Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

работа по дисциплине

 

             

работа по дисциплине

Кафедра экономики и статистики.

по дисциплине

Экономическая теория

Концепция демографической политики Российской Федерации.

2008г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Глава 1. Факторы и основные понятия демографии

1.1 Основные понятия демографической науки

1.2 Понятие и направление демографической политики

1.3. Факторы, влияющие на демографическую обстановку в современном мире.

Глава 2. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации.

2.1 Демографическая ситуация в современной России.

2.2 Динамика смертности населения России

2.3 Миграции и эмиграции.

Глава 3. Основные направления по решению демографической проблемы.

3.1 Цели и задачи демографической политики.

3.2 Механизмы и этапы реализации концепции демографической политики

3.3 Приоритеты демографической политики в различных отраслях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Концепция демографической политики Российской Федерации - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие.

Концепция - это основа демографической политики. Она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития. В Российской Федерации сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, что обусловливает необходимость разработки и осуществления, первоочередных мер, нацеленных на смягчение данной проблемы.

В настоящее время данная проблема, как ни когда актуальна для российской действительности, ведь всеми известный факт, что невозможно воспитать здоровое, развитое социально-экономическое общество, не касаясь вопросов демографии. Практически во всех средствах массовой информации идет речь о демографическом состоянии Российской федерации и об основных направлениях деятельности государства в этой сфере. Например, в настоящее время за рождение второго ребенка, предусматриваются государственные выплаты родителям.

Целью данной курсовой работы, является выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития демографии, а именно уровня рождаемости, в Российской Федерации и наиболее глубокое всестороннее изучение данной проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- рассмотреть основные понятия демографической науки;

- проанализировать нынешнее состоянии России в демографическом аспекте,

- изучить направления демографической политики в Российской федерации.

Предметом исследования является демографическая политика.

Объект исследования Российская Федерация.

Основными методами исследования в данной курсовой работе являются следующие:

- монографический

- статистический

- сравнительный

- табличный

- графический

В работе используются различные источники: учебники, статистические данные и информация интернет сайтов, правовые акты. Данная размещена на 41 страницах, включает 1 таблицу, 1 график и 4 приложения.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕМОГРАФИИ.

1.1 Основные понятия демографической науки

Автор учебника по демографии Волгин Н.А. предлагает понимать демографию, как науку о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Она устанавливает и изучает закономерности воспроизводства населения, закономерности изменения его численности, состава, территориального размещения и состояния, а также причины этих изменений

Демографический процесс - это последовательность однородных демографических событий в жизни людей, имеющая значение для смены их поколений. Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака, миграция, социальная мобильность (межгрупповые переходы). Эти процессы состоят из демографических событий, которые происходят с отдельными людьми и изменяют их демографические состояния.

Естественное движение населения является сочетанием демографических процессов рождаемости и смертности.

Рождаемость - это массовый процесс деторождения в совокупности людей, образующих поколение, или в населении как совокупности поколений.

Смертность - это массовый процесс вымирания поколения, который складывается из единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания поколения.

Главным социальным институтом, определяющим рождаемость и в определенной мере влияющим на смертность, является семья. Семья - основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных

общностью быта и взаимной ответственностью. Семья и брачные отношения представляют ту конкретную социальную обусловленность воспроизводства населения, которая изучается демографией.

Пространственное (механическое) движение населения представляется демографическим процессом миграции.

Миграция населения - это перемещение людей (мигрантов) через границу территории с переменой места жительства навсегда или на длительное время. Миграция оказывает значительное влияние на территориальное размещение населения, на состав и численность населения данной территории.[6]

Так же демографию рассматривают как систему демографических наук, которую условно можно разделить на несколько блоков. Первый из них включает теоретические демографические науки: теоретическая демография открывает этот блок, дальше идет история демографии, дескриптивная (описательная) демография, экономическая демография, историческая демография, региональная демография. Второй блок - это методики: источники данных о населении, статистических методах, математических и социологических методах в демографии, картографированиях, а также моделированиях социально-демографических процессов. Потом идут прикладные демографические исследования и социально-демографическое прогнозирование. Работа в этом направлении предшествует созданию теоретических основ социально-демографической политики в целях оптимизации социально-демографических процессов.

Рассмотрим более обстоятельно взаимосвязь некоторых демографических наук. Важно место в их системе принадлежит теоретической демографии, какая призванная разрабатывать основные методологические принципы анализа социально-демографических процессов и явлений, основные закономерности воссоздания населения. Теоретическая демография позволяет определить место каждой демографической науки во всей системе, дает возможность ученым, чьи интересы тяготеют к тем или другим демографическим наукам, установить роль, место, значение тех или других методов, конкретной методики и техники анализа социально демографических процессов. Опираясь на общую теорию народонаселения, теоретическая демография призвана создать основу для развития всех конкретных демографических дисциплин.

Теоретическая демография содержит теоретические положения, принципы, гипотезы, представления, на основе которых объясняются закономерности, какие свойственные процессам рождаемости и смертности, миграционного движения населения, расселению и другим процессам.

Опыт демографических исследований показывает необходимость создания теорий, которые бы позволили всесторонне оценить тенденции развития тех или других демографических процессов в прошлом и будущем и создать гипотезы их развития в будущем. Без подобных теорий тяжело говорить о самих эти явления и их последствия для экономики страны и ее социально-экономического развития. Комплексные социальные теории в демографии служат основой разработки эффективной демографической политики.

Теоретическая демография изучает характер влияния экономических и социальных факторов на воссоздание населения. Социально-экономические факторы рождаемости, миграционные процессы, расселения, изменение социальной структуры населения изучаются в процессе демографических исследований. В теоретической демографии они объединяются на основе какой-либо одной теоретической концепции (например, на основе теоретических представлений об уровне жизни и потребности населения). Создание таких синтезирующих концепций - является одним из заданий теоретической демографии.

Теоретическая демография призвана упорядочить систему категорий и понятий, которые традиционно сложились в демографической науке, а также те понятия, которые притянуты в демографию из смежных наук. Здесь возникают многочисленные вопросы не только логической связи и принципов их структурной организации, но и раскрытия содержания всех понятий, которые используются.

С теоретической демографией органически связанная и бывшая ее частью история демографии, которая имеет своим предметом изучения становления демографии как науки.

Среди разнообразных видов классификации наук предлагается и классификация наук по времени их возникновения. Можно положить в основу истории демографии принцип становления и развития демографии по времени. Но это описательный по своей сути принцип. Наиболее эффективное изучение развития любой науки, в том числе и демографии, в исторической ретроспективе. В соответствии с этой посылкой начинать анализ развития демографии необходимо из ее современного состояния. Только достигнут уровень науки позволит оценить теории, которые когда-то считались аксиоматическими. При этом мы выходим с того, что объяснение того или другого явления, которое изучается демографией, никогда не могут быть конечными, что понятия, которые раньше считались аксиоматическими, раньше или позже отбрасываются или могут быть развернуты в новую теоретическую систему. Это позволяет развернуть более глубинные связи в народонаселении и его связях с социальным и экономическим прогрессом.

Осознать весомость и практическое значение теоретической демографии на любом из этапов ее развития невозможно, пока не будет создана теория другого, высшего уровня, с появлением которой в настоящее время действующая теория будет рассматриваться как частный случай в теории. В этом отношении процесс объяснения явлений, которые наблюдаются и анализируются в народонаселении бесконечный, как неоконченное именно их познание. Изложен здесь подход к анализу развития теории народонаселения в часовом аспекте адекватно отображает одно из важнейших требований диалектического материализма - постигать любой объект в его становлении и развитии.

Историческое развитие любой науки характеризуется наследственностью, значение которой не уменьшается тем, что развитие науки время от времени сопровождается коренными качественными превращениями. Чем тщательнее мы будем изучать наследство ученых, которые посвятили свои труды народонаселению в прошлом, тем лучше сможем разобраться в проблемах, которые нас волнуют сегодня.

Современные достижения демографии, построение научных абстракций, гипотез и формулировки законов невозможны без анализа и обобщения большого фактического материала, без проверки теоретических построений лучшим критерием истины - практикой жизни. Потому деление исследований на теоретических и эмпирических относительное, потому что настоящее эмпирическое знание невозможно без теоретического осмысления и в то же время любая теория опирается в первую очередь на практику. Все это вполне относится к демографии. Сначала это были чисто эмпирические расчеты, необходимые для ряда экономических построений. Действительно научная теория народонаселения была разработана классикой марксизма. В ее основе лежат положение об определяющей роли социально-экономических факторов в развитии демографических процессов, о законах народонаселения, какие характерные для разных общественных формаций. Именно эти положения послужили не только основой развития теории народонаселения, но и базой для правильного понимания характера и перспектив развития демографических процессов в определенных социально-экономических условиях.

Эмпирическое исследование опирается на теорию. Само эмпирическое исследование включает два элемента: прежде всего приемы и методы сбора, а дальше анализу данных о населении, а затем - интерпретацию, то есть теоретическое осмысление полученных данных. Первый элемент относится к методам демографического анализа, а второй является предметом описательной демографии. Под описательной демографией мы понимаем тот элемент системы демографических знаний, в задание которого входит разработка принципов анализа состояния демографических процессов и их характера. Описательная демография относится к числу разделов демографии, что широко применяются в народнохозяйственной практике; комплекс характеристик населения, то есть их описание, широко применяется в разнообразных отраслях науки и практики органами государственного и планово-хозяйственного управления народным хозяйством. Описательная демография не может ограничиваться одной только констатацией того или другого уровня демографических явлений. В ее задание входит и анализ последствий сформированного (или возможного) демографического положения. Описательная демография в этом случае использует не только методы демографического анализа, но и приемы других общественных наук [5]

1.2 Демографическая политика - это целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов.

Она призвана сохранить или изменить тенденции динамики численности, состава, размещения населения, его качества и миграции.

Демографическая политика, с одной стороны, - это составная часть общей социально-экономической политики общества. С другой стороны, демографическая политика - это составная часть политики народонаселения наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения.

Демографическую политику надо отличать от семейной политики. Последняя состоит из деятельности государственных и общественных служб по социальной защите семей, созданию условий для выполнения семьей своих обязанностей.

Демографическую политику понимают в широком и узком смысле. В широком смысле в понятие демографическая политика включается воздействие общества на демографические процессы по двум направлениям:

- изменение или сохранение уровня естественного воспроизводства населения;

- изменение или сохранение направленности и объемов миграции населения.

В узком смысле, в котором чаще всего рассматривают это понятие, демографическая политика включает в себя воздействие общества только на естественное воспроизводство населения, в первую очередь на рождаемость.

Объектом демографической политики является население страны в целом или ее части: отдельные социально-демографические группы населения, семьи того или иного типа.

Демографическая политика представляет совокупность разносторонних мер, которые условно делят на три группы - экономические, административно-правовые, воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности, повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и др.

Для успешного воплощения демографической политики необходимо четкое определение ее целей, в том числе уровней и размеров демографических показателей населения, наилучших с точки зрения жизнедеятельности общества.[6]

1.3. Факторы, влияющие на демографическую обстановку

- «главным фактором, влияющим на рождаемость и смертность, остается качество жизни наших граждан» - эти слова принадлежать не безызвестного российскому обществу человеку, председателю государственной думы Борису Грызлову, на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте.. И с ним нельзя не согласится, учитывая тот факт что, большая часть населения находится за чертой бедности и на грани бедности;

- репродуктивное здоровье женщин. С ухудшением окружающей среды ухудшается и здоровья населения. Так некоторые ученные полагают, что в Москве каждая вторая женщина не может иметь ребенка, а проблема как раз и кроется в репродуктивном здоровье женщины;

- рост числа городов и внутренняя миграция населения из сельской местности в города, также является немало важной проблемой в области демографии. В последнее время наблюдается некая закономерность, отличающая городское население от сельского в демографическом аспекте. Жизнь в большом городе это «вечная суета», стремление женщин не отставать от мужчин, у них просто не остается времени на детей, к тому же многие делают уклон не на количественный состав института семьи, а на качественный.

- рост числа абортов, статистика такова: в России из трех беременностей только одна заканчивается родами.. [8]

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Демографическая ситуация в современной России.

За межпереписной период численность населения России сократилась на 1 855 138 человек, или на 1,3% (таблица 1).

Таблица 1: Изменение численности постоянного населения России за период между переписями 1989 и 2002 гг.

Однако непосредственное сравнение итогов переписей 1989 и 2002 гг. представляется не совсем корректным, поскольку занижает масштабы убыли населения. Дело в том, что в указанный период динамика численности населения России впервые была нелинейной, как в прошлые времена. Рост численности населения после переписи 1989г. еще продолжался три с лишним года, и лишь в ноябре 1992г. общий прирост населения стал отрицательным, началась депопуляция (вымирание).

Поэтому представляется более правильным вести отсчет изменений численности населения России не от момента переписи населения 1989г., а от момента достижения максимума роста населения, т.е. от численности населения, достигнутой в какой-то день ноября 1992г.

Точно рассчитать численность населения России на определенный день ноября 1992г. невозможно по опубликованным данным, да в такой точности, думается, и нет необходимости. Расчет облегчается тем обстоятельством, что за весь 1992 год численность населения России изменилась всего на 31 тысячу человек.

Поэтому, не будет большой ошибкой принять за максимум численности населения России не ноябрьскую ее оценку, а оценку на начало 1992г.

Тогда можно видеть, что оценки изменений численности населения, произошедшие в период между началом 1992г. а не началом 1989г. существенно меняются. Сокращение численности населения за период 1992-2002 гг. составило 3 158 901 человек, или 2,1%, что значительно больше, чем в целом за период 1989-2002 гг. (1 855 138 человек, или 1,3%. Причем представляется важным отметить большие региональные различия изменений в численности населения России. Прежде всего, отметим эти перемены между Европейской и Азиатской частями страны (Приложение А).

В то время как в целом по России численность населения за период между переписями населения 1989 и 2002 гг. уменьшилась на 1,3%, оказывается, что это уменьшение произошло только в Азиатской части России, причем на целых 7,8% (Приложение А), в то время как население Европейской части России не уменьшилось, а, формально говоря, даже увеличилось на 0,3%.

Если же отталкиваться от начала 1992г., то уменьшение численности населения произошло и в Европейской, и в Азиатской частях России, но в первой из названных — всего на 0,5%, а во второй — на целых 8,7%.

Рассмотрим данные по федеральным округам, пять из которых расположены в Европейской части России, а два последних в таблице 2 — Сибирский и Дальневосточный — в Азиатской части. (Приложение Б)

Тогда можно видеть, что депопуляция захватила ряд федеральных округов и в Европейской части России (население Северо-Западного федерального округа за период с января 1992 по октябрь 2002 гг. уменьшилось на 8,4%, Приволжского — на 2,9, Уральского — на 1,9%), но в двух азиатских округах уменьшение численности населения за тот же период было существенно бóльшим: в Сибирском федеральном округе — на 5,7%,

в Дальневосточном — на 16,8%.

Малая величина убыли населения в Европейской части России обусловлена существенным возрастанием численности населения в Южном Федеральном округе (на 8,6% за период между 1992 и 2002 гг. и на 11,5% за период между переписями 1989 и 2002 гг.).

Рассмотрим компоненты изменения численности населения по регионам России в межпереписной период, т.е. в какой степени численность населения изменялась за счет естественного прироста населения и в какой — за счет прироста миграционного.

Как известно, общий прирост населения за любой период времени представляет собой алгебраическую сумму естественного и миграционного приростов. Следовательно, если известны общий и естественный приросты населения, то путем вычитания естественного прироста из общего получим миграционный прирост.

Таким путем были рассчитаны данные о миграционном приросте населения федеральных округов России за 8 лет межпереписного периода, т.е. с 1994 по 2001 гг. включительно (Приложение Б)

Можно видеть, что отрицательный естественный прирост населения Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов в немалой степени был компенсирован миграционным притоком населения, в то время как в Северо-Западном и Сибирском округах миграционный прирост был, хотя и положительным, но небольшим (соответственно 80 и 103 тыс. человек за 8 лет), а в Дальневосточном округе именно отрицательный миграционный прирост составил за рассматриваемый период времени основную часть убыли численности населения.

Так, в 2001г. коэффициент естественного (отрицательного) прироста населения составил в Краснодарском крае –5,8, В Ставропольском крае –4,7, Астраханской области –4,1, Волгоградской –7,3, Ростовской –7,5. Общая численность этих краев и областей составила в середине того же года 15602 тыс. человек, или 72,6% общей численности населения округа.

В то же время в ряде республик этого округа (не во всех) со значительной долей нерусского населения естественный прирост населения оставался положительным: в частности, в Дагестане +10,7, в Ингушетии +14,9, Кабардино-Балкарии +0,2, в Калмыкии +0,6.

В сумме численность населения этих республик (вместе с русскими жителями) составила на середину 2001 года 4244 тыс. человек, или всего 19,7% населения округа (включая и население Чеченской Республики, по которой нет данных о естественном движении населения, но можно предполагать, что естественный прирост населения там все еще положительный).

В итоге можно сказать следующее. Хотя в целом за рассматриваемый период миграционный прирост населения в Сибирском округе положительный, миграционная ситуация там не была однозначной на протяжении всего этого времени. Начиная с 1999 года, миграционный прирост в Сибири сменил знак с положительного на отрицательный (в 1999г. –17 тыс. человек, в 2000г. –7 тыс. и в 2001г. –36 тыс. человек). В Дальневосточном округе миграционный прирост был отрицательным на всем протяжении указанного периода.

Таким образом, данные переписи населения 2000г. и текущей статистики показывают, что за межпереписной период численность населения в стране смещалась с востока на запад и юг, вопреки многовековой устремленности российской политики к заселению восточных и северных регионов.

За прошедшее после Всероссийской переписи населения 2002 г. время численность населения России продолжала сокращаться и на 1 января 2005 г. она составила, по оценкам государственной статистики, 143 474,2 тыс. человек, в 2006 – 142.8, в 2007 – 142.2, в 2008 – 142.0 (Приложение А)

2.2. Динамика смертности населения России.

Одной из самых болевых медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения. Уровень смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т.д.

Анализ длительной динамики показателей смертности дает возможность учесть влияние различных факторов на ее изменения. В этой связи будет интересным привести сравнение показателей смертности населения дореволюционной России и Российской Федерации за период с 1897 года до настоящего времени.

В ХХ в. изменения смертности в России были крайне неравномерными, непоследовательными, сопровождались возвратным движением, происходили по-разному в отдельных половозрастных группах. Снижение уровня смертности российского населения наблюдалось лишь в отдельные относительно краткие периоды минувшего столетия.

Уровень смертности населения наиболее адекватно отражается в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Динамика данного показателя в первой половине XX века отражает череду демографических катастроф, а период после 1965г. характеризуется стагнацией или его снижением. Однако даже в периоды общего снижения смертности в России основной выигрыш, особенно у мужчин, был получен за счет детских и молодых возрастов. Изменение же смертности в возрастах после 30 лет было ничтожным, она осталась практически на дореволюционном уровне.

2005 году показатель ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин составил 58,8 лет (в западноевропейских странах, США, Японии, Австралии - на 15-20 лет больше). Ровно двукратное увеличение этого показателя по сравнению с 1896-1897 гг. произошло в результате огромного сокращения коэффициента смертности младенцев на первом году жизни - в 26 раз (с 322 на 1000 родившихся в 1896-1897 гг. до 12,5 в 2005 г.). В 80 раз также снизилась смертность детей в возрасте 1-4 года.

В то же время, в самых активных рабочих возрастах (25-39 лет) смертность уменьшилась незначительно, а у мужчин в возрастах от 40 лет она даже повысилась.

При сохранении в дальнейшем современного (2005 г.) повозрастного уровня смертности мужчин России из нынешнего поколения 16-летних юношей до 60 лет не доживет 47%, т.е. около половины, в конце XIX века такая вероятность составляла немногим более половины (55%).

В 2005 году показатель ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин составил 58,8 лет (в западноевропейских странах, США, Японии, Австралии - на 15-20 лет больше). Ровно двукратное увеличение этого показателя по сравнению с 1896-1897 гг. произошло в результате огромного сокращения коэффициента смертности младенцев на первом году жизни - в 26 раз (с 322 на 1000 родившихся в 1896-1897 гг. до 12,5 в 2005 г.). В 80 раз также снизилась смертность детей в возрасте 1-4 года.

В то же время, в самых активных рабочих возрастах (25-39 лет) смертность уменьшилась незначительно, а у мужчин в возрастах от 40 лет она даже повысилась.

При сохранении в дальнейшем современного повозрастного уровня смертности мужчин России из нынешнего поколения 16-летних юношей до 60 лет не доживет 47%, т.е. около половины, в конце XIX века такая вероятность составляла немногим более половины (55%).

Россия в отношении столь неблагополучной динамики смертности ее населения разительно отличается от большинства развитых стран, где продолжительность жизни практически всех возрастных групп населения увеличивалась в течение всего ХХ века и особенно интенсивно - в его последней трети.

Высокая смертность мужского населения привела к ухудшению соотношения полов в структуре населения. Если по переписи 1897г. на 1000 мужчин приходилось 1055 женщин, то на начало 2006г. - 1158.(Приложение Б)

В 2006 году отмечено существенное снижение смертности населения. По предварительным оценкам показатель ожидаемой продолжительности жизни мужчин впервые за последние 8 лет превысил пенсионный возраст, увеличившись на 1,5 года (с 58,87 лет в 2005 г. до 60,37 лет). У женщин этот показатель поднялся не столь значительно - на 0,8 лет (с 72,4 лет в 2005 г. до 73,23 - в 2006 г.).

Сокращение числа умерших наблюдалось по всем основным классам причин смерти:

- от болезней системы кровообращения на 67,3 тыс. или на 5%,

- от внешних причин смерти на 33,1 тыс., или на 11%

из них:

- от ДТП на 15,2 тыс., или на 38%,

- от случайных отравлений алкоголем на 7,9 тыс., или на 19%,

- от убийств на 6,8 тыс., или на 19%,

- от самоубийств на 3,2 тыс., или на 7%;

- от болезней органов дыхания на 12,0 тыс., или на 13%,

- от болезней органов пищеварения на 4,4 тыс., или на 5%,

- от некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 3,3 тыс., или на 8%

из них:

- от туберкулеза на 3,7 тыс., или на 12%;

- от новообразований на 1,7 тыс., или на менее 1%.(Приложение Г)

Продолжилось сокращение младенческой смертности (на 7,2%). В 2006 году ее показатель составил 10,2 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми, против 11,0 в 2005 году. Снизилась материнская смертность - 23,8 умерших на 100 тыс. родившихся живыми против 25,4 в 2005 году (на 6,3%).

Остается надеяться, что наблюдаемое улучшение ситуации является началом долговременной положительной тенденции. Это тем более актуально в условиях начавшегося снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Как и прогнозировалось ранее Росстатом согласно предварительной оценке возрастного состава населения число лиц рабочих возрастов на начало 2007 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 176 тыс. человек и этот процесс будет нарастать.

2.3 Миграции и эмиграции

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим иммигрантам. Ряд государств прибег в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производств за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов Российской Федерации.

Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В Российской Федерации это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся-эмигрантов и прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

Сохраняется внутренняя миграция населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределения населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

ГЛАВА 3: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.

3.1 Цели и задачи демографической политики.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

улучшение репродуктивного здоровья населения;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

создание условий для самореализации молодежи;

социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения:

регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;

обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

3.2 Механизмы и этапы реализации Концепции демографической политики

Реализация Концепции предполагает:

объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации;

координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;

разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;

концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций;

обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;

продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются: разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;

разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;

организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

Концепция служит основой для формирования демографической политики в субъектах Российской Федерации и разработки региональных планов по улучшению демографической ситуации.

Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.

На первом этапе (2007–2010 годы) предполагается принять дополнительные меры по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи; усилить работу по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; повысить культуру здорового образа жизни.

В этот период будет продолжена работа по обеспечению государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий семьям, имеющим детей. Государство озаботится также созданием условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности.

Предполагается внесение корректив в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006–2010 годы и региональных программ обеспечения жильем молодых семей.

Отдельно оговариваются поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот, и создание необходимых условий для реализации органами исполнительной власти субъектов Федерации с 1 января 2008 года государственных полномочий по опеке и попечительству.

На первом этапе реализации концепции также будет решаться задача повышения эффективности миграционной политики.

На втором этапе (2011–2015 годы) планируется реализовать меры, направленные на существенное улучшение здоровья населения, полную реализацию и изменение репродуктивных установок населения, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, формирование жизнесохранительного поведения и повышение ответственности населения за свое здоровье.

На третьем этапе (после 2016 года) предлагается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации, принятию превентивных мер, своевременной коррекции программ и планов по сбережению населения, разработке мер, направленных на развитие комплекса действий, реализуемых на первом и втором этапах.

Субъекты Федерации на основе концепции будут формировать собственную демографическую политику и разрабатывать соответствующие региональные программы

3.3 Приоритеты демографической политики в различных отраслях.

Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.

В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан будет усилено внимание органов государственной власти Российской Федерации к совершенствованию организации и развитию государственной и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.

Требует решения проблема обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.

Первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

В целях снижения осложнений и смертности от злокачественных новообразований требуются разработка и внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем планируется разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.

С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных учреждениях.

Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда. Необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья работающих во вредных и тяжелых условиях.

Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана система принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охране труда, предусматривающая развитие страхования от производственного травматизма.

Активные меры должны быть приняты по развитию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи.

Учитывая особенности охраны здоровья коренных малочисленных народов Севера, особое внимание должно быть уделено улучшению организации медицинской помощи в северных территориях.

Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным направлением повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения:

привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;

обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;

создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

Следует разработать механизмы привлечения в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.

Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.

Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).

Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере плат-ных услуг.

Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.

Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год: [указ Президента 11.10.2007].

2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: [принят Гос. думой 22.10.2006, № 256].

3. Обеспечение жильем молодых семей: [постановление Правительства РФ 15.05.2003, N 285].

4. Об основах государственной поддержки семьи в РФ: [внесенный Советом федерации 15.11.2007] .

5. Бойко А.И. Экономическая демография / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

6. Волгин Н.А. Демография: учебник / Волгин Н.А.- М.: РАГС / 2003.

7. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2002.

8. Тихомиров Н. Демография. Методы анализа и прогнозирования / учебник / Тихомиров Н. – М: Экзамен, 2005

9. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.

10. Ломакин В.К. Мировая экономика / Ломакин В.К. – М.: Юнити / 2005.

11. Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения / учебник / Е.Г.

Чистяков. - М.: Инфра-М, 2005.

12.http://www.demographia.ru

13.http://demoscope.ru

14.http://www.gks.ru/ [Росстат]

15. http://www.socionet.ru.

Приложение А.

Таблица: Численность населения 1989-2008г.

Приложение Б.

Изменение численности населения регионов России за период между переписями населения 1989 и 2002 гг.

Компоненты изменения численности населения федеральных округов Российской Федерации за 1994 — 2001 гг. (тыс. человек).

Приложение В.

Приложение Г

Таблица: Коэффициенты смертности по основным причинам смерти (число умерших на 100 000 человек населения)