Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений орловской области орел 2009

 

             

Рекомендации методические по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений орловской области орел 2009

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Орел 2009

В сборнике использованы материалы по аккредитации образовательных учреждений Самарского, Смоленского, Тамбовского, Новосибирского, Ульяновского регионов.

Составители:

Карлов А.И., директор ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Сущенко И.В., начальник отдела диагностики и оценки качества образования ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Коломиец И.Н., главный методист отдела диагностики и оценки качества образования ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Филаткина Е.Н., главный методист отдела диагностики и оценки качества образования ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»

Методические рекомендации предназначены для использования в работе органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, руководителями образовательных учреждений, экспертами комиссий по государственной аккредитации по различным направлениям деятельности в процессе подготовки и проведения процедуры аккредитации.

Содержание

1. Общие положения ______________________________________________________4

  1. Документы для проведения государственной аккредитации образовательных и общеобразовательных учреждений ____________________________________ 6
  2. Самоанализ ___________________________________________________________7

3.1.Примерная структура самоанализа общеобразовательного учреждения _________ 7

3.2. Самоанализ дошкольного образовательного учреждения _____________________13

  1. Работа комиссии по государственной аккредитации ______________________14

4.1. Направления экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения_____14

4.2.Примерный перечень основных документов общеобразовательного учреждения,

подлежащих анализу при государственной аккредитации ____________________15

4.3.Направления экспертизы деятельности дошкольного образовательного

учреждения____________________________________________________________18

4.4.Примерный перечень основных документов дошкольного образовательного

учреждения, подлежащих анализу при государственной аккредитации________ 19

4.5.Инструкция по составлению экспертного заключения о деятельности

общеобразовательного учреждения _______________________________________22

4.6.Примерные формы экспертных заключений по показателям государственной

аккредитации общеобразовательных учреждений___________________________28

4.7. Инструкция по составлению экспертного заключения о деятельности

дошкольного образовательного учреждения_______________________________38

4.8.Примерные формы экспертных заключений по показателям государственной

аккредитации дошкольных образовательных учреждений __________________ 45

  1. Аккредитационное заключение ________________________________________ 53
  2. Приложения _ ________________________________________________________ 55

Временные требования, предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, и критерии, применяемые при установлении вида и категории дошкольных образовательных учреждений в ходе проведения государственной аккредитации____________________________________________________________ 55

Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и критерии, применяемые при установлении вида образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в ходе проведения государственной аккредитации ___________57

Временные требования, предъявляемые к общеобразовательным учреждениям, и критерии, применяемые при установлении вида общеобразовательных учреждений в ходе проведения государственной аккредитации ______________________________63

Временные требования, предъявляемые к вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям, и критерии, применяемые при установлении вида вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в ходе проведения государственной аккредитации _____________________________________________73

Образец заявления ________________________________________________________78

Информационная карта общеобразовательного учреждения _____________________80

Информационная карта дошкольного образовательного учреждения _____________107

Сведения об общеобразовательном учреждении в соответствии с показателями государственной аккредитации ____________________________________________ 113

1. Общие положения

Государственная аккредитация является основной формой государственного контроля за качеством образования в образовательном учреждении.

Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Первая государственная аккредитация образовательного учреждения, новой образовательной программы в аккредитованном образовательном учреждении, за исключением образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, может проводиться не ранее, чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Государственная аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

Первая государственная аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, может проводиться по завершении реализации образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ различной направленности.

Государственная аккредитация образовательных учреждений Орловской области осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования – Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области (в пределах установленной компетенции) по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем.

Государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида.

Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории. (Приложение № 1).

Итогом государственной аккредитации является решение коллегиального органа Департамента образования, культуры и спорта Орловской области – Аккредитационной коллегии, утвержденное приказом Департамента о государственной аккредитации образовательного учреждения.

При принятии решения о государственной аккредитации образовательного учреждения выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство выдается на 5 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает

· государственный статус образовательного учреждения,

· уровень (для ДОУ, ДОД – уровень и направленность) реализуемых им образовательных программ,

· соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта (кроме ДОУ, ДОД).

Дает право

· на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования,

· пользования печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, по следующим основаниям:

а) образовательное учреждение, представившее заявление о проведении государственной аккредитации, не относится к образовательным учреждениям, государственную аккредитацию которых осуществляет аккредитационный орган;

б) заявление о проведении государственной аккредитации представлено образовательным учреждением при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

2.Документы для проведения государственной аккредитации образовательных и общеобразовательных учреждений

Образовательное учреждение направляет в Департамент образования, культуры и спорта Орловской области заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (Приложение №2).

К заявлению прилагаются документы, необходимые для проведения государственной аккредитации:

1.Заполненная информационная карта установленного образца.

2.Учебный план (планы).

3.Копия устава образовательного учреждения.

4.Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложением.

5.Копия действующего свидетельства об аккредитации.

6.Сведения об образовательном учреждении по аккредитационным показателям в установленной форме.

7.Самоанализ ОУ.

Примечание: копии документов предоставляются заверенными.

В сборнике приведены образцы информационной карты общеобразовательного учреждения (Приложение №3), дошкольного образовательного учреждения (Приложение №4), а также сведения об общеобразовательном учреждении по аккредитационным показателям (Приложение №5).

3. Самоанализ

Для успешной работы экспертной комиссии, образовательному учреждению необходимо представить материалы самоанализа.

3.1. Примерная структура самоанализа общеобразовательного учреждения по направлениям деятельности

1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

1.1.Наличие свидетельств:

а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

б) о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации.

1.2.Наличие документов о создании образовательного учреждения.

Наличие и реквизиты Устава образовательного учреждения (номер протокола общего собрания, дата утверждения, дата утверждения вышестоящими организациями или учредителями); соответствие Устава образовательного учреждения требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России.

1.3.Наличие локальных актов образовательного учреждения в части содержания образования, организации образовательного процесса, прав обучающихся.

1.4.Перечень лицензий на право ведения образовательной деятельности с указанием реквизитов (действующей и предыдущей).

2. Право владения, использования материально-технической базы

2.1.На каких площадях ведется образовательная деятельность (собственность, оперативное управление, аренда), наличие документов на право пользования площадями. Если оперативное управление – наличие свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления (с указанием всех реквизитов) и при необходимости выписка из него. Если собственность – свидетельство органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если аренда - договор аренды, зарегистрированный в органах юстиции (срок договора – на срок действия лицензии).

2.2.Сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности (юридический адрес и фактический адрес здания или помещения, их назначение, площадь (кв.м.).

2.3.Наличие заключений санитарно-эпидемиологической службы и государственной противопожарной службы на имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения площади (наименование органа, номер решения, начало периода действия, окончание периода действия). На арендованные площади – аналогично, именно на данное образовательное учреждение.

2.4.Количество аудиторий, классов для проведения практических занятий, лабораторий, компьютерных классов, мастерских, административных и служебных помещений, наличие библиотеки.

2.5.Наличие технических средств обучения (какие, количество).

2.6.Выдерживается ли лицензионный норматив по площади на одного обучаемого в соответствии с требованиями. Реальная площадь на одного обучаемого в образовательном учреждении.

2.7.Существующие площади позволяют вести обучение в одну или две смены.

2.8.Сведения о помещениях, находящихся в состояния износа или требующих капитального ремонта.

2.9.Динамика изменений материально-технического состояния образовательного учреждения за 5 последних лет.

3.Структура образовательного учреждения и система его управления.

3.1.Перечень структурных подразделений образовательного учреждения (перечислить все имеющиеся структурные подразделения, дать оценку, соответствия имеющейся структуры функциональным задачам образовательного учреждения и Уставу образовательного учреждения).

3.2.Какими органами управления (персональными, коллегиальными) представлена управленческая система образовательного учреждения.

3.3.Каково распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе.

3.4.Каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения.

3.5.Применение вычислительной техники в управлении подразделениями (есть ли в структурах управления ПЭВМ, другая ВТ, создана ли локальная сеть; каким образом идет накопление, обобщение материалов по различным направлениям деятельности образовательного учреждения).

4. Контингент образовательного учреждения.

4.1.Общая численность обучающихся (указать соответствие численности обучающихся лицензионному нормативу).

4.2.Наличие и комплектование классов по типам.

4.3.Состав учащихся по социальному статусу их семей.

5. Результативность образовательной деятельности

5.1.Освоение обучающимися образовательных стандартов (обязательного минимума содержания образования). Определяется на основе результатов итоговых аттестаций выпускников за три предыдущих года и выполнения тестовых заданий или контрольных работ при проведении самообследования образовательного учреждения.

Для образовательных учреждений повышенного уровня отдельно отразить освоение обучающимися предметов повышенного уровня.

Результаты выступления обучающихся в предметных олимпиадах. Указывается количество участников и призеров олимпиад различного уровня (окружного, городского, федерального, международного).

5.2.Результативность воспитательной деятельности.

5.2.1.Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся. Под результативностью профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся понимается количество преступлений, правонарушений, а также изменение количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете. Тенденция их проявления (увеличение, уменьшение, стабильность) за 3 последних учебных года.

Провести анализ движения обучающихся за 3 последних учебных года (по ступеням), определить тенденции движения обучающихся и причины их выбытия.

5.2.2.Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. Под результативностью участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. понимается наличие участников и призеров смотров, конкурсов, соревнования различного уровня (окружного, городского, федерального, международного) за 3 последних учебных года.

4.3.3.Охват учащихся дополнительным образованием детей. Под охватом учащихся дополнительным образованием детей понимается процент учащихся, занимающихся в кружках и секциях на бюджетной и внебюджетной основах за 3 последних учебных года.

5.4.Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Под результативностью реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса понимается динамика состоянии здоровья обучающихся за 3 последних учебных года.

6.Содержание образовательной деятельности

6.1Образовательная программа, концепция развития учреждения.

Дать структурный анализ Образовательной программы. Отражение в ней потребностей обучаемых, их родителей, общественности и социума. Взаимосвязь конкретных условий с собственной нетрадиционной моделью организации обучения, воспитания и развития школьников; наличие новых педагогических технологий и форм обучения, применяемых в работе с учащимися; учет их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей; приемы и методы повышения мотивации образовательной деятельности школьников; прогнозируемый педагогический результат. Направления реализации повышенного уровня подготовки (для образовательных учреждений повышенного уровня)

6.2.Принципы составления учебного плана. Соблюдение федерального и регионального компонентов учебного плана, использование часов школьного компонента по всем параллелям и ступеням. Наличие переноса часов школьного компонента. Соблюдение предельно допустимой нормы учебной нагрузки. Дозирование домашнего задания

6.3.Используемые учебные программы, соответствие их обязательному минимуму содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Соответствие учебных программ статусу образовательного учреждения и типам классов. Использование авторских, экспериментальных, скорректированных и интегрированных учебных программы, утверждение их в установленном порядке.

Наличие в образовательном учреждении учебных программ для использования в системе дополнительного образования.

6.4.Принципы составления расписания занятий первой и второй половины дня. Соответствие расписания Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178 – 02), утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28.11.2002 года № 44.

Сбалансированность расписания с точки зрения представленности в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности учащихся.

6.5.Защита обучающихся от перегрузок, сохранение их физического и психического здоровья. Указать формы этой работы, дать статистические данные количества учащихся и воспитанников 1-4 группы здоровья.

Использование в учреждении здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности. Обеспечение психологической поддержки обучающихся (наличие психологической службы, цель и методы ее работы, решение проблем психологической помощи детям, подросткам, родителям, педагогам).

6.6.Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой. Наличие в образовательном учреждении библиотеки. Общее количество единиц хранения фонда библиотеки. Объем фонда учебной, учебно-методической, художественной литературы в библиотеке.

Реальная обеспеченность на одного обучаемого основной учебной и учебно-методической литературой по каждому циклу дисциплин реализуемых учебных программ. Соответствие обеспеченности литературой существующим требованиям и лицензионным нормативам.

Обеспечение библиотеки образовательного учреждения современной информационной базой (локальные сети, выход в Интернет, электронная почта, имеется ли в библиотеке образовательного учреждения электронный каталог, есть ли электронные учебники и т.д.).

Востребованность библиотечного фонда и информационной базы.

7.Кадровое обеспечение.

7.1.Укомплектованность образовательного учреждения преподавателями согласно штатному расписанию, указать имеющиеся вакансии.

Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам. Возрастной состав. Обновление кадров, перспективы роста.

Доля преподавателей, работающих на штатной основе.

Распределение преподавателей по квалификационным категориям. Доля преподавателей, повысивших свою квалификацию за последние пять лет.

Есть ли преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания.

Наличие и реализация плана переподготовки педагогических кадров. Личностные достижения педагогов.

8. Методическая и научно-исследовательская деятельность.

8.1.Принципы формирования методических объединений педагогов, наличие локальных актов, регламентирующих их деятельность. Анализ их выполнения.

8.2.Соответствие приоритетных направлений деятельности методических объединений целям и задачам, определенных Образовательной программой. Наличие в образовательном учреждении экспериментальных площадок. Полнота реализации планов и программ инновационной деятельности за 3 последних года.

8.3.Эффективность проводимой методической и научно-исследовательской работы (наличие публикаций методического характера в периодической печати, методические рекомендации, внедряемые в учебный процесс и т.д.)

8.4.Участие образовательного учреждения в работе районных, городских и областных методических семинаров и совещаний.

8.5.Обеспечение индивидуальной работы с молодыми учителями.

9. Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников

9.1.Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа, имеющиеся условия (наличие в штате образовательного учреждения медицинского подразделения, договор с поликлиникой о порядке медицинского обслуживания учащихся и сотрудников).

9.2.Общественное питание – наличие собственной столовой, буфета. Договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием учащихся и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты).

9.3.Объекты физической культуры и спорта – собственные (какие, крытые, открытые, какова площадь), арендуемые (что, на какой срок, с кем заключены договора). Их использование в соответствии с расписанием.

9.4.Помещения для отдыха, досуга, культурных мероприятий - актовый зал, культурный центр и т.д. (если есть собственные – какова площадь, число посадочных мест в зале и т.д.). Если аренда – с кем, на какой срок – для чего.

9.5.Наличие заключений СЭН и ГПН на указанные собственные объекты.

10.Состояние воспитательной работы и дополнительного образования.

10.1.Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной работы с обучающимися.

10.1.1.Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность. Отчеты, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.

10.1.2Наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу и дополнительное образование в образовательном учреждении. Кураторство.

10.1.3.Наличие органов ученического самоуправления.

10.1.4.Наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеурочной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.)

10.2.Организация воспитательной работы с обучающимся и формирование стимулов развития личности.

10.2.1.Использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса.

10.2.2.Наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты).

10.2.3.Наличие элементов системы воспитательной работы:

- гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

- научно-исследовательской и профориентационной работы (ученическое научное общество, олимпиады, конкурсы);

- работа по формированию традиций образовательного учреждения (выпуск газет, журналов, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.);

- культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали выставки и т. д.)

- спортивно-оздоровительной работы, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;

10.2.4.Организация психолого-консультационной и профилактической работы (профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций);

10.2.5.Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, призы, звания и т.д.)

11.Имеющиеся в образовательном учреждении резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Руководитель образовательного учреждения:

Печать

3.2. Самоанализ дошкольного образовательного учреждения содержит следующие разделы:

1.Общие сведения об учреждении;

2.Нормативно-правовая база;

3.Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ (Самообследование проводится в соответствии с приказом Минобразования России от 22.08.1996 №448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»);

4.Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса: укомплектованность кадрами; штатное расписание; образовательный ценз педагогов; квалификационные категории педагогов; реализуемые программы, методическая работа, обобщение опыта работы; профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

5.Оценка организации деятельности ДОУ: соответствие руководства ДОУ Уставу и законодательству РФ; соответствие функций заведующего ДОУ должностным инструкциям; соблюдение исполнительской и финансовой дисциплины в ДОУ; наличие в ДОУ нормативно-правовой документации; соблюдение правил по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников; соблюдение правил пожарной безопасности; общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ; соблюдение социальных гарантий участников образовательного процесса; использование современных форм финансирования в ДОУ; разработка стратегии и тактики функционирования и развития ДОУ (Программа развития учреждения); использование современных форм организации образовательного процесса в ДОУ; создание организационных условий реализации индивидуального подхода к ребенку; обеспечение баланса между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка; осуществление координации в воспитании и обучении детей с их родителями; осуществление сотрудничества с другими социальными институтами детства; использование информационных технологий управления.

6.Оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ (В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 22.08.1997.г. №448, письмом Министерства образования РФ от 09.06. 1997г. №788);

7.Оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников.

Руководитель образовательного учреждения:

Печать

4. Работа комиссии по государственной аккредитации

Созданная приказом Департамента образования, культуры и спорта Орловской области комиссия по государственной аккредитации знакомится с работой учреждения в соответствии с принятой программой, изучает на практике процесс и результат деятельности.

Порядок работы комиссии по государственной аккредитации, процедура принятия решений определяются самой комиссией. План работы комиссии согласовывается по срокам с руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения педагогического коллектива.

4.1 . Экспертиза деятельности общеобразовательного учреждения проводится по следующим направлениям:

I . Организация деятельности общеобразовательного учреждения:

1.Организационно-правовое обеспечение;

2.Качество управления образовательным учреждением;

3. Кадровая обеспеченность.

II . Условия пребывания обучающихся в ОУ:

1. Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников в учреждении, состояние физкультурно-оздоровительной работы;

2. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.

III . Уровень и направленность образовательных программ, обеспечение их реализации, структура (виды) классов в соответствии с видом образовательного учреждения.

(Образовательная программа учреждения, учебный план, программы по учебным предметам в соответствии с учебным планом (включая факультативы, спецкурсы, коррекционные курсы), рабочие программы (календарно-тематическое планирование), учебно-методический комплекс по дисциплинам, классные журналы, журналы факультативных, коррекционных, индивидуально-групповых занятий, расписание занятий).

IV . Воспитательная работа.

V . Уровень и качество подготовки выпускников (обучающихся) (на основе результатов контрольно-измерительных материалов в период аккредитации и результатов итоговой аттестации).

4.2. Примерный перечень основных документов общеобразовательного учреждения, подлежащих анализу при государственной аккредитации

1. Организационно-правовое обеспечение

1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность учреждения данного типа.

2. Устав образовательного учреждения.

3. Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

4. Свидетельство о государственной аккредитации.

5. Договор с учредителем.

6. Свидетельства об ИНН, ЕГРЮЛ.

7. Документы, подтверждающие пользование помещениями, имуществом, землёй.

8. Локальные акты учреждения.

9. Номенклатура дел.

10. Должностные инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности по различным видам деятельности, журналы регистрации инструктажа, приказы руководителя по данному направлению деятельности.

11. Договоры с другими учреждениями, с которыми осуществляются какие-либо взаимоотношения.

12. Заключение экспертной комиссии по итогам предыдущей аккредитации.

2. Качество управления образовательным учреждением

13. Структура управления образовательным учреждением, распределение обязанностей членов администрации.

14. Коллективный трудовой договор.

15. Договоры с родителями обучающихся.

16. Программа развития образовательного учреждения (при наличии).

17. План и анализ работы образовательного учреждения за текущий и два предшествующих учебных года.

18. Материалы контрольно-инспекционной деятельности (план, информационно-аналитические справки, принятые решения и контроль за их исполнением, протоколы административных совещаний).

19. Локальные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, планы работы и протоколы их заседаний (педагогического совета, совета образовательного учреждения, собрания трудового коллектива, родительского комитета, родительских собраний, управляющего и попечительского советов, органов ученического самоуправления и т.п.).

20. Книга приказов по основной деятельности.

21. Алфавитные книги.

22. Книги приказов по движению контингента учащихся.

23. Личные дела обучающихся.

24. Журнал учёта выдачи аттестатов (свидетельств).

25. Материалы участия в инновационных программах.

3. Кадровая обеспеченность

26. Штатное расписание, сведения об укомплектованности штатов, о текучести кадров за последние три года.

27. Обобщённые сведения об уровне образования и квалификации педагогических работников.

28. Должностные инструкции сотрудников

29. Материалы работы комиссии по аттестации педагогических работников (приказ об утверждении состава, план работы, протоколы заседаний).

30. Книга приказов по работе с кадрами, личные дела, трудовые книжки педагогических работников.

31. План повышения квалификации педагогических работников

32. Тарификация на текущий учебный год, утверждённая директором образовательного учреждения.

33. Материалы работы методической службы учреждения (планы методической работы, протоколы заседаний методического совета учреждения, методических объединений учителей, учебно-методические разработки за последние три года, материалы конференций, педагогических чтений, семинаров и т.п.)

34. Сведения о квалификационном уровне педагогов, преподающих по программам углублённого (профильного) изучения предметов.

4. Уровень и направленность образовательных программ, обеспечение их реализации, структура (виды) классов в соответствии с видом образовательного учреждения.

35. Образовательная программа учреждения.

36. Учебный план.

37. Программы по учебным предметам в соответствии с учебным планом (включая факультативы, спецкурсы, коррекционные курсы).

38. Рабочие программы (календарно-тематическое планирование).

39. Учебно-методический комплекс по дисциплинам.

40. Классные журналы, журналы факультативных, коррекционных, индивидуально-групповых занятий.

41. Расписание занятий.

5.Медико-социальные условия пребывания обучающихся, состояние физкультурно-оздоровительной работы.

42. Заключения государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности, акт приёмки учреждения к новому учебному году.

43. Сведения об организации питания обучающихся.

44. Данные о диспансеризации, соблюдении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, проведении лечебно-профилактических мероприятий (приказы, перечень мероприятий, отслеживание результатов).

45. Материалы работы психолого-медико-педагогического консилиума (приказ об утверждении состава, план работы, протоколы заседаний, заключения специалистов, регистрационные журналы, индивидуальные карты (дневники) наблюдений учащихся).

46. Целевые программы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни (при наличии).

47. Материалы мониторинга физического развития обучающихся, аналитические данные о состоянии здоровья обучающихся за три года.

48. Данные о результативности участия в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.

6.Воспитательная работа.

49. План воспитательной работы.

50. Целевые воспитательные программы (при наличии).

51. Материалы по организации воспитательной работы и её результативности (приказы, отчёты, информационные данные, аналитические справки, протоколы административных совещаний и заседаний органов самоуправления с соответствующей тематикой и т.п.)

52. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

53. Сведения об организации каникулярного отдыха учащихся.

54. Материалы деятельности органов ученического самоуправления.

55. Материалы взаимодействия с другими организациями по вопросам воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество (ИДН, КПДН, общественными организациями, административными органами, другими образовательными учреждениями, предприятиями и организациями).

56. Информация об организации профориентационной работы.

57. Информация о дальнейшем обучении и трудоустройстве выпускников за три последних года.

58. Сведения о результатах участия в массовых мероприятиях различного уровня.

59. Материалы работы методических объединений воспитателей, классных руководителей.

7. Уровень и качество подготовки выпускников (обучающихся)

60. Результаты итоговой (промежуточной) аттестации выпускников (обучающихся) по каждой ступени обучения за три последних года.

61. Информация о результатах участия в предметных олимпиадах за три последних года.

8. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

62. Сведения об оснащённости оборудованием и инвентарём, информационно-техническими средствами и библиотечно-информационными ресурсами.

63. Материалы по соблюдению требований техники безопасности к организации образовательного процесса, используемым помещениям, оборудованию, инвентарю (приказы, инструкции, журналы по охране труда и технике безопасности и т.п.).

64. Сведения о приобретённом оборудовании за последние три года.

4.3.Направления экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения

Экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения проводится по следующим направлениям:

I . Развитие детей раннего возраста:

- создание развивающей среды;

- развитие детей второго и третьего года жизни;

- взаимодействие сотрудников с детьми.

II . Развитие детей от 3–х до 7 лет:

1. Физическое развитие и здоровье

2. Социально – личностное развитие детей:

- взаимодействие сотрудников с детьми (от 3-х до 7 лет);

- развитие игровой деятельности.

3. Познавательно – речевое развитие детей:

- речевое развитие детей;

- развитие элементарных математических представлений;

- развитие конструктивной деятельности;

- развитие элементарных естественно – научных представлений;

- развитие представлений о человеке в истории и культуре;

- развитие экологической культуры.

4. Художественно – эстетическое развитие:

- развитие ребенка в изобразительной деятельности;

- развитие ребенка в музыкальной деятельности;

- развитие ребенка в театрализованной деятельности

5. Коррекционная работа

6. Организация деятельности ДОУ:

- кадровое обеспечение образовательного процесса в ДОУ, методическая работа;

- организация деятельности ДОУ (руководство, контроль), инновационная деятельность;

- оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников;

- организационно-правовое обеспечение деятельности ДОУ.

7. Условия пребывания детей в ДОУ:

- материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей.

- создание развивающей среды для детей от 3 до 7 лет.

4.4. Примерный перечень основных документов дошкольного образовательного учреждения, подлежащих анализу при государственной аккредитации

1. Организационно-правовое обеспечение

1.Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность учреждения данного типа.

2.Устав образовательного учреждения.

3.Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

4.Свидетельство о государственной аккредитации.

5.Договор с учредителем.

6.Свидетельства об ИНН, ЕГРЮЛ.

7.Документы, подтверждающие пользование помещениями, имуществом, землёй.

8.Локальные акты учреждения.

9.Номенклатура дел.

10.Должностные инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности по различным видам деятельности, журналы регистрации инструктажа, приказы руководителя по данному направлению деятельности.

11.Договоры с другими учреждениями, с которыми осуществляются какие-либо взаимоотношения.

12.Заключение экспертной комиссии по итогам предыдущей аккредитации.

2. Качество управления образовательным учреждением

13.Структура управления образовательным учреждением, распределение обязанностей членов администрации, распределение функций между органами самоуправления.

14.Коллективный трудовой договор.

15.Договоры с родителями воспитанников.

16.Программа развития образовательного учреждения (при наличии).

17.План и анализ работы образовательного учреждения за текущий и два предшествующих учебных года.

18.Материалы контрольно-инспекционной деятельности (план, информационно-аналитические справки, принятые решения и контроль за их исполнением, протоколы административных совещаний).

19.Локальные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, планы работы и протоколы их заседаний (педагогического совета, совета образовательного учреждения, собрания трудового коллектива, родительского комитета, родительских собраний, управляющего и попечительского советов и т.п.).

20.Книга приказов по основной деятельности.

21.Алфавитные книги.

22.Книги приказов по движению контингента воспитанников.

23.Личные дела воспитанников.

24.Материалы участия в инновационных программах.

3. Кадровая обеспеченность

25.Штатное расписание, сведения об укомплектованности штатов, о текучести кадров за последние три года.

26.Обобщённые сведения об уровне образования и квалификации педагогических работников.

27.Должностные инструкции сотрудников

28.Материалы работы комиссии по аттестации педагогических работников (приказ об утверждении состава, план работы, протоколы заседаний).

29.Книга приказов по работе с кадрами, личные дела, трудовые книжки педагогических работников.

30.План повышения квалификации педагогических работников

31.Тарификация на текущий учебный год, утверждённая директором образовательного учреждения.

32.Материалы работы методической службы учреждения (планы методической работы, протоколы заседаний методического совета учреждения, методических объединений учителей, учебно-методические разработки за последние три года, материалы конференций, педагогических чтений, семинаров и т.п.).

4.Содержание и методы воспитания и обучения, структура и наполняемость групп в соответствии с видом учреждения.

33.Образовательная программа учреждения.

34.Учебный план.

35.Программы по учебным предметам в соответствии с учебным планом.

36.Рабочие программы (календарно-тематическое планирование).

37.Учебно-методический комплекс по дисциплинам.

38.Журналы фиксации проведённых занятий.

39.Расписание занятий.

5. Медико-социальные условия пребывания воспитанников, состояние физкультурно-оздоровительной работы.

40.Заключения государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности, акт приёмки учреждения к новому учебному году.

41.Сведения об организации питания воспитанников.

42.Данные о диспансеризации, соблюдении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, проведении лечебно-профилактических мероприятий (приказы, перечень мероприятий, отслеживание результатов).

43.Материалы работы психолого-медико-педагогического консилиума (приказ об утверждении состава, план работы, протоколы заседаний, заключения специалистов, регистрационные журналы, индивидуальные карты (дневники) наблюдений воспитанников).

44.Целевые программы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни (при наличии).

45.Материалы мониторинга физического развития воспитанников, аналитические данные о состоянии здоровья за три года.

46.Данные о результативности участия в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.

47.Сведения о кадрах по данному направлению деятельности.

48.Расписание занятий.

6. Оценка родителями воспитанников условий, организации и эффективности деятельности учреждения.

50.Материалы участия родителей в образовательном процессе.

51.Заполненные анкеты и итоговые материалы по их обработке.

7. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

52.Сведения об оснащённости оборудованием и инвентарём, информационно-техническими средствами и библиотечно-информационными ресурсами.

53.Материалы по соблюдению требований техники безопасности к организации образовательного процесса, используемым помещениям, оборудованию, инвентарю (приказы, инструкции, журналы по охране труда и технике безопасности и т.п.).

54.Сведения о приобретённом оборудовании за последние три года.

4.5. Инструкция по составлению экспертного заключения о деятельности общеобразовательного учреждения

Члены комиссии по государственной аккредитации составляют экспертные заключения по результатам работы в образовательном учреждении.

Инструкция

по составлению экспертного заключения о деятельности

общеобразовательного учреждения

1. Нормативные основы экспертизы:

- Закон РФ «Об образовании»,

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,

- Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении,

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02.

2. Экспертная оценка производится в баллах по каждому критерию в соответствии со шкалой, изложенной в таблице.

3. Первичное заключение эксперта содержит

- таблицу, в которой фиксируется экспертная оценка по каждому критерию в баллах и в словесной форме («соответствует», «соответствует в основном», «не соответствует»),

- рекомендации руководству образовательного учреждения по результатам экспертизы в текстовом изложении,

- вывод, содержащий обобщённую словесную оценку деятельности учреждения по экспертируемому показателю.

4. Шкала оценивания:

Показатели

Уровень оценивания

соответствует

соответствует

в основном

Не соответ –ствует

1. Организационно-правовое обеспечение.

1.1. Сформированность нормативно-правовой базы деятельности учреждения федерального, регионального, муниципального уровней.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.2. Учредительные документы: наличие документов о создании учреждения, учредительного договора, разграничение полномочий между учреждением и учредителем.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.3. Устав: соблюдение порядка принятия и утверждения, соответствие структуры и содержания законодательству РФ, отражение особенностей образовательного учреждения, своевременность внесения изменений и дополнений.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.4. Регистрационные документы: наличие свидетельств о внесении в государственный реестр юридических лиц, о постановке на учёт в налоговом органе, о праве собственности, о праве пользования земельным участком, об имущественных отношениях.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: наличие, соблюдение сроков действия и контрольных нормативов.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.6. Локальные акты учреждения: соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота и целесообразность.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.7. Документы об охране труда и действиях в чрезвычайных ситуациях, их наличие и реализация.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.8. Регулирование отношений с другими учреждениями и организациями (наличие договоров об аренде, о сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.п.).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

24-21 баллов

20-12 баллов

11-0 баллов

2. Качество управления образовательным учреждением.

2.1. Структура управления, её соответствие Уставу учреждения, целесообразность и оптимальность.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.2. Наличие перспективной программы развития учреждения, целевых программ по отдельным направлениям деятельности.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.3. Инновационная деятельность, участие в федеральных и региональных программах.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.4. Порядок рассмотрения, принятия и утверждения документов на уровне учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.5. Качество планирования и анализа образовательной деятельности: целеполагание, адекватность выбора средств для достижения целей, последовательность и логичность, эффективность, полнота реализации планов.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.6. Контрольно-инспекционная деятельность: качество планирования и осуществления, качество итоговых аналитических материалов, система и адекватность принятия мер по результатам контроля, оценка его эффективности.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.7. Качество управленческой документации: выполнение требований к оформлению протоколов заседаний и совещаний, соответствие вопросов уровню рассмотрения, выполнение принятых решений.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.8. Качество школьной документации: алфавитные книги,

книги приказов по движению контингента обучающихся, личные дела обучающихся.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

24-21 баллов

20 -13 баллов

13-0 баллов

3. Кадровая обеспеченность.

3.1. Соответствие штатного расписания типу и виду учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.2. Укомплектованность штата.

3 балла

(100%)

2 балла

(не менее 90%)

1-0 баллов

(менее 90%)

3.3. Образовательный уровень педагогических работников.

3 балла

(100% с высшим и средним профессиональ-ным образованием)

2 балла

(не менее 90% с высшим и средним профессиональ-ным образованием)

1-0 баллов

(менее 90% с высшим и средним профессиональным образованием)

3.4. Квалификационный состав педагогов:

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.4.1. углублённый (профильный) уровень –

100% высшей и первой категории

не менее 80% высшей и первой категории

менее 80% высшей и первой категории

3.4.2. базовый уровень –

60% аттестованных педагогов

не менее 50%

аттестованных педагогов

менее 50%

аттестованных педагогов

3.5. Организация работы аттестационной комиссии образовательного учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.6. Наличие и выполнение плана курсовой подготовки.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.7. Организация методической работы, её эффективность и влияние на повышение уровня квалификации педагогических кадров.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.8. Наличие и содержание должностных инструкций, соответствие их перечня штатному расписанию.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.9. Оптимальность расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

27-23 балла

22-14 баллов

13-0 баллов

4. Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников в учреждении, состояние физкультурно-оздоровительной работы.

4.1. Наличие заключений государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.2. Организация питания обучающихся (охват, сбалансированность, диетическое и дополнительное питание, витаминизация).

3 балла

100%

2 балла

не менее 75%

1-0 баллов

менее 75%

4.3. Организация медицинского обслуживания.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.4. Соответствие площадей учебных, игровых, спальных помещений количеству обучающихся, воспитанников.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.5. Сбалансированность расписания уроков, коррекционных, факультативных и дополнительных занятий.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.6. Наличие и организация работы групп продлённого дня.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.7. Наличие и реализация целевых программ здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни обучающихся.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.8. Организационно-управленческая деятельность по вопросам физкультурно-оздоровительной работы (система мероприятий, мониторинг физического развития и состояния здоровья учащихся, соответствующая управленческая документация).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.9. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы (по результатам мониторинга состояния физического развития и заболеваемости, участия в спортивно-массовых мероприятиях).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.10. Наличие и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

4.11. Кадровая обеспеченность (наличие сотрудников с соответствующими функциональными обязанностями – закреплённого медицинского работника, психолога, логопеда).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

33-28 баллов

27-17 баллов

16-0 баллов

5. Воспитательная работа.

5.1. План воспитательной работы: наличие, соответствие виду и реальным условиям деятельности учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.2. Полнота реализации плана воспитательной работы.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.3. Наличие и реализация целевых воспитательных программ.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.4. Наличие и реализация программ дополнительного образования учащихся.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.5. Управленческая деятельность по вопросам воспитания (наличие соответствующих приказов, положений, решений органов самоуправления учреждения).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.6. Занятость детей в системе дополнительного образования (в данном учреждении и вне его).

3 балла

(не менее 65%)

2 балла

(не менее 45%)

1-0 баллов

(менее 45%)

5.7. Организация каникулярного отдыха детей (по результатам выполнения учреждением запланированных показателей).

3 балла

(100%)

2 балла

(не менее 70%)

1-0 баллов

(менее 70%)

5.8. Деятельность органов ученического самоуправления, детских общественных

организаций, детских объединений.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.9. Работа по профилактике правонарушений, наличие и реализация программ и планов социальной адаптации и интеграции в общество.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.10. Взаимодействие с родителями, степень участия родителей в работе органов самоуправления.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.11. Взаимодействие с общественными организациями и административными органами, другими учебными учреждениями.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.12. Материально-пространственные условия воспитательного процесса (наличие специальных помещений и инвентаря).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.13. Эффективность воспитательной работы (по результатам участия в массовых мероприятиях различного уровня и степени активности).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.14. Кадровая обеспеченность (наличие сотрудников с соответствующими функциональными обязанностями – заместителя по воспитательной работе, социального педагога).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.15. Организация методической работы по проблемам воспитания.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

5.16. Участие педагогического коллектива в программах инновационной, экспериментальной деятельности по проблемам воспитания.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

48-40 балла

39-24 баллов

23-0 баллов

6. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.

6.1. Наличие необходимых помещений для реализации учебных программ и воспитательной работы (учебных кабинетов, лабораторий, спортивного и актового залов, мастерских, студий и т.п.).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

6.2. Уровень оснащённости образовательного процесса оборудованием и инвентарём.

3 балла

(полностью обеспечивает потребности образовательного процесса)

2 балла

(частично обеспечивает потребности образовательного процесса)

1-0 баллов

(не обеспечивает потребности образовательного процесса)

6.3. Уровень обеспеченности библиотечно-информационными ресурсами.

3 балла

(не менее 10 экземпляров на одного обучающегося)

2 балла

(не менее 5 экземпляров на одного обучающегося)

1-0 баллов

(менее 5 экземпляров на одного обучающегося)

6.4. Уровень информационно-технического оснащения в соответствии с видом учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

6.5. Обеспеченность учебниками.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

6.6. Соблюдение требований техники безопасности к используемым помещениям, оборудованию, инвентарю.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

6.7. Система мер по обеспечению сохранности и ремонту оборудования.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

6.8. Динамика пополнения материально-технической базы учреждения за три года.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

24-21 баллов

20-12 баллов

11-0 баллов

4.6. Примерные формы экспертных заключений по показателям

государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.

Форма 1. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части организационно-правового обеспечения.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям организационно-правового обеспечения в аккредитуемом учреждении.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Сформированность нормативно-правовой базы деятельности учреждения федерального, регионального, муниципального уровней.

2. Учредительные документы: наличие документов о создании учреждения, учредительного договора, разграничение полномочий между учреждением и учредителем.

3. Устав: соблюдение порядка принятия и утверждения, соответствие структуры и содержания законодательству РФ, отражение особенностей образовательного учреждения, своевременность внесения изменений и дополнений.

4. Регистрационные документы: наличие свидетельств о внесении в государственный реестр юридических лиц, о постановке на учёт в налоговом органе, о праве собственности, о праве пользования земельным участком, об имущественных отношениях.

5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: наличие, соблюдение сроков действия и контрольных нормативов.

6. Локальные акты учреждения: соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота и целесообразность.

7. Документы об охране труда и действиях в чрезвычайных ситуациях, их наличие и реализация.

8. Регулирование отношений с другими учреждениями и организациями (наличие договоров об аренде, о сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.п.).

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: организационно-правовое обеспечение в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) федеральным государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 2. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части качества управления образовательным учреждением.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям качества управления в аккредитуемом учреждении.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Структура управления, её соответствие Уставу учреждения, целесообразность и оптимальность.

2. Наличие перспективной программы развития учреждения, целевых программ по отдельным направлениям деятельности.

3. Инновационная деятельность, участие в федеральных и региональных программах.

4. Порядок рассмотрения, принятия и утверждения документов на уровне учреждения.

5. Качество планирования и анализа образовательной деятельности: целеполагание, адекватность выбора средств для достижения целей, последовательность и логичность, эффективность, полнота реализации планов.

6. Контрольно-инспекционная деятельность: качество планирования и осуществления, качество итоговых аналитических материалов, система и адекватность принятия мер по результатам контроля, оценка его эффективности.

7. Качество управленческой документации: выполнение требований к оформлению протоколов заседаний и совещаний, соответствие вопросов уровню рассмотрения, выполнение принятых решений.

8. Качество школьной документации: алфавитные книги,

книги приказов по движению контингента обучающихся, личные дела обучающихся.

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: качество управления в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) федеральным государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 3. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части кадровой обеспеченности.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям кадровой обеспеченности в аккредитуемом учреждении.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Соответствие штатного расписания типу и виду учреждения.

2. Укомплектованность штата – ____ %.

3. Образовательный уровень педагогических работников – _____% с высшим и средним профессиональным образованием.

4. Квалификационный уровень педагогов:

аттестовано – ____ % педагогов, из них

____ % на высшую кв.категорию,

____ % на первую кв.категорию,

____ % на вторую кв.категорию.

5. Организация работы аттестационной комиссии образовательного учреждения.

6. Наличие и выполнение плана курсовой подготовки.

7. Организация методической работы, её эффективность и влияние на повышение уровня квалификации педагогических кадров.

8. Наличие и содержание должностных инструкций, соответствие их перечня штатному расписанию.

9. Оптимальность расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей.

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: кадровая обеспеченность в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) федеральным государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 4. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части соблюдения медико-социальных условий пребывания обучающихся

в учреждении, состояния физкультурно-оздоровительной работы.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников в аккредитуемом учреждении, состояния физкультурно-оздоровительной работы.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Наличие заключений государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности.

2. Организация питания обучающихся (охват, сбалансированность, диетическое и дополнительное питание, витаминизация).

3. Организация медицинского обслуживания.

4. Соответствие площадей учебных, игровых, спальных помещений количеству обучающихся, воспитанников.

5. Сбалансированность расписания уроков, коррекционных, факультативных и дополнительных занятий.

6. Наличие и организация работы групп продлённого дня.

7. Наличие и реализация целевых программ здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни обучающихся.

8. Организационно-управленческая деятельность по вопросам физкультурно-оздоровительной работы (система мероприятий, мониторинг физического развития и состояния здоровья учащихся, соответствующая управленческая документация).

9. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы (по результатам мониторинга состояния физического развития и заболеваемости, участия в спортивно-массовых мероприятиях).

10. Наличие и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума.

11. Кадровая обеспеченность (наличие сотрудников с соответствующими функциональными обязанностями – закреплённого медицинского работника, психолога, логопеда).

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников в учреждении, состояние физкультурно-оздоровительной работы в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) федеральным государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 5. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части организации воспитательной работы.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям деятельности по исполнению программ воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество в аккредитуемом учреждении.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. План воспитательной работы: наличие, соответствие виду и реальным условиям деятельности учреждения.

2. Полнота реализации плана воспитательной работы.

3. Наличие и реализация целевых воспитательных программ.

4. Наличие и реализация программ дополнительного образования учащихся.

5. Управленческая деятельность по вопросам воспитания (наличие соответствующих приказов, положений, решений органов самоуправления учреждения).

6. Занятость детей в системе дополнительного образования (в данном учреждении и вне его).

7. Организация каникулярного отдыха детей (по результатам выполнения запланированных показателей).

8. Деятельность органов ученического самоуправления, детских общественных организаций, детских объединений.

9. Работа по профилактике правонарушений, наличие и реализация программ социальной адаптации и интеграции в общество.

10. Взаимодействие с родителями, степень участия родителей в работе органов самоуправления.

11. Взаимодействие с общественными организациями и административными органами, другими учебными учреждениями.

12. Материально-пространственные условия воспитательного процесса (наличие специальных помещений и инвентаря).

13. Эффективность воспитательной работы (по результатам участия в массовых мероприятиях различного уровня).

14. Кадровая обеспеченность (наличие сотрудников с соответствующими функциональными обязанностями – заместителя по воспитательной работе, социального педагога).

15. Организация методической работы по проблемам воспитания.

16. Участие педагогического коллектива в программах инновационной, экспериментальной деятельности по проблемам воспитания.

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: исполнение программ воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) федеральным государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 6. Экспертное заключение о деятельности

(полное наименование аккредитуемого учреждения)

в части учебно-методического и материально-технического оснащения образовательного процесса.

Цель экспертизы: определение соответствия государственным требованиям учебно-методического и материально-технического оснащения образовательной деятельности в аккредитуемом учреждении.

Основание:

Дата проведения:

Эксперт: (Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Наличие необходимых помещений для реализации учебных программ и воспитательной работы (учебных кабинетов, лабораторий, спортивного и актового залов, мастерских, студий и т.п.).

2. Уровень оснащённости образовательного процесса оборудованием и инвентарём.

3. Уровень обеспеченности библиотечно-информационными ресурсами.

4. Уровень информационно-технического оснащения в соответствии с видом учреждения.

5. Обеспеченность учебниками.

6. Соблюдение требований техники безопасности к используемым помещениям, оборудованию, инвентарю.

7. Система мер по обеспечению сохранности и ремонту оборудования.

8. Динамика пополнения материально-технической базы учреждения за три года.

Итоговая оценка

Замечания по результатам экспертизы: (кратко положительное и отрицательное).

Рекомендации: (текст с нумерацией по пунктам).

Вывод: учебно-методическое и материально-техническое оснащение образовательной деятельности в аккредитуемом учреждении (соответствует , соответствует в основном , не соответствует ) государственным требованиям.

Эксперт подпись Ф.И.О.

Форма 7. АЛГОРИТМ

анализа содержания образования по предмету.

Вступительная часть должна отражать:

· Причину выхода в учреждение (указать приказ);

· Источники получения информации (анкеты, изучение документов, контрольные срезы, беседы и т. д.)

В содержании документа должны быть освещены следующие вопросы:

1.Учебный план: характеристика федерального, регионального и школьного компонента (анализ структуры учебного плана школы).

2.Образовательные программы:

2.1.Характеристика и оценка реализуемых в школе образовательных программ:

· Перечень реализуемых в школе учебных программ,

· Направленность реализуемых образовательных программ: отбор содержания образования (логика развёртывания содержания образования по циклам обучения, с учетом дифференциации, интеграции и профилизации; уровень сложности относительно базового уровня),

· Характеристика и требования к обучающимся, которым адресованы программы,

· Цели реализации программ и ожидаемые результаты,

· Обеспечение преемственности в различных звеньях школы,

· Характеристика организационно-педагогических условий при реализации программ:

- кадры (укомплектованность, уровень квалификации),

- наличие кабинета,

- учебно-методическое обеспечение.

· Предложения по их корректировке и совершенствованию.

2.2.Полнота и своевременность изучения материала (на основе анализа учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, классных журналов).

2.3.Объём учебной нагрузки обучающихся.

3.Оценка качества содержания образования:

- На материале государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- Анализа классных журналов;

- Данных контрольных срезов.

Выводы (по ступеням обучения), например:

Условия организации и обеспечения процесса обучения соответствуют (не соответствуют) федеральным государственным требованиям.

Содержание, уровень и качество подготовки обучающихся по русскому языку на 2-ой ступени обучения соответствуют (не соответствуют) федеральному государственному стандарту.

Условия организации и обеспечения процесса обучения соответствуют (не соответствуют) федеральным государственным требованиям.

Содержание, уровень и качество подготовки обучающихся по русскому языку на 3-ей ступени обучения соответствуют (не соответствуют) федеральному государственному стандарту.

Рекомендации


4.7. Инструкция по составлению экспертного заключения о деятельности образовательного учреждения

1. Нормативные основы экспертизы:

- Закон РФ «Об образовании»,

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03.

2. Экспертная оценка производится в баллах по каждому критерию в соответствии со шкалой, изложенной в таблице (п.п.5,6).

3. Первичное заключение эксперта содержит

- таблицу, в которой фиксируется экспертная оценка по каждому критерию в баллах и в словесной форме («соответствует», «соответствует в основном», «не соответствует»),

- рекомендации руководству образовательного учреждения по результатам экспертизы в текстовом изложении,

- вывод, содержащий обобщённую словесную оценку деятельности учреждения по экспертируемому показателю.

4. Шкала оценивания:

 

 

 

Показатели

Уровень оценивания

Соответствует

Соответствует

в основном

Не соответствует

1. Организационно-правовое обеспечение.

1.1. Сформированность нормативно-правовой базы деятельности учреждения федерального, регионального, муниципального уровней.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.2. Учредительные документы: наличие документов о создании учреждения, учредительного договора, разграничение полномочий между учреждением и учредителем.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.3. Устав: соблюдение порядка принятия и утверждения, соответствие структуры и содержания законодательству РФ, отражение особенностей образовательного учреждения, своевременность внесения изменений и дополнений.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.4. Регистрационные документы: наличие свидетельств о внесении в государственный реестр юридических лиц, о постановке на учёт в налоговом органе, о праве собственности, о праве пользования земельным участком, об имущественных отношениях.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: наличие, соблюдение сроков действия и контрольных нормативов.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.6. Локальные акты учреждения: соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота и целесообразность.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.7. Документы об охране труда и действиях в чрезвычайных ситуациях, их наличие и реализация.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

1.8. Регулирование отношений с другими учреждениями и организациями (наличие договоров об аренде, о сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.п.).

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

24-21 баллов

20-12 баллов

11-0 баллов

2. Качество управления образовательным учреждением.

2.1. Структура управления, её соответствие Уставу учреждения, целесообразность и оптимальность.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.2. Наличие перспективной программы развития учреждения, целевых программ по отдельным направлениям деятельности.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.3. Инновационная деятельность, участие в федеральных и региональных программах.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.4. Порядок рассмотрения, принятия и утверждения документов на уровне учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.5. Качество планирования и анализа образовательной деятельности: целеполагание, адекватность выбора средств для достижения целей, последовательность и логичность, эффективность, полнота реализации планов.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.6. Контрольно-инспекционная деятельность: качество планирования и осуществления, качество итоговых аналитических материалов, система и адекватность принятия мер по результатам контроля, оценка его эффективности.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.7. Качество управленческой документации: выполнение требований к оформлению протоколов заседаний и совещаний, соответствие вопросов уровню рассмотрения, выполнение принятых решений.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

2.8. Качество документации ДОУ: алфавитные книги, книги приказов по движению контингента воспитанников, личные дела воспитанников.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

Итоговый оценочный балл по показателю

24-21 баллов

20-13 баллов

13-0 баллов

3. Кадровая обеспеченность.

3.1. Соответствие штатного расписания типу и виду учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.2. Укомплектованность штата.

3 балла

(100%)

2 балла

(не менее 80%)

1-0 баллов

(менее 80%)

3.3. Образовательный уровень педагогических работников.

3 балла

(100% с высшим и средним профессиональным образованием)

2 балла

(не менее 80% с высшим и средним профессиональным образованием)

1-0 баллов

(менее 80% с высшим и средним профессиональным образованием)

3.4. Квалификационный уровень педагогов (в соответствии с реализуемой образовательной программой и приоритетными направлениями деятельности):

в ДОУ первой категории –

в ДОУ второй категории –

в ДОУ третьей категории –

3 балла

80 % аттестован-ных педагогов, в.т.ч. 60% первой и высшей категорий.

60 % аттестован-ных педагогов.

50 % аттестованных педагогов

2 балла

Не менее 70 % аттестованных педагогов, в.т.ч. не менее 50% первой и высшей категорий.

Не менее 50 % аттестованных педагогов.

Не менее 40 % аттестованных педагогов

1-0 баллов

Менее 70 % аттестованных педагогов, в.т.ч. менее 50% первой и высшей категорий.

Менее 50 % аттестованных педагогов.

Менее 40 % аттестованных педагогов

3.5. Организация работы аттестационной комиссии образовательного учреждения.

3 балла

2 балла

1-0 баллов

3.6. Наличие и выполнение плана курсовой подготовки.

3 балла

2 балла