Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для студентов заочников Нижний Новгород

 

             

Рекомендации методические для студентов заочников Нижний Новгород

А. В. Петров

М.К. Горбатова

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

И ПРАВА

Методические рекомендации для студентов заочников

Нижний Новгород

2 0 0 6

Печатается по решению кафедры теории государства и права и учебно-методического совета юридического факультета Нижегородского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент А.И. Горылев

Петров А.В., Горбатова М.К.

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва: ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции для студентов заочников. - Ниж­ний Нов­го­род, Нижегородский государственный университет, 2006.

Ре­ко­мен­да­ции включают в себя общие методические указания к изучению курса теории государства и права, тематику лекций, пла­ны се­ми­нар­ских за­ня­тий, за­да­ния для кур­со­вых ра­бот и примерные вопросы к экзаменам.

Они со­став­ле­ны в со­от­вет­ст­вии с государственными стандартами и университетской про­грам­мой по тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва. Рекомендации сори­ен­ти­ро­ва­ны на со­вре­мен­ные под­хо­ды в изу­че­нии пред­ме­та, действующее законодательство, но­вую учебную, научную ли­те­ра­ту­ру и учитывают особенности заочной формы обучения.

ã А.В. Пет­ров, М.К. Горбатова, 2006

Ó Ни­же­го­род­ский го­су­дар­ст­вен­ный университет, 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Пред­мет кур­са и ме­то­ди­ка его изу­че­ния...................... 4

2. Ис­точ­ни­ки изу­че­ния кур­са............................................ 8

3. Лек­ци­он­ные и се­ми­нар­ские за­ня­тия............................ 11

4. Кур­со­вые и контрольные ра­бо­ты....................................... 17

5. Кур­со­вые эк­за­ме­ны........................................................ 39

6. Приложения....................................................................... 46

1. Пред­мет кур­са и ме­то­ди­ка его изу­че­ния

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва - пер­вая дис­ци­п­ли­на, с ко­то­рой сту­ден­ты российских юридических вузов традиционно на­чи­на­ют изу­че­ние курса правоведения. Этот курс включает в себя все профессиональные дисциплины, необходимые для получения в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего юридического образования.

Современное правоведение является частью обществоведения (системы наук об обществе) и представляет собой целостный комплекс различных юридических наук. В его составе вы­де­ля­ют­ся две ос­нов­ные группы: от­рас­ле­вые юри­ди­че­ские нау­ки и науки ис­то­ри­ко-тео­ре­ти­че­ские.

Все входящие в состав правоведения юридические науки имеют общий объект изучения. Таковым для правоведения, в отличие от иных общественных наук (экономической теории, политологии, социологии и др.), является го­су­дар­ст­венно-пра­во­вая система общества. Она изучается юридическими науками в различных аспектах.

От­расле­вые юри­ди­че­ские нау­ки, такие как конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, судоустройство, прокурорский надзор и другие изу­ча­ют в государственно-правовой системе отдельные сферы правового регулирования общественных отношений или деятельность отдельных государственных институтов, непосредственно связанных с применением права.

В отличие от отраслевых юридических наук теория государства и права изучает государственно-правовую систему общества в целом, в единстве всех ее структурных компонентов. Предметом ее исследований являются необходимое содержание и формы государственно-правовой системы общества, закономерности ее развития и функционирования.

Эти сущностные (необходимые и закономерные) характеристики государственно-правовой системы общества составляют специфический предмет науки теории государства и права. Предмет теории государства и права отличает ее от других наук, входящих в состав правоведения.

Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаментальной , на которой базируются знания всех иных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:

вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юриди­ческих наук;

обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри правоведения;

образует переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.

Предмет теории государства и права включает две основные части: теорию государства и теорию права. Изучение в рамках единого предмета таких различных социальных явлений, как государство и право обусловлено тем, что в реальной жизни они неразрывно связаны между собой:

для права государство является основным источником формирования;

для государства право служит основным средством властного управления обществом;

они взаимно гарантируют друг друга, государство – охраняя право от нарушений, право – закрепляя основные параметры государства.

Поэтому практическая деятельность профессионального юриста, работающего с правом, всегда непосредственно или опосредствовано связана с функционированием государственных структур.

В части, относящейся к теории государства, рассматриваются вопросы о природе государства как разновидности социальной власти и его роли в обществе, принципах организации и структуре государственного аппарата, задачах и функциях государства, разновидностях его форм, месте государства в политической системе общества и ряд других. Эмпирической базой для соответствующих научных понятий служат характеристики современных цивилизованных государств, достигших наиболее развитых политических форм.

Здесь также исследуются закономерности возникновения государства, его наиболее типичные состояния на предшествующих фазах исторического процесса. Это позволяет глубже понять особенности современной государственности, определить тенденции и пути ее дальнейшего развития.

Многие из явлений, сторон и свойств государственной власти рассматриваются в курсах различных общественных дисциплин, изучаемых на ступенях среднего общего и профессионального или высшего профессионального образования, они достаточно наглядно воплощены в действующих государственных структурах и политических процессах. Поэтому в методическом плане усвоение понятий теории государства обычно не вызывает особых затруднений.

Главное, на что здесь следует обратить внимание, это на связь теоретических положений с реально существующими в мире государственными системами, разнообразными по содержанию и форме, но имеющими общие существенные черты. Акцент следует сделать на понимании особенностей строения современного российского государства.

Другая основная часть работы по данному курсу состоит в овладении понятиями теории права. Студент должен разобраться с тем, что такое право и правовая система, какова их связь с государственной властью и роль в системе нормативного регулирования. Необходимо осмыслить процесс воздействия права на общественные отношения через механизм правового регулирования, включающий такие составные элементы, как нормы права и их источники (формы), юридические факты и правоотношения, реализацию и применение права, юридическую ответственность за правонарушения и другие.

Эти вопросы, как и в теории государства, рассматриваются на основе современного состояния наиболее развитых правовых систем, с учетом сформировавших их исторических процессов.

Правовой раздел курса теории государства и права труднее для усвоения и требует большего времени для подготовки. Трудности здесь связаны, прежде всего, с тем, что теория права анализирует те стороны явлений, которые, как правило, не даны непосредственно в эмпирическом материале или вообще не представлены в наглядной чувственной форме.

Например, содержание юридической нормы не лежит на поверхности, его можно обнаружить лишь путем логического вычленения элементов нормы в тексте нормативного акта. Правоотношение нельзя увидеть или услышать, оно реально существует только в виде осознаваемых субъектами взаимных прав и обязанностей.

Понятия теории права - это, в основном, абстракции высокого уровня обобщения, требующие для усвоения значительного напряжения мышления.

Следует также иметь в виду, что разнообразные правовые явления реально существуют в рамках единой системы. Поэтому каждое из них может быть понято лишь тогда, когда осознано их соотношение друг с другом, последовательная связь в процессе правового регулирования общественных отношений.

Например, представление о реализации права или применении права основано на понимании соотношения и взаимосвязи таких юридических явлений, как норма права, правовой статус субъектов права, юридический факт и правоотношение; или, например, содержание юридической ответственности раскрывается только в связи с элементами состава правонарушения и т. п.

Отмеченные трудности можно преодолеть, изучая курс теории права в рекомендуемой последовательности, двигаясь от простого уровня к более сложному. Помощь здесь окажет и прием усвоения абстрактных правовых понятий на основе использования конкретной юридической практики.

Так, анализируя механизм правового регулирования, следует посмотреть, как он действует при заключении и реализации договоров купли-продажи, найма жилого помещения, приеме на работу, назначении пенсии; вопросы теории правонарушения и юридической ответственности следует рассматривать на примерах конкретных составов административных проступков или уголовных преступлений.

Хороший результат дает возвращение при изучении нового материала к содержанию уже пройденных понятий. Это помогает осмыслить закономерные связи, существующие между отдельными правовыми явлениями.

Затруднения в процессе обучения может вызвать и то обстоятельство, что, как любая наука, теория государства и права, вырабатывая понятия, описывает их в специфических терминах, составляющих ее собственный научный язык. В большей части его содержание, особенно в теории права, не отражено в массовом сознании или отражено в неадекватном, измененном виде.

Так для неспециалистов мало что значат такие термины, как гипотеза, диспозиция и санкция. Тогда как в профессиональном юридическом мышлении они фиксируют названия узловых понятий, позволяющих установить логическую структуру правовой нормы, необходимую для ее правильного применения.

Или, например, закон в массовом сознании обычно ассоциируется со всеми актами центральных органов власти и управления. Для юриста - это нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый только верховными представительными органами государственной власти или референдумом.

Следует, поэтому, внимательно выяснять содержание юридических понятий, обозначаемых теми или иными терминами, не доверяя обыденным, не профессиональным представлениям о тех или иных юридических явлениях.

Одной из особенностей юридической терминологии является то, что в ней до сих пор используется довольно много латинских слов и выражений. Например, такие, как casus (дело, юридически значимый факт), moratorium (срок, на который обязанная сторона имеет право отложить выполнение обязательства), persona non grata (нежелательное лицо), veto (я запрещаю) и др.

Это связано с тем, что многие классические юридические термины были разработаны еще в древнем римском праве. Правильно понять их значение студенту в процессе обучения помогут различного рода юридические словари, энциклопедии, справочники.

Изучение теории государства и права на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей.

Это, во-первых, - приобретение целостного знания о государственно-правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без которой невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности.

Во-вторых, это формирование фундамента, базы профессионального юридического мышления в виде системы узловых понятий, которые постоянно востребуются в процессе практической деятельности.

Наконец, теория государства и права как учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин, которые раскрывают частные правовые вопросы, опираясь на общетеоретические понятия. Адекватно освоить содержание отраслевых юридических дисциплин, можно только пройдя этап изучения теории государства и права.

Следует также иметь в виду, что теория государства и права выносится в качестве отдельной дисциплины на итоговую государственную аттестацию. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо заложить как можно более основательный фундамент для эффективного освоения всего курса правоведения.

2. Источники изучения курса

В качестве учебной литературы необходимо использовать учебники или учебные пособия по курсу "Теория государства и права" для студентов высших юридических учебных заведений. Рекомендуется использовать литературу, изданную с 1993 года. Можно использовать учебную литературу, изданную в 1980-1990 годы, имея в виду, что она сориентирована на рассмотрение государственно-правовых явлений с точки зрения одной марксистской философской и социологической концепции, причем в ее достаточно догматизированном виде.

Более всего односторонность этого подхода отражалась на понимании сущности и социального назначения государства и права, процесса их исторического развития. Государство и право понимались как явления, возникшие в результате раскола общества на непримиримые антагонистические классы, а сами они рассматривались как орудия в руках экономически господствующих классов для подавления остальной части населения.

История обнаружила неадекватность такого прямолинейного подхода к государству и праву, их роли в жизни общества, показав, что современное цивилизованное государство и право выражает интересы всех основных социальных групп общества и действует ради достижения компромисса между ними, поддержания стабильности и охраны безопасности всего общества.

Важным элементом приобщения студента к научному теоретическому мышлению является систематическое обращение к монографической литературе по теории государства и права, особенно к трудам таких ученых, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.М. Васильев, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Р.З. Лившиц, М.Н. Марченко, Р.О. Халфина и других, а также к публикациям по этому предмету в специальных юридических журналах "Государство и право" (ранее назывался "Советское государство и право"), "Правоведение", «Журнал российского права».

Специфика профессиональной деятельности юриста требует, чтобы с самого начала изучения курса юриспруденции студент начал осваивать методику анализа содержания конкретных нормативных актов: Конституции Российской Федерации, конституционных и иных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства и других.

Периодическим официальным изданием для публикации нормативных актов федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации (Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства) является "Собрание законодательства Российской Федерации". До 1994 года законы публиковались в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", а указы Президента и постановления Правительства в “Собрании нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации".

Нормативные акты, имеющие широкое значение публикуются в официальном источнике - "Российской газете". Они также могут публиковаться в виде отдельных официальных изданий.

Для изучения курса в целом рекомендуется следующая учебная и справочная литература:

Алексеев, С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. – М., 1981, 1982;

Алексеев, С.С. Теория права. – М., 1994;

Байтин, М.И. Теория государства и права: Курс лекций. – М., 2004;

Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М., 2004;

Карташов, В.Н. Теория государства и права: начальный курс.– Кострома, 2002;

Кожевников, С.Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2003;

Лазарев, В.В. Теория права и государства. – М., 2002;

Латинская юридическая фразеология. – М., 1979;

Лившиц, Р.З. Теория права. – М., 2001;

Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005;

Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. - М., 1999;

Лазарев, В.В. Теория права и государства. – М., 2001;

Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 1998;

Общая теория права / под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2003;

Оксамытный, В.В. Теория государства и права. – М., 2004;

Петров, А.В. Теория государства и права: введение в курс. – Нижний Новгород, 2000;

Петров, А.В. Теория государства и права: основные понятия. - Нижний Новгород, 1996;

Петров, А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, 1997;

Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. – М., 2001;

Сырых, В.М. Теория государства и права. – М., 2004;

Теория государства и права / Под редакцией В.К. Бабаева. – М., 2005;

Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001;

Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М, 2005;

Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. – М., 2003;

Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003;

Юридический энциклопедический словарь. - М., 2003.

Следует иметь в виду, что некоторые из перечисленных учебников и учебных пособий сориентированы только на одну часть предмета теории государства и права - теорию права. Они должны быть дополнены при изучении курса материалом других пособий.

3. Лекционные и семинарские занятия

Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и университетской программой по теории государства и права.

Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации во всем курсе теории государства и права, рассматриваются на лекционных занятиях, которые проводятся по расписанию на установочном сборе.

Студенту рекомендуется вести конспект лекций и затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий и дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

Учитывая, что понятия теории государства и права составляют опорные элементы для изучения всех остальных правовых дисциплин, целесообразно сохранить и использовать наработанный материал при освоении отраслевых юридических наук, а также для подготовки к государственному экзамену по теории государства и права.

В лекционном курсе предполагается рассмотреть следующие темы:

1. Теория государства и права как наука: ее предмет,

структура и методика изучения …………… 2 часа

2. Основные понятия теории государства …… 2 часа

3. Право и его источники .................................. 4 часа

4. Система права ………………………………. 4 часа

____________________________________________________

ИТОГО: 12 часов

В соответствии с учебным планом ряд узловых вопросов курса выносится на семинарские занятия. Они проводятся на втором, экзаменационном сборе студентов в течение первого семестра.

Подготовку к семинарским занятиям рекомендуется начать с изучения содержания соответствующего раздела учебника или учебного пособия. Следует зафиксировать для себя основные понятия темы и на этой основе проработать материал рекомендованных к семинарскому занятию статей и монографических работ, проанализировать тексты нормативных актов.

По итогам работы над источниками к каждому отдельному вопросу плана семинарских занятий рекомендуется составить краткий конспект или тезисы ответа, а также выполнить в письменном виде практические задания .

Следует иметь в виду, что на семинарских занятиях не принято пользоваться учебниками.

Семинар представляет собой коллективное обсуждение студентами под контролем преподавателя предусмотренных темой вопросов. Участие студента в обсуждении каждой темы семинарского занятия является обязательным элементом учебного процесса. Оно может выражаться в:

выступлении на семинаре с докладом или сообщением по отдельному вопросу темы,

дополнении или уточнении высказанных другими студентами положений,

приведении альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу,

анализе нормативных актов и казусов, политической и правовой практики и т. п.

Одной из форм проведения семинарского занятия может быть выполнение контрольного письменного задания с последующим анализом и обсуждением итогов.

Студенты, не участвовавшие в семинарском занятии с группой или не подготовившиеся к нему, должны индивидуально отчитаться по соответствующей теме преподавателю в установленные дни.

Прохождение всех тем семинарских занятий с положительной их оценкой является одним из обязательных условий допуска студента к экзамену.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Механизм правового регулирования (4 часа)

1. Механизм правового регулирования: понятие, стадии и основные элементы.

2. Субъекты права, их виды, правоспособность и дееспособность.

3. Понятие и содержание правоотношений. Юридические факты как основания возникновения правоотношений.

4. Реализация права в механизме правового регулирования. Формы реализации субъективных прав и обязанностей.

5. Применение права: понятие, основные стадии. Толкование и использование аналогии в процессе применения права.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая;

Гражданский процессуальный кодекс РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Научная литература:

Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966;

Бобылев, А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. - №5;

Бурлай, Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. – Киев, 1987;

Вопленко, Н.Н. Официальное толкование норм права. – М., 1976;

Гойман, В.И. Действие права (методологический анализ). – М., 1992;

Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 1972;

Гревцов, Ю.М. Правовые отношения и осуществление права.– Л., 1987;

Гревцов, Ю.П. Проблемы теории правового отношения. – Л., 1982;

Дудин, А.П. Объект правоотношения (вопросы теории). – Саратов, 1980;

Завадская, Л.Н. Механизм реализации права. – М., 1992;

Исаков, В.В. Юридические факты в советском праве. – М., 1984;

Кечекьян, С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. – М., 1958;

Книпер, Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти // Государство и право. – 2003. - №8;

Кропачев, Н.М., Прохоров, В.С. О понятии правовых отношений // Правоведение. – 1986. - № 3;

Лазарев, В.В. Советский закон в действии. - М., 1988;

Маврин, С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. – 2003. - №1;

Матузов, Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. – Саратов, 1972;

Малько, А.В. Механизм правового регулирования (Лекция) // Правоведение. – 1996. - № 6;

Маликов, М.К. Проблемы реализации права. – Иркутск, 1988;

Мотовиловкер, Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. – Воронеж, 1990;

Нечаева, А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. – 2001. - №2;

Петрушев, В. А. Проблемы толкования права в Российской Федерации. – М., 2003;

Правовое регулирование в современной России // Государство и право. – 2000. - № 2;

Правоприменение в советском государстве. – М., 1985;

Протасов, В.Н. Юридическая процедура. – М., 1991;

Ромашов, Р.А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. – 2001. – №6;

Рукавишникова, И. В Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. – 2003. - №1;

Сапун, В.А. Механизм реализации советского права // Правоведение. – 1988. - № 5;

Сущность и методы правового регулирования // Законность. - 2001. - № 3;

Ткаченко, Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. – М., 1980;

Фаткуллин, Ф. Н. Теоретические основы реализации права. – Уфа, 2003;

Хабибуллин, А.Г., Рахимов, Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. – 2000. - №5;

Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974;

Черданцев, А.Ф. Толкование советского права. – М., 1979.

Практические задания:

1. Ознакомьтесь с содержанием общих частей Гражданского кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ. Покажите, какие признаки характеризуют правоспособность и дееспособность физических лиц по каждой отрасли права. Определите необходимые свойства юридического лица по гражданскому праву.

2. Используя любые нормы рекомендованных источников права, определите вид и состав необходимого для их реализации юридического факта, содержание возникающего на его основе правоотношения и формы его реализации.

3. Ознакомьтесь с содержанием общих положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Покажите, какие принципы лежат в основе процесса применения гражданского и уголовного права, какие акты применения права завершают соответствующий процесс.

Тема 2. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность (2 часа)

1. Правомерное поведение: понятие, виды. Пути и методы формирования правомерного поведения личности.

2. Правонарушение, его признаки. Причины правонарушений в обществе.

3. Состав правонарушения, его значение для юридической квалификации правонарушения. Необходимые элементы объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава правонарушения.

4. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

5. Правопорядок, его роль в обществе; соотношение с общественным порядком.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Научная литература:

Адельшин, Р. Н. Проблемы юридической ответственности: Монография. – Казань, 2003;

Борисов, В.В. Правовой порядок развитого социализма. - М., 1977;

Базылев, Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). – Красноярск, 1985;

Братусь, С.И. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976;

Горлач, М.Ю. Юридическая ответственность. – Орел, 2003;

Грызунова, Е. В. Правонарушение: юридический состав и его особенности: Применительно к различным видам правонарушений. – Саратов, 2002;

Денисов, Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л., 1983;

Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1982;

Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986;

Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации. – М., 1992;

Лазарев, В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Советское государство и право. – 1983. - № 11;

Лейст, О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981;

Липинский, Д. А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. – М., 2003;

Лунев, В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право. – 1993. - № 5;

Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М., 1985;

Малеин, Н.С. Закон, ответственность и злоупотребление правом // Советское государство и право. - 1991. - № 11;

Малеин, Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. - 1994. - № 6;

Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – М., 1996. – главы IV-IX;

Нурпеисов, Е.К. Психология правомерного поведения. - Алма-Ата, 1984;

Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности. - Киев, 1985;

Право и законность. - М., 1987;

Социальные отклонения. - М., 1989;

Щербакова, Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. - М., 1986;

Щербакова, Н.В. Проблемы правовой установки личности. - Ярославль, 1993.

Практические задания:

1. Используя статистические данные правоохранительных органов или средств массовой информации, определите тенденции изменения количества отдельных видов правонарушений в данном регионе (населенном пункте). Попытайтесь установить, какие основные факторы влияют на динамику данного вида правонарушений.

2. На основе нескольких норм особенных частей Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовного кодекса РФ определите необходимые объективные и субъективные признаки (элементы) состава административного правонарушения и преступления.

3. На основе норм ГК РФ, ТК РФ, УК РФ и КоАП РФ зафиксируйте основные санкции, применяемые при реализации гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной и административной ответственности. Определите, какими органами и в каких формах они применяются.

4. Курсовые работы

Учебным планом предусмотрено написание каждым студентом курсовой работы по теории государства и права. является самостоятельным исследованием студента по определенной теме, имеющим целью закрепить получаемые по специальности знания и привить навыки научной деятельности.

Тема курсовой работы самостоятельно выбирается студентом из предложенного ниже перечня . Выбор ее следует связать с профилем профессиональной работы и наличием необходимой литературы.

К каждой теме курсовой работы приводится примерный план и список литературы, которые позволяют наиболее последовательно и содержательно раскрыть данную тему.

Студент может внести определенные коррективы в план выбранной темы. Однако, отмеченные в примерном плане вопросы должны быть обязательно освещены в курсовой работе.

Из предложенного к теме списка литературы студентом должно быть использовано как минимум 4 - 5 монографических работ и журнальных статей.

Возможно написание курсовой работы по темам курса теории государства и права, не входящим в предложенный перечень. В этом случае тема курсовой работы, ее план и список литературы должны быть согласованы с преподавателем.

По содержанию должна:

охватывать все основные вопросы темы;

логически последовательно излагать их содержание;

показать усвоение студентом основных теоретических понятий;

иметь четко выраженную авторскую позицию;

продемонстрировать работу с нормативными актами и специальной литературой;

опираться на современную политическую и правовую практику.

, выполненная только на базе учебников (учебных пособий), без привлечения дополнительных источников (монографий, научных статей, комментариев и др.), без использования законодательства и практики признается неудовлетворительной.

Структурно работа должна состоять из:

введения, где обосновывается выбор темы, ее актуальность (практическая значимость), дается общая оценка источникам исследования, обосновываются его цели и методика проведения;

содержательной части в точном соответствии с разделами (пунктами) плана;

заключения, где подводятся итоги исследования и делаются теоретические и практические выводы по его результатам.

представляется в печатном виде.

Объем курсовой работы должен составлять 18 - 20 страниц компьютерного текста (без учета списка литературы и приложений), напечатанного на листах А-4 , кеглем 12-14, с интервалом строк 1,5.

Оформление курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

1 . На титульном листе работы указывается полное наименование учебного заведения и факультета, на котором данная работа выполняется, фамилия и инициалы автора, курс, группа, название темы и дисциплина, по которой выполняется работа, научный руководитель или рецензент (ученая степень, ученое звание либо должность, фамилия и инициалы), место и год написания работы. (См. приложение № 1)

2 . должна иметь план (оглавление), который располагается вслед за титульным листом. Ведение и заключение в плане не нумеруются. Основные вопросы в плане отражаются цифрами и заголовками (см. приложение № 2).

Следует обратить внимание на то, что в тексте курсовой работы каждый ее раздел должен быть выделен и обозначен в точном соответствии с разделами (введением, всеми основными вопросами, заключением) плана.

3 . Страницы текста должны быть пронумерованы, оставлены поля (3 - 4 см.) для возможных замечаний по тексту курсовой работы рецензента.

Текст работы должен быть исполнен аккуратно и тщательно выверен (отредактирован); сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

4 . Во всех случаях использования учебной, монографической или иной специальной литературы, нормативного материала, актов судебного толкования необходимо делать ссылки (сноски) на источники информации. Дословное или близкое к тексту воспроизведение источника без соответствующей ссылки на него оценивается научным руководителем (рецензентом) как плагиат.

В курсовой работе должны получить отражение все фактически использованные источники, ссылки на которые следует расположить в нижней части страницы под строками основного текста и нумеровать либо для каждой страницы (раздельная нумерация), либо последовательно для всего текста (сквозная нумерация), соблюдая следующие требования.

Делая ссылку на нормативный акт (Закон, Указ Президента, Постановление Правительства и т.п.), следует привести его полное официальное название и указать источник, в котором он опубликован.

Например : Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №27. – ст. 2710; Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. – ст. 3822;

Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Основы законодательства и Кодексы делать не принято. Достаточно указать на статью и официальное название акта (в том числе - на принятое сокращенное) в тексте работы.

Например : как предусмотрено пунктом 1 ст. 206 УК РФ....

Используя источники печати, автор курсовой работы должен указывать в приведенной ниже последовательности:

для книг - фамилию автора, после фамилии запятая, далее инициалы автора (авторов), название книги, город, где книга издана, год издания, страницу;

например : Байтин, М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Саратов, 2001. - С. 67;

для кур c ов, учебников, учебных пособий - полное название, часть, том, место издания, год издания, страницу;

например : Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – Том 1. Теория государства – М., 1998. – С. 243;

для статей - фамилию и инициалы автора (авторов) статьи, ее полное название, наименование журнала, книги, сборника, в которых она опубликована, место издания (только для книги или сборника), год издания, номер (для журнала, выпуска систематически издаваемых трудов), страницу;

например : Кудрявцев, Ю.А. Политические режимы // Правоведение. – 2002. – №2. – С.34; Марченко, М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права// Вестник МГУ. Серия «Право». - 2002. - №3. - С.23; Петров, А.В. О методологических подходах к определению категории сущности права // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Право». – 2003. – С.71.

Знаком "// " принято предварять наименование только периодических изданий - газет, журналов, выпусков; знак "/ " ставится перед указанием ответственных редакторов учебника, учебного пособия, сборника.

При использовании подряд различных мест из одного и того же источника (одного издания) во второй и последующих ссылках вместо совпадающих библиографических сведений об этом источнике приводят слова "Там же" и указывают страницы.

При повторных (но приводимых не подряд) ссылках на один и тот же источник приводят взамен полных исходных данных только фамилию и инициалы автора книги, слова "Указ. соч." (указанное сочинение) и страницу, а для статьи в периодическом издании словами "указ. соч." заменяется лишь название статьи с сохранением всех остальных исходных данных.

5. Схемы, таблицы, диаграммы, фотографии, последовательно нумерованные, могут быть расположены по тексту, а также в виде приложения после текста работы.

6 . В конце работы следует поместить список литературы, использованной в тексте работы и получившей отражение в подстроченном материале (сносках). В список вносятся лишь те источники, на которые содержатся ссылки в тексте работы. (См. приложение № 3).

7. Библиографические записи в списке группируются в следующем порядке:

Нормативные материалы и акты толкования.

Конституция РФ;

Федеральные конституционные законы РФ;

Федеральные законы РФ (Основы законодательства РФ; Кодексы РФ; иные законодательные акты РФ);

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств;

Нормативные акты органов власти субъектов РФ;

Постановления Конституционного суда РФ;

Постановления Пленума Верховного суда РФ;

Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ;

(Несколько нормативных материалов одного названия располагаются в хронологической последовательности).

Специальная литература .

Приводится в алфавитном порядке;

труды одного автора помещают в хронологическом порядке.

Практический материал.

Приводится со ссылкой на источники (сборники судебной практики, архивные материалы, газеты и т.п.).

8. В конце работы (списка используемой литературы) ставится авторская подпись и дата завершения работы.

Рецензирование и защита курсовой работы.

представляется для рецензирования научному руководителю (рецензенту) в сроки, установленные деканатом факультета. Несвоевременное представление курсовой работы или ее несвоевременная защита является нарушением учебного процесса, препятствующим допуску студента к экзаменационной сессии.

При наличии положительной оценки на выполненную курсовую работу она подлежит защите.

Защита курсовой работы осуществляется перед рецензентом в межсессионный период или по расписанию в период экзаменационной сессии.

На защите студент в устном сообщении должен отразить следующие моменты: а) обоснование выбора темы, б) план работы, в) основные положения работы и выводы, г) изученные источники, д) встретившиеся затруднения, е) краткие ответы на критические замечания рецензента.

После сообщения студенту могут быть заданы вопросы, связанные с содержанием курсовой работы, ответы на которые определяют окончательную оценку курсовой работы.

Запись о защите курсовой работы с оценкой по пятибалльной системе проставляется научным руководителем (рецензентом) в зачетную книжку.

Курсовые работы, признанные по итогам рецензирования или защиты неудовлетворительными, возвращаются студенту для повторного выполнения

Темы курсовых работ:

Тема 1. Механизм современного государства

1. Понятия органа государства и государственного аппарата. Механизм государства.

2. Принцип разделения властей как основа формирования структуры современного государства.

3. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в России: формирование, компетенция, система сдержек и противовесов.

4. Практика взаимодействия ветвей власти в современной России на федеральном и региональном уровнях.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации;

Устав Нижегородской области // Нижегородские новости. – 2006. - № 7;

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447;

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. – 1997 г.. - № 51. – ст. 5712

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1;

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. - Ст. 5005;

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1995. - № 47. - Ст. 4472;

Указ Президента Российской Федерации «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

Научная литература:

Андреев, А.В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации // Правоведение. – 2003. - №1;

Абдуллаев, М.И., Комаров, С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб., 2003;

Административное право Российской Федерации. Учебник. – М., 2006;

Байтин, М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. – 1996. – №3;

Барнашов, А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1988;

Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. – М., 1990;

Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1997. – №3;

Бородин, С.В., Кудрявцев, В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. – 2002. – №5;

Бутенко, А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7;

Горобец, В.Д. Парламент Российской Федерации. – М., 1999;

Гаганова, Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. – 2003. – №3;

Ершов, В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. – 1992. – № 8;

Елисеев, Б.П. Система органов государственной власти в современной России. – М., 1997;

История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М., 2003;

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. – 1999. - №9;

Котенков, А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. – 1999. - №3;

Марченко, М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Проблемы теории государства и права. – М., 1999;

Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. – 2001. – №2;

Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. – М., 1987;

Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 1996;

Тихомиров, Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. – 1990. – № 2;

Фоков, А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. – 2000. – №10;

Чеботарев, Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. – М., 1999;

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. – №5;

Энтин, Н.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.

Примечание.

При анализе вопросов данной темы, помимо теоретических положений, особое внимание следует уделить анализу конкретных статей Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов федерации, указов Президента Российской Федерации о статусе и полномочиях органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особое внимание следует обратить на практику взаимоотношений различных ветвей власти на федеральном и региональном уровнях управления социальными процессами.

Тема 2. Государство в политической системе современного общества

1. Понятия политической системы и политической организации общества. Структура политической системы.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Общественные объединения как элемент политической системы. Их взаимосвязь с государством.

4. Развитие форм представительной и непосредственной демократии на современном этапе.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №27. – ст. 2710;

Федеральный Закон “Об общественных объединениях” // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1930;

Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. – ст. 3822;

Федеральный закон “О политических партиях” // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950;

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.

Научная литература:

Астафичев, П.А. Социально-правовая природа народного представительства // Государство и право. – 2001. - №11;

Баглай, М.В.. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. – 2003. - № 11;

Байтин, М.И О понятии государства // Правоведение. – 2002.– №3;

Бутенко, А.П. Советская многопартийность: современность и первый послеоктябрьский опыт // Советское государство и право. – 1991.- № 1;

Варламова, Н.В., Скурко, Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. – 2001. – №7;

Васильев, В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. – 1994. – № 1;

Гимпельсон, Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1923 гг. – М., 1997;

Гущин, В.З. Общественные объединения и защита прав предпринимателей // Государство и право. – 1993. – № 11;

Каменская, Г., Радионов, А. Политические системы современности. – М., 1994;

Ковлер, А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. – М., 1990;

Кряжков, В.А. Местное самоуправление: от идеи к реальным отношениям // Советское государство и право. – 1992. – № 1;

Лапаева, В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал российского права. – 2002. - №4;

Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. – 1990. – № 10;

Марченко, М. Н. Государственный суверенитет // Правоведение. – 2003. – №1;

Марченко, М.Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. – М., 1985;

Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1996;

Мушинский, В.О. Основные этапы развития советской политической системы // Советское государство и право. – 1988. – № 9;

Основы теории политической системы. – М., 1988;

Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. – М., 1988;

Развитие политических систем в современном мире. – М., 1981;

Степанов, В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. – 2004. - №7;

Сумбатян, Ю.Г. Исторический генезис и сущность политических режимов // Вестник МГУ. – 1995. – № 6;

Чиркин, В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. – 1992. – № 5;

Чиркин, В.Е. Политическая и государственная власть // Советское государство и право. – 1988. – № 1;

Шабров, О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. – 1994. – № 5;

Юдин, Ю. Политические партии и право в современном государстве. – М., 1998.

Примечание .

Практической основой для рассмотрения теоретических вопросов темы должен служить процесс развития политической системы российского общества и ее современное состояние.

Анализ взаимоотношения различных элементов политической системы, форм представительной и непосредственной демократии следует основывать на действующем законодательстве.

Необходимым компонентом содержания работы должен быть также сравнительный анализ политических систем разных стран.

Тема 3. Форма современного государства

1. Форма государства: понятие, основные элементы.

2. Формы правления современных государств.

3. Формы устройства современных государств.

4. Политические режимы в современном мире.

Нормативные акты:

Конституция РФ;

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005;

Федеративный договор. – М., 1992;

Договор «О создании Союзного государства России и Белоруссии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 7. – ст. 78;

Устав Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров – 1994, – № 1. – стр. 4;

Современные зарубежные конституции. – М., 2003.

Научная литература:

Арзамаскин, Н.Н., Кененов, А.А., Хабибуллин, А. Форма современного российского государства: эволюция и правовая основа.– Смоленск, 1997;

Аринин, А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. – М., 1997;

Варламова, Н.В., Гаврилов, О.А., Дудко, И.Г и др. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности / Отв. ред. С.В. Поленина. – М., 2004;

Громыко, А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М., 2003;

Гукепшоков, М. Х. Форма государства: основание и проблемы классификации. – Нальчик, 2001;

Денисов, А.И. Сущность и формы государства. – М., 1960;

Добрынин, Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. – 2003. - №11;

Иванов, В. В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. – 2002. - № 3;

Кашкин, С. Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. – М., 1993;

Козлов, А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. – М., 1996;

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 1997;

Краснов, М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. – 2003. - №10;

Купчиков, А.Т. Политические режимы. – Чебоксары, 2003;

Кудрявцев, Ю. А. Политические режимы // Правоведение. – 2002. - №2;

Левакин, И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. – 2003. - №1;

Михалева, Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. – 2002. - №6;

Петров, В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971;

Саленко, А. В. Россия – унитарная Федерация // Правоведение. – 2001. - №2;

Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992;

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2001;

Федерация. История и современность. (Сравнительное исследование). / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2000;

Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2006;

Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – №1;

Чиркин, В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. – 1994. - №8, 9;

Цыганков, А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995;

Шумский, В.Н. Организационно-правовые основы Содружества Независимых Государств: опыт сравнительного анализа // Государство и право. – 1998. - №11.

Примечание

Практической основой для рассмотрения теоретических вопросов темы должен служить процесс развития формы российского государства и ее современное состояние.

Анализ различных элементов формы государства следует основывать на действующем российском законодательстве.

Необходимым компонентом содержания работы должны быть также сравнительный анализ форм зарубежных государств и исследование практики образования конфедераций и содружеств государств.

Тема 4. Нормы российского права

1. Социальные нормы, их особенности и виды. Роль социальных норм в жизни общества.

2. Признаки юридических норм.

3. Структура нормы права, соотношение нормы и статьи нормативного акта.

4. Виды юридических норм.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ;

Семейный кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ.

Научная литература:

Алексеев, С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. – М., 1989;

Баранов, В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. – Саратов, 1978;

Баранов, В.М. Истинность норм советского права. – Саратов, 1989;

Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. – 1991. – №2;

Берг, О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. – 2003. – №4;

Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978;

Бурлай, Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. – Киев, 1987;

Васильев, А.М. О правовых идеях-принципах // Советское государство и право. – 1975. – № 3;

Вопленко, Н. Н. Право в системе социальных норм. – Волгоград, 2003;

Вопленко, Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. – Иркутск, 1984;

Гайворонская, Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. – 2001. – №3;

Гущина, Н. А. Поощрительные нормы российского права. – СПб., 2003;

Давыдова, М. Л. Нормативно-правовое предписание в теории права. – Волгоград, 2003;

Кострова, Н.М. Процессуальные нормы в структуре советского права // Правоведение. – 1983. – № 3;

Кулажников, М.Н., Шепелев, В.И. Право в системе норм развитого социализма. – Ростов-на-Дону, 1985;

Кулапов, В.Л. Рекомендательные нормы советского права. – Саратов, 1987;

Лейст, О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981;

Научные основы советского правотворчества. – М., 1981;

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И.Байтина и В.К. Бабаева. – Саратов, 1987;

Пеньков, Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. – М., 1972;

Рыбушкин, Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. – Казань, 1990;

Сенякин, И.Н. Специальные нормы советского права. – Саратов, 1987;

Фаршатов, И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. – 2003. – №6.

Примечание.

При анализе вопросов данной темы важно не только разобраться с содержанием соответствующих правовых понятий, но и на примере конкретных статей нормативных актов рассмотреть признаки юридических норм, элементы ее логической структуры, привести примеры различных способов изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

Классификация видов юридических норм также должна опираться на действующее законодательство и практику его применения.

Тема 5. Система российского права

1. Понятие отрасли и института права как основных структурных элементов системы права. Предмет и метод отрасли права.

2. Общая характеристика основных отраслей российского права. Материальное и процессуальное право.

3. Соотношение системы права и системы законодательства.

4. Кодификация и инкорпорация как основные способы систематизации законодательства.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс РФ;

Семейный кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ;

Гражданский процессуальный кодекс РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Научная литература:

Абрамова, А.И. Рахманина, Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. – 2003. - № 7;

Алексеев, С.С. Структура советского права. – М., 1975;

Братусь, С.Н. Система советского законодательства. – М., 1980;

Байтин, М.И., Петров, Д.Е. Система права // Государство и право. – 2003. – №1;

Бобылев, А. И. Минниахметов, Р. Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Государство и право. – 2004. – №7;

Богдановская И.Ю. Судебный прецедент - источник права? // Государство и право. – 2002. – №12;

Васильев, А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. – 1985. – № 1;

Давид Рене. Основные правовые системы современности. – М., 1988;

Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. – 1992. – № 10, 11;

Исаков, Н.В. Правовые акты // Правоведение. – 2002. – №3;

Колдаева, Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. – 2003. - №2;

Кононов, А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. – 2003. – №3;

Кроткова, Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно-практическая конференция) // Государство и право. – 2003. – №7;

Кузьменко, А. В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. – 2003. – №3;

Лившиц, Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. – 1984. – № 2;

Литягин, Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. – 2003. – №4;

Маврин, С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. – 2003. – №1;

Мальцев, В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. – 2003. – №2; hgjjhjdfghfhfhfhfhfhfhfhfhffhffffffh

Михайлов, О.В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. – М., 2003;

Мозолин, В.П. Система российского права // Государство и право. – 2003. – №1;

Морозова, Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. – 1999. – № 2, 3;

Поленина, С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. – №9;

Разуваев, Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. – 2002. – №3;

Рукавишникова, И. В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. – 2003. – №1;

Сенякин, И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: проблемы теории и практики. – Саратов, 1993;

Сорокин, В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. – 2003. – №2;

Сырых, В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. – 2002. - № 10;

Тиунова, Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. – 1987. – № 4.

Примечание .

Теоретические положения, характеризующие содержание элементов системы российского права, предмета и метода правового регулирования отраслей права, соотношения отраслей права и законодательства необходимо раскрывать на основе анализа текстов действующих законодательных актов.

Должны быть приведены конкретные примеры кодификационной деятельности и актов инкорпорации права.

Тема 6. Теория правоотношений

1. Теоретические подходы к определению места и роли правоотношений в механизме правового регулирования.

2. Субъекты правоотношений: их виды, правоспособность и дееспособность.

3. Содержание правоотношений: субъективные права и субъективные юридические обязанности. Объекты правоотношений.

4. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ;

Семейный кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ.

Научная литература:

Алексеев, С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т. 1. – Свердловск, 1972;

Гревцов, Ю.И. Проблемы теории правового отношения. – Л., 1981;

Гревцов, Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. – Л., 1987;

Дудин, А.П. Диалектика правоотношения. – Саратов, 1983;

Дудин, А.П. Объект правоотношения: вопросы теории. – Саратов, 1980;

Исаков, В.Б. Юридические факты в советском праве. – М., 1984;

Кечекьян. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. – М., 1958;

Кропачев, Н.М., Прохоров, В.С. О понятии правовых отношений // Правоведение. – 1986. – №3;

Нечаева, А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. – 2001. – №2;

Петрова, Г.О. Понятие уголовно-правового отношения. – Ставрополь, 1993;

Попондопуло, В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы // Правоведение. – 2002. – №4;

Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. Ю. Е. Пермякова. – Самара, 2003;

Протасов, В.Н. Категория "объект правоотношения": системный и деятельностный подходы // Советское государство и право. – 1988. – № 2;

Протасов, В.Н. Правоотношение как система. – М., 1991;

Суханов, Е.А. Система юридических лиц // Советское государство и право. – 1991. – № 11;

Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. – 1990. – № 2;

Ткаченко, Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. – М., 1980;

Хабибуллин, А.Г., Рахимов, Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. – 2000. - №5

Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974;

Якимов, А.Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – №4.

Примечание .

В работе следует показать основные подходы к определению понятия правоотношения и его места в механизме правового регулирования, существующие в российской правовой науке, обратив по этому вопросу особое внимание на работы Ткаченко Ю.Г. и Халфиной Р.О.

Теоретические положения темы о видах и юридических свойствах субъектов права, содержании и основаниях возникновения правоотношений следует раскрывать, опираясь на законодательные акты и практику регулирования ими общественных отношений.

К курсовой работе в качестве иллюстраций необходимо приложить копии гражданско-правовых договоров, трудовых контрактов иных индивидуальных актов, фиксирующих содержание правоотношений.

Тема 7. Применение права

1. Место и роль применения права в механизме правового регулирования, его основные стадии.

2. Толкование права на стадии юридической квалификации дела. Способы и виды толкования.

3. Аналогия закона и права в процессе применения права: условия и порядок применения.

4. Акты применения права: содержание и форма, отличие от нормативных актов. Виды актов применения права.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский процессуальный кодекс РФ;

Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

Кодекс об административных правонарушениях РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Научная литература:

Аверин, А. В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей: проблемы теории и практики. – Саратов, 2003;

Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. 1, 2. – М., 1981, 1982;

Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992;

Вопленко, Н.И. Социалистическая законность и применение права. – Саратов, 1983;

Вопленко, Н.И. Толкование социалистического права. – Волгоград, 1990;

Галаган, И.А., Василенко, А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. – 1998. – №3;

Григорьев, Ф.А. Акты применения права. – Саратов, 1995;

Дюрягин, И.Я. Применение норм советского права. – Свердловск, 1973;

Загайнова, С. К. Судебный прецедент: Проблемы правоприменения. – М, 2002;

Лазарев, В.В. Применение советского права. – Казань, 1972;

Лазарев, В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. – М., 1974;

Лазарев, В.В. Социально-психологические аспекты применения права. – Казань, 1982;

Книпер, Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти // Государство и право. – 2003. – №8;

Княгинин, К.Н. Охранительные правоприменительные акты.– Свердловск, 1991;

Насырова, Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Теория и практика. – Казань, 1988;

Правоприменение в советском государстве. – М., 1985;

Петрушев, В. А. Проблемы толкования права в Российской Федерации. – М., 2003;

Протасов, В.Н. Юридическая процедура. – М., 1991;

Решетов, Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ. – Казань, 1989;

Спасов, Б. Закон и его толкование. – М., 1986;

Тихомиров, Ю.А. Юридическая коллизия. – М., 1995;

Черданцев, А.Ф. Толкование советского права. – М., 1979.

Примечание .

В теоретическом плане по данной теме следует уяснить различия простых форм реализации права и применения права, четко определить условия, при которых используется такая форма реализации, как применение права.

Теоретические положения о толковании права, аналогии права и закона следует подкрепить конкретными примерами правоприменительной практики.

По вопросу об актах применения права необходимо проанализировать содержание и форму конкретного правоприменительного акта, желательно решения или приговора суда.

Копию этого правоприменительного акта следует приложить в качестве иллюстрации к курсовой работе.

Тема 8. Правонарушение

1. Социальная и юридическая природа правонарушений. Понятие состава правонарушения.

2. Необходимые признаки объекта и объективной стороны состава правонарушения.

3. Необходимые признаки субъекта и субъективной стороны состава правонарушения.

4. Виды правонарушений.

Нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

Кодекс об административных правонарушениях РФ;

Уголовный кодекс РФ.

Научная литература:

Адельшин, Р. Н. Проблемы юридической ответственности. – Казань, 2003;

Базылев, Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). – Красноярск, 1985;

Бондарев, А. А. Юридическая ответственность. – Орел, 2003;

Горлач, М.Ю. Реализация юридической ответственности: вопросы теории и практики. Монография. – Орел, 2003;

Грызунова, Е. В. Правонарушение: юридический состав и его особенности: Применительно к различным видам правонарушений.– Саратов, 2002;

Денисов, Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (Социологический и юридический аспекты). – Л., 1983;

Есаков, Г. А, Рагулина, А. В., Юрченко, И. А. Осознание как компонент интеллектуального элемента умысла: дискуссионные вопросы. // Государство и право. – 2004. – №6;

Иванов, А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. – М., 2004;

Кристи, Н. Пределы наказания. – М., 1985;

Кожевников, С.Н. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность и содержание. – Н. Новгород, 2001;

Кожевников, О.А. Юридическая ответственность в системе права: Монография. – Тольятти, 2003;

Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений. – М., 1978;

Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1982;

Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации. – М., 1992;

Липинский, Д. А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. – М., 2003;

Ломакина, В.Ф. Преступление и проступок. – М., 1991;

Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М., 1985;

Малеин, Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. – 1994. - № 6;

Нерсесян, В.А. Неосторожная вина: проблемы и решения // Государство и право. – 2000. - №4;

Никифоров, А.С. Контроль за преступностью в России // Государство и право. – 1994. – № 5;

Проблемы теории правонарушений. – Воронеж, 1990;

Социальные отклонения. – М., 1989;

Уголовное право. Общая часть. – М., 1992. – Гл. V-IX;

Черниловский, З.М. Смертная казнь: историко-философский аспект // Советское государство и право. – 1991. - № 1;

Явич, Л.С. Общая теория права. – Л., 1976.

Примечание .

В теоретическом плане по данной теме следует четко выделить признаки правонарушения, зафиксировать определение понятия состава правонарушения, показать значение этой конструкции для квалификации противоправных деяний.

Анализ отдельных элементов состава правонарушения должен опираться на конкретные статьи общих и особенных частей Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Вопрос о видах правонарушений следует проиллюстрировать конкретными правоприменительными актами: приказами о наложении дисциплинарных взысканий, постановлениями административных органов, решениями и приговорами судов.

Копии соответствующих документов следует оформить в качестве приложений к курсовой работе.

Контрольные работы

Учебным планом полной или сокращенной заочных форм обучения может быть предусмотрено написание контрольной работы.

Цель контрольной работы – ивное изложение содержания отдельного вопроса теории государства и права. При написании контрольных работ используются, прежде всего, необходимые нормативные источники, а также учебная литература.

Перечень тем контрольных работ доводится до студентов лектором или преподавателем, ведущим семинарские занятия.

К оформлению контрольной работы применяются те же правила, что и к оформлению курсовых работ.

Контрольная работа представляется объемом 8 – 10 страниц (без учета приложений и списка литературы).

Контрольные работы рецензируются преподавателем, и без защиты оцениваются оценками «зачтено» и «не зачтено». Незачтенные контрольные работы возвращаются студенту для повторного выполнения.

5. Курсовые экзамены

Итоговой формой контроля за усвоением студентом материала курса теории государства и права является экзамен, который проводится в объеме, предусмотренном университетской программой по курсу теории государства и права. В качестве форм итоговой аттестации по предмету преподавателем могут быть использованы билеты для устного ответа, контрольные задания для письменного ответа или тестирование.

Оценка знаний студента осуществляется по принятым в университете критериям, которые в упрощенной форме можно свести к следующему:

усвоение студентом всех основных понятий курса оценивается на “удовлетворительно”;

усвоение студентом всех основных понятий курса, свободная в них ориентация, видение системных связей оценивается на “хорошо”;

достижение того же уровня с использованием действующего законодательства, практики его применения и анализа теоретических концепций оценивается на “отлично”.

При наличии пробелов в знаниях студента, свидетельствующих о непонимании или недостаточно четком усвоении содержания и объема основных понятий теории государства и права, ему выставляется оценка “неудовлетворительно”.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку или не явившийся по расписанию на экзамен, сдает его повторно по направлению деканата факультета в дни консультаций экзаменатора.

При получении двух неудовлетворительных оценок, экзамен пересдается комиссии, назначаемой распоряжением декана (заместителя декана) факультета.

Ориентиром для подготовки к экзамену может служить следующий перечень вопросов:

1. Правоведение как общественная наука. Система юридических наук, входящих в правоведение.

2. Теория государства и права как наука, ее предмет, структура и место среди юридических наук.

3. Государственная власть как разновидность социальной власти.

4. Государство, его сущность и назначение в современном обществе.

5. Признаки государства.

6. Государственный аппарат и органы государства.

7. Принципы организации и деятельности аппарата современного государства.

8. Структура (механизм) аппарата современного государства.

9. Социальное назначение и задачи современного государства.

10. Внутренние и внешние функции современного государства.

11. Формы и методы осуществления функций государства.

12. Форма государства: понятие, основные элементы.

13. Формы правления современных государств.

14. Формы устройства современных государств.

15. Политические режимы в современном мире.

16. Политическая система современного общества.

17. Место и роль государства в политической системе.

18. Место и роль общественных объединений в политической системе.

19. Современная наука о происхождении государства.

20. Основные теории происхождения государства.

21. Формационный подход о закономерностях исторического развития государства

22. Цивилизационный подход о закономерностях исторического развития государства

23. Право как элемент системы нормативного регулирования общества.

24. Сущность и назначение права в современном обществе.

25. Источники (формы) права: исторические разновидности.

26. Нормативный акт как источник права.

27. Система нормативных актов в России.

28. Закон в системе нормативных актов. Виды законов.

29. Процедура принятия федеральных законов в России.

30. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

31. Юридическая норма: признаки, структура, виды.

32. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта, способы изложения норм права в статьях нормативных актов.

33. Отрасль и институт права как элементы системы права.

34. Система отраслей российского права .

35. Соотношение сис­те­мы пра­ва и сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва.

36. Кодификация и инкорпорация как основные способы систематизации права.

37. Ме­ха­низм пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния: по­ня­тие, ос­нов­ные ста­дии и элементы.

38. Субъ­ек­ты пра­ва: по­ня­тие, ви­ды.

39. Пра­во­спо­соб­ность и дее­спо­соб­ность субъ­ек­тов пра­ва.

40. Юри­ди­че­ские фак­ты и фак­ти­че­ский со­став: место и роль в механизме правового регулирования.

41. Ви­ды юри­ди­че­ских фак­тов.

42. Пра­во­от­но­ше­ние: ме­сто и роль в механизме пра­во­вого ре­гу­ли­ро­ва­ния.

43. Субъ­ек­тив­ное пра­во и субъ­ек­тив­ная обя­зан­ность как эле­мен­ты со­дер­жа­ния пра­во­от­но­ше­ний.

44. Объ­ек­ты пра­во­от­но­ше­ний.

45. Реа­ли­за­ция пра­ва: со­дер­жа­ние и фор­мы.

46. При­ме­не­ние пра­ва: понятие, со­от­но­ше­ние с про­сты­ми фор­ма­ми реа­ли­за­ции пра­ва.

47. Ста­дия ис­сле­до­ва­ния фак­ти­че­ских об­стоя­тельств в про­цес­се при­ме­не­ния пра­ва.

48. Ста­дия вы­бо­ра нор­мы в про­цес­се при­ме­не­ния пра­ва.

49. Тол­ко­ва­ние пра­ва, его роль в процессе применения права.

50. Способы уяснения смысла правовых норм.

51. Виды толкования по субъектам.

52. Виды толкования по объему.

53. Ана­ло­гия за­ко­на и ана­ло­гия пра­ва: ус­ло­вия при­ме­не­ния.

54. Кол­ли­зии юри­ди­че­ских норм, спо­со­бы раз­ре­ше­ния в про­цес­се при­ме­не­ния пра­ва.

55. Ста­дия при­ня­тия ре­ше­ния в про­цес­се при­ме­не­ния пра­ва.

56. Ак­ты при­ме­не­ния пра­ва: со­дер­жа­ние и фор­ма.

57. Пра­во­мер­ное по­ве­де­ние: объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния. Виды правомерного поведения.

58. Пра­во­на­ру­ше­ние: со­ци­аль­ные и юри­ди­че­ские при­зна­ки.

59. Объ­ект и объ­ек­тив­ная сто­ро­на со­ста­ва пра­во­на­ру­ше­ния.

60. Субъ­ект и субъ­ек­тив­ная сто­ро­на со­ста­ва пра­во­на­ру­ше­ния.

61. Ви­ды пра­во­на­ру­ше­ний.

62. Юри­ди­че­ская от­вет­ст­вен­ность: понятие и роль в пра­во­вом ре­гу­ли­ро­ва­нии.

63. Ви­ды юри­ди­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти.

64. Формы реализации юридической ответственности.

65. Пра­во­по­ря­док. Со­дер­жа­ние, ус­ло­вия ста­би­ли­за­ции, со­от­но­ше­ние с об­ще­ст­вен­ным по­ряд­ком.

66. Пра­во­соз­на­ние: виды, уров­ни, роль в пра­во­вом ре­гу­ли­ро­ва­нии.

67. Пра­во­вая куль­ту­ра общества. Со­от­но­ше­ние с пра­во­вым ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем и пра­во­соз­на­ни­ем.

68. Правовая система общества. Типы и семьи правовых систем.

69. Российская правовая система: особенности формирования и современного развития.

Приложение № 1

(оформление титульного листа)

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

______________________________________________________

Факультет управления и предпринимательства

по теории государства и права на тему:

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Выполнил:

студент группы № 3-11

Кашурин Н. И.

Научный руководитель (рецензент):

Горбатова М.К.

Нижний Новгород

2006

Приложение № 2

(второй лист курсовой работы)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ............................................................................... 3

1. Социальная и правовая природа правонарушений ..... 5

2. Объективные признаки состава правонарушения ......... 8

3. Субъективные признаки состава правонарушения ..... 11

4. Виды правонарушений ................................................ 14

Заключение ...................................................................... 17

Список используемой литературы .................................. 19

Приложения ……………………………………………... 21

Приложение № 3

(оформление списка литературы)

Список используемой литературы:

Нормативные материалы и акты толкования

1. Конституция РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Трудовой кодекс РФ;

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ;

5. Уголовный кодекс РФ;

6. Сборник постановлений Пленума Верховного судов Российской Федерации по уголовным делам. – М., 2005.

Специальная литература

1. Адельшин, Р. Н. Проблемы юридической ответственности. – Казань, 2003;

2. Денисов, Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (Социологический и юридический аспекты). – Л., 1983;

3. Иванов, А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. – М., 2004;

4. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 1982;

5. Кожевников, С.Н. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность и содержание. – Н. Новгород, 2001;

6. Ломакина, В.Ф. Преступление и проступок. – М., 1991;

7. Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985;

8. Никифоров, А.С. Контроль за преступностью в России // Государство и право. – 1994. – № 5;

9. Социальные отклонения. – М., 1989.

“Подпись автора”

“Дата завершения работы”

Петров Александр Васильевич

Горбатова Марина Константиновна

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва:

ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции для студентов заочников

факультета управления и предпринимательства

За­каз­ное из­да­ние ______________________________________________________

Подписано к печати Усл. печ. листов 1,8

Заказ № Тираж

______________________________________________________ Отпечатано в типографии ННГУ