Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению расчетных заданий и практических работ по курсам «Экологический менеджмент» и«Экология» для студентов технических вузов очной, очно-заочной и заочной форм обучения

 

             

Рекомендации методические по выполнению расчетных заданий и практических работ по курсам «Экологический менеджмент» и«Экология» для студентов технических вузов очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Г.В. Давиденко, Ю.Н. Денисов, Л.В. Ломоносова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические рекомендации по выполнению
расчетных заданий и практических работ
по курсам «Экологический менеджмент» и «Экология»

для студентов технических вузов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2010

УДК 502.7

Разработаны в соответствии с Государственными образовательным стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов, обучающихся по химико-технологическим специальностям.

Рецензент:

заведующий кафедрой ТХМ БТИ АлтГТУ
профессор В.А. Куничан.

Работа подготовлена на кафедре
«Теплогазоснабжение и вентиляция, процессы
и аппараты химической технологии».

Давиденко, Г.В.

Экономические методы природопользования: методические ре-комендации по выполнению расчетных заданий и практических работ по курсам «Экологический менеджмент» и «Экология» для студентов технических вузов очной, очно-заочной и заочной форм обучения / Г.В. Давиденко, Ю.Н. Денисов, Л.В. Ломоносова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн.
ун-та, 2010. – 59 с.

В методических рекомендациях даны методики расчёта экономического ущерба и платы за загрязнение окружающей среды, методы оценки эффективности природоохранных мероприятий. Приведены примеры расчётов и даны варианты заданий, максимально приближенные к существующим технологическим процессам.

Предназначены для студентов и преподавателей вузов, могут использоваться в системе дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

УДК 502.7

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры
«Теплогазоснабжение и вентиляция, процессы и аппараты
химической технологии».

Протокол № 1 от 31.08.2009 г.

© Давиденко Г.В., Денисов Ю.Н., Ломоносова Л.В., 2010

© БТИ АлтГТУ, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

4

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………..

6

1.1 Укрупненная оценка экономического ущерба
от загрязнения атмосферы……………………………...………

8

1.2 Укрупненная оценка экономического ущерба
за загрязнение водоемов………………………………………..

12

1.3 Укрупненная оценка экономического ущерба
за загрязнение почв твердыми отходами……………………...

13

2 РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………………………….

14

3 ЭФФЕКТ СУММАЦИИ. КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ…………………………………………………..

18

4 ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ…………………………………………..

18

4.1 Пример расчёта экономического ущерба и платы

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу……………..

18

4.2 Пример расчёта экономического ущерба и платы
за загрязнение поверхностных водоемов……………………...

23

5 ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ………………………………………….

26

5.1 Расчёт экономической оценки ущерба и платы за выброс вредных веществ в атмосферу…………………………………

26

5.2 Расчёт экономического ущерба и платы за сброс вредных веществ в водоем……………………………………..

31

5.3 Расчет объемов загрязняющих веществ и платы
за сбросы в поверхностные водоемы…………………...……..

35

5.4 Эффект суммации и расчет экономического ущерба
за загрязнение поверхностных водоемов……………………...

40

5.5 Контрольные вопросы……………………………………...

42

6 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ………………………..

43

6.1 Оценка эффективности вариантов очистки промышленных сточных вод…………………………………..

46

6.2 Пример расчёта оценки эффективности внедрения природоохранных мероприятий……………………………….

47

6.3 Варианты заданий для определения эффективности природоохранных мероприятий……………………………….

49

6.4 Контрольные вопросы……………………………………...

50

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Нормативы платы за загрязнение окружающей среды и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов РФ………………

52

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….

56

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………….

57

ВВЕДЕНИЕ

Любая производственная деятельность связана с воздействием на окружающую среду (ОС) и тем самым влияет на устойчивость и равновесие биосферы.

В результате производственной деятельности возникают издержки двух типов. Первый тип связан с ущербом , который наносится устойчивому состоянию экосистемы. Второй тип издержек связан с затратами , которые должны пойти на сохранение параметров качества ОС, т.е. на реализацию природоохранных мероприятий. Если предприятие выбрасывает в ОС загрязнения, другие предприятия, окружающие его, начинают терпеть убытки. Убытки начинает терпеть и общество. При этом предприятие заинтересовано в том, чтобы сократить собственные природоохранные издержки, а общество и окружающие предприятия – в том, чтобы уменьшить ущерб, который они вынуждены нести.

С точки зрения предприятия, осуществляющего выбросы, природоохранные издержки и ущерб от загрязнения ОС неравнозначны. Издержки по предотвращению выбросов ложатся на предприятие, они отражаются на всех его экономических показателях, оно вынуждено экономить, для того чтобы произвести эти затраты. Предприятие заинтересовано в снижении этих издержек. Совершенно по-другому предприятие относится к ущербу . Ущерб представляет собой издержки кого-то другого, т.е. для предприятия это внешние издержки . Причем внешние издержки появляются тогда, когда природный ресурс становится ограниченным, т.е. наблюдается ухудшение качества ОС и качества жизни населения.

Внутренние издержки предприятия – это текущие затраты, включаемые в себестоимость продукции, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов и прочие.

Как бы хорошо предприятие не относилось к ОС, оно никогда не поставит в один ряд внутренние и внешние издержки.

Если рассматривать общество как единый организм, в одинаковой мере заинтересованный и в экономии на внутренних издержках по охране ОС, и в сокращении ущерба от загрязнения, то конфликт интересов не возникает. Но как только интересы предприятия и интересы общества расходятся, общество будет заинтересовано в снижении ущерба от загрязнения, а предприятие – в сокращении природоохранных затрат, сразу же появляется необходимость выработки предприятием-загрязнителем такой стратегии, которая позволила бы ему учесть интересы общества, т.е. сократить внешние издержки.

В этом случае, стратегия предприятия должна удовлетворять интересам общества. Это значит, что предприятие-загрязнитель должно оплачивать все издержки, связанные с его деятельностью, как внутренние, так и внешние. Для этого необходимо превратить внешние издержки во внутренние.

Для превращения внешних издержек во внутренние устанавливается плата за загрязнение и плата за потребляемые природные ресурсы, которые должны соответствовать величине экологического ущерба .

В настоящее время существуют различные способы, позволяющие заставить предприятие осуществлять природоохранные мероприятия. К ним относятся: экологическое нормирование, лицензирование, а также платежи за загрязнение ОС, за пользование природными ресурсами.

Расчеты экономического ущерба дают объективную основу для формирования платежей. При системе платежей, основанной на оценке ущерба, нормативы платы в нашей стране должны быть увеличены в 25–30 раз, а по некоторым оценкам в 100 раз по сравнению с существующими.

В данном пособии приведены методы и примеры расчета ущерба, наносимого ОС деятельностью предприятия, а также платежей за загрязнения, величина которых стимулирует предприятие к выработке собственной стратегии управления производством в целях минимизации внутренних и внешних издержек.

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ущерб от загрязнения окружающей среды может рассматриваться в нескольких аспектах – экономическом, социальном, экологическом, моральном .

Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как дополнительные затраты будущего общества из-за изменения качества окружающей среды. Провести такую оценку очень сложно, так как сложно спрогнозировать изменение окружающей среды во времени и в пространстве.

Экономический ущерб – это денежная оценка негативных изменений основных свойств окружающей среды под воздействием загрязнений.

Оценка экономического ущерба имеет большую теоретическую базу в экономической науке и широкое практическое применение.

Экономический ущерб может быть:

– фактическим (расчётным);

– возможным;

– предотвращённым.

Фактический (расчётный) ущерб – фактические потери, урон, наносимый народному хозяйству в результате загрязнения окружающей среды.

Возможный ущерб – это ущерб народному хозяйству, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.

Предотвращённый ущерб – разность между возможным и фактическим

При оценке экономического ущерба от загрязнения используется два основных методологических подхода: прямой счет и косвенная оценка. Метод оценки ущерба прямым счетом требует сбора и обработки огромного объема информации, вследствие большой трудоемкости неудобен для широкого использования в экономических расчетах, и, как правило, служит лишь инструментом для создания информационной базы при разработке косвенных методов определения ущерба.

Косвенный подход к оценке экономического ущерба основан на принципе перенесения на конкретный исследуемый объект общих закономерностей и предполагает использование системы нормативных показателей, фиксирующих зависимость негативных последствий от основных ущербообразующих факторов. В связи с этим метод более применим к негативным процессам, имеющим массовый характер.

В данном пособии рассматривается методика оценки укрупненного экономического ущерба.

Оценка укрупненного экономического ущерба [4] производится по формуле

, (1.1)

где – удельный ущерб от выброса условной тонны загрязняющих веществ, руб./усл. т;

- коэффициент относительной опасности, зависит от среды попадания загрязняющих веществ и природных особенностей этих сред;

- приведенная масса годового выброса n- го количества загрязнителей из источника, усл. т/год;

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные положения методики расчета укрупненного экономического ущерба:

– экономический ущерб (У ) дифференцируется по средам попадания загрязняющих веществ: в атмосферу, водные объекты, земельные ресурсы, подземные воды посредством коэффициента в связи с наличием природных особенностей этих сред;

– основным этапом расчета экономического ущерба является определение показателя условной нагрузки на реципиентов – приведенной массы – , создаваемой каждым источником. Приведенная масса определяется по формуле

, (1.2)

где А i – показатель относительной опасности i -го загрязняющего вещества, рассчитывается в зависимости от среды попадания загрязнения (примеры приведены далее);

i – вид загрязняющего вещества (i =1, 2, 3…n );

– фактическая масса годового сброса i -го вида примеси в окружающую среду, т/год;

Все загрязняющие вещества приводятся к сопоставимым массам с помощью показателя относительной опасностиА и суммируются в агрегированном показателе нагрузки .

Величина нагрузки, рассчитанная с помощью вышеназванных величин ( , А , ), переводится в денежную оценку с помощью показателя удельного ущерба от выброса условной тонны загрязняющих веществ, руб. /усл. т.

На данный момент учеными из разных областей знаний – экологии, медицины, химии, эпидемиологии, промышленной экологии и т.п. разработано множество отраслевых методик на основании того же укрупненного подхода.

Однако современный экономический аппарат не позволяет точно оценить величину экономического ущерба, несмотря на очевидную практическую потребность в различных сферах деятельности. В силу сложности самого понятия ущерба от загрязнения окружающей среды «абсолютно объективные» оценки в принципе невозможны.

В настоящее время разрабатываются и апробируются принципиально новые подходы и методики определения экономического ущерба, базирующиеся на рыночных механизмах природопользования
[3, 9].

1.1 Укрупненная оценка экономического ущерба
от загрязнения атмосферы

Укрупненный метод оценки экономического ущерба от загрязнения атмосферы основан на использовании в расчётах удельных величин ущерба на единицу выбросов загрязняющих веществ, приведенной массы выбросов в год и основных факторов, характеризующих вредность выброса, зависящих от высоты источника, дисперсности и теплового режима выбросов.

Экономическая оценка ущерба У (руб./год), наносимого выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для отдельного источника определяется по формуле:

, (1.3)

где - удельный ущерб от выброса в атмосферу одной условной тонны загрязняющего вещества, =240,0 руб./усл. т выбросов (в ценах 2002 г.);

- показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории (таблица 1.1);

ƒ i - поправка, учитывающая характер рассеивания i- й примеси в атмосфере; рассчитывается в зависимости от скорости оседания частиц Vос (таблица 1.2);

М i - приведенная масса годового выброса i- го загрязнителя из источника, усл. т/год;

i - вид загрязняющего вещества (i =1, 2, 3…n ).

Таблица 1.1 – Величина показателя относительной опасности
загрязнения атмосферного воздуха σ в зависимости от типа территории

Тип загрязняемой территории

Значение σ

Территории курортов, санаториев, заповедников

10

Территории пригородных зон отдыха, садовых
и дачных кооперативов и товариществ

8

Территории населенных мест с плотностью населения 0,1 чел./га (промышленные города)

8

Территории промышленных предприятий (включая защитные зоны) и промузлов

4

Леса: первая группа

0,2

вторая группа

0,1

третья группа

0,025

Пашни: южные зоны (южнее 500 с.ш.)

0,25

центральный черноземный район (ЦЧР)

0,25

южная Сибирь

0,15

прочие районы

0,1

Сады, виноградники

0,5

Пастбища, сенокосы

0,05

Таблица 1.2 – Поправка ƒ для газообразных примесей и мелкодисперсных частиц в зависимости от их скорости оседания Vос , см/с

Величина скорости оседания частиц,

f =10

В формулах, приведенных в таблице 1.2:

h - геометрическая высота устья источника по отношению к среднему уровню зоны активного загрязнения, м;

- поправка на тепловой подъем факела выброса в атмосфере, рассчитывается по формуле

; (1.4)

υ среднегодовое значение скорости ветра, м/с;

w – поправка для скорости ветра υ, значение ее находят по таблице 1.3;

ΔT - среднегодовое значение разности температур в устье источника и окружающей среде, °С.

Таблица 1.3 - Значение поправки w на скорость ветра υ на данной территории

Скорость ветра υ , м/с

1,0

1,5

2,0

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

Значение

поправки w

2,00

1,60

1,33

1,00

0,89

0,80

0,74

0,67

Приведенная масса годового выброса учитывает опасность загрязнителя, ее величина определяется по формуле (1.2) (для i -й при-меси)

где А i - показатель относительной опасности примеси i -го вида, усл. т/т;

mi - масса годового выброса примеси i -го вида в атмосферу, т/год.

Показатель относительной опасности А i определяется как произведение следующих показателей, значения которых приведены в таблице 1.4.

(1.5)

где - показатель относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком;

- поправка, учитывающая вероятность накопления исходной примеси в компонентах окружающей среды;

- поправка, учитывающая действие примеси на различные реципиенты, помимо человека;

- поправка на вероятность образования при участии исходных примесей, выброшенных в атмосферу, других загрязнителей, более опасных, чем исходные;

– поправка, учитывающая вторичное попадание загрязнителя в атмосферу.

Значение показателя определяется по формуле

, (1.6)

где – среднесуточная предельно допустимая концентрация веществ, мг/м3 ;

- предельно допустимые концентрации веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 .

Таблица 1.4 - Значение величин , , , , , для загрязняющих веществ

Вещество

Диоксид серы

0,05

100,00

1

1

1,5

1

5,20

Оксид углерода

3,00

20,00

1

1

1,0

1

1,00

Окислы азота

0,04

2,00

1

1

1,5

1

41,08

Пыль угольной золы

1,00

4,00

1

2

1,2

1

9,30

Сажа

0,05

4,00

1

2

1,2

1

41,57

Свинец и его
соединения

0,0003

0,10

1

5

1,0

1

7071,07

Серная кислота
(туман)

0,1

1,00

1

1

2,0

1

48,99

Сероводород

0,008

10,00

1

1

1,5

1

41,08

Хлористый водород

0,2

5,00

1

2

1,0

1

15,49

Углеводороды

1,5

100,00

1

1

1,01

2

1,28

Фтористые

соединения

0,005

0,05

1

1

2,0

1

980,00

Марганец и его
соединения

0,001

0,3

1

1

1,5

1

670,82

Бенз(а)пирен

0,000001

0,00015

1

5

1,0

1

3162277

Формальдегид

0,003

0,035

1

2

1,0

1

1511,86

Никель

0,001

0,05

1

1

1,5

1

1643,17

Ртуть (металлическая)

0,0003

0,01

1

1

1,0

1

4472,14

Метанол

0,5

5

1

1

1,5

1

7,35

Фенол

0,003

0,3

1

2

1,0

1

516,40

Хлор

0,03

1

1

1

1,0

1

44,72

Аммиак

0,04

20

1

1

2,0

1

15,32

1.2 Укрупненная оценка экономического ущерба
за загрязнение водоемов

Экономическая оценка ущерба У (руб./год), наносимого сбросами загрязняющих веществ в водоемы, для отдельного источника определяется по формуле (1.1):

,

где у – удельный ущерб от сброса в водоем одной условной тонны загрязняющего вещества, у = 440,0 руб/усл. т (в ценах 2002 г.);

- безразмерный показатель, учитывающий относительную опасность загрязнения различных водохозяйственных участков (табли-
ца 1.5);

М i - приведенная масса годового выброса i- го загрязнения из источника, усл. т/год;

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3…n ).

Приведенная масса загрязняющего вещества М i , усл. т/год, определяется по формуле (1.2)

,

где i – вид загрязняющего вещества;

– фактическая масса годового сброса i -го вида примеси в водоем, т/год;

А i – показатель относительной опасности i -го загрязняющего вещества, поступающего в водоем, рассчитывается по формуле:

,

где ПДК i * предельно допустимая концентрация i- го загрязнителя в водоеме.

Таблица 1.5 – Показатели относительной опасности загрязнения различных водохозяйственных участков σ

Наименование участка

σ

Нева (г. Санкт-Петербург)

0,47

Даугава (г. Рига)

0,50

Неман

0,58

Днестр

1,84

Днепр (г. Киев)

1,75

Днепр (устье)

0,99

Дон (устье р. Воронеж)

1,63

Дон (устье р. Сев. Донец)

3,79

Волга (устье р. Ока)

2,60

Волга (устье р. Кама)

0,50

Волга (г. Самара)

0,70

Обь (г. Новосибирск)

0,34

Енисей (г. Красноярск)

0,18

1.3 Укрупненная оценка экономического ущерба
за загрязнение почв твердыми отходами

Укрупненную оценку ущерба в результате загрязнения почв твердыми отходами проводят по уравнению

, (1.7)

где m – масса твердых отходов, т/год;

– удельный ущерб от поступления в окружающую среду од-ной тонны твердых отходов (руб./т).

Удельный ущерб от поступления в окружающую среду на почвы одной тонны твердых отходов производства и потребления может быть выражен через затраты на удаление, обезвреживание и захороне-ние твердых отходов, а также через стоимость отчуждаемой для этих целей земли и затраты на ее санитарно-гигиеническую рекультива-цию

, (1.8)

где – затраты на удаление, обезвреживание и захоронение 1 т твердых отходов (руб./т);

– ущерб, наносимый народному хозяйству при изъятии терри-тории под складирование, создание отвалов, захоронение 1 т твердых отходов с последующей их санитарно-гигиенической рекультивацией (руб./т).

Для расчета затрат на удаление отходов используют выра-жение

, (1.9)

где – текущие затраты на удаление 1 т твердых отходов (транспо-ртировка отходов, погрузочно-разгрузочные работы), руб./т;

– эксплуатационные расходы, связанные с содержанием 1 т твердых отходов на свалках или отвалах, а также с обезвреживанием или уничтожением твердых отходов в специальных установках руб./т;

– нормативный коэффициент экономической эффективности удельных капитальных затрат;

– удельные капитальные затраты на сооружение систем уда-ления, обезвреживания, складирования или уничтожения отходов,
руб. т/год.

Величину ущерба рассчитываем по формуле

, (1.10)

где – экономическая оценка 1 га земли по нормативам затрат на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, руб./га;

– усредненные затраты на санитарно-гигиеническую рекульти-вацию 1 га земли;

S – площадь, используемая при складировании 1 т твердых отхо-дов.

2 РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Плата за загрязнение ОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов загрязняющих веществ, затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов и стимулирует снижение или поддержание выбросов в пределах нормативов.

Методика расчета платы разработана на основе:

- Закона РФ «Об охране окружающей среды»;

- Постановления правительства РФ от 28 августа 1992 г.
№ 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (введено в действие
1 января 1993 г.);

- Постановления правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12 июня 2003 г. № 344 (далее Постановление № 344).

В соответствии с этими постановлениями предусматривается:

1. Взимание платы за следующие виды вредного воздействия на ОС:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

– размещение отходов;

– другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

2. Размер платы определяется как сумма плат за загрязнение:

– в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ), сбросов загрязняющих веществ (ПДС);

– в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ВСС, ВСВ)) ;

– за сверхлимитное загрязнение окружающей среды .

Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ определяется путем перемножения базовых нормативов платы на величину (массу) загрязнения на коэффициент, экологической ситуации в данном регионе и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и находится по формуле

, (2.1)

где i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3…n );

- масса годового выброса (сброса) i -го вида примеси в атмосферу (водоем), т/год;

- базовый норматив платы за выброс (сброс, размещение)
1 тонны загрязняющих вредных веществ, руб. (Постановление № 344);

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы, почвы либо поверхностного водного объекта в данном регионе (см. Постановление № 344).

При этом в зависимости от объема загрязнений устанавливаются два вида базовых нормативов платы :

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов : предельно допустимые сбросы, предельно допустимые выбросы;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов).

3. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, ввиду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды
и здоровья населения.
Их величины определены в Постановлении
№ 344.

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы, почвы либо поверхностного водного объекта в данном регионе ( ) устанавливается для отдельных регионов и бассейнов рек, учитывает экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов (см. Постановление № 344).

4. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих базовых нормативов платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

5. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих базовых нормативов платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, другими видами вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

6. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих базовых нормативов платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

7. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 настоящего Порядка.

8. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

9. Если указанные платежи, определенные расчетно, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Плата рассчитывается на один год. Платежи за загрязнение вносятся предприятием ежеквартально.

13 ЭФФЕКТ СУММАЦИИ. КОМБИНИРОВАННОЕ
ДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ

При одновременном присутствии и взаимодействии в ОС нескольких веществ с одинаковыми или разными лимитирующими показателями вредности могут быть следующие эффекты: нейтрализация, суммация и синергетический эффект .

В первом случае происходит ослабление воздействия загрязняющих веществ смеси.

Синергетический эффект наблюдается тогда, когда два относительно малоопасных вещества, соединяясь, дают высокотоксичное соединение.

При суммации суммарная концентрация вредных веществ должна удовлетворять условию:

ЭС = С 1 /ПДК 1 + С 2 /ПДК 2 + … + С n / ПДК n 1 , (3.1)

где С 1 , С 2 , С n – фактическая концентрация загрязнений;

ПДК 1 , ПДК 2 , ПДК n – предельно допустимая концентрация этих же загрязнителей (среднесуточная).

Если ЭС < 1, то происходит эффект потенцирования, смесь загрязнителей не мешает самоочистке водоема. Это означает, что смесь может без очистки сбрасываться в водоем.

Если ЭС = 1, то происходит процесс аддитивности – накопление загрязнителей, т.е. наблюдается пороговое состояние, достаточно применять механические очистные сооружения.

Если ЭС > 1, то происходит процесс антагонизма. Происходят химические процессы взаимодействия загрязнителей в смеси. В этом случае требуются более сложные, комбинированные методы очистки (механические, физико-химические, биологические).

4 ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ

4.1 Пример расчёта экономического ущерба и платы
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

4.1.1 Рассчитать ущерб от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории промышленных предприятий по заданному варианту (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Данные для расчёта экономического ущерба

Перечень загрязняющих веществ
(отходов)

Выброшено за год, т

Высота

h , м

Скорость ветра
υ , м/с

T ,

˚С

Скорость осаждения

, см/с

ПДВ

ВСВ

Марганца диоксид

0,002

2

4,5

5

0,1

Фтористые

соединения

0,00031

10

4,5

5

1

Пыль угольной золы

32,969

20

4,5

100

20

Сажа

0,0403

20

4,5

100

20

Оксид углерода

14,256

20

4,5

100

0,1

Ущерб от загрязнения атмосферы У , (руб. /год) рассчитываем по формуле (1.3) для n = 5 загрязняющих веществ

У = у × s× (f 1 M 1 + f 2 M 2 + f3 М3 + f 4 M 4 + f 5 M 5 ),

где у = 240 руб/усл. т;

s = 4 – для выбросов на территории предприятий (см. табли-
цу 1.1).

Поправку ƒ, учитывающую характер рассеивания каждого загрязнителя, рассчитываем по формулам, приведенным в таблице 1.2, в зависимости от скорости осаждения частиц.

Приведенную массу годового выброса каждого из заданных загрязнителей М1 , М2 …М5 рассчитываем по формуле (1.2).

Показатель относительной опасности каждого загрязнителя –
А находим по формуле (1.5). Методика его расчета изложена выше в разделе 1.1.

Марганца диоксид

Скорость ветра υ = 4,5 м/с, по таблице 1.3 находим поправку на скорость ветра w = 0,74.

По формуле (1.4) находим значение поправки на тепловой подъем факела = 1,0.

При скорости осаждения частиц = 0,l см/с, поправку, учитывающую характер рассеивания ƒ, рассчитаем по формуле (см. таблицу 1.2):

.

Расчёт приведенной массы годового выброса диоксида марганца проводим по формуле (1.2).

Значения ПДКсс = 0,01 мг/м3 , ПДКрз = 0,3 мг/м3 – из таблицы 1.4;
a = 1, d = 5, b = 1, l = 1 берём из условия задачи (см. таблицу 4.1).

.

= 141ּ1ּ5ּ1ּ1 = 707 (усл. т/т).

т = 0,002 т/год.

= 707×0,002 = 1,414 (усл. т/г).

Фтористые соединения

υ = 4,5 м/с, w = 0,74, m = 0,00031 т/год, j = 1,0, = 1 см/с.

.

ПДК сс = 0,005 мг/м3 , ПДК рз = 0,05 мг/м3 , a = 1, d = 1, b = 2, l = 1.

=

А = 490×1×1×1×2 = 980 (усл. т/т).

= 980×0,00031 = 0,3 (усл. т/г).

Пыль

υ = 4,5 м/с, w = 0,74, m = 32,969 т/год, j =2,33, = 20 см/с.

ПДКсс = 1,0 мг/м3 , ПДКрз = 4,0 мг/м3 , a = 1, d = 2, b = 1,2, l = 1.

=

А = 3,87×1×2×1×1,2 = 9,295 (усл. т/т).

= 32,969×9,295=306,452 (усл. т/год).

Сажа

υ = 4,5 м/с, w = 0,74, m = 0,0403 т/год, j = 2,33, = 20 см/с.

ПДК сс = 0,05 мг/м3 , ПДК рз = 4,0 мг/м3 , a = 1, d = 2, b = 1,2, l = 1.

=

А = 17,3×1×2×1×1,2 = 41,5 (усл. т/т).

= 41,5×0,0403=1,67 (усл. т/год).

Оксид углерода

υ = 4,5 м/с, w = 0,74, m = 14,256 т/год, j = 2,33, = 0,1 см/с.

ПДКсс = 3,0 мг/м3 , ПДКрз = 20,0 мг/м3 , a = 1, d = 1, b = 1, l = 1.

=

А = 1×1×1×1×1 = 1 (усл. т/т).

= 1×14,256=14,256 (усл. т/год).

Экономическую оценку ущерба производим по формуле (1.1)

У = 240×4×(0,913×1,41 + 3,52×0,3 + 2,85×306,452 + 2,85×1,67 +
+ 0,63×14,256) = 851157,42 (руб/год).

Ущерб от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по заданному варианту составит 851157,42 руб. в год (заносим в табли-
цу 4.2).

4.1.2 Пример р асчёта платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Рассчитать размер платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду по заданному варианту.

Для расчета платы значения всех заданных параметров сводим в таблицу 4.2, в ней величины столбцов 1, 2, 3 – данные задания, 4, 5 – нормативные (Приложение А, таблица А.1), 6, 7 – данные, получаемые в результате расчетов.

Таблица 4.2 – Сводная таблица

Загрязнители

Выброшено за отчетный период (т/год),

Базовые нормативы платы за сбросы загр. веществ, руб./т

Размер платы,

руб.

Экономический ущерб, У , руб.

m ПДС

m ВСС

Н ПДС

Н ВСС

P ПДС

P ВСС

В пределах установленных допустимых нрмативов

В пределах временно согласованных сбросов

В пределах установленных допустимых нормативов

В пределах временно согласованных сбросов

В пределах установленных допустимых нормативов

В пределах временно согласованных сбросов

Марганца

диоксид

0,002

2050

10250

4,92

851157,42

Фтористые соединения

0,00031

68

340

0,025

Пыль

32,969

13,7

68,5

537,52

Сажа

0,0403

4,1

20,5

1,98

Оксид

углерода

14,256

0,6

3,0

10,264

Итого:

554,71

Итого: размер платы и экономический ущерб от загрязнений составили

554,71

Расчёт платы за выброс в атмосферу производим по формуле (2.1)

.

Рассчитаем плату за выбросы диоксида марганца, подставив значения: mMn = 0,002 т (по заданию), HMn = 2050 руб./т (см. Приложение А, таблицу А.1), кэ = 1, 2 (см. Приложение А, таблицу А.3) и, рассчитав плату за выбросы остальных веществ, получим:

а) для марганца = 0,002×2050×1,2 = 4,92 (руб.);

б) для фтористых соединений = 0,00031×68× 1,2 =0,025 (руб.);

в) для пыли = 32,696×13,7×1,2 = 537,52 (руб.);

г) для сажи = 0,0403×41×1,2 = 1,98 (руб.);

д) для оксида углерода = 14,256×0,6×1,2 = 10,264 (руб.).

Тогда плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составит

Р= + + +=

= 4,92 + 0,025 + 537,52 + 1,98 + 10,264 = 554,71 (руб.).

Результаты расчёта платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (ПДВ) по заданному варианту представлены в сводной таблице 4.2.

4.2 Пример р асчёта экономического ущерба и платы
за загрязнение поверхностных водоемов

Задание. Сделать оценку укрупненного фактического экономического ущерба от загрязнения водоема в бассейне реки Оби.

Рассчитать плату за загрязнение окружающей природной среды.

Таблица 4.3 – Вариант задания

Перечень загрязняющих веществ (отходов)

Выброшено за отчетный период, т/год

ПДК (мг/л)

ПДС

ВСС

Марганец

20

10

10

СПАВ

10

5

0,5

4.2.1 Экономическая оценка ущерба У (руб./год), наносимого сбросами загрязняющих веществ в водоемы, для отдельного источника определяется по формуле (1.1)

,

где = 400 руб./усл. т;

σ = 0,34 (река Обь);

- приведенная масса годового выброса i- го загрязнения из источника, усл. т/год.

Приведенная масса загрязняющих веществ определяем по фор-
муле

,

где i – вид загрязняющего вещества;

А i – показатель относительной опасности i -го загрязняющего вещества, поступающего в водоем;

– фактическая масса годового сброса i -го вида примеси в водоем, т/год.

Показатель относительной опасности i -го загрязняющего вещества рассчитываем по формуле

,

где ПДК i предельно допустимая концентрация i- го загрязнителя в водоеме.

Фактическая масса годового сброса i -го вида примеси рассчитывается как сумма сбросов в размерах предельно допустимых нормативов сбросов (ПДС) и в размерах установленных лимитов сбросов (ВСС)

.

Подставив выражения для фактической и приведенной массы загрязняющих веществ, показатель относительной опасности в формулу для расчета экономического ущерба, получим выражение для расчета ущерба от сброса в водоем сточных вод предприятия, содержащих марганец и СПАВ,

=

= (руб).

Ущерб, нанесенный окружающей природной среде от поступления в водоем сточных вод предприятия, содержащих марганец и СПАВ, составит 4488 руб. в год (заносим в итоговую таблицу 4.4).

4.2.2 Расчет платы за загрязнение водоема

Размеры платежей предприятия за сбросы загрязняющих веществ (в нашем варианте марганец и СПАВ) предусматривают два вида платы и рассчитываются по формуле (2.3):

– за сбросы в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы (ПДС): по заданию количество Mn со-ставляет 20 т/год, СПАВ – 10 т/год;

– за сбросы в пределах установленных лимитов (ВСС) (временно согласованные): Mn – 10 т/год, СПАВ – 5 т/год.

Значения всех параметров, необходимые для расчета сводим в таблицу 4.4, в ней величины столбцов 1, 2, 3 данные задания, 4, 5 нормативные значения (см. Приложение А, таблицу А.2), 6, 7 – получаем в результате расчетов.

Рассчитаем плату за сбросы марганца в размерах ПДС, подставив в формулу (2.1) значения величин:

=1,04 – коэффициент экологической ситуации в районе реки Оби, Алтайский край (см. Приложение А, таблицу А.4);

т/год – количество марганца в пределах ПДС;

руб./т – базовый норматив платы за сброс Mn в размерах ПДС (см. Приложение А, таблицу А.2).

Получим

(руб.).

Плата за сбросы СПАВ в размерах ПДС составит

(руб.).

Таким же образом рассчитаем плату, которую вносит предприятие за загрязнение водоема в пределах временно согласованных сбро-сов

,

Плату, вносимую предприятием за загрязнение окружающей природной среды сточными водами, содержащими марганец и СПАВ, рассчитываем как сумму платежей за загрязнение в пределах ПДС и ВСС.

Размер платы составит 2025572,64 руб. в год.

Все нормативные и расчетные данные сводим в таблице 4.4.

Таблица 4.4 – Сводная таблица

Загрязнители

Выброшено за отчетный период (тонн/год),

Базовые нормативы платы за сбросы загр. веществ, руб/т

Размер платы,

руб.

Экономический ущерб У, руб.

m ПДС

m ВСС

Н ПДС

Н ВСС

P ПДС

P ВСС

В пределах установленных допустимых нрмативов

В пределах временно согласованных сбросов

В пределах установленных допустимых нормативов

В пределах временно согласованных сбросов

В пределах установленных допус-тимых нормативов

В пределах временно согласованных сбросов

Марганец

20

10

27548

137740

572998,4

1432496

4488

СПАВ

10

5

551,6

2758

5736,64

14341,6

Итого:

578735,04

1446837,6

Итого: размер платы и экономический ущерб от загрязнений составили

2025572,64

5 ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

5.1 Расчёт экономической оценки ущерба и платы за выброс вредных веществ в атмосферу

1. Определить технологический процесс, содержащий в атмосферном выбросе загрязняющие вещества согласно варианту задания (таблица 5.1).

2. Описать состояние экологических систем (почвы, воды, атмосферы) в зоне действия данного технологического процесса. Рассмотреть антропогенные и природные факторы, влияющие на флору, фауну, здоровье населения и общую экологическую ситуацию в регионе (Алтайский край, г. Бийск).

3. Определить объективные и субъективные составляющие системы управления качеством окружающей среды (СУКОС). Дать возможные варианты предотвращения негативного воздействия технологического процесса (административно-правовые, экономические, технологические).

4. Рассчитать экономический ущерб и плату за загрязнение окружающей природной среды. Коэффициент экологической ситуации взять для Западной Сибири.

Все расчеты свести в таблицу (см. таблицу 4.2). Сделать выводы.

5. Ответить на контрольные вопросы (раздел 5.5).

Таблица 5.1 – Данные для расчёта

 

 

 

Перечень загрязняющих веществ (отходов)

Выброшено за

отчетный период

Высота h , м

Скорость ветра v ,

м/сек

T ,

°С

Скорость оседания,

, см/сек

ПДВ

ВСВ

1

2

3

4

5

6

7

Вариант 1

Оксид углерода