Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по ср с

 

             

Рекомендации методические по ср с

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

Кафедра экономической теории и международной экономики

МАТЕРИАЛЫ ПО СР С (СР СП) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Специальность: 05 0510 – «Государственное и местное управление»

КАРАГАНДА – 2010

Материалы по СРС (СРСП) составлены: к.э.н., доцентом Бляловой Н.Г. на основании рабочих учебных планов специальности 6N0510 – «Государственное и местное управление»

Рассмотрены на заседании Учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

«10» июня 2010 г. Протокол УМС № 10

Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.

Сведения о составителях:

Блялова Н.Г. к.э.н., доцент кафедры экономической теории и международной экономики

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 266

г. Караганда, ул. Академическая, 9

тел. 441624 (143)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СР С (СР СП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа магистранта по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания С РС

Особенности курса «Совершенствование государственного управления» обуславливают широчай­ший набор форм СРС. Это такие формы, как:

- изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

- подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

- подготовка а по определенной теме;

- взаимное рецензирование ов, эссе, докладов;

- составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

- решение задач;

- анализ институциональной ситуации;

- участие в групповом проекте;

- выступление с презентацией по выбранной теме;

- подготовка обзора по теме;

- подготовка индивидуального проекта;

- подготовка эссе и т.д.

Рекомендации магистранту для эффективной организации

СР С (СРСП)

Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала необходимо:

- иметь конспект лекции;

- иметь программу курса;

- иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

- целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

- работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

- работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

- работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

- если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Решение задач. Методика выполнения заданий:

- выполнение подобных заданий можно начинать только после проработки лекционного материала по данной теме;

- приступая к решению задачи, необходимо внимательно прочесть ее условие;

- продумать план решения;

- определить формулы, которые должны быть использованы при решении задачи;

- еще раз вникнуть в сущность величин, входящих в формулы;

- произвести решение сначала в общем виде, а затем подставить численные значения буквенных величин;

- указать единицы измерения результатов промежуточных и окончательного решений;

- сделать анализ правильности решения.

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

- проверка текущей успеваемости магистрантов;

- выяснение подготовленности магистрантов;

- организация методики работы с отстающими магистрантами.

Магистрантам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

- знать тему контрольной работы;

- освежить в памяти теоретический материал, основные формулы и методы решения задач на данную тему;

- вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

Если магистрант систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

- проанализировать полученное решение;

- готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

- убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

- задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально, планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность.

Кейс . Описание ситуации (case - случай). Проведение занятий в форме кейс-стади предполагает предварительное ознакомление студентов в содержанием кейса. На самом занятии происходит обсуждение кейса – оно может происходить коллективно, либо в подгруппах. Если обсуждение кейса происходит в подгруппах, то занятие принимает отчасти форму дебатов.

Подготовка ов, эссе, фиксированного сообщения . , являясь наиболее распространенной формой СРС, представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы. Содержание а должно в полной мере раскрывать заявленную в названии тему. Эссе представляет собой изложение размышлений, соображений, взглядов студента на актуальные проблемы в любом выбранном студентом жанре – критики, публицистики и т.д. Фиксированное сообщение – мини-доклад на определенную тему, предоставляющее собой краткое освещение выбранной проблемы. В отличие от а, он не оформляется в виде письменной работы.

Выступление с презентацией по выбранной теме. Студент может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта данной темы. Презентация оценивается по тому, насколько раскрыта тема, насколько отражена точка зрения докладчика и вызвала ли она интерес со стороны аудитории.

Дебаты. Группа делится на три подгруппы: две из которых (5-6 человек) приводит доказательства одной их противоположных точек зрения на проблему, третья подгруппа – «зрители» - задает вопросы и определяет победителей. Дебаты проводит спикер, в роли которого может выступить преподаватель или студент. Участие в дебатах предполагает предварительную домашнюю подготовку, работу с дополнительной литературой и составление выступлений.

Подготовка обзора по теме. Краткий обзор по теме (1-2 страницы) выполняется письменно с привлечением дополнительного материала из печати или информационных ресурсов Интернета. Данный вид задания не предполагает презентацию, а проверяется и оценивается только преподавателем.

Анализ статистических данных. Студент должен самостоятельно найти необходимые статистические данные и проанализировать их.

Формы проведения СРСП по курсу «Государственная управления внешнеэкономической деятельностью»

Название темы

Формы проведения СРСП

Тема 1. Повышение роли внешнеэкономического фактора – главное направление развития мировой экономики.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, составление структурно-логической схемы, выполнение тестовых заданий и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание эссе, подготовить фиксированное выступление *

Тема 2. Формирование и осуществление внешнеэкономической политики государства.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, провести анализ существующих институтов в Республике Казахстан, подготовиться к обсуждению рекомендованных статей из научных журналов*

Тема 3. Организация внешнеэкономической деятельности а Республике Казахстан.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, защита индивидуальных проектов*

Тема 4. Организация государственного регулирования внешнеэкономических связей в странах с рыночной экономикой.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, подготовить ы, презентовать статьи*

Тема 5. Особенности ценообразования на мировом рынке.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, провести анализ институциональной ситуации, подготовка индивидуального проекта, презентация статей*

Тема 6. Внешнеторговые операции.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание ов, составление дополнительного глоссария, подготовить фиксированное выступление*

Тема 7. Торговые посредники, биржи, аукционы и международные торги.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, подготовка индивидуального проекта, написать эссе*

Тема 8. Международные расчеты и страхование в международной торговой практике.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий и вопросов для самоконтроля, обзор научных трудов, написать эссе, подготовить индивидуальный проект*

Тема 9. Кредитование в международной торговле.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, подготовить доклад*

Тема 10. Контрагенты международной торговли.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание ов, составление дополнительного глоссария, подготовить фиксированное выступление*

Тема 11.

Организация и техника деловых контактов

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, подготовка индивидуального проекта, написать эссе*

* - предусмотрена возможность инициативного предложения магистрантов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)

Тема 1. Повышение роли внешнеэкономического фактора – главное направление развития мировой экономики.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Написать академическое эссе на тему: «Особенности моделей государственного управления внешнеэкономической деятельностью».

6. Начать составление глоссария по дисциплине.

Вопросы для самоконтроля

1. Изложите современные взгляды на содержание ВЭД

2. Каковы основные различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках?

3. Охарактеризуйте основные виды и формы ВЭД

4. Что представляет собой внешнеэкономический комплекс РК?

5. Какие государственные органы уполномочены осуществлять контроль и регулирование в области ВЭД?

6. Какие организации и лица непосредственно участвуют в ВЭД путем совершения внешнеторговых операций?

7. Какие организации призваны содействовать развитию ВЭД?

8. Какие загранучреждения занимаются вопросами ВЭД?

9. Какие проблемы укрепления и повышения эффективности ВЭК актуальны в современных условиях?

10. Какие проблемы необходимо решить в связи с вхождением Казахстана в ВТО?

Задания

1. Одной из целей управления ВЭД является максимизация возможностей развития ВЭД и нейтрализация угроз, связанных с ее осуществлением. С названной позиции одним из приоритетов является обеспечение экономической безопасности национального хозяйственного комплекса. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.

2. В чем состоит различие таких понятий как «внешнеэкономическая деятельность» и «внешнеэкономический комплекс», «внешнеэкономическая деятельность» и «международные экономические отношения»?

3. Управление внешнеэкономической деятельностью позволяет решать ряд задач. Вспомните их и назовите те, которые связаны и зависят от процесса глобализации.

4. Любое государство стремиться защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции. Как в Казахстане решается эта проблема?

5. До настоящего времени ведется дискуссия о вхождении Казахстана в ВТО, о плюсах и минусах этого процесса. Ваша точка зрения по этому вопросу.

Тесты

1. Что из перечисленного не относится к общим факторам развития внешнеэкономической деятельности:

а) неравномерность экономического развития различных стран мира;

в) различная в людских, сырьевых, финансовых ресурсах;

с) глобализация экономики;

д) характер политических отношений;

е) особенности географического положения.

2. К формам внешнеэкономических связей относятся:

а) внешнеторговые связи;

в) создание совместных предприятии;

с) оказание услуг;

д) научно-техническое сотрудничество;

е) все ответы верны.

3. Материальной основой ВЭД является:

а) топливо-энергитическая система страны;

в) оборонная система страны;

с) внешнеэкономический комплекс страны;

д) агропромышленный комплекс страны;

е) строительный комплекс страны.

4. Управление ВЭД позволяет решать следующие задачи:

а) поддерживать платежный баланс страны;

в) заимствовать передовой мировой опыт;

с) пользоваться иностранными кредитами, инвестициями;

д) участвовать в мировых интеграционных процессах;

е) все ответы верны.

5. Модель управления ВЭД, ориентированная на занятие доминирующею положения в структуре мирохозяйственных связей, называется:

а) экспансионистской,

в) стабилизационной;

с) структурной;

д) фискальной;

е) инструментальной.

6. Модель управления ВЭД, направленная на сохранение исторически сформировавшегося регионального межгосударственного рынка и конкурентных позиций, входящих в него государств называется:

а) экспансионистской,

в) стабилизационной;

с) структурной;

д) фискальной;

е) инструментальной.

7. Модель управления ВЭД, направленная на использование потенциала мирохозяйственной системы для ускорения процессов реконструкции и развития национального хозяйственного комплекса называется:

а) экспансионистской,

в) стабилизационной;

с) структурной;

д) фискальной;

е) инструментальной.

8. Модель, направленная на максимизацию текущих доходов, получаемых государством от осуществления ВЭД, и в первую очередь, импортных операций, называется:

а) экспансионистской,

в) стабилизационной;

с) структурной;

д) фискальной;

е) инструментальной.

Тема 2. Децентрализация государственного управления

Задания СРМ

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

6. Подготовить индивидуальные проекты на тему: «Опыт децентрализации государственного управления в странах Западной Европы, странах СНГ»

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение категории «власть».

2. Что Вы понимаете по харизмой (властью примера)?

3. Влияют ли глобальные изменения мирового хозяйства на процесс децентрализации государственного управления?

4. Какие институты призваны разрабатывать стратегию децентрализации государственного управления?

5. Как можно определить понятие «децентрализация государственного управления»?

6. Каковы основные причины, вызвавшие необходимость децентрализации государственного управления?

7. Каковы структура и уровни бюджетной системы страны? (На основе Закона РК «О бюджетной системе»).

8. В чем Вы видите общее и особенное в процессе децентрализации стран СНГ?

9. В чем Вы видите общее и особенное в процессе децентрализации стран Западной Европы?

10. В какой стране процесс децентрализации государственной власти происходит наиболее эффективно и почему?

11. Согласны ли Вы с мнением В.В. Путина, что в результате процессов реформирования и децентрализации правительства должно быть обслуживающим по отношению к обществу?

Задания

1. Составьте кроссворд, используя следующие термины: власть, децентрализация, оптимизация, иерархия, управление, функции, область, район, самоуправление, демократия, деконцентрация, благосостояние, полномочия, конституция, бюджет.

2. В теории управления известны принципы наименьшего воздействия, делегирования полномочий и норма управляемости, которые используются при рассмотрении проблем децентрализации управления. На Ваш взгляд, когда, где и по каким функциям необходима децентрализация, а когда централизация?

3. Перечислите конкретные практические шаги правительства РК по проблеме децентрализации государственного управления за период с 90-х годов ХХ века по настоящее время.

4. Децентрализация управления осуществляется путем передачи части полномочий на нижние уровни иерархии. Охарактеризуйте два этапа этого процесса: этап деконцентрации и этап децентрализации.

5. Казахстанские ученые Кошанов А.К., Кенжегузин М.Б., Абдуллаева С.А., Ли В.Д., Бримбетова Н.Ж., и другие считают, что первичное распределение денежных источников должно соответствовать уровням бюджетной системы. Согласны ли Вы с этим утверждением, Обоснуйте свой ответ.

Тесты

1. Какие из нижеперечисленных функций относятся к собственным функциям рынка и современного государства:

а) налогообложение;

б) управление бюджетом;

в) предпринимательство;

г) экономическая безопасность.

е) все ответы верны.

2. Что из нижеперечисленного относится к функциям государства по созданию условий функционирования рынка::

а) защита прав собственности;

б) компенсация внешних издержек;

в) индикативное планирование;

г) учетная.

е) перепроизводство.

3. К функциям государства по управлению «правилами» рынка не относится:

а) стабилизация экономики;

б) внешнеэкономическая деятельность;

в) внутренний и внешний контроль;

г) перераспределение доходов.

е) государственное регулирование экономики.

4. К функциям центра после децентрализации государственного управления в РК относятся:

а) управление бюджетом;

б) экономическая безопасность;

в) стабилизация экономики;

г) перераспределение доходов.

е) все ответы верны.

5. Выделите функции бюджетов местных сообществ, определившиеся в процессе децентрализации государственного управления:

а) развитие местного самоуправления;

б) развитие экономики страны;

в) регулирование межотраслевой структуры и межбюджетных отношений;

г) выполнение социальных программ и задач.

е) все ответы верны.

Тема 3. Организация внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить презентацию на тему: «Внешнеэкономический комплекс страны и его звенья»

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная функция организационной структуры?

2. Какие причины повлияли на изменение структуры управления ВЭД?

3. Какими документами регулируется структура органов управления в РК?

4. Перечислите основные принципы, на которых основывается организация управления в РК?

5. Какова структура управления внешнеэкономической деятельностью РК?

6. Какие государственные органы уполномочены осуществлять контроль и регулирование в области ВЭД?

7. Какие организации и лица непосредственно участвуют в ВЭД путем совершения внешнеторговых операций?

8. Какие организации призваны содействовать развитию ВЭД?

9. Какие загранучреждения занимаются вопросами ВЭД?

10. Какие проблемы укрепления и повышения эффективности ВЭК актуальны в современных условиях?

11. Какие проблемы необходимо решить в связи с вхождением Казахстана в ВТО?

Задания

1. Сформулируйте причины, обусловившие проведение реструктуризации в управлении внешнеэкономической деятельностью.

2. Права субъектов РК в регулировании и обеспечении ВЭД.

3. Перечислите основные неправительственные международные организации, активно участвующие в регулировании ВЭД.

4. Функции администрации Президента РК, правительственных органов в сфере регулирования ВЭД.

5. Определите основные задачи, выполняемые торгово-промышленной палатой субъекта РК в деле негосударственного регулирования ВЭД.

6. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Национальному банку. Охарактеризуйте направления деятельности и функции НБ, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Тесты

1. Как характеризуется власть на уровне организации в теории менеджмента:

а) способность влияния на поведение людей в процессе ведения бизнеса;

б) процесс предвидения и воздействия на любую систему для поддержания её в определённом состоянии или перевода в новое состояние в соответствии с присущими системе объективными законами и деятельностью, направленной на достижение цели;

в) проявление процессов управления в природе;

г) возможность проводить собствен­ную волю даже вопреки сопротивлению.

2. В чем заключается экономическое содержание власти:

а) в обеспечении общества коллективным благом;

б) в уровне затрат на единицу дохода сторонами трансакции;

в) в использовании легитимных прав власти;

г) в расширении фискальных функций налогов до воспроизводственного цикла.

3. Назовите факторы эффективности государственной власти:

а) Наличие и уровень внешнего контроля и баланс власти;

б) Несоответствие частных интересов общественным целям государства;

в) Полнота и качество норм и правил деятельности госагентов;

г) Все ответы верны.

4. Что означает понятие «харизма»?

а) боже­ственный;

б) управляемый;

в) качественный;

г) нет верного ответа.

5. Баланс власти – это:

а) модели эффективности государственной власти;

б) методы эффективности государственной власти;

в) факторы эффективности государственной власти;

г) приемы эффективности государственной власти

Тема 4. Государственное управление и бюрократия

Задания СРМ

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

6. Подготовить ы на темы: «Демократизм государственного управления», «Бюрократия - «государственный формализм» гражданского
общества».

7. Изучить и классифицировать проявления демократии.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие «политический режим».

2. Согласны ли Вы, что демократия – это власть народа. Если да, то обоснуйте ответ.

3. Назовите три подхода к характеристике бюрократизма?

4. Что такое бюрократия?

5. Как Вы понимаете демократизацию политического режима?

6. Что является причиной избытка власти?

Тесты

1. Что представляет собой понятие «политический режим»:

а) совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными ли­цами, государственной властной воли;

б) собирательное, обоб­щающее и тем самым уже абстрактное понятие;

в) специфическая связь общества и государства через свободно выбираемых гражданами лиц, управомоченных выражать их интересы и волю и закреплять посредством законов и других норматив­ных правовых актов;

г) нет верного ответа.

2. Определяющими проявлениями демократии выступают:

а) представление потребностей, интересов, целей и во­ли всего народа страны, условиями чего являются его объединение целостность и свободное самовыражение;

б) закрепление потребностей, интересов и воли, целей средств по их реализации посредством норм, обязательных для поведения и деятельности каждого человека, составляющего «эле­ментарную» частицу народа, в том числе и для тех, кто в данный момент осуществляет власть;

в)проведение в жизнь установленных, признанных
норм, правил, идеалов, ценностей, других регуляторов социальной активности, самодеятельности и творчества всех классов и соци­альных слоев, народов и национальных групп, коллективов и от­дельных лиц, прежде всего посредством надлежащего функциони­рования аппарата управления;

г) все ответы верны.

3. Назовите один из подходов к характеристике бюрократизма:

а) нерациональ­ное построение государственного аппарата;

б) несоответствие частных интересов общественным целям государства;

в) низведение бюрократических проявлений до низового исполнительского уровня;

г) нет верного ответа.

4. Что представляет собой понятие «бюрократия»?

а) форма осуществления власти, при которой имеет место подмена общей воли орга­низации (общества, граждан) волей группы лиц;

б) власть народа;

в) важная культурная ценность, определенный и значимый результат исторического мирового и национального развития;

г) специфическая связь общества и государства через свободно выбираемых гражданами лиц, управомоченных выражать их интересы и волю и закреплять посредством законов и других норматив­ных правовых актов.

5. Чье это высказывание - бюрократия есть « государственный формализм» гражданского общества:

а) Гегель;

б) К. Маркс;

в) В.И. Ленин;

г) М.Вебер

Тема 5. Особенности ценообразования на мировом рынке. управления

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить на тему: «Цена в международном конт-ракте купим-продажи»

Вопросы для самоконтроля

1.Какие основные позиции по цене оговариваются в международном контракте купли-продажи?

2.Какие способы фиксации цены в контракте купли-продажи могут быть? От чего зависит выбор способа фиксации цены?

3.Как производится расчет экспортной (импортной) цены?

4.На какие виды цен ориентируется экспортер или импортер при определении внешнеторговой цены? В чем преимущества и недостатки выбора того или иного ориентира?

5.Что представляют собой поправки в внешнеторговой цене? Какие из поправок используются наиболее часто?

6.Какова структура экспортной (импортной) цены?

7.Как на цену товара влияет таможенного тариф, НДС и другие факторы?

Задания

1.Что, на ваш взгляд, является важнейшей целью ценовой политики компании, работающей на внешних рынках?

2.Какой базис цены предпочтительнее для казахстанских экспортеров? импортеров? Приведите примеры.

3.Выбор какой валюты цены предпочтительнее для экспортеров, а какой – для импортеров?

4.Какой способ фиксации цены в контрактах, как правило, применяется при поставке основных экспортных товаров из Казахстана? Чем это выгодно для отечественных экспортеров?

5.Приведите примеры расчеты цен на любой экспортный (импортный) товар. Какие факторы в наиболее значительной мере повлияли на рост экспортной (импортной) цены?

6.Какие изменения произошли в последнее время в таможенной политики РК? Как эти изменения повлияли на динамику цен на экспортируемые и импортируемые товары?

7.При импорте физическому лицу предъявлено к уплате:

таможенный пошлины – 1600

таможенных сборов – 320

акциза – 4500

всего – 6420.

Определите увеличиться или уменьшиться размер НДС для Казахстанского импортера. За счет чего?

Тесты

1. Какой из нижеперечисленных элементов не учитывается при установлении цены товара в контракте купли-продажи:

а) валюта цены;

в) уровень цены;

с) базис цены;

д) способ фиксации цены;

е) такого показатель здесь нет.

2. Учитываются ли при расчете экспортной цены основные технико-экономические параметры экспортируемого и конкурентных товаров?

а) Да;

в) Нет.

3. При определении внешнеторговой цены экспортер или импортер ориентируются на:

а) справочные цены;

в) биржевые котировки;

с) цены аукционов;

д) цены фактически сделок;

е) цены отечественных товаропроизводителей.

Какой из перечисленных ответов неверный?

4. Что из перечисленного не относится к формирующим элементам стоимости ввозимых и вывозимых из РК товаров:

а) затраты на приобретение товаров;

в) транспортные расходы, связанные с доставкой товара до места назначения;

с) необеспеченный банковский овердрафт;

д) возможные затраты на создание или переработку продукции (работы, услуги);

е) все ответы верны.

5. Затраты, не включаемые в производственную себе стоимость, признаются как расходы за отчетный период, в который они были понесены. Какой из перечисленных элементов и к этой группе расходов:

а) материальные;

в) затраты на оплату труда;

с) расходы на выплату процентов за кредит;

д) отчисления на страхование;

е) износ средств.

Тема 6. Внешнеторговые операции

Задания СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.
  2. Ответить на вопросы самоконтроля.
  3. Ответить на тестовые вопросы.
  4. Составить глоссарий по теме.
  5. Подготовить мини-презентацию «Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций».
  6. Подготовить «Международные соглашения по договорам коммерческого представительства».

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в содержание внешнеторговых операций-основных и обеспечивающих?

2. Каковы особенности внешнеторговых сделок? Укажите их основные виды?

3. В каких случаях применяются прямой и косвенный методы выхода на внешний рынок?

4. каково основное содержание договоров комиссии, консигнации, поручения и коммерческой концепции (франчайзинга)?

5. Почему момент заключения экспертной сделки (продажа товара казахстанским экспортером иностранному покупателю), как правило, не совпадает с моментом физического эксперта (прохождение товара через границу РК)?

6. Являются ли синонимами понятия «внешнеторговая операция» и «внешнеторговая сделка», «внешнеторговая сделка» и «контракт»?

Задания

1. Дайте общую характеристику внешнеторговых сделок в зависимости от их объекта (предмета).

2. Охарактеризуйте основные виды агентских соглашений.

3. Перечислите виды услуг (6 групп), имеющие место в международной торговле. Почему принята именно такая классификация?

4. Раскройте содержание Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Как по другому называется этот документ? Где и когда она принята. Присоединились ли к нему РК и другие страны СНГ?

5. Внешняя торговая результатами творческой деятельности в области литературы и искусства получила название «экспорт и импорт авторских прав». Раскройте содержание внешнеторговых сделок данной группы.

6. Внешнеторговая операция – это комплекс (совокупность) действий, включающих подготовку, заключение и исполнение внешнеторговой сделки. Раскройте суть и отличительные особенности каждой составляющей, не касаясь технологии работы во внешнеэкономической сфере.

Тесты

1. Что не является признаком внешнеторговой сделки:

а) заключается с иностранными партнерами;

в) ведение расчетов осуществляется в основном в иностранной валюте;

с) осуществляется только по крупным и сложным промышленным объектом;

д) объект сделки перемещается через государственную (таможенную) границу РК;

е) обязательно заключается в писменной форме.

2. Отметьте вид сделки, не входящий в официальную международную классификацию услуг:

а) коммунальные услуги и стройтельство;

в) оборона и обязательные социальные услуги;

с) туристические базы и кемпинги;

д) промышленное производство;

е) социальные и личные услуги.

3. Какое государство первым в мире стало оказывать космические услуги?

а) США;

в) Япония;

с) Великобритания;

д) Казахстан;

е) Россия.

4. Как по-другому называется договор коммерческой концессии:

а) фрачайзинг;

в) договор аренды;

с) агентский контракт;

д) договор порученид;

е( дистрибьюторский контракт.

5. Исключите из группы перечисляемых сделок и операций те, которые не характеризуются направлением товаропотоков:

а) экспертные;

в) между субъектами одного государства;

с) товарооблинные;

д) компенсационные;

е) импортные.

Тема 7. Торговые посредники, биржи, аукционы и международные торги.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы самоконтроля.

3. Ответить на тестовые вопросы.

4. Составить глоссарий по теме.

5. Подготовиться к обсуждению проблемной ситуации на тему: «Развитие экспортно-транзитного потенциала – необходимое условие экономического роста в Казахстане».

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение товарных бирж в мировой экономике?

2. Как осуществляется форвардные сделки на бирже?

3. В чем смысл и основные признаки фьючерской операции на бирже? Почему эти операции приобрели большое значение в работе биржи в современных условиях?

4. В чем отличие хеджирования от спекуляции? Каков механизм игры «быков» и «медведей» ?

5. Проследите историю развития товарных бирж в Казахстане.

6. В чем состоит особенность торговли на международном аукционе?

7. Какова техника проведения аукционного торга? В чем особенности проведения «голландского» аукциона ?

8. Каковы основные принципы и особенности организации ярмарочной торговли ?

9. В чем суть и техника проведения торгов (тендеров) ?

Задания

1. Как вы считаете, существуют ли особенности в функционировании товарных бирж в странах с развивающейся рыночной экономикой? Если да, то определяются эти особенности ?

2. Изучите существующее законодательство РК по вопросам регулирования биржевой торговли. На ваш взгляд, чем объясняется замедление темпов роста и значения биржевой торговли товарами к концу 90-х годов XX века?

3. Приведите пример работы одной из казахстанских бирж. Изучите технику проведения биржевых операций на ней. Есть ли отличия в функционировании казахстанских бирж от работы известных международных бирж? Если да, то с чем они связаны?

4. Проследите динамику цен на важнейшие биржевые товары на казахстанских биржах за последние 10 лет. Постройте график изменения цен. Какие факторы повлияли на изменение цены на важнейшие биржевые товары за период?

5. Изучите, какими способами и методами ВТО регулирует международную биржевую торговлю. Какие выгоды и потери сулят биржевые торговле Казахстана от вступления в ВТО?

6. В чем состоит особенности торговли на международном аукционе?

7. Каковы тенденции развития международной торговли на аукционах?

8. Какова техника проведения аукционного торга? В чем особенности проведения «голландского» аукциона?

Тесты

  1. К основным признакам фьючерсной торговли не относится:

а) проводятся на комиссионных началах;

в) фиктивный характер сделок;

с) рынком реального товара;

д) полная унификация;

е) обезличенность сделок.

2. Что из перечисленного не относится к опционным сделок:

а) простые опционы;

в) фьючерсное сделки;

д) СПРЭД;

е) синтетические стратегии.

3. По степени участия в биржевых торгах товарные биржи подразделяются на:

а) закрытие товарные биржи;

в) универсальные товарные биржи;

с) специализированные товарные биржи;

д) нет верного ответа.

4. К главным мировым центрами аукционной торговли мехами, в частности, норки, не относится:

а) Нью-Йорк;

в) Лондон;

с) Монреаль;

д) Копенгаген;

е) Москва.

5. Основными принципами ярмарочной торговли являются:

а) оптовая реализация товаров по представленным образцам;

в) периодичность торгов;

с) предварительное установление сроков и места продажи;

д) единовременное и массовое участие продавцов и покупателей;

е) все ответы верны.

Тема 8. Международные расчеты и страхование в международной торговой практике

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Подготовить ы на темы:

«Становление и проблемы развития национальной валютной сис­темы РК»

«Участие Казахстана в международных страховых организаци­ях».

«Валютные риски и основные методы их страхования»

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

6. Подготовиться к дискуссии на тему «Введение «евро» и его по­
следствия для стран-членов Европейского Союза и мировой экономики».

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение валютной-финансовой системы международ­ной экономики.

2. Охарактеризуйте понятие валюты и ее виды.

3. В чем состоит отличие свободно конвертируемой валюты от не конвертируемой и частично конвертируемой?

4. Опишите этапы эволюции мировой валютной системы.

5. В чем заключаются отличия золотого стандарта от золотодевизного стандарта.

6. Охарактеризуйте вопросы, которые рассматривались в рамках Генуэзской, Бреттон-Вудской и Ямайской конференции.

7. В чем состоит преимущества системы плавающих валютных курсов?

Задания

1. При золотом стандарте, особенно до 1914 г., валютные курсы были весьма стабильны и изменялись редко. Напротив, в межвоенный период резкие колебания курсов стали обычным явлением. Что, на Ваш взгляд, мешало странам зафиксировать стоимость своих валют в золоте?

2. Некоторые ученые полагают, что золотой стандарт является наиболее приемлемым для современных условий способом организа­ции международной валютной системы. С их точки зрения, привязка основных валют к золоту позволила бы избежать резких колебаний валютных курсов, на которые можно было бы воздействовать с помо­щью купли-продажи золота. Другие полагают, что восстановить золотой стандарт невозможно ни при каких условиях, поскольку это по­ требовало бы. ликвидации какого бы то ни было регулирования цен, зарплат и процентных ставок и создания единого международного валютного центра, такого, каким был Лондон в начале века. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?

3. Каким образом в рамках Бреттон-Вудской валютной системы страна могла предохранить себя от неожиданного прилива или отлива краткосрочного спекулятивного капитала? Действуют ли эти механиз­мы в рамках современной валютной системы?

4. Одна из идей по реформе международной валютной системы, которая высказывалась еще Кейнсом, заключается в создании мирово­го центрального банка. Для этого часть валютных резервов участвующих стран должна быть размещена в мировом ЦБ, который мог бы использоваться для регулирования мирового предложения денег путем покупки/продажи государственных казначейских векселей на открытом рынке. Кроме того, мировой ЦБ мог бы предоставлять займы уча­ствующим странам, которые испытывают сложности с внешними пла­тежами, а также выпустить мировую валюту. Критики этой идеи счи­тают, что без эффективной координации макроэкономической полити­ки осуществить ее невозможно. Что Вы думаете об этом?

Тесты

1. Валюта-это:

а) любой товар, способный выполнять денежную функцию средства

обмена на международной арене;

в) наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки в

форме денежных банкнот и монет;

с) законное платежное средство на территории выпускающих ее

стран;

д) валюта, в которой страны держат свои ликвидные международные

резервные активы, используемые для покрытия отрицательного

сальдо платежного баланса;

е) все ответы верны

2. Твердая валюта — это:

а) валюта, которая характеризуется стабильным валютным курсом;

в) валюта, движения валютного курса которой следуют в основном

фундаментальным макроэкономическим закономерностям;

с) конвертируемая валюта;

д) свободно обмениваемая валюта;

е) все ответы верны.

3. Внутренняя конвертируемость не предполагает:

а) право резидентов покупать иностранную валюту;

в) право резидентов иметь и совершать операции внутри страны с активами в форме валюты и банковских депозитов, деноминированных в иностранной валюте;

с) право резидентов обменять национальную валюту на иностранную и заплатить иностранной валютой за покупку товара в магазине внутри страны или положить их на валютный счет в банке;

д) охватывает как текущие, так и капитальные операции;

е) подразумевает параллельное обращение нескольких валют.

4. Причинами возникновения параллельного обращения является:

а) высокая инфляция;

в) потеря покупательной способности национальной денежной еди­ницей;

с) население стремится обезопасить свои сбережения и доходы путем превращения их в более стабильную иностранную валюту;

д) все ответы верны.

5. По каким каналам может поступать в страну наличная иностранная
валюта:

а) ввозиться уполномоченными коммерческими банками,

в) привозиться туристами, экипажами самолетов и судов, командиро­вочными;

с) путем снятия наличной валюты с валютных счетов компаний и организаций под видом выплаты командировочных, премий, бону­сов и т.п.;

д) оплаты наличной валютой контрабанды наркотиков, оружия и пр.; перевода наличной валюты из-за рубежа работающими там граж­данами данной страны;

е) перевода наличной валюты на личные счета в результате зани­жения стоимости экспорта, завышения стоимости импорта или ис­пользования отличного от официального валютного курса;

ж) все ответы верны.

6. Что относится к отрицательным последствиям параллельного обращения:

а) облегчение социального бремени кризисного и переходного пе­риода;

в) сохранение части индивидуальных сбережений, которые в после­дующем могут использоваться для производительных инвестиций или финансировать текущее потребление;

с) привлечение иностранных инвесторов, которые оправданно опаса­ются риска обесценения валютного курса или внезапной девальва­ции и чувствуют себя более комфортно в операциях, деноминиро­ванных в долларах;

д) потеря государственным бюджетом пошлины, которая взимается за печатание национальных денег и чеканку монет

е) все ответы не верны

7. Целями МВФ не является:

а) содействие международному сотрудничеству путем создания по­стоянного форума для консультаций по международным валютным проблемам;

в) содействие сбалансированному росту международной торговли, что будет способствовать росту производства и занятости;

с) содействие стабильности валютных курсов, платежных соглаше­ний и избежание конкурентной девальвации валют;

д) содействие в организации многосторонней платежной системы по текущим операциям и устранению валютных ограничений;

е) установление степени конвертируемости национальных валют;

ж) предоставление временного финансирования странам для урегули­рования платежных дисбалансов, чтобы они могли избежать ис­пользования в этих целях средств, которые могут быть разруши­тельными для международной экономики;

з) сокращение периода и размеров платежных дисбалансов стран-членов.

Методические рекомендации . Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Изучение данной темы предполагает значительный объем самостоятельной работы. Прежде всего, исследуйте основные составляющие международной валютно-финансовой системы. Затем рассмотрите эволюцию мировой валютной системы. Сравните режимы фиксированного и плавающего валютного курса и его влияния на валютную политику страны в аспекте междуна­родного сотрудничества.

Тема 9. Кредитование в международной торговли.

Задания СРС

1 . Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные к теме задания

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Подготовить индивидуальный проект на тему: «Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в РК».

6. Написать ы на темы:

«Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций и его ис­пользование в Казахстане»

«Совместное предпринимательство в РК: проблемы и перспективы развития»

«Проблема мировой задолженности и пути ее решения»

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение международной миграции капитала. В чем состоят отличия терминов «международная миграция капитала», «экс­порт капитала», «импорт капитала»?

2. Объясните, в каких случаях экспорт капитала увеличивает объ­емы экспорта товаров и при каких условиях - уменьшает.

3. В чем состоят принципиальные отличия экспорта капитала от
экспорта товаров?

4. Дайте классификацию международной миграции капитала.

5. В чем заключается отличие экспорта ссудного капитала от экс­
порта предпринимательскего капитала?

6. Почему преобладает экспорт частного предпринимательского
капитала и государственного ссудного капитала?

7. Проведите сравнительный анализ международного совместного
предприятия с предприятием со 100%-м иностранным капиталом.

8. Охарактеризуйте функциональное распределение международного движения капитала.

9. Назовите цели, причины и факторы международной миграции
капитала.

10. Охарактеризуйте современные тенденции и последствия международной миграции капитала.

11. Приведите примеры положительных и отрицательных послед­ствий вывоза капитала с точки зрения стран, его экспортирующих и
импортирующих,

12. Отметьте основные характерные черты встречной международной миграции капитала в современном мире.

Задания

1. В какой из стран будет большая склонность к текущему и в какой - к будущему потреблению:

а) Туркменистане, где существуют большие запасы газа, не требующие крупных инвестиций для их разработки;

б) Японии, опережающей другие страны по темпам развития новейших технологий;

в) Эстонии, активно совершающей экономические реформы и бы­стро перешедшей к рыночной экономике?

2. Какие из следующих видов инвестиций считаются прямыми, а
какие - портфельными:

А. Американский банк CS First Boston купил акции казахстанской компании «Казахтелеком» на 20 млн. долл. Общая стоимость выпуска акций составляет 600 млн. долл.

Б. «Нурбанк» приобрел здание в Лондоне, в котором открыл свой филиал в Великобритании

В. Владимирский тракторный завод увеличил свою долю в устав­ном капитале находящегося в США совместного российско-американского предприятия по сбыту тракторов с 51 до 75%.

Г. Казахстанская фирма «Броксервис» по поручению клиента из Финляндии приобрела 11% текущего выпуска акций «Казмунайгаз».

Д. Канадская фирма «Макдональдс» открыла очередной ресторан в Караганде.

Е. Германо-казахстанский инвестиционный фонд разместил 100 млн. долл. в казахстанских государственных краткосрочных обязатель­ствах (ГКО).

3. Как изменилась инвестиционная привлекательность РК за 10 лет
согласно исследованиям, проводимым журналом «Euromoney»?

4. Проанализируйте динамику иностранных инвестиций, в том чис­ле по отраслям, в разных странах. Сделайте выводы.

5. Составьте список крупнейших стран-доноров и стран-реципиен­тов международного капитала.

Тесты

1. Основной целью вывоза капитала является:

а) расширение рынков

в) помощь

с) получение прибыли

д) укрепление мощи государства

е) налаживание культурных отношений

2. Основу господства международных корпораций на мировом рынке
составляют:

а) портфельные инвестиции

в) зарубежные инвестиции

с) ссудный капитал

д) прямые инвестиции

е) государственные займы

3. Что можно отнести к тенденциям, характерным для вывоза капитала
в современных условиях:

а) переход от прямых инвестиций к портфельным

в) капитал навязывается странам

с) невмешательство государства в инвестиционную деятельность

д) активная миграция капитала между НИС

е) увеличение прямых инвестиций в развитые страны из развиваю­щихся стран

4. Ссудный капитал как важная форма вывоза капитала предоставляет­ся в виде:

а) передовых технологий

в) международных займов и кредитов

с) опытно-конструкторских разработок

д) пакетов документов

е) товаров

5. Что обеспечивает полный контроль со стороны инвестора:

а) портфельные инвестиции

в) решение правительства

с) прямые инвестиции

д) межправительственные соглашения

е) международные договора

6. Негативным фактором для притока иностранных инвестиций в РК являются:

а) богатые природные ресурсы

в) квалифицированная и дешевая рабочая сила

с) недостаточно совершенная правовая база

д) сформированная материально-техническая база

е) политическая стабильность

7. Основная цель портфельных инвестиций:

а) прямой контроль над деятельностью предприятия

в) получение дохода

с) приобретение опыта в производстве какой-либо продукции

д) передача новых технологий

е) оказание помощи

8. Наиболее предпочтительной формой привлечения иностранного ка­питала в РК являются:

а) портфельные инвестиции

в) государственные кредиты .

с) новые технологии

д) прямые инвестиции

е) научно-технические сотрудничество

Методические рекомендации . Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь уяс­ните теоретическое обоснование международной мобильности факто­ров производства. Изучите формы международного движения капита­ла. Сравните политику в области привлечения иностранного капитала в РК и других странах мира.

Тема 10. Развитие системы государственного управления в Казахстане.

Задания СРМ

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.
  2. Ответить на вопросы самоконтроля.
  3. Составить глоссарий по теме.
  4. Составить таблицу «Этапы становления и развития системы государственного управления в Казахстане».
  5. Написать на тему «Нынешний этап реформирования системы государственного управления».
  6. Подготовить индивидуальный проект «Повышение эффективности государственного управления».
  7. Написать эссе на тему: «Как бороться с коррупцией».
  8. Подготовить фиксированное выступление «Эффективны ли административные и экономические методы борьбы с коррупцией?».

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите о проблемах реформирования системы государственной власти.

2. Дайте анализ последнего Послания Президента народу Казахстана.

3. Назовите основные этапы реформирования исполнительной ветви власти.

4. Расскажите о разграничении компетенций ветвей власти.

5. Объясните что такое «электронное правительство».

6. Назовите основные этапы административной реформы.

7. Перечислите основные направления повышения мер эффективности государственного управления.

8. Расскажите о мерах по оптимизации государственных должностей.

Задания

1. Подготовить индивидуальный проект «Этапы развития местного самоуправления в РК»

2. Подготовить индивидуальный проект «Проблемы развития местного самоуправления в Республике Казахстан».

3. Написать сообщение «Объективная необходимость местного самоуправления».

Тема 11. Зарубежный опыт функционирования системы государственного управления

Задания СРМ

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы самоконтроля.

3. Составить глоссарий по теме.

3. Составить сравнительную характеристику системы государственного управления в США, Великобритании, Германии, Канаде, Японии.

4. Подготовить индивидуальный проект «Реформирование системы государственного управления в Литве, Латвии, Эстонии».

5. Написать эссе на тему «Подходит ли Казахстану опыт реформирования системы государственного управления Чехии и Венгрии».

6. Написать на тему «Система государственного управления В Болгарии».

7. Написать сообщение «Опыт развития местного самоуправления какой страны подходит для Казахстана?»

Вопросы для самоконтроля

1. Какой принцип составил основу построения системы государственной власти в США?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные органы власти в США.

3. Расскажите о структуре исполнительной власти в США.

4. Охарактеризуйте Сенат США.

5. Опишите местное самоуправление США.

6. Расскажите о государственном управлении в Великобритании.

7. Что представляет собой основополагающая концепция государственного управления в Японии.

8. На основе чего построена политическая система Канады?

9. Какой республикой является Болгария?

Тема 12. Совершенствование эффективности государственного управления

Задания СРМ

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы самоконтроля.

3. Составить глоссарий по теме.

4. Проанализировать и дать характеристику факторов эффективности государственного управления.

5. Составить блок-схему наиболее эффективной системы взаимодействия органов государственного управления.

6. Написать эссе на тему «Эффективная система государственной службы».

7. Написать сообщение на тему «Повышение эффективности коммуникаций между акиматом и населением».

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой процесс совершенствования государственного управления.

2. Какую целевую ориентацию имеет совершенствование государственного управления?

3. Назовите «блоки» совершенствования государственного управления.

4. Каким образом достигается социальная эффективность государственного управления.

5. Перечислите критерии конкретной социальной эффективности.

Критерии оЦенки знаний магистрантов

Шкала оценки

Критерии

Рейтинг 0-49

Балл 0

Буквенный эквивалент: F

Оценка: неуд.

Полное отсутствие знаний программного материала; не знание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок.

Рейтинг 50-74

Балл 1-2,33

Буквенный эквивалент:

D, D+, C-, C C+

Оценка: удовл.

Ответ в основном правильный, но неполный; в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала; допускаются отдельные ошибки в интерпретаций теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

Рейтинг 75-89

Балл 2,67-3,33

Буквенный эквивалент:

B-, B, B+

Оценка:

хорошо

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и провести их анализ. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения. Умение использовать теоретические знания для анализа практических ситуации. Однако есть неточности в изложениях, не ведущие при этом к существенному искажению содержания.

Рейтинг 90-100

Балл 3,67-4,0

Буквенный эквивалент:

A-, A

Оценка:

отлично

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и их анализ. Правильная оценка и умение составлять математические модели экономических ситуаций. Использование дополнительной литературы. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения.

Штрафные баллы за:

- опоздания, дезорганизующее поведение на занятиях – 10% от общего рейтинга

- регулярное невыполнение заданий – - 10% от общего рейтинга

Поощрительные баллы за:

- активную работу на занятиях по СРСП – +10% от общего рейтинга

- отсутствие пропусков занятий по СРСП, опозданий – + 5% от общего рейтинга

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Э.Т. Рубинская. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Москва: Издательство ПРИОР, 2001, 240с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.298/Р82)

2. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред.И.П. Фаминского. 2-е изд. перераб. и доп. Москва: Международные отношения, 1994, 480с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/О-75)

3. Б.Б. Темиргалиев, Н.Ш. Дулатов Организация и техника проведения внешнеторговых операций в РК (учебное пособие). Алматы: университет Туран, 1999, 62с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/Т32)

4. Темиргалиев Б.Б. Основы ВЭД РК. Алматы, 1999 (шифр в библиотеке КЭУ 65.9(2к)/Т32)

5. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: учебное пособие: учебное пособие. Академия внешней торговли, Москва: Дело и сервис, 2006, 400с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/К80)

Организация и техника проведения внешнеторговых операций (конспект лекций). Москва: Издательство ПРИОР, 2000, 160с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/064)

6. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник. Под ред.С.И.Долгова, И.И. Кретова. Москва: Издательство Бек, 1997, 784с.

7. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996, 501с.

8. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. – Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000, 448с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.298/Б30)

9. Журнал «ВЭД в Казахстане»

7. В.Паньков. Таможенный союз «трех» ВТО: Смена приоритетов журнал « Международная экономика № 2, 2010г.

8. С. Сафаева. О некоторых закономерностях процесса интеграции государств Центральной Азии журнал « Международная экономика № 9, 2008г

9.В.Обуховский теории международной экономической интеграции: ретроспектива, состояние, эволюция журнал

« Международная экономика № 6, 2010г

10. А.И. Суздальцев Таможенный союз ЕврАзЭС: сложный старт журнал « Международная экономика № 4, 2010г

Дополнительная литература:

10. Романенко И.В. Ценообразование: конспект лекций. – СПб: издательство Михайлова В.А., 2000, 64с.

11. Левшин В.М. Внешнеторговые цены. Москва: Внешнеторгиздат, 1990, 136с.

12. Шепелев Р.Ф. Товарная номенклатура ВЭД. Москва: Издательство ПРИОР, 2000, 144с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/Ш48)

13. Голощапов Н.А. Таможенный словарь-справочник участника ВЭД. Под ред. В.И. Осипова. Москва: Викинг, 2000, 277с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/Г61)

14. Коровкин. Оформление валютных опреаций. Москва: Издательство ПРИОР, 1995, 208с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.262/К68)

15. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Учебник. 2-е издание, Москва: Дипломатическая академия, 1998, 368с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/М48)

16. Международные экономические отношения. Под ред. проф.Черкасова Н.А. Л:1990, 173с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/М43)

17. Сихимбаева Внешнеэкономическая деятельность. Астана, 2001. с.164 (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)/с-41)

18. КЭУК Внешнеэкономическая деятельность. Электронный ресурс. Караганда, 2001, 1 дискета (шифр в библиотеке КЭУ 67.408/к21)

19. Государственное регулирование экономики. Мищенко В.В. уч.пос. М.: Инфра-М, 2002, с.480 (шифр в библиотеке КЭУ 65.012.2/М71)

20. Реформирование казахстанской экономики: уроки, теория и практика: сб.науч.трудов. Алматы, экономика, вып.1. 2001. с.160 (шифр в библиотеке КЭУ 65.91 (2к)/р45)

21. Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций:уч.прак.пос.М.,2001.,с.592 (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/г78)

22. Носкова И.А Международное валютно-кредитные отношения: уч.пос.М.:Банки и биржи, Юнити, 1995, с.208 (шифр в библиотеке КЭУ 65.5я73/н84)

23. Васильев Г.И., Галанов С.С. Новый механизм расчётов и кредитования внешнеэкономического комплекса. М.: Финансы и статистика, 1992,с. 240 (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2)8/в19)

24. Муханова Г.К. Организация и управление ВЭД: уч.пос. Алматы, экономика.ч.1, 2002, с.114 (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)М92)

25. Утегенова С.Т. Внешнеэкономические аспекты индустриального развития в национальной экономике: Авто диссертации. Караганда, КЭУК,2003, с.34 (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)у84)

26. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2003, с.480. (шифр в библиотеке КЭУ 65.012.2/б12)

27. Регулирование ВЭД: таможенный союз. Павлодар, Инфо-Т, 2001,с.176. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/р32)

28. Дегтярёва О.И. ВЭД: уч.пос.М.: Дело, 2004, 424с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.298/д26)

29. Босачёва З.Н. Управление экономическим ростом. М, Экономика, 2004, 316с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.012.2/б85)

30. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. Уч.пос. для вузов. М.Гардарики, 2004, 288с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.012.2/к95)

31. Мамыров Н.К. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Уч.пос., М.: Экономика, 1998, 248с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2)/м22)

32. Прокушев Е.Ф. ВЭД. Уч.прак.пос. М.: Маркетинг, 1999, 208с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2)8/П80)

33. Голощапов Н.А. Цены и ценообразование. Уч.прак.пос. М.Приориздат, 2004, 160с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.422/г61)

34. Покровская В.В. Организация и регулирование ВЭД. М.:Юристъ,2000, 456 с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/п48)

35. Каренов Р.С. Экономические функции государства. Караганда, КарГУ, 2000, 189с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)/к22)

36. Основы ВЭД. Уч.пос. Е.К. Ертысбаев, Караганда, КЭУК, 1999, 167с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)/к21)

37. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Уч.пос. М.:Инфра-М, 2005, 384с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.05/р18)

38. Организация и техника внешнеторговых операций. Сборник задач. Под ред. В.В. Покровской. М.: Юрист,1999, 96с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/064)

39. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. 2-е изд. М.Кнорус, 2005, 656 с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/м64)

40. Шумилов В.М. ВТО: право и система. Уч.пос. М.Проспект, 2006, 208с (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/ш96)

41. Прокушев Е.Ф. ВЭД. Учебник. М.: изд. «Дашков и К», 2005, 424с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/п80)

42. Куренкеева Г.Т. Внешнеэкономическая безопасность Казахстана. Уч.пос.Алматы, 2005, 85с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.5/к73)

43. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.:МО, 1994, 304с. (шифр в библиотеке КЭУ 67.93/з-96)

44. Покровская В.В. ВЭД. Учебник. М.: Экономистъ, 2006, 672с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.298/п48)

45. Русско-английский внешнеторговый и внешнеэкономическйи словарь Под ред. И.Ф. Ждановой, 5-е изд М.2002, 1023с. (шифр в библиотеке КЭУ 81.2 англ/р89)

46. Каримбаева Г.А. Государственное регулирование национальной экономики. Караганда, 2006, 140с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.9 (2к)/к23)

47. Ростовский Ю.М. ВЭД. М.Экономика, 2006, 589с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.428/р78)

48. Воронкова О.Н. ВЭД: организация и управление. Уч.пос. под.ред. Е.П. Пузаковой. М.: экономистъ, 2007, 495с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.298/в75)

49. Деловой этикет 2-е изд.пер. и доп. Киев.: Альтерпрес, Вира-Р, 2001,352 с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.050.2/д29)

50. Азбука хорошего тона: Минск: Вышэйшая школа, 1994, 240с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.717/а35)

51. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: уч.для вузов. 3-е изд. М.: Норма, 2004, 544с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.290-2/к53)

52. Егоршин А.П. Этика деловых отношений. Уч.пос.для вузов. Нижний Новгород, 2005, 408с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.7/е30)

53. Тимошинов В. Культурология: Казахстан-Евразия Восток-Запад. Справочник по мировой культуре. А.,Нус, 2003, 396с. (шифр в библиотеке КЭУ 71/т41)

54. Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. Уч.пос. Новосибирск: Класс-плюс, 2004, 96с. (шифр в библиотеке КЭУ 88.б/к27)

55. Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо. Уч.прак.пос. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2005, 112с. (шифр в библиотеке КЭУ 65.050.2/Б27)

56. Нельсон К.А. Бизнес. Этикет. Международные стандарты общения. М.Интернет-трейдинг, 2005, 257с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.7/н49)

57. Пост Э. Этикет. Классическое руководство. Э.пост. М., 2005, 648 с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.7/п63)

58. Соловьёв Э.Я. Этикет делового человека. Организация встреч, приёмов, презентаций. Для бизнесменов и всех, кто вступает в контакты с иностранными фирмами. Минск, 1994, 96с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.715/с60)

59. Деловое общение. Уч.пос. И.Н. Кузнецов. М. 2006, 528 с. (шифр в библиотеке КЭУ 87.7/д 29)

60. Психология и этика делового общения. Учебник. М.2000, 327с. (шифр в библиотеке КЭУ 88.4/п86)

61. Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. М., 1997, 128с. (шифр в библиотеке КЭУ 88.5/м81)

62. Психология и этика делового общения. Под ред Лавриненко В.Н., М., 2006, 415с. (шифр в библиотеке КЭУ 88.4/п86)

63. Послание Президента РК народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» г. Астана 19 марта 2004г.

64. Постановление Правительства РК «Об индикативном плане социально- экономического развития РК на 2004- 2006 гг.»

65. Указ Президента РК «О стратегии индустриально-инновацион­но­го развития РК на 2003- 2015 гг.»

66. Закон «О членстве РК в МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР, ЕБР, Международной Финансовой корпорации, Международной ассоциации развития» от 6 декабря 2001 года №264 //Казахстанская правда, 17 декабря 2001 года.

67. К.Мусаев «Внешнеэкономическая либерализация в Республике Казахстан как составляющая участия в ВТО» Каржы-Каражат №5 2005 с.9

68. .Журнал «Аль-пари» 2001-2006 год

69. Журнал «Саясат» 2001-2006 год

70. Журнал «Международная жизнь» 2001-2006 год

71. Вестник КазНУ Серия экономическая 2001-2006 год

72. .Журнал «Транзитная экономика» 2001-2006 год

73. Журнал «Проблемы прогнозирования» 2001-2006 год

74. Журнал «Экономист» 2001-2006 год

75. Журнал «Вопросы экономики» 2001-2006 год

76. Журнал «Проблемы теории и практики управления» 2001-2006 год

77. Е. Абрамян «Глобализация в современном мире», Международная экономика, №5, 2007г.

78. www.zakon.kz – законодательство РК, справочная система ЮРИСТ

79. www.stat.kz – Агентство РК по статистике

80. www.nationalbank.kz – Национальный Банк РК

81. www.enbek.kz – Министерство труда и социальной защиты РК

82. www.minplan.kz – Министерство экономики и бюджетного планирования РК

83. www.minfin.kz – Министерство финансов РК

84. www.mit.kz – Министерство индустрии и торговли РК

85. www.government.kz

86. www.akorda.kz – Официальный сайт Президента РК

87. www.countrywatch.org

88. www.worldbank.org