Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к семинарским занятиям для группы П5, П6дз

 

             

Рекомендации методические к семинарским занятиям для группы П5, П6дз

Геронтопсихология (преподаватель Ревина И.Ю)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Для группы П5, П6дз

Семинар 1.

Тема : Теоретические аспекты геронтопсихологии

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Значение научной теории для практической работы со старыми людьми
  2. Социально-психологические условия поздней жизни

а) дифференцирующие факторы старых людей как группы

б) социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям

в) отношение к старым людям в обществе: эйджизм и антиэйджистская практика

Литература:

1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.

2. Калькова В.Л. Старость: ивный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.

3. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76.

4. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.238-249.

5. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362.

6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с.

7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197.

8. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 334с.

9. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

Семинар 2.

Тема : Практические аспекты психологического сопровождения пожилых и старых людей.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Общение со старыми людьми: профессиональное взаимодействие:
а) проблемы эффективности межличностного взаимодействия с пожилыми м старыми людьми;
б) процесс профессионального общения со старыми людьми в условиях стационарных учреждений;

2. Социально-психологическая работа с пожилыми и старыми людьми:
а) психологические проблемы пожилых и старых людей;

б) индивидуальная терапевтическая и консультативная психологическая практика в условиях социальных служб, стационарных учреждений и со здоровыми пожилыми людьми;
в) групповая работа с пожилыми и со старыми людьми; основные принципы, методы и методики.

Литература:

1. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288.

2. Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255.

3. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283.

4. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.164-171.

5. Калиш Р. Пожилые люди и горе: ивный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.322-326.

6. Керкхоф А., Диекстра Р., Хиршхорн П., Виссер А. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. Пухальская Б.М. Психологические особенности пожилых и старых людей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М.: Научн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996.

7. Розова Т.Н. "Значимые события" как метод психологического консультирования пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.384-386.

8. Сатина Л.В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.327-331.

9. Сатина Л.В. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы "Тяжелой утраты": Расширенный // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.397-403. В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.344-348.

10. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353.

Семинар 3.

Тема: .Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Специфика взаимодействия психолога с клиентом пожилого возраста.
  2. Общие положения по психологической реабилитации здоровых, больных и инвалидов пожилого и старческого возраста.
  3. Здоровый образ жизни для пожилого человека.

Литература:

  1. Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.
  2. Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с
  3. Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СР. – 1 . Тема: Исторические аспекты развития геронтопсихологии.

Выполните задания:

  1. Изучите предложенную литературу.
  2. Опишите мифы о старости, сопоставляя их с реальностью.

3. Охарактеризуйте негативные и позитивные мнения о старости, распространенные в нашем обществе.

Литература:

  • Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.
  • Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76.
  • Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
  • Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362.
  • Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.
  • Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с.
  • Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. – 2 . Тема: Общая характеристика развития человека в период поздней зрелости

Выполните задания:

1. Опишите морфофункциональные изменения, происходящие в период старения, и факторы, вносящие свой вклад в эти изменения.

2. Заполните таблицу:

№ п/п

Теория старения

Авторы/

Научн. напр-е

Объяснения причин и особенностей старения

(время появлення)

1

2

3

4

Литература:

* Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с. *Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия,2003. - С.177-182.

* Александрова Н. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. - 2002. - № 3-4. - С. 101-125.

* Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.112-118.

* Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.119-126.

* Калькова В.Л. Старость: ивный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.

* Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

*Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения / Л.Ф.Обухова, О.Б. Обухова, И.В. Шаповаленко // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3.

* Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. – 3 . Тема: Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте

Выполните задания:

1. Опишите наблюдающиеся в старости изменения в когнитивной сфере. Укажите изменения, вызванные собственно процессом старения и сопутствующими факторами.

2. Опишите прямые и косвенные факторы, вносящие вклад в ухудшение познавательной способности с возрастом, включая те, что связаны с болезнью Альцгеймера.

Литература:

  • Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека// Психологический журнал. – Т.25. - №3. – 2004. – С.17 – 24.
  • Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.149-154.
  • Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.
  • Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с.
  • Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. –4. Тема: Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости

Выполните задания:

1. Опишите изменения личности и задачи развития в поздней взрослости.

2. Составьте ответ на вопрос:

Какой тип личности и стили совладающего поведения влияют на приспособление к старению?

Литература:

* Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.135-148.

* Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность?// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.80 – 96.

* Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. *Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта.// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.133 – 141.

* Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.111 – 123.

* Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. – 5 . Тема: Духовная зрелость личности и отношение к смерти

Выполните задания:

1. Составьте ивное сообщение на тему:

«Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей».

Литература:

· Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92.

· Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. – С.47 – 64.

· Брянчанинов И. Слово о смерти. – М.: Правмоверы, 1993. – 320с.

· Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.3 – 14.

СР. – 6 . Тема: Проблема психологической адаптации к старости

Выполните задания:

1. Опишите физические, экономические и социально-психологические условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию.

2. Как человеку лучше всего подготовиться к уходу на пенсию?

Литература:

  • Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. – 704с.
  • Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости.// Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №3. – С.86 – 99.
  • Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197.
  • Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. - 102 с.
  • Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.127-130.
  • Молчанова О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.162-163.
  • Назарова И.Б. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.265-272.
  • Психологія життєвої кризи/ Під ред. Т.М. Титаренко. – К., 1998. – 254с.
  • Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с.

СР. – 7 . Тема:Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми

Выполните задания:

1. Составьте программу психологического сопровождения пожилых людей в доме-интернате.

2. Опишите особенности проведения консультативной работы с пожилыми клиентами.

3. Составьте(подберите) коррекционно-развивающие упражнения(8 - 10) для проведения групповых занятий с пожилыми людьми в условиях

а) дневного стационара

б) группы встреч

в) дискуссионной группы.

Литература:

  • Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288.
  • Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255.
  • Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283
  • Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.
  • Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.:Питер Ком, 1998. – 752с.
  • Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 528с.
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с
  • Роджерс К. Искусство консультирования и терапии// Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 976с.
  • Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353.

СР. – 8 . Тема. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста

Выполните задания:

  1. Разработайте рекомендации по здоровому питанию и здоровому образу жизни для пожилого человека.
  2. Подберите упражнения для проведения обучающих занятий с пожилыми людьми по развитию стрессоустойчивости.

Литература:

  • Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.
  • Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с
  • Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

1. Подготовка ов на предложенные темы.

1) – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В е не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация.

2) Структура а:

должен обязательно включать:

1) титульный лист

2) содержание

3) введение

4) основную часть

5) заключение

6) список использованных источников

Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач ивного исследования.

Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками.

В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным.

Объем а не должен превышать 30 рукописных либо 20 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник.

Возможна корректировка тем ов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы.

В течении изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один . Каждую из предложенных тем могут выбирать не более трех студентов.

ТЕМАТИКА ИВНЫХ РАБОТ

1. Старость как период онтогенеза.

2. Теории старения.

3. А.Адлер о старости и старении.

4. Старость и старение с позиций психоаналитического подхода.

5. Мудрость и ее проявления в период поздней взрослости.

6. Социально-психологические условия творческого долголетия.

7. Социально-психологическая помощь пожилым в условиях интерната для престарелых.

8. Проблема изменения личности в пожилом и старческом возрасте.

9. Эмоциональные переживания в старости.

10. Пожилые люди в современном обществе.(социально-психологические аспекты).

11. Личностное самоопределение в преклонном возрасте.

12. Типы старения и определяющие их условия.

13. Психологические особенности отношения стариков с людьми разных поколений.

14. Жизнь с престарелым родителем(психологические аспекты).

15. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя.

16. Пожилой человек как субъект жизнедеятельности (гендерные аспекты).

17. Психологическая помощь одиноким старикам.

18. Психологическая помощь пожилым супружеским парам.

19. Психологическая помощь семьям с «неудобными» бабушками(дедушками).

20. Профессиональное старение.

21.Христианские традиции в психотерапевтической помощи пожилым.

22. Старение и суицидальный риск у людей пожилого возраста.

23. Отношение к болезни лиц пожилого возраста.

24. Социально-психологические аспекты долгожительства.

25. Психологическая адаптация к пенсионному периоду жизни.

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов

0 баллов - работа не выполнена

1 балл – работа выполнена на 30%, или выполнена полностью, но с грубыми ошибками

2 балл - работа выполнена на 50%

3 балла - работа выполнена на 75%

4 балла - работа выполнена, но имеются мелкие неточности и отдельные недостатки

5 баллов - работа выполнена полностью, соответствует предъявляемым требованиям

Критерии оценивания индивидуальной работы

Оценивание а : максимальная оценка за подготовку и защиту а – 5 баллов.

Критерии оценивания :

- полное раскрытие темы исследования – 1 балл

- высокий уровень обобщения и анализа научных трудов – 1 балл

- грамотность, лаконичность, научность письменного изложения – 1 балл

- наличие обоснованных выводов – 1 балл

- умение устно изложить краткое содержание, соблюдение логики изложения(введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 464 с.

2. Кураев Е.А., ская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002.

4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с.

3. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с.

4. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с.

Дополнительная литература :

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с.

2. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека// Психологический журнал, 2004, т.25, №3. – С.17 – 24.

3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости// Психологический журнал, 2001, т.22. №3. – С.86-99.

4. Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92.

5. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

6. Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.

7. Краснова, О. В. Социальная психология старения : учеб. пособие / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М. : Academia, 2002. – 287 с.

8. Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с

9. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С.80-96.

10. Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. - 102 с.

11. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании// Психология зрелости и старения. – 2000. - №2. – С.6 – 11

12. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

13. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

14. Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.

15. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

16. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 1966. - 304 с.

17. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.67-72.

18. Филатова С.А., Безденежная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. Учебник. Изд.2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 512с

19. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 3.

Список литературы (в электронном виде)

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

2. Кураев Е.А., ская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002.

4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с

3. 3. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

444444 4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с..

5. Рыбалко Е. Ф.Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с

Дополнительная литература

1. Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых/ Отв. ред. Е.А. Чудина. — М.: Издательство Института психологии РАН, 2003. — 127с.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 896 с.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. История развития знаний и представлений о старости и старении.
  2. Геронтопсихология как отрасль научного знания.
  3. Научный вклад отечественных исследователей в развитие геронтопсихологии как отрасли психологического знания.
  4. Современные зарубежные психологические исследования старости и старения.
  5. Основные задачи геронтопсихологии на современном этапе развития.
  6. Научные подходы к рассмотрению причин старения.
  7. Теории старения.
  8. Старость как период онтогенеза.
  9. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте
  10. Понятие «старения»; биологическое старение; социальное старение; психологическое старение.
  11. Значение научной теории для практической работы со старыми людьми
  12. Проблемы эффективности межличностного взаимодействия с пожилыми м старыми людьми;
  13. Особенности сенсорики у пожилых людей.
  14. Ведущие виды деятельности в пожилом возрасте.
  15. Методы исследования интеллекта пожилых людей.
  16. Зарубежные исследования познавательной сферы стареющих людей.
  17. Научные подходы к изучению возрастных изменений интеллекта в период поздней взрослости.
  18. Особенности восприятия в пожилом возрасте.
  19. Особенности внимания у пожилых людей.
  20. Познавательные способности в поздней взрослости.
  21. Проблемы внимания, вызванные старением
  22. Научные исследования особенностей процессов памяти в пожилом возрасте.
  23. Исследования феномена мудрости отечественными и зарубежными учеными.
  24. Мудрость и ее проявления в период поздней взрослости.
  25. Проблема периодизации старости.
  26. Психологические проблемы пожилых и старых людей.
  27. Проблема изменения-сохранности личности в старости.
  28. Типологии старения.
  29. Эмоциональные переживания в старости.
  30. Выбор образа жизни в старости. Жизненные позиции пожилых людей.
  31. Особенности проведения индивидуальной консультативной работы с пожилыми клиентами.
  32. Особенности психологического консультирования пожилых людей.
  33. Особенности психокоррекционной работы с пожилыми .
  34. Психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми.

35. Психологические способы совладания с трудностями в поздний период жизни.

36. Сходство и различия в старении мужчин и женщин.

  1. Задачи развития в поздней взрослости.

38. Особенности проведения психодиагностической работы с пожилыми людьми.

  1. Физические, экономические и социально-психологические условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию.
  2. Роль семьи в адаптации к старости. Семейные и личные отношения.
  3. Психологическая помощь пожилым супружеским парам.
  4. Психологическая помощь семьям с «неудобными» бабушками(дедушками).
  5. Профессиональное старение.
  6. Христианские традиции в психотерапевтической помощи пожилым.
  7. Старение и суицидальный риск у людей пожилого возраста.
  8. Особенности групповой психологической работы с пожилыми и со старыми людьми
  9. Социально-психологические аспекты долгожительства.
  10. Здоровый образ жизни для пожилого человека
  11. Социально-психологические условия творческого долголетия.
  12. Проблема психологической адаптации лиц пожилого возраста в домах для престарелых.