Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к комплексной педагогической практике студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии кгпу. Специальность 030900

 

             

Рекомендации методические к комплексной педагогической практике студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии кгпу. Специальность 030900

Методические рекомендации к комплексной педагогической практике студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии КГПУ.

Специальность 030900 –

дошкольная педагогика и психология с дополнительной

специальностью «социальная педагогика».

Составитель:

Судакова Р.В.,

руководитель педагогической практики

кафедры дошкольной и социальной педагогики КГПУ;

Компьютерная верстка:

Мальц Л.Ю., методист

кафедры дошкольной и социальной педагогики КГПУ

Ведущая цель практики:

совершенствование комплекса профессиональных умений по направлению специализации в процессе самостоятельной работы в должности социального педагога ДОУ.

Задачи практики:

1. Создать условия для самостоятельного проектирования и осуществления процесса социально-педагогической деятельности по решению проблем конкретного ребенка или группы.

2. Создать условия для формирования мотивации к углубленному изучению теоретических и методических основ социальной педагогики.

3. Создать условия для развития устойчивого интереса к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе в рамках профессиональной деятельности.

4. Создать условия для развития творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности.

После прохождения практики по дополнительной специальности «социальная педагогика» студент 5 курса должен

знать:

- содержание деятельности по повышению уровня социальной адаптации ребенка, группы детей посредством их личностного развития;

- содержание деятельности по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической);

- содержание деятельности по социальной реабилитации детей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;

- содержание посреднической деятельности во взаимоотношениях ребенка или группы детей со средой;

- основные методики и технологии работы социального педагога;

- методологию и методы социально-педагогических исследований;

уметь:

- анализировать опыт и практику работы специалистов в области социальной педагогики, свою собственную деятельность;

- диагностировать проблему ребенка на основе изучения особенностей ребенка и среды;

- проектировать социально-педагогические программы помощи ребенку (планировать этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата; осуществлять выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозировать конечный результат деятельности);

- самостоятельно реализовывать программу оказания социально-педагогической помощи и поддержку ребенку на основе знания ее концепции, методик и технологий; применять индивидуальные, групповые и коллективные формы работы);

- организовывать социально-значимую деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей;

- приводить в действие юридические, психологические, медицинские, педагогические механизмы предупреждения и преодоления негативных факторов развития и социализации ребенка;

- использовать законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку ребенку, его защиту;

- интегрировать воспитательные возможности семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации ребенка;

- научно осмысливать результаты социально-педагогической деятельности и на основе этого совершенствовать ее формы, методы и технологии.

Содержание практики:

1. Познакомиться с программой практики.

2. Познакомиться с ДОУ: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения.

3. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения, и функциональные обязанности специалистов, осуществляющих процесс социально-педагогической деятельности.

4. Познакомиться с воспитателем, ребенком (группой детей), с которыми предстоит работать. В беседе с воспитателями группы познакомиться с проблемами ребенка и особенностями группы детей.

5. Составить индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения.

6. Изучить и проанализировать направления социально-педагогической деятельности в данном учреждении.

7. Выявить структуру социально-педагогической деятельности в данном учреждении и содержание ее основных компонентов.

8. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку:

- провести диагностику проблемы ребенка,

- определить направления и виды социально-педагогической деятельности по решению проблемы ребенка в данном учреждении,

- выбрать методики и технологии, необходимые для решения проблемы ребенка и обосновать свой выбор,

- выделить критерии оценки результативности социально-педагогической помощи ребенку,

- осуществить на протяжении всей практики разработанную программу социально-педагогической помощи ребенку и оценить ее результативность,

- провести все мероприятия, предусмотренные разрабатываемой программой,

- проанализировать результаты своей самостоятельной социально-педагогической деятельности, оценить их.

В план работы по дополнительной специальности «Социальная педагогика» включить следующие направления:

- Работа с ребенком: диагностическая и коррекционная.

- Работа с семьей: диагностическая, консультирование, просвещение, коррекционная.

- Работа с педагогами: диагностическое направление, консультирование, просвещение, коррекционная работа.

В программу работы по социально-педагогическому направлению включить:

1. Работу с ребенком.

- диагностику уровня воспитанности,

- диагностику положения ребенка в семье,

- диагностику личностных особенностей (характерологические особенности, эмоционально-волевая сфера).

Спланировать индивидуальную работу с ребенком, на основе диагностики или включиться в совместную работу психолога, воспитателей групп.

2. Работу с семьей.

1. Диагностическое направление (2 на выбор):

- диагностика стиля семейного воспитания,

- диагностика взаимоотношений в семье,

- составление паспорта семьи,

- дифференциация по возникающим проблемам.

2. Консультирование:

- консультация по итогам диагностики семей,

- консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей,

- консультация по возникающим проблемам.

3. Просвещение:

Цикл бесед для родителей:

- «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста»,

- «Проблемы воспитания дошкольников»,

- «Нравственно-психологическая атмосфера семьи».

4. Коррекционная работа:

- индивидуальная работа по проблемам воспитания ребенка в семье,

- групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации),

- совместная работа родителей и детей.

3. Работу с педагогами.

1. Диагностическое направление:

- диагностика психолого-педагогических знаний, умений, навыков;

- диагностика коммуникативных способностей;

2. Консультирование:

- консультирование по итогам диагностики детей;

- консультирование по итогам диагностики родителей;

3. Просвещение:

Учебно-методические семинары по проблемам:

- психические, физические особенности дошкольников;

- индивидуальный подход к воспитанию ребенка;

- семья, как фактор социализации личности ребенка;

- дезадаптация детей дошкольного возраста.

4. Коррекционная работа:

- индивидуальная работа с педагогами по проблемам работы с детьми;

- индивидуальная работа с воспитателями

(см. приложение).

Формы отчетности по педагогической практике

по специальности «социальная педагогика».

1. Дневник практики (оформить цель и задачи практики).

2. Содержание заданий.

3. Привести в дневнике перечень нормативно-правовых документов учреждения и перечень тех проблем, которое данное учреждение решает.

4. Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы специалистов, решающих социально-педагогические проблемы: о детях, с которыми они работают, об их индивидуальных особенностях, проблемах, путях их решения.

5. Привести в дневнике индивидуальный план и график работы.

6. Представить в дневнике структуру и содержание социально-педагогической деятельности в данном учреждении.

7. Представить в дневнике разработанную программу (цели, содержание, используемые технологии).

8. Зафиксировать в дневнике ход работы по осуществлению программы социально-педагогической помощи ребенку и ее результаты, представить их анализ и оценку.

9. Написать отчет по этому виду практики по установленной форме.

10. Представить отзыв руководителя ДОУ с оценкой по практике.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ.

2. Должностная инструкция социального педагога.

3. Работа социального педагога с семьями воспитанников.

4. Работа социального педагога с педагогами ДОУ.

5. Работа социального педагога с воспитанниками ДОУ.

6. Работа социального педагога с другими службами ДОУ.

7. Диагностика межличностных отношений.

Диагностика семьи:

- Проективная методика Хаментаускаса.

- Анализ семейных взаимоотношений.

- Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

- Измерение родительских установок и реакций (РАRУ) Е. Шифера.

- Анкета «Социальный статус и состав семьи».

8. Программа деятельности социального педагога С.И. Куликовой.

9. «Школа молодой семьи». Руководитель: И.П. Пензина.

10. Заседание клуба «Гармония».

11. Программ объединения детей и взрослых «Берегиня».

12. Направления социально-педагогической деятельности в работе с семьей.

Приложение № 1

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие:

1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем:

• повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

• вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития;

• повышения уровня компетентности родителей.

2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

• трудовых навыков;

• знаний;

• норм, ценностей, традиций, правил;

• социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.

4. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.

5. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

6. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.

7. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

8. Координировать работу всех служб ДОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Для решения поставленных задач социально-психологической службой Центра развития ребенка были разработаны основные направления работы социального педагога, на основании которых ежегодно составляется план работы социального педагога ДОУ:

1. Работа с семьями воспитанников:

• педагогическое просвещение родителей;

• «воспитание» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;

• удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

• изучение состояния факторов Среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с педагогами детского сада:

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

• удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

• изучение факторов Среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

3. Работа с воспитанниками детского сада:

• организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

• коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

• организация досуга детей.

4. Работа с другими службами ДОУ:

• координация взаимодействия служб по работе с семьей;

• удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам взаимоотношений с родителями;

• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

5. Работа с документацией:

• формирование информационного банка данных по работе с семьей;

• разработка перспективного и текущего плана работы;

• подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.

Приложение № 2

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1. Общие положения:

1.1. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от должности руководителем ДОУ. На период временной нетрудоспособности или отпуска его функциональные обязанности могут быть возложены на руководителя психологической службы, на сотрудника психолого-педагогической службы или педагога, имеющего необходимую квалификацию. Временное исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя ДОУ.

1.2. Социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы — ее руководителю.

1.4. Социальный педагог является сотрудником психолого-педагогической службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется:

• Конституцией РФ;

• Декларацией прав и свобод человека;

• Законом РФ «Об образовании»;

• Законом «Об образовании в городе Москве»;

• Концепцией модернизации российского образован период до 2010 года;

• Решениями Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы;

• Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;

• Документами органов управления всех трех уровней по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста;

• Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

• Уставом ГОУ ЦРР — д/с № 183;

• Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;

• Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

• Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• Настоящей инструкцией и трудовым договором.

1.6. Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН по правам ребенка.

2. Функции:

2.1. Образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации.

2.2. Диагностическая - постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка.

2.3. Организаторская - организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

2.4. Прогностическая и экспертная - участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов.

2.5. Организационно-коммуникативная - включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными статутами в работе с детьми и их семьями.

2.6. Охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

2.7. Посредническая - осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

2.8. Самообразовательная - повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.

3. Должностные обязанности:

3.1. Социальный педагог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ, с правом на отпуск продолжительностью 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).

3.2. Проводит:

• индивидуальную и групповую социально-психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;

• наблюдение за характером взаимоотношений детей в пах и определение особенностей их развития;

• анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

• индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к условиям жизни в детском учреждении;

• индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на их личностное и социальное развитие;

• специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги, круглые столы, гостиные для педагогов и родителей по оказанию помощи в воспитании детей.

3.3. Выявляет психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении;

3.4. Направляет проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные центры и другие специализированные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.

3.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам диагностических исследований и доводит их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью сориентировать взрослых в проблемах воспитания.

3.6. Использует апробированные и разрабатывает авторские:

• коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;

• рекомендации для педагогов, родителей и специалистов различных служб:

- по работе с детьми, имеющими проблемы в индивидуальном и социальном развитии;

- по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников;

3.7. Осуществляет:

• социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

• социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в peaлизации правовых гарантий различным категориям детей;

• социально-психологическую помощь, направленную здание благоприятного микроклимата в семье и м социуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий окружения и затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

• социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение развития и воспитания детей в условиях семьи и детского сада;

• психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;

• психологическую поддержку творчески одаренным детям;

3.8. Формирует социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.

3.9. Консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в т.ч.:

• по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

• в случаях неадекватного поведения в домашних условиях и дезадаптации ребенка в дошкольном учреждении

• по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.

3.10. Участвует:

• в заседании педагогического совета;

• в заседании совета психолого-педагогической службы;

• в проведении родительских собраний и круглых столов

3.11. Ведет документацию по установленной форме

3.12. Проводит методическую работу в рамках годового плана учреждения.

• нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждений, оказывающих помощь ребенку);

• теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы дошкольной педагогики и психологии;

• методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности;

• базисную программу воспитания детей.

3.14. Квалификационные требования:

• высшее педагогическое или психологическое образование; среднее профессиональное образование с присвоением квалификации «социальный педагог»;

• стаж работы по специальности не менее 1 года;

• курсы по социальной педагогике.

5. Ответственность:

5.1. Несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством:

• за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего и трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

• за применение, в том числе, однократно, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью, — в данном случае социальный педагог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании», и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.2. Привлекается к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. Несет материальную ответственность за причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей в порядке и предела: установленных трудовым и гражданским законодательством.

Приложение № 3

Работа социального педагога с семьями воспитанников.

• педагогическое просвещение родителей:

• родительские собрания;

• родительские гостиные — встречи родителей с гостями учреждения;

• «воспитание» родителей (школа для родителей — групповые семинары, практикумы);

• удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня родительской компетентности;

• гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

• повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

• улучшится эмоциональный климат в семье;

• упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

• изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;

• повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Приложение № 4

Работа социального педагога с педагогами ДОУ

• повышение профессионального мастерства педагогов (семинар-практикум);

• удовлетворение индивидуальных запросов педагогов по вовлечению родителей в единое образовательное пространство детского сада и расширению активных форм взаимоотношений с родителями;

• нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; родительские клубы.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня профессиональной самооценки и развитие ощущения профессиональной состоятельности у педагогов;

• постепенная трансформация монологического стиля общения воспитателей с родителями в диалогический.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

• она обогатится новыми формами отношений со взрослыми;

• сократится уровень отчужденности между ребенком и его семьей.

Приложение № 5

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ

• коррекция параметров социального развития детей по запросам педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и изменения в социальном развитии ребенка:

• повышение уровня социальной компетентности;

• повышение уровня сплоченности детей в группе;

• улучшение эмоционального климата в группе;

• улучшение здоровья ребенка.

Приложение № 6

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДРУГИМИ СЛУЖБАМИ ДОУ

• координация деятельности служб по работе с семьей;

• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.

Ожидаемые результаты:

• повышение эффективности взаимодействия всех подразделений ДОУ;

• улучшение эмоционального климата в коллективе;

• систематизация работы с семьей и исключение малоэффективных форм работы и нецелесообразных перегрузок в отношениях с родителями.

Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:

• снимаются неконструктивные формы взаимоотношений родителей с работниками детского сада;

• качественно изменяется эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с педагогами.

Приложение № 7.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Диагностика межличностных отношений в дошкольном коллективе проводилась нами с помощью методики Була¬товой. Основой методики является организованное наблю¬дение в течение 5 дней по определенной схеме, опирающейся на контрольные срезы. Критерием выступало количество взаимоотношений ребенка с другими детьми. По результатам наблюдения детей можно разделить на 4 груп¬пы: лидеры, комфортная группа, группа пренебрегаемых, изгои. Такое исследование проводилось в каждой группе МДОУ № 28 «Красная Шапочка» (11 мальчиков и 11 девочек) (табл. 28).

Таблица 28

На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей относятся к комфортной группе (72%), но есть и «непопулярные», у них отсутствуют из¬бирательные контакты, узок круг общения, они не явля¬ются членами устойчивых игровых объединений. Отсюда предметом коррекции должна стать «непопулярность» ре¬бенка в группе сверстников, а основным направлением – переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, выработка системы положительных оценок сверст¬ников. Конечно, коррекционная работа должна быть ин¬дивидуальной, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности.

Следующее исследование имело своей целью определе¬ние социального статуса ребенка в группе. Проводилось оно с помощью диагностической методики «Два домика», предложенной Марцинковской.

Ребёнку предлагается два домика: красный - комфортный, черный - некомфортный. По своему усмотрению ре¬бенок осуществляет «расселение» детей в эти два домика. На основе количества положительных и отрицательных выборов подсчитывается социальный статус ребенка.

Такие исследование также было осуществлено в каждой группе МДОУ № 28 «Красная Шапочка».

Здесь мы приводим суммарные данные по изучению подготовительной группы (табл. 29).

Таблица 29

Таким образом, данные таблицы 29 свидетельствуют о том, что большинство детей чувствуют себя комфортно в группе (24% - высокий социальный статус и 64% - средний, что составляет 88% детей). Коррекционная работа в данном случае направлена на повышение социального статуса 3 человек (12%).

Диагностика семьи

При диагностике семьи нами был использован набор соответствующих методик:

- проективная методика Хаментаускаса «Кинетический рисунок семьи» (КРС);

- анализ семейных взаимоотношений (АСВ);

- опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столика;

- измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шефера;

- анкета «Социальный статус и состав семей».

В результате было получено 3 фактора:

1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки (шкалы 2, 10, 11, 12, 18, 20).

2. Демократичность – отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (шкалы 1, 14, 15, 21).

3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности (шкалы 4, 7, 8, 9, 13).

Изучение микроклимата семьи и положения ребенка в семье, проводимое с помощью методики КРС, осуществлялось в старшей группе (23 человека в возрасте 6 лет: 10 мальчиков и 13 девочек).

В ходе диагностики были получены следующие результаты:

- наиболее благополучные семьи - 21,7%;

- семьи, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность и наличие конфликтности - 39,5 %;

- семьи, где явно выявлено неблагополучие - 38.8 %.

Дети дают высокую оценку родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Видимо, сказывается высокий авторитет мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, чем отцы, они эмоционально ближе.

Благоприятная семейная ситуация выявлена в 21,7% семей.

Тревожность присутствует в 26,5% семей.

Конфликтность — в 13% семей.

Чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 34,2% детей.

Враждебность в семейной ситуации у 4,6% детей.

Полученные данные представлены в таблице 30.

Таблица 30

Данные таблицы 30 свидетельствуют, что большинство детей чувствуют неполноценность в семейной ситуации.

Полученные результаты легли в основу построения и организации коррекционной работы (индивидуальной и групповой) с детьми и семьями.

Вторым этапом диагностики является анализ семейных взаимоотношений (АСВ). С помощью методики АСВ изучены родители детей средней и старшей групп в количестве 54 человек.

В ходе диагностики были выявлены ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.

Результаты полученных данных представлены в таблице 31.

Таблица 31

На основе таблицы 31 была построена диаграмма (рис. 7).

Рис. 7. Типы нарушении семейного воспитания

Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве семей практически отсутствуют нарушения семейного воспитания.

Среди нарушений семейного воспитания можно назвать потворствующую и доминирующую гиперпротекцию.

Под гиперпротекцией понимается такая ситуация в семейном воспитании, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание является центральным делом для родителей. Выделяются два типа гиперпротекции: доминирующая гиперпротекция и потворствующая, или авторитарно-симбиотический и симбиотический тип родительского отношения.

Доминирующая гиперпротекция подразумевает чрезмерную опеку, мелочный контроль за каждым шагом, каждой мыслью ребенка, вырастающую в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения. Кроме авторитарного контроля над всей психической жизнью ребенка, А.Я. Варга выделяет положительное отношение к ребенку, требование чуткости от ребенка.

Н.Б. Беккер обнаружил, что последствиями такого воспитания, в котором сочетаются родительская любовь и ограниченность, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, вежливость, минимум агрессии, максимальное следование правилам, отсутствие дружелюбия, максимальная уступчивость.

При потворствующей гиперпротекции ребенок находится в центре внимания семьи, родители стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерно стремление поглотить ребенка, слиться с ним, прожить жизнь вместо него, потакание всем прихотям и стремлениям ребенка, желание защитить его от трудностей и разочарований. Подобный тип семейного воспитания находит выражение в снижении критичности, требовательности родителей к детям, в отсутствии деловых взаимоотношений между родителями и детьми.

Исследования показали, что у ребенка в условиях потвор¬ствующей гиперпротекции имеются трудности в адаптации к широкой социальной среде, так как у него формируется неадекватная самооценка (очень высокая). Сталкиваясь с реальной действительностью и не находя подтверждения своей высокой самооценке, ребенок приходит к конфликту между реальным и идеальным «Я». Это приводит к возникновению тяжелых переживаний у детей и к формированию негативных свойств личности, таких как агрессивность, недоверчивость, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость, которые затрудняют воспитательное воздействие на детей, делают их неуживчивыми, труднопереносимыми в любом коллективе, вне семьи.

Благодаря тесту АСВ были выявлены и другие недостатки в воспитании: воспитательная неуверенность присутствует в 30,4% исследуемых семей; проекция родителей своих нежелательных качеств на детей - 2,17%, предпочтение в ребенке детских качеств — 6,52%; неустойчивость стиля воспитания (резкая смена приемов воспитания, формирующая упрямство) - 6,52%.

Но большинство семей все-таки имеют незначительные отклонения в воспитании, что является свидетельством позитивной направленности семейного воспитания.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал необходимость дальнейшего исследования семей, в которых выявлены нарушения воспитания.

Дальнейшим этапом в диагностике было изучение особенностей родительских позиций в воспитании матери или ребенка (с помощью методики ОРО).

В исследовании приняли участие родители детей средней и старшей групп в количестве 54 человек (при проведении опроса 3 человека отказались заполнять опросники). В ходе исследования были получены следующие результаты (табл. 32).

Таблица 32

Рис. 8. Особенности родительского отношения

Из особенностей родительского отношения к ребенку наибольший процент составляет «симбиоз» (40% в средней группе, 60,9% - в старшей).

Высокий процентный балл по шкале «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

На втором месте по количеству баллов средняя группа - 37%, старшая группа - 17,4%, и значение шкалы «Гиперсоциализация», которая отражает форму и направление контроля над поведением ребенка, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует от него социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Следующей по количеству баллов идет шкала «Малень¬кий неудачник» (средняя группа - 23%, старшая группа - 17,4%), отражающая особенности восприятия и понимания ребенка родителем, в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит своего ребенка младше, чем он есть на самом деле. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность, неумелость, в связи с этим он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.

Значение по шкале «Принятие - отвержение» (средняя группа - 0%, старшая группа - 4,3%) отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Но в большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Одним из неблагоприятных показателей является отсутствие положительных ответов родителей по шкале «Кооперация», т.е. родители не выражают заинтересованности в планах ребенка, недостаточно доверяют ему и не стремятся встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Полученные данные легли в основу составления паспорта семьи и организации коррекционной работы с родителями.

Следующий этап диагностики включал изучение типа родительских установок на воспитание ребенка (методи¬ка по PARY Е. Шефера).

В исследовании приняли участие родители средней и старшей групп в количестве 54 человек в возрасте от 20 до 40 лет.

В своем анализе мы остановились лишь на следующих факторах: гиперопека - отсутствие родительской опеки; отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность; диктат в воспитании - отказ от авторитарности. Демократичность в отношении с ребенком по результатам данных наблюдается всего в 4 семьях - 9,52%. Остальные семьи высокий балл получили по фактору «Гиперопека». Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить его дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители пытаются ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

С опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого.

Крайности в типах воспитания вызывают риск, поэтому необходима золотая середина. По мнению Д. Баумрид, оптимален «авторитетный родитель», который пытается направить активность ребенка в рациональное русло, используя при этом дисциплинарные меры, поощряет словесные объяснения с ребенком, ценит в ребенке и самовыражение, и уважение к авторитету таких родителей – добиться оптимального сочетания независимой воли ребенка с дисциплинированностью. Анализ данных PARY подтверждает полученные данные по методике АСВ.

Полученные в ходе исследования данные представлены в таблице 33.

Таблица 33

Анализ полученных данных позволил составить картотеку семей МДОУ (полный анализ микроклимата семьи, социальный паспорт семьи) и провести типологию семей для дальнейшей коррекционной работы.

Результатом исследования стала карта типов семей (табл. 34).

Таблица 34

Всего семей 50, таким образом, из 86% благополучных семей 30% семей педагогически грамотные, 56% - позитивно ориентированные на воспитание детей; из 14% неблагопо¬лучных семей 10% педагогически несостоятельные, 4% - конфликтные.

Кроме психологических исследований, было проведено еще социологическое исследование семей в виде заочного опроса (анкетировании). В ходе исследования получены следующие результаты.

1. Образование родителей:

высшее – 24,6%;

неполное высшее –14,2%;

среднее – 25,4%;

среднее специальное – 35,8%.

2. Семейное положение:

полная семья – 77%;

неполная семья – 23%;

из них вдовы – 5%;

разведенные –10%.

3. Занятость в народном хозяйстве:

бюджетная сфера – 41,1%;

коммерческая сфера – 43,5%;

совмещение бюджетной и коммерческой – 6,1%;

безработные – 9,3%.

4. Социальный статус:

предприниматели –11,7%;

служащие – 20,8%;

рабочие – 29,8%;

интеллигенция – 26%;

гетерогенные семьи – 11,7%.

5. Длительность брака:

до 5 лет – 40,7%;

от 5 до 10 лет – 37,2%;

от 10 до 15 лет – 12,4%;

более 15 лет – 9,7%.

6. Количество детей в семье.

1 ребенок – 66%;

2 ребенка – 25,5%;

многодетные – 8,5%.

Таким образом, в ходе поэтапного диагностического изучения взаимоотношений детей и родителей в семье с помощью приведенных методик мы получили возможность наметить пути коррекции нарушений на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.

Приложение № 8.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА

(заполняется родителями)

Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы социально-психологической службы с Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей, а также позволит дать соответствующие рекомендации педагогам.

Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты подробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд.

1 часть

1. Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________

2. Дата рождения ребенка _________________________________

3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты ________________________________

4. Кем заполняется анкета ____________________________________________________

5. Родители:

мать, Ф.И.О. ______________________________________________________________

возраст

профессия _______________________________________________________________

род занятий в настоящее время ______________________________________________

хронические заболевания (если есть)

отец, Ф.И.О. ______________________________________________________________

возраст _________________________

профессия _______________________________________________________________

род занятий в настоящее время ______________________________________________

хронические заболевания (если есть) _________________________________________

6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни _________________________________________________________________________

7. Жилищно-бытовые условия:

а) квартира (комната) — (количество комнат) ______________

б) кв. метров на человека _____________________________________________

в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими

детьми, уголок и т. д.) ___________________________________________________

2 часть

1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть):

да нет не помню

Если.«да», то какие и на каком сроке? ________________________________________

2. Роды (нужное подчеркнуть):

в срок преждевременные запоздалые.

Какие по счету роды _______________________________

3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть): да нет не помню.

4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть):

соответствовало возрасту раннее с задержкой.

сидеть начал с мес.

ползать начал с мес., активно мало не ползал

стоять начал с мес.

ходить начал с мес.

5. Речевое развитие (с какого возраста): гуканье, гуление, лепет

первое слово

первая простая фраза

развернутая фраза

6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой:

времени сна приема пищи прогулок.

7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине?

в возрасте

в связи _________________________________________________________________

8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?) _______________________

9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть):

массаж лечебная гимнастика плавание

другие ___________________________________________________________________

10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить: ________________________________________________________________

11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие:

обычный детский сад с ____ лет по ____ лет;

логопедический с ____ лет по ____ лет;

санаторного типа с ____ лет по ____ лет;

другое с ______ лет по ______ лет.

12. Как относится ребенок к детскому саду (нужное подчер¬кнуть):

положительно негативно безразлично.

13. Чем болел в этот период и как часто? _________________________________________

14. Занимался ли ребенок с логопедом? __________________________________________

В каком возрасте?_______________________________

15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка? _________________________________

16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми)? ____________________________________________

17. В какое время засыпает ребенок? __________________________________

18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да Нет

19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку):

спит крепко / беспокойно;

легко засыпает;

долго засыпает;

вскрикивает, разговаривает, стонет во сне;

ходит во сне.

Укажите, как часто это происходит ______________________________________

20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в детском саду или служить причиной травматизма _____________________________________

21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть):

часто беспокоен и возбужден;

часто вял, апатичен и пассивен;

много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду;

много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми;

много беспокоится по поводу своей внешности;

неорганизован, разболтан, несобран;

часто без повода раздражается;

легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;

не в меру плаксив.

22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье? _________________________________________________________________________

23. Какова была реакция ребенка на эти события? _________________________________

24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие? _______________________________

25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (нужное подчеркнуть):

благополучные; неблагополучные;

ровные;

сложные.

26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть): со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов ______________________________________________

27. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни? _____________________________________________________

28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время? ___________________________

29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой? _________________________________________________________________________

30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами? _______________________

31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом? _________________________________

32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей? __________________

3 часть

1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в

настоящее время (нужное отметить):

нарушения слуха ______________________________________________________

нарушения зрения _____________________________________________________

нарушения опорно-двигательного аппарата ________________________________

нарушения сердечно-сосудистой системы _________________________________

желудочно-кишечные заболевания _______________________________________

поражение центральной нервной системы _________________________________

нарушение деятельности дыхательной системы ____________________________

нарушения эндокринной системы ________________________________________

другое _______________________________________________________________

2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства?

Какие? __________________________________________________________________

3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)? ________________________________________________________________

4. Бывают ли реакции на прививки (нужное подчеркнуть): да нет не знаю

5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях? _________________________________________________________________________

6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность? _______________________________________________________________

7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении? _______________________________________________________________

8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить? _______________________________________________________________

4 часть

1. К моменту поступления ребенка в детский сад он самостоятельно умеет (нужное подчеркнуть): одеваться, завязывать шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы, другое_______________________________________

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание сотрудников детского сада?_____________________________________________

Приложение № 9.

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С.И. КУЛИКОВОЙ

Объяснительная записка

Проблема развития и социализации дошкольников, реализация их возможности, их участия в преобразовательной деятельности на современном этапе приобретают особое значение общественной потребности формирования творческой социально-ответственной личности.

По данным современной науки, успешное решение этой задачи становится возможным при создании определенных психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребенка различных социальных факторов посредством организации учебно-воспитательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения заклады¬ваются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

Наличие социальной службы различного рода, наряду с педагогическим коллективом ДОУ - школы развития, позволяют формировать личность, готовую выполнять широкий круг социальных функций, так как создается широта и разнообразие связей, а главное, выход в семью с целью оказания ей всесторонней помощи в плане воспитания ребенка, его социальной защиты.

Современная семья переживает этап эволюции перехода с традиционной мысли к новой, изменяются виды семейных отношений.

Иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни и т.д.

Если в семье создана атмосфера взаимного уважения и доверия, то каждый член семьи может максимально реализовать свой потенциал. Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья, огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления, решения таких задач, как воспитание семьянина, формирование в человеке качеств члена определенной общности, живущего по нравственным принципам человеческого общения.

В то же время семья — объект воспитательного воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Она нуждается в разносторонней помощи общества.

Смысл моей практической работы сводится к следующему:

1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам:

- конфликтные;

- педагогически несостоятельные;

- аморальные.

2. Единственно правильный путь повышения эффективнос¬ти «домашнего воспитания» - это создание в семье благоприят¬ной нравственно-трудовой атмосферы, при которой родители относятся друг к другу с любовью, доверием и уважением.

Достижение этой цели возможно путем работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.

Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье - это устранение причин и условий, которые могут вести к созданию конфликтности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной психолого-педагогической помощи.

Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное взаимодействие ее с дошкольным учреждением.

Необходимое звено в таком взаимодействии - воспитательная работа в семье по месту жительства, организация и содержание которой подчинены единым целям и общепедагогическим принципам формирования подрастающего поколения.

«Инструментом» воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам и группам (в первую очередь семье) в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

ПРОГРАММА

1. Знакомство с микрорайоном и культурными учреждениями в данном микрорайоне. Составление паспорта микрорайона.

2. На основе анализа социального паспорта Северо-Западного района разработать план действий с общественными институтами.

3. Знакомство с семьей и ее ближайшим окружением.

а) составление паспорта семьи:

- имена и дни рождения семьи;

- национальность, и язык, на котором говорят в семье;

- вероисповедание;

б) структура семьи:

- члены малой и большой семей;

- взаимоотношения между родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;

- связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).

в) окружение семьи:

- район проживания;

- социально-экономический статус;

- взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

- дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;

- референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.

г) функционирование семьи:

- образцы коммуникации;

- образцы принятия решений.

д) ролевая деятельность семьи:

- кто ведет хозяйство;

- кто заботится о детях;

- кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.

е) история развития семьи:

- стадия развития семейной жизни;

- важные события в жизни семьи.

в) потребности и проблемы семьи:

- индивидуальные потребности семьи;

- потребности подсистем семьи;

- потребности и проблемы семьи;

г) позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:

- чего хочет семья и ждет от социального педагога;

- каковы планы семьи;

- каковы возможности семьи в плане изменений;

- реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.

3. Определение социального статуса семьи (образовательный ценз, жилищные условия, состав семьи).

4. Диагностика внутрисемейных отношений:

- методика ТОРО, АСВ.

5. Определение психологического климата семьи и воспитательного потенциала:

- анкета «Искусство жить с детьми» и методика Билонес и Голубева.

6. Коррекционная работа с педагогически несостоятельными семьями, создание педагогической гостиной:

- создание клубов но интересам;

- совместные праздники семей и сотрудников д/с;

- индивидуальная работа.

7. Работа с детьми:

а) методом включенного наблюдения определить положение каждого ребенка в коллективе (гониометрии Коломенского «Два домика»);

б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;

в) изучить положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками (методика КРС);

г) коррекционная работа с дезадаптированными детьми:

- индивидуальная работа;

- игры с нравственным аспектом;

- посещение на дому;

- совместные мероприятия.

Приложение № 10

ШКОЛА МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Конспект занятий для родителей 1-й младшей группы.

Руководитель И.П. Пензина

Тема: «Театр и дети»

Цель: познакомить родителей с видами театра, рассказать о педагогических ценностях театра.

Оборудование: краски, картон, клей, ножницы, карандаш, нитки, иголки, ткань (вырезанная заранее).

Ход:

Воспитатель: Добрый вечер, родители. Я рада видеть вас в «Школе молодой семьи». Тема нашего очередного занятия «Театр и дети». Приглашаю вас в театральную гостиную. Хочу немного рассказать о театре.

(Консультация прилагается).

Воспитатель: Давайте, дорогие родители, окунемся в мир детства. Хочу с вами поиграть в театральную игру. Сейчас я буду показывать атрибуты для театра, а вы будете называть, какой это вид театра (пальчиковый, варежковый, теневой, настольный).

Воспитатель: Сейчас в нашу театральную гостиную приглашаем малышей. Для нас дети покажут русскую народную сказку «Репка».

(Сценарий прилагается.)

Воспитатель: Приглашаю наших артистов и всех детей занять места вместе с мамами и папами. Немного поработать.

Практикум для родителей: «Изготовление атрибутов»

Воспитатель: Предлагаю вам, родители, пополнить наши театры. Разделитесь на четыре команды. Каждая команда выбирает билеты, на этих билетах написано, какой вид театра вы будете делать.

(Материал для изготовления сказок разложен на столе заранее.)

Наши малыши будут помогать своим родителям.

Сейчас мы с вами разложим все атрибуты разных театров, сделаем небольшую выставку и рассмотрим свои работы.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено.

Сценарий по русской народной сказке «Репка»

Реквизит: Дом, плетень, гладилка, прялки, утюг, лейка, репка.

Участники:

Дед - Максим П.

Бабка - Аня Ф.

Внучка - Маша Л.

Жучка- Юра К.

Кошка - Настя А.

Мышка - Петя М.

Ход:

Ведущая: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тащить, тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед бабку.

Ведущая: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытащить не могут. Позвала бабка внучку. Тянут-потянут, никак вытащить не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, никак вытащить не могут.

Ведущая: Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянуг-потянут, вытащить никак не могут.

Ведущая: Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытащили репку.

Ведущая: Взялись за руки, начали хоровод водить, радуются, какая репка большая-пребольшая.

Консультация «Театр и дети»

Театральное искусство близко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит игра. Потребность в игре у детей велика и проявляется очень рано: уже в 2—3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за мамой курочкой. Они с удовольствием перевоплощаются в котят и собачек. Совсем маленькие дети — благодарные слушатели, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящих театрах спектакли не рассчитаны на самых маленьких, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша можно.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память, развивает воображение и ориентацию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся па учебной деятельности в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Приложение № 11.

Заседание клуба «Гармония»

По ЦРР - д/с № 28 «Красная Шапочка» от 17.03.99 г.

Тема: «Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь»

Форма проведения: гостиная

Повестка дня:

1. Встреча с интересными людьми г. Новоалександровск, с заведующей бюро ЗАГСа г. Новоалександровска Л.М. Пензиной с начальником УТСЗН В.П.Солониной, участником Международного форума женщин России (г. Москва, 1999 г.)

2. Чествование матерей: многодетных, молодых

Семейный ринг

Председатель клуба «Гармония» - директор ЦРР – д/с № 28 «Красная Шапочка»:

- Добрый вечер, дорогие женщины!

Вот и снова мы вместе в клубе «Гармония», с нами сегодня прекрасная половина человечества - женщины, им мы сегодня и посвящаем встречу.

Очень приятно, что у нас в гостях такие прекрасные женщи¬ны, как заведующая отделом ЗАГСа г. Новоалександровска Любовь Михайловна Пензина и начальник УТСЗН Валентина Петровна Солонина, Поприветствуем их.

Ведущий:

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках,

Самая красивая из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная,

Ей-то уж добра не занимать,

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завешан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

Яблоня украшена плодами.

Женщина - судьбой своих детей,

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так вот и стоит она в веках

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

- Мама, мамочка. Так зовем мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас - самый лучший на свете.

- Наступивший месяц марта ассоциируется с женщиной—с образом любящей матери, нежной подруги, милой сестры, доб¬рой бабушки.

- Послушайте, какие прекрасные слова посвятили своим мамам в своих конкурсных сочинениях родители нашего детского сада.

(Чтение сочинений.)

Ведущий: А что значит для вас - мама?

(Ответы из зала).

Ведущий: Послушаем, а что же говорят наши дети о своих мамах.

(Звучит магнитофонная запись детей.)

Ведущий: Теплом, нежностью дышат эти строки. Наверное, кто-то из вас узнал голос своего ребенка. В понимании взрос¬лых и детей мать — самое святое, самое душевное, теплое, род¬ное, светлое в этом мире. Итак, в подтверждение всему этому звучит и исполнении ансамбля «Соловушки» песня «Мамочка, ты лучше всех на свете».

Ведущий: Семья - это маленький островок тепла, любви, радости и света.

Ведущий:Семья — это дом, куда мы готовы возвращаться вновь и вновь, нести все свои невзгоды и знать, что здесь нас поймут, где надеются и ждут. Первой дает путевку в жизнь каждой мо¬лодой семье с вручением документа о регистрации брака Л.М. Пензина.

Любовь Михайловна, вам слово.

(Выступление Л.М Пензиной - заведующей бюро ЗАГСа.)

Председатель клуба «Гармония» - Черевко В.М.. директор ЦРР - д/с № 28:

— В нашем центре 135 семей. Из них 5 многодетных, 39 семей имеют по 2 ребенка, 90 семей по 1 ребенку, 17 семей - молодые, их стаж совместной жизни не превышает 5 лет.

Опыт, терпение, любовь к детям позволяют нам выделить этих мам в особую группу женщин. И сегодня хочется поблагодарить их за хорошее воспитание детей, активную жизненную позицию, пожелать им здоровья, семейного благополучия, сча¬стья в жизни.

(Чествование матерей, имеющих 3—5 детей — вручение благодарственных писем и подарков, изготовленных руками детей.)

17 семей в Центре, у которых мамам от 19 до 25 лет. И им хочется от имени мам многодетных семей вручить напутствие.

(Вручение напутствий и подарков, изготовленных руками детей и родителями.)

Ведущий: У нас сегодня в гостях Валентина Петровна Солонина - начальник УТСЗН, участница Международного форума женщин России (г. Москва, 1999 г.). Вам слово, Валентина Петровна.

(Выступление Солониной В.П.)

Ведущий: Женщины не только обаятельны и прекрасны, они еще и интеллектуальны, каждый день приходится обдумывать, выгадывать, придумывать. Мы хотим пригласить вас, дорогие мамы, на семейный ринг. Приглашаем матерей многодетных семей.

(Перечисляются фамилии, имени, отчества.)

Ведущий: Они составляют команду «Нежность». Мамы из молодых семей — «Надежда». Представляем наше жюри:

Переверзева Татьяна Александровна, зам. директора ЦРР - д/с № 28 - председатель жюри.

Черевко Валентина Михайловна - директор ЦРР д/с № 28.

Пензина Любовь Михайловна - заведующая бюро ЗАГС.

Совет клуба.

Ведущий: Итак, 1-е задание - замысловатые вопросы

Что случилось 31 февраля?

Почему человек оглядывается? (нет сзади глаз).

У какого месяца самое короткое имя? (май).

Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным).

Что в кастрюлю бросают перед тем, как сварить еду? (взгляд).

Под чем заяц лежит? (под ушами).

Может ли петух назвать себя птицей? (нет, т.к. не умеет говорить).

От чего гусь плавает? (от берега).

За чем во рту язык? (за зубами).

Почему шляпу носят? (она не ходит).

Из какой посуды не едят? (из пустой).

У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

Ведущий: Вопросы закончены. Жюри, ваше слово.

(Выигравшей команде дети дарят «Танец со шляпками в исполнении группы «Ритм»).

Ведущий: Второе задание - знание детских песен. Звучат отрывки детских песен.

Ведущий: Победившей команде Марина Желябовская дарит песню «Пирожки».

Ведущий: Третье задание - "Педагогические ситуации».

Каждой команде предлагается конверт, в нем педагогические ситуации.

Ведущий: А пока встречайте победительницу конкурса «Мисс грация», проходившего в центре развития ребенка д/с № 28 в октябре 1998 г. — Сидоренко Олесю.

(Спортивный танец с мячом.)

Ведущий: Итак, слово команде «Надежда». Ваше решение педагогической ситуации.

(Команда дает ответ.)

А теперь правильный ответ.

(Жюри дает правильный ответ и говорит о том, принят ли ответ команды.)

Ведущий: Теперь узнаем у команды «Нежность» решение их педагогической ситуации.

(Ответ команды.)

Ведущий: Слушаем правильный ответ.

(Жюри зачитывает правильный ответ.)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги ринга, перед вами выступит вокальный ансамбль «Непоседы». Песня «Веселый старичок».

Ведущий объявляет итоги ринга.

Председатель клуба «Гармония» Черевко В.М.:

- Милые женщины! Хочется закончить нашу встречу этими строками:

О, сколько таинств в женщине хранится,

Светла, как звезды, как земля, щедра.

Спасибо вам за подвиг материнства.

За дар любви и торжество добра!

Приложение № 12.

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «БЕРЕГИНЯ»

Автор-составитель: воспитатель Казакова Т.М.

Пояснительная записка

Дошкольное воспитание и образование — уникальное явле¬ние в системе народного образования. Дошкольные учреждения больше, чем школа, предоставляют возможность обратиться к индивиду, учесть особенности ребенка. В России в последние 10 лет произошли глобальные изменения в политической и соци¬ально-экономической жизни. Формируются новые отношения. От человека требуются такие качества, как умение быстро реа¬гировать на меняющиеся условия, предприимчивость, делови¬тость, ответственность и самостоятельность.

Семья является тем социальным институтом, где осуществляется базисная социализация детей. В то же время и в большинстве семей утерян опыт предыдущих поколений, отсутствует преемственность этого опыта.

В программе предпринята попытка, решить эту проблему конструктивно. Девиз программы: «Понять и сохранить!» Программа решает задачи обновления содержания воспитательной работы с детьми и осуществления современных подходов и технологий сотрудничества педагога с семьей.

Предназначена она для работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Программа построена по важнейшим проблемам, включающим в себя общечеловеческие ценности, значимые для любого периода жизни человека (жизнь, ее проявление и осознание, человек и его отношения с миром, природа и ее проявления, экологический аспект, труд, Родина, искусство, здоровье, нравственность и др.).

Большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни.

Выделена главная задача взрослых: создать атмосферу, способствующую раскрытию собственного «Я» ребенка; установить отношения с миром; показать, как много интересного может человек узнать об окружающей его действительности и как важно проявлять заботу всем и обо всех, кто рядом.

Цель программы - освоение основополагающих ценностей в совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи:

1. Ознакомление с объективными ценностями мира в совместной деятельности детей и взрослых. Формировать бережное отношение к природе, к своему дому, к человеку (как части природы)

2. Формировать бережное отношение к природе, своему дому, к человеку (как части природы)

3. Способствовать развитию у родителей и детей познания себя как личности

4. Формировать социально приемлемые нормы общения взрослых и детей

5. Развивать эмпатические умения у взрослых и детей.

Организация занятий

Встречи с родителями рассчитаны на 24 часа, каждая тема рассчитана на два занятия. Занятия охватывают три этапа: ориентировочный, развивающий, проективный.

Материал, необходимый для проведения занятий: дидактические игры (раздел «Познавательное развитие»); схемы-модели «Я и окружающий мир», «Основополагающие ценности»; различные наборы конструкторов, коллективные работы взрослых и детей по ИЗО; атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Больница»; листы бумаги; ручки, фломастеры; фотоальбомы семейные; аудиозапись «Музыка для мультфильмов»; настольно-печатная игра «Бизнес» и др.

СЕНТЯБРЬ

Тема: Жизнедеятельность нашего разновозрастного и разностатусного коллектива «Берегиня»

Цели:

1. Познакомить с целями и задачами программы «Берегиня».

2. Способствовать созданию непринужденной обстановки для дальнейшего общения взрослых и детей.

3. Развивать инициативу взрослых при общении с детьми.

4. Воспитывать у детей уважение к взрослым, умение слушать и слышать их.

Оборудование: план-схема «Берегиня, что это?», листы бумаги, ручки.

Форма проведения: беседа, блиц-игра.

Занятие 1.

Содержание

1. Рассказ о направленности деятельности объединения детей и взрослых «Берегиня»

2. Игра «Мои единомышленники»

3. Знакомство с планом-схемой «Берегиня»

Домашнее задание: составить план-схему «Что важно и нужно моему ребенку» (основополагающие ценности).

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Блиц-игра «Важнейшие ценности для меня и моего ребенка» (на основе домашнего задания).

2. Игры (упражнения) «Что мне нужно, чтобы жить».

3. Моделирование «Взаимодействие ребенка с окружающим миром».

Домашнее задание: рисунок «Я - человек» (совместная работа взрослого и ребенка).

Итог.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Человек и его назначение в обществе»

Цели:

1. Формировать умение определять основополагающие ценности для себя и своего ребенка.

2. Развивать способность непринужденно общаться друг с другом.

3. Воспитывать у детей на примере взрослых стремление не создавать негативных ситуаций.

Форма проведения: игра-моделирование.

Оборудование: схема-модель «Взаимодействие ребенка с окружающим миром»; схемы-планы родителей «Основополагающие ценности», листы бумаги, ручки.

Занятие 1.

Содержание

1. Интервью у взрослых «Ты человек, что это значит?»

2. Интервью у детей «Ты кто?»

3. Беседа «Ты человек»

4. Составление рассказа «Мое царство»

5. Моделирование «Я-концепция» (приложение 4)

6. Работа по схеме «Основополагающие ценности» (приложение 5)

Домашнее задание: «Человек и природа», «Человек и окружающие люди».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Рисунки детей (анализ их содержания).

2. Беседа «Человек — разумная часть природы».

3. Итоговый блиц-опрос «Чем отличается человек от животных?».

Домашнее задание: вспомнить рецепты народной медицины.

Итог.

НОЯБРЬ

Тема: Человек и его здоровье

Цели

1. Расширить представления детей о своем организме, формировать у детей и взрослых умение беречь свое здоровье.

2. Воспитывать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Форма проведения: семинар-практикум «Эстафета здоровья».

Оборудование: схема «Строение твоего тела»; иллюстрации к книге Д. Хиндли, К. Кинг «Как работает твое тело»; шапочки-овощи; накидки (микробы).

Занятие 1.

Содержание

1. Информация врача-педиатра «Что нужно, чтобы быть здоровым?».

2. Решение кроссвордов на тему «Человек и его здоровье»,

3. Игра «На что жалуетесь?» (на жалобу ребенка родитель предлагает рецепт народной медицины).

4. Упражнения «Кто ты? Что?» (познание своего организма).

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. «Эстафета здоровья» (семинар-практикум).

2. Фрагмент занятия кружка «Помоги себе сам» (м/сестра).

3. Вечер развлечений «Мы веселы, когда здоровы»

Домашнее задание: «Что было бы, если бы я был один?» (мини-беседа взрослых с детьми).

Итог.

ДЕКАБРЬ

Тема: Я и окружающие меня люди

Цели

1. Обучать основным способам включения ребенка в сферу общения (содружество, сотворчество).

2. Воспитывать у детей стремление быть лучше.

Форма проведения: КВН, обыгрывание сценок.

Оборудование: рисунки детей "Мои лучший друг», схема "Я и окружающие меня люди».

Занятие 1.

Содержание

1. Чтение: К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» (воспитатель).

2. Инсценировка рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

3. Экспресс-опрос «Я не один на свете».

4. Решение ситуаций, показанных родителями и детьми «Вместе весело шагать, и думать, и играть».

Домашнее задание: нарисовать детям рисунок на тему «Моя семья»; взрослым – «Я и мой ребенок - друзья».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

КВН «Я и окружающие меня люди».

Домашнее задание: нарисовать детям рисунок на тему «Моя семья», информация родителей «Семейный уклад».

Итог.

ЯНВАРЬ

Тема: Мой мир искусства

Цели

1. Способствовать развитию чувств необходимости в постоянном общении с искусством.

2. Развивать желание и умение проявлять свои творческие способности (пение, импровизация и т.д.).

3. Воспитывать желание помочь ребенку проявить себя.

Форма проведения: художественно-творческая игра.

Оборудование: выставка детских работ изостудии «Акварелька»; выставка работ учащихся ДХШ.

Занятие 1.

Содержание

1. Фрагмент музыкального занятия «Музыка нам рисует...».

2. «Почему искусство радует человека?» (о результатах работы изостудии «Акварелька»).

3. Импровизация «Детский хоровод» (песни, стихи).

Домашнее задание: подготовить художественный совместный номер-инсценировку «Я - артист», коллективную работу по ИЗО.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

Художественно творческая игра «Я и мой мир искусства».

Домашнее задание: подготовить информацию «Семейный ук¬лад».

Итог.

ФЕВРАЛЬ

Тема: Человек и его дом

Цели

1. Вызвать чувство принадлежности к своей земле, роду.

2. Воспитывать чувство ответственности за сохранность моего дома, малой Родины.

3. Развивать заинтересованность в общении с пожилыми людьми (хранителями народной мудрости).

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

Оборудование: фотоальбомы «Моя семья», план-модель «Мой дом»; конструкторы «Лего».

Занятие 1.

Содержание

1. Диалог «Кто главный в семье, кто самый веселый, самый добрый, самый занятый и т.д.» (использовать фотоальбом).

2. Игра «Что может случиться, если уедет мама» (пала, бабушка).

3. Зарисовка «Моя семья».

4. Игра конструирование «Мой дом».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Информация родителей «Семейный уклад».

2. Диагностирование рисунков «Моя семья» (соц. педагог).

3. Мини-конкурс среди родителей и детей «Прием гостей в нашем доме».

4. Игра «Где что стоит?» (использование конструктора).

Домашнее задание: Детям рассказать: «Что я знаю о профес¬сии своих родителей».

Итог.

МАРТ

Тема: Я и моя работа; Я и мой детский сад

Цели:

1. Развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду.

2. Формировать познавательный интерес по отношению к профессиям взрослых.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам быта, игрушкам в детском саду.

Форма проведения: беседа

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм Магазин», «Стоматологическая поликлиника»; дидактическая игра «Кому что надо?».

Занятие 1.

Содержание

1. Мини-экскурсия по детскому саду (экскурсоводы - дети).

2. Беседа воспитателя «Труд реализуется в различных профессиях».

3. Индивидуальные упражнения «Назови место работы мамы, папы»; «Расскажи о том, что ты знаешь о профессии родителей».

4. Информация родителей «Я врач-стоматолог», «Моя профессия – продавец» и др.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Дидактическая игра «Кому что надо для работы».

2. «Я умею помогать» (рассказы детей).

3. «Наша мастерская» (изготовление коллективных работ из природного, бросового материала).

Домашнее задание: изготовление кормушек для птиц.

Итог.

АПРЕЛЬ

Тема: Человек и мир природы

Цели

1. Формировать субъективное отношение к живой и неживой природе.

2. Развивать чувство сопричастности к природе.

3. Воспитывать умение применять знания в практической деятельности, и общении с природой.

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

Оборудование: плакаты «Берегите природу», «Природа наш дом», выставка поделок из природного материала, работ по ИЗО «Весна, весна па улице», экологические знаки.

Занятие 1.

Содержание

1. Информация «Наши дети и их сопричастность к природе» (воспитатель).

2. Дидактическая игра «Что это?» (экологические знаки).

3. «Наши добрые дела» - информация совета родителей об изготовлении кормушек и скворечников для птиц; выставка работ; развешивание кормушек на территории детского сада.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

«Наш дом - природа» (экологическая игра).

Домашнее задание: «Моя любимая сказка" (рисунок).

Приложение № 13.

А.В. Блинова,

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики социальной работы КРИПК РО

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Социально-педагогическая поддержка семьи может быть рассмотрена, во-первых, с позиции основных направлений помощи; и, во-вторых, с позиции определения основных уровней помощи.

В решении задач помощи семье можно определить следующие направления: образовательное, психологическое и посредническое. В содержании каждого из этих направлений определяется следующее:

В качестве основных уровней социально-педагогической помощи семье, находящейся в сложной социальной ситуации выделяются профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический - предполагает комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

Содержание:

- разработка программ педагогического образования и просвещения родителей;

- организация групп поддержки и взаимодействия родителей;

- обогащение опыта детско-родительских взаимоотношений;

- пропаганда ненасильственного воспитания (1).

Диагностический - а) при обращении клиентов; б) по инициативе специалиста.

Этапы диагностического уровня:

- сбор информации;

- анализ информации;

- постановка социального диагноза. Методы (М. А. Галагузова):

- наблюдение;

- беседа;

- анкета;

- тесты;

- шкальные методики (определение состояния проблемы клиентом -можно для сравнения);

- карточные методики - набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, тоска и т.п.): карточки надо расположить по времени - настоящее, прошлое, будущее (они позволяют получить информацию об общем эмоциональном состоянии, жизненной ситуации);

- проективные методики - разновидность тестов на определение неосознаваемых состояний;

- экспрессивные методики - позволяют сравнивать результаты работы (рисуночные);

- анализ документации;

- метод социальных биографий - сбор информации об истории семьи и отдельных людей.

Для систематизации полученного материала можно использовать следующую таблицу:

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней: индивидуального, группового, общинного.

Цель: анимация, оживление жизненного пространства людей. Помогает активизировать усилия людей по решению своих общих проблем, улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров, устранить деструктивных.

Задачи: выявление проблем, помощь в их решении, развитие коммуникативных навыков клиента.

Решение поставленных задач обеспечивается определенным содержанием социально-педагогической работы, в которое можно включить следующие технологии и методы (3):

Учитывая разнообразие и безусловную индивидуальность проблемного поля каждой семьи можно рекомендовать ряд направлений социально-педагогической помощи с различными категориями семей на примере тех, которые наиболее часто попадают в поле профессиональной деятельности специалистов социальной сферы: малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи (4).

Литература.

1. Галагузова М. А. Социальная педагогика. 1999.

2. Ю.Н.Галагузова, Г.В.Сорвачёва, Г.Н.Штинова. Социальная педагогика. Москва, Владос, 2001г.

3. В.Н.Гуров. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006г.

4. Т.А.Данилина, Н.М.Стёпина. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. Айрис Пресс Айрис дидактика. Москва, 2004г.

5. Гаршенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006г.

6. Мигелёва П. В. Содержание и методы работы социального педагога.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 3. 2001.

7. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. 2001.

8. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000.

9. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.

10. Записки в рабочую тетрадь социального педагога (опыт самоанализа профессиональной деятельности по работе с семьей). Министерство образования и по делам молодежи республики Карелия. Администрация местного самоуправления г.Петрозаводска. Петрозаводск, «Периодика», 2003г.