персоналом с составлением акта или протокола).

3.5. Состояние электрощитовых комнат. (Входная дверь в электрощито вую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне вход
ной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». В помещении электрощитовой не должны находиться посторонние предметы, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коври­ки. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и укомплектована средствами защиты от элек­трического тока: диэлектрические перчатки - 2 пары, изолирующий инст­румент
- 1 комплект (плоскогубцы, кусачки, диэлектрическая отвертка), указатель напряжения - 2 шт., изолирующие клещи - 1шт., защитные очки или щитки - 2 шт.).

3.6. Организация контрольных осмотров и периодических испытаний средств защиты от электрического тока. (Контрольный осмотр проводится ответствен­ ным за электрохозяйство не реже одного раза в 6 месяцев с записью в специ­альном журнале. Периодическое испытание проводится в специализирован­ной лаборатории в следующие сроки: диэлектрические перчатки - один раз в 6 месяцев; изолирующий инструмент, указатель напряжения - один раз в год; изолирующие клещи - один раз в 2 года).

3.7. Наличие, правильность и своевременность заполнения журнала учета и содержания средств защиты от электрического тока.

3.8. Состояние электрических щитов. (Все электрические щиты должны по­ стоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверец электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряже­ние и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверец электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть му­сора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок).

3.9. Состояние электросети. (Светильники должны быть надежно подве­ шены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Коммутационные ко­робки должны быть закрыты крышками. Корпуса и крышки электровыключа­телей и электророзеток не должны иметь сколов и трещин, а также оголен­ных контактов и проводов. Все электророзетки должны быть промаркиро­ваны по номинальному напряжению. Коммутационные устройства должны иметь маркировку по номинальному напряжению и надпись о включаемых с их помощью потребителях электроэнергии).

3.10. Убедиться в отсутствии нестандартных (самодельных) электронагрева­тельных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропро­водок, проложенных по территории образовательного учреждения, над горючи­
ми кровлями, навесами и открытыми складами горючих материалов.

4. Состояние охраны труда на территории образовательного учреждения

4.1. Состояние ограждения земельного участка образовательного учрежде­ния. (Земельный участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,5 м для школ и профучилищ и не менее 1,6 м для дошкольных образовательных учреждений и вдоль него - зеленые насаждения).

4.2. Наличие освещения территории образовательного учреждения. (На территории должны быть освещены пешеходные дорожки, входные двери, игровые и спортивные площадки с подводкой электропитанияк столбам подземным кабелем. Дверцы коммутационных люков на бетонных столбах должны быть постоянно закрыты).

4.3. Озеленение территории образовательного учреждения. (Площадь озе ленения земельного участка должна быть не менее 50% территории участка. На территории не должно быть деревьев-сухостоя, деревьев и кустарников
ядовитыми плодами, а также колючих кустарников. Деревья должны быть посажены не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания).

4.4. Содержание территории образовательного учреждения. (Подходы к зданию не менее чем за 100 м, въезды и входы на участок, проезды и дорожки долж ны иметь твердое покрытие. В летнее время весь участок за 1-2 часа до прихода детей должен ежедневно убираться, трава, цветы, кустарники, игровые площадки и дорожки поливаться водой. В зимнее время игровые площадки, дорожки, ступени лестниц должны ежедневно очищаться от снега и льда, также посыпаться песком. Мусор должен систематически вывозиться с территории учреждения, сжигать его на территории запрещается. В дошкольных образовательных учреждениях смена песка в песочных ящиках должна
проводиться не реже одного раза в месяц и на ночь песочные ящики должны закрываться крышками. Хозяйственная площадка должна быть изолирована от
остальных зон, располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие и отдельный въезд с улицы. Мусоросборники должны закрываться крышками и размещаться под навесом не ближе 25 м от здания. Все колодцы на территории должны быть закрыты крышками, а ямы должны иметь ограждение).

4.5. Состояние оборудования игровых и спортивных площадок. (Оборудо вание игровых и спортивных площадок должно быть исправно, надежно yустановлено и прочно закреплено).

4.6. Отсутствие в зимнее время на карнизах крыш и водостоках сосулек, нависающего льда и снега.

4.7 Наличие над всеми входами в здание защитных козырьков.

5. Состояние охраны труда в учебных мастерских

5.1. Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах. (Инструкция ми по охране труда должны быть обеспечены все рабочие места. Инструкции утверждаются руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет).

5.2. Наличие журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда. (Журнал оформляется при работе учащихся в технических кружках).

5.3. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами, которые заносятся в опись, находящуюся в аптечке. Рядом с медаптечкой должен быть написан адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения, а также должна быть инструкция по оказанию первой помощи при травмах).

5.4. Наличие санитарных носилок.

5.5. Размещение оборудования в учебных мастерских. (Станочное обору­ дование должно устанавливаться у окон учебной мастерской на расстоянии 40-50 см от стены. Батареи и трубы отопления должны быть закрыты диэлектрическим ограждением. Расстояние между слесарными верстаками дол­жно быть не менее 80 см., а между рядами - не менее 100 см. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см. Тиски на верстаках
должны быть установлены на расстоянии не менее 100 см между их осями. Крайние тиски должны отстоять от стены не менее чем на 70 см. Расстояние между столярными верстаками должно быть не менее 65 см, а между ряда­ми - не менее 70 см. Циркульная пила и фуговальный станок должны устанав­ливаться во вспомогательном помещении так, чтобы вокруг них оставалось достаточно свободного места - не менее чем по 2 м для передвижения обра­батываемого материала. При установке циркульной пилы и фуговального станка в помещении учебной мастерской они должны быть оборудованы за­крывающимся на замок кожухом).

5.6. Наличие защитных сеток для рубки металла. (При рубке металла сле­ сарные верстаки должны быть оборудованы защитными сетками, высота которых должна быть не менее 1 м от поверхности верстака с ячейками не более 3 мм).

5.7. Соблюдение нормы освещенности в учебной мастерской. (Наименьшая освещенность должна быть при люминесцентных лампах - 300 лк (20 Вт/м2 ), при лампах накаливания - 150 лк (48 Вт/м2 ).

5.8. Наличие и исправность общего отключающего устройства электроснаб­жения мастерской с рабочего места учителя (мастера).

5.9. Наличие и исправность вентиляционных устройств. (Учебная мастерская должна быть оборудована приточно-вытяжной вентиляцией. Кроме общей приточно-вытяжной вентиляции, рабочие места с выделением пыли должны быть
оборудованы местными отсосами. Вентиляционные установки должны подвер­гаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию, результаты которых заносятся в специальный журнал. Независимо от наличия вентиляционных установок в оконных проемах должны быть открывающиеся фрамуги для проветривания).

5.10. Выполнение требований производственной санитарии. (Площадь ра­ бочего места на одного учащегося для обучения токарей должна быть 6 м2 , фрезеровщиков - 9-12 м2 , слесарей, ремонтников, сборщиков и других - 4 м2 .
Полы в учебной мастерской должны быть теплыми, гладкими, но нескользки­ми, непылящими. Полы после каждого учебного занятия должны убираться влажным или другим способом, не допускающим пыления. Стекла окон долж­ны очищаться от пыли и грязи не реже 2 раз в год, арматура и лампы светильников – не реже 2 раз в месяц. Привлекать учащихся к этим работам запрещается. Вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 мз в час на одного человека. Температура воздуха должна быть 15 – 170 С. В учебных мастерских должны быть умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками и полотенцами или заменяющими их устройствами.