Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

«Система Г. Форда и подходы к управлению А. Слоуна»

 

             

«Система Г. Форда и подходы к управлению А. Слоуна»

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский Государственный Экономический Университет

Институт управления

Кафедра Менеджмента

тема: «Система Г.Форда и подходы к управлению А.Слоуна»

Выполнила: Павлова Е.А.

521-Мо

Проверил: Гук С.В.

Владивосток

2009


Содержание

Введение. 3

Глава 1.Система управления Генри Форда. 4

1.1.Биографические данные. 4

1.2. Основная концепция системы. 5

Глава 2. Подходы к управлению Альфреда Слоуна. 11

2.1. Краткая биография. 11

2.2. Стратегия Слоуна. 14

Глава 3. Управление компаниями «Ford Motor Company» и «General Motors» 16

3.1 «Ford Motor Company». 16

3.2 «General Motors». 18

3.3 «General Motors» и «Ford» борются с кризисом. 20

Заключение. 21

Список литературы. 22

Введение

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

Целью данной работы является рассмотрение системы Форда и подходов к управлению Слоуна. Для этого необходимо проанализировать как один метод, так и другой, и провести их сравнительную характеристику. [1]

Глава 1.Система управления Генри Форда.

1.1. Биографические данные.

Третьим крупнейшим представителем первой школы менеджмента (школы научного управления) был Форд, хотя некоторые представители советской науки были склонны относить его к выделяемой ими некой прагматической школе.

Форд Генри (1863-1947) американский изобретатель, бизнесмен и исследователь, первопроходец американского автомобилестроения, создатель системы управления, получившей название «Фордизм». Родился в семье фермера-иммигранта в штате Мичиган, получил образование в сельской школе. С ранних лет проявил интерес и недюжинные способности к технике.

Несколько лет носился с идеей создания «паровой тележки» для замены конной тяги при пахоте, а также для использования в качестве экипажа. Тележка была сконструирована и построена, но из-за принципиальной невозможности совместить небольшой вес, значительную мощность и безопасность двигателя идея была признана бесперспективной для дальнейшей разработки и через два года работы Форд от нее отказался. Он переключился на работу над экипажем с двигателем внутреннего сгорания.

В 1892 году был изготовлен, а в 1893 году испытан первый автомобиль Форда (газолиновая тележка) и он перешел к конструированию более совершенного образца. Параллельно он работал в Эдиссоновской компании Детройта, где дослужился до должности главного инженера. В 1899 году Форд целиком переключается на работу по созданию автомобилей, а в 1903 году основывает компанию «Общество автомобилей Форда», с которой будет связана вся его последующая деятельность. Компания становится крупнейшим производителем автомобилей в США и во всем мире и почти четверть века удерживает эти позиции.

Форд создал уникальную систему управления производством. Свои разработки и опыт их практического применения Форд описал в своих книгах: «Моя жизнь, мои достижения» (1922г.) и «Сегодня и завтра» (1926г.)

1.2. Основная концепция системы.

В основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

· Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия);

· Производство должно происходить из самого продукта;

· Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату;

· В методах производства постоянно предпринимаются значительные изменения, никогда не бывает застоя, вот в чем причина дешевизны производства;

· Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот;

· Требовать, чтобы на ту или иную работу тратилось больше силы, чем это абсолютно необходимо, значит быть расточительным.

Цель Форда состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли он полагался на размеры сбыта. Равным образом, его цель – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.

Кроме того, Фордом были сформулированы четыре следующих основных принципа его производства:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому.

2. Не обращай внимания на конкуренцию.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды.

4. Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать.

Система Форда, отличаясь внутренней целостностью, является весьма разносторонней. Она естественным порядком распадается на несколько самостоятельных направлений, каждое из которых является далее предметом особого рассмотрения.

Экономия на издержках производства.

По Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям.

Первым из них может быть признано сбережение материалов. Это сбережение рассматривалось в двух аспектах: как собственно сбережение материала и как сбережение труда, который нем овеществлен.

Второе направление снижения издержек производства – механизация трудовых процессов. Высшим достижением на заводах Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. В связи с этим внедрением Форд писал: «Ныне мы следуем двум общим принципам при всех работах: заставлять рабочего, по возможности, не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось наклоняться вперед или в стороны».

Третье направление снижения себестоимости – это упрощение перевозок.

Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация. Стандартизация в истинном смысле слова есть сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

И последнее, что относится сюда же – децентрализация производства. Самый экономичный метод производства в будущем будет состоять в том, что все части изделия будут изготовляться не под одной крышей. Каждая часть будет производиться там, где она может быть сделана наиболее совершенно. Собираться же все части будут в центре потребления.

Рационализация труда и повышение его производительности. Если 12 тысяч служащих сберегут ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль.

Использование рабочей силы, условия труда и социальная поддержка работников.

Введение 8-часового рабочего дня, так как, согласно исследованиям, в течение этого времени рабочие дают наилучшую работу.

Классификация работников и подбор кадров. «Мы не нуждаемся в обученных рабочих, так как все «умение» заменено машинами. Если бы каждое действие нашего производства требовало умения, то нашего производства не существовало бы (такого количества квалифицированных рабочих найти не удалось бы, кроме того, машина, сделанная их руками, из-за высокой цены не нашла бы покупателя)» - говорил Форд.

Условия труда. Непременным условием высокой работоспособности и гуманной обстановки являются чистые, светлые и хорошо проветриваемые помещения. Ни одна машина в производстве не считается пригодной, если она не абсолютно безопасна.

Социальная поддержка. В 1916 году была основана промышленная школа Г.Форда для мальчиков, которые под давлением обстоятельств вынуждены преждевременно оставить обычную школу. В школе Форда придерживались трех принципов:

· Дать мальчику возможность остаться мальчиком вместо того, чтобы воспитывать из него скороспелого мастерового;

· Вести научное образование рука об руку с ремесленными уроками;

· Воспитывать у мальчика чувство гордости и ответственности за свою работу.

Была организована больница Форда. В ней не было больничных палат. Все комнаты были рассчитаны на одного больного и имели ванну. В больнице на первое место ставились интересы пациента. Все врачи и сиделки получали приличное жалование и им не разрешалось практиковать вне больницы. В 1919 году началась организация магазинов, чтобы устранить сложившееся положение, когда с рабочих лавочники брали несообразные цены и хорошая зарплата оказывалась недостаточной. Всего было открыто 10 магазинов. Цены в них были в среднем на 25% ниже рыночных. Магазины отпускали товары только рабочим компании Форда и исключительно за наличные.

Оплата труда.

« Платит жалованье не работодатель, он лишь управляет деньгами. Жалованье платит продукт, а управление организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это сделать. Нужно создать систему оплаты, которая не зависела бы ни от доброй воли благомыслящих, ни от злостности эгоистичных работодателей. Но для этого нужно найти первое реальное условие, реальный фундамент, заключающийся в том, чтобы рабочие видели связь между оплатой и проделанной работой. Зарплата должна покрывать все расходы по обязательствам рабочего за пределами фабрики. Мы ввели участие в прибылях. По истечении каждого года мы разделяли между работниками известный процент нашей чистой прибыли. Например, в 1900 году было распределено 80 тысяч долларов на основании срока службы рабочих» - пишет Форд.

Повышение качества, формирование цен и прибыли.

Качество продукции. В компании велась постоянная борьба за простоту, надежность и дешевизну производимых автомобилей. Каждая отдельная часть автомашины должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить усовершенствованной частью, машина же в целом должна служить неограниченное время. Наглядный пример борьбы за качество – поиск легкого и прочного материала, который увенчался успехом – выбором в качестве главного конструкционного материала ванадиевой стали.

Цены и прибыль. «Постоянная политика компании – планомерное и непрерывное снижение цен, несмотря на повышение расходов на материалы и увеличение заработной платы. Если производитель действительно хочет выполнить свою задачу, он должен понижать цены, пока публика не захочет и не сможет платить. Отказ покупателя переплачивать на ценах является настоящим стимулом для дела. При падении цен предприниматель прямо вынужден изобретать лучший способ производства и извлекать из него прибыль вместо близорукой погони за ней путем понижения зарплаты или повышения продажных цен». Такова ценовая политика Форда.

Таковы методы, на которых основано производство предприятия Форда.

«Форд хлестал афоризмами ("Неудача - только возможность начать снова более разумно", "Больше людей сдавшихся, чем проигравших"), был жестким хозяином, но по-настоящему любил своих рабочих и заботился о них. Он открыл школу, больницу, завел традицию коллективных пикников и обедов. Он был строгим, но справедливым отцом, вбивающим в головы своих шалопаев старомодные истины. Если бы это было в его власти, "Ford-Т" выпускался бы всегда. Когда пришлось заменить его в 1927 году, он закрыл производство на шесть месяцев. Но было слишком поздно: лидером американского автомобилестроения стал General Motors, сообразивший переориентироваться на выпуск разных марок, предложить покупателю ассортимент автомобилей "для любой цели и любого кошелька"». [1]

Крушение своих принципов Форд переживал крайне тяжело. Ненависть к финансистам выплескивалась антисемитской желчью (впрочем, Форд потом раскаялся), компания катилась вниз: уже не только GM, но Chrysler Corp. изучали спрос, продавали в кредит (а не только за наличные), успешно развивались, а Форд все упирался в свои, когда-то удивительно успешные, принципы. Если бы он был генералом, он сослал бы штабистов на передовую, поставил над ними геройского старшину. Солдаты бы у Форда были одеты, обуты, хорошо накормлены, толщину брони танков он проверял бы лично, офицерские звания были бы отменены. Перед боем он на "Форде-Т" выезжал бы перед армией и вел ее в атаку.

Что осталось: конвейер, синие воротнички, система дилеров и гарантии покупателям? Не только: любой массовый продукт от "Биг Мака" до одноразовой ручки имеет общего родителя - автомобиль "Форд-Т". Его внук Генри Форд-II уже после смерти деда взял на работу спасательную команду образованных менеджеров во главе с будущим министром обороны США Робертом Макнамарой. Принципы Генри Форда были подкорректированы. Модель "Ford-T" названа автомобилем века. Новый "Ford Focus" был признан лучшим автомобилем 1999 года. Слоган рекламной кампании "Ford Focus": "Всегда желать большего". Правда, сам основатель компании под этим имел в виду нечто другое. Но так ли прост был этот генри Форд, которого называли сварливым скрягой и безумным диктатором? И не он ли заложил основы сегодняшнего процветания империи Форда? [1]

Глава 2. Подходы к управлению Альфреда Слоуна.

2.1. Краткая биография.

Альфред П. Слоун родился в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) в 1875 г. В 1895 г. по окончании Массачусетского технологического института, он получил диплом инженера-электрика и устроился конструктором в Hyatt Roller Bearing Company в Харрисоне (штат Нью-Джерси). Эта компания, появившаяся за несколько лет до прихода в нее Слоуна, была создана Уэлси Хайатом и производила подшипники его конструкции. Слоун вскоре покинул компанию и в течение следующих двух лет работал в фирме, занимавшейся производством холодильников. У Хайата тем временем возникли значительные финансовые трудности, и он уже был готов к тому, чтобы оставить бизнес. Отец Альфреда Слоуна и группа компаньонов смогли собрать средства, достаточные для поддержания работы компании, Альфред же, вернувшийся к этому времени в фирму, и молодой бухгалтер Питер Стинстрап попытались изменить положение дел в компании к лучшему. Рей пишет: «Им это удалось, и в процессе этого Слоун получил достаточно серьезный опыт в области управления коммерческими предприятиями. В 1909 г. Стинстрап, в ведении которого находились финансы компании, уволился, и Слоуну пришлось заниматься решительно всем: конструированием, разработкой, изготовлением и продажей. Одновременно он изучал основные аспекты массового производства. Он стал руководителем Hyatt Roller Bearing Company именно в тот момент, когда основным потребителем ее изделий стала автомобильная промышленность, отслеживание развития и роста которой позволило ему обрести бесценный опыт».

Весной 1916 г. Уильям С. Дьюрант, основатель General Motors Corporation (GM), предложил Слоуну продать Hyatt холдинговой компании United Motors Corporation. United Motors была создана Дьюрантом с целью выкупа ряда производителей основных комплектующих, таких как:

Hyatt Roller Bearing Company и New Departure Manufacturing Co., ведущих производителей шарикоподшипников, Remy Electrical Company и Dayton Engineering Laboratories Company (Delco), изготавливавших стартеры, системы зажигания, освещения и прочие электрические системы, и Perlman Rim Corporation. Покупка этих компаний не только обеспечила стабильность поставок, но и позволила вовлечь в орбиту General Motors множество способных людей.

К этим «способным людям», вне всяких сомнений, относился и Альфред Слоун. Его первая реакция на предложение Дьюранта была скептической. Среди клиентов компании Hyatt были такие фирмы, как Ford и GM; под руководством Слоуна компании удалось успешно сочетать крупномасштабное производство и точность, отвечавшую требованиям стремительно развивавшейся американской автомобильной промышленности. Тем не менее, после размышлений он осознал, что «Hyatt странным образом стала слишком большой для того, чтобы оставаться независимой». Компания приспособилась к работе в условиях массового производства и могла успешно работать лишь на стабильном рынке, имеющем масштабы, сравнимые с потребностями компаний Ford и GM. Если бы эти компании приняли решение об открытии собственного подшипникового производства, Hyatt оказалась бы в сложном положении. Предложение Дьюранта было принято, вследствие чего Слоун стал президентом United Motors и главным акционером компании. После того, как в 1918 г. United Motors слилась с General Motors, Слоун стал совмещать пост президента United Motors с обязанностями вице-президента GM.

General Motors была создана Дьюрантом из того, что было названо Реном "сплавом производителей автомобилей и производителя отдельных деталей". Дьюрант явно не смог должным образом организовать созданное им предприятие, и эта слабость стала очевидной во время кризиса 1920 г. В конце Первой мировой войны американская экономика, подобно экономике британской, пережила краткий бум, вызвавший рост оптимистических настроений у производителей автомобилей. Как пишет Чендлер, «росли как потребности, так и цены, ощущалась явная нехватка новых автомобилей». Однако весной 1920 г. спрос на автомобили стал падать. Это падение, которое продолжалось и летом, вынудило производителей, начиная с Ford, пойти на снижение цен. Депрессия оказалась кратковременной. Рей пишет: «Она была краткой, болезненной и тут же забылась». Тем не менее, «это кризис 1920 г. оказал очень серьезное влияние на автомобильную промышленность. Он поставил производителей перед необходимостью серьезной реорганизации, обусловившей долгосрочные изменения в структуре отрасли». Здесь уместно вспомнить о том, что падение спроса на автомобили GM вскоре привело компанию к серьезным проблемам в движении наличности. Несмотря на то, что Слоун рекомендовал Дьюранту снизить цены на продукцию, тот отказался, и уже к октябрю 1920 г. менеджеры компании оказались в ситуации, когда не осталось средств даже на выписку счетов и ведомостей. Стоимость акций компании стала падать, и, чтобы исправить ситуацию, Дьюрант предпринял отчаянный последний шаг, попытавшись скупить их в кредит. Попытка эта провалилась, и 20 ноября 1920 г. Дьюрант был вынужден уйти с поста президента основанной им компании. Ее мог спасти только огромный кредит, предоставленный Du Pont Company, ставшей держателем основной доли акций GM. Престарелый Пьер Дюпон занял кресло президента компании, тут же назвав Слоуна своим преемником. Слоун стал главным администратором и президентом GM в 1923 г., а в 1937 г. был избран председателем совета директоров. В 1956 г. он стал почетным председателем компании и оставался в этом качестве до конца жизни. Альфред П. Слоун умер в 1966 г.

2.2. Стратегия Слоуна.

В конце 20-х гг. XX века с появлением первых дивизиональных (или отделенческих) схем организационной структуры было найдено решение проблем, возникающих в организации, построенной по линейно-функциональной схеме. Рассмотрим на примере предприятия «Дженерал Моторс». Руководство этого автомобильного гиганта и, в частности, ее новый президент Альфред Слоун отдавали себе отчет в том, что в штаб-квартире невозможно эффективно принимать все решения относительно деятельности многочисленных производственных линий по выпуску машин. Чтобы решить эту проблему, каждому подразделению по выпуску машин было определено место, которое оно должно было занять на рынке продукции. Руководство компании обратилось с просьбой ко всем управляющим подразделениями разработать планы прибыльных операций, превратив их в «центры прибыли». Сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений способствовало образованию дивизиональных организаций.

Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.

А. Слоун определил дивизиональную схему как «скоординированную децентрализацию». Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли.

Компания отчаянно нуждалась в преобразованиях. Следовало значительно повысить качество продукции, улучшить отношения с клиентами и снизить производственные затраты. Другой насущной потребностью было измене­ние организационной структуры. Для этого Северо-Американское подраз­деление корпорации было реструктуризировано и разделено на две группы: ВОС (Buick, Oldsmobile, Cadillac) и СРС (Chevrolet, Pontiac, Canada). Таким образом, прежняя структура с ее автомобильными, производственными подразделениями перестала существовать. Каж­дая группа представляла собой самодостаточную единицу со своими соб­ственными функциональными компонентами. Новая в то время система управления, базирующаяся на дивизиональной схеме построения, быстро продемонстрировала свое превос­ходство, так как способствовала дальнейшему росту корпорации и по­лучению большей прибыли. В 1927 г. «Дженерал Моторс» обогнала «Форд», а ее новая схема была перенята рядом крупных химических компаний. Децентрализованная организационная структура, предложенная Альфредом Слоуном для General Motors, вызвала очень большой интерес и быстро распространилась по всему индустриальному миру. Децентрализованное производство с централизованной координацией контроля позволило отдельным элементам GM эффективно работать над решением общих задач. Как пишет Кеннеди, «Файоль сумел найти организационное решение для одно-продуктовых производств. Слоуну же удалось решить ее для больших комплексных производств эры массового производства».

Тем не менее реструктуриза­ция обернулась бедствием. Почему же так произошло? Многие рабочие и служащие корпорации понятия не имели о грядущих пе­ременах, поэтому произошедшее было для них как гром средь ясного неба. Как это отразится на их работе? Не грозят ли им увольнения? Состояние такой неопределенности никак не способствовало повышению производи­тельности труда. [4, 5]

Глава 3. Управление компаниями «Ford Motor Company» и «General Motors»

3.1 «Ford Motor Company»

"Ford" ("Форд Мотор", "Ford Motor Company"), американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок "Ford", "Mercury", "Lincoln", грузовики, разнообразную сельскохозяйственную технику. Компании "Ford" принадлежат компании "Jaguar", "Volvo", "Aston Martin". Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от которого была когда-то ферма родителей Генри Форда.

Компания была основана Генри Фордом в 1903 и по мысли своего создателя сразу предназначалась для выпуска массового дешевого автомобиля. Первоначально такой была модель "A", в 1908 ее сменила "Модель "T", окрещенная карикатуристами "жестяной Лиззи". Успех новой модели был столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами.

В "Ford Motor" в 1913 впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40 - 60 %. Одновременно и зарплата рабочих и служащих возросла так, что превысила среднюю по промышленности в два раза. На предприятиях вводится восьмичасовой рабочий день. К середине 1914 было произведено 500 тысяч "Ford Model "T", к 1923 каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах "Ford Motor".

В 1922 "Ford Motor" приобрел компанию "Lincoln", управление которой было поручено Эдселю Форду. Авторитарный стиль управления старшего Форда становится излюбленной мишенью левой прессы, отказ Форда терпеть профсоюзы на своих предприятиях вызывает кампанию настоящей травли.

Вместе с тем американцы к концу 1920-х годов устали от однообразной "Модели "T". Вперед вырываются конкуренты из "General Motors" , "Ford Motor" отвечает моделью "Ford A", популярность которой все же отстает от Chevrolet и Buick.

В 1920 - 1930-е годы "Ford Motor" активно открывает отделения во многих странах мира, в том числе сотрудничает с Советской Россией (создание заводов "ГАЗ", "АМО"). Хотя Генри Форд относился к Октябрьской революции резко отрицательно, тем не менее, он считал, что у России большое будущее, если она встанет на путь индустриального развития.

Великая депрессия 1929 резко снижает продажи автомобилей. Вдвое падает заработная плата. Сравнительно удачной была линия автомобилей "Mercury", запущенная в 1938.

Компанией номинально управляет Эдсель Форд, но его авторитет не сравним с авторитетом его отца. В делах начинается застой, продлившийся до начала Второй мировой войны, когда военные заказы поправили дела.

После краткого правления старика Форда (Эдсель умер в 1943) в 1945 власть перешла к Генри Форду-второму, вдохнувшему новую жизнь в компанию. Форд-младший реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы "мозгового штурма", пригласив группу системных аналитиков.

Запуск серий моделей Ford Thunderbird в 1955 и Ford Mustang, ставших ныне классическими, упрочил финансовое положение "Ford Motor". В Западной Германии с 1967 сходит Ford Fiesta, завоевавший популярность в Европе.

С середины 1980-х годов выпускается Ford Taurus. Покупка компании "Jaguar" еще более увеличивает гамму фордовских моделей, по комфорту ничем не напоминающих о "жестяной Лиззи". Компания открыта для новаций и перемен; интересно, что "Ford Motor", пионер в введении конвейера, первая же среди крупных корпораций и отказалась от него, так как современные рабочие с большей отдачей делают работу, в которой есть элемент самостоятельного творчества.

Стремясь увеличить продажи в Европе, компания в 2000 представила новый Ford Mondeo, ориентированный на классические ценности среднего класса. В США же компания столкнулась с необходимостью замены некачественных шин, что принесло убытки.

В "большой тройке" американского автомобильного бизнеса "Ford Motor" занимает почетное второе место по объемам продаж. В 2002 г. выпускается новая модель Ford Fiesta.

В апреле 2002 на российский рынок поступила самая покупаемая модель "Ford" в мире Ford Focus.

В ближайшее время планируется выставить на продажу компанию "Aston Martin". В настоящее время компанией руководит Билл Форд. [2, 7, 8]

3.2 «General Motors»

Автомобильная компания General Motors появилась в 1908 году и уже более пол века не оставляет лидерских позиций в автомобильной промышленности. Основателем одной из самых крупных автомобилестроительных компаний является Уильям Крапо Дюрант, который родился в 1860 году в Бостоне. Первая компания, созданная Уильямом называлась "Дюрант-Дорт", затем на свет появился тогда еще мало что говорящий своим названием, а сегодня ставший легендарным брендом "Бьюик - автосила и автомощь". Так начиналась больной путь Дюранта в лидеры автомобильных производителей. Уильям Крапо Дюрант вложил огромный вклад в развитие компании, его заслуги послужили основой дальнейшего стремительного развития неприметной частной фирмы под названием " General Motors " в гиганта с мировым именем.

Следующим серьезным шагом на пути к развитию компании стало решение, которое принял в 1927 году другой президент General Motors Альфред Стоун, и суть которого была в увеличении прибыли от продаж путем разработки новых моделей. Следующий этап развития корпорации General Motors включал в себя получение более крупной компании, которая состояла из мелких, занимающимися автомобилестроительной деятельностью компаний. Подобный путь прошли многие компании, в том числе Шевроле, Кадиллак и другие.

В более чем 30 странах размещены крупные заводы компании General Motors, которые занимаются производством большого количества автомобилей и в более чем 200 странах производится продажа автомобилей. Для сохранения ведущих позиций в индустрии автомобилестроения компания General Motors продолжает расширять ассортимент своей продукции, увеличивая модельный ряд и усовершенствуя его возможности, а также уделяет внимание созданию подразделений в других странах мира.

General Motors на современном этапе - это автомобили Saab, Opel, Chevrolet, Cadillac, Pontiac, Buick, Hummer и еще некоторые популярные бренды входящие в богатый модельный ряд.

Свою работу в России корпорация начала в 1992 году. Тут обустроено производство автомобилей Chevrolet Captiva, Chevrolet Viva и Chevrolet Niva, Cadillac и Hummer, которое происходит на новом заводе, вблизи Санкт-Петербурга. Такое сотрудничество с зарубежным производителем, как для американцев, так и для россиян, дает новый виток роста и развития, а также повлекло за собой создание большого количества рабочих мест. General Motors, только ступив на землю русскую, моментально заняла первое место в топе самых популярных авто в России. В России наибольшим спросом пользуется известная марка данного концерна Chevrolet, которая отлично сочетает в себе цену и качество. [3, 9]

3.3 «General Motors» и «Ford» борются с кризисом

Автосалон в Детройте стал порой печальных объявлений для американских производителей автомобилей. General Motors пытается убедить инвесторов в том, что концерн избежит банкротства. Ford затевает масштабную реструктуризацию бизнеса в США.

Вице-председатель совета директоров автомобильной корпорации General Motors Роберт Лутц заявил на пресс-конференции в рамках Международного автошоу в Детройте, что подача заявки на банкротство в планы его компании не входит. По словам Лутца, GM прилагает все усилия, чтобы вновь стать прибыльной, но этот путь для компании будет довольно тяжелым, передает K2Kapital.

Лутц заявил, что ни в коей мере не разделяет мнение аналитиков, предсказывающих скорое и неминуемое банкротство компании. За первые 9 месяцев 2005 года убытки североамериканского подразделения GM составили 4 млрд долларов. В декабре компания объявила, что планирует закрыть часть предприятий или даже все 12 заводов в Северной Америке и уволить 30000 рабочих до 2008 года.

Не отстает и второй из тройки крупнейших автопроизводителей США - Ford. Компания сообщила о том, что составляет план по выводу из кризиса ее американских предприятий и самым тщательным образом пересматривает все расходы. По словам Марка Филдса, который руководит деятельностью Ford в США, компания анализирует свою конкурентоспособность с точки зрения постоянных издержек и материальных затрат для того, чтобы скорректировать их в соответствии со спросом. Он также добавил, что для Ford большое значение имеет сокращение чрезмерных производственных мощностей. [6, 10]

Заключение

В заключении хочется отметить, что, на мой взгляд, у обоих менеджеров были как сильные, так и слабые стороны в их методах управления. Например, в системе Форда к преимуществам можно отнести знаменитую конвейерную сборку, создание благоприятных условий как для работы на производстве, так и для жизни в целом для работников его компании, также стоит отметить введение им минимальной заработной платы $5. К недостаткам же относится запрет на продажу автомобилей в кредит, отсутствие ассортимента выпускаемой продукции и слабое ощущение пожеланий покупателей. На мой взгляд, именно по этому компания General Motors и опередила Ford, ведь ее руководство учло пожелания покупателей, пошло им на встречу (продажа автомобилей в кредит) и улучшило комфортность своих авто, также в компании General Motors выпускались сразу несколько разных марок. А у Форда были только дешевая «Модель Т» и очень дорогой «Линкольн». Если человек добивался определенного успеха в жизни, но еще не такого, чтобы позволить себе ездить на «Линкольне», он искал нечто среднее между «Моделью Т» и «Линкольном», и находил это у «General Motors». Форду изменило деловое чутье, чувство рынка.

Вот по этим причинам компания «General Motors» стала мировым лидером по производству автомобилей, а «Ford» остается на втором месте.

Список литературы.

1. Балабан В.А. История менеджмента. Учебное пособие. - Владивосток: ДВГАЭУ, 2001.

2. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. - М.: АСТ, 2005.

3. Курганов В. Современный менеджмент. Теория и практика управления. М.: 2004. – 182с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. – 704 с.

5. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2000 – 300 стр.

6. http://www.newsru.com/finance/10jan2006/gm_ford.html

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ford_Motor_Company

8. http://www.ford.com

9. http://www.gm.com

10. http://www.rb.ru/search